Предпринимательская деятельность граждан (работа 2)

Министерство образования РФ

ФГОУ СПО «Кунгурский сельскохозяйственный колледж»

Предпринимательская деятельность граждан

Курсовая работа

Специальность 030503 «Правоведение»

Комаровой Евгении Юрьевны

Студентки 3 курса гр. П-311

Руководитель: Гомзякова Г.А,

преподаватель юридических дисциплин

Кунгур, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица

1.1 История частного предпринимательства в России

1.2 Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйственной деятельности

Глава 2. Государственная регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности

2.1 Государственная регистрация

2.2 Лицензирование

Глава 3. Преимущества и недостатки осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица

Глава 4. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

4.1 Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики.

Практика российского хозяйствования показывает, что наиболее распространенными формами предпринимательской деятельности в настоящее время являются такие как: индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, частное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество. Меня заинтересовала такая организационно - правовая форма, как индивидуальный предприниматель или предприниматель без образования юридического лица. Данная тема актуальна в наше время, так как граждане, обладающие правоспособностью и дееспособностью, имеют полное право заниматься предпринимательской деятельностью, после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Проблема состоит в том, что реалии российской экономической жизни таковы, что предприниматели в своей практической деятельности сталкиваются не только с экономическими, организационными, правовыми трудностями в процессе создания своего дела и его развития, но и с негативным воздействием некоторых субъектов, зачастую носящим противоправный характер. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране и поддержание достаточного уровня экономической безопасности предпринимательства.

Целью данной работы является попытка проанализировать основные вопросы правового регулирования деятельности индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

    Провести краткий историко-правовой анализ развития предпринимательской деятельности в нашей стране;

    Рассмотреть порядок проведения государственной регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности;

    Раскрыть процедуру прекращение деятельности ИП, уделив особое внимание несостоятельности (банкротству) ИП;

    Выявить преимущества и недостатки осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Объектом исследования является частное предпринимательство.

Предмет исследования будет составлять правовой статус индивидуального предпринимателя.

При написании работы использовался исторический и сравнительный, а также общенаучные методы, методы анализа и синтеза.

Глава 1. Осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица

1.1 История частного предпринимательства в России

Индивидуальное предпринимательство в России имеет многовековую историю. Достаточно вспомнить, что торговая деятельность являлась одной из основ хозяйственной жизни славян, а древнерусское государство, созданное в конце IX в., складывалось путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки».

В истории российского частного предпринимательства можно выделить четыре основных этапа.

Первый этап – зарождение предпринимательских отношений на Руси. Начало его связано с возникновением древнерусского государства, а окончание – с проведением политических и экономических реформ царем Петром I (IX – XVIII вв.). Рассматриваемый период характеризуется в основном развитием торговой деятельности индивидуальных предпринимателей. Как свидетельствуют исторические источники, уже в XI в. русские купцы были известны во многих странах мира. Центрами русской торговли и ремесла становились такие города как: Новгород, Киев, Псков, Тверь, Смоленск, Москва и др., в которых возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда съезжались для торговли различного рода индивидуальные предприниматели - купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры. Они совершали сделки, заключали договоры. Постепенно на Руси развивались традиции ярмарочной торговли.

В XVI - XVII вв. Россия обладает сильно развитой торговой сетью, возникает всероссийский рынок, продолжается развитие ремесленного производства, его специализация, которая тогда носила естественно-географический характер1.

Второй этап в развитии индивидуального предпринимательства связан с возникновением и развитием более цивилизованных форм хозяйствования. Это царский период, окончание которого датируется 1917 г. Петр I создал благоприятные условия для реализации лучших качеств русских предпринимателей, сделав ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Весьма характерно, что большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей: Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гарелины, Грачевы, Локаловы, Горбуновы, Скворцовы и многие другие. Каждый из этих предпринимателей организовывал огромные производства, которые снабжали своей продукцией десятки тысяч людей в России и за границей. В 1698 г. Петр I разрешил "купецким людям торговать так, как торгуют в иных государствах: компаниями". Это было сделано для того, чтобы мелкие купцы и ремесленники могли объединять свои капиталы и заниматься промышленностью и торговлей в крупных масштабах. Правительство Петра I всячески содействовало созданию таких компаний, предоставляло им средства, льготы, освобождало от некоторых повинностей2.

Дальнейшее совершенствование законодательства в период правления Екатерины II активно способствовало развитию предпринимательства. Ею отменяются все возможные ограничения, объявляется об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли. Благоприятствовали развитию деловой инициативы в купеческой среде правительственные указы, направленные на стимулирование конкурентной борьбы между индивидуальными предпринимателями не только в торговой, но и в промышленной сфере, при одновременном введении для них новых льгот. Большое значение в этот период приобрела задача обеспечения русского купечества кредитами на льготных условиях. При Петербургском порте в 1754 г. правительственным указом был учрежден Купеческий банк.

Реформы Александра II 60 - 70-х гг. XIX в. разделили историю России на дореформенный и пореформенный периоды. Последний можно назвать "золотым веком российского предпринимательства". С отменой крепостного права манифестом 19 февраля 1861 г. крестьяне получили потенциальную возможность для занятия предпринимательством. В целом темпы русского предпринимательства в XIX в. были просто поразительны. С 1802 по 1881 гг. численность фабрик увеличилась почти в 13 раз, а численность рабочих - более чем в 8 раз. Только за 1804 - 1863 гг. производительность труда увеличилась почти в 5 раз. С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем промышленного производства вырос в 10 - 20 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.

