Особенности средневековой и современной философии

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Контрольная работа

по философии

Содержание

1. Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является антропоцентризм?

2. Каковы доминирующим аспектом возрожденческой философии?

3. В каком смысле происходит интеграция философии Запада и Востока?

4. В чем особенности образного и абстрактного мышления?

5. В чем состоит смысл реализуемого в компьютерной культуре изоморфизма?

6. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики

7. В чем причины повышенного внимания философии XX века к проблеме языка?

8. Наука и основные стадии ее исторического развития?

Литература

1. Почему доминирующим аспектом возрожденческой философии является антропоцентризм?

Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека. А Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-политическому укладу средних веков, основывавшемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразие, его творческая активность. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или Ренессанса. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.

Итогом античной философии был неоплатонизм с его квартой: Единое - Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Это - безличный неоплатонизм, в котором еще нет четкого деления на субъект и природу. В средневековой философии античный неоплатонизм подвергся существенной трансформации: на место Единого - Блага был поставлен Бог, в соответствии с этим стали понимать содержание Мирового Ума (Христа), Мировой Души (Святого Духа), Космоса (вообще всего природного). В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм, в средневековом мировоззрении доминируют теоцентризм и монотеизм. При переходе от античности к средневековью произошел довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать еще один шаг на встречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек (антропос). Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения с максимальной решимостью, которая вообще часто характерна для новаторов.

Возрожденческие философы по-прежнему использовали неоплатоническую схему, методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.

В эпоху Возрождения мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его творчество и красота, его самоутверждение. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимально использовать преимущества, как античного, так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности, что предохраняет от вульгарного материализма.

Итак, основной принцип возрожденческой философии - это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений.

2. Каковы философские основания юридического мировоззрения нового времени?

Европейская философия XVII в. поставила в центр своей системы ценностей мыслящего субъекта. Такой обязывающий в философском отношении шаг не мог не привести к существенному пересмотру всей совокупности воззрений на роль личности, общества, государства, религии.

Для передовых философов того времени стала нормой опора на понятие естественного права каждого человека, дополняемого понятием общественного договора. Тому и другому стремились дать глубокое рационалистическое объяснение на путях защиты и развития юридического мировоззрения во всей его возможной чистоте. В отличие от своих античных средневековых коллег правоведы Нового времени стремились защитить права каждой личности, в юридическом отношении все люди признавались равноправными. Совершенно непонятная для юристов старых школ новая идея состояла в желании установить "равенство без уравнивания". Юридическое равенство состоит в равенстве возможностей разных личностей. Правоведы, реализуя новый стиль философского мышления, настаивали на подчинение всех людей одним и тем же юридическим законам при естественном несходстве разных индивидов.

Английский философ Томас Гоббс широко известен как защитник концепции общественного договора, без которого люди в силу своей естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию. Наиболее полное выражение новые юридические возможности нашли в трудах Джона Локка, автора конституции Северной Каролины.

Свои рассуждения Локк начинает с рассмотрения изолированных индивидов, ищущих частной выгоды. Личность от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу и на собственность. Тройственная правовая формула Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции. Самому Локку не составило труда показать, что все три права взаимосвязаны друг с другом и взаимоопределяют друг друга.

Основные права гражданина и человека не могут быть обеспечены без терпимости друг к другу, ибо терпимость есть теоретически осознанный всеобщий смысл права. Локковская концепция права ставит во главу угла уважение и соблюдение гражданской самостоятельности индивида, уважение к конституции, мощному оружию социального прогресса. Итак, новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мировоззрения.

3. В каком смысле происходит интеграция философии Запада и Востока?

Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Хотя различия между Восточной и Западной философией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной философией. Нет "единого духа" западной или восточной философии, который определялся бы характером соответствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуитивна, нацелена на эстетико-этическую просвещенность. Но детальное сопоставление философских воззрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные различия имеют не регионально ограниченный, а универсальный характер. Так, мистик - это универсальная фигура. В средневековой философии и ее современных модернизациях мистики сколько угодно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В тоже время индийские и китайские философы много занимались изучением логических вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим коллегам с Запада. В философском отношении Запад интересен Востоку, а Восток Западу. Былой обособленности нет больше места. В своем единстве они призваны сформулировать планетарное философское мышление будущего.

