Автоматизация в банковской сфере

Содержание

Введение

Глава 1. Анализ ЗАО ВТБ-24

1.1 История развития

1.2 Автоматизация в филиале ЗАО ВТБ-24

Глава 2. Анализ автоматизированной системы «БИСКВИТ»

2.1 Основные характеристики АБС «Бисквит»

2.2 Преимущества и недостатки системы

Заключение

Список литературы

Введение

В последнее десятилетие банковская деятельность в России переживает период бурных изменений, которые вызваны, с одной стороны, радикальным преобразованием экономической системы, а с другой - внедрением новых информационных технологий и глобализацией финансовых рынков. На волне радикальных рыночных реформ банковская система страны коренным образом изменилась: она приобрела двухуровневую структуру, увеличилось количество банковских организаций, при этом все они основывают свою деятельность на рыночных принципах, что создает условия для разбития конкуренции на рынке банковских услуг.

Внедрение информационных технологий открыло перед банками новые возможности по управлению рисками, развитию прогрессивных форм обслуживания клиентов, дальнейшей диверсификации их деятельности. Информационные технологии стали основой многих финансовых инноваций, привели к созданию различных финансовых инструментов, которые сократили степень неполноты и несовершенства финансовых рынков.

В новых условиях банки вынуждены противостоять широкому кругу потенциальных конкурентов. Информатизация финансовой деятельности ускорили процессы глобализации, означающие для банков необходимость ориентироваться в своей деятельности не на национальные, а в большей степени на глобальные рынки, соответствовать международным стандартам банковских операций и требованиям к управлению рисками. Как правило, внедрение современных банковских технологий снижает уровень рисков, сопутствующих проведению расчетов.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости критического анализа традиционных и новых банковских технологий проведения расчетных, платежных, валютных и других операций, а так же поиска путей их синтеза.

Целью исследования является изучение практики освоения банковских инфокоммуникаций для проведения расчетных, платежных, валютных и других операций отечественными кредитными организациями и разработка рекомендаций по повышению эффективности их использования.

Объектом исследования выступает ЗАО-ВТБ 24 филиал ЦИК «Новослободский», а предметом - экономические отношения, складывающиеся в процессе проведения различных операций на основе банковских технологий и автоматизированная банковская система «БИСКВИТ».

банк информационный валютный платежный

Глава 1. Анализ ЗАО-ВТБ24

1.1 История развития

"Банк ВТБ 24" (прежнее название – ЗАО "Коммерческий банк развития предпринимательской деятельности "ГУТА-БАНК") был создан на основании решения общего собрания Участников Коммерческого банка развития предпринимательской деятельности ООО "ГУТА-БАНК". Банк является правопреемником ООО КБ "ГУТА-БАНК" по всем его правам и обязанностям в соответствии с передаточным актом.

До 16 июля 2004 года банк входил в состав группы аффилированных компаний – "Группа "ГУТА", осуществляя функции основного расчетного центра группы.

На общем собрании акционеров от 6 июня 2005 года ЗАО "КБ "ГУТА-БАНК" был переименован в ЗАО "Внешторгбанк Розничные услуги". На розничном рынке его деятельность осуществлялась с использованием торговой марки "Внешторгбанк-24". 14 ноября 2006 года ЗАО "Внешторгбанк Розничные услуги" был переименован в ЗАО "ВТБ 24".

Банк имеет генеральную лицензию, выданную Центральным банком Российской Федерации на проведение банковских операций в рублях и в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами, лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами, лицензию дилера на рынке ценных бумаг, лицензию брокера на рынке фьючерсов и опционов и т.д. Банк является участником системы страхования вкладов.

"ВТБ 24" специализируется на оказании банковских услуг и кредитовании населения и предприятий малого бизнеса.

Основным акционером "ВТБ24" является ОАО "Банк ВТБ".

Филиалы: Сеть банка формируют более 500 филиалов и дополнительных офисов в 68 регионах страны.

Число сотрудников около 20000 человек.

Дополнительный офис ЦИК (центр ипотечного кредитования) Новослободский специализирован на обслуживание физических и юридических лиц, а также специализирован на ипотечном кредитовании.

