Административная ответственность за коррупционные деяния по законодательству Украины

Административная ответственность за коррупционные деяния

Действительность

На современном этапе формирования и становление Украины как независимого , демократического и правового государства коррупция представляет собой особенно опасное явление . Она подрывает авторитет демократических институтов государства , тормозит ход экономических реформ . Кроме того коррупция попирает законные права и интересы граждан , отрицательно влияют на моральное состояние общества .

По оценкам специалистов , из числа всех совершаемых в Украине преступлений более половины являются латентными , т.е. по различным причинам не регистрируемых в правоохранительных органах и не попадающих в официальную статистику . Данные средств массовой информации , опросов работников правоохранительных органов и населения свидетельствуют о том что в последние годы наиболее широкое распространение в самых различных сферах общества приобрели взяточничество и другие должностные преступления , связанные с коррупцией . Истинный уровень подобных преступных проявлений правоохранительная система на сегодняшний день определить не в состоянии . На основании некоторых теоретических разработок , с учетом имеющихся данных об уровне латентности некоторых других преступлений , можно предположить , что из всей массы преступлений , связанных с коррупцией , регистрируется не более одного процента .

Официальная статистика подтверждает , что более чем по половине зарегистрированных фактов совершения должностных преступлений органами дознания, предварительного следствия и прокурорами выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а каждое второе возбужденное по указанным фактам уголовное дело прекращается в ходе предварительного расследования по основаниям , которые не могут быть признаны полностью реабилитирующими .

Таким образом с относительной степенью точности можно утверждать что из каждых ста тысяч лиц , совершивших преступления содержащие признаки связанные с коррупцией лишь около 250 лиц предстают перед судом . Отметим , что в отношении 7 из них (2,7%) выносятся оправдательные приговоры1.

Данные Министерства юстиции Украины по судимости за должностные преступления ( ст.165-168 , 171-172 Ук . Украины) за 1991 –95 г.г. , показывают что в отношении 1,3% процента осужденных обвинительные приговоры выносились без назначения наказания , а наказание, связанное с лишением свободы назначалось лишь 19,5% осужденных ( при этом в 80,9% случаях применялась отсрочка исполнения наказания ) . К подавляющему большинству виновных были применены исправительные работы без лишения свободы ,штраф , условное лишение свободы или общественное порицание , лишь 11,9% лиц , осужденных за совершение должностных преступлений , были лишены права занимать определенные должности . Это наказание как дополнительное применялось судами в отношении лиц , которые в качестве основного наказания назначалось реальное лишение свободы . Таким образом , 9 из 10 осужденных за взяточничество , злоупотребление властью или служебным положением , превышение власти или служебных полномочий , служебный подлог даже после осуждения за перечисленные преступления , которые они не смогли бы совершить без использования своего служебного положения , вопреки интересам службы остались на своих должностях .

Приведенные расчеты показывают , что из каждых 100000 лиц , совершивших должностные преступления , осуждены с назначением наказания лишь 215 человек , а наказание в виде реального лишения свободы , предусмотренного санкцией статей 165-168 , 171-172 Ук и наиболее полно отвечающим целям общей и специальной превенции , понесли всего 8 человек . При этом не учитывается что определенная часть лиц , привлекавшихся к уголовной ответственности , могла стать жертвой судебной ошибки , однако временно не принимается во внимание и то, что другая более значительная часть осужденных , не отбывало наказание в связи с амнистией или тем что назначенное наказание в виде лишения свободы было заменено более мягким в результате рассмотрения дела в кассационном или надзорном порядке .

Следовало бы упомянуть и о сроках лишения свободы назначаемых судами в случаях когда этот вид наказания ими применяется . Надо подчеркнуть что не следует говорить о ужесточении наказания , а следует ставить акцент на его неотвратимости и реальности .

Данные судебной статистики показывают , что за такое тяжкое преступление как за получение взятки при квалифицирующих обстоятельствах ( части 2 и 3 статьи 168 УК ) судами в 34,2% случаев назначалось наказание , не связанное с лишением свободы . В тех случаях когда было назначено лишение свободы , сроки его распределялись таким образом : 28,6 % - до трех лет , 42,5 % - от трех до пяти , 25,0% - от пяти до восьми , 3,2 %- от восьми до десяти и 0,7 % - от десяти до пятнадцати . Кроме того , в 11,5 случаев применялась отсрочка наказания1.

Помимо глобальных социально – экономических факторов , бурный рост коррупционных проявлений , обусловлен прежде всего тем , что на фоне резкого увеличения числа насильственно – корыстных преступлений взяточничество и коррупция в общественном мнении значительно утратили свою общественную опасность . Ведь коррумпированный государственный чиновник не совершает открыто общественно опасные деяния ставившие бы под угрозу жизнь или здоровье людей .

Неоправданная (гуманизация) правоприменительной практики, связанная с освобождением от уголовной ответственности и реального наказания значительного числа лиц , совершивших преступления , в том числе должностные ,- это тоже следствие коррупции , проникшей в правоохранительные органы и в суды .

В этих условиях закон ( О борьбе с коррупцией ) является тем инструментом , который может нейтрализовать или пресечь коррупционные проявления на стадиях , когда они еще не приобрели признаков соответствующих составов оконченных преступлений , а также , когда имеющиеся признаки должностных преступлений очевидны и в силу своей относительно невысокой степени общественной опасности позволяют не прибегать к мерам уголовной ответственности и связанным с ними сложным и громоздким процессом расследования и судебного разрешения дел .

Совершение коррупционного правонарушения , не имеющего признаков преступления , влечет ответственность на основании Закона ( О борьбе с коррупцией ) , которая как правило , состоит в применении административного штрафа .

Разумеется вся эта деятельность не должна осуществляться репрессивными методами .

Необходимо нормативно урегулировать многие формы деятельности государственного аппарата, которые сделали бы невозможным или значительно усложнили коррупционные проявления, постепенно сузили сферы чиновничьего произвола, внедрили различные формы эффективного контроля за принятием нормативно-правовых актов, решений и отказов в принятии законных решений, а так же стимулировали процесс нравственного оздоровления общества.

Последнее тесно взаимосвязано с кадровой политикой государства. Подбор и расстановка кадров на соответствующие посты должны осуществляться по принципу: Порядочность, Профессионализм, Патриотизм. Несоответствие хотя бы одному из этих принципов должно быть препятствием для назначения лица на государственную службу.

В таких условиях усиление борьбы с коррупцией является объективной необходимостью, поэтому борьба с ней , как и с любыми другими общественно-опасными проявлениями должна вестись на основе и в рамках закона. Действовавшее до принятия Закона (О борьбе с коррупцией) законодательство Украины предусматривало лишь уголовную ответственность за совершение отдельных коррупционных деяний, в частности за взяточничество , либо провозглашало необходимость борьбы с коррупцией , не определяя необходимые правовые и организационные основы для предупреждения , выявления и прекращения ее проявлений , устранение ее негативных последствии1 .

Так , Распоряжением Президента Украины от 28 .09 .92 ( О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплением правопорядка в Украине ) Кабинету Министров Украины , министерствам , и иным центральным органам государственной исполнительной власти , Совету Министров Республики Крым , местным государственным администрациям было предписано , в частности, рассмотреть материалы о финансовых нарушениях , злоупотреблениях в экономических структурах , возникших в процессе приватизации , изменения форм собственности , лицензировании и квотировании , отреагировать надлежащим образом на каждый из таких фактов, устранить недостатки в работе по борьбе с коррупцией и т.д.

Постановлением Верховного Совета Украины от 26 января 1993 г. ( О состоянии выполнения законов и постановлении Верховного Совета Украины по вопросам правопорядка и мерах по усилению борьбы с преступностью ) было признанно необходимым обязать представительские и исполнительные органы государственной власти включить в программы социального и экономического развития государства специальный раздел, в котором предусмотреть соответствующие административные и иные правовые мероприятия , направленные на устранение причин злоупотреблении служебной властью .

27 мая 1993 г. Президентом Украины был издан Указ ( О некоторых вопросах прохождения службы в органах государственной исполнительной власти ) , который декларативно установил , что должностные лица Администрации Президента Украины , Кабинета Министров Украины , министерств , других центральных органов государственной исполнительной власти и местных государственных администрации не имеют права использовать служебное положение с корыстной целью в личных интересах или в интересах других лиц ; заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через посредников или быть поверенными третьих лиц в делах государственного органа , где должностные лица работают ; выполняют работу на условиях совместительства ( кроме научной, преподавательской и творческой деятельности ) ; содействовать физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении ими предпринимательской деятельности с целью получения материального вознаграждения , услуг и льгот . Этим же Указом перечисленным должностным лицам было запрещенно занимать руководящие должности и входить в состав органов управления компаний , корпораций , ассоциаций , иных хозяйственных объединений , а также предприятий , кооперативов , занимающихся предпринимательской деятельностью , хозяйственных обществ и т.д.

Формально антикоррупционный , данный Указ фактически не сыграл большой роли в деле борьбы с коррупцией . Любой правовой норме , содержащей какое-нибудь запрещение , должна сопутствовать норма , содержащая указание на санкции, принимаемые в случаях пренебрежения запретами , установленными государством . При этом , чем большую общественную опасность представляет собой деяние , тем строже и определеннее должны быть санкции за его совершение .

