Понятие и сущность кассационного судопроизводства

Содержание

1. Понятие кассационного производства

2. Отличие кассационного обжалования решений и определений хозяйственного суда от пересмотра судебных актов в порядке надзора

3. Право кассационного обжалования (опротестования) решений хозяйственного суда и порядок его осуществления

Список источников

1. Понятие кассационного производства

Действующее хозяйственное процессуальное законодательство, организация системы хозяйственных судов Республики Беларусь направлены на то, чтобы по каждому делу выносилось законное и обоснованное решение, постановление, определение.

Вместе с тем, судебная практика свидетельствует о наличии судебных ошибок. Ежегодно вышестоящими хозяйственными судами отменяется определенное количество судебных актов нижестоящих хозяйственных судов. Даже несмотря на небольшое количество отмененных или измененных судебных актов в процентном отношении к общему количеству рассмотренных дел, государство в лице законодательной и судебной власти не может оставлять судебные ошибки без внимания. Наличие в государстве системы органов правосудия относится к числу процессуальных гарантий реализации гражданами и юридическими лицами права на судебную защиту.

Для исправления судебных ошибок в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее - ХПК и РБ) установлен комплекс мер, включающий три самостоятельные стадии хозяйственного процесса: 1) кассационное производство; 2) надзорное производство; 3) производство по вновь обстоятельствам.

Названные стадии хозяйственного судопроизводства имеют ряд схожих направлений: контроль за законностью, обоснованностью, объективностью, полнотой судебных актов; проверка наличия оснований для отмены или изменения судебного акта и т.д. Вместе с тем, каждая из перечисленных стадий является самостоятельной стадией и имеет свои цели и задачи, предпосылки возбуждения, субъектный состав, объект и содержание.[10, с. 229, 230]

Кассация (лат. cassatio – отмена, уничтожение) в хозяйственном процессе имеет два значения:

    обжалование и опротестование в вышестоящий суд судебных постановлений хозяйственного суда первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу;

    проверка вышестоящим судом законности и обоснованности постановлений хозяйственного суда первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу.

Для рассмотрения дел в кассационном порядке в Высшем Хозяйственном суде РБ (далее - ВХС) создается Кассационная коллегия, которая в соответствии со ст.283 ХПК является хозяйственным судом кассационной инстанции.

Заметим, что ХПК в первоначальной редакции предусматривалось рассмотрение кассационных жалоб и протестов на не вступившие в законную силу решения хозяйственных судов областей и приравненных к ним судов кассационной инстанцией хозяйственного суда области и приравненного к нему суда. [2, ст. 175]

В 2004 году была принята новая редакция ХПК, введено апелляционное производство, что и обусловило изменение кассационного порядка обжалования (опротестования). Теперь кассационная жалоба (протест) может быть подана только на вступившие в законную силу постановления хозяйственного суда первой и апелляционной инстанций, принятых по одному конкретному делу, и, только в Кассационную коллегию ВХС.

В соответствии с ч.2 ст.283 ХПК Кассационная коллегия ВХС проверяет законность и обоснованность судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой и апелляционной инстанций. Статья же 294 ХПК, с одной стороны, уточняет, конкретизирует, раскрывает понятия законности и обоснованности как инструмента кассационного производства, а, с другой стороны, очерчивает границы кассационного производства и основные направления деятельности хозяйственного суда кассационной инстанции в кассационном производстве. А именно:

1) при рассмотрении дела в хозяйственном суде кассационной инстанции хозяйственный суд проверяет правильность применения норм материального и (или) процессуального права хозяйственным судом первой и апелляционной инстанций;

[Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если хозяйственный суд: а) не применил законодательство, подлежащее применению; б) применил законодательство, не подлежащее применению; в) неправильно истолковал законодательство.(ч.3 ст.297 ХПК).]