Для индуса характерен интерес, как к человеку, так и к целостности мира. Многие индусы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом. Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органично связанна сосредоточенность индусов, которая так же признается одним из необходимых достоинств человека. Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удовольствий. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояний нирваны. Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догматизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равнодушии к этики. Эти обвинения немногого стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская философия достойно выполняет свое назначение - направляет деятельность своих почитателей.

Главный интерес китайской философии - это отношение между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Возраст китайской философии тот же что и у индийской - более двух с половиной тысяч лет. Китайские философы пристальное внимание уделяли единству мира, в этой связи вводилась представление тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее, по сравнению с западной и индийской философией они приглушены. Соблюдать дао - это означает, по Конфуцию, быть не низменным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь - человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим; джи - мудрость, интеллект; и - следование этики справедливости, долга, честности; ли - послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо - покорность воле родителей.

Конфуций видел осуществление своей программы в умело организованном процессе образования и воспитание молодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Сократа на Западе.

4. В чем особенности образного и абстрактного мышления?

Можно выделить следующие черты, отличающие способность к абстрактному мышлению от чувственно-сенситивного отражения действительности:

способность к отражению общего в предметах; при сенситивном отражении в отдельных предметах не дифференцируются общие и единичные признаки; они не разделены, слиты в единый гомогенный образ;

способность к отражению существенного в предметах;

способность к конструированию на основе познания сущности предметов понятий - идей, подлежащих опредмечиванию;

опосредованное познание действительности - как через посредство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений и умозаключений.

Все эти моменты есть не что иное, как проявления способности к созданию абстракций.

Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важная особенность образного мышления - установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств.

5. В чем состоит смысл реализуемого в компьютерной культуре изоморфизма?

В настоящее время наиболее развитые страны функционируют в качестве информационных обществ. В таких обществах социально-экономические успехи зависят в первую очередь от производства, переработки, хранения, распространения среди членов общества информации.

Одной из необходимых баз информатизации общества выступает развитой изоморфизм. Изоморфизм - это соответствие между объектами и процессами различной природы.

Становлению информационной технологии предшествовал целый ряд успехов по развитию идеи изоморфизма. Были найдены параллели изоморфного типа между разделами математики, между математикой и логикой, между логикой и языкознанием, между мозговым процессом и языком, между системами алгебры и логики и техническими системами. Информационная технология выступает как система изоморфизмов, простирающаяся от интеллектуальной деятельности человека до намагничиваний и размагничиваний в элементах ЭВМ. Сам факт изоморфизма часто вызывает изумление, кажется невозможным его существование. Между тем изоморфизм существует. В нашем мире достаточно много изоморфных связей. Лишь в своей природной основе они имеют естественный характер, чаще же они являются своеобразными следствиями культивирования человеком своей символической деятельности. Зачем человеку считать самому, если он может поручить это машине, что позволит ему сэкономить главный ресурс своего будущего - время. ЭВМ считает для человека, она делает то же, что и он, но в символическом виде.

6. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики

Термин греческого происхождения dialectike означает искусство выяснения истины в столкновении противоположных мнений. Речь идет о том, что там, где имеется много слов и смыслов, противоречащих друг другу, необходимо придти к одному смыслу, истинному, который уже ни чему не противоречит. Диалектика в отличии от диалога и диспута предполагает непременно философскую утонченность, использование определенных методов. Но если диалектика оперирует противоречивыми мнениями, то означает ли что и бытие во всех его видах противоречиво. По этому поводу существует два широко распространенных мнения. Согласно первому из них, диалектический спор для того и ведется, чтобы преодолеть противоречивость суждений. Второе мнение состоит в том, что после несуразиц и достижения истины выясняется, что противоречивость органичная черта всех видов бытия. Диалектический материалист Энгельс считал: субъективная диалектика относится к миру идей (понятий), а объективная диалектика имеет дело с материальными явлениями.

