Правовой статус сельскохозяйственных земель

Содержание

Введение

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

2. Использование земель сельскохозяйственного назначения

3. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

4. Фонд перераспределения земель

5. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Легальное определение земель сельскохозяйственного назначения и их правовые признаки, по которым выделена эта самостоятельная категория земель в составе земель РФ, закреплено п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ1.

Здесь сформулировано важное положение, вытекающее из ст. 7 ЗК РФ, о делении земель РФ на отдельные категории, которые имеют специфический правовой режим в зависимости от целевого назначения земель.

Перенесенные из прежних в действующий ЗК правовые признаки земель сельскохозяйственного назначения: предоставление земель для сельского хозяйства и предназначение земель для нужд сельского хозяйства едва ли могут теперь вызывать существенные сомнения.

Таким образом, согласно п. 1 ст. 77 ЗК, исходит из того, что землями сельскохозяйственного назначения являются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства.

Итак, тема данной работы – «Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения».

Задачами работы являются:

    определение понятия земель сельскохозяйственного назначения;

    рассмотрение состава земель сельскохозяйственного назначения;

    выявление особенностей использования сельскохозяйственных угодий;

    рассмотрение фонда перераспределения земель.

Таким образом, целью данного исследования является рассмотрение правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

В ст. 77 Земельный кодекс РФ вводит уточненное понятие земель сельскохозяйственного назначения. К ним он относит земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, и угодья, которые располагаются внутри поселенческой черты.

Уточненное понятие земель сельскохозяйственного назначения территории поселений в настоящее время сформулировано также в новом Градостроительном кодексе РФ2.

Земли российских поселений по правовому режиму подразделяются на территориальные зоны. ГрК РФ в ст. 37 предусматривает, что в состав зон сельскохозяйственного использования поселений могут включаться:

    зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

    зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав других территориальных зон, устанавливаемых в границах черты населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (п. 10 ст. 35 ГрК РФ).

Земли сельскохозяйственного использования в поселениях отличаются от внепоселенческих сельскохозяйственных земель тем, что используются в целях ведения сельского хозяйства лишь до изменения вида их использования в соответствии с градостроительными планами поселений, правилами землепользования и застройки.

Землями, предназначенными для сельского хозяйства, следует считать те угодья, которые могут быть использованы для сельскохозяйственных целей в будущем.

В п. 2 ст. 77 ЗК РФ дается развернутая расшифровка состава сельскохозяйственных земель по угодьям в зависимости от их природного либо хозяйственного назначения.

В данной норме установлен исчерпывающий перечень угодий, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Ими признаются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

2. Использование земель сельскохозяйственного назначения

В ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации излагается перечень субъектов, которые в установленном законом порядке могут использовать земли сельскохозяйственного назначения.

Перечень этих субъектов, с нашей точки зрения, изложен в Земельном кодексе Российской Федерации как исчерпывающий, не предусматривающий в качестве пользователей земель сельскохозяйственного назначения лиц, не указанных в данной статье.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства достигает более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"3.

3. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

С учетом природных свойств и целевого назначения Земельный кодекс РФ подразделяет земли сельскохозяйственного использования на три группы:

а) приоритетного использования, подлежащие особой охране;

б) особо ценные продуктивные угодья;

в) непригодные для ведения сельскохозяйственного производства земли или сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Такая градация земель сельскохозяйственного назначения защищает более ценные сельскохозяйственные земли от необоснованного их занятия для несельскохозяйственных нужд.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается4.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных сельскохозяйственных угодий, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, указанных в законе (например, добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставленной на период осуществления строительства линейных объектов; для выполнения международных обязательств Российской Федерации при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов).

Прежде, согласно ЗК 1991 г., особой охране подлежали только особо ценные сельскохозяйственные угодья.

Определенные особенности использования сельскохозяйственных угодий в настоящее время предписаны изменениями в ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", внесенными ФЗ от 18.07.2005 г. N 87-ФЗ5. Они предусматривают следующие правила:

Минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройства.

Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Нельзя допускать выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельной участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве для мелиорированных земель.

Размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального субъекта Российской Федерации и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные граждане и их близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (доли, вклады), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, устанавливается законом субъекта Российской Федерации6.

