Правовые основы специальной педагогики

Московский социально-педагогический институт

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

Заочное отделение

Реферат

Правовые основы специального образования в России

Москва 2009

Оглавление

Оглавление

Введение

Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека

Право на образование в системе прав и свобод человека

Правовое положение людей с ограниченными возможностями в России

Заключение

Литература

Введение

Люди, а особенно дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности – самая уязвимая категория людей. С гуманизацией общественного сознания их правам и обеспечению равных возможностей для них уделяется все больше внимания. По окончании второй мировой войны человечество пришло к пониманию недопустимости дискриминации по каким-либо признакам. Создана Организация Объединенных Наций и провозглашена Декларация прав человека. С тех пор принято множество документов, закрепляющих право каждого человека на жизнь и достоинство, образование и медицинское обслуживание. Большинство этих документов ратифицированы в нашей стране.

В данной работе мы представим обзор законов, защищающих права людей с ограниченными возможностями в нашей стране.

Международные стандарты в области защиты прав и свобод человека

В основе современного законотворчества в области зашиты прав человека лежат гуманистические положения социокультурной концепции.

Эти мировоззренческие понятия определили права всех людей на образование, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, помощь в случае инвалидности, пособия по безработице и т.д.

Создание в 1945 г. ООН. Одним из основных аспектов деятельности ООН стало законотворчество в области зашиты прав человека.

В структуре ООН имеются агентства по защите прав человека:

ЮНИСЕФ — детский фонд ООН (1946);

ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (194б);

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения (1946).

В международных и Российских правовых документах используются следующие понятия:

    Равноправие — каждое юридическое или физическое лицо, а также все субъекты права перед законом равны;

    Дети – особая социально-демографическая группа населения, имеющая возрастные границы от 0 до 18 лет, а также свои специфические потребности, интересы и права, однако не обладающая достаточной способностью отстаивать и защищать их в обществе.

    Права детей – совокупность законодательных норм и правил, направленных на защиту потребностей и интересов детей во всех сферах их жизнедеятельности.

    Дефект – постоянная или временная утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, а также отклонение от нее.

    Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность, таким образом, или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

    Нетрудоспособность – ограниченность конкретного индивидуума, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов.

Право на образование в системе прав и свобод человека

Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав человека является право на образование.

Право всех людей на образование закреплено во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, в России — в Конституции РФ.

Признание безусловной ценности для общества каждой человеческой личности, необходимости обеспечения гарантия ее права на развитие и реализацию систем потенциальных возможностей, права на достойное место в обществе и достойные условия жизни – вот концептуальные основы реформирования правового поля современной России.

Права инвалидов закреплены в ряде документов ООН, таких, как:

"Всеобщая декларация прав человека"

"Конвенция о правах ребенка"

"Декларация о правах умственно отсталых лиц"

"Декларация о правах инвалидов"

"Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов"

Во всех этих документах отражен принцип равенства представляющий инвалидам и людям с ограниченными возможностями равные со всеми права.

"Всеобщая декларация прав человека" обеспечивает нормативную базу, ставшую основой для международных правовых стандартов, касающихся инвалидов. Люди, имеющие инвалидность, могут не только реализовывать весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, но и осуществлять их на равных основаниях с другими людьми. В статье 25 признают за каждым человеком "права на такой жизненный уровень... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи". "Материнство и детство имеют право на особую заботу и содействие. Все дети имеют равное право на социальную защиту".

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

В статье 1 говорится: «...все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», а статьи 2 и 6 устанавливают право каждого человека на «жизнь без всяких условий и ограничений».

"Конвенция о правах ребенка" была утверждена 20 ноября 1989 г.

Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить им права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Конвенция – первый международный договор, признающий права детей-инвалидов. В статье 23 говорится, что «ребенок-инвалид с физическими или умственными недостатками должен иметь возможность вести полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих достоинство, самостоятельность и активное участие в общественной жизни".

В первом пункте этой статьи предусмотрено приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинском обслуживании, восстановлении здоровья, подготовке к трудовой деятельности. Право детей-инвалидов на специальный уход. Такая "помощь предоставляется по возможности бесплатно". "Государства-участники будут способствовать обмену информацией в области профилактики заболеваний, лечения детей-инвалидов.

Статья 24 – ребенок имеет право на максимально высокий уровень медицинского обслуживания.

