Пределы действия уголовной ответственности в пространстве и времени (Украина)

План

1. Введение

2. Действие уголовного закона в пространстве

2.1 Территориальный принцип действия уголовного закона

2.2 Принцип гражданства и универсальный принцип действия уголовного закона

2.3 Правовые последствия осуждения лица за пределами Украины

2.4 Выдача лица

3 Действие уголовного закона во времени

3.1 Принцип действия закона

3.2 Понятие времени совершения преступления

4 Вывод

5 Использованная литература

1. Вступление

Наиболее острой формой реагирования на противоправное поведение человека является применение уголовного права и связанное с этим ограничение прав и свобод человека. Поэтому тема «Действие Закона об уголовной ответственности в пространстве и времени" очень важна. И прежде всего потому, что поднимает вопрос применения закона. Закона, который определяет наказание, общественную опасность того или иного лица. Действие закона в пространстве и времени достаточно разработан институтом уголовного права. Однако до сегодня существуют вопросы полной мере противоречивые, в частности вопросы определения мягкости санкции нового закона о санкциях старого закона по верхнему или по нижней границе санкции.

Вопрос применения силы закона во времени и пространстве в отношении преступлений против собственности разработано мало, хотя категория преступлений против собственности и является одной из самых «популярных» (по частоте совершения) категорий преступлений. В прошлом году почти 60% совершенных преступлений причинили имущественный вред гражданам. Вопросы, связанные с преступлениями, особенно против собственности, являются важными через частоту совершения преступлений данной категории, большого объема имущественных потерь и, соответственно, частоты применения правовых норм, устанавливающих ответственность за совершение преступлений против собственности.

Ошибочное применение закона об уголовной ответственности может привести к ошибкам в уголовном процессе и ложном наказании невиновных.

На первый взгляд, не должно возникать трудностей в оценке недавно принятого Уголовного кодекса - отменяет он ответственность или вводит ее, на которую территориюю и на каких лиц распространяется. Но на практике может возникнуть ряд проблем.

Опыт предыдущих лет, да и самого последнего времени свидетельствует, что в связи с принятием новых законов перед органами дознания, следствия, прокуратуры и судами нередко встают сложные вопросы квалификации и назначения наказания за деяния, которые произошли во время действия старого закона, совершенные вне пределами территории Украины, а также вопросы связанные с экстрадицией лиц, совершив преступление.

Например, вступление в силу с 1 января текущего года Закона Украины "О налоге с доходов физических лиц" от 22 мая 2003 № 889-IV (889-15), который вводит налоговые социальные льготы, виды и размер которых определяется ст. 6 этого Закона, поставил под сомнение вопрос: является ли то или иное деяние, совершенное после 1 января 2004, наказуемым в уголовном или административном порядке если соответствующим законом наступления ответственности или квалификация обусловлены определенным количеством необлагаемых минимумов доходов граждан? Ведь необходимо будет исходить не из 17 гривен, а из размера налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 Закона (889-15) для соответствующего года (с учетом пункта 22.4 Закона).

При обсуждении проекта УКУ в Верховной раде ряд народных депутатов, в том числе бывший Генеральный прокурор Украины Г. Васильев, настаивали на такой формулировке части первой статьи 5 ККУ: "Законы и другие нормативно-правовые акты, отменяющие преступность деяния, смягчают наказание или иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление, имеют обратную силу, т.е. распространяются на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такими актами законодательства в силу, а также на лиц, отбывающих или отбывших наказание, но имеющих судимость. Однако указанная поправка была отклонена со ссылкой на то, что никакие законы и другие нормативно-правовые акты, кроме уголовного закона, не могут отменять преступность деяния, смягчать наказания и иным образом улучшать положение лица. К сожалению, парламентское большинство не учла фактических реалий: Кабинет Министров Украины не имея какой-либо ответственности может тянуть неопределенно долго с представлением законопроектов о внесении изменений в уголовный закон. А учитывая, что налоговая социальная льгота будет ежегодно увеличиваться до 2007 г., неучет этого факта в уголовном законе есть более возмутительным.



2. Действие уголовного закона в пространстве.

Пространственная юрисдикция означает распространение уголовного закона Украины в пределах определенной территории и в отношении определенного круга лиц. Пространственная юрисдикция (ст.6-8) уголовного закона основывается на 3 основных принципах: территориальном, национальном и универсальном. Территориальный принцип (ч.1-3 ст.6) регламентирует действие уголовного закона на территории Украины. Исключением из территориального принципа является принцип дипломатического иммунитета (ч.4 ст.6). Он предусматривает, что уголовно-правовая юрисдикция Украины не распространяется на лиц, имеющих дипломатический иммунитет, но сохраняется относительно совершенных ими в Украине преступлений. Поэтому к ответственности за эти преступления они привлекаются в государстве, является представляемым. Национальный принцип (принцип гражданства), которое предусмотрено ч.1 ст.7, регламентирует действие уголовного закона в отношении деяний, совершенных за пределами Украины ее гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающих в Украине. Универсальный принцип (ст.8) предусматривает распространения действия уголовного закона Украины отношении деяний, совершенных за пределами Украины иностранными гражданами, в случаях, предусмотренных международными договорами. Пространственные принципы, в основном, определяются нормами уголовного закона Украины. Однако при современной мирового общности пространственные принципы все более коррелируются международными соглашениями. Это касается ч.4 ст64 - о круге лиц, не подлежат юрисдикции уголовного закона Украины, и ст.8 - относительно круга иностранных граждан, совершивших преступления за пределами Украины и не против интересов Украины, борьба с которым ведется на основе международных договоров. Однако наиболее ярким примером является присоединение Украины к Европейской конвенции и заключения странами СНГ Минской конвенции 1993г. Эти конвенции существенно коррелируют содержание территориального и национального принципов пространственной силу уголовного закона Украины.

2.1 Территориальный принцип действия уголовного закона.

Ч. 1 ст. 6 содержит общее правило, согласно которому все лица, независимо от гражданства, совершившие преступления на территории Украины, подлежат ответственности по настоящему Кодексу (принцип территориальности. При этом в ч. ч. 2 и 3 содержатся определенные уточнения относительно общего правила, а в ч. 4 - исключение из него (принцип экстерриториальности.

Правило, изложенное в ч. I ст. 6, не означает, что все лица, совершившие преступления на территории Украины, должны быть привлечены к ответственности независимо от наличия обстоятельств, исключающих преступность деяния, или других законных оснований для освобождения их от ответственности.