Установленный законом субъекта Федерации размер общей площади таких земельных участков сельскохозяйственных угодий не может быть менее, чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленном законом субъекта Федерации, органом местного самоуправления.

ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает ряд особенностей совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 12) и особенности выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 13).

К сделкам, совершенным с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса РФ7, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять участников.

Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящейся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.

Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, по завещанию или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю а соответствии со ст. 18 названного закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю8.

Когда участок долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.

Названные сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.

Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжение им иным образом, если это не нарушает требований ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии с ст. 14 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.

Если общее собрание участников долевой собственности не утвердило границы части находящейся в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, то участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет свей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.

Указанные извещение или сообщение должны содержать описание местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, которое позволяет определить его границы на местности, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений остальных участников долевой собственности относительно местоположения этого земельного участка требующему выделения земельного участка в счет его земельной доли участнику долевой собственности или указанному в извещении представителю участника долевой собственности.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю.

При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.

Если в течение 30 дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, то предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным.

Данные возражения должны быть обоснованными.

Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок которых устанавливается субъектами Российской Федерации.

В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.

Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости9.

Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленном законом субъекта Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.

Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящихся в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определяемых субъектом РФ. Если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение 90 дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, то устанавливаются границы этого земельного участка. Субъект РФ или в случаях, указанных законом субъекта Федерации, муниципальное образование вправе направить свое заявление в суд о признании права собственности субъекта РФ или муниципального образования на этот земельный участок.

4. Фонд перераспределения земель

В ходе земельной реформы в России появилась практика формирования специальных земельных фондов перераспределения земель. Согласно Указу Президента РФ от 27.12.1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в фонды перераспределения земель включались участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

В последующие годы было разрешено сформировать целевой земельный фонд для предоставления казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ РФ, и целевой земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. Со дня введения в действие ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения создан единый фонд перераспределения земель.

Он формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

    при добровольном отказе от земельного участка;

    если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

    при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

В данный фонд включены также все земли, ранее находившиеся в других целевых фондах перераспределения земель. Эта новая практика распределения резервных земель призвана обеспечить их использование преимущественно для нужд сельскохозяйственного производства. Формирование фонда перераспределения земель с первых лет земельной реформы регулировалось подзаконными нормативными правовыми актами. ЗК РФ вводит новые основания для зачисления земельных участков в фонд перераспределения земель (добровольный отказ от земельного участка, когда нет наследников, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами). ЗК РФ впервые в земельном законодательстве закрепляет принцип общедоступности сведений о наличии земель в фонде перераспределения земель. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

5. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" посвящен вопросам обеспечения государством плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Целью указанного ФЗ является установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения относятся: разработка и реализация основных направлений государственной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за их соблюдением; разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за выполнением таких программ; проведение единой научно-технической политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; иные полномочия, отнесенные к полномочиям органов государственной власти РФ, Конституцией РФ и ФЗ.

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право: проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; получать в установленном Правительством РФ порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния; иметь другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам РФ.

Основными направлениями государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения являются: разработка законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и контроль за соблюдением указанных актов; осуществление инвестиционной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными им на осуществление государственного управления в указанной области федеральными органами исполнительной власти.

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по следующим основным направлениям: разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также соответствующих региональных целевых программ; проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения; разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; разработка планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; разработка планов мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами; финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; финансирование научно-исследовательских работ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними; сертификация почв; лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию; государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения; создание банков данных в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; учет эталонных участков земель сельскохозяйственного назначения.

Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ национальный доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и о государственном регулировании и государственной поддержке в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и региональных целевых программ в данной области.

Федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения формируются Правительством РФ и утверждаются в порядке, установленном законодательством РФ. Региональные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводится в целях обеспечения органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии плодородия указанных земель.

Государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения включает в себя сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливается Правительством РФ.

Мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения является составной частью государственного мониторинга земель, порядок проведения которого устанавливается земельным законодательством.

Почвы земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикаты и пестициды подлежат обязательной сертификации.

Сертификация почв земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикатов и пестицидов осуществляется в соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг".

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных законодательством РФ.

Государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в целях обеспечения соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков требований законодательства РФ.

Порядок проведения государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливается Правительством РФ.