2) независимо от доводов, изложенных в кассационной жалобе (протесте), проверяет, не допущены ли хозяйственным судом первой и (или) апелляционной инстанций нарушения норм процессуального права, являющиеся в любом случае основанием для отмены судебного постановления;

[К таким нарушениям ч.5 ст.297 относит: а) рассмотрение дела хозяйственным судом в незаконном составе; б) рассмотрение дела хозяйственным судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания; в) нарушение правила о языке судопроизводства в хозяйственном суде при рассмотрении дела; г) принятие хозяйственным судом судебного постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; д) судебное постановление не подписано кем-либо из судей хозяйственного суда либо подписано не теми судьями хозяйственного суда, которые в нем указаны; е) принятие судебного постановления не теми судьями хозяйственного суда, которые входили в состав хозяйственного суда, рассматривавшего дело; ж) отсутствие в деле протокола судебного заседания или его неподписанность лицами, обязанными его подписать, за исключением дел, по которым в соответствии с ХПК ведение протокола не является обязательным.]

3) проверяет, соответствуют ли выводы хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

[Необоснованность судебного постановления в целом или его части выражается в: а) неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; б) не подтверждении обстоятельства, имеющее значение для дела и положенного хозяйственным судом в основу судебного постановления, с помощью достоверных и убедительных доказательств; в) несоответствии выводов, изложенные в судебном постановлении, материалам и фактическим обстоятельствам дела.]

Кроме того, дополнительные доказательства, представленные в хозяйственный суд кассационной инстанции и устанавливающие новые обстоятельства, не могут быть положены хозяйственным судом кассационной инстанции в основу принимаемого им постановления по делу. [1, ст.ст. 294, 297]

Основанием возбуждения кассационного производства в ВХС является кассационная жалоба (протест), поданная в установленном ХПК порядке, в пределах срока, отведенного законом на кассационное обжалование (опротестование) вступивших в законную силу постановлений хозяйственных суда первой и (или) апелляционной инстанций, с соблюдением требований к ее форме и содержанию.

Одновременное обжалование нескольких судебных постановлений, принятых в рамках одного дела, допускается, если пересмотр одного из них не будет препятствовать проверке законности другого. В частности, отмена определения о возвращении апелляционной жалобы препятствует рассмотрению кассационной жалобы на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции.

Определения хозяйственного суда могут быть обжалованы в кассационном порядке в случае, если ХПК предусмотрено их обжалование, а также если они препятствуют дальнейшему движению дела.[3, п. 3]

О принятии кассационной жалобы (протеста) к производству хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определение, в котором указываются время и место проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы (протеста).

Определение хозяйственного суда о принятии кассационной жалобы (протеста) к производству направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня поступления жалобы (протеста) в хозяйственный суд кассационной инстанции.

Лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на кассационную жалобу (протест) другим участвующим в деле лицам, с приложением документов, подтверждающих возражения против жалобы (протеста), которые у них отсутствуют; хозяйственному суду кассационной инстанции – с приложением копий документов, направленных другим лицам, участвующим в деле, и документов, подтверждающих направление им отзыва на кассационную жалобу (протест).

Отзыв на кассационную жалобу (протест) направляется в срок, обеспечивающий его поступление в хозяйственный суд кассационной инстанции до дня рассмотрения кассационной жалобы (протеста).

Отзыв на кассационную жалобу (протест) подписывается лицом, получившим жалобу (протест), или его представителем. При этом к отзыву, подписанному представителем, прилагаются документы, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.[1, ст.ст. 290, 287]

Согласно статье 293 ХПК в хозяйственном суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 32 ХПК. В частности, в хозяйственном суде кассационной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении требований, об изменении предмета или основания иска, размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные ХПК только для рассмотрения дела в хозяйственном суде первой инстанции. Кроме того, в ч.3 ст.293 ХПК закреплено правило, согласно которому "неявка в судебное заседание хозяйственного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу (протест), и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие."

В случаях, предусмотренных ХПК, хозяйственный суд кассационной инстанции вправе отложить рассмотрение дела в порядке, предусмотренном статьей 179 ХПК, а также объявить перерыв в судебном заседании (статья 186 ХПК), о чем выносится определение.[3, п.п. 11, 13]

Рассмотрение жалобы (протеста) кассационной инстанцией состоит из трех взаимосвязанных частей (этапов):

    подготовительная;

    рассмотрение кассационной жалобы (протеста) по существу;

    вынесение и оглашение кассационного постановления.

