Особенности создания акционерных обществ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Гражданское право"

Наименование темы работы: "Особенности создания акционерных обществ"

Выполнил:

Научный руководитель:

Преподаватель

Санкина С.С.

Дата представления работы

"____" ______________ 2007 г.

МОСКВА 2007

Содержание

Введение

Глава I. Общие положения об акционерных обществах

1. История возникновения и развития института акционерных обществ

2. Понятие и сущность института акционерного общества

3. Виды акционерных обществ

4. Устав - учредительный документ акционерного общества

5. Органы управления в акционерных обществах

Глава II. Правовое регулирование создания акционерных обществ

1. Создание акционерных обществ путем учреждения

2. Создание акционерных обществ путем реорганизации

3. Создание акционерных обществ путем приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий

Заключение

Литература

Введение

В условиях перехода к рыночной экономике одним из магистральных путей ее преобразования признается широкомасштабное акционирование, т. е создание акционерных обществ, которые должны выступать одними из наиболее эффективных способов концентрации свободных ресурсов. Вследствие этого возникла потребность в правовом регулировании данных предпринимательских образований, появилась необходимость создания нового законодательства. Однако, если западные страны создавали и "шлифовали" акционерное законодательство десятилетиями, то в России его нужно было создать за считанные годы. Необходимо отдать должное нашим законодателям, которые сумели создать такое огромное количество актов за столь малый период, но нельзя оставить без внимания и тот факт, что многие акты имеют существенные недочеты и часто их практическое применение не совсем соответствует теоретическому назначению. Поиски наиболее оптимальных моделей создания и деятельности акционерных обществ методом проб и ошибок продолжаются до сих пор.

Не секрет, что акционерные общества являются одним из самых популярных видов юридических лиц среди предпринимателей и граждан. Однако, выбрав такую организационно-правовую форму, учредители сталкиваются с массой трудностей, возникающих при создании акционерных обществ. Действительно, процесс создания общества имеет массу тонкостей и "подводных камней". Последние факторы уменьшают эффективность использования акционерных обществ в России, поскольку далеко не всем удается создать акционерное общество в соответствии с нормами законодательства. Данная работа посвящена анализу одного из важнейших институтов гражданского права - акционерного общества, а именно особенностям создания этих организаций в отечественном правопорядке. Следует отметить, что проблемы создания акционерных обществ рассматривались и ранее многими российскими, а также иностранными учеными. Значительный вклад в изучение рассматриваемого правового явления внесли дореволюционные ученые Шершеневич Г.Ф., Каминка А.И. и современные ученые Кашанина Т.В., Могилевский С.Д., Тихомиров М.Ю., и другие. В свете сложности особенностей создания акционерных обществ единого мнения на данный вопрос научная мысль не достигла, каждый видит ее по-своему.

Настоящая работа преследует собой следующие цели и задачи: обобщить и систематизировать имеющиеся взгляды на данную тему, отразить собственное видение вопроса и рассмотреть пути решения некоторых существующих проблем, возникающих при создании акционерных обществ. В курсовой работе в общих чертах будет рассмотрен институт акционерных обществ. При этом основное внимание будет уделено особенностям процесса создания обществ, его формам, а также отдельным практическим проблемам, связанных с учреждением акционерных обществ в России.

Глава I. Общие положения об акционерных обществах

1. История возникновения и развития института акционерных обществ

Научные исследования в области права, как правило, начинаются с исторического анализа той или иной проблемы в мировой и отечественной теории и практике. Это позволяет наиболее глубоко, полно и точно разобраться в сути проблемы, ее эволюции и современном значении.

