Понятие формы государства и ее элементы

1


ПЛАН.

    Проанализируйте теории происхождения государства в соответствии с таблицей. Чем объясняется множественность теорий происхождения государства?.................................................2

    Социальные нормы родового строя…………………………………….5

    Цивилизационный подход к типологии государства…………………6

    Понятие формы (устройства ) государства и ее элементы………...8

    Соотношение функций государства с целями, задачами и принципами государства…………………………………………………10

    Понятие механизма государства и его роль в осуществлении задач и функций государства…………………………………………………...11

    Прокомментируйте следующее утверждение А. Линкольна: «Демократия есть правление народа, для народа и через народ». Может ли демократия быть реализована практически?..................12

    Проведите сравнительный анализ форм государственного устройства на основе качественного проявления указанных в таблице признаков………………………………………………………...13

    Представьте в виде схемы классификацию государственных органов………………………………………………………………………14

    Государственная символика Российской Федерации……..…15

    Список использованной литературы…………………………….17

    Проанализируйте теории происхождения государства в соответствии с таблицей. Чем объясняется множественность теорий происхождения государства?

Наименов

теории

Сторонники

Основное

содержание

Достоинства

Недостатки

1. Теологи-

ческая

Ф.Аквинс-кий,

Ф. Лебюфф,

Д. Эйве

Бог создал государст-во.

Придавая государству ореол святости, идеологи этой теории способствуют утверждению в обществе по-рядка, согласия, духовности.

Данная теория умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство. К тому же теологическая теория недоказуема, т.к. основана на вере.

2. Патриа-рхальная

Аристо-тель,

Конфуций,

Р. Филмер,

Н.К. Михай-ловский

Государство как продукт развития семьи.

Так как изначально признается божественное происхождение власти «патриарха»,

подданные должны покорно подчиняться государю. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые условия жизни для человека.

Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается,

не назначается и не смещается поданными,

ибо они – его дети.

3. Договор-ная

Б. Спиноза,

Т. Гоббс,

Дж. Локк,

Ж.Ж. Руссо,

А.Н. Радищев

Государст-во как продукт соглашения между людьми.

Теория порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и полит. власти. Это был серьезный шаг вперед в познании государства. Так же она имеет и демократичес-кое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя.

Слишком схематичное и идеализированное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.

4. Психо-логическая

Л.И. Петра-жицкий,

Д. Фрезер,

З. Фрейд,

Н.М.Корку-нов

Государст-во возникло в силу особеннос-тей человечес-кой психики.

Психологичес-кие закономерности – есть важный фактор, влияющий на все социальные институты. Его не в коем случае нельзя игнорировать.

Роль психологических свойств личности преувеличено в процессе образования государства. Они не выступают в качестве решающих причин.

5. Теория

насилия

Е. Дюринг,

Л. Гумпло-вич,

К. Каутский

Государст-во возникло в результате военно-политичес-ких факторов.

Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств.

Насилие следует все же рассматривать как один из факторов возникновения государства, но не основным.

Множественность теорий происхождения государства можно объяснить так:

Во-первых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний;

Во-вторых, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

В-третьих, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов. Одним словом, мыслили односторонне;

И, наконец, нельзя исключит и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.

Мы постарались рассмотреть некоторые известные на сегодняшний день теории происхождения государства. При рассмотрении и оценке различных теорий нужно иметь в виду, что ее создатели – это не просто умные люди, а выдающиеся мыслители. Они искренне стремились проникнуть в тайны веков и предложить их с точки зрения наиболее верное объяснение причин возникновения государства. *

*Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2003 г. С. 51-52

    Социальные нормы родового строя.

Социальные нормы – это правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми.

К ним относятся:

1. Ритуалы – правила поведения, в которых акцент делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной.

2. Обряды – правила поведения, заключающиеся в символичных действиях, но, в отличии от ритуалов, глубже проникающие в психику человека и преследующие идеологические (воспитательные) цели.

3. Мифы – предания, сказания, повествования о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникшие в первобытном обществе.