Штат филиала составляет 70 сотрудников, где основная часть сотрудников занимается обслуживанием физических лиц (отдел обслуживания и продаж), часть – обслуживанием юридических лиц, часть – ипотечным кредитованием. В штат также входят администраторы зала, секретарь и руководство.

1.2 Автоматизация в филиале ВТБ-24

Основные информационные системы, которые используются в работе – АБС «БИСКВИТ», Ломбарди, Аналитик, Телебанк, Word, Exel, Entranet, Outlook.

Все основные операции проводятся в АБС «БИСКВИТ», поэтому на нем акцентируем внимание.

Основная оргтехника, применяемая при обслуживании клиентов это: компьютеры, принтеры, сканеры, копировальный аппарат, факс.

На сегодняшний день практически все бизнес-процессы автоматизированы. Автоматизированная система состоит из трех компонентов:

1) клиентской части системы;

2) объектов сервера данных;

3) процедур сервера приложений.

Клиентская часть системы обеспечивает взаимодействие пользователя с системой. Никакой обработки данных в клиентской части не происходит. Ее назначение сводится к тому, чтобы принять от пользователя запрос на выполнение операции системы и необходимые для выполнения этого запроса данные. После того, как запрос реализован, клиентская часть дает пользователю возможность ознакомиться с результатами выполнения операции. Объекты сервера данных являются центральной частью системы. Здесь хранятся все данные системы и процедуры, обеспечивающие выполнение ее операций. Хранимые процедуры получают запрос от клиентской части на выполнение операций и подготавливают для нее результаты своей работы. Для выполнения некоторых специфических операций хранимые процедуры могут вызывать процедуры сервера приложений. На сервере приложений выполняются специализированные AS-процедуры, которые вызываются по запросам от процедур сервера данных. Процедуры сервера приложений обеспечивают функционирование системы безопасности и управления доступом, а также выполняют ту часть прикладных операций, для которой реализация средствами сервера данных неэффективна. AS-процедуры могут обращаться и к объектам сервера данных, если это необходимо для их работы. Клиентская часть системы. Основное назначение клиентской части системы — обеспечить взаимодействие пользователя с системой, предполагающее организацию интерфейса пользователя (отображение и обработка событий) и связь с сервером данных (Manager SQL).

Интерфейс пользователя состоит из процедур отображения результатов работы системы, представленных в виде экранных форм или отчетов, а также из процедур обработки событий, возникающих в результате действий пользователя или по сообщениям сервера данных. Объекты сервера данных. Объекты сервера данных — это таблицы и процедуры. По своему назначению они разделяются на системные (в контексте банковской системы, а не базы данных) и прикладные. Системные объекты реализуют задачи “секретности” и управления доступом (этим правом обладает только уполномоченный оператор — так называемый “офицер безопасности”). Доступ к прикладным объектам клиентов возможен только через узкую “щель”, определенную системой безопасности. Система построена так, что все функции, необходимые клиенту, реализуются через вызов хранимых процедур. Последние надежно защищены системой управления доступом, и поэтому давать разрешение пользователю на использование таблиц нет необходимости. Иначе пришлось бы заботиться о том, кому из персонала банка следует передать таблицу для выполнения определенных действий.

Глава 2. Анализ автоматизированной системы «Бисквит»

2.1 Основные характеристики АБС « БИСКВИТ»

Созданная в 1991 г. фирма «Банковские информационные системы» («БИС») сразу приступила к разработке собственной банковской системы, используя опыт своих специалистов по применению СУБД Progress американской компании Progress Software Corp. Хотя эта компания и ее продукты (СУБД, инструментарий разработки и отладки приложений, средства взаимодействия с другими СУБД и администрирования) на рынке России не так известны, как продукты Oracle, за рубежом на них созданы и успешно функционируют различные корпоративные информационные системы, в том числе и АБС. Следует учесть и тот факт, что, по оценке системных интеграторов в Америке, компания неоднократно оказывалась в числе лидеров по уровню поддержки своих партнеров. Это дало основание фирме «БИС» стать одним из дистрибьюторов продуктов Progress и развивать АБС «Бисквит» на этой платформе.