В состав территории Украины в соответствии с ее законодательством и международными договорами относятся:

а) суша, в т.ч. острова в открытом море, принадлежащих Украине (при этом остров - это естественно образован пространство суши, окруженный водой, который находится выше уровня воды во время прилива. Как часть берега рассматриваются и выступающие в море постоянные портовые сооружения, являющиеся составной частью данного порта (кроме прибрежных установок и искусственных островов;

б) внутренние воды (определены соответствующими линиями или такие исторически принадлежат Украине, морские воды, воды портов, бухт, заливов, губ и лиманов, гаваней и рейдов и другие водоемы, части вод рек, озер и других водоемов.

в) недра в пределах границ Украины, в т.ч., недра под территориальным морем (на глубину, доступную для их геологического освоения.

г) воздушное пространство над сушей и водным пространством, в т.ч. над территориальным морем (на высоту до 100-110 км над уровнем моря);

д) территориальное море (прилегающий морской пояс) - полоса прибрежных морских вод шириной, до 12 морских миль (почти 19 км), отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

е) континентальном шельфе Украины (дно и недра под территориальным морем), в т.ч. континентальный шельф островов, принадлежащих Украине (однако скалы, не пригодные для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, считаются не имеющими континентального шельфа.

Кроме того, к территории Украины приравниваются определенные объекты, находящиеся под ее суверенитетом.

е) военные корабли (военный корабль - это судно, которое принадлежит к сил определенного государства, имеет внешние признаки, определяющие национальность судна, находится под командованием офицера, состоящего на службе правительства данного государства, и имеет экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине) или шлюпки, которые ходят под флагом Украины, независимо от того, находятся они в открытом море, в территориальных водах другого государства или иностранном порту;

ж) военные воздушные объекты, находящиеся в любом месте за пределами воздушного пространства Украины;

з) невоенные корабли или шлюпки, назначенных к портам на территории Украины и ходят под флагом Украины в открытом море (т.е. за пределами территориальных и внутренних вод иностранных государств);

й), невоенные воздушные объекты, зарегистрированные в Украине, находящиеся в открытом воздушном пространстве (т.е. за пределами территории Украины или территории иностранных государств),

Совершение лицом преступления в пределах перечисленных территориальных пространств и на территориях перечисленных объектов является основанием для привлечения ее к уголовной ответственности именно по УК Украины, а не по уголовному закону другого государства, независимо от гражданства лица и от того, является ли она, например, членом экипажа корабля или воздушного судна и т.д. Это касается и случаев столкновения или любого другого навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего уголовную ответственность капитана или другого лица из состава экипажа судна, отдельные международные акты вносят некоторые уточнения в эти правила.

Например, согласно Конвенции по морскому праву, даже на те невоенные суда Украины, которые проходят через территориальное море другого государства, не распространяется уголовная юрисдикция прибрежного государства в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время такого прохода, если : а) последствия преступления не распространяются на прибрежное государство, б) преступление не нарушает покой в прибрежной государству или порядок в территориальном море; в) капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага судна не обратилась к местным властям с просьбой о помощи г) преступление не связано с незаконной торговлей наркотическими средствами или психотропными веществами.

Согласно Конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, преступления, совершенные на воздушном судне, принадлежащем государству-участнику Конвенции, кроме суда, используется на военной, таможенной и полицейской службе, с целью выдачи рассматриваются как которые были совершены на территории государства регистрации воздушного судна. То есть в определенных случаях уголовное юрисдикция Украины распространяется и на преступления, совершенные на борту невоенных воздушных объектов, зарегистрированных в Украине, которые находятся в полете над территорией других государств. Исключениями из этого правила согласно указанной Конвенции являются случаи, когда преступление:

а) имеет последствия на территории другого государства;

б) совершено гражданином этого государства или лицом, постоянно проживающим на его территории или в отношении таких лиц

в) направлен против безопасности этого государства

г) заключается в нарушении действующих в этом государстве правил полетов или маневрирования воздушных судов;

д) осуществление юрисдикции необходимо для обеспечения обязательства этого государства многостороннего международного соглашения.

Что касается исключительной (морской) экономической зоны Украины (ее ширина составляет 200 морских миль, или около 320 км, отчисленных таким же образом, как и территориальное море), то она, согласно этой же Конвенции, приравнивается к территории Украины, но не во всех случаях. Основанием для привлечения лица, независимо от гражданства, к уголовной ответственности по УК Украины является совершение ею в пределах указанной зоны только определенных видов преступлений (например, связанных с нарушением таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных правил, правил по безопасности эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, правил рыболовства и иных правил, направленных на сохранение живых ресурсов).

Особый правовой режим имеют места пребывания научно-исследовательских антарктических станций (Украина на сегодня имеет одну такую станцию - "Фарадей"), территории дипломатических представительств и консульских учреждений Украины за границей, автомашины послов под флагом Украины, места расположения военных частей Украины на территории других стран , космическое пространство, включая Луну, космические и некоторые другие объекты. Эти объекты не находятся под суверенитетом Украины. Наше государство лишь вправе по проведению на них отдельных видов деятельности, а на территории дипломатические представительства и консульские учреждения Украины за границей действует принцип иммунитета территории, означает запрет осуществления на этой территории следственных действий без разрешения руководителя представительства (учреждения). Преступление, совершенное на этих территориях (объектах), влечет ответственность по УК Украины в соответствии с правилами, установленными его ст. ст. 7 и 8.

Согласно ч. 2 ст. 6 для того, чтобы преступление считалось совершенным на территории Украины, достаточно, чтобы его было: 1) начато и закончено на территории Украины; 2) начато, продолжено и закончено или прекращено на территории Украины; 3) начато на территории Украины, а продолжено, закончено или прекращено за ее пределами; 4) начато и продолжено на территории Украины, а закончено или прекращено за ее пределами; 5) начато на территории Украины, продлен за ее пределами, а закончено или прекращено снова на территории Украины; 6) начато и продолжено за пределами Украины, а закончено или прекращено на территории Украины; 7) начато за пределами Украины, продлен на ее территории, а закончено или прекращено снова за пределами Украины и т.д.