Статья 32 – государство обязаны защищать ребенка от трудовой эксплуатации и работы, которая может повредить его обучению или нанести ущерб его здоровью и благополучию.

Статья 19 – государства обязаны защищать ребенка от физического или психического вреда или недосмотра, исключая сексуальное насилие и эксплуатацию.

"Декларация о правах умственно отсталых лиц" принята в 1971 г. Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на земле. Умственно отсталый человек имеет право на должное медицинское обслуживание и физиотерапию, а также на такое образование, которое позволило бы ему достичь максимального развития своих способностей и потенциала. Право на экономическую защищенность и достойный уровень жизни; на защиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения. Отдельное заявление Генеральной Ассамблеи ООН потребовало от стран, присоединившихся к Декларации, создания доступных для умственно отсталых людей, юридических инстанций, которые могли бы защитить их от насилия.

Этот документ не ратифицирован Россией.

"Декларация о правах инвалидов" — в 1975 г., инвалиды обладают теми же гражданскими и политическими правами, что и другие люди.

Инвалидов как «..любых лиц, неспособных обеспечить самостоятельно, полностью или частично потребности нормальной личной и/или общественной жизни в результате недостаточности, врожденной или нет, его или ее физических или умственных способностей

«...инвалиды должны быть обеспечены услугами, позволяющими им полностью интегрироваться в общество». Они «...вправе рассчитывать на меры, позволяющие им стать как можно более самостоятельными». Инвалиды имеют право «...жить в своих семьях и участвовать во всех видах социальной, творческой деятельности». «Инвалиды должны быть защищены от любой эксплуатации, любых правил и любого обращения дискриминационного, оскорбительного или унизительного характера»

"Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" приняты в 1993 г. этот документ не имеет полной силы закона, однако по существу является первым универсальным правовым актом, содержащим моральные и политические требования к присоединившимся государствам по принятию мер, направленных на выравнивание возможностей для инвалидов.

Предпосылки, содействующие их равному участию в жизни общества:

1) широкое ознакомление общественности с проблемами инвалидности;

2) беспрепятственный доступ для инвалидов к медицинскому обслуживанию;

3) полный комплекс услуг по реабилитации;

4) обеспечение специальными услугами

Во второй главе речь идет о целевых областях создания равных возможностей. Здесь имеются в виду доступность всех сфер общественной жизни. Понятие «доступности» подразумевает создание безбарьерной среды обитания, приспособление градостроительной среды и инфраструктуры помещений к нуждам инвалидов, беспрепятственный доступ к средствам информации и коммуникации.

Правило 6, в котором указаны стандарты доступа инвалидов к образованию.

В странах, где общеобразовательная система "не удовлетворяет потребностям всех категорий инвалидов, может применяться система специального образования". Однако государства должны стремиться к тому, чтобы постепенно интегрировать специальное обучение в общую систему образования. Огромное значение для достижения инвалидами независимой жизни имеет трудовая занятость. Инвалиды имеют право пользоваться особыми правами в области трудоустройства, трудовое законодательство "не должно допускать дискриминации инвалидов и не должно создавать препятствия к их трудоустройству". Правило 8 касается достойного уровня материального и социального обеспечения. Его пункт 3 обращен с требованием, предоставить достойное материальное и социальное обеспечение не только самим инвалидам, но и лицам, осуществляющим уход за ними. Программы социального обеспечения должны быть структурированы таким образом, чтобы стимулировать людей с инвалидностью к самостоятельному поиску трудоустройства.

Инвалидам не может быть отказано в праве на сексуальность и родительские чувства.

Государства обязаны:

а) собирать и распространять информацию об условиях жизни инвалидов;

б) обеспечивать учет проблем инвалидов при разработке соответствующей политики и национальном планировании;

в) разрабатывать законодательную базу с учетом мер по достижению полного участия и равенства инвалидов;

е) признавать право общественных организаций инвалидов представлять свои интересы на национальном, региональном и местном уровнях;

ж) обеспечивать адекватную, подготовку, кадров, участвующих в планировании и осуществлении программ, по созданию равных возможностей для инвалидов.

На основе этих Стандартных правил разработаны дифференцированные рекомендации по созданию равных возможностей для людей с тем или иным видом инвалидности. Так, в документе «Принципы защиты умственно отсталых лиц и совершенствование психиатрической помощи» заложены минимальные стандарты ООН по защите законных прав и свобод людей с интеллектуальной недостаточностью. Принципы касаются защиты детей от избыточной диагностики умственной недостаточности, утверждения их прав на конфиденциальность профессиональной информации.

