Правовой статус плательщиков таможенных платежей

Правовой статус плательщиков таможенных платежей

Введение

Формирование цивилизованных рыночных отношений в России требует постоянного совершенствования правовой защиты граждан в области финансовой деятельности государства и правового регулирования прав и обязанностей личности как плательщика налогов и сборов, таможенных платежей.

Права и обязанности плательщика налогов и сборов четко регламентированы законодательством о налогах и сборах, однако правовой статус лиц, ответственных за уплату таможенных платежей такой однозначной регламентации не имеет. Но его определение на сегодняшний день представляет собой важную проблему, разрешение которой необходимо как для самого лица, так и для таможенных органов. Это выражается, прежде всего, в существующей объективной потребности формирования предельно полной и однозначной законодательной регламентации правоотношений плательщика и таможенных органов.

Детально проработанная законодательная база в значительной степени способствует повышению эффективности осуществления данного вида правоотношений в целом, а значит, и эффективности деятельности каждого из субъектов, достижению поставленных ими целей: обеспечению своевременного поступления сумм таможенных платежей в бюджет – для таможенных органов и осуществлению внешнеторговой деятельности – для плательщиков таможенных платежей.

Соответственно, актуальность определения правового статуса плательщика таможенных платежей продиктована, прежде всего, практической значимостью результата решения этой проблемы.

Правовой статус плательщиков таможенных платежей

Под плательщиками таможенных платежей понимаются лица, обязанные в соответствии с таможенным законодательством и в установленные им сроки уплачивать необходимые таможенные пошлины и налоги. Плательщики несут ответственность за уплату таможенных платежей (ст. 320 ТК РФ). Таким образом, плательщиками таможенных сборов, таможенных пошлин, налогов являются исключительно декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом и иными федеральными законами возложена обязанность по уплате таможенных платежей (статьи 328 и 357.5 ТК РФ).

ТК РФ допускает уплату таможенных платежей за товары, перемещаемые через таможенную границу любыми лицами. Вместе с тем «любые лица» не могут рассматриваться в качестве плательщиков таможенных платежей, поскольку уплата платежа это их право, но не обязанность. В случае неуплаты таможенных платежей в установленный срок, таможенный орган будет требовать исполнения соответствующей обязанности только от лиц ответственных за уплату платежа (пункт 2 ст. 348 ТК РФ).

В соответствии со статьей 320 и пунктом 1 ст. 328 ТК РФ всех плательщиков таможенных платежей можно разделить на две группы:

1. Обязательные плательщики таможенных платежей. Обязательными плательщиками таможенных платежей являются декларанты и таможенные брокеры. Данные лица рассматриваются в качестве обязательных плательщиков таможенных платежей в виду участия в таможенных операциях и процедурах (таможенное оформление товаров), требования которых предусматривают уплату таможенных платежей.

2. Возможные плательщики таможенных платежей. Данная категория плательщиков может рассматриваться в качестве таковых только при наличии определенных обстоятельств (как правило, отличных от факта законного перемещения товаров через таможенную границу), с которыми ТК РФ связывает возникновение обязанности по уплате таможенных платежей. К числу возможных плательщиков таможенных платежей относятся:

- лицо, осуществляющее грузовые операции, при прибытии товаров на таможенную территорию РФ, в случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов при разгрузке и перегрузке (перевалке) товаров в морском, речном порту в месте прибытия (пункт 4 ст. 78 ТК РФ.);

- перевозчик товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита (таможенный перевозчик, международный перевозчик или иное лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит) либо экспедитор, в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения (пункт 1 ст. 90 ТК РФ);

- владелец склада временного хранения, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа (пункт 2 ст. 112 ТК РФ), а также иное лицо, осуществляющее временное хранение иностранных товаров (железная дорога - пункт 3 ст. 116 ТК РФ; получатель товаров - пункт 3 ст. 117 ТК РФ);