К началу XX в. Россия была аграрно-индустриальной страной. Новым классом, все более уверенно заявлявшим о себе, стала российская буржуазия. Ее формирование происходило различными путями. Это могли быть потомки крестьян, ставших розничными торговцами и накопивших свои начальные капиталы, откладывая каждую копейку. Примером таких предпринимателей могут служить братья Рябушинские. В экономической, исторической литературе период с 1907 по 1917 гг. именуется "русским чудом". В это время разрушается община, учреждается Крестьянский банк, самостоятельные крестьяне-фермеры кредитуются государством под низкий процент. Крестьянские хозяйства требовали все больше промышленной продукции, что обусловило и промышленный подъем. Это способствовало и увеличению общественного слоя предпринимателей. Перемены, последовавшие за свержением самодержавия, не только не препятствовали, но и давали качественно новый толчок предпринимательству, раскрепощая частную деловую инициативу и предприимчивость. Однако демократические преобразования, начатые Февральской революцией 1917 г., не получили своего продолжения в условиях резкого обострения социально-политической обстановки в стране после Октябрьского переворота1.

Начинается новый, третий этап истории российского частного предпринимательства – советский период. На данном этапе понятие "индивидуальный предприниматель" ассоциировалось с образом хищного эксплуататора, врага народа. В результате проведенной национализации предприятия крупной, а затем средней и мелкой промышленности перешли в собственность государства. Частнопредпринимательская деятельность разрешалась в строго определенных государством рамках. Новая экономическая политика (НЭП) стала кратковременной уступкой частному предпринимателю; т.к. четкого плана новой политики не существовало, она проводилась урывками, хаотично, непоследовательно. Наряду с рыночными продолжали действовать централизованные, по сути военно-коммунистические методы управления экономикой. На многие виды товаров государство распространяло фиксированные цены, что вело к их вымыванию из торговли. Если розничная торговля оказалась преимущественно в руках частника, то оптовая - в руках государства, что создавало взрывоопасную ситуацию на рынке, постоянно подпитывая как возможности спекуляции, с одной стороны, так и подавление частной инициативы - с другой. В конце 80-х - начале 90-х гг. Россия приступила к реформированию экономики, внедряя рыночный механизм хозяйствования.

С этого времени начинается четвертый - современный период в истории частного предпринимательства в России. В мае 1987 г. с принятием Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" был выявлен значительный потенциал индивидуальных предпринимателей. Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определенный срок. В этот период число индивидуальных предпринимателей стало стремительно увеличиваться. В Законе РСФСР "О собственности в РСФСР" было зафиксировано право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности на заключение договоров с гражданами об использовании их труда. Начинает формироваться целая система предпринимательского законодательства, включающая положения, регулирующие отдельные формы предпринимательства, вопросы регистрации, лицензирования и т.д.1

Таким образом, было положено начало возрождению частного предпринимательства в России. На сегодня же наиболее актуальной является задача дальнейшего совершенствования законодательства с целью стимулирования экономической активности и деловой инициативы граждан.

1.2 Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйственной деятельности

Предпринимательская деятельность - это одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.2

Предпринимательская деятельность есть деятельность экономическая. Предпринимательство объективно сопряжено с некоторой неопределенностью и неустойчивостью, возможностью невостребования результатов своей деятельности, что означает неизбежность риска, угрозу потерь времени, ресурсов, прибыли.

Индивидуальные предприниматели - (предприниматели без образования юридического лица или сокращенно ПБОЮЛ) — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, частные охранники, частные детективы (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Индивидуальный предприниматель (частный предприниматель) - субъект хозяйственной деятельности, организационно-правовая форма, предусмотренная законодательством Российской Федерации для ведения коммерческой (предпринимательской) деятельности гражданами, зарегистрированными в установленном порядке.

Индивидуальный предприниматель - гражданин, занятый инициативной, самостоятельной деятельностью (в рамках, не запрещенных законом), осуществляемой от своего имени, под свою имущественную ответственность, цель которой - получение прибыли или личного дохода.

Предприниматель - человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создаёт фирму, чтобы, соединяя производственные ресурсы, создавать блага, продажа которых принесёт ему прибыль.

Поэтому в жизни предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся коммерцией эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие товары. Если гражданин занимается такого рода деятельностью эпизодически, не преследуя при этом извлечение прибыли, он не может расцениваться как предприниматель и не должен регистрироваться в этом качестве.

С юридической точки зрения предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве.

С позиции же публичного права (уголовного и административного) предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконным предпринимательством.

Право гражданина заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью составляет содержание гражданской правоспособности. Для того чтобы реализовать это право, гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно, инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность и исполнять все обязанности, возникающие в связи с ее осуществлением.

Индивидуальный предприниматель имеет право: открыть расчетный счет в банковском учреждении; иметь свой товарный знак; заключать сделки и подписывать хозяйственные договоры; получать банковский кредит; самостоятельно платить налоги; быть истцом и ответчиком в суде по имущественным спорам с юридическими лицами; использовать наемный труд других граждан на основе договоров подряда и т.п.

Предпринимательская дееспособность гражданина возникает по достижении им восемнадцатилетнего возраста, т.е. с момента, когда он становится полностью дееспособным.