Поддержка свободного развития "особого ребенка" предусматривает прежде всего восстановление его прав на наследование культурно-исторического опыта человечества.

Саламанкская всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями "Доступность и качество" (1994)

Документы, принятые конференцией, базируются на принципе включающего образования, т.е. признания необходимости создания "школ для всех" - учебных заведений, которые объединяют всех детей независимо от их физического, интеллектуального, эмоционального, социального или другого состояния и создают им соответствующие условия обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого.

    каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

    необходимо разрабатывать образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

    лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создавать им условия;

    обычные школы с такой ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями.

Организация раннего обучения детей с особыми образовательными потребностями признается задачей первостепенной важности, основным направлением развития системы образования в XXI в.

Конвенция о защите и поощрении прав и достоинств инвалидов – 13 декабря 2006 г.

Главная цель – защита инвалидов от дискриминации, установление равенства между людьми, имеющими различные возможности в физическом и психическом состоянии, в области гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав.

Правовое положение людей с ограниченными возможностями в России

За последние годы были приняты определенные меры по ратификации ряда международных правовых документов, касающихся защиты прав инвалидов. Приоритетная роль в правовом поле РФ принадлежит законам, принимаемым Федеральным собранием или его палатами (Государственной думой, Советом Федерации). Это – федеральные законы. Они имеют силу на всей территории России. Предпосылкой принятия или корректировки законодательных актов следует считать их финансовое обеспечение, т.е. расчет средств и финансовых возможностей для реализации устанавливаемых в законе норм. Финансовое обеспечение, закрепленное в бюджете, служит гарантией выделения необходимых средств. Особенностью современной законодательной базы Российской Федерации является перенос приоритетов в сфере социальной поддержки незащищенных слоев населения, с денежных выплат на оказание прямых (адресных) социальных услуг. Причем именно благополучие отдельного человека становится критерием оценки всех общественных явлений и преобразований. В 1991 г. вышел ряд новых документов. Действовавшая до этого времени советская модель социального обеспечения была реорганизована. Созданы новые законы, в которых разграничены понятия «социальная защита» и «социальное обслуживание». Социальная защита – это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.

Социальное обслуживание носит нематериальный характер и предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-педагогических, психологических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществление через систему социальных служб.

Конституция РФ, принятая в 1993 году, является основным законом в нашей стране. Социальное равенство, закрепленное в Конституции, еще не является фактически полным равенством в силу естественного различия .между индивидами. Так, инвалид имеет ограниченные возможности в реализации своих способностей по сравнению со здоровым человеком.

Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями можно выделить следующие:

" О социальной защите инвалидов",

"Об образовании",

"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов",

"О государственных пособиях гражданам, имеющим детей",

"Об основных гарантиях прав ребенка",

"Семейный кодекс Российской Федерации".

Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов" – его основные статьи вступили в силу с 1 января 1996 г.

Необходимо указать, что ранее действовавшее законодательство об инвалидах не содержало ни одного кодифицированного. Еденного правового акта. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным правовым источникам, касались различных категорий инвалидов, характеризовались непоследовательностью и противоречивостью.

Новый закон ввел правовое понятие «инвалид» — лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное

1) заболеванием;

2) последствиями травм;

3) анатомическими дефектами.

Человек признается инвалидов при наличии следующих условий

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

2) ограничение жизнедеятельности;

3) необходимость мер социальной защиты.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

    по возрасту — дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;

    по причинам происхождения инвалидности - инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалида труда, инвалиды общего заболевания:

    по степени трудоспособности

Понятия "инвалид" и "ребенок-инвалид" тождественны и граждане, обладающие этим юридическим статусом, имеют права на все льготы, обозначенные в законах.

Назначение ребенку инвалидности является юридическим актом и осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы

К категории инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов как системы экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества. Закон вводит понятие "реабилитация". Целями реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение общего среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При реализации этого права государство гарантирует необходимые условия.

Статья 19 гарантирует права инвалидов на образование. Положения закона, касающиеся защиты прав на образование детей-инвалидов, предполагают создание таких условий, при которых ребенок должен быть максимально приспособлен к учебной деятельности, посредством предоставления дополнительных услуг, в том числе образовательных:

1) органы управления образованием обязаны обеспечить непрерывность процесса воспитания и образования детей-инвалидов;

2) создана сеть специализированных школ по профилю нарушений развития;

3) при .невозможности обучения ребенка-инвалида в условиях образовательного учреждения его обучение осуществляется на дому.