4. Моральные нормы – правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло.

5.Нормы этикета – правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Причем отношения благоприятного, располагающего к общению.

6. Мононормы – различные по своему характеру правила поведения первобытного общества (ритуалы, обряды, обычаи, религиозные нормы и другие) единые для всех его членов.*

* Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Москва, «Юристъ», 1999 г. С. 185-215.

    Цивилизационный подход к типологии государства.

Типология государств – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу. Под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т. д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные и близкие культуры образуют цивилизацию.

Цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, что общества и государства развиваются неодинаково и избирают разные пути движения к прогрессу.

Достоинство цивилизационного подхода состоит в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу.

Выделяют следующие этапы цивилизации:

    локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

    особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.)

    всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т. п. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие, его благо.

    В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному критерию. Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе и выполняемой роли. Для государств первичной цивилизации характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально – экономической сферы. Государство этого типа связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

    Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западно-европейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Как видно, критерии разграничения государств первичной и вторичной цивилизаций не отличаются четкостью, они расплывчаты, во многом неопределенны. Очевидно, что науке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизационному критерию.*

* Морозова Л.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г. С. 33-37

    Понятие формы (устройства ) государства и ее элементы.

Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.*

Теория государства выделяет несколько видов территориального устройства государства. В частности, по форме государственного устройства государство может быть: а) унитарным, б) федеративным, в) конфедерацией, г) содружеством.

К унитарным государствам относятся те, которые представляют собой единое целостное государственное образование, части которого не обладают признаками государственного суверенитета. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.* 114

Унитарные государства бывают централизованными – Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т. п., и децентрализованными – Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по национально-территориальному (Россия), по территориальному принципу (США).

В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики – Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. Сербско–хорватско-мусульманская федерация в Боснии ); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан);

Любашиц В.Я. Указ. соч. С. 111

в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании(Папуа – Новая Гвинея, Соединенные штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией – объединение Сенегала и Гамбии в 1982 – 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавший в 1815 – 1848 гг. трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого – государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.*

___________________________________________________________Матузов Н.И. Указ. соч. С. 74-76

    Соотношение функций государства с целями, задачами и принципами государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают.

К наиболее значимым признакам функций государства относятся:

1. устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2. непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

3. направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4. определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных методов (Л.А.Морозова)

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи – средства ее достижения, то функции – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:

потребностей и интересов населения;

экономических возможностей общества;

нравственного и культурного уровня общества;

профессионализма государственных служащих и структур и др.*

* Матузов Н.И. Указ. соч. С.56-57

    Понятие механизма государства и его роль в осуществлении задач и функций государства.

Механизм государства – это специально созданная и постоянно действующая система государственных органов, государственных организаций и служащих, находящихся во взаимной зависимости осуществляющих от имени государства его компетенцию, цели, задачи, функции, права и обязанности.*

Механизм государства играет непосредственную роль в осуществлении задач и функций государства.

Механизм государства(Государственные органы; Администрация государственных предприятий, учреждений и организаций; Государственные служащие (чиновники); Организационные, финансовые и иные средства) является средством для осуществления задач и функций государства.

* Иванников И.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г. С. 138

    Прокомментируйте следующее утверждение А. Линкольна: «Демократия есть правление народа, для народа и через народ». Может ли демократия быть реализована практически?

Действительно, демократия означает власть народа. Право человека избирать и быть избранным — одно из величайших достижений демократии, но прямое «правление народа» не может быть реализовано практически, поскольку правление осуществляется политиками.

    Проведите сравнительный анализ форм государственного устройства на основе качественного проявления указанных в таблице признаков.

Характеристика признаков

Унитаризм

Федерация

Конфедерация

Межгосударст-венный союз

1.Целостность государства

Единое, цельное государство.

Союзное государство.

Союз государств, образованный на основе договора для решения каких-либо задач.

Союз государств, образованный на основе договора для решения каких-либо задач.