Таким образом, гражданин, достигший 18-летнего возраста, а в случаях и в порядке, установленных законом, и до 18 лет, вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

На территории России предпринимательской деятельностью могут заниматься как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

Для отдельных категорий граждан законами Российской Федерации установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью.

При этом в одних случаях закон исходит из несовместимости предпринимательства с общественным положением лица. В частности, Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью1.

Самостоятельной предпринимательской деятельностью не вправе заниматься судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов федеральной безопасности, налоговой полиции, нотариусы.

Свой бизнес чаще всего создают люди, которые психологически не приспособлены к подчинению. Они не могут работать в системах, где за спиной начальники, где надо исполнять свою часть работы, не ощущая конечных результатов своего труда. Мотивацией для предпринимательства у тех, кто обнаружил в себе призвание к этому, часто служит стремление к свободе – свободе материальной, свободе влияния на собственное положение, свободе влияния на деятельность своей фирмы, свободе влияния на свою нишу на рынке. Свободе влияния на ситуацию в своем селе, городе, в своей стране. Они выполняют любую работу на своем малом предприятии, их доходы могут быть невелики, но при этом они гордятся тем, что они – источник происходящего, хозяева. Нередко те, кто решает открыть своё дело - отстаивают собственное достоинство, оскорбленное материальным недостатком.

Предпринимательство интересно тем, кто хочет, как можно эффективнее применить свой ум, мастерство, знания и изобретательность, физические силы. Предприниматели хотят иметь моральное удовлетворение от своей деятельности с точки зрения ее общественной полезности они не будут делать бесполезную работу или выпускать ненужные изделия.

Индивидуальный бизнес всегда будет иметь свое место на рынке. Существует много направлений, по которым крупные предприятия просто не нужны. Есть направления, которые нуждаются и в крупных предприятиях и в индивидуальных предпринимателях – соответственно для крупных и для мелких заказов.

Индивидуальный предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом торговые сделки, т.е. те сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли.

Предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. Более того, индивидуальный предприниматель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от вины. Он освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. При этом к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств1.

Нарушенные имущественные права и интересы индивидуального предпринимателя защищаются в особом арбитражно-процессуальном порядке.

Индивидуальный предприниматель осуществляет хозяйственную деятельность за свой счет, несет полную имущественную ответственность за ее результаты, сам управляет своим предприятием, полностью самостоятелен в организации и развитии своего дела, единолично решает вопросы распределения полученного дохода после уплаты налогов. Все это обусловливает возможность гибкой адаптации, но и повышает степень риска. Индивидуальный предприниматель имеет право, как и юридическое лицо, привлекать наемный труд, но в отличие от юридического лица имеет право завещать свое имущество.

Индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых должен быть определен законом, он может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Итак, можно выделить три основных признака предпринимательской деятельности:

    осуществление деятельности с целью получения прибыли (коммерческий характер). Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества, то есть прибыли;

    осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск подразумевает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только возможных неблагоприятных последствий, но и дополнительного риска в обязательственных отношениях;

    осуществление лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Таким образом, осуществление самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, не является предпринимательством.

Глава 2. Государственная регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности

2.1 Государственная регистрация индивидуального предпринимателя

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП (ст. 23 ГК РФ). Статус индивидуального предпринимателя могут приобрести граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях (п.2 ст.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)1.

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей проводится в соответствии с ФЗ РФ от 08.08.2001г. № 129. Причем процедура регистрации индивидуальных предпринимателей максимально приближена к порядку регистрации юридических лиц. Она объединяет:

    государственную регистрацию предпринимателей;

    постановку их на учет в налоговых инспекциях в качестве налогоплательщиков;

    присвоение кодов по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

    регистрацию во внебюджетных фондах в качестве страхователя.

Государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляют органы Федеральной налоговой службы.

Физическое лицо, желающее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, представляет в Федеральную налоговую службу следующие документы:

    подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

    копию основного документа, удостоверяющего личность:

    копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ;

    копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

    подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ;

    нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным;

    документ об уплате государственной пошлины.

Исследователи данной области правоотношений отмечают, что государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства1.

Моментом государственной регистрации предпринимателя признается внесение регистрирующим органом записи о предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (п.2 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ).

В ЕГРИП фиксируются сведения о получении гражданином статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении им предпринимательской деятельности, об изменении ранее внесенных сведений и о документах, которые либо позволяют человеку заниматься индивидуальным бизнесом, либо лишают его этого права.

Перечень сведений об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в реестре, включает персональные данные предпринимателя (фамилия, имя, отчество; пол; дата и место рождения), сведения о гражданстве и месте жительства. Помимо этого ЕГРИП содержит данные о документах:

    удостоверяющие личность предпринимателя (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца в РФ и др.);

    подтверждающие факт внесения записи в ЕГРИП (свидетельство о регистрации);

    дающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности (лицензии).

Кроме того, в реестр вносится:

    идентификационный номер предпринимателя, дата постановки его на учет в налоговом органе;

    коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

    номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, фонде обязательного медицинского страхования;

    сведения о банковских счетах предпринимателя.

Предпринимателю не нужно представлять в налоговые органы копии полученных лицензий и сообщать о прекращении их действия. Об этом позаботится лицензирующий орган. Все сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем, лицензирующий орган обязан передать в Федеральную налоговую службу. Причем эти сведения он должен представить в течение 5 рабочих дней, считая со дня принятия решения о предоставлении лицензии, о ее переоформлении, о приостановлении действия, о возобновлении, об аннулировании лицензии.