Разработчики определяют ее как интегрированную масштабируемую банковскую систему, пригодную как для небольших, так и крупных коммерческих банков. В настоящее время имеется опыт эксплуатации системы «Бисквит» в банках с количеством проводок свыше 10 тыс. в день. Использованная в ее основе СУБД Progress придает системе полную независимость от платформы и возможность выбора оптимальной конфигурации аппаратных средств и операционной системы. Кроме того, активный словарь данных ядра СУБД позволяет автоматически осуществлять контроль за целостностью и непротиворечивостью данных единой для всех функциональных модулей «Бисквита» базы и восстанавливать ее целостность после сбоев. Из числа функциональных возможностей Progress, придающих дополнительные качества АБС, стоит отметить также полную обработку распределенных транзакций и полноценную работу в режиме удаленного доступа.

Ядро системы обеспечивает общие функции администрирования, управление доступом, ведение справочников и базовые функции банковского бухгалтерского учета, а также набор функциональных модулей — экранных и выходных форм, процедур расчета. Такая структура дает пользователям возможность оптимально настроить параметры АБС применительно к конкретным условиям работы банка — задать круг пользователей и определить права их доступа к данным, процедурам, счетам, устройствам вывода. В результате можно подготовить гибко настраиваемый набор рабочих мест для сотрудников банка и сформировать маршруты документопотоков в системе с учетом организационной структуры банка.

Сама система состоит из двух диалоговых окон. Первое – это так называемая «реплика», она служит базой данной, где можно информацию только просматривать. По функциональности она не представляет никаких сложностей. Здесь операционист находит нужного клиента и просматривает всю необходимую информацию: сведения о клиенте, его персональные данные, номера, виды счетов, вкладов, кредитов, сроки и т.д.

Основная же программа, это так называемый «боевой БИСКВИТ», в нем совершаются все основные операции, открываются и закрываются операционные дни.

Рабочий «БИСКВИТ» состоит в свою очередь из двух модулей: базовый и модуль розничных услуг. Такие основные операции, как открытие счетов, закрытие, выдача кредитов и др. проводятся в модуле розничных услуг. В базовом модуле осуществляются переводы, оформляются выписки, производится сбор информации об услугах, которыми пользуется клиент.

Каждому объекту системы — лицевому счету, клиенту, банковской проводке, финансовому инструменту — соответствует экранная форма, позволяющая конкретному сотруднику, если администратор наделил его такими правами, производить предусмотренные данной реализацией АБС операции. А за счет рекурсивной навигации связанных в базе данных объектов сотрудник может, не выходя из режима обработки документа (рис. 2), просмотреть реквизиты клиента, данные об открытых клиентом счетах и остатках на них, ранее выполненных по ним операциях, реквизиты банков-корреспондентов и пр. При этом любое изменение данных, связанное с выполнением операции, становится доступным всем пользователям системы сразу по завершении транзакции — внесении изменений во все взаимосвязанные части базы данных.

Независимо от того, в какой архитектуре — клиент--сервер или центр--терминал — реализована система, пользователь всегда будет видеть перед собой единые экранные формы и выполнять единый набор действий. Вместе с тем АБС «Бисквит» предусматривает разработку и собственных прикладных решений пользователей решения. Можно, в частности, вносить изменения в меню системы, справочники и классификаторы, поставляемые в составе системы «внешние», не затрагивающие работы ядра процедуры, а также разрабатывать индивидуальные процедуры, которые могут включаться в состав существующих технологий банка.

Специалисты «Автобанка», анализировавшие возможности «Бисквита», отметили тот факт, что к середине 1997 г. эта АБС была внедрена в 49 банках. Причем в одном из них, «Тверь УниверсалБанке», система была установлена, настроена и эксплуатировалась в 19 региональных филиалах, т. е. условия для инсталляции системы оказались близкими к тем, которые сложились в филиальной сети «Автобанка». Это стало еще одним из факторов, определившим выбор АБС фирмы «БИС».

В составе «Бисквита» кроме базового ядра реализованы такие модули (наборы функциональных процедур и форм), как «Финансовая отчетность и анализ», «Кредиты и депозиты», «Обмен электронными документами», «Расчет заработной платы», «Учет ценных бумаг», «Учет материальных ценностей» и «Сводная отчетность банка». Для филиальной сети «Автобанка» на момент внедрения АБС этого набора оказалось более чем достаточно. Но все большее развитие рыночных операций с ценными бумагами (дилинг) заставляет руководство банка искать пути внедрения современных технологий и в эту сферу деятельности, поскольку от скорости и четкости выполнения операций зависит приток новых клиентов и их удовлетворенность услугами банка.