Указом Президента Украины от 18 июня 1993 г. образован Координационный комитет пор вопросам борьбы с преступностью, одним из заданий которого организация контроля за исполнением законодательства Украины по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией. .
В соответствии с Указом Президента Украины от 26 ноября 1993г. этот комитет был переименован в Координационный комитет по борьбе с коррупцией и организованной преступностью .

Некоторые вопросы , имеющие значение для организации борьбы с коррупцией в Украине , впервые нашли отражение в Законе (О государственной службе ), вступившей в силу 5 января 1994г1. В нем были установлены ограничения , связанные с прохождением государственной службы , предусмотрены основные обязанности государственных служащих и этика их поведения . Однако основной проблемы – установление конкретной ответственности за совершение конкретных коррупционных правонарушений этот Закон не разрешил : как и во многих других законодательных актах Украины , в его статье 38 содержалось лишь стандартное декларативное положение – (лица виновные в нарушении законодательства о государственной службе , несут гражданскую , административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством )2.

Что касается уголовной ответственности ,действительно многие статьи УК Украины вполне применимы для борьбы с коррупцией . Так , статьи 165, 166, 168, 172 , 176, 1761 , 1764 , 1893 УК предусматривают уголовную ответственность за злоупотребление властью или служебным положением ; превышение власти или служебных полномочий ; получение взятки ; должностной подлог ; вынесение судьями заведомо неправосудного приговора , решения , определения или постановления ; вмешательства должностного лица в разрешение судебных дел , совершенное с использованием служебного положения ; неисполнение служебного решения ; вмешательство в деятельность работников прокуратуры , органов внутренних дел , безопасности , совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения1 .

Лица совершившие коррупционные деяния , не всегда могут привлекаться к уголовной ответственности . Для этого должно быть определенное основание , которое в уголовном праве называется основанием уголовной ответственности , т.е. состав преступления . Кроме того , уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности , поэтому применятся она должна как крайняя мера . Стандарты морального поведения лиц , уполномоченных на выполнение функций государства , должны поддерживаться постоянно с помощью таких мер воздействия , которые могут быть применены за проступки , не содержащие общественной опасности , характерной для преступлений , а именно : мер административного и абсолютно определенного дисциплинарно воздействия . Такие меры эффективней , чем уголовная ответственность , поскольку их применение сопряжено с более простой процедурой ; не требуют значительных материальных затрат со стороны государства и усилий его правоохранительных органов ; наиболее полно соответствуют одному из основных принципов карательно-воспитательной политики , которого должно поддерживаться государство : наказание тем эффективней , чем быстрее оно применяется .

Кроме того , чем длительнее процесс применения наказания за совершенное правонарушение , тем больше вероятности , что оно останется безнаказанным . Для этого есть объективные и субъективные причины , что подтверждается правоприменительной практикой . Безнаказанность же служит заразительным примером . Кодекс Украины об административных правонарушениях содержит массу норм , запрещающих те или иные действия . Но , надо откровенно сказать , столь же массовым является в нашем обществе и нарушение этих норм . Массовость нарушений приводит к полному пренебрежению установленными правилами и запретами . Это же относится и к коррупционным деяниям : невозможное по морально-этическим соображениям для определенного государственного служащего становится возможным , если он видит , что так постоянно поступают его коллеги . Причем , чем чаще совершаются такие нарушения , тем меньше колебании при решении их совершить испытывают люди . Рушатся моральные запреты и сфера государственного управления пропитывается коррупцией .

2 Понятие коррупции и коррупционных деяний

Под коррупцией в Законе (О борьбе с коррупцией) понимается деятельность лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ.

Коррупционными деяниями являются:

А) Незаконное получение лицом , уполномоченным на исполнение функции государства , в связи с исполнением таких функции материальных благ , услуг , льгот или иных преимуществ , в том числе принятие либо получение предметов (услуг) путем их приобретение по цене (тарифу), которая существенно ниже их фактической (действительной) стоимости ;

Б) Получение лицом , уполномоченным на исполнение функции государства , кредитов или ссуд , приобретение ценных бумаг , недвижимости либо иного имущества с использованием при этом льгот или преимуществ , не предусмотренных действующим законодательством .

Коррупция может рассматриваться как философская, социальная или иная категория .Однако в нормативно-правовых актах она определена как категория правовая , т.е. коррупция рассматривается не как явление , а как деятельность определенных физических лиц, имеющая определенные правовые последствия . Такое понятие коррупции дает возможность законодательно определить правовые и организационные основы предупреждения коррупции , выявление и пресечение ее проявлений , а также устранение ее вредных последствий .

Из законодательного определение коррупции можно выделить такие основные ее признаки :

    коррупционная деятельность может осуществляться лишь лицами , уполномоченными на выполнение функции государства ;

    данная деятельность связана с противоправным использованием предоставленных указанным лицам полномочий ;

    специальной целью такой деятельности является получение материальных благ , услуг , льгот и иных преимуществ.

Эти признаки взаимосвязаны и взаимообусловлены.

К лицам , уполномоченным на выполнение функций государства относятся : государственные служащие , а также народные депутаты Украины , народные депутаты Автономной Республики Крым , депутатов и председателей местных советов.

Полномочия , предоставленные лицам , уполномоченным на выполнение функций государства ,- это те конкретные обязанности , которые они должны выполнять , а также права , предоставленные для им для наиболее полного и эффективного выполнения своих обязанностей . Противоправное использование полномочий предполагает их превышение , а равно иное умышленное злоупотребление ими .

В законодательном определении коррупции подчеркнуто , что обязательной целью коррупционной деятельностью является корыстная цель , а сама эта деятельность , таким образом, обусловливается корыстными мотивами . Не исключено , что в отдельных ситуациях при совершении коррупционных деяний или иных других правонарушениях , связанных с коррупцией , на первый план могут выступать другие мотивы , например желание оказать поддержку родственнику или знакомому , трусость , карьеризм , желание отомстить , зависть и т.д., но при этом корыстный мотив тоже должен присутствовать в психическом отношении субъекта к совершаемому коррупционному правонарушению .

Также предусмотрено в качестве коррупционного деяния незаконное получение лицом , уполномоченным на выполнение функций государства , в связи с выполнением таких функций материальных благ , услуг , льгот и иных преимуществ 1.

Под материальными благами следует понимать вещи , предметы , способные дать достаток , материальное благополучие , удовлетворить меркантильные интересы .

Материальные услуги – это деятельность по предоставлению бытовых удобств (ремонт квартиры , строительство дачи , пошив одежд и т.д.) , требующая материальных затрат .

Льготы – это выгода , облегчения , предоставляемые лицам , уполномоченным на выполнение функций государства , как исключение из общих правил , связанных с возможностью получить материальные блага или услуги , либо с возможностью избежать материальных затрат .

> 2. Состав коррупционного правонарушения >

>предполагает / наличие четырёх взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов: объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.>

> Специальным объектом всех коррупционных правонару­шений, как уже отмечалось, является установленный порядок осуществления служебных полномочий лицами, уполномочен­ными на выполнение функций государства. Кроме того, каждо­му конкретному коррупционному правонарушению, в зависи­мости от выполняемых уполномоченными на то лицами функ­ций государства, присущ его непосредственный объект. Напри­мер, установленный порядок предоставления лицами, уполно­моченными на выполнение функций государства, информации юридическим и физическим лицам; установленный порядок ока­зания этими же лицами содействия в осуществлении предпри­нимательской деятельности иными лицами и т.д.>

> Объективная сторона всех коррупционных правонару­шений характеризуется действием (например, осуществление функций поверенного третьих лиц) либо бездействием (несостав­ление протокола о совершении коррупционного правонаруше­ния).>

Последствия совершения коррупционного правонарушения в диспозициях конкретных норм Закона не предусмотрены и значения для квалификации указанных действий (бездействий) как

>коррупционных правонарушений не имеют.>

>Кроме того, для ряда коррупционных правонарушений харак­терен такой признак объективной стороны, как способ его совер­шения (например, получение кредита путём использования льгот, не предусмотренных действующим законодательством).>

> Субъективная сторона коррупционных правонарушений характеризуется прямым умыслом: виновное лицо осознаёт об­щественную опасность и противоправность совершаемого им дей­ствия или бездействия, и желает его совершить. I' Для некоторых составов коррупционных правонарушений ха­рактерны цель и мотив. Ни одно из коррупционных правонару­шений не совершается по неосторожности.>

>Субъект.>

Все коррупционные деяния предполагают их совершение специальным субъектом – лицом уполномоченным на выполнение функций государства.