В ЕГРИП записываются сведения и о прекращении деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. В реестре указывается дата и способ прекращения деятельности.

После государственной регистрации индивидуального предпринимателя или внесения изменений в ЕГРИП налоговый орган обязан представить необходимую информацию в государственные органы (Федеральные органы исполнительной власти, Министерство антимонопольного правительства, Министерство внутренних дел, Комитет РФ по финансовому мониторингу, Госкомстат, Таможенные органы), внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования) и органы местного самоуправления.

Таким образом, в течение 5 рабочих дней с момента получения документов налоговые органы должны принять решение о регистрации и сделать соответствующую запись в ЕГРИП. Через день с момента внесения записи в реестр налоговики выдают или направляют по почте Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п.3.1 статьи 11 ФЗ № 129 Федеральная налоговая служба в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством РФ, сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей1.

2.2 Лицензирование

Государственная регистрация лица, постановка на налоговый учет, открытие счета – вот вроде бы основные процедуры, пройдя которые ПБОЮЛ может осуществлять предпринимательскую деятельность. Да, верно. Может. Но, не всегда. В ряде случаев предпринимателю не обойтись без дополнительного специального разрешения. Речь идет о лицензии. Дело в том, что статьей 49 ГК РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь п.3 ст. 23 ГК РФ оговорено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

Таким образом, ПБОЮЛ для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые условия определяет Правительство РФ.

В настоящее время правила лицензирования определяет ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128 . В соответствии со ст.2 этого закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю, а лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, строго определен ст.17 Закона № 128-ФЗ. Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, имеет право выполнять только лицо, получившее лицензию и никакое другое. Передача лицензии одним лицом другому не допускается1.

Для получения лицензии ПБОЮЛ должен предоставить необходимый набор документов в соответствующий государственный орган. Чтобы документы не потерялись, они должны сдаваться по описи, на которой проставляется отметка лицензирующего органа о приеме документов.

В представляющий набор должны входить следующие документы:

    заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;

    лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;

    копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для индивидуального предпринимателя;

    копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

    документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

    сведения о квалификации работника – соискателя лицензии.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за выдачу самой лицензии, а также за выдачу самой лицензии взимается лицензионный сбор, а сбор за представление самой лицензии – в размере 1000 руб. Срок действия лицензии не может быть менее чем 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Осуществление индивидуальным предпринимателем деятельности без лицензии может быть выражено в:

    осуществлении деятельности после подачи заявления о выдаче лицензии, но до получения положительного результата и уведомления о проведенном лицензировании;

    осуществлении деятельности после получения решения лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии;

    осуществлении деятельности приостановления лицензии, если были выявлены нарушения лицензионных требований и условий;

    осуществлении деятельности после аннулирования лицензии лицензирующим органом или судом;

    осуществлении деятельности по истечении срока действия лицензии, если этот срок заблаговременно не продлен;

    не обращении в лицензирующий орган за лицензией, занимаясь деятельностью, требующей лицензирования.

За осуществление деятельности, для ведения которой требуется специальное разрешение, без наличия такового лицо, допустившее данное нарушение, может быть привлечено к административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность за осуществление лицензируемой деятельности без наличия лицензии предусмотрена различными статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ). Например, ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). Наказание за такое правонарушение предусмотрено в размере от 4000 до 5000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), также наказуемо. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000 руб. (п.3 ст.14.1 КоАП).

К подобным нарушениям относятся:

    несоблюдение условий, предъявляемых к выпускаемой и реализуемой продукции;

    несоблюдение технических требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности;

    осуществление деятельности за пределами территории, указанной в лицензии;

    иные нарушения.

За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотрена также и уголовная ответственность. Однако только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (ст.171 Уголовного кодекса РФ).

Глава 3. Преимущества и недостатки осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица

В настоящее время осуществление предпринимательской деятельности гражданами без образования юридического лица является наиболее популярным. Это связано со многими преимуществами индивидуального предпринимательства по сравнению с иными формами экономической активности.

Следует отметить, прежде всего, такое качество частнопредпринимательской деятельности, как ее гибкость и мобильность. Индивидуальные предприниматели, как правило, действуют в узких сегментах рынка, что позволяет им оперативно реагировать на изменение спроса и быстро адаптироваться к новым реалиям. Необходимое условие эффективной экономической деятельности – способность выявить потребность и удовлетворить ее – присуще в большей степени деятельности граждан без образования юридического лица.

Многих начинающих предпринимателей привлекает и то, что для организации частнопредпринимательской деятельности, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Кроме того, соединение в одном лице – индивидуальном предпринимателе – собственника и управленца, без привлечения управленческих кадров, создает возможность эффективного хозяйствования, минуя дополнительные затраты. Индивидуальное предпринимательство является наиболее подходящей формой организации бизнеса на начальной стадии.

В юридической литературе можно встретить точку зрения о заведомо криминальном аспекте предпринимательской деятельности при создании многих юридических лиц. Так, Я.А. Юкша пишет о том, что общество активно используют лица, которые либо занимаются противозаконным бизнесом, либо собираются осуществлять легальный бизнес в течение непродолжительного времени, затем бросить компанию, не расплатившись ни с государством, ни с кредиторами. Он пишет и том, что большинство организаций лишь вывески для прикрытия нелегального бизнеса. По его мнению, если граждане хотят честно заниматься предпринимательской деятельностью, не имея для этого больших средств, предпринимательство без образования юридического лица является для них оптимальной формой. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. И это является залогом того, что предприниматель будет использовать весь свой интеллектуальный и физический потенциал для эффективной предпринимательской деятельности1.