В подготовительной части заседания суд кассационной инстанции, как и суд первой инстанции, должен решить, можно ли дело разбирать в данном составе судей; возможно ли рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле; обязан разъяснить участвующим в деле лицам их права и обязанности и разрешить заявленные ими ходатайства.

Рассмотрение кассационной жалобы (протеста) по существу осуществляется, согласно ст.29 ХПК, коллегиально, - составом не менее чем из трех профессиональных судей, и начинается докладом председательствующего или одного из судей. Докладывает дело, как правило, тот судья, который изучал и готовил его к заседанию. После доклада кассационная инстанция заслушивает явившихся в заседание лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Первым, как правило, выступает лицо, подавшее кассационную жалобу (протест), и его представитель.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд должен ознакомиться с представленными ими дополнительными материалами.[9, с. 2, 63] При этом представленные дополнительные доказательства могут быть приняты во внимание хозяйственным судом кассационной инстанции только в случае, если они не устанавливают новых обстоятельств по делу[3, п. 15].

Кассационная жалоба (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой или апелляционной инстанции должна быть рассмотрена в срок не более одного месяца со дня поступления дела в хозяйственный суд кассационной инстанции, включая срок на принятие постановления по результатам ее рассмотрения [1,ст. 295].

Рассмотрев кассационную жалобу (протест), хозяйственный суд кассационной инстанции полномочен:

1) оставить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационную жалобу (протест) – без удовлетворения;

2) изменить или отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств;

3) отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию хозяйственного суда, судебное постановление которого отменено, если допущены нарушения норм процессуального права, согласно ч. 5 ст. 297 ХПК, являются в любом случае основанием для отмены судебного постановления; или если выводы обжалуемого судебного постановления не соответствуют материалам дела;

4) отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части;

5) оставить без изменения одно из принятых по делу судебных постановлений, отменив остальные.

Указания хозяйственного суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении об отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций, обязательны для хозяйственного суда, вновь рассматривающего дело. При этом хозяйственный суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими, а также указывать, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.[1, ст.ст. 296, 299]

По результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста) хозяйственный суд кассационной инстанции принимает постановление, которое подписывается судьями хозяйственного суда, рассматривавшими дело.

В постановлении указываются:

а) наименование и состав хозяйственного суда кассационной инстанции, принявшего постановление; номер дела, дата и место принятия постановления;

б) предмет спора;

в) полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, лиц, присутствовавших в судебном заседании, и их представителей с указанием их полномочий;

г) полное имя (наименование) лица, подавшего кассационную жалобу (протест);

д) наименования других лиц, участвующих в деле;

е) наименование хозяйственного суда, рассмотревшего дело в первой и апелляционной инстанциях, номер дела и дата принятия судебного постановления;

ж) краткое содержание принятых по делу судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций;

з) основания, по которым в кассационной жалобе (протесте) поставлен вопрос о проверке законности судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций;

и) доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу (протест);

к) объяснения лиц, присутствовавших в судебном заседании;

л) обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом кассационной инстанции;

м) доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления;

н) доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;

о) при изменении или отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций – мотивы, по которым суд кассационной инстанции не согласился с выводами хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций;

п) выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста);

р) действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и хозяйственным судом первой или апелляционной инстанций, если дело передается на новое рассмотрение;

с) о распределении между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением кассационной жалобы (протеста), если хозяйственный суда кассационной инстанции не отменил постановление хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций с передачей дела на новое рассмотрение.

Постановление хозяйственного суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня его принятия.

При заключении сторонами мирового соглашения в процессе рассмотрения кассационной жалобы (протеста) хозяйственный суд кассационной инстанции принимает постановление об отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций, утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу, которое направляется лицам, участвующим в деле. [1, ст. 298]

2. Отличие кассационного обжалования решений и определений хозяйственного суда от пересмотра судебных актов в порядке надзора

Кассационное обжалование A. Надзорное обжалование B.

A. Осуществляется в кассационной коллегии ВХС.

B. В отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, осуществляется в Президиум ВХС, а в отношении постановлений Президиума ВХС – в Пленум ВХС.

A.1Кассационную жалобу (протест) на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях.

B.1 Жалобу в порядке надзора вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу.