> Понятие государственных служащих вытекает из статьи 1 Закона Украины «О государственной службе», где указано, что «государственная служба в Украине — это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государствен­ных органах и их аппарате по практическому выполнению за­дач и функций государства и получают заработную плату за счёт государственных средств. Эти лица являются государствен­ными служащими и имеют соответствующие служебные пол­номочия».>

>Таким образом, к государственным служащим можно отнес­ти лиц, которые:>

>— занимают должности в государственных органах и их ап­парате; >

>— профессионально занимаются деятельностью по практическому выполнению задач и функций государства; >

>— получают за это заработную плату за счёт государственных средств.>

> Понятие должности сформулировано в статье 2 Закона «О государственной службе». Под ней понимается определен­ная структурой и штатным расписанием первичная структур­ная единица государственного органа и его аппарата, на кото­рую возложен установленный нормативными актами круг слу­жебных полномочий.>

>Должности могут быть выборными или такими, на которые государственные служащие назначаются. При этом избранию или назначению может предшествовать согласование и сопут­ствовать утверждение на должность. Последние бывают посто­янными или временными (например, должность председателя окружной избирательной комиссии по выборам народных депу­татов Украины учреждаются только на период избирательной кампании).>

>Основной признак должности как служебного места, занима->


>емого государственным служащим — это присущие ей юриди­чески властные полномочия, включающие право на приём (увольнение) работников, издание обязательных актов правово­го характера; осуществление контроля за их выполнением; сти­мулирование реализации соответствующих предписаний зако­нодательных актов экономическими, организационными и юри­дическими принудительными мерами, а также совершение слу­жебных действий, влекущих юридические последствия — со­ставление протоколов, актов ревизии, служебных и докладных записок, справок, проектов нормативных актов. Служебными действиями государственных служащих являются не только властные распоряжения, но и их реальное осуществление.>

>Должность как служебное место отличается от должности как рабочего места, которое занимают служащие, выполняющие фун­кции по обеспечению технических, производственных, инфор­мационных и иных процессов (машинистки, операторы ЭВМ, технички и т.д.), в том числе обслуживающий персонал.>

> Необходимо отметить, что к государственным служащим не могут быть отнесены лица, проходящие стажировку в соот­ветствии с Положением о порядке стажировки в государствен­ных органах, утверждённым постановлением Кабинета Минист­ров Украины от 1 декабря 1994 г., поскольку они не занимают должностей в государственных органах, а лишь претендуют на это.>

>Как следует из статьи 4 Закона «О государственной службе», государственными служащими не могут быть иностранцы и лица без гражданства.>

> Под органами государства следует понимать отдельных государственных служащих (как правило, высших должностных лиц государства) или структурно-организованные коллективы государственных служащих, которые наделены властными полномочиями, т.е. полномочиями устанавливать обязательные правила поведения и обеспечивать их соблюдение.>

> Все органы государства (или государственные органы) мож­но разделить на следующие группы:>

>1) органы законодательной власти — Верховный Совет Ук­раины, Верховный Совет Автономной Республики Крым;>

>2) органы исполнительной власти:>

>а) высшие — Президент Украины, Администрация Прези­дента Украины, Кабинет Министров Украины, Совет Минист­ров Автономной Республики Крым, Постоянный Представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым;>

>б) центральные — министерства, государственные комите­ты, другие ведомства (Лицензионная палата при Министерстве экономики Украины, Высшая аттестационная комиссия Украи­ны и др.);>

>в) местные — областные. Киевская и Севастопольская город­ские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации и председатели этих государствен­ных администраций, председатели сельских и поселковых Со­ветов;>

>3) органы судебной власти:>

>а) высшие — Конституционный суд Украины, Верховный Суд Украины, Высший арбитражный суд Украины;>

>б) местные — Верховный Суд Автономной Республики Крым, Арбитражный суд Автономной Республики Крым, областные, ме­жобластные, межрайонные, районные, городские и военные суды, областные арбитражные суды, арбитражные суды городов Кие­ва и Севастополя;>

>4)органы прокуратуры:>

>а) высшие — Генеральная прокуратура Украины;>

>б) местные — прокуратура Автономной Республики Крым, областные, районные, городские, межрайонные, транспортные, военные и другие прокуратуры;>

>5)>> контрольные и другие надзорные органы>> — Националь­ный банк Украины, Антимонопольный комитет. Фонд государ­ственного имущества, органы государственного пожарного над­зора, Государственного комитета Украины по надзору за охра­ной труда. Государственной налоговой службы. Государственной контрольно-ревизионной службы, государственного санитарно­го надзора, государственного ветеринарного надзора, рыбоохра­ны, Государственной инспекции электросвязи, Государственно­го комитета по делам защиты прав потребителей, таможенные органы и другие, перечисленные в статьях 222—244>7>, 255 Ко­декса Украины об административных правонарушениях, в статье 18 Закона «Об организационно-правовых основах борьбы с орга­низованной преступностью» — центральные и местные;>

>6) органы местного самоуправления (сельские, поселковые, городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе, областные Советы);>

>7) государственные предприятия и их объединения, госу­дарственные учреждения и организации, например, издатель­ства газет «Голос Украини», «Урядовий кур'ер», другие госу­дарственные издательства, научно-исследовательские институ­ты, учебно-воспитательные заведения, лечебные учреждения, му­зеи, театры, центры, фонды и т.д.>

> Государство является организацией, состоящей из орга­нов, каждый из которых определённым образом связан с госу­дарством вообще и с другими государственными органами в частности. Основу внутренних связей государства составляет ориентация отдельных государственных органов на государство в целом, на его внутреннюю и внешнюю политику.>

>Каждый государственный орган, который является элемен­том структуры государства, в свою очередь имеет свою струк­туру. Таким образом, государство представляет собой иерархию структур, взаимодействующих между собой; координируют их>

> Согласно статье 12коАП, административной ответствен­ности подлежат лица, достигшие к моменту совершения адми­нистративного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Данное положение в принципе применимо и к субъектам кор­рупционных правонарушений, однако законодательство Украи­ны не предусматривает возможности занятия должностей в го­сударственных органах и их аппарате лицами, которым не ис­полнилось 16 лет, поэтому речь не идет о привлечении к ответ­ственности за коррупционные правонарушения таких лиц.>

> Согласно статье 20 КоАП, не подлежит административ­ной ответственности лицо, которое во время совершения проти­воправного действия или бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать отчёт в своих дей­ствиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, сла­боумия или иного болезненного состояния.>

>Следует отметить, что хотя, в силу специфики субъектов коррупционных правонарушений, случаи, когда они могут быть боль­ны хронической душевной болезнью, а тем более слабоумием, на практике встречаться не должны, иные проявления рас­стройств душевной деятельности не исключены. При этом ме­дицинский (болезненное состояние) и юридический (невозможность давать отчёт в своих действиях и руководить ими) крите­рии невменяемости должны присутствовать одновременно, пос­кольку факт болезненного состояния души не всегда свидетель­ствует о невозможности давать отчёт своим действиям (в ста­дии ремиссии болезни человек действительно ведёт себя как полностью здоровый), и наоборот, факт невозможности руково­дить своими действиями не всегда свидетельствует о психичес­кой болезни (при клептомании, например, когда лицо психоло­гически не может удержать себя от мелких краж). Впрочем, вопрос разграничения клептоманов, а также так называемых «несунов» и прочих расхитителей ещё требует своего изучения:>

>психология определённых групп и даже масс людей, видимо, может становиться болезненной. По данным пресс-службы Ка­бинета Министров Украины, за девять месяцев 1995 г. выявлено 60,5 тыс. преступлений в сфере экономики, из них каждое пя­тое связано с хищением государственного имущества и совер­шено государственными служащими (см.: Урядовий кур'ер.— 1995.— 23 ноября).>

>Основанием для освобождения лица, совершившего корруп-ционное правонарушение, от административной и иной пред­усмотренной Законом ответственности ввиду его невменяемо­сти может быть только заключение судебно-психиатрической экспертизы. В случае установления невменяемости лица, про­изводство по делу о коорупционном правонарушении не может быть начато или, если оно было начато, подлежит прекраще­нию.>

.

Ответственность

>Субъекты, указаные в статье 2 Закона, за совершение кор­рупционных деяний и иных правонарушений, связанных с кор­рупцией, несут административную м дисциплинарную ответ­ственность на основании настоящего Закона. Вопросы об уго>

>ловной, гражданско-правовой и материальной ответственнос­ти за коррупционные деяния и правонарушения, связанные с коррупцией, решаются в соответствии с требованиями действу­ющего законодательства.>

>Военнослужащие и другие лица, которые согласно действу­ющему законодательству привлекаются к ответственности за административные правонарушения в соответствии с дисцип­линарными уставами, в случае совершения коррупционных де­яний и иных правонарушений, связанных с коррупцией, несут ответственность, предусмотренную настоящим Законом.>

>1. При определённых условиях коррупционные деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией, приобретают характер преступлений и влекут уголовную ответственность в соответствии с нормами Уголовного кодекса Украины, что ука­зывалось выше (см. комментарий к статье 1 Закона).>

>В отношении административной и дисциплинарной ответствен­ности субъектов коррупционных правонарушений этот Закон яв­ляется актом прямого действия: он предусматривает специаль­ные составы указанных правонарушений, специальный механизм привлечения виновных лиц к административной и дисципли­нарной ответственности (см. комментарий к статьям 1, 5—12 За­кона), регламентирует другие связанные с этим вопросы.>