К числу преимуществ экономической деятельности гражданина без образования юридического лица следует отнести упрощенный порядок ведения учета и отчетности, который регулируется совместным Приказом Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ от 13.08.2002 г. №86н/БГ–3-04/430 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».

Индивидуальные предприниматели часто привлекают к ведению бухгалтерского учета специалистов – бухгалтеров, что влечет за собой дополнительные расходы по оплате труда. Предприниматель может включить в состав расходов, учитываемых при расчете налога на доходы, сумму заработной платы бухгалтера, а также начисленные на нее суммы единого социального налога и страховых взносов. Расходы предпринимателя определяются по правилам гл. 25 Налогового кодекса РФ, а ст. 252 НК РФ, по сути, разрешает учесть любой расход, произведенный при осуществлении предпринимательской деятельности и удовлетворяющий признакам экономической обоснованности и документально подтвержденный. Затраты на выплату заработной платы бухгалтеру являются документально подтвержденными и обоснованными, т.к. Налоговый кодекс обязывает индивидуального предпринимателя вести учет доходов и расходов, а также оформлять хозяйственные операции в соответствии с установленными требованиями1.

Важнейшим фактором, обусловливающим выбор организационно – правовой формы, является и налогообложение. Специалистам в области налогообложения был проведен сравнительный анализ налоговой нагрузки на индивидуального предпринимателя и юридическое лицо2.

В результате выяснилось, что если затраты (неналоговые) во всех формах осуществления деятельности одинаковы, то прибыль (если не учитывать налоговые платежи) при осуществлении всех форм деятельности будет одинаковая.

Таким образом, рассмотрев и изучив все преимущества и недостатки осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица можно отметить то, что:

Статус индивидуального предпринимателя имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия:

    упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса;

    свободное использование собственной выручки;

    не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

    упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности;

    упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т. п.).

Основные недостатки:

    отвечает по обязательствам своим имуществом;

    не может получать некоторые лицензии (например, на розничную торговлю алкоголем);

    согласно сложившейся практике, некоторые крупные (и не очень) компании отказываются работать с индивидуальным предпринимателем;

    не подходит для совместного ведения бизнеса;

    требуется постоянное личное участие, так как нельзя назначить «директора».

Глава 4. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

Если предприниматель прекращает свою деятельность по собственному желанию, ему надо будет подать в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по установленной Правительством РФ форме N P26001 на бумажном носителе или в электронном виде. Оно состоит из титульной части, в которой приводятся персональные данные предпринимателя, и расписки регистрирующего органа в получении документов от предпринимателя.

В ней указывается количество листов заявления и документа об уплате госпошлины, которые предприниматель представил для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Расписку заполняют регистрирующие органы в двух экземплярах. Один экземпляр остается в регистрационном деле предпринимателя, а второй экземпляр выдается предпринимателю (или высылается по почте). В расписке налоговый инспектор указывает дату получения документов и ставит свою подпись.

Если гражданин составляет заявление на бумажном носителе, то бланк заявления заполняется от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета. Кроме того, заявление может быть заполнено и распечатано с помощью компьютерной техники.

В тех разделах или пунктах заявления, которые предприниматель не заполняет, нужно поставить прочерк. Подписывается заявление самим заявителем в присутствии нотариуса, так как верность подписи должна быть нотариально засвидетельствована.

Заявление и квитанцию об уплате госпошлины предприниматель может представить в налоговую инспекцию по месту жительства лично или отправить по почте заказным письмом с объявленной ценностью.

Если он представил в налоговую инспекцию необходимые документы лично, то в тот же день налоговики выдают заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты получения.

Если же гражданин отправил документы по почте, то расписка высылается налоговым органом в течение рабочего дня, который следует за днем получения документов по адресу, указанному заявителем в уведомлении о вручении.

В течение шести рабочих дней с момента получения всех необходимых документов регистрирующий орган выдаст предпринимателю свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Оно оформляется по форме N 65001.

Регистрирующий орган направит сведения из ЕГРИП в налоговые органы по месту жительства предпринимателя, во внебюджетные фонды и органы статистики. На основании этих сведений предпринимателя снимут с учета в указанных органах.

Даже после того, как гражданин прекратил заниматься предпринимательской деятельностью, ИНН, присвоенный при регистрации, у него сохраняется.

Если предприниматель прекращает свою деятельность, ему больше не нужен и расчетный счет. Поэтому ему необходимо обратиться в банк с заявлением о закрытии расчетного счета. Заявление составляется в произвольной форме. На основании этого заявления банк расторгает договор банковского счета.

В течение 10 дней с момента закрытия расчетного счета индивидуальный предприниматель должен письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту учета (п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение оформляется по форме N С-09-1.

4.1 Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя

В соответствии с п.1 и 5 ст.25 ГК РФ, а также ст. 214, 215 Закона о банкротстве признаком банкротства индивидуального предпринимателя является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Важными факторами для признания банкротом индивидуального предпринимателя остаются срок, в течение которого гражданин - предприниматель был неспособен исполнить свои обязательства, и размер его задолженности1.

