Понятие и система международного экологического права

Содержание

Введение

1. Понятие и система международного экологического права

2. Источники международного экологического права

Заключение

Список использованных источников

Введение

Глобальные экологические проблемы, влияние которых на развитие земной цивилизации в целом и каждого государства в отдельности постепенно осознано подавляющим большинством населения планеты, обусловливают необходимость укрепления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. В этих условиях происходит формирование международного экологического права как одного из инструментов решения таких проблем и формы реализации международного сотрудничества.

Международное экологическое право возникло во второй половине XX столетия как закономерная реакция международного сообщества на глобальные экологические проблемы - загрязнение атмосферного воздуха, вызывающее трансграничные последствия, опасные изменения климата, связанные с выбросами парниковых газов и сокращением лесов, особенно тропических, разрушение озонового слоя, загрязнение морей и континентальных трансграничных вод, деградация животного и растительного мира, сокращение биологического разнообразия на Земле и др.

1. Понятие и система международного экологического права

В современном виде международное экологическое право - это исторически молодое, интенсивно развивающееся направление правового регулирования в системе международного публичного права, которое, по мнению специалистов, уже образует в этой системе самостоятельную отрасль. Такой вывод позволяет сделать, прежде всего, наличие самостоятельного предмета правового регулирования - международных экологических отношений как отношений между государствами, часто с участием международных организаций по поводу совместных усилий в решении общих задач охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Отношения, урегулированные нормами международного экологического права, именуются международными экологическими правоотношениями. Они включают такие отношения, которые складываются между субъектами международного экологического права по поводу совместных усилий в решении задач охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Они строятся на основе современных знаний о взаимодействии человека с окружающей природной средой и ориентированы на поддержание благоприятных природных условий на Земле, необходимых для жизнедеятельности и развития общества.

Субъектами международных экологических правоотношений выступают преимущественно государства, нередко с участием межгосударственных организаций, а также в ограниченном объеме физические лица и неправительственные (общественные) организации.

В международном экологическом праве нет единого, общего для всех, регулируемого международными договорами определения объекта международных экологических отношений. Такое положение можно объяснить отсутствием основополагающего кодифицированного акта в данной области, а также состоянием динамичного развития отрасли, еще не достигшей необходимого уровня развития. В системе международного экологического права применяется метод, когда понятие "окружающая среда" определяется специально в отдельных соглашениях или иных документах исходя из установленных в каждом конкретном случае целей правового регулирования. Сравнение имеющихся определений позволяет говорить о двух подходах.

С одной стороны, окружающая среда рассматривается как природный мир всей планеты и ее отдельные экосистемы, природные объекты - атмосферный воздух, водные объекты, включая Мировой океан, растительный и животный мир, почвы, природные явления (например, стихийные бедствия). Такое понимание выражено в Принципе 2 Стокгольмской декларации 1972 г., которая перечисляет в качестве компонентов окружающей среды воздух, воду, землю, флору, фауну и природные экосистемы. Этот подход совпадает с концепцией российского экологического права.

С другой стороны, окружающая среда выступает как все материальное окружение человека, своего рода среда обитания, включающая, помимо природы, также искусственно созданные объекты, хотя их число в конкретных случаях ограничивается. Например, Конвенция ЮНЕСКО о природном и культурном наследии регулирует отношения по поводу охраны не только ценных природных объектов и экосистем, но и памятников истории и культуры. Имущество, составляющее культурное наследие, также признается частью окружающей среды Конвенцией Совета Европы о гражданской ответственности за ущерб, причиненный деятельностью, опасной для окружающей среды.

В понятие "объект животного и растительного мира" Конвенция 1973 г. о международной торговле исчезающими видами фауны и флоры (СИТЕС) включила не только виды, обитающие в условиях дикой природы, но и уже добытых или изъятых из природы животных и растений, а также их части и продукцию из них - медикаменты, одежду и другие потребительские товары. Существование такого подхода оправдано, поскольку международное экологическое право - это достаточно новое явление, его система и структура находятся в стадии формирования, и понятия комплексных актов, т.е. актов, регулирующих в одном документе различные группы отношений, не существует. Признание той или иной конвенции источником отрасли международного экологического права происходит, скорее, исходя из поставленной цели - охраны природы и отдельных природных объектов, для достижения которой в сферу правового регулирования попадают собственно и неэкологические отношения. Расширение понятия объекта регулируемых международным экологическим правом отношений даже полезно, так как помогает подчинить экологическим принципам и целям другие межгосударственные отношения - торговые, социальные, экономические - и тем самым приблизиться к созданию модели устойчивого развития.