>2. Положение части 1 статьи 3 настоящего Закона о том, что субъекты коррупционных деяний и иных правонарушений, свя­занных с коррупцией, несут административную и дисципли­нарную ответственность на основании этого Закона, следует по­нимать так, что иные законодательные акты Украины и их от­дельные нормы, предусматривающие основания и порядок при­влечения указанных лиц к административной и дисциплинар­ной ответственности, могут применяться лишь в той мере, в ко­торой они не противоречат требованиям этого Закона. Иное пол­ожение вещей внесло бы такой беспорядок в вопросы примене­ния Закона «О борьбе с коррупцией», при котором его дей-ствие оказалось бы невозможным.>

3. В части 3 статьи 2 Кодекса Украины об административ­ных правонарушениях (КоАП) подчёркивается, что положения Кодекса распространяются и на административные правонару­шения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, ещё не включенным в Кодекс. Слово «ещё» в данном контексте может означать лишь то, что авторы КоАП являются приверженцами концепции кодифицирования всех норм, предусматривающих административную ответственность. Полностью разделяя требование части 3 статьи 2 данного Ко­декса, не можем согласиться лишь с необходимостью включе­ния норм Закона «О борьбе с коррупцией» в КоАП хотя бы пото­му, что ответственность за коррупционные деяния и другие правонарушения, связанные с коррупцией, как правило, является одновременно

>административной и дисциплинарной, кро­ме того, в отдельных случаях предусматривает дополнительные ограничения. Для Кодекса Украины об административных пра­вонарушениях это явно не характерно.>

>4. Если говорить об административной ответственности, ко­торая применяется за совершение коррупционных деяний и иных правонарушений, связанных с коррупцией, следует при­знать, что при её применении действуют все общие и процессу­альные нормы, содержащиеся в главах 1—4, 18—33, а также в статье 221 Кодекса Украины об административных правонару­шениях, не противоречащие Закону «О борьбе с коррупцией», а также конкретные нормы указанного Закона, прежде всего уста­навливающие вид и меру ответственности. \>

>Так, в соответствии со статьями 7, 8 КоАП:>

>— никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основани­ях и в порядке, установленных законодательством;>

>— применение уполномоченными органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пре­делах их компетенции, в соответствии с законодательством;>

>—— соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспе­чивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством спо­собами;>

>— лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, дей­ствующего во время и по месту совершения правонарушения;>

>— акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, т.е. распространяются и на правонарушения, совершённые до изда­ния этих актов;>

>— акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют;>

>— производство по делам об административных правонару­шениях ведётся на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении, п>

>Перечисленные общие положения имеют значение и для при- | менения Закона «О борьбе с коррупцией». При этом следует учитывать, что основания для применения мер воздействия за коррупционные правонарушения содержатся только в указан­ном Законе; применять эти меры воздействия может только суд,>/ >решения которого обжалованию не подлежат, но могут быть опротестованы; Закон «О борьбе с коррупцией» как акт, устанав­ливающий ответственность за коррупционные правонарушения, обратной силы не имеет. 1>

>5. В соответствии со статьей 9 КоАП административным пра-^>

>вонарушением признаётся посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граж­дан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездей­ствие, за которое законодательством предусмотрена админис­тративная ответственность.>

>• По аналогии конструкции данного определения, коррупци-онным правонарушением следует признавать общественно-опас­ное, посягающее на установленный порядок осуществления ли­цами, уполномоченными на выполнение функций государства, предоставленных им полномочий, противоправное, умышленное действие или бездействие, за которое Законом Украины «О борьбе с коррупцией» предусмотрена административная и иные виды ответственности.>

>Данное понятие раскрывает материальное содержание, юри­дическую природу и социальную сущность коррупционного пра­вонарушения и тем самым определяет такие его признаки, как общественная опасность, противоправность, наказуемость, винов­ность и объект посягательства.>

>Конкретные составы коррупционных правонарушений пре­дусмотрены в статьях 1, 5—11 Закона «О борьбе с коррупцией», в которых описываются конкретные проявления противоправно­го поведения, включающие объективные и субъективные при­знаки, а также пределы наказуемости. Поведение субъектов, уполномоченных на выполнение функций государства, не огра­ничено запретами, изложенными в указанных статьях Закона, не имеет юридического значения при его применении.>

>(-->. 6. В отличие от общих принципов законодательства об ответ­ственности за административные правонарушения, в соответст­вии с которыми создание условий для административного пра­вонарушения не является основанием для привлечения к ответ­ственности, в Законе «О борьбе с коррупцией» предусмотрена ответственность за совершение не только коррупционных дея­ний, но и нарушение определённых ограничений, направленных на предупреждение коррупционных деяний, которые сами по себе, в отрыве от общего смысла и содержания Закона, выгля­дят как виды подготовительных действий или способы покуше­ний на совершение коррупционных деяний.>

>^^ 7. Принципы законодательства об административных право­нарушениях не исключают того, что за определённые админис­тративные правонарушения можно понести также дисциплинар­ную, гражданско-правовую, материальную и иную ответствен­ность. Взаимоисключающими являются лишь административ­ная и уголовная ответственности за совершение одного и того же деяния.>

|8. В отличие от административных правонарушений, многие из которых не носят общественно-опасный характер, хотя и яв­ляются антиобщественными проявлениями, коррупционные пра-

>вонарушения, в каких бы конкретных деяниях они не выража­лись, всегда представляют общественную опасность, посколь­ку они объективно способны причинять или создавать угрозу причинения вреда государству и обществу, а именно установ­ленному порядку осуществления служебных полномочий лица­ми, уполномоченными на выполнение функции государства.>

>9. Признак противоправности отражает запрещённость оп­ределённого поведения как причиняющего или создающего уг­розу причинения вреда.>

>10. Признак наказуемости является обязательным для кор­рупционных правонарушений, поэтому нормы, предусматрива­ющие их, выгодно отличаются от некоторых других. Напри­мер, в соответствии со статьей 5 Закона «О статусе депутатов местных ^Советов народных депутатов» депутат не может исполь­зовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с депу­татской деятельностью. Однако случаи нарушения этого запре­та неединичны, хотя ответственности за это виновные депутаты практически не несут благодаря тому, что для приведенной нор­мы, содержащей признаки противоправности и виновности, при­знак наказуемости не характерен.>

>11. Виновность как признак коррупционных правонаруше­ний предполагает наличие у лица соответствующего психичес­кого отношения к совершённому действию или бездействию, а именно умысла, о чем свидетельствует проведенный анализ норм Закона «О борьбе с коррупцией» >

> Целью административного взыскания в виде штрафа, который, согласно статьям 7—11 Закона «О борьбе с корруп-щией», налагается на правонарушителей, является, как целью •любого другого административного взыскания, воспитания лица в духе соблюдения законов, так и предупреждением подобных нарушений как самим правонарушителем, так и другими ли­цами, уполномоченными на выполнение функций государства (по аналогии со статьей 23 КоАП).>

>г-\ 24. Статьями 24—32 КоАП предусмотрены различные виды ,' административных взысканий. При этом, как следует из смыс-' ла статьи 24 КоАП, за конкретное правонарушение может быть ' применено лишь такое взыскание, которое прямо предусмотре­но в норме, предусматривающей ответственность за это право­нарушение. Из всех видов административных взысканий Зако­ном «О борьбе с коррупцией» предусмотрен лишь штраф, кото­рый является основным видом наказания и может взыскиваться только в денежной форме в тех относительно-определённых раз­мерах, которые установлены нормами указанного Закона.>

> Дополнительными видами административных взысканий, со­гласно статье 25 КоАП, являются конфискация и возмездное изъятие предметов, однако они, наряду со штрафом, по делам о коррупционных правонарушениях применяться не могут, пос­кольку в санкциях статей 7—11 Закона «О борьбе с коррупцией» не предусмотрены. Часть 3 статьи 1 этого Закона предполагает специфический порядок взыскания (возмещения) предметов кор­рупционных правонарушений, который, согласно пункту 4 пос­тановления Верховного Совета Украины от 5 октября 1995 г. «О порядке введения в действие Закона Украины «О борьбе с коррупцией», регулируется специальным Положением, приня­тым Кабинетом Министров Украины.>

> Правила наложения административного взыскания за коррупционные правонарушения регулируются главой 4 КоАП. В соответствии с ними:>

>— взыскание за коррупционное правонарушение налагается судом в пределах, установленных в санкциях статей 7—11 За­кона «О борьбе с коррупцией»;>

>— при наложении взыскания учитываются характер совер­шённого правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;>

>— при совершении лицом двух и более коррупционных пра­вонарушений административное взыскание налагается в пред­елах санкции, установленной за более серьёзное правонаруше­ние из числа совершённых. При этом могут применяться также иные виды дополнительной ответственности, предусмотренные санкциями этих норм (см. комментарий к статье 7 Закона);>

>— административное взыскание может быть наложено не поз­днее двух месяцев со дня совершения коррупционного правона­рушения, при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения, а в случае отказа в возбуждении уголов­ного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков коррупционного правонарушения — не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбужде­нии уголовного дела либо о его прекращении (при этом давнос-тный срок завершается в 12 часов ночи последних суток уста­новленного срока). —---->