2.Статус субъектов или иных единиц государства

Не имеет в своем составе каких либо государствен-ных образо-ваний, облада-ющих элемен-тами суверен-ности.

Части, входящие в это объединение, обладают элементами государствен-ности, определен-ной политической самостоятель-ностью.

Сохранение каждым государством своего суверенного существования.

Полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

3.Организация государственной власти

Действует единая конституция.

Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.

Нет единой конституции.

Нет единой конституции.

4.Организация системы законодательст-ва

Единая система законодательства.

Субъекты федерации могут принимать свои законы.

Нет единого законодательства.

Нет единого законодательства.

5.Устойчивость юридической связи с населением

Единое гражданство.

Каждый гражданин федерации является одновременно гражданином всей страны.

Каждый человек есть гражданин своего государства.

Каждый человек есть гражданин своего государства.

6.Организация денежной, финансовой, налоговой систем

Единая денежная, финансовая, налоговая системы.

Единая организация денежной, финансовой, налоговой систем.

Нет единой денежной, финансовой, налоговой систем.

Нет единой денежной, финансовой, налоговой систем.

    Представьте в виде схемы классификацию государственных органов.

Виды государственных органов:

    в зависимости от порядка формирования:

      первичные – органы, которые формируются в установленном законом порядке и непосредственно населением (парламент, президент);

      производные – органы, которые создаются первичными органами государства (правительство);

    в зависимости от объема полномочий:

      высшие – правительство, парламент и др.

      центральные – министерства;

      местные – государственные органы субъектов Федерации и т.п.

    в зависимости широты компетенции:

      органы общей компетенции – президент, правительство и др.;

      органы специальной компетенции – министерства, службы, агентства;

    в зависимости от числа государственных гражданских служащих:

      коллегиальные – правительство;

      единоличные – президент;

    в зависимости от организационно-правовых форм деятельности:

      законодательные;

      исполнительные;

      судебные;

      контрольно-надзорные органы;

    в зависимости от действия в пространстве:

      федеральные государственные органы;

      органы государственной власти субъектов федерации;

    в зависимости от длительности действия:

      постоянные;

      временные;

    в зависимости от правовых форм деятельности:

      правотворческие;

      правоприменительные;

      правоохранительные. *

* Шпаргалка по теории государства и права. Москва, «Окей-книга», 2006 г. С. 15

    Государственная символика Российской Федерации.

К государственной символике РФ относятся: герб, флаг и гимн.

Герб.

Федеральный конституционный закон РФ, принятый Государственной думой в декабре 2000 г. Установил государственный герб РФ, его описание и порядок официального использования. Закон о гербе одобрен 20 декабря 2000 г. Советом Федерации и 25 декабря 2000 г. Подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

В статье 1 Закона о Государственном гербе РФ официальный государственный символ нашей страны описан следующим образом:

«Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.»

Флаг.

Федеральный конституционный закон «О государственном флаге Российской Федерации» принят Государственной Думой 8 декабря 2000 г., 20 декабря он одобрен Советом Федерации, а 25 декабря того же года подписан Президентом РФ В.В. Путиным. Закон установил описание государственного флага и порядок его официального использования. В ст. 1 говорится: «Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2 : 3». В последующих статьях разработаны принципы использования Государственного флага, который постоянно поднят на зданиях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а в дни государственных праздников РФ Государственный флаг вывешивается на зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах.

Статья 10 особо подчеркивает, что использование Государственного флага с нарушением правил, указанных в Федеральном законе, надругательством над флагом ведет к наказанию в соответствии с законодательством РФ.

Гимн.

Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!*

* Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. Москва, «Владос», 2003 г. С. 96, 166, 189.

11. Список использованной литературы.

    Иванников И.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г.

    Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Москва, «Юристъ», 1999 г.

3. Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2003 г.

4. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. Москва, «Юристъ». 2001г.

5. Морозова Л.А. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.

6. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., «Закон и право», 2004г.

7. Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. Москва, «Владос», 2003 г.

8. Шпаргалка по теории государства и права. Москва, «Окей-книга», 2006 г.