Намного более развитая форма материализма, чем антропология Фейербаха, является диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Молодой Маркс упрекал Фейербаха в непонимании конкретно-общественной природы человека и вообще роли практики, особенно революционной практики как основы и критерия истины. Вместе с тем Маркс вполне справедливо рассматривает практику как критерий истины. Если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то тем самым их правомерность ставиться под сомнение. Вопрос о практике как критерии истины был глубоко продуман диалектическими материалистами. Что касается Гегелевской диалектики, то она диалектическими материалистами переносится непосредственно в сферу материального. Энгельс говорил об объективной диалектике и субъективной диалектике. Субъективная диалектика лишь отображает объективную. Что касается набора диалектических категорий и законов, то он почти без изменений был перенесен из философии Гегеля в философию диалектического материализма.

7. В чем причины повышенного внимания философии XX века к проблеме языка?

Язык, труд, культура - все это формы символического бытия человека, они доступны не только своим творцам, но и всем тем, кто понимает их смысл. По мере исторического развития человек существенно наращивал масштабы своей символической деятельности, так что ныне в пору говорить о символическом мире человека, его второй, неприродной родине (первая - это психика человека). Ближайшая задача философского анализа символического мира человека - язык. Энциклопедия дает самые различные определения языка. Язык рассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средство общения и сохранения информации, как система знаков, как устная и письменная речевая деятельность. Язык есть символическое выражение в звуке и письме жизни человека.

Для философов античности одной из важнейших проблем был вопрос о соотношении имени и именуемой реальности. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произвольно, а по природе. Что это значит? Для Платона имя, прежде всего, подражает сущности. Стоики полагали, что в языке человек подражает окружающему миру. Эпикурейцы предположили, что язык возник на основе не произвольного выражения эмоций в звуке. Демокрит считал язык формой общественного договора. Античные философы прекрасно понимали, что есть связь между словом, образом, которое оно выражает, и объектом.

Христианские богословы считали, что способность языка дарована человеку Богом.

В Новое время, в соответствии с общей установкой на мышление как сущность человеческого бытия, язык подвергают проясняющему его содержание логическому анализу. Язык выражает понятие, и он сам является средством мышления. Теперь уже весьма редко считают, что звучание слова должно иметь что-то общее с его предметным значением. Слова рассматриваются как знаки предметов или их психических образов.

В начале XIX в. философия языка разрабатывается немецким философом и лингвистом В. Гумбольдтом. Язык понимается им как непрерывное духовное творчество. По отношению к субъекту язык обладает самостоятельностью. Значительно позже, в середине XX в. мысль о самостоятельности языка выразиться в парадоксальной формулировке: не человек говорит, а язык говорит человеку. Для Э. Кассирера язык есть символическая форма саморазвертывания духа, но в качестве таковой он отличается от духа и выступает как самостоятельное бытие. Идея о различии языка и психики получит в последствии многочисленные подтверждения. На интуитивном уровне она фиксируется выражениями типа: "знаю, но не могу выразить". В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции. В античности и средневековье доминирует первая из них - философия имени. Она тесно сопряжена с корреспондентной концепцией истины. Вторая концепция философии языка, получила детальную разработку в трудах Рассела и Карнапа. Вещь понимается как совокупность признаков. Языковое выражение, обозначающее признак называют предикатом. На ряду с корреспондентной используется когерентная концепция истинности. Философия языка выступает теперь философией предиката, философией высказываний, обладающих функцией истинности. Третья концепция языка учитывает прагматическую концепцию истинности. Мы имеем дело с философией ценностных установок, в одних случаях они имеют сугубо личностный, а в других - общественный характер.