> Срок, по истечении которого лицо считается не подвер­гавшимся административному взысканию, в сатьях 7 и 8 За­кона «р борьбе о. коррупцией» устанавливается иначе, чем Э10\ определено в статье 39 КоАП Украины, где такой срок равен году со дня окончания исполнения взыскания. Анализ норм, изложенных в указанных статьях, показывает, что лицо счита­ется не подвергавшимся административному взысканию лишь после того, как пройдёт три года со дня его увольнения с дол­жности или иного отстранения от выполнения функций госу­дарства, связанного с совершением им коррупционного деяния;>

>если речь идёт о народном депутате Украины, народном депута­те Автономной Республики Крым, депутате или председателе местного Совета народных депутатов — пять лет с момента пре­кращения депутатских полномочий, связанного с совершением/ такого деяния. В случае, когда лицо уволено с должности или иным образом отстранено от выполнения функций государства за нарушение им специальных ограничений, предусмотренных статьей 5 Закона, такой срок составляет один год со дня его уволь­нения (иного отстранения от выполнения функций государст­ва). В случае совершения иных правонарушений, связанных с 1 коррупцией, предусмотренных статьями 6, 9—11 Закона, срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся ад­министративному взысканию, законодательством Украины не установлен. Его следовало бы установить в пределах, предус­мотренных статьей 39 КоАП Украины.>

> Дисциплинарная ответственность за совершение корруп­ционного деяния и иного правонарушения, связанного с кор-1) рупцией, является производной от административной ответствен-1 нести за такие же правонарушения. Она применяется на основа-! нии постановления суда о привлечении к административной от­ветственности за эти правонарушения и в случаях, предусмот­ренных частями 1 и 2 статьи 7, частью 2 статей 8 и 9, частью 3 статей 10 и 11 Закона «О борьбе с коррупцией». ,>

>28. Основания и порядок привлечения лица к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного деяния или >;

>иного правонарушения, связанного с коррупцией, определяют­ся нормами иных законодательных актов Украины в части, не противоречащей Закону «О борьбе с коррупцией».>

>раины предусматривают обязательное получение письменного объяснения от лица, совершившего дисциплинарный просту­пок, а в случае необходимости — проведение служебной провер­ки, срок который не может превышать двух месяцев. О наложе­нии дисциплинарного взыскания издаётся приказ прокурора, с которым работник ознакамливается под роспись. С приказом могут быть ознакомлены работники соответствующей прокура­туры, а также, при необходимости, личный состав органов про­куратуры Украины.>

>54. Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Укра­ины каких-либо особенностей дисциплинарного производства, по сравнению с положениями КЗоТ Украины и Закона «О госу­дарственной службе» не установлено.>

>55. Во Временном дисциплинарном уставе Вооружённых Сил Украины данный порядок регламентируется достаточно подроб­но. Статьями 87—111 устава предусмотрено проведение дисцип­линарного расследования, установлен срок его проведения (5 суток), определены лица, которым можно или нельзя поручить его проведение, указаны порядок принятия решения о наложе­нии дисциплинарного взыскания и его оглашения.>

>56. Как следует из статей 222, 232 КЗоТ Украины, обжало­вание дисциплинарного взыскания в виде увольнения с дол­жности любого государственного служащего, кроме судей, прокурорско-следственных работников и имеющих классные чины работников учебных, научных и других учреждений прокурату­ры, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующе­го составов органов внутренних дел, производится в районном (городском) суде в порядке, установленном статьями 233—241' КЗоТ Украины.>

>57. Согласно пункту 5 статьи 35 Закона «О статусе судей», судьями обжалуется не сам факт увольнения с должности, а лишь решение квалификационной комиссии о наложении дисципли­нарного взыскания. Обжалование производится в течение 10 дней в Высшей квалификационной комиссии судей Украины.>

>58. Работником прокуратуры Украины приказ об увольнении его с должности может быть обжалован в Верховный Суд Украи­ны в месячный срок со дня ознакомления с приказом, как ука­зано в части 2 статьи 16 Дисциплинарного устава прокуратуры Украины.>

59. В соответствии со статьями 40, 43 Дисциплинарного ус­тава органов внутренних дел Украины, при увольнении со служ­бы по инициативе администрации работник милиции обжалу­ет неправомерные действия начальников у вышестоящих дол­жностных лиц, а в случае отклонения ими его жалобы — обра­щается в суд. В органах внутренних дел жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца; в случае необходимости проведения специальной проверки этот срок может быть прод­лён ещё на один месяц.

>60. Согласно действующему порядку, установленному в стать­ях 118—122 Временного дисциплинарного устава Вооружённых Сил Украины, военнослужащий подаёт жалобу о его незаконном увольнении со службы непосредственному начальнику того лица, чьим решением он был уволен, а в случае отклонения им жало­бы — в военный суд.>

>61. В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона «О борьбе с коррупцией» государственный или выборный орган, после по­лучения постановления суда о наложении административного взыскания на лицо, совершившее правонарушение, связанное с коррупцией, вправе самостоятельно решать вопрос об увольне­нии виновного с должности или об ином его отстранении от вы­полнения функций государства. При этом факт совершения ука­занного правонарушения считается установленным.>

>Служебным расследованием (проверкой) могут устанавливать­ся лишь отдельные обстоятельства совершения коррупционного правонарушения, связанные с нарушением служебных (трудо­вых) обязанностей лица, причины совершения правонарушения и условия, ему способствовавшие. По окончании расследования соответствующим государственным органом (должностным ли­цом) не может быть принято решение о Применении к виновно­му другого вида дисциплинарного взыскания, кроме увольне­ния с должности, поскольку последнее предусмотрено как един­ственно возможный вид дисциплинарного взыскания за корруп->

>ционные правонарушения.>

>Если решение суда о наложении административного взыска­ния за коррупционное правонарушение опротестовано в установ­ленном законом порядке, то государственный орган (должност­ное лицо) обязан приостановить принятие решения об увольне­нии с должности до вступления в силу постановления суда.>

>62. Увольнение лица с должности за совершение коррупци­онного правонарушения должно производиться на основании статьи 41 КЗоТ Украины.>

>63. Согласно части 7 статьи 32 Закона «О статусе народного депутата Украины», народный депутат Украины в течение пяти лет после окончания его полномочий не может быть в порядке дис­циплинарного взыскания уволен с работы по инициативе владель­ца предприятия, организации, учреждения или уполномоченного им органа; с воинской службы, службы в органах Министерства внутренних дел. Службы безопасности Украины — по инициати­ве командования, исключён из колхоза другого кооператива, учеб­ного заведения, понижен в должности или в звании без предвари­тельного согласия Верховного Совета Украины.>

>Аналогичное положение в отношении действующего народного депутата Украины законодательством не установлено и установ­лено быть не может, поскольку, согласно статье 4 Закона «О ста­тусе народного депутата Украины», народный депутат Украины осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не имеет>

права занимать другие должности в государственных органах и, их аппарате. В этой связи следует признать, что в том случае, если народный депутат Украины, в нарушение действующего законодательства, всё же занимает должность государственного служащего, к нему как к государственному служащему могут применяться любые меры дисциплинарного взыскания, в том числе увольнение с должности без предварительного согласия на это Верховного Совета.

>64. Законом «О статусе депутатов местных Советов народных депутатов» не запрещено привлекать депутатов местных Сове­тов к дисциплинарной ответственности за нарушения, допущен­ные ими по месту их основной работы (депутаты местных Сове­тов, согласно статье 5 данного Закона, не имеют права занимать должности глав местных государственных администраций, их заместителей, руководителей их структурных подразделений, а также являться прокурорами, судьями и арбитрами, но, со­гласно статье 4 этого же Закона, осуществляют свои полномо­чия, не порывая с другой служебной деятельностью).>

>Следовательно, руководители депутатов местных Советов, работающих постоянно в других государственных органах, вправе привлекать их к дисциплинарной ответственности за совершение любых дисциплинарных правонарушений, в том числе и содержащих признаки коррупционных, независимо от привлечения или непривлечения таких депутатов к адми­нистративной ответственности за коррупционные правонару­шения.>

>65. Невозможность привлечь к административной ответствен­ности за совершение коррупционных правонарушений других лиц, которые пользуются так называемым правом неприкосно­венности (например, судей), в случаях, когда, скажем, установ­ленный законодательством двухмесячный срок для привлече­ния лица к административной ответственности истёк, не исклю­чает их привлечения к дисциплинарной ответственности в об­щем порядке, поскольку коррупционное правонарушение всег­да содержит в себе признаки дисциплинарного, а установлен­ный Законом «О борьбе с коррупцией» порядок привлечения лица к ответственности за коррупционное правонарушение предус­матривает дисциплинарную ответственность не как основную, а как производную.>

>66. Закон «О борьбе с коррупцией» не исключает возможнос­ти привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности до возбуждения административного производ­ства по факту совершения коррупционного правонарушения, когда руководитель принимает меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения с должности на основании проведенного внутреннего расследования. Кроме того, принятие таких мер не освобождает руководителя от других его обязанностей, предус­мотренных статьей 10 Закона «О борьбе с коррупцией».>