- владелец таможенного склада, в случае утраты хранящихся товаров либо их выдачи без разрешения таможенного органа (пункт 2 ст. 230 ТК РФ);

- лицо, получившее разрешение на переработку товаров на таможенной территории или лицо, которому передано разрешение на переработку (пункт 7 ст. 179 ТК РФ);

- лицо, получившее разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления (пункт 6 ст. 192 ТК РФ);

- лицо, получившее разрешение на переработку товаров вне таможенной территории (пункт 5 ст. 203 ТК РФ);

- лицо, получившее разрешение на временный ввоз, или лицо, которому переданы временно ввезенные товары (пункт 7 ст. 212 ТК РФ);

- лицо, поместившее товары под таможенный режим временного вывоза (ст. 257 ТК РФ);

- владелец магазина беспошлинной торговли (пункт 2 ст. 262 ТК РФ);

- лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу (пункт 4 ст. 320 ТК РФ);

- лица, участвующие в незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения (пункт 4 ст. 320 ТК РФ);

- лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза (пункт 4 ст. 320 ТК РФ), то есть недобросовестные приобретатели товаров;

- организация почтовой связи, утратившая или выдавшая без разрешения таможенного органа международные почтовые отправления (пункт 5 ст. 295 ТК РФ).

Права и обязанности плательщика таможенных платежей целесообразно и правомерно рассматривать в одном ключе с правовым статусом плательщика налогов и сборов. Формирование правового статуса плательщика таможенных платежей стоит начать с части обязанностей. Для определения обязанностей лица, ответственного за уплату таможенных платежей, необходимо, прежде всего, представить ряд обязанностей, установленных НК РФ для плательщика налогов и сборов. Согласно ст. 23 НК РФ плательщик налогов и сборов обязан: уплачивать налоги, встать на учет в налоговых органах, вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять налоговые декларации и другие документы, выполнять требования об устранении выявленных правонарушений законодательства, обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов.

Аналогично могут быть рассмотрены права лица, ответственного за уплату таможенных платежей – на основе анализа прав плательщика налогов и сборов. По НК РФ (ст. 21) плательщик налогов и сборов имеет право на представительство, на получение информации, на использование льгот, на изменение срока уплаты, на зачет и возврат сумм, на защиту прав и ряд прав при проведении проверок.

Таким образом, модель анализа правового статуса лица, ответственного за уплату таможенных платежей, можно представить наглядно следующим образом Формирование правового статуса плательщика таможенных платежей стоит начать с части обязанностей.

Для определения обязанностей лица, ответственного за уплату таможенных платежей, необходимо, прежде всего, представить ряд обязанностей, установленных НК РФ для плательщика налогов и сборов.

Согласно ст. 23 НК РФ плательщик налогов и сборов обязан: уплачивать налоги, встать на учет в налоговых органах, вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять налоговые декларации и другие документы, выполнять требования об устранении выявленных правонарушений законодательства, обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов.

В соответствии с представленным списком основных обязанностей плательщика налогов и сборов, проанализировав таможенное законодательство, можно выделить следующие обязанности лица, ответственного за уплату таможенных платежей:

1. Уплачивать таможенные платежи (п. 1 ст. 328 ТК РФ).

2. Заявлять таможенную стоимость, располагая информацией, которая должна быть одновременно: достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной (п. 1 ст. 15 Закона "О таможенном тарифе").

3. Представлять по требованию таможенных органов пояснения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей (п. 1 ст. 31 НК РФ).

4. Выполнять требования об устранении выявленных нарушений законодательства (п. 1 ст. 23 НК РФ).

Таким образом, можно представить ряд обязанностей плательщика таможенных платежей, каждый элемент которого имеет закрепление непосредственно в нормах российского законодательства. Аналогично могут быть рассмотрены права лица, ответственного за уплату таможенных платежей - на основе анализа прав плательщика налогов и сборов.

По НК РФ (ст. 21) плательщик налогов и сборов имеет право: на представительство, на получение информации, на использование льгот, на изменение срока уплаты, на зачет и возврат сумм, на защиту прав и ряд прав при проведении проверок.