Началом совершения преступления следует считать совершение деяния, которое может быть квалифицировано как приготовление к того или иного преступления (кроме преступления небольшой тяжести), покушение на него, или, если преступление не имеет стадий приготовления и покушения, - непосредственное начало совершение деяния, которое может быть квалифицировано как преступление. Во продолжением преступления, здесь понимается совершение деяния, характерного для продолжающегося или продолжающегося преступления, а под прекращением преступления - прекращение продолжающегося или продолжающегося преступления. О совершении законченного преступления см. комментарий к ст. 4.

Согласно ч. Из ст. 6 преступление считается совершенным на территории Украины в случае, если: а) преступление было начато, продолжено или закончено на территории Украины его исполнителем или хотя бы одним из соисполнителей независимо от их общего количества - при простой форме соучастия, а также при совершении преступления организованной группой или преступной организацией; б) исполнитель (исполнители) преступления действовал за пределами Украины, но хотя бы один из его других соучастников - организатор, подстрекатель или пособник - действовал на территории Украины - при соучастии с распределением ролей.

Дипломатическими представителями иностранных государств являются главы дипломатических представительств и члены дипломатических представительств других государств в Украине. Они подлежат уголовной юрисдикции Украины лишь в случае четко выраженного согласия представляемого государства. Указанную согласие на привлечение одного из указанных лиц к уголовной ответственности государство выражает лишением ее иммунитета от уголовной юрисдикции государства пребывания.

Другие граждан, которые по законам Украины и международными договорами не являются подсудимыми по уголовным делам судам Украины в случае совершения ими преступления на территории Украины, относятся, в частности: консульские должностные лица, кроме случаев, когда они преследуются за совершение тяжкого преступления или когда речь идет о исполнения приговора (определения, постановления) суда, вступившим в законную силу; консульские служащие - в отношении деяний, совершенных при исполнении служебных обязанностей;

главы дипломатических представительств и члены дипломатического персонала дипломатических представительств иностранных государств в третьих государствах, которые следуют транзитом через территорию Украины, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, не являющиеся гражданами Украины и сопровождают указанных лиц или следуют отдельно, чтобы присоединиться к ним или вернуться к своему государству, - лишь в пределах, необходимых для обеспечения их проезда;

дипломатические и консульские курьеры, статус которых подтверждается официальными документами, - при исполнении своих обязанностей, в т.ч. временные курьеры - до момента доставки ими дипломатической (консульской) почты по назначению, а также дипломатические и консульские курьеры, которые следуют транзитом через территорию Украины; члены семей глав дипломатических представительств и членов дипломатического персонала, если они проживают вместе с последними и не являются гражданами Украины;

члены административно-технического персонала дипломатических представительств и члены семей этого персонала, если они проживают вместе с первыми и не являются гражданами Украины или не проживают в Украине постоянно;

члены обслуживающего персонала дипломатических представительств, если они не являются гражданами Украины или не проживают в Украине постоянно, - в отношении деяний, совершенных при исполнении служебных обязанностей;

представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, прибывающих в Украину для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, а также члены их семей, которые их сопровождают и не являются гражданами Украины;

представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, следующих транзитом через территорию Украины для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с другими официальными поручениями, а также члены их семей, которые их сопровождают и не являются гражданами Украины, - лишь в пределах, необходимых для обеспечения их проезда;

Генеральный Секретарь и все помощники Генерального Секретаря ООН, их жены и несовершеннолетние дети; другие представители государств - членов ООН в главных и вспомогательных органах ООН и на конференциях, созываемых ООН (делегаты, их заместители, советники, технические эксперты и секретари делегаций), если они не являются гражданами Украины, - при выполнении ими своих служебных обязанностей, проезда к месту заседания и оттуда, а также и после того, как они перестали быть представителями государств - членов ООН, другие должностные лица ООН (в соответствии с категориями, определенными Генеральным Секретарем ООН и доведенных до сведения Правительства Украины) - в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; эксперты в командировках по делам ООН - при выполнении ими своих служебных обязанностей, а также и после того, как их командировки закончилось;

главный администратор и должностные лица, которые выполняют его обязанности в его отсутствие, а также их жены и несовершеннолетние дети, другие представители членов специализированных учреждений ООН - во время выполнения ими своих обязанностей и при поездках к месту заседаний и оттуда, а также и после того, как они перестали быть указанными представителями; представители государств - членов Совета Европы в Комитете министров, а также их заместители, советники, технические эксперты и секретари делегаций, если они не являются гражданами Украины, в т.ч. лица, участвующие в заседаниях заместителей министров, во время выполнения ими своих служебных обязанностей, а также после этого; представители государств - членов Совета Европы в Консультативной ассамблее и их заместители - если преступление заключается в сказанном ими или в их голосовании на выполнения служебных обязанностей; эти самые лица, независимо от их гражданства и от того, являются ли они членами парламента, - во время сессии, заседаний комитетов и подкомитетов, а также, независимо от времени проведения сессии, во время поездки к Консультативной ассамблеи и оттуда (в пределах иммунитета, который предоставляется народным депутатам Украины. Генеральный секретарь Совета Европы, его заместитель, их жены и несовершеннолетние дети (в пределах иммунитета, который предоставляется дипломатическим представителям. постоянные представители государств - членов Совета Европы, если они не являются гражданами Украины - во время выполнения своих служебных обязанностей и поездок на совещания и оттуда (в пределах иммунитета, который предоставляется дипломатическим предста: чик), другие должностные лица Совета Европы (согласно списку, составленному Генеральным секретарем и доведенным до сведения Правительства Украины - в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей;

представители государств - членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) (делегаты, заместители делегатов, советники, технические эксперты и секретари делегаций, участвующих в работе ОЧЭС и ее органов, если они не являются гражданами Украины, - при выполнении своих функций и поездок к местам встреч и обратно, а относящаяся устных и письменных высказываний или всех поступков, причиненных ими при исполнении своих служебных обязанностей, и после окончания выполнения этих обязанностей; работники Постоянного международного секретариата (ПМС) ОЧЭС (директорский, профессиональный и вспомогательный персонал согласно списку, составленному Генеральным секретарем ПМС ЧЭС и доведенным до сведения Правительства Украины) - относительно слов и действий, совершенных ими при исполнении своих служебных обязанностей и в пределах их полномочий, а те из них, которые являются гражданами или имеют постоянное место жительства в государстве пребывания ПМС ЧЭС, в отношении деяний, совершенных при исполнении своих обязанностей;