> 67. Административная и уголовная ответственности за коррупционные правонарушения являются взаимоисключающими видами, при этом к административной лицо может быть при­влечено лишь в том случае, если не имеется оснований для его привлечения к уголовной ответственности. Основанием уголов­ной ответственности за коррупционные правонарушения может явиться лишь наличие в деянии лица состава преступления, предусмотренного определёнными статьями УК Украины. Это могут быть статьи 165, 166, 168, 172, 176, 176», 254, 254>2>, 254>3>, предусматривающие ответственность за злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, получение взятки, вынесение судьями заведомо неправосудного решения, приговора, постановления или определения, вмешательство в разрешение судебных дел, а так­же ряд других статей УК Украины.>

>68. Гражданско-правовая и материальная ответственности за коррупционные правонарушения являются дополнительными видами ответственности и могут применяться лишь при наличии | соответствующих оснований. Основания гражданско-правовой ответственности предусмотрены Гражданским и Гражданским процессуальным кодексами Украины, законами «О собственности», «О залоге», «Об авторском праве и смежных правах», «Об охране прав на промышленные образцы», «Об охране прав на изобрете­ния и полезные модели», «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Декретом Кабинета Министров Украины «О страховании», другими законодательными актами Украины, основания мате­риальной ответственности — главой 9 КЗоТ Украины и Положе­нием о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причинённый государству, утверждённым Постановлением Вер­ховного Совета Украины от 23 июня 1995 года.>

>Гражданско-правовую ответственность при совершении кор­рупционных правонарушений государственный служащий или иное лицо, уполномоченное на выполнение функций государств ва, обязано нести, например, в случае причинения им физичес­кого, морального или имущественного вреда физическим и юри­дическим лицам и в других случаях (см. комментарий к ст-ям 13 и 15 Закона).>

69. Материальную ответственность лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, в случае совершения им кор рупционного правонарушения, может нести в случае, если, на пример, это правонарушение связано с причинением вреда учреждению излишними денежными выплатами, или с неприня­тием руководителем мер по предупреждению расхищений и т.п. (статья 133 КЗоТ Украины), с незаконным увольнением подчи­нённого (пункт 8 статьи 134 КЗоТ Украины), с нарушением во­енным начальником установленного порядка учёта, сохранения, использования и перевозки военного имущества (статья 11 Поло­жения о материальной ответственности военнослужащих за

>ущерб, причинённый государству) и в других случаях, предус­мотренных законодательством (см. комментарий к статьям 13, 15 Закона).>

>70. Частью 1 статьи 15 Кодекса Украины об административ­ных правонарушениях установлено общее правило, согласно ко­торому военнослужащие и призванные на сборы военнообязан­ные, а также лица рядового и начальствующего составов орга­нов внутренних дел несут ответственность за административ­ные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уста­вами. Эта же статья предусматривает, что на общих основаниях указанные лица несут ответственность лишь за нарушение пра­вил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, за совершение корруп-ционных деяний и иных правонарушений, связанных с корруп­цией, неправомерное использование государственного имущест­ва, непринятие мер по частному определению суда или частно­му постановлению судьи, по представлению органа дознания, следователя или протесту, предписанию или представлению про­курора, за уклонение от исполнения законных требований проку­рора и контрабанду.>

>В части 2 статьи 3 Закона «О борьбе с коррупцией» подчёр­кнуто, что военнослужащие и призванные на сборы военнообя­занные, а также лица рядового и начальствующего составов ор­ганов внутренних дел, за совершённые коррупционные деяния и иные правонарушения, связанные с коррупцией, несут адми­нистративную ответственность на основаниях и в порядке, пред­усмотренных этим Законом, а также дисциплинарную, граж­данско-правовую и материальную ответственности в соответст­вии с требованиями действующего законодательства, если эти виды ответственности подлежат применению в связи с совер­шёнными ими правонарушениями.>

>Таким образом, никаких исключений в порядке привлече­ния к ответственности и в выборе видов и мер ответственности при совершении коррупционных правонарушений для военно­служащих, призванных на сборы военнообязанных и лиц рядо­вого и начальствующего составов органов внутренних дел, зако­нодательство Украины не предусматривает.>

>71. В части 3 статьи 15 КоАП содержится положение о том, что в случае нарушения военнослужащими, военнообязанными во время прохождения сборов, а также лицами рядового и на­чальствующего составов органов внутренних дел правил доро­жного движения, охоты и рыболовства и других правонаруше­ний, предусмотренных частью 1 статьи 15 КоАП (в том числе коррупционного правонарушения), органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административное взыс­кание, могут передавать материалы о правонарушении соответ­ствующим органам для привлечения виновных к дисциплинар­ной ответственности.>

>Создается впечатление, что указанное положение составляет коллизию с положением, содержащимся в части 2 статьи 3 За­кона «О борьбе с коррупцией», однако к коррупционным право­нарушениям оно не применяется, поскольку, согласно прави­лам разрешения коллизий, должны применяться нормы, кате­горически устанавливающие определённые правила обязатель­ные для исполнения, т.е. нормы части 2 статьи 3, статей 7—12 Закона «О борьбе с коррупцией», а не нормы, предусматриваю­щие не обязательность, а лишь возможность определённого по­ведения.>

>Кроме того, не может действовать норма части 1 статьи 15 КоАП, в соответствии с которой на военнослужащих и иных пе­речисленных в этой статье лиц штраф не налагается, поскольку Законом «О борьбе с коррупцией» штраф предусмотрен в качес­тве единственно возможного административного взыскания, в том числе в отношении указанных лиц.>

>72. В части 2 статьи 15 КоАП предусмотрено, что другие, кроме указанных в части 1 этой статьи, лица, на которых рас­пространяется действие дисциплинарных уставов или специ­альных положений о дисциплине, в случаях, предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — ад­министративную ответственность на общих основаниях.>

>Например, судьи и прокурорско-следственные работники несут дисциплинарную ответственность не только за наруше­ние государственной трудовой дисциплины, но и за совершение любых действий, порочащих звание работников суда или про­куратуры (мелкое хулиганство, мелкое хищение государствен­ного или коллективного имущества и т.д.).>

>Подобное положение может быть установлено и для работни­ков других государственных органов. Так, согласно Закону «О связи». Кодекса торгового мореплавания Украины, Лесного кодекса Украины, работники государственной связи, члены эки­пажей морских судов Министерства транспорта Украины и ры­боловецких судов Министерства рыбного хозяйства Украины, работники государственной лесной охраны несут дисциплинар­ную ответственность на основании ведомственных уставов (пол­ожений) о дисциплине. Следовательно, они могут нести дис­циплинарную ответственность за такие административные пра­вонарушения, как, скажем, нарушение правил охраны водных ресурсов, незаконное использование земель государственного лес­ного фонда, нарушение правил китобойного промысла, наруше-ние правил охраны линий и вооружений связи и другие. —>

>Однако это не означает, что распространение на каких-либо лиц действия специальных уставов (положений) о дисциплине влечёт их ответственность за совершение коррупционных пра­вонарушений на основании этих уставов (уоложений) либо дру­гих нормативно-правовых актов. Статья 3 Закона «О борьбе с коррупцией» исключает возможность иного порядка привлече­ния к административной ответственности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, за совершение ими кор-рупцйонных правонарушений, кроме того, который установ­лен этим Законом.>

>I>

>ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ДЕЯНИЯ И ИНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОРРУПЦИЕЙ>

>Статья 7. Ответственность за совершение коррупционных деяний>

>Совершение лицом, уполномоченным на исполнение функ­ций государства, какого-либо из указанных в статье 1 настоя­щего Закона коррупционных деяний, если оно не содержит состава преступления, влечет административную ответствен­ность в виде штрафа от двадцати пяти до пятидесяти необла­гаемых налогом минимумов доходов граждан и увольнение с должности или иное отстранение от исполнения функций госу­дарства. Таким лицам запрещается занимать должности в го­сударственных органах и их аппарате в течение трех лет со дня их увольнения.>

>Совершение коррупционных деяний, предусмотренных на­стоящим Законом, народным депутатом Украины, народным депутатом Автономной Республики Крым, депутатом или пред­седателем местного Совета народных депутатов влечет адми­нистративную ответственность в виде штрафа от двадцати пяти до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и досрочное прекращение депутатских полномочий или увольнение с выборной должности. Решение о даче согла­сия на привлечение их к административной ответственности за совершение коррупционных деяний и досрочное прекраще­ние депутатских полномочий или увольнение с выборной дол­жности принимается соответствующим Советом на пленарном заседании. Порядок привлечения народного депутата Украи­ны к ответственности в этих случаях определяется Законом Украины «О статусе народного депутата Украины*. Таким ли­цам запрещается баллотироваться в депутаты или на выбор­ные должности в государственные органы в течение пяти лет со дня прекращения депутатских полномочий или увольнения с должности и занимать должности в государственных орга­нах и их аппарате в течение трех лет со дня прекращения депу­татских полномочий или увольнения с должности.>

>Примечание. Под иным отстранением от исполнения функ­ций государства в настоящем Законе понимается досрочное пре­кращение депутатских полномочий или увольнение с выборной>