Согласно ст.3 Закона о банкротстве для всех субъектов банкротства установлен общий трехмесячный срок, который, безусловно, распространяется и на индивидуального предпринимателя. Что же касается размера задолженности, то прямого указания на это в законе нет, поэтому необходимо определить критерий исходя из общих требований закона. В соответствии с п.3 ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Следовательно, поскольку Закон о банкротстве не устанавливает иного, минимальный размер задолженности индивидуального предпринимателя должен быть таким же, как и у юридического лица, то есть равным 100.000 рублей.

При изучении судебной практики выявлен следующий пример, налоговой инспекцией по Октябрьскому округу г. Иркутска был предъявлен иск к частному предпринимателю И.А. Васильеву о ликвидации его предприятия как частного предпринимателя. Поскольку ст. 22 АПК РФ, определявшая подведомственность дел арбитражным судам, не предоставляла арбитражному суду право разрешать иски о ликвидации торговой точки частного предпринимателя, которую истец ошибочно назвал предприятием, суд, прекращая производство по делу, в мотивировочной части решения также правильно указал: «Действующее законодательство и, в частности, ст. 23 ГК РФ гарантирует гражданину право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статус предпринимателя гражданином может быть утрачен в случае сдачи им свидетельства о государственной регистрации предпринимателя в регистрирующий орган либо в случае признания его арбитражным судом несостоятельным (банкротом) в порядке, предусмотренном ст. 25 ГК РФ».

Заявление о признании индивидуального предпринимателя банкротом может быть подано самим должником, уполномоченными органами и кредиторами, требования которых связаны исключительно с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности.

Деятельность предпринимателя может быть прекращена в принудительном порядке только по решению суда. Например, суд может признать предпринимателя банкротом или лишить его права заниматься предпринимательской деятельностью. В этих случаях государственная регистрация утрачивает силу с момента вступления в силу решения или приговора суда, а запись в ЕГРИП вносится на основании копии решения суда.

Решение суда о банкротстве предпринимателя направляется в налоговый орган в течение пяти дней с момента вынесения решения (ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Если деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя прекращена в связи с его смертью, то регистрация будет осуществлена на основании сведений о регистрации смерти, которые регистрирующий орган получит из ЗАГСа. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, обязаны сообщать в инспекции ФНС о фактах смерти физического лица в течение 10 дней с момента регистрации этих фактов (п.3 ст.85 НК РФ)1.

Датой снятия с учета предпринимателя является день внесения записи в ЕГРИП о его смерти. Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), который был присвоен умершему, признается недействительным и не может быть присвоен другому физическому лицу.

Регистрация в связи с прекращением деятельности проводится в течение 5 дней с момента наступления соответствующего события:

    с момента подачи заявления о прекращении деятельности;

    дня вступления в силу решения или приговора суда;

    с даты смерти;

    дня аннулирования или окончания срока действия документа, подтверждающего право проживания предпринимателя в России.

Сведения о прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуального предпринимателя вносятся в ЕГРИП с указанием даты и способа прекращения деятельности.

Необходимость надлежащего оформления прекращения предпринимательской деятельности подчеркивается и материалами судебной практики. Так, государственная налоговая инспекция по Ленинскому району города Кирова обратилась в арбитражный суд с иском к гражданину – предпринимателю В.Н. Валову о взыскании 2460139 руб. сокрытого им дохода и штрафа за нарушение налогового законодательства.

Определением от 26 февраля 2009 г. Суд прекратил производство по делу, поскольку на момент рассмотрения дела В.Н. Валов не являлся предпринимателем. В протесте в ВАС РФ предлагалось Определение отменить, а дело направить для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Кировской области.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ счел, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как усматривается из материалов дела, В.Н. Валов зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, в администрации Ленинского района города Кирова 8 апреля 2008 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации № 1519. Арбитражный суд, прекращая производство по делу, исходил из того, что в связи с переездом на новое место жительства В.Н. Валов 20 августа 2009 г. сдал в налоговую инспекцию по Ленинскому району г. Кирова вместе с декларацией о доходах свидетельство о регистрации предпринимателя и тетрадь учета доходов, прекратив, таким образом, предпринимательскую деятельность.

Однако выводы суда не соответствуют нормам закона, т.к. Н.В. Валов в установленном порядке не оформил прекращение предпринимательской деятельности, а значит является индивидуальным предпринимателем, поэтому исходя из субъектного состава и характера правоотношений, данный спор подлежал рассмотрению в арбитражном суде.

По словам Т.В. Радченко, кандидата юридических наук, старшего преподавателя кафедры гражданско-правовых дисциплин Смоленского филиала Московского университета МВД России: «Предпринимательская деятельность, осуществляемая гражданами и юридическими лицами на свой страх и риск, может окончиться неблагоприятно для них: невозможностью исполнить обязательства перед кредиторами, т.е. банкротством. Само по себе банкротство как один из нежелательных, но все же имеющих место результатов предпринимательской деятельности не влечет для должника привлечения к какому-либо виду юридической ответственности. Тем не менее за совершение умышленных действий (бездействие), неминуемо вызывающих банкротство (преднамеренное банкротство), законодательство РФ предусматривает не только гражданско-правовую, административную, но и уголовную ответственность (ст. 196 УК РФ). Анализ судебной практики по делам о преднамеренном банкротстве позволяет сделать вывод, что судами рассматривается незначительное количество дел. Причиной этому являются проблемы, с которыми правоприменитель сталкивается при квалификации данного преступного деяния. Обусловлено это, на наш взгляд, рядом обстоятельств, речь о которых пойдет ниже. Основные критерии, установление которых необходимо для квалификации преднамеренного банкротства в диспозиции ст. 196 УК РФ, не определены. Выявление критериев и признаков банкротства лежит в сфере не уголовного, а гражданского права, поэтому их определение при преднамеренном банкротстве возможно только при обращении к признакам банкротства вообще».