A.2 Кассационная жалоба (протест) может быть подана в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

B.2 Жалоба в порядке надзора на судебное постановление может быть подана в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления.

A.3 Для принятия кассационной инстанцией кассационной жалобы (протеста) к рассмотрению не обязательно чтобы дело было рассмотрено сначала хозяйственным судом первой инстанции, а затем – апелляционной инстанцией.

B.3 Жалоба в порядке надзора принимается к рассмотрению, если заявителем исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты в хозяйственных судах апелляционной и кассационной инстанций, а также если причины, по которым не была подана апелляционная или кассационная жалоба, признаны уважительными.

A.4 Кассационная жалоба (протест) подается в Кассационную коллегию ВХС через хозяйственный суд, принявший обжалуемое судебное постановление, который не позднее трех дней со дня поступления жалобы (протеста) в суд обязан направить кассационную жалобу (протест) вместе с делом в Кассационную коллегию ВХС. Последняя решает вопрос о возможности принятия жалобы (протеста) к рассмотрению.

B.4 Жалоба в порядке надзора на судебное постановление может быть подана ли-цам, имеющим право принесения про-теста. Согласно ст.301 ХПК, протесты в порядке надзора вправе приносить:

-Председатель ВХС и Генеральный прокурор – на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Пленума ВХС;

-заместители Председателя ВХС и заместители Генерального прокурора – на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума ВХС.

Указанные лица, не более пяти дней со дня поступления в ВХС, Прокуратуру, рассматривают вопрос о принятии жалобы в порядке надзора. В срок не более двух месяцев со дня ее поступления в ВХС, Прокуратуру рассматривают ее.

Если имеются сомнения в законности обжалуемого судебного постановления, принимается решение об истребовании дела. Должностные лица, указанные выше, вправе истребовать дело из соответствующего хозяйственного суда для проверки в порядке надзора и принести протест на вступившие в законную силу судебные постановления только при наличии: жалобы лиц, указанных в п.2, либо представление судьи, участвующего в рассмотрении этого дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по иным основаниям.

Основаниями для истребования дела являются содержащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие сомнения в законности судебного постановления.

При наличии оснований, предусмотренных статьей 314 ХПК (существенное нарушение норм материального и (или) процессуального права вступившими в законную силу судебными постановлениями хозяйственных судов), должностное лицо, имеющее право принесения протеста в порядке надзора, приносит такой протест и направляет его вместе с делом в соответствующий хозяйственный суд надзорной инстанции.

A.5 Хозяйственный суд кассационной инстанции:

-проверяет правильность применения норм материального и (или) процессуального права хозяйственным судом первой и апелляционной инстанций;

-независимо от доводов, изложенных в кассационной жалобе (протесте), проверяет, не допущены ли хозяйственным судом первой и (или) апелляционной инстанций нарушения норм процессуального права, являющиеся в любом случае основанием для отмены судебного постановления; -проверяет, соответствуют ли выводы хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

B.5 Хозяйственный суд надзорной инстанции проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций на основании материалов, имеющихся в деле.

A.6 Существует институт отзыва на кассационную жалобу.

B.6 Институт отзыва отсутствует.

3. Право кассационного обжалования (опротестования) решений хозяйственного суда и порядок его осуществления

Право кассационного обжалования (далее - ПКО) вступивших в законную силу решений и постановлений хозяйственных судов, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, является правом на возбуждение деятельности суда кассационной инстанции по проверке указанных актов[9, с. 58].

ПКО возникает со дня вступления в законную силу судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции.

ПКО является срочным и может быть реализовано в течении одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления (ч.1ст.285 ХПК).

По ходатайству лица, участвующего в деле, срок подачи кассационной жалобы может быть восстановлен, если хозяйственный суд кассационной инстанции признает причину пропуска срока кассационного обжалования уважительной.

Ходатайство о восстановлении срока подачи кассационной жалобы (далее - Ходатайство) должно быть заявлено в письменной форме (может быть изложено в тексте жалобы и содержать указание на причины, по которым жалоба подана несвоевременно с приложением соответствующих доказательств, которыми заявитель обосновывает уважительность пропуска срока на подачу жалобы. К уважительным причинам пропуска срока на обжалование судебного постановления, в частности, относятся: получение копии судебного постановления после истечения сроков на обжалование судебного постановления лицом, надлежаще не извещенным о времени и месте судебного разбирательства, или лицом, не привлеченным к участию в деле, о правах и обязанностях которого хозяйственный суд принял судебное постановление; болезнь индивидуального предпринимателя или иного физического лица, относящегося к категории лиц, обладающих правом на обжалование, и т.п.