делегаты, лица, их замещающих, советники, технические эксперты и секретари делегаций государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития, а так же ее участников, не являющихся членами, аккредитованных при Организации или участвуют в работе собрания, созываемую Организацией; относительно действий, выполненных в соответствии с их служебных обязанностей, в т.ч. и после окончания их выполнения - другие должностные лица Организации (согласно списку, который подается Правительству Украины); члены персонала (согласно списку), который выполняет обязанности, связанные с осуществлением наблюдательных полетов в соответствии с Договором об открытом небе, на весь период с момента прибытия на территорию Украины и до выбытия из него и в дальнейшем - по действиям, совершенных при осуществлении своих официальных функций; члены указанного персонала, следующих транзитом через территорию Украины, и члены их семей, если они проживают вместе с ними , не являются гражданами Украины и сопровождают указанных лиц или следуют отдельно, чтобы присоединиться к ним или вернуться к своему государству, - в пределах, необходимых для обеспечения их проезда; военнослужащие, входящие в состав соединений и воинских частей Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины, а также члены их семей, являющихся гражданами России, - если преступление совершено против Российской Федерации, либо против лиц, входящих в состав воинских формирований или членов их семей - граждан России; указанные военнослужащие - если преступление совершено во время выполнения служебных обязанностей в местах дислокации воинских формирований; военнослужащие польской национальной составляющей части общего Украино-Польского военного миротворческого батальона, если преступление связано с исполнением служебных обязанностей и направлен исключительно против имущества или безопасности Польши или исключительно против личности или имущества другого члена вооруженных сил Польши или их гражданского персонала; военнослужащие других стран, являются военнопленными, - в случае совершения ими побега из плена, попытки такой побега и соучастия в ней, а так же в случае совершения преступлений, целью которых было облегчение побеги и которые не сопровождались насильственными действиями против жизни и здоровья (например, изготовление и использование поддельных документов, кража без цели обогащения и т.п.).

Принцип экстерриториальности в соответствии с законами и международными договорами Украины может распространяться и на других лиц (например, на другие категории военнослужащих, на журналистов, представителей определенных международных организаций и т.п.).

Случаи положительного решения дипломатическим путем вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей в мировой практике имеют место. Международные договоры содержат для этого соответствующие основания. Например, согласно Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций иммунитет от уголовной ответственности должностным лицам ООН предоставляется не для их личной выгоды, а в интересах Организации. Поэтому Генеральный Секретарь ООН имеет право и обязанность отказаться от иммунитета, который предоставлен любой должностному лицу, если иммунитет мешает отправлению правосудия и от него есть возможность отказаться без ущерба для интересов ООН. Подобные положения содержатся и в других международных договорах Украины.

Если же иностранное государство или международная организация не считает возможным привлечение ее дипломатического представителя или иного лица из числа перечисленных выше к уголовной ответственности по УК Украины, такое лицо может быть признано Украиной персоной нон-грата, что таскает выдворении его за пределы Украины в порядке, установленном Законом Украины «О правовом статусе иностранцев», и, по решению компетентных органов государства его гражданства, привлечено к уголовной ответственности по уголовному закону действием государства.

На сегодня действуют консульские конвенции, заключенные Советским Союзом с Великобританией, Йеменом, Кубой, Монголией, Норвегией, Сомали, США, Францией, Швецией, Японией, а также заключенные после 1991 г. Украиной с Азербайджаном, Болгарией, Вьетнамом, Грузией, Северной Кореей, Китаем, Литвой, Македонией, Молдовой, Польшей, Россией, Румынией, Турцией, Туркменистаном, Узбекистаном, Венгрией, некоторыми другими странами. В случае же, если представителям Украины в иностранном государстве не обеспечивается такая же неприкосновенность, которая обеспечивается представителям иностранных государств в Украине, Кабинетом Министров Украины или другим уполномоченным органом по представителя такого государства может быть вынесено решение о привлечении его к уголовной ответственности по УК Украины.

Положения ч. 4 ст. 6 не касается граждан Украины, которые по законам Украины пользуются неприкосновенностью. Ведь о них она имеет другой аспект - процессуальный. Согласно ст. 24 Конституции Украины граждане Украины являются равными перед законом. Президент Украины, народные депутаты Украины и судьи, равно как и другие граждане, могут быть привлечены к уголовной ответственности, но в несколько ином, более сложном процессуальном порядке, который служит дополнительной гарантией их политической и профессиональной независимости.



2.2 Принцип гражданства и универсальный принцип действия уголовного закона

Уголовная ответственность в отношении преступлений, совершенных гражданами Украины или лицами без гражданства за пределами Украины

В ч. 1 ст. 7 и в ст. 8 определено такой принцип действия уголовного закона в пространстве, как принцип гражданства. Согласно этому принципу:2

1) граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, в случае совершения ими преступления за ее пределами, подлежат ответственности по УК Украины как правило, то есть если иное не предусмотрено международными договорами Украины;

2) иностранцы и лица без гражданства, не проживающих постоянно в Украине и совершили преступления за п пределами, подлежат ответственности по УК Украины в порядке исключения, т.е. лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено международными договорами Украины или когда совершенное ими преступление, предусмотренное УК Украины , является особо тяжким преступлением против прав и свобод граждан Украины или интересов Украины.

Принцип гражданства имеет значение для применения УК Украины в случаях совершения преступлений за пределами Украины, когда на момент обнаружения преступления или установления виновного последний находился на территории Украины или был выдан ей.

Гражданин Украины - это лицо, которое приобрело гражданство Украины в порядке, предусмотренном законами Украины и международными договорами

2 Закон Украины "О гражданстве Украины" в редакции от 18 января 2001

Украины. Исключительный перечень лиц, принадлежащих к гражданам Украины, определены в Законе Украины "О гражданстве Украины". Кроме того, согласно этому Закону, если международным договором Украины установлены другие правила признания определенных лиц гражданами Украины, применяются правила международного договора, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины. Документами, которые подтверждают гражданство Украины, является паспорт гражданина Украины свидетельство о принадлежности к гражданству Украины, паспорт гражданина Украины для выезда за границу, временное удостоверение гражданина Украины, проездной документ ребенка, дипломатический паспорт, служебный паспорт, удостоверение личности моряка, удостоверение члена экипажа, удостоверение на возвращение в Украину.