Проецируя представленный ряд прав на таможенное законодательство, права плательщика таможенных платежей могут быть сформулированы следующим образом:

1. Право представлять свои интересы лично либо через своего представителя (таможенного брокера) (п. 2 ст. 139 ТК РФ).

2. Право выбора формы и валюты платежа:

2.1. безналичном порядке (на счет таможенного органа, открытый для этих целей) или наличными деньгами в кассу (п. 1 ст. 331 ТК РФ).

2.2. В валюте Российской Федерации и в иностранной валюте (п.2 ст.331 ТК РФ).

3. Право на информирование, консультирование, разъяснения (ст. 24, 25 ТК РФ). Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы обеспечивают свободный бесплатный доступ, в том числе с использованием информационных технологий, к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела.

Также ТК РФ закрепляет обязанность таможенных органов консультировать заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов.

4. Право на получение льгот по уплате таможенных пошлин (ст. 35-3 Закона "О таможенном тарифе").

5. Право на изменение срока уплаты таможенных платежей в форме отсрочки - рассрочки (ст. 333 ТК РФ):

5.1. Право подачи заявления в письменной форме на изменение срок платы при наличии одного из оснований (п. 7 ст. 333 ТК РФ, ст. 334 ТК РФ: причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; задержка лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче; осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.

5.2. Право получения сведений о решении о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении. Соответствующая информация должна быть представлена заявителю в письменной форме. В решении должен быть указан срок, на который предоставлена отсрочка или рассрочка, а также может содержаться график погашения задолженности в случае предоставления рассрочки.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки должно быть мотивированным и содержать причину такого отказа (п. 7 ст. 333 ТК РФ).

6. Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных таможенных платежей (ст. 355 ТК РФ):

6.1. Право подачи заявления в таможенный орган на возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (п. 2 ст. 355 ТК РФ).

6.2. Право на возврат в форме зачета в счет исполнения обязанностей (п. 8 ст. 355 ТК РФ).

6.3. Право на получение информации о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления. При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей (п. 10 ст. 355).

7. Право на обеспечение уплаты (ст. 340 ТК РФ):

7.1. Право выбора способа обеспечения уплаты (п. 2 ст. 340 ТК РФ). Закрепление за плательщиком права самостоятельного выбора способа обеспечения уплаты таможенных платежей является важной новеллой ТК РФ. Ранее действовавшее законодательство закрепляло за начальником таможенного органа право принимать решение о возможности применения отдельных способов обеспечения.

7.2. Право выбора формы возврата залога: денежными средствами, в безналичном порядке (п. 4 ст. 357 ТК РФ).

8. Право на авансовый платеж (ст. 330 ТК РФ):

8.1. Право на распоряжение об использовании авансовых платежей (п. 3 ст. 330 ТК РФ).

Проецируя представленный ряд прав на таможенное законодательство, рассмотрим права и обязанности основных плательщиков таможенных платежей.

Декларант — обобщающее понятие и в таможенном праве означает лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер, декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени. Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу РФ физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых законодательством. Правовой статус декларанта и лица, перемещающего товары, установлен в ч. 9 ст. 18 и гл. 24 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 173 Таможенного кодекса Российской Федерации при декларировании товаров и транспортных средств декларант обязан:

-произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с предусмотренным порядком;

-по требованию таможенного органа Российской Федерации предъявить декларируемые товары и транспортные средства;

-представить таможенному органу Российской Федерации документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей;

-уплатить таможенные платежи;

-оказывать таможенным органам Российской Федерации содействие в производстве таможенного оформления, в том числе путем совершения требуемых грузовых и иных операций.