Систему международного экологического права образуют правовые нормы - определения, принципы, предписания, запреты, процедуры, условия, подлежащие обязательному соблюдению при осуществлении тех или иных видов деятельности и содержащиеся в двусторонних и многосторонних международных соглашениях, полностью или частично регулирующих межгосударственные и иные международные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Помимо обязательных для соблюдения и исполнения правил поведения или норм твердого права, международное экологическое право, по мнению специалистов, нельзя рассматривать без учета огромного числа рекомендательных норм, которые хотя и не являются правом в собственном смысле, но оказывают довольно сильное регулирующее воздействие на поведение государств.

Нормы, которые в отличие от строго обязательных правовых норм именуются мягким правом, содержатся в резолюциях конференций, декларациях и совместных заявлениях глав государств, решениях органов международных организаций. Разновидностью таких норм являются нормы, содержащиеся в ожидающих вступления в силу договорах. Последние, хотя и не ратифицируются, направляют развитие политики и законодательства государств, обеспечивают предварительное, до-правовое регулирование международных отношений.

Совокупность экологических международно-правовых норм обладает внутренней организацией и структурной упорядоченностью. Помимо распределения норм по юридической силе (твердое и мягкое право), в структуре международного экологического права нормы объединяются в относительно самостоятельные группы по своей предметной характеристике. Все нормы международного экологического права и содержащие их соглашения делятся на две группы по предмету правового регулирования.

В первую группу входят нормы, направленные на охрану отдельных природных сред или природных объектов - атмосферного воздуха, трансграничных вод, животного мира, объектов природного наследия. А во вторую - нормы, нацеленные на регулирование экологически вредной деятельности, например на установление требований по перемещению опасных отходов, оценке воздействия на окружающую среду, взаимных обязанностей государств по предупреждению аварий, определение ответственности государств за ущерб.

Будучи самостоятельной отраслью, международное экологическое право стоит близко к таким отраслям международного публичного права, как морское, водное, космическое, международная система норм по здравоохранению, природному и культурному наследию. Вместе с тем такое место международного экологического права можно считать достаточно условным и даже временным. Уже сегодня чувствуется внутренне присущая международному экологическому праву тенденция к консолидации, обусловленная растущим пониманием единства природы Земли и единства человечества. Сама взаимообусловленность и взаимосвязь элементов природы диктует необходимость правового регулирования действий государств, правительств, народов по отношению к природной среде в целом на основе общей приоритетной задачи - поддержания благоприятных природных условий на планете в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития. По сути, международное водное право, особенно после принятия в 1992 г. Конвенции о трансграничных водотоках и международных озерах, развивается как составная часть экологического, опираясь на общие эколого-правовые принципы и задачи. В определенном будущем можно ожидать, что в систему международного экологического права вольются и другие отрасли - атомное и космическое право, стоящие пока относительно изолированно.

2. Источники международного экологического права

Нормы международного права, устанавливающие обязательные правила, которым должны следовать государства и другие субъекты в международных отношениях, содержатся в международных документах, перечень которых определен в ст.38 (1) Устава Международного суда ООН. Они включают:

международные договоры как общего, так и специального характера;

международный обычай как доказательство общей практики, принятой в качестве правовой нормы;

общие принципы права, признаваемые цивилизованными государствами.

Судебные решения и доктрины наиболее высококвалифицированных специалистов по международному публичному праву различных государств признаются Уставом ООН в качестве дополнительного средства для определения правовых норм, однако не образуют права как такового. Помимо источников обязательного международного права и в дополнение к судебным решениям и доктринам выделяют источники "мягкого" права, к которым относятся международные документы, не имеющие обязательной юридической силы. Ими являются декларации, заявления, тексты международных договоров, ожидающие вступления в силу. Они не создают обязательных для соблюдения правил в международных отношениях, но оказывают на них заметное влияние - определяют концептуальную основу будущих соглашений, закрепляют или кодифицируют правила международного обычая, выражают неформальное согласие государств на определенный стандарт поведения.

По распространенному мнению, приведенный перечень источников международного права не является полным и не отражает реальной практики. В 1989 г. Комиссия международного права ООН в своем докладе и Проекте статей о государственной ответственности предложила новый перечень источников международного права, который, помимо перечисленных в ст.38 Устава международного суда, включает также обязательные решения международных организаций и решения международных судов и трибуналов.