Ходатайство подлежит рассмотрению, если оно поступило в хозяйственный суд кассационной инстанции до вынесения определения о возвращении кассационной жалобы. При поступлении кассационных жалоб по истечении установленного срока на кассационное обжалование хозяйственный суд кассационной инстанции рассматривает ходатайство о восстановлении срока при условии, что отсутствуют обстоятельства, исключающие принятие кассационной жалобы к производству. При наличии таких обстоятельств выносится определение о возвращении кассационной жалобы и не рассматривается ходатайство о восстановлении срока на обжалование по существу.

Ходатайство рассматривается хозяйственным судом кассационной инстанции не более трех дней со дня его поступления в хозяйственный суд кассационной инстанции. О восстановлении срока подачи кассационной жалобы выносится определение, которое направляются лицу, заявившему ходатайство.

Если Ходатайство было заявлено одновременно с кассационной жалобой, хозяйственный суд решает вопрос о принятии кассационной жалобы к своему производству сразу же после решения вопроса о восстановлении срока подачи кассационной жалобы. В этом случае по результатам рассмотрения Ходатайства и кассационной жалобы выносится одно определение.

Об отказе в восстановлении срока выносится определение, в котором указывается о возвращении жалобы и приложенных к ней документов. Определение об отказе в восстановлении срока может быть обжаловано в порядке надзора.

Другим признаком ПКО является его платность. К кассационной жалобе прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины. Если к кассационной жалобе не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, хозяйственный суд кассационной инстанции вправе, применительно к ст.288 ХПК, вернуть кассационную жалобу, либо, применительно к ст.289 ХПК, оставить ее без рассмотрения.[1]

В соответствии со ст. 284 ХПК кассационная жалоба подается в хозяйственный суд кассационной инстанции через хозяйственный суд, принявший обжалуемое судебное постановление. Кассационная жалоба, поданная непосредственно в хозяйственный суд кассационной инстанции, минуя хозяйственный суд, принявший обжалуемое судебное постановление, как правило, подлежит возвращению применительно к аб.3 ч.1 ст. 288 ХПК исходя из норм ч. 1 ст.284 ХПК [3, п.5].

В соответствии со ст. 282 ХПК право кассационного обжалования вступивших в законную силу судебных постановлений хозяйственных судов первой и (или) апелляционной инстанций наряду с лицами, участвующими в деле, имеют также лица, не привлеченные к участию в деле, если об их правах и обязанностях хозяйственный суд принял судебное постановление. Лица, не привлеченные к участию в деле, но о правах и обязанностях которых принято судебное постановление, вправе подать кассационную жалобу независимо от того, в какой части судебного постановления указано о правах и обязанностях этих лиц. Выделенные выше лица до подачи кассационной жалобы вправе знакомиться с материалами дела на основании письменного заявления, содержащего указание на номер дела и дату принятия судебного постановления, а также на права и обязанности, в отношении которых принято судебное постановление. Со дня принятия хозяйственным судом к производству кассационной жалобы данные лица пользуются всеми правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

В силу ст. 286 ХПК представитель лица, участвующего в деле, вправе подписать и подать кассационную жалобу на судебное постановление от имени представляемого при условии, если возможность обжалования судебного постановления предусмотрена в доверенности, выданной представляемым. Доверенность либо другой документ, подтверждающий полномочия представителя на обжалование судебных постановлений, прилагается к жалобе (аб. 4 ч. 3 ст. 286 ХПК).

В содержание ПКО входят также определенные ХПК основания возвращения и оставления без рассмотрения кассационной жалобы, а также основания прекращения производства по кассационной жалобе.

Хозяйственный суд кассационной инстанции возвращает кассационную жалобу, если она: а) подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного постановления; б) не соблюдены требования, предъявляемые ХПК к ее форме и содержанию; в) подана по истечении установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении или если в восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы отказано; г) до вынесения определения хозяйственного суда о принятии кассационной жалобы к производству суда от лица, подавшего жалобу, поступило заявление о ее возвращении (отзыве).