Язык обладает обозначающей функцией, его слова, и предложения часто обозначают определенный предмет или процесс. Но реализацию этой функции не стоит упрощать. Человек не способен напрямую простым кавалерийским наскоком обозначать предметы. Слово - это результат внутренней жизни человека; что именно оно обозначает, выясняется постепенно. Но в предметно-процессуальном мире все переплетено, поэтому то, что обозначается словом, оказывается многозначным, а само слово соответственно полиморфным. Язык есть выражение, символизация внутренней, духовной жизни человека. Это опять же верно, но и эту черту языка не следует понимать упрощенно. Для каждого человека язык уже предзадан обществом, и оно диктует условия реализации акта говорения или написания. Говорение есть обращение субъекта к другим субъектам, они то и определяют условия говорения писания, в форме принятого данным сообществом языка. Для субъекта язык задан как априорная структура, которой он волен, распорядиться, но отменить ее он не может. Таким образом, язык есть символизация внутреннего духовного мира людей в особой форме - индивидуально-общественной. Язык обладает общественной природой. Это означает одно: каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Еще одна тема философии языка - это его живость, жизненность. Естественный язык символизирует все стороны духовной жизни человека, от чувственно-познавательных до чувственно-эмоциональных, от мыслительных до эйдетических. Богатство, разнообразие языка есть прямое продолжение богатства психологической жизни человека. Одна из важнейших функций естественного языка - коммуникативная. Языковая коммуникация предполагает установление контакта между лицами, побуждением говорящим своего партнера к слушанию, способность взаимопонимания. Как известно, процесс языковой коммуникации весьма сложен. В одних случаях люди понимают друг друга с полуслова, в других - понимание наступает после диалога, "взаимной притирки". Языковое понимание требует согласованности языка говорящего и языка слушающего. Наряду с естественными есть искусственные языки, созданные людьми для решения определенных задач. К ним относятся языки науки, машинные языки, жаргоны, эсперанто. Язык явился гениальным изобретением человечества: оказывается, можно извлекать и перерабатывать информацию о предметах, оперируя непосредственно не с ними, а с их знаками. Так началась грандиозная революция, которая приобретает все больший размах. Знаки оказались весьма удобны для их использования в общении, познавательной деятельности, в науке. Знаки обладают обобщенным характером, они могут использоваться различными людьми в различных ситуациях. Использование формализованных языков позволяет получать информацию в компактной форме и эффективно экономить время. Одно из главных направлений развитие современного человека связанно с его знаково-символической деятельностью. Это обстоятельство объясняет, почему современная философия по необходимости является лингвистической философией. Философию часто характеризуют в качестве формы сознания. Но философия - это еще и язык, форма языковой деятельности. Язык философии имеет дело с наиболее общими чертами мироздания; особенное и единичное удобно рассматривать с позиций общего. Философия есть метаязык по отношению как к физике и математике, так и к логике и математике. Но язык философии тоже может быть, подвергнут исследованию, например с позиции языка логики. В таком случае логика играет роль метаязыка, а философия - исследуемого языка. В науке существует что-то вроде закона оборачивания языков: каждый язык смотрится в зеркало другого. В оборачивании языков активное участие принимают естественные языки. Язык философии - это метаязык максимальной общности, его вынуждены использовать все образованные люди.

8. Наука и основные стадии ее исторического развития?

Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справиться, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельностью. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие практические действия.

Взаимоотношение науки и философии имеет длительную историю. В античности различие между ними еще не было выявлено в должной степени, любовь к мудрости понималась как любовь к науке. В средние века в основном ситуация оставалась прежней; новизна же состояла в том, что и философия, и наука оказались под прессом теологии, им было не до взаимных претензий. В новое время, особенно благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки стали считать частью философии. Не редко философию рассматривали как науку обо всех науках, наукоучение. В новейшее время авторитет наук быстро возрастает, они довольно успешно отвоевывают у философии одну сферу человеческих интересов за другой. Дело доходит порой даже до отрицания научного характера философии.

Как бы то ни было, во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку, дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний, первоначально были выработаны в философии. Причем в самой философии так же стремились, и не без успеха, им следовать. Именно это обстоятельство позволило многим философам, в т. ч. Гегелю, Гуссерлю, Куайну, считать философию наукой.

Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Эвклида тому свидетельство. Но длительное время научное знание пребывало в эмбриональном состоянии. Становление развитой науки требовало постоянной опоры на факты, широкой распространенности, последовательной рационализации, доминирования соответствующего менталитета. Всего этого не было в должном объеме ни в эпоху античности, ни в эпоху средневековья. Ситуация кардинальным образом изменилась к XVI-XVII вв. Именно в Новое время форма мышления и в целом менталитета человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей. В новое время наука стала важнейшим фактором жизни. Без науки, без ньютоновской механики в особенности, становление индустриального общества вряд ли могло состояться.

Естественно, многие науки появились уже позже XVII в., таковы, например, социология, генетика, кибернетика. В наши дни наука имеет весьма разветвленную дисциплинарную структуру, в которую входят философские, логико-математические, естественнонаучные и гуманитарные науки. Современная наука стала важнейшим фактором формирования духовного мира человека, культуры и практики общества.

Литература

    П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. - М. "Проспект", 1999.