Большинство историков и юристов, занимавшихся и занимающихся изучением истории акционерных обществ, обращаются к правовой системе древнего Рима. Однако в то время объективной необходимости появления правовых форм и конструкций, аналогичных акционерным обществам не существовало, поскольку для осуществления обычных в то время деловых предприятий достаточно было капиталов, сосредоточенных в руках отдельных лиц. Поэтому обычной формой ведения коммерческих дел того времени стало заключение договоров товарищества, основанных на личных взаимоотношениях и взаимовыручке, в соответствии с которыми лица объединялись для достижения общей хозяйственной цели, участвуя в товариществе имуществом или личной деятельностью. 1

На определенном историческом этапе развития Римского государства все-таки "появляются особые общества (ассоциации) с устойчивой внутренней структурой, вступавшие в договорные отношения с казной". 2 Данные общества были построены на акционерных принципах: общее собрание, как высший орган, на котором присутствие всех участников не является обязательным; существование особого исполнительного органа; наличие учредителей, как особой группы участников; преобладающее влияние капитала на деятельность товарищества и другие. Участие в обществе ограничивалось внесением определенной доли, которая переходила по наследству и могла передаваться между участниками.

Весомый вклад в становление акционерных обществ внесла эпоха средневековья. Для этой эпохи характерно создание торговых гильдий по предмету деятельности купцов. Как и в Древнем Риме, они временно объединяли средства для достижения более крупной хозяйственной цели и ограничения риска отдельных купцов. В эпоху средневековья формируются основы торгового и истоки акционерного права. Появляется особая форма организации, созданная для осуществления морских путешествий, - "морские товарищества". 3

Морские товарищества образовывались в результате объявления учредителем (патроном) размеров снаряжаемого корабля и приглашения желающих участвовать в качестве товарищей предприятия. Размер (стоимость) корабля делился на доли, приобретавшиеся другими участниками. Участники в результате объединения совместных взносов приобретали (покупали) корабль. Все дополнительные взносы были добровольными и осуществлялись только с согласия участников. "Корабль должен платить" - наиболее часто встречающееся выражение законов того времени, - обращает внимание А.И. Каминка. 4

Общепризнанными предшественниками и прототипами современных акционерных обществ следует признать Английскую Ост-индскую (1600г) и Голландскую Ост-индскую (1602г) компании. Однако в качестве первого акционерного общества, как правило, называют Генуэзский банк, учреждённый в 1345 году (по другим данным - в 1371). Капитал банка делился на 20400 равных долей, которые были отчуждаемы. Основными органами управления являлись общее собрание и правление; они были избираемыми.

Российскому законодательству понятие "акционерная компания" было известны с XVIII в., однако только в начале XIX в. принцип ограничения ответственности акционеров по делам компании получил отражение в законах общего характера (1 августа 1805г. был издан указ Александра I). На первом месте, как по числу, так и по времени возникновения находились крупные предприятия, обслуживающие общие нужды народного хозяйства. В большинстве случаев акционерные компании возникали для организации новых предприятий.

Последнее десятилетие XIX века было периодом невиданного в России усиления темпов акционерного учредительства, которое явилось составной частью и одним из проявлений общеэкономического подъема. Важнейшей особенностью акционерного учредительства конца XIX века стала его усилившаяся связь с фондовой биржей и коммерческими банками, которые сыграли важную роль в привлечении свободных капиталов в акционерное дело. К ноябрю 1917 года фактически действовали в России (с учетом ликвидации и сокращения капитала в годы войны) примерно 2850 торгово-промышленных акционерных компаний с номинальным капиталом 6040 млн. руб.

Декретом ВЦИК от 14 декабря 1917 г. все акционерные и другие коммерческие банки и учреждения, акционерные предприятия и общества были национализированы. Толчок развитию акционирования был дан в период НЭПа. Но, к началу 30-х гг. все акционерные общества были вновь преобразованы в государственные предприятия, а оставшиеся два (Банк внешней торговли СССР и Всесоюзное акционерное общество "Интурист") являлись акционерными лишь формально. За период с 30-х гг. до середины 80-х гг. прошлого века в СССР было создано лишь одно акционерное общество - Ингосстрах СССР, которое тоже было акционерным лишь на бумаге. 5

Развитие экономики и политические события середины 80-х гг. XX в. открыли новую историю акционерных обществ и акционерного права в России. Многие предприятия прошли процедуру приватизации путем акционирования. Акции распространялись только среди членов трудовых коллективов и не меняли статуса предприятий. Условия и порядок распространения акций среди предприятий имели существенные отличия.