Законодательство Украины не признает двойного гражданства. Одновременно, такие факты могут иметь место в случаях, когда другое государство не признает своей обязанностью сообщать Украину о предоставлении своего гражданства тому или иному лицу. Если в ходе производства уголовного дела установлено, что лицо имеет, кроме украинского, еще и гражданство другого государства, следует исходить из того, что вступления иностранного гражданства исключает ее из числа граждан Украины (принцип единого гражданства.

Лицом без гражданства, проживающего постоянно в Украине, является лицо, которое ни одно из государств в соответствии со своим законодательством не считает своим гражданином и которое имеет постоянное место жительства на территории Украины на основании украинских документов - вида на постоянное жительство. Это может быть лицо, состоящее на территории Украины как иммигрант, прибыла на учебу на срок действия соглашения об обучении и т.д.

Случаями, когда граждане Украины, согласно ее международных договоров, не подлежат ответственности по УК Украины в случае совершения ими преступления за ее пределами (принцип покровительства), например, соответствующие положения Соглашения между Украиной и Республикой Польша в деле создания совместной военной части для участия в международных миротворческих и гуманитарных операциях под эгидой международных организаций. Настоящее Соглашение украинские военнослужащие совместного Украино-польского миротворческого батальона в случае совершения ими преступления на территории Польши несут уголовную ответственность не по УК Украины, а по УК Польши, если преступление не связано с исполнением служебных обязанностей, или, хотя и связан с выполнением таких обязанностей, но не направлен исключительно против имущества, безопасности Украины или исключительно против личности, имущества другого члена Вооруженных Сил Украины или гражданского персонала Украины.

Положения ч. 2 ст. 7 воспроизводит правовой принцип - "одно действие дважды не наказывается", который следует из п. 7 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, где указано, что никто не должен быть вторично осужден или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом, и ст. 61 Конституции Украины, согласно которой никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности, одного вида за одно и то же правонарушение. В ст. ст. 35 - 37 Европейской конвенции о передаче производства по уголовным делам этот принцип определен несколько уже. Кроме того, п. п. 2 и С ст. 35 Конвенции определяют случаи, когда Договаривающееся Государство не обязано признавать принцип "одно действие дважды не наказывается.4

Ч. 2 ст. 7 исключает возможность непризнания в Украине этого принципа и дает возможность, прямо разрешенную ст. 37 настоящей Конвенции, для наиболее широкого его толкования: граждане Украины, лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, за совершенные преступления понесли наказание за пределами Украины, не могут быть привлечены в Украине к уголовной ответственности за эти преступления в любом случае .

Однако закон не устанавливает никаких препятствий для того, чтобы: а) привлечь лицо в Украине к другой, кроме криминальной, ответственности. Например, за совершение разбоя лицо может быть привлечен к уголовной и гражданско-правовой ответственности, за похищение путем растраты - к уголовной, дисциплинарной и материальной или гражданско-правовой ответственности и т.п. б) два или более раза привлечь лицо к уголовной ответственности за совершение ею двух или более преступлений, независимо от того, на территории Украины или за ее пределами они были совершены.

Во лицами, подвергшихся наказания, в ч. 2 ст. 7 следует понимать лиц, соответствующим судебным решением были осуждены с назначением им наказания. В рамках действия Европейской конвенции о передаче производства по уголовным делам к указанным лицам относятся также лица, которые были осуждены без назначения им наказания, в отношении которых было вынесено решение о применении к ним принудительных мер медицинского или воспитательного характера, а так же лица, которые были оправданы или освобождены судом от уголовной ответственности. Лицами, которые понесли наказание в соответствии с указанной выше Конвенции не являются лица, в отношении которых решения об освобождении от уголовной ответственности было принято органом дознания, следователем или прокурором.

В связи с различным определением состава преступления в уголовном законодательстве разных стран может встать проблема установления факта, потерпела лицо наказания за это же преступление или за другой. В таких случаях следует определить, насколько точную юридическую оценку получило фактически совершенное лицом деяние. Если, например, лицо совершило умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть потерпевшего, но потерпела наказание за пределами Украины только за совершение умышленного тяжкого телесного повреждения, это не исключает возможности привлечения ее к уголовной ответственности по УК Украины за содеянное деяния с учетом его фактических последствий . То же касается и случаев, когда оно за пределами Украины потерпела взыскания за деяния, по законодательству соответствующего государства признается административным нарушением, а по законодательству Украины - преступлением.



2.3 Правовые последствия осуждения лица за пределами Украины

В ч. 1 ст. 9 определена совокупность условий, при которых правовые последствия приговора суда иностранного государства могут быть учтены в Украине: 1) лицом ранее совершено преступление за пределами Украины; 2) за это преступление он осужден судом иностранного государства; 3) это лицо совершило новое преступление на территории Украины .

О понятии ранее осужденного лица см. комментарий к ст. ст. 88 - 91. Лицо не считается ранее судимым, если: суд (в т.ч. суд другого государства) признал ее виновной без назначения наказания; лицо согласно законодательству иностранного государства была освобождена от наказания, в т.ч. через амнистию или помилование, или отбыла наказание за деяния, преступность и наказуемость которого устранены законом; судимость была погашена или снята.

Судом иностранного государства является орган, осуществляющий судебную власть в другой, кроме Украина, суверенном государстве соответствии с ее законодательством. . Приговор суда - это решение суда первой инстанции о виновности или невиновности преданного в суд лица. Приговор также устанавливает меру наказания виновному и определяет другие правовые последствия признания лица виновным.

Указанное в ст. 9 не означает возможность учета правовых последствий приговоров, вынесенных Верховным Судом или военными трибуналами бывшего Союза ССР и судами союзных республик, входивших в его состав, поскольку эти суды не являются судами иностранного государства.

Согласно ч. 2 ст. 9 правовые последствия приговора иностранного государства учитываются при: а) квалификации нового преступления (например, при квалификации по ч. 2 ст. 185 кражи как повторной, или при квалификации по ч. 2 ст. 133 заражение венерической болезнью как такого, что совершенное лицом, ранее судимым за это преступление), б) назначении наказания (скажем, при назначении наказания по совокупности приговоров (ст. 71) или как обстоятельство, отягощает наказание (ч. 1 ст. 67)) в) освобождении от уголовной ответственности (лицо , приговорена судом иностранного государства, равно как и лицо, осужденное судом Украины, может быть освобождено от уголовной ответственности по амнистии или помилованием или по другим основаниям, предусмотренным УК) г) освобождении от наказания (например, при освобождении от наказания за болезнью , беременных женщин и т.д.).