Законодательством о банкротстве признаки такового определяются применительно к той или иной категории должников. Так, ст.3 ФЗ от 26 октября 2006 г. "О несостоятельности (банкротстве)» понимает под несостоятельностью гражданина неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. В этом случае, критерием несостоятельности выступает недостаточность имущества должника - неоплатность1.

Вторым критерием несостоятельности является неплатежеспособность, представляющая собой прекращение исполнения должником денежных обязательств в отношении собственных партнеров, контрагентов. Он применяется законодателем при установлении признаков банкротства юридических лиц в ч.2 ст.3 вышеназванного Закона. В частности, юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или), обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Сравнение критериев несостоятельности показывает, что неоплатность, выражая экономическую сущность несостоятельности, позволяет установить особый порядок равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами. Вместе с тем реализация этого критерия на практике вызывает серьезные проблемы в связи с затруднением обеспечения платежной дисциплины в отношении должника, пресечения действия недобросовестных должников по сокрытию имущества в предвидении финансового краха.

Напротив, критерий неплатежеспособности более действенно реализуется в практической сфере, поскольку позволяет оперативно установить внешний контроль и управление над имуществом должника. Это, в свою очередь, может позитивно сказаться на восстановлении его платежеспособности или размере удовлетворения, который получат кредиторы в случае проведения ликвидационных процедур. Именно поэтому признак неплатежеспособности используется при установлении признаков банкротства юридических лиц, даже если сумма их обязательств может и не превышать стоимость принадлежащего им имущества.

В общей трактовке термин "неспособность" означает "неумение, отсутствие способности что-нибудь делать". Что касается определения понятия "неплатежеспособность", то в российском праве пока не выработано единого подхода. С экономической же точки зрения под неплатежеспособностью понимается "финансовое или валютно-финансовое состояние физического или юридического лица, а также государства, при котором они не могут своевременно погашать свои финансовые обязательства". Основным признаком неплатежеспособности является невозможность надлежаще исполнить денежное обязательство. В этой связи внешним проявлением неплатежеспособности признается приостановление или прекращение платежей. Однако это вовсе не свидетельствует о несостоятельности должника, поскольку невозможность исполнить обязательства может быть временной, преодолимой в процессе проведения таких процедур, как финансовое оздоровление либо внешнее управление. В целом неплатежеспособность еще не свидетельствует о неспособности должника исполнить обязательства в полном объеме. Ее возникновение - лишь угроза наступления банкротства, но не установленный факт1.

Неплатежеспособность, ставшая причиной банкротства, может быть вызвана различными причинами: ошибками в экономических расчетах, просроченной дебиторской задолженностью, крупными штрафами, наложенными налоговыми органами, экологическими службами, природными катаклизмами и т.д.

Состояние неплатежеспособности влечет необходимость исполнения обязательств перед кредиторами по особым правилам конкурсного производства, т.е. отличающимся от общего порядка. Восстановление платежеспособности возвращает должника в общий правовой режим исполнения обязательств2.

Тем не менее неплатежеспособность в большинстве случаев не свидетельствует о несостоятельности должника, поскольку последняя включает не только неспособность должника выполнить свои обязательства перед кредиторами, но и установленную арбитражным судом невозможность удовлетворить эти требования. Таким образом, неспособность означает не только невозможность исполнить обязательства в связи с недостаточностью активов, но и установленную арбитражным судом невозможность восстановления платежеспособности должника. В этой связи следует согласиться с мнением исследователей, полагающих, что нельзя отождествлять понятия неплатежеспособности и неспособности при установлении признаков преднамеренного банкротства3.

Кроме того, установление признаков преднамеренного банкротства, исходя из вышесказанного, становится возможным только после вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

Таким образом, о преднамеренном банкротстве как преступном деянии речь может идти только в случае установления факта несостоятельности арбитражным судом, вынесения им решения о признании должника (юридического лица и индивидуального предпринимателя) банкротом при совершении им умышленных действий, направленных на создание ситуации банкротства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что предпринимательская деятельность граждан играет огромную роль в нашей жизни, ведь индивидуальные предприниматели ближе всех находятся к рыночному спросу. Непосредственно работая с потребителями и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро сменить его на выпуск более конкурентоспособной продукции. Оперативность и гибкость – важнейшие преимущества индивидуальной формы предпринимательской деятельности.

Положительной чертой предусмотренной законодательством РФ формой организации предпринимательской деятельности без образования юридического лица является также простая и короткая процедура регистрации, упрощенная форма учета хозяйственных результатов и значительно сниженные налоги по сравнению с юридическими лицами.

Неприятной особенностью является неограниченная ответственность индивидуального предпринимателя по принятым обязательствам. Эта ответственность распространяется на все его личное имущество, на которое по закону может быть обращено взыскание судом.

Оценивая все преимущества и недостатки индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица, следует признать ее наиболее подходящей формой организации бизнеса на начальной стадии.