Закон закрепляет особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортные, жилищные и имущественные льготы. Права инвалидов и особые условия реализации законодательно подкреплены положениями нормативных документов более низкого порядка – постановлений, приказов, положений.

Закон Российской Федерации "Об образовании" вступил в силу 5.01.1996 г.Этот закон утверждает государственные гарантии на получение образования всеми детьми, и в том числе детьми с отклонениями в развитии. Предусматривает создание для детей с отклонениями специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Финансирование указанных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Направление детей и подростков в такие учебные заведения производится только с согласия родителей. Деятельность по обучению воспитанников организуется в учреждениях различных видов:

    I вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания неслышащих (глухих) детей;

    II вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабослышащих детей;

    III вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания незрячих (слепых) детей;

    IV вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабовидящих детей;

    V вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией;

    VI вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности);

    VII вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с задержкой психофизического развития;

    VIII вид – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Указ Президента РФ №543 от 1 июня 1992 года «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» положил начало формированию инновационной стратегии и организации социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями, в преодолении межведомственных барьеров, новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и медико-психолого-социальные центры.

Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принят 3 июля 1998 г. Закон касается гарантий только социальных прав детей. В то время как международная Конвенция о правах ребенка предусматривает более широкий спектр прав:

    охрана здоровья – статья 10;

    профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и занятость – статья11;

    отдых и оздоровление – статья 12;

    создание социальной инфраструктуры – статья 13;

    защита от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и физическому развития – статья 14;

    защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – статья 15.

Практическая реализация положений этой статьи вызывает сомнения, так как она не может иметь соответствующего материального обеспечения.

Положения этого закона, касающиеся гарантий защиты прав и интересов ребенка, носят, скорее, декларативный характер.

Семейный кодекс Российской Федерации – 1 марта 1996 г.Одной из важнейших отраженных в нем тенденций является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права. Правовое положение ребенка определяется с позиций интересов самого ребенка и включает следующие основные права:

    жить и воспитываться в семье;

    знать своих родителей (насколько это возможно);

    обеспечивать реализацию интересов ребенка, его всестороннее развитие и уважением его человеческого достоинства;

    право общаться с обоими родителями и другими родственниками;

    защищенность прав ребенка, в том числе права самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд;

    выражать свое мнение по вопросам, касающимся своей жизни;

    иметь имя и фамилию;

    получать содержание и иметь право собственности на принадлежащее ему имущество.

Сказано о правовой защите детей от насилия в семье. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жесткое, грубое, уничтожающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию.

Заключение

Итак, права людей с ограниченными возможностями в нашей стране приведены в соответствие с нормами международного права. Однако на практике реализация отдельных документов сопряжена с определенными трудностями, обусловленными прежде всего финансовой необеспеченностью мероприятий, декларируемых законами. К недостаткам отечественной законодательной базы относится отсутствие самостоятельного правового акта на уровне федерального закона, касающегося исключительно детей-инвалидов. Отдельные положения, содержащиеся в различных юридических текстах, характеризуются непоследовательностью и противоречивостью, что затрудняет их практическое применение. Наряду с законодательством важное место в социальной политике РФ отводится целевым программа, федеральным и региональным, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям населения. Наиболее эффективно реализуются федеральные программы: "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 год" и "Дети России" (подпрограмма "Дети-инвалиды"). Подпрограмма "Дети-инвалиды" направлена на разработку эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также системы реабилитации детей с ограниченными возможностями; на оказание консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются такие дети; на интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Законы образуют то правовое пространство, в котором функционирует механизм социальной защиты инвалидов. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с профессиональной деятельностью многих специалистов – учителей-дефектологов, воспитателей, практических психологов. Юридическая компетентность всех профессионалов в области специального образования является надежной гарантией в защите прав самой уязвимой категории детского населения России – детей с особыми образовательными потребностями.

Литература

    Крылова З.Г. Основы права. Учеб. для сред. спец. учеб. заведений/ З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; под ред. З.Г.Крыловой. – М.: Высш. шк., 2002. - 319с.

    Назарова Н.М. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. – Т.2: Общие основы специальной педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.