Правовыми последствиями приговора иностранного государства, которые могут быть учтены в соответствии со ст. 9, является частности рецидив преступлений, не отбытое наказание и др. О понятии рецидива преступлений и не отбытого наказания см. соответственно ст. 34 и ст. ст. 71 и 82 и комментарий к ним. Другие правовых последствий приговора иностранного государства можно отнести повторность и совокупность преступлений, вид и размер назначенного наказания, зачисление в срок наказания всего периода, в течение которого осужденная лицо фактически была лишена свободы, нарушение лицом обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением и т.д. 5

Однако указанные правовые последствия могут и не учитываться. Как следует из Закона Украины "О ратификации Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993", Украина не берет на себя обязательство учитывать приговоры, вынесенные судами Азербайджана, Молдовы, Армении, России, Белоруссии, Таджикистана, Грузии, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии при решении вопросов о признании лица особо опасным рецидивистом, установление факта совершения преступления повторно, нарушение обязательств, связанных с условно-досрочным освобождением т.д.



2.4 Выдача лица

Часть 1 ст. 10 конкретизирует положение ст. 25 Конституции Украины, согласно которому гражданин Украины не может быть выдан другому государству при каких обстоятельствах, в т.ч. в случае совершения им преступления за пределами Украины, а также распространяет его на лиц без гражданства, постоянно проживающие в Украине, если ожидаемым следствием выдачи последних является привлечение их к уголовной ответственности и предания суду. В случае совершения преступления за пределами Украины лицом без гражданства, постоянно проживающий в Украине, она может быть выдана иностранному государству для осуществления относительно нее других принудительных мер, кроме привлечения к уголовной ответственности и предания суду.

При определении понятия "совершение преступления за пределами Украины" следует учитывать, что преступление считается совершенным на территории Украины, если оно было начато, продолжено, закончено или прекращено на территории Украины, или если его исполнитель или хотя бы один из соучастников действовал на территории Украины ( см. комментарий к ст. 6).

Из норм ч. ч. 2 и 3 ст. 10 следует, что:

1) иностранцы, совершившие преступления на территории Украины и осуждены за них на основании УК Украины, не могут быть переданы для отбывания наказания государству (в случае двойного гражданства - одной из соответствующих государств, гражданами которого они не являются;

2) указанные иностранцы не могут быть переданы для отбывания наказания государству, гражданами которого они являются, если такая передача не предусмотрена международными договорами Украины;

3) лица без гражданства, постоянно не проживают в Украине, совершившие преступления на территории Украины и осуждены за них на основании УК Украины, не могут быть переданы для отбывания наказания другому государству, если иное прямо не предусмотрено международным договором, участниками которого являются Украина и соответствующее государство;.

4) иностранцы, а также лица без гражданства, постоянно не проживают в Украине, которые совершили преступления за пределами Украины и находятся на ее территории, если они не осуждены за них на основании УК Украины, могут быть выданы любому иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду, если такая выдача предусмотрена международными договорами Украины. Привлечение их ко ответственности по УК Украины не исключается, если их выдача не предусмотрена международными договорами Украины;

5) иностранцы, а также лица без гражданства, постоянно не проживают в Украине, которые совершили преступления за пределами Украины и находятся на ее территории, если они осуждены за них на основании УК Украины, могут быть переданы любой иностранному государству для отбывания наказания, если такая передача предусмотрена международными договорами Украины.

Условие о том, что передача должна быть предусмотрена международным договором, означает, что в отсутствие такого многостороннего или двустороннего договора передача состояться не может (вопрос о передаче не может быть решен и в дипломатическом порядке), и включает в себя другие, дополнительные условия. При этом условия, при которых лицо может быть выдано другому государству для привлечения к уголовной ответственности и предания суду, и условия, при которых лицо может быть передана другому государству для отбывания наказания, обычно несколько разными. Кроме того, различными могут быть и дополнительные условия выдачи или передачи, определенные тем или иным международным договором Украины.

Так, согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам лицо может быть выдано только за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой Сторон тянут наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или другое более тяжкое наказания, а передано для отбывания наказания - если он лишен свободы на срок не менее шести месяцев или к ней применено более тяжкое наказание. Согласно условиям, определенных Европейской конвенцией о передаче осужденных лиц, лицо может быть передано другому государству для отбывания наказания, если: а) это лицо является гражданином государства исполнения приговора; б) приговор является окончательным; в) на время получения запроса о передаче приговорена лицо имеет отбывать наказание Как правило протяжении как минимум шести месяцев или если ей вынесен приговор к заключению на неопределенный срок; г) на передачу согласна приговорена лицо или, с учетом его возраста или физического или психического состояния, - его законный представитель д) деяния, на основании которого был вынесен приговор, является преступлением по законодательству государства исполнения приговора; е) государство вынесения приговора и государство исполнения приговора согласны на передачу осужденного лица.

Несколько иные условия выдачи предусмотренные Европейской конвенцией о выдаче правонарушителей и Дополнительными протоколами к ней. Так, выдача не осуществляется, если преступление, в связи с которым оно запрашивается, рассматривается как: а) политический связан с политическим, а так же обычный, если есть достаточные основания полагать, что запрос на выдачу сделано с целью преследования или наказание лица на основании его расы, религии, национальной принадлежности или политических убеждений. К политическим преступлениям не относятся: убийство или покушение на убийство главы государства или члена его семьи; преступления против человечества, указанные в Конвенции о предупреждении преступлений, нового геноцида и наказании за него; преступления, перечисленные в ст. 50 Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, ст. 51 Конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, ст. 147 Конвенции о защите гражданского населения во время войны; любые нарушения законов и обычаев войны, кроме тех, которые предусмотрены в указанных положениях Женевских конвенций; б) военный (если он не является преступлением по обычному уголовному праву При этом выдаче за совершение общеуголовных преступлений, также являются военными преступлениями, может быть осуществлено Украиной только при условии, если лицо, выдача которого запрашивается, не будет подвергнут уголовному преследованию за военным правом или законом) в) финансовый (связанное с налогами, сборами, пошлинами и валютой.