Традиционно российские АБС сосредоточивались на выполнении всех операций, предусмотренных основной деятельностью любого банка и объединяемых в «операционные дни». В результате любой анализ деятельности сводился к анализу фактически проведенных операций и представлял по сути обработку отчетов. В условиях развития дилинга банкам нужны средства для анализа планируемых на будущее операций — позиционного учета. В «Бисквите» разработчиками создана подсистема «Анализ XL», обеспечивающая интерфейс модуля «Финансовая отчетность и анализ» к Microsoft Excel и возможность выполнения анализа средствами электронных таблиц с отображением результатов в графической форме.

Заметим, что для этого не потребовалось изменять структуру базы данных или разрабатывать какие-либо специальные функциональные модули и процедуры в рамках АБС — в единой базе данных выделена аналитическая часть, к которой пользователь получает доступ через интерфейс «Анализ XL» в пределах определенных для него администратором прав. И результаты анализа данных в соответствующем разрезе становятся для него доступными сразу после загрузки интерфейсной подсистемы, вызова соответствующих таблиц и запуска макрокоманд .

Предложенное «БИС» решение оказалось достаточно гибким, не снижающим функциональные возможности системы и не перегружающим серверы БД. Более того, поскольку в АБС «Бисквит» использована единая база данных, обеспечивающая полную интеграцию функциональных модулей, разработчики пошли дальше. Ими создается отдельный пакет, названный «Ассамблея», который позволит обеспечить многомерное представление и анализ финансовой информации также с отображением результатов анализа в графическом виде. Его появление должно привлечь к системе пристальное внимание других банков, которые стремятся переходить от систем фактического учета к системам, обеспечивающим возможности широкого анализа и прогнозирования своей деятельности.

2.2 Преимущества и недостатки системы

Основными преимущества системы:

    высокая производительность, позволяющая системе в головном офисе поддерживать одновременную работу нескольких сотен пользователей с заданными временными характеристиками;

    максимальная надежность;

    возможность построения схемы, позволяющей дополнительным офисам работать на центральном компьютере в режиме on-line;

    наличие отработанного решения для филиалов;

    "открытость" системы в плане ее адаптации к технологии банка и расширения функциональных возможностей.

    легкое меню управления

    удобный интерфейс

    удобная поисковая система

    позволяет увидеть и систематизировать большой объем информации

    высокая система безопасности

    существует возможность автоматической проверки данных

    возможность работы сразу в нескольких операционных днях

    есть полный набор готовых отчетным форм

Недостатки системы:

    отсутствие редактора форм для печатных документов

    плохо реализована почта

    если происходит сбой в «Реплике», то в «Боевом Бисквите» работать сложно

    перегруженность системы

    сбои в системе

    требуется модернизация

Заключение

Из всего сказанного можно сделать вывод, что использование самых современных компьютерных технологий приносит банкам крупные прибыли и помогает им победить в конкурентной борьбе. Любая автоматизированная банковская система представляет из себя сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей. Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах. По сути БС представляет из себя комплекс, состоящий из множества локальных и глобальных вычислительных сетей. В БС сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры БС зависит эффективность и надежность ее функционирования.

Поскольку спрос на БС достаточно высок, а цена высока, многие крупные компании-производители компьютерной техники и ПО предлагают на рынке свои разработки в данной области. Перед отделом автоматизации банка встает трудный вопрос выбора оптимального решения. Банковская сфера определяет два основных требования к БС - обеспечение надежности и безопасности передачи коммерческой информации. В последнее время для взаимодействия с клиентами и осуществления расчетов все чаще используются открытые глобальные сети (например Internet). Последнее обстоятельство еще более усиливает значимость защиты передаваемых данных от несанкционированного доступа.

Судя по всему, в ближайшее время темпы развития БС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют, в конечном счете все - и банки и их клиенты.

Используемая литература

    Автоматизация банковской деятельности. //“Московское Финансовое Объединение”. -1994, 288с.

    Ермошкин Н.Н. Информационные технологии в розничном банке / Н.Н. Ермошкин // Расчеты и операционная работа в КБ, № 5, 2005

    www.bankir.ru

    www.intechbank.ru

    www.moscombank.ru

    www.vkabank.ru

1