Большинство обязательных норм содержится в многосторонних соглашениях, полностью посвященных охране окружающей среды. В соответствии с Реестром ЮНЕП в мире действует 216 многосторонних экологических договоров (соглашений, конвенций включая протоколы к ним. Кроме того, заключено порядка 2000 двусторонних соглашений, из которых более 1000 регулирует отношения между государствами по использованию трансграничных рек. Экологические нормы имеются также в международных соглашениях, которые касаются преимущественно других аспектов межгосударственных отношений и регулируют экологические отношения частично применительно к отдельным сферам. Среди них можно назвать Генеральное соглашение о тарифах и торговле, Конвенцию ООН по морскому праву, Договор об Антарктике.

Международные договоры играют важную роль в правовом регулировании экологических отношений в стране. В соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Российская Федерация является участницей более 80 многосторонних экологических договоров, которые согласно упомянутой статье не только являются источниками экологического права, но и обладают верховенством по отношению к российскому законодательству. Международный договор может применяться прямо для регулирования экологических и иных отношений, в том числе для рассмотрения судами гражданских, уголовных или административных дел, за исключением случаев когда для его реализации требуется принятие внутригосударственного акта1.

Охрана атмосферного воздуха в рамках международных отношений развивается относительно недавно. Все международные соглашения в области охраны атмосферного воздуха касаются вопросов сокращения выбросов различных загрязняющих веществ, хотя такое сокращение рассматривается в качестве меры решения таких глобальных проблем, как:

кислотные дожди и связанная с этим деградация лесов, земель и имущества;

разрушение озонового слоя;

потепление климата.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, принятая в ответ на проблему кислотных дождей, разработана под эгидой ЕЭК ООН, подписана в ноябре 1979 г. и вступила в силу в марте 1983 г.

СССР ратифицировал Конвенцию в 1980 г. Конвенция направлена на решение проблемы отрицательного воздействия загрязнения воздуха в трансграничном контексте и предусматривает обязательства сторон поэтапно сокращать выбросы в определенном объеме.

Венская конвенция об охране озонового слоя подписана в 1985 г., вступила в силу в 1988 г. и в этом же году ратифицирована СССР. Принятие Конвенции связано с проблемой разрушения стратосферного озонового слоя Земли, расположенного в верхней части воздушной оболочки на высоте 10-20 км.

Рамочная конвенция ООН по изменению климата принята в мае 1992 г. в Нью-Йорке и открыта для подписания на Конференции в Рио. Она вступила в силу в 1994 г. и в этом же году ратифицирована Россией. Принятие Конвенции связано с проблемой потепления климата, причиной которого, по мнению ученых, является возрастающее скопление углекислого и других парниковые газов в верхних слоях атмосферы, приводящее к нарушению теплового обмена с космосом.

В связи с тем, что в сроки, установленные Конвенцией, обязательства не были выполнены, а также в целях создания стимулирующего механизма снижения выбросов в 1997 г. в г. Киото был принят Киотский протокол к Конвенции об изменении климата. Россия подписала Протокол в 1999 г. и ратифицировала его в ноябре 2004 г.

Охрана живой природы в международных отношениях обеспечивается множеством глобальных, региональных и двусторонних соглашений, которые нацелены на решение задач охраны:

биоразнообразия как меры поддержания баланса в живой природе в целом;

редких и исчезающих видов животных и растений;

мигрирующих видов животных, в том числе рыбных запасов;

среды обитания животных.

Будучи кодифицирующим документом, Конвенция о биоразнообразии занимает основное место среди международных соглашений об охране живой природы. Она принята в мае 1992 г., открыта для подписания на Конференции в Рио в июне 1992 г. и вступила в силу в декабре 1993 г. Россия ратифицировала Конвенцию в 1995 г. Это рамочная Конвенция, предоставляющая государствам-участникам право определять порядок исполнения ее положений. Объектом регулируемых отношений является биологическое разнообразие, т.е. разнообразие между живыми организмами, видами и экосистемами в региональном и глобальном масштабах; оно включает все живые организмы - полезные и неполезные, совместно обитающие в различных экосистемах.

В развитие Конвенции для более детального регулирования отношений по использованию генно-модифицированных организмов или живых измененных организмов (ЖИО) в терминологии Протокола, развитию биотехнологий, обеспечению охраны здоровья и биобезопасности в 2000 г. был принят Картахенский протокол. Протокол касается главным образом сельского хозяйства и животноводства, включая селекционную деятельность по разведению новых видов и их использование при производстве сельскохозяйственной продукции, и нацелен на обеспечение устойчивости сельского хозяйства, потребностей будущих поколений в продовольствии, регулирование международной торговли в этой области в сочетании с основной задачей по охране биоразнообразия.

Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), была принята в Вашингтоне в мае 1973 г. и в 1975 г. вступила в силу. Россия объявила о своей преемственности в 1992 г. Принятие СИТЕС вызвано обеспокоенностью мирового сообщества проблемой исчезновения видов живой природы под воздействием расширяющихся торговых отношений между государствами.

Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющая международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, предусматривает меры охраны среды обитания некоторых видов животных. Она была принята в г. Рамсаре (Иран) в 1971 г. и вступила в силу в 1975 г. СССР ратифицировал Конвенцию в 1976 г.

Охрана континентальных вод обеспечивается двумя многосторонними конвенциями, а также большим числом бассейновых соглашений по отдельным трансграничным рекам. Конвенция ЕЭК ООН о трансграничных водотоках и международных озерах принята в 1992 г. и вступила в силу в 1996 г. Россия ратифицировала Конвенцию в 1993 г. Конвенция нацелена на установление общих подходов и правовых механизмов по охране трансграничных рек и озер от загрязнения.

В 1997 г. на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Она считается рамочным международным соглашением и по сфере действия является глобальной, т.е. любые заинтересованные государства могут стать ее сторонами. Ее принятие связано со стремлением государств установить универсальные правила по хозяйственному использованию водных ресурсов трансграничных рек, таких как строительство гидротехнических сооружений, забор воды для ирригации, коммунального хозяйства, промышленности, и по распределению водных ресурсов между государствами нижнего и верхнего течения. В 1976 г. ЮНЕП утвердила Программу региональных морей, результатом которой стало заключение более 30 соглашений по отдельным морям. В 2003 г. в рамках этой программы заключено Соглашение по охране морской среды Каспийского моря.

Соглашения, регулирующие деятельность источников негативного экологического воздействия в трансграничном контексте. Наряду с мерами по установлению международно-правового ежима использования и охраны отдельных природных объектов достижение целей охраны окружающей среды в глобальном и региональных контекстах обеспечивается введением ограничений ля хозяйственной деятельности, связанной с производством и реализацией продукции и материалов, способных оказать негативное экологическое воздействие. За последнее время международное экологическое право активно пополняется нормами, обеспечивающими международный экологический контроль в этой сфере.

В качестве ответной меры на практику транспортировки и захоронения отходов из развитых государств в 1989 г. в г. Базеле 34 государства подписали Конвенцию о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением (Базельскую конвенцию). Конвенция вступила в силу в 1992 г. и ратифицирована Россией в январе 1995 г. Основной мерой контроля является порядок уведомления государством-экспортером о намерении вывезти со своей территории партию отходов и согласия государства-импортера принять эту партию для захоронения. При этом страны-экспортеры имеют право разрешить экспорт, только убедившись в наличии у страны-импортера соответствующих финансовых, технических, организационных условий безопасного обращения. В свою очередь, они обязаны принимать меры по снижению минимума производства отходов на своей территории.

В ответ на осознание мировым сообществом опасных последствий для здоровья людей и окружающей среды использования пестицидов и опасных химических веществ в 1998 г. была принята Роттердамская конвенция о процедуре предварительного информированного согласия на международную торговлю некоторыми опасными веществами и пестицидами. Конвенция вступила в силу в 2004 г. Россия в Конвенции не участвует. Конвенция определяет обязанности государств в области регулирования этой деятельности различным образом применительно к развитым странам, с одной стороны, и развивающимся странам, а также странам с переходной экономикой - с другой.

В 2001 г. была принята Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, вступившая в силу в 2004 г. Россия подписала Конвенцию 22 мая 2002 г., но пока ее не ратифицировала. Конвенция направлена на обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия ряда химических веществ, обладающих свойствами накапливаться в окружающей среде, тканях живых организмов и имеющих широкое географическое распространение. Перечень регулируемых химических веществ приведен в Приложениях к Конвенции. Конвенция регулирует хозяйственную деятельность предприятий металлургии, мусоросжигательных установок, целлюлозно-бумажной и цементной отраслей промышленности, отдельные производственные процессы, связанные с переработкой алюминия и цинка.

В 1991 г. под эгидой ЕЭК ООН в г. Эспу (Финляндия) была принята Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая вступила в силу в 1997 г. Россия подписала Конвенцию в 1991 г., но пока не ратифицировала. Конвенция распространяет на регион ЕЭК уже хорошо известную и применяемую в национальных юрисдикциях многими государствами процедуру предварительной оценки экологических последствий намечаемой хозяйственной деятельности.