Согласившись с определениями политических, военных и финансовых преступлений, Украина Законом о ратификации данной Конвенции и Протоколов к ней оставила за собой право решать в каждом отдельном деле, удовлетворять или не удовлетворять запрос об экстрадиции, а также обязалась осуществлять выдачу только тех лиц, совершивших преступления, наказываются лишением свободы на срок не менее одного года или более суровым наказанием. Украина может отказать в выдаче иностранца и учитывая, что по ее законодательству преступление считается частично совершенным на ее территории (см. ст. 6 УК, статьи 7 Конвенции. Указанным Конвенцией предусмотрены и другие обстоятельства, которые могут помешать такой выдачи.

Согласно Договору между Украиной и Китайской Народной Республикой об экстрадиции передача не может состояться, если: а) деяние не подпадает под понятие "преступление" согласно законодательству хотя бы одной из Сторон, б) за совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы ( согласно законодательству Украины, или тюремного заключения (согласно законодательством Китая) на срок менее года или более мягкое наказание в) до окончания назначенного срока наказания остается менее шести месяцев; г) лицу предоставлено убежище согласно законодательством Украины или если уголовное дело согласно законодательству Украины в данном случае нарушается лишь при частной жалобе потерпевшего и т.д. Кроме того, в выдаче может быть отказано по другим основаниям (например, учитывая характер преступления, возраст, состояние здоровья и другие личностные характеристики лица, выдача которого требуется).

Как правило, все международные договоры, касающиеся выдачи, участниками которых является Украина, основываются на принципах, согласно которым в частности: 1) преступление, за совершение которого требуется выдача, должно признаваться преступлением и по законам местонахождения виновное лицо (принцип тождественности ; 2) если по законам государства, которая требует выдачи, за это преступление предусмотрено смертную казнь, это государство

предоставляет гарантии ее применения к указанного лица; 3) если требование о выдаче имеет целью привлечения лица к уголовной ответственности, государство, которое требует выдачи, должна предоставить доказательства совершения преступления; 4) передача осужденного для отбывания наказания возможна лишь после вступления в законную силу приговора суда . Следовательно, нормативными основаниями выдачи (передачи, экстрадиции) преступника, кроме ст. 10 УК, является многосторонние и двусторонние соглашения: 1) о выдаче правонарушителей и о передаче осужденных лиц; 2) правовой помощи по уголовным делам, а также 3) отдельные положения соответствующих соглашений о борьбе с отдельными видами преступлений. Кроме перечисленных ниже международных соглашений, заключенных Украиной, юридическую силу, согласно ст. 7 Закона Украины "О правопреемстве Украины", сохраняют соглашения, заключенные СССР с Венгрией, Финляндской Республикой, Австрийской Республикой, Алжиром, Республикой Кипр.

В случае, если иностранец или лицо без гражданства, постоянно не проживает в Украине, совершившие преступления на территории нескольких государств, вопрос о выдаче их одной из них решается дипломатическим путем на основе международных договоров Украины. При этом обязательным условием выдачи обычно является то, что виновный должен нести ответственность за все совершенные им преступления, независимо от того, на территории какого государства они совершены.

Согласно Конституции Украины иностранцам и лицам без гражданства, в т.ч. тем, совершивших преступления за пределами Украины и находятся на ее территории ,по решению Президента Украины может быть предоставлено убежище в порядке, установленном законом. Но соответствующий закон еще не принят, что исключает возможность применения этой конституционной нормы.



3. Действие уголовного закона во времени

3.1 Принцип действия закона

Согласно ст. 57 Конституции Украины каждому гарантируется право знать свои права и обязанности, а законы, определяющие нрав и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными.

УК, бесспорно, является законом, определяющим права и обязанности граждан. В нем содержатся нормы, обязывающие граждан соблюдать определенные правила поведения в обществе, нормы, которые представляют собой гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина и т.д. Поэтому закон об уголовной ответственности, не доведенный до сведения населения в порядке, установленном законом, является недействительным.

Существование в законе принципа действия закона об уголовной ответственности во времени позволяет лицу, осознает, что она не нарушает существующих уголовно-правовых запретов, вести себя в обществе уверенно и свободно.

По общему правилу, закон об уголовной ответственности вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования. Соблюдение этого правила является важным, учитывая необходимость ознакомления субъектов соответствующих правоотношений с содержанием закона. Однако, как следует из ч. 1 ст. 4, в отдельных случаях уголовный закон может вступить в силу или позже чем через десять дней со дня его официального обнародования (что является целесообразным в случаях принятия нового УК или существенных изменений и дополнений в него) - с конкретной даты или с момента общественной события, или со дня его опубликования (что может допускаться в случаях принятия незначительных изменений в УК. При этом под опубликованием закона об уголовной ответственности надо понимать опубликование его в официальном печатном издании.

Согласно Конституции Украины законы подлежат официальному опубликованию сразу после подписания их Президентом Украины. Официальное обнародование законов Украины осуществляется путем их опубликования в таких печатных изданиях, как газеты "Голос Украины" и "Урядовий курьер", а также журналы "Ведомости Верховной Рады Украины" и "Официальный вестник Украины" (об источниках официального опубликования ратифицированных международных договоров Украины см. комментарий к ст. 3). Другие формы официального обнародования законодательством Украины не установлено. Днем официального обнародования следует считать дату первого опубликования закона хотя бы в одном из указанных изданий. В отличие от официального, неофициальное обнародования может осуществляться через другие, кроме указанных выше, средства массовой информации, но дата такого обнародования не влияет на момент вступления в силу закона.

Согласно ст. 68 Конституции Украины незнание законов не освобождает от юридической ответственности. Установка правила, согласно которому закон об уголовной ответственности не является действующим ранее дня его официального опубликования, является гарантией презумпции знания гражданами содержания такого закона. Однако такая презумпция означает, что знание гражданином содержания официально опубликованного закона признается лишь тогда, если не доказано обратное. Иными словами, если лицо по причинам, не зависящим от его воли, не знала и, с учетом определенных обстоятельств, реально не могла знать о существовании закона, предусматривающего ответственность за то или иное деяние, не осознавало противоправности совершенному ею деяния, то она не должна привлекаться к ответственности за его совершение.



3.2.Понятие времени совершения преступления.

Принцип гуманизма отражается и в положениях о обратную силу закона. Согласно ст. 58 Конституции Украины "никто не может отвечать за деяния, которые на время их совершения не признавались законом как правонарушения". Принцип ультраактивности закона, согласно которому применяется тот уголовный закон, действовавший во время совершения преступления, базируется на положениях Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах и является общепризнанным принципом уголовного права современных правовых государств. 1

Действие нормативно-правового акта во времени следует понимать так, что она начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с потерей в силу, т.е. к событию, факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место.