Хозяйственный суд кассационной инстанции также возвращает кассационную жалобу, если к ней не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины. О возвращении кассационной жалобы выносится определение, которое направляется лицу, подавшему жалобу, не позднее пяти дней со дня ее поступления в хозяйственный суд кассационной инстанции. Одновременно с определением возвращаются кассационная жалоба и приложенные к ней документы. Определение хозяйственного суда о возвращении кассационной жалобы может быть обжаловано в порядке надзора.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения кассационной жалобы, лицо, подававшее жалобу, вправе вновь подать в хозяйственный суд кассационную жалобу в порядке, установленном Главой 32 ХПК.

При возвращении кассационной жалобы по основанию подачи ее лицом, не имеющим права на обжалование судебного постановления, либо в связи с тем, что кассационная жалоба подана на судебное постановление, которое не может быть обжаловано в кассационном порядке, повторная подача кассационной жалобы не допускается [3, п.7].

Если после принятия кассационной жалобы к производству будет выявлено, что: а) кассационная жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного постановления; б) до принятия судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела в хозяйственном суде кассационной инстанции, от лица, подавшего жалобу, поступило ходатайство о ее возвращении (отзыве); в) если к ней не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, - жалоба оставляется без рассмотрения, о чем выносится определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов. Это определение направляется лицам, участвующим в деле, и, может быть обжаловано ими в порядке, установленном ХПК, т.е. в порядке надзора.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления кассационной жалобы без рассмотрения, она может быть вновь подана в хозяйственный суд кассационной инстанции в порядке, установленном Главой 32 ХПК.

В соответствии с ч.6 ст.291 ХПК, если от лица, подавшего кассационную жалобу, после принятие ее к производству поступило заявление об отказе от жалобы и отказ был принят судом, последний прекращает производство по кассационной жалобе, лицо, отказавшееся от жалобы, лишается возможности повторной ее подачи. [1, ст.ст. 288, 289, 291]

Согласно ст. 282 ХПК кассационный протест на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, и судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции могут быть принесены прокурором, участвовавшим в деле. При этом право на обращение в ВХС РБ предусмотрено только для Генерального прокурора и его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров и их заместителей.

Кассационный протест по форме и содержанию должен отвечать требованиям ст.286 ХПК, и к нему должны быть приложены документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий кассационного протеста и документов, которые у них отсутствуют, а также документы, подтверждающие полномочия на подписание кассационного протеста.

Требования ст.ст. 270 и 286 ХПК относительно обязанности прокурора прилагать документы в подтверждение полномочий на подписание кассационного протеста распространяются на случаи, когда указанные протесты подписаны не прокурором или его заместителем, а старшими помощниками и помощниками, старшими прокурорами и прокурорами главных управлений, управлений и отделов соответствующих прокуратур. Оформление полномочий на подписание кассационного протеста может производиться в порядке, предусмотренном ХПК для оформления полномочий сторон и других лиц, участвующих в деле, либо такие полномочия могут непосредственно вытекать из актов законодательства. [5, п.п. 6, 30, 31, 32]

Все вышеизложенное по кассационной жалобе (порядок и сроки подачи; основания возвращения, оставления без рассмотрения кассационной жалобы, прекращения производства по кассационной жалобе и их последствия) в равной мере относится и к кассационному протесту.

Список источников

1. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: в редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. № 314-З, с изм. И доп.: текст Кодекса по состоянию на 23 января 2010 г. – Мн.: Амалфея, 2010. – 304 с.

2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 г. № 219-З. Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь, 1999, № 13-14.

3. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 марта 2007 г. № 7 "О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в хозяйственном суде кассационной инстанции". www.pravo.by

4. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 г. № 22 "Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве". www.pravo.by

5. Агалец Н.А. Хозяйственный процесс. Особенная часть: ответы на экзаменационные вопросы. – Мн.: Тетра Системс, 2006. – 144 с.

6. Каменков В.С. Хозяйственный процесс: Учеб. пособие. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 320 с.