В то же время, обобщая результаты проведенного исследования, можно предложить некоторые рекомендации по совершенствованию правового регулирования предпринимательской деятельности граждан:

    необходимо принятие отдельного законодательного акта, в котором была бы дана большая конкретизация в вопросах правового статуса индивидуальных предпринимателей и условий осуществления ими хозяйственной деятельности. В частности необходимо прояснить вопрос об условиях привлечения частными предпринимателями наёмного труда и связанного с ним комплекса проблем трудовых правоотношений;

    необходимо упорядочить систему налогообложения частных предпринимателей без образования юридического лица в направлении ее максимального упрощения. Можно, например, предложить в качестве единственного объекта налогообложения выбрать валовую прибыль и ввести единые общероссийские ставки налогообложения по видам деятельности.

Как показывает практика, экономическое благосостояние страны зависит от формы правления и стабильности законодательной системы. Если руководство государства полноценно и эффективно работает и обеспечивает нормальное функционирование законов, то страна будет процветать независимо от ее географического положения и культурной ориентации. Так что экономические победы и поражения абсолютно всех стран определяются не абстрактными экономическими условиями, а конкретной политической и правовой стратегий их руководства в отношении к предпринимательству.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно - правовые акты

    Конституция РФ принята 12.12.1993 г.;

    Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ;

    Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 г. №63-ФЗ;

    Налоговый кодекс РФ (НК РФ) от 31.07.1998 г. №146- ФЗ;

    Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) от 30.12.2001 г. №195- ФЗ;

    Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) от 24.07.2002 г. №95- ФЗ;

    Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 №443 – 1;

    ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128 –ФЗ;

    ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 №127-ФЗ;

    ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 02.07.2005 №129 –ФЗ;

    Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 26.07.2006 №135 –ФЗ;

    Приказ «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» от 13.08.2002 г. №86н/БГ- 3-04/430;

    Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. №5.

2. Литература

14. Джаарбеков С., журнал «Консультант» от 28.08.2005 г.;

15. Карелина С.А., Москалева О.А., Правовые аспекты категории «Преднамеренное банкротство». Законодательство. 2007 г. №7;

16. Касьянова А.В. Настольная книга индивидуального предпринимателя. М.: Гроссмедиа, 2008 г.;

17. Климов А.Н., журнал «Юридический консультант». 2008 г.;

18. Краснов Ю.К., История государства и права в России.//М.: Российское педагогическое агентство. 1997 г.;

19. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А., История России. М.Проспект. 1998 г.;

20. Островский В.П., Уткин А.И., История России. XX век.//М.: «Дрофа». 1997 г.;

21. Радченко Т.В., Особенности установления признаков неспособности должника при квалификации преднамеренного банкротства. 2009 г.;

22. Сарбаш С., Комментарий основных положений ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»// Хозяйство и право. 2002 г. №1;

23. Соловьев А.А., Кузнецова Г.А., «Предприниматель без образования юридического лица»//2001 г.;

24. Суханова Е.А., Гражданское право. Том I. 3-е издание.//М. Волтерс Клувер. 2007 г.;

25. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 г. N 43. Ст. 4190;

26. Ушаков Д.Н., Толковый словарь русского языка: в 4 т./ М., 1995 г.;

27. Юкша Я.А., Хозяйственные общества в России в начале XXI века// Юрист. 2002 г. №10.

    Материалы судебной практики:

28. Постановление ВАС Волго-Вятского округа от 2 апреля 2009 г. по делу N А29 – 2407/2007. СПС «КонсультантПлюс»;

29. Постановление ВАС Уральского округа от 14 мая 2009 г. N Ф09-6344/08-С4 по делу N А60-8673/2007-С11. СПС «КонсультантПлюс».

1 Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.// История России. М.Проспект.1998. С.84.

2 Краснов Ю.К.//История государства и права в России.//М.: Российское педагогическое агентство.1997. С.158.

1 Островский В.П., Уткин А.И.//История России. XX век.//М.: «Дрофа». 1997. С.24.

1 Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443 – 1 «О собственности в РСФСР»

2 И.Федосова «Гражданский кодекс Российской федерации» от 01.11.2008.//М.:Эксмо.С.60

1 Закон РСФСР « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 26.07.2006 № 135 –ФЗ (действующая редакция)

1 Контрагент - (от латинского языка «contrahens» – договаривающийся), одна из сторон договора.

1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 02.07.2005 № 129 -ФЗ

1 Сарбаш С.//Комментарий основных положений ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»// Хозяйство и право.2002. №1. С.21.

1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 02.07.2005 № 129 -ФЗ

1 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 №128 -ФЗ

1 Юкша Я.А. Хозяйственные общества в России в начале XXI века// Юрист. 2002. №10

1 «Налоговый кодекс РФ» от 31.07.1998 №146 - ФЗ

2 С.Джаарбеков, ведущего проекта «страница для бухгалтера в Интернете», журнал «Консультант» от 28.08.2005 г.

1 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. №127-ФЗ;

1 «Арбитражный процессуальный кодекс РФ» от 24.07.2002 № 95- ФЗ

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N43. Ст. 4190.

1 Д.Н. Ушаков, Толковый словарь русского языка: в 4 т.//М., 1995

2 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2001. N 5.

3 С.А.Карелина, О.А.Москалева, Правовые аспекты категории "преднамеренное банкротство"// Законодательство. 2007. N7.