Таким образом, законом об уголовной ответственности, действовавшим на время совершения этого деяния, следует считать соответствующий закон; который к моменту начала этого деяния вступившим в законную силу и до момента окончания действия не потерял ее.

Действующим признается закон, вступивший в законную силу, до его отмены или замены новым законом, а если закон был принят на определенный срок, до истечения этого срока.

Кроме того, закон в целом или его отдельные положения (разделы, статьи, части статей и т.п.) могут быть признаны неконституционными решением Конституционного Суда Украины и теряют силу со дня принятия такого решения. При этом законы или их отдельные положения признаются неконституционными, если они не соответствуют Конституции Украины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления их в силу. Признания их неконституционными является основанием для возмещения государством в установленном законом порядке материального и морального вреда, причиненного физическим или юридическим лицам действием таких законов (их отдельных положений).

Преступность и наказуемость деяния определяются нормами Общей и Особенной частей УК. При этом преступность в этом контексте означает официальное признание преступлением определенного деяния, а также покушения или приготовления к определенному деяния, а наказуемость - наличие определенных в законе уголовного наказания (его вида и размера) или других принудительных мер уголовно-правового характера, которые могут улучшить или ухудшить положение лица (принудительные меры медицинского или воспитательного характера и т.д.).

Со вступлением в силу УК 2001 УК 1960 г. со всеми изменениями и дополнениями к нему утратил силу (за исключением Перечня имущества, не подлежащего конфискации по судебному приговору. Однако отдельные его нормы применяются, если они предусматривают более мягкое наказание, чем нормы УК 2001 г. (ультра активность старого закона.

По общему правилу, тем совершения законченного преступления признается время совершения именно действия или бездействия, предусмотренного законом об уголовной ответственности. С ч. Из ст. 4 следует, что время совершения: а) одноактного преступления с формальным, в т.ч. усеченным составом, является день совершения соответствующего действия или бездействия, б) преступления, которое характеризуется двумя действиями, - день совершения последнего действия в) продолжающегося преступления - день совершения последнего из тождественных деяний, которые, будучи объединены единым преступным умыслом, образуют указанный вид единичного преступления; г) продолжающегося преступления, которое заключается в длительном нарушении лицом возложенных на нее законом обязанностей, - день их прекращения по воле или вопреки свободы виновного (задержание лица, явка с повинной, добровольное исполнение долга, лежащего на человека под угрозой уголовного преследования), либо со времени наступления событий, которые трансформируют его поведение в непреступную (например, похищение у виновного оружия, незаконно хранилась, смерть ребенка, от содержания которой в форме уплаты алиментов уклонялся винный) д) незаконченного преступления (если преступление было прервано на стадии приготовления или покушения) - день, когда он был приостановлен из причин, которые не зависели от воли виновного.

Время совершения законченного преступления с материальным составом есть время наступления общественно опасных последствий. Такой вывод основывается на том, что: а) согласно ст. 2 основанием уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления, предусмотренного УК. Если же последствия являются обязательным признаком соответствующего состава преступления, то их отсутствие исключает привлечения лица к уголовной ответственности и, следовательно, не позволяет признать совершенную ею действие или бездействие преступлением б) приготовление к преступлению и покушение на преступление, которые в контексте ч С ст. 4 могут признаваться действием, время совершения которого определяет время совершения преступления, возможны только при умышленном преступлении в) уголовно-процессуальное законодательство предусматривает необходимость доведения всех обстоятельств совершения преступления, а также характера и размера ущерба; приговор суда подлежит отмене в случае неправильного применения уголовного закона, в частности неприменения уголовного закона, подлежащего применению, и применения уголовного закона, не подлежит применению. То есть, доведению подлежат и последствия преступления, а их неучет может оцениваться как неправильное применение уголовного закона. Например, смерть потерпевшего вследствие его преднамеренного отравления может наступить и через длительное время после совершения соответствующего действия, а может не наступить вообще благодаря предоставлению медицинской помощи или по другим причинам. Однако лишь после того, как факт наступления или не наступления соответствующего следствия будет доказано, у суда появляются основания для квалификации преступления как убийства или как покушения на убийство. Неучет же последствий исключает возможности привлечения виновного лица к уголовной ответственности за фактически содеянное деяния; г) последствия в преступлениях с материальным составом является результатом действия, и между последствиями и действием существует промежуток времени. Поэтому если деяние совершено во время действия предыдущего закона об уголовной ответственности, то до дня вступления в силу нового закона об уголовной ответственности лицо может предупредить наступление последствий совершенного деяния. Лишение же ее такой возможности означать сужение существующего права лица на его добровольном отказе от доведения преступления до конца, что будет противоречить ч. Из ст. 22 Конституции Украины.

Таким образом, действие или бездействие в контексте ч. Из ст. 4 следует понимать более широко, чем обычно, то есть как такие, что в отдельных случаях учитывают наличие и последствий, которые находятся в непосредственном причинной связи с ними и наступление которых предусматривалось лицом или должно было и могло предусматриваться ней.

Вывод

В данной работе рассмотрены вопросы, связанные применением уголовного закона в пространстве и времени, на основе действующих законов, международных конвенций и цены.

Подытоживая проведенную работу, можно с уверенностью сказать, что отдельные на первый взгляд темы на самом деле сильно связаны между собой.

Действие закона во время и неотрывно с его действие в пространстве, так как даже само определение понятия закона обозначает зависимость его распространения на время и место действия, а также на лиц, находящихся в пространстве силу закону. Даже всякие исключения в законах, по отдельным отраслям права, оказываются при более близком рассмотрении настолько тесно связанными, что невозможно с уверенностью определить, где действие закона относится к пространству, а где до времени или определенного круга лиц. Поэтому юристам, законодателям очень важно уметь четко определять эти характеристики, чтобы предотвратить недопустимые ошибки.



Использованы Законы и литература

1. Конституция Украины

2. Закон Украины "О гражданстве Украины" в редакции от 18 января 2001

3. Закон Украины "О беженцах" в редакции от 21 июня 2001

4. Уголовный Кодекс Украины от 05.04.2001 года

5.Научно-практичный комментарий Уголовного Кодекса Украины, Мельник М.І., Киев, Каннон, 2001

1 Конституция Украины

3