Основными направлениями государственной поддержки деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения являются: стимулирование инвестиционной деятельности по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; развитие инфраструктуры государственной агрохимической службы; организация научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; утверждение государственных заказчиков производства агрохимикатов и пестицидов, добычи торфа и производства продуктов его переработки, а также создания и производства оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Финансирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться за счет: средств федерального бюджета; средств бюджетов субъектов РФ; средств местных бюджетов; кредитов кредитных организаций; иных не запрещенных законом источников. Указанные средства распределяются и используются в соответствии с целевыми программами обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Органы государственной власти содействуют развитию агрохимического обслуживания посредством утверждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственных заказчиков, которые размещают заказы на: производство и поставки агрохимикатов и пестицидов производителям сельскохозяйственной продукции; добычу торфа и производство продуктов его переработки; производство оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

В области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводятся научные исследования по разработке: научно-исследовательских программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения с учетом природно-сельскохозяйственного районирования земель; методик оценки состояния земель сельскохозяйственного назначения и учета показателей состояния их плодородия; нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву; норм предельно допустимых нагрузок на земли сельскохозяйственного назначения, а также норм предельно допустимого уровня применения агрохимикатов и пестицидов; технологий проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий, а также технологий добычи торфа и производства продуктов его переработки; эффективных и экологически безопасных агрохимикатов и пестицидов; систем обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции информацией о состоянии земель сельскохозяйственного назначения и об агрохимическом обслуживании.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции, специально уполномоченные на то органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают развитие системы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области обеспеченияплодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Споры, возникающие в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства РФ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Заключение

В заключении отметим, что упоминавшийся не раз в работе Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» должен стать законом публично-правового характера, так как именно государство проводит земельную реформу и только оно в состоянии обеспечить формирование и развитие цивилизованного, регулируемого и контролируемого государством рынка сельскохозяйственных земель.

Если принять за исходное приведенное выше определение земельного оборота, сформулированное в соответствии с требованиями ст. 129 Гражданского кодекса РФ, надо заключить, что формированию новой достаточно устойчивой структуры земельной собственности и структуры землепользования в наибольшей мере соответствует рыночный механизм перераспределения земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, данную очень актуальную социально-экономическую задачу, связанную с созданием режима наибольшего благоприятствования для операций с земельными долями, обеспечивающими восстановление целостности хозяйств и преодоление раздробленности, парцелизации ранее существующих крупных землепользований невозможно решить путем толкования ст. 82 Земельного кодекса РФ, закрепившего по существу императивное требование о «внерыночном земельном обороте» на основе административных актов предоставления земельных участков государством и органами местного самоуправления как единственного основания возникновения прав на земельные участки сельскохозяйственных организаций.

Список использованной литературы

    Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями от 22 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня 2006 г.) // Гарант Максимум, 2009 г.

    Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня 2006 г.) // Гарант Максимум, 2009 г.

    Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня 2006 г.) // Гарант Максимум, 2009 г.

    Федеральный закон от 18.07.2005 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ, 2005, N 30, ст. 3098.

    Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 7 июля 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 г., 7 марта, 18 июля 2005 г.) // СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 10, ст. 758; N 30, ч. I, ст. 3098.

    Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Гарант Максимум, 2009 г.

    Земельное право. / Под ред. Боголюбова С.А. – М.: Юрайт, 2004.

    Иконицкая И.А. Земельное право РФ. – М.: Юристъ, 2005.

    Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006.

1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня 2006 г.) // Гарант Максимум, 2009 г.

2 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями от 22 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня 2006 г.) // Гарант Максимум, 2009 г.

3 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 7 июля 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 г., 7 марта, 18 июля 2005 г.) // СЗ РФ, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 10, ст. 758; N 30, ч. I, ст. 3098.

4 Иконицкая И.А. Земельное право РФ. –М.: Юристъ, 2005.С.186.

5 Федеральный закон от 18.07.2005 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ, 2005, N 30, ст. 3098.

6 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006.С.218.

7 Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ (с изменениями от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля, 3, 30 июня 2006 г.) // Гарант Максимум, 2009 г.

8 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2006.С.220.

9 Иконицкая И.А. Земельное право РФ. –М.: Юристъ, 2005.С.189.