>должности, а равно увольнение с военной службы военного дол­жностного лица (кроме военнослужащих срочной службы).>

>1. В данной статье установлены административные и дис­циплинарные санкции за совершение коррупционных деяний, предусмотренных статьей 1 Закона «О борьбе с коррупцией», если эти деяния не содержат состава преступления, и порядок применения этих санкций к некоторым специальным субъек­там коррупционных деяний.>

>2. Специфика двойной (административной и дисциплинар­ной) ответственности государственных служащих и иных лиц, выполняющих функции государства, обусловлена тем, что вы­полнение общеобязательных правил, охраняемых нормами За­кона «О борьбе с коррупцией» входит одновременно в круг их служебных (трудовых) обязанностей. Невыполнением (наруше­нием) этих правил они совершают одновременно и администра­тивный, и дисциплинарный проступок, в связи с чем возникает основание для одновременного наложения административного |аи дисциплинарного взысканий. ,..-. ^ 3. Административная ответственность за совершение кор *рупционных деяний состоит в применении к лицам, их совер- >! >[>г> шившим, штрафа в размере от 25 до 60 необлагаемых налогом —>

>минимумов доходов граждан... В соответствии с Указом Прези­дента Украины от 3 февраля 1995 г. «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 13 сентября 1994 года № 519», необлагаемый минимум доходов граждан с 1 февраля 1995 года составлял 1 млн 400 тыс.карбованцев в месяц.>

>С 1 октября 1995 г. необлагаемый минимум доходов граж­дан, согласно Указу Президента Украины от 21 ноября 1995 года «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 13 сентября 1994 года № 519», составляет 1 млн 700 тыс.карбован­цев в месяц (т.е. в настоящее время размер указанного штрафа вен 42,5—85 млн крб.).>

>4. Штраф является одним из традиционных видов администра­тивного взыскания, которые рассчитаны прежде всего на сдержива­ющий эффект — предупреждение в будущем новых подобных пра­вонарушений как со стороны данного лица, уполномоченного на выполнение функций государства (специальное предупреждение), , так и иных лиц данной категории (групповое предупреждение). ._1>

>Штраф как административное взыскание является мерой воз­действия на психический статус и имущественное положение I правонарушителя. Его следует отличать от штрафа, как одного 1из видов гражданско-правовых санкций, которые направлены на обеспечение исполнения договорных обязательств, а также от .штрафа как одного из видов уголовного наказания, отличающегося специфическим порядком установления и применения.>

5. В данной статье штраф определяется в относительно-определённом размере, т.е. с указанием минимально и максималь

>но возможных сумм взыскания. При наложении штрафа на кон­кретного нарушителя суду, таким образом, предоставляется воз­можность учесть характер совершённого коррупционного дея­ния, личность лица, его совершившего, степень его вины, иму­щественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягча­ющие ответственность.>

>Характер коррупционного деяния определяется наступив­шими последствиями, размером и'спецификой причинённого государству, государственному органу, каким-либо юридичес­ким и физическим лицам вреда, особенностями способа совер­шения этого деяния и т.д.>

>Учёт сведений о личности — лице, совершившем корруп-ционное деяние, и степени его вины — предполагает установле­ние случайности или преднамеренности поведения этого лица;>

>выяснение, является ли такое поведение определяющим его анти­общественную поведенческую установку, образ жизни; выясне­ние мотивов и целей такого поведения.>

>Обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, со­вершившего коррупционное деяние, суд может признать чисто­сердечное раскаяние виновного; предотвращение им вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущер­ба или устранение причинённого вреда; совершение правонару­шения при стечении тяжёлых личных или семейных обстоя­тельств, т.е. смягчающие обстоятельства, которые признаются таковыми статьёй 34 Кодекса Украины об административных правонарушениях, а также иные (например, совершение кор­рупционного деяния впервые, вследствие случайного стечения обстоятельств, под влиянием принуждения или в силу служебной зависимости и т.д.).>

>Обстоятельства, отягчающие ответственность лица, совер­шившего коррупционное деяние, исчерпывающе перечислены в статье 35 Кодекса Украины об административных правонару­шениях. К ним относится, например, совершение коррупцион­ного деяния группой государственных служащих и др.>

>6. При совершении лицом двух коррупционных деяний, пред­усмотренных одним или обоими пунктами части 2 статьи 1 За­кона, административный штраф должен налагаться в пределах, предусмотренных статьей 7 Закона. Данное положение вытекает из статьи 36 Кодекса Украины об административных правона­рушениях, в соответствии с которой, если лицо совершило не­сколько административных правонарушений, дела о которых рас­сматриваются одним и тем же органом (в данном случае — су­дом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьёзное правонарушение из числа совершённых (в данном случае санкции равны).>

>7. В соответствии со статьей 27 Закона «О статусе народного депутата Украины» народный депутат Украины не может быть подвержен мерам административного взыскания, налагаемым в>

>судебном порядке, без его письменного согласия либо согласия Верховного Совета Украины, а в период между сессиями Вер->

>' ховного Совета Украины — Президиума Верховного Совета Ук­раины с последующим утверждением Верховным Советом Ук->

>I раины. По окончании срока полномочий бывший народный де­путат Украины может быть привлечён к административной от­ветственности за нарушение закона, совершённое им в период исполнения депутатских полномочий в том же порядке, что и действующий народный депутат Украины.>

>Согласно статье 29 Закона «О статусе депутатов местных Со­ветов народных депутатов», депутат местного Совета не может быть привлечён к мерам административного взыскания, нала­гаемым в судебном-порядке, без предварительного согласия со­ответствующего Совета.>

>8. Порядок применения к народному депутату Украины, на­родному депутату Автономной Республики Крым, депутату или председателю местного Совета мер административного взыска­ния, налагаемых в судебном порядке, установлен Законом «О ;>

>порядке получения согласия Совета народных депутатов на при-' | влечение депутата к ответственности». Данный порядок статьёй | 7 Закона «О борьбе с коррупцией» не отменяется.>

>Решение о даче согласия на привлечение депутатов к" адми­нистративной ответственности за совершение коррупционных де­яний принимается соответствующим Советом на пленарном за­седании. Рассмотрение этого вопроса вносится в повестку дня сессии Совета на основании представления соответствующего прокурора по надзору за исполнением законов специальными подразделениями по борьбе с коррупцией и организованной пре­ступностью. Такое представление может быть внесено прокуро­ром по надзору за исполнением законов специальными подраз­делениями по борьбе с коррупцией и организованной преступ­ностью высшего уровня или Генеральным прокурором Украи­ны. Эти же лица имеют право отозвать внесенное таким же про­курором низшего уровня представление. Совет рассматривает указанное представление не позднее, чем в месячный срок. В этот период при необходимости могут быть истребованы у про­курора дополнительные материалы. Мотивированное решение об отказе в даче согласия или о даче согласия на привлечение депутата к административной ответственности соответствующий Совет принимает квалифицированным (двумя третями) большин­ством голосов, о чём в трёхдневный срок уведомляет прокурора, направлявшего представление.>

>В случае поэтапных отказов сельского, поселкового, городско­го (города районного значения), районного в городе Совета в даче согласия на привлечение депутата такого Совета к администра­тивной ответственности за коррупционное деяние, соответствую­щий прокурор входит с представлением в районный или город­ской Совет, затем — в Верховный Совет Автономной Республики>

>Крым или областной Совет, и, наконец. Генеральный прокурор Украины — в Верховный Совет Украины.>

>В случае дачи соответствующим Советом согласия на при­влечение депутата к административной ответственности после­дующее административное производство осуществляется в об­щем порядке, предусмотренном статьей 12 Закона «О борьбе с коррупцией». О результатах рассмотрения дела об администра->

>^тивном правонарушении судьёй соответствующий прокурор в трёхдневный срок обязан проинформировать Совет, давший со­гласие на привлечение депутата к такой ответственности. 9. Подобной неприкосновенностью обладают не только депутаты.>

-> В соответствии со статьей 30 Закона «О Конституционном Суде Украины» на судей Конституционного Суда распространя­ются гарантии неприкосновенности, установленные для народ­ных депутатов Украины. Они могут быть лишены её только с согласия Верховного Совета Украины. Судьи Конституционного Суда не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвержены каким-либо иным мерам, которые>

>•ограничивают их права и свободу, а также мерам администра­тивного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без пред­варительного согласия Верховного Совета Украины.>

>Как следует из статьи 13 Закона «О статусе судей», судьи не могут быть подвержены мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия органа, избрав­шего судью на должность. Согласно статье 22 Закона «Об арбит­ражном суде», арбитры не могут быть подвержены таким же мерам без согласия Верховного Совета Украины, а в период меж­ду сессиями — Президиума Верховного Совета Украины.>

>10. Кроме того, невозможность привлечения перечисленных лиц к административной ответственности за совершённое кор-рупционное деяние не исключает их привлечения к дисципли­нарной ответственности за это деяние, если такие лица являют­ся субъектами дисциплинарной ответственности (см. коммен­тарий к статье 3 Закона).>