О правах декларанта речь идет в целом ряде статей Таможенного кодекса: право декларанта, присутствовать при таможенном оформлении (ч.1 ст. 128); право подавать с разрешения таможенного органа, производящего таможенное оформление, таможенную декларацию и иные документы на иностранных языках (ст. 129); право совершать отдельные операции с товарами и транспортными средствами до окончания таможенного оформления(ч.2 ст. 134); право декларанта на получение информации о причинах принятого решения (ст. 387) и др.

Таможенный брокер - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность, или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ (подп. 18 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Статус таможенного брокера помимо Таможенного кодекса закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 873 «Об утверждении Положения о таможенном брокере», и изданным в его развитие нормативным правовым актом ГТК России.

С 1 октября 2009 года вступили в силу изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным Законом Российской Федерации от 24.07.2009 N 207 - ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации». Пунктом 2 статьи 144 ТК РФ «Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя)» на таможенного брокера (представителя) возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. При этом, в соответствии с новой редакцией ТК РФ таможенный брокер (представитель) несет солидарную с декларантом ответственность в полном размере суммы, подлежащих уплате таможенных платежей при декларировании товаров. В соответствии с положениями пункта 2 статьи 144 ТК РФ в действующей редакции (до 01.10.2009) таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант. Аналогичное изменение внесено в статью 320 ТК РФ, определяющую круг лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов. Согласно пункту 1 данной статьи таможенный брокер (представитель) несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов при декларировании товаров.

Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления таможенный брокер выполняет все обязанности, несет ответственность, как если бы он самостоятельно перемещал товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.

Перевозчики являются одними из самых активных участников внешнеторгового процесса и взаимоотношений с таможенными органами. Согласно ТК РФ «перевозчик – лицо, фактически перемещающее товары, либо являющееся ответственным за использование транспортного средства» (п.11 ст.18 ТК РФ). В соответствии со статьей 139 ТК РФ в обязанность перевозчика входит подача уведомления в таможню о пересечении границы или о намерении вывезти товар. Важное звено в цепочке взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеторговых операций – доставка товаров и транспортных средств в места, определяемые таможенными органами. Операции по доставке целиком и полностью лежат на плечах перевозчиков и все бремя ответственности за товары и транспортные средства до их помещения под определенный таможенный режим лежит на перевозчике (ст.144 ТК РФ).

Содержание прав и обязанностей перевозчика, перемещающего товар, установлено таможенным законодательством, по которому он является участником таможенных правоотношений и плательщиком таможенных платежей.

Заключение

Таким образом, на основе анализа законодательства России в части, регулирующей отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, с использованием метода проекции элементов правового статуса плательщика налогов и сборов на правовой статус плательщика таможенных платежей четко сформулированы права и обязанности плательщика таможенных платежей.

Каждая составляющая представленных списков прав и обязанностей – установленная таможенным законодательством России правовая норма. Предельно упорядоченное представление проанализированных норм таможенного законодательства в отношении плательщика создает полную системную картину правового статуса плательщика таможенных платежей, делая акцент на его основополагающих элементах и, вместе с тем, в полной мере раскрывая права и обязанности, которые, с правовой точки зрения, можно считать дополнительными.

Итак, используемый метод параллельного анализа норм двух отраслей права – таможенного и налогового, – позволил достичь результата в виде формирования картины правового статуса плательщика таможенных платежей.

Список используемой литературы

1. Гуев А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. - 2 изд. - Система ГАРАНТ, 2009

2. Таможенный Кодекс Российской Федерации от 25 апреля 2003г.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации

4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Аналитика-Пресс, 2000

5. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПРИОР, 2002

6. Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации.- М., 1998.

7. Нижегородцев Б.А. О некоторых аспектах взимания таможенных платежей с перевозчиков // Арбитражные споры. – 2001. – № 3. – С. 102-105.

8. Шавшина В.П. Исполнение налоговой обязанности при перемещении товара через таможенную границу // Арбитражные споры. – 2001. - № 1(13). – С.108-122.

9. Постановлениe Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 873 Об утверждении Положения о таможенном брокере // Собрание законодательства РФ. 29 июля 1996 - № 31.- Ст. 3737