Вопросы обеспечения экологической безопасности стали привлекать внимание на международном уровне в последние десятилетия XX столетия после нескольких крупных промышленных аварий на Европейском континенте и в других регионах и в связи с возникающей проблемой предупреждения таких событий и защиты интересов государств, которым причинен существенный ущерб в результате трансграничных последствий промышленных аварий. Меры и процедуры сотрудничества в этой области закреплены в Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г). Россия является Стороной Конвенции с 1993 г. Сферой регулирования Конвенции являются промышленные объекты, использующие опасные вещества, перечисленные в Приложении. Из нее исключены радиоактивные вещества и военные объекты. Конвенция пока не вступила в силу.

Международно-правовая охрана экологических прав граждан. Особое место в системе экологических соглашений занимает Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам, которая была принята в 1998 г. в г. Орхусе (Дания) (Орхусская конвенция) на IV Конференции министров охраны окружающей среды под названием "Окружающая среда для Европы". В октябре 2001 г. она вступила в силу. Россия не участвует в Конвенции. Конвенция в форме обязательного акта закрепляет фундаментальные экологические права, распространяя их как на граждан, так и на юридические лица. Эти права ранее были провозглашены в виде принципов международного права. Учитывая, что охрана окружающей среды признается жизненно важным интересом людей, а также в целях поддержания устойчивого развития Конвенция возлагает обязанность на государства-участники предоставить возможность общественности получать информацию о состоянии окружающей среды, участвовать в таких административных процедурах, как ОВОС, выдача разрешений и др., а также иметь право требовать в судебном порядке компенсации причиненного вреда и обжаловать вынесенные государственные решения. В основу правовой схемы положен принцип равного права общественности, означающий, что этими правами должны обладать в равной, недикриминационной степени как общественность государства, осуществляющего ту или иную экологически значимую хозяйственную деятельность, так и общественность других заинтересованных государств по отношению к этой деятельности.

В настоящее время в системе международных экологических соглашений внимание уделяется обеспечению вступления в силу уже принятых соглашений, повышению эффективности их исполнения, включая меры международной юридической ответственности за экологические правонарушения. Среди новых документов такого характера, многие из которых ожидают вступления в силу, можно назвать принятые Киевской конференцией министров охраны окружающей среды в мае 2003 г. Протокол о стратегической оценке воздействия на окружающую среду к Конвенции по ОВОС в трансграничном контексте Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на международные водотоки, к Конвенции о международных водотоках; Протокол о реестре выбросов и переносе загрязняющих веществ к Орхусской конвенции. В число последних международных актов входят также принятая в г. Роттердаме в 1998 г. Конвенция о процедуре Предварительного информированного согласия на международную торговлю некоторыми опасными химическими веществами и пестицидами, Конвенция о стойких органических загрязнителях, принятая в Стокгольме в мае 2001 г., и принятый в 1999 г. Протокол к Базельской конвенции об ответственности и компенсации.

Заключение

Регулирование экологических отношений между государствами и другими субъектами международного права пока характеризуется довольно высокой степенью фрагментарности и отсутствием системного подхода. В этой области пока нет единого кодифицирующего акта, хотя попытки по его подготовке предпринимаются. В нормотворческой деятельности доминирует пообъектный подход, когда принимаются соглашения, направленные на охрану и использование отдельных природных объектов - животного мира, вод, атмосферного воздуха и др. В некоторых случаях пообъектное регулирование уже достигло высокого уровня развития. Особенно это касается охраны животного мира, где проведена кодификация в рамках Конвенции ООН о биоразнообразии. За последнее время принят ряд соглашений, направленных на комплексное решение отдельных экологических проблем, например проблемы опасных отходов, а также устанавливающих требования для источников экологически вредной деятельности.

Список использованных источников

1. Законодательство и официальные документы

1.1 "Об охране окружающей среды": Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2008 г) // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст.133.

1.2 Конституция РФ. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

1.3 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред.В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002.

1.4 Европейская конвенция о защите животных при международной перевозке от 13 декабря 1968 г. // Конвенции Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 2000.

1.5 Декларация РИО об окружающей среде и развитии от 14 июня 1992 г. // Международное право в документа/ Сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - М.: ИНФРА-М, 1997.

2. Общая и специальная литература

2.1 Бобылев А.И. Проблемы развития экологического аграрного, земельного законодательства в субъектах РФ // Государство и право. - 1997. - № 7. - С.88.

2.2 Веденин Н.Н. Экологическое право. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

2.3 Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. - М.: Юристъ, 2002.

2.4 Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

2.5 Экологическое право. Учебник / Отв. ред. Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. .№ 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»