> Дисциплинарная ответственность за совершение корруп-щионных деяний заключается в увольнении лица, уполномочен­ного на выполнение функций государства, с должности либо в /ином отстранении его от выполнения функций государства. | 12. Правовыми основаниями увольнения государственного | служащего с должности за совершение коррупционных деяний, | а также иных правонарушений, связанных с коррупцией, явля-' ются положения статьи 147 КЗоТ Украины, статьи 16 и пункта 1 2 статьи 30 Закона «О государственной службе». />

>В соответствии со статьей 147 КЗоТ Украины за нарушение трудовой дисциплины (которая, вообще, согласно статье 139 КЗоТ включает в себя обязанность работать честно и добросовестно, соблюдать дисциплину труда, своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа,>

>беречь собственность и т.д.) к работнику могут быть применены лишь такие виды взысканий, как выговор и увольнение (для отдельных категорий работников — некоторые иные, если они предусмотрены специальными уставами или положениями о дис­циплине). На основании пункта 2 статьи 30 Закона «О государ­ственной службе» государственный служащий увольняется с дол­жности в случае несоблюдения им связанных с прохождением государственной службы требований, предусмотренных статьей 16 этого же Закона. В соответствии с этой статьей государствен­ный служащий не имеет права совершать действия, предусмот­ренные статьями 1 и 5 Закона «О борьбе с коррупцией», а также иные действия, препятствующие нормальному функционирова­нию государственного органа, в котором он работает.>

>13. Статьёй 14 Закона «О государственной службе» установ­лены особенности дисциплинарной ответственности государствен­ных служащих. Дисциплинарные взыскания к ним применя­ются за неисполнение или ненадлежащее исполнение служеб­ных обязанностей, превышение своих полномочий, нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной служ­бы, а также за поступки, которые порочат их как государствен­ных служащих или дискредитируют государственные органы, в которых они работают.>

>14. В соответствии с Законом «О государственной службе» и ,' статьями 41, 43 и 43' КЗоТ Украины, согласие профсоюзного I органа на увольнение государственного служащего с должности по указанным выше основаниям не требуется. '\>

>15. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с должнос­ти, как предусмотрено статьями 147' и 148 КЗоТ Украины, при- / меняется органом, которому предоставлено право принятия на ^ работу (избрания, утверждения и назначения на должность) данного государственного служащего, а также вышестоящим орга­ном. Такое дисциплинарное взыскание должно быть применено непосредственно после поступления в данный государственный орган постановления судьи о наложении административного штрафа за коррупционное деяние (см.комментарий к статье 12 Закона), но не позднее одного месяца со дня поступления такого постановления, не считая времени-освобождения государствен­ного служащего от работы в свлучае временной нетрудоспособ­ностью или нахождения его в отпуске.>

>При этом, согласно пункту^ статьи 40 КЗоТ Украины, госу­дарственный служащий можетбьггь уволен с работы по иници­ативе администрации в случае неявки его на работу в течение более четырёх месяцев подряд вследствие временной нетрудо­способности (не считая отпуска по беременности и родам, а так/'' же случаев утраты трудоспособности в связи с трудовым увечь­ем или профессиональным заболеванием, когда должность со­храняется до восстановления трудоспособности или установле­ния инвалидности).>

>народных депутатов, т.е. не могут являться субъектами корруп-ционных деяний и иных правонарушений, связанных с корруп­цией, и, соответственно, быть отстранёнными от выполнения функций государства (см. комментарий к статье 2 Закона).>

>22. В примечании к статье 7 Закона «О борьбе с коррупцией» говорится об увольнении с военной службы военных должност­ных лиц — военных начальников, а также иных военнослужа­щих, которые занимают штатные должности в аппарате органов управления воинских формирований, профессионально занима­ются деятельностью по практическому выполнению функций государства, связанных с охраной и защитой государственного строя, законности и правопорядка, обороны Украины от внеш­ней агрессии, участием в борьбе с нарушениями международ­ного правопорядка, помощью населению в случаях стихийных бедствий, кризисных ситуаций и т.п., и получают за это возна­граждение (содержание) в денежной и натуральной форме (см. комментарий к статье 2 Закона).>

>23. В случае привлечения народных депутатов Украины, на­родных депутатов Автономной Республики Крым, депутатов и председателей местных Советов народных депутатов к админис­тративной и дисциплинарной ответственности за совершение кор-рупционных деяний, повлекших их отстранение от выполнения функций государства, им запрещается баллотироваться в депу­таты или на перечисленные выше выборные должности в госу­дарственные органы в течение пяти лет со дня прекращения депутатских полномочий (освобождения от должности предсе­дателя местного Совета), а также занимать должности в других государственных органах и их аппарате в течение трёх лет со дня прекращения депутатских полномочий (освобождения от должности председателя местного Совета).>

>24. Отстранение от выполнения функций государства не сле­дует путать с отстранением от выполнения полномочий по дол­жности, предусмотренным статьей 22 Закона «О государственной службе». Последнее применяется только по единоличному реше­нию руководителя государственного органа, в котором работает государственный служащий, как временная мера (срок такого отстранения не может превышать времени, необходимого для проведения служебного расследования, но не более двух меся­цев), которая может быть отменена, и лишь при невыполнении служебных обязанностей, которое повлекло отрицательные пос­ледствия, предусмотренные статьей 22 указанного Закона.>

>Кроме того, статьёй 147 УПК Украины предусмотрена такая мера, как отстранение обвиняемого от должности, которая при­меняется руководителем государственного органа (иным дол­жностным лицом) во исполнение постановления следователя, сан­кционированного прокурором или его заместителем, может быть отменена только постановлением следователя (прокурора) и при­меняется лишь в случае привлечения должностного лица к уголовной ответственности за должностное преступление или за иное преступление, когда это лицо может негативно влиять на ход предварительного или судебного следствия.>

>25. Ответственность лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, за совершение коррупционных деяний, не содержащих признаков преступления и не влекущих уголов­ной ответственности, не ограничивается административной и свя­занной с ней дисциплинарной ответственностью, установленны­ми настоящей статьёй.>

>Как известно, гражданско-правовая и материальная ответствен­ность являются, применительно к коррупционным деяниям и иным правонарушениям, связанным с коррупцией, самостоя­тельными видами ответственности и вопрос о привлечении к ним виновны» лиц при' наличии для этого оснований разреша­ется в соответствии с действующим законодательством. --—•>

>Кроме того, законодательством Украины предусмотрены до­полнительные неблагоприятные последствия для лиц, совер­шивших коррупционные деяния, которые можно признать спе­цифическим видом юридической ответственности, поскольку они предполагают обеспечиваемую государством юридическую обязанность правонарушителя испытать принудительное лише­ние определённых ценностей. Согласно части 5 статьи 37 Зако­на «О государственной службе», части 16 статьи 32 Закона «О статусе народного депутата Украины», пункту 4 статьи 43 За­кона «О статусе судей», части 10 статьи 50' Закона «О проку­ратуре», части 2 статьи 5 Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового составов органов внутренних дел», государственные служащие, наро­дные депутаты Украины, судьи, прокуроры и следователи про­куратуры, военнослужащие и лица начальствующего и рядо­вого составов органов внутренних дел, отстранённые от выпол­нения функций государства в связи с осуждением за умыш­ленное преступление, совершённое с использованием своего слу­жебного положения, либо в связи с совершением коррупцией -ного деяния (именно коррупционного деяния, а не любого пра­вонарушения, связанного с коррупцией), и члены их семей ли­шаются права на получение льготных пенсий, предусмотрен­ных перечисленными законами, и пенсии им назначаются на общих основаниях, предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении».>

Заключение .

Исследовав законодательство Украины на тему коррупции можно сделать вывод что оно не совершенно . Некоторые моменты требуют значительных доработок . По моему мнению ответственность за совершения коррупционного деяния слишком мягкая , что соответственно и толкает государственных служащих на совершение их . Также на мой взгляд проблема существует в корне, т.е. лицо обвиненное в совершении коррупционного деяния с легкостью может найти (своего человека) в органах рассматривающих его дело , который соответственно постарается сделать все чтобы дело было прекращено.

На мой взгляд должен быть создан орган по борьбе с коррупцией непосредственно подчиненный Министру Внутренних Дел ( на первом этапе ) .

Сотрудники данного органа должны быть социально защищены , они должны получать должное денежное вознаграждение чтобы коррупции было сложнее пробраться в их ряды . Соответственно они должны иметь ряд широких полномочий для того чтобы исполнять свои функций. На самом деле коррупция очень страшная вещь которая тормозит развитие общества государства и отдельны лиц .

Хотя размышления по поводу силового органа, имеющего широкие права для борьбы с коррупцией , непосредственно подчиненному МВД весьма не реальны ,так как будут существовать масса причин для его (не существования).

1 Комментированный Закон Укр. «О борьбе с коррупцией»

1 Уч. Пособие «Уголовное право Украины» Коржанский. К.1998г.

1 Комментированный Закон Укр. «О борьбе с коррупцией»

1 Закон Украины «О гос. Службе» от 1994г.

2 Гражданский Кодекс Украины.

1 «Научно –практический комментарий Уголовного Кодекса Украины» К.1994г.

1 Закон Украины «Об административной ответственности» изд. К.1997г.

TYPE=RANDOM FORMAT=PAGE>46