Чтобы упорядочить стихийную практику выпуска предприятиями и организациями ценных бумаг, были приняты ряд мер. Совет Министров СССР 14 октября 1988г. принял постановление "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг", в котором закреплялся статус так называемых акций трудового коллектива и разрешался выпуск "акций предприятий и организаций", предназначенных для размещения среди юридических лиц. Постановлением Совета Министров СССР "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах", которое было принято 19 июня 1990г. предусматривалась возможность создания акционерных обществ и выпуска ими акций, которые могли распространяться как среди юридических, так и среди физических лиц. За год с небольшим, прошедшим после выхода указанного постановления (по состоянию на 26 сентября 1991 г) в Единый государственный реестр акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью Министерства финансов СССР было внесено 1432 общества, из которых 402 были основаны на акционерной форме собственности. Суммарный уставный фонд акционерных обществ составил 23906,2 тыс. рублей. 6

В середине 90-х гг. прошлого века были приняты Гражданский кодекс РФ (1993 г), Федеральный закон "Об акционерных обществах" (1995 г), Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (1996 г) и другие. Сегодня законодательство, регулирующее вопросы создания, функционирования и ликвидации акционерных обществ, находится в процессе совершенствования и изменения. Это обусловлено изменениями социально-экономических условий деятельности самих акционерных обществ, их саморазвитием, усложнением механизмов их управления и государственного регулирования. Система правового регулирования в области акционерного права нуждается в дальнейшей теоретической и законодательной разработке.

2. Понятие и сущность института акционерного общества

Исходя из положений ст.66 и 96 ГК РФ акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. 7 В соответствии со ст.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. 8

Экономическую основу создаваемого акционерного общества составляет его уставный капитал, который делится на акции. Он определяется как минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Акции - непременный атрибут акционерного общества. Следует отметить, что акционерное общество является формой хозяйственного общества, вследствие чего данная правовая конструкция неприменима к некоммерческим организациям. Акционерное общество - объединение, в котором учредители, акционеры, участники не обязаны лично трудиться. Зачастую акции приобретаются не столько с целью получения в будущем дивидендов, сколько в целях помещения свободного капитала в надежде на быстрое повышение биржевой цены акций и их продажу по цене, превышающей цену приобретения. 9

Участниками или учредителями акционерного общества могут быть любые лица за изъятиями, предусмотренными п.4 ст.66 ГК (государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать от своего имени учредителями акционерных обществ). Акционерное общество может быть учреждено и одним лицом, становясь тем самым "компанией одного лица". Оно лишь не может иметь в качестве единственного учредителя или участника другую "компанию одного лица".

Можно выделить следующие признаки, характерные для акционерного общества:

Во-первых, участники акционерного общества - акционеры не отвечают по обязательствам общества, а несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Во-вторых, акционеры свободно отчуждают принадлежащие им акции. Поскольку во многих случаях современные акционерные общества не выпускают свои акции в виде отдельных документов, а используют "бездокументарную" форму их эмиссии, единственным способом подтверждения прав акционера становится получение выписки из реестра акционеров. В реестре акционеров должны фиксироваться и все сделки акционеров по отчуждению (приобретению) акций общества.

В-третьих, признаком акционерного общества является отделение собственности от управления, что означает наличие органов управления, обособленных, как правило, от самих акционеров. Управление в акционерном обществе осуществляется довольно сложной системой органов. К ним относятся общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган акционерного общества. Не исключена возможность создания и других органов, компетенция которых определяется в уставе.

Наконец, в-четвертых, акционерное общество существует независимо от состава участников. 10 При выходе из общества акционер не может потребовать от общества никаких выплат или выдач, причитающихся на его долю, - он получает компенсацию за отчуждаемые акции лишь от своего контрагента-приобретателя. Таким образом, акционерное общество гарантировано от уменьшения своего имущества вследствие выхода из него участников.

Акционерное общество основано на взаимодействии интересов трех групп: акционеров, органов управления и лиц, работающих в нем (наемных работников). Из этого следует, что ни одна из указанных групп не может иметь определяющего влияния в обществе. 11 Напротив, необходимо обеспечить целесообразное сочетание их интересов, при котором каждой группе отводится своя роль. Именно в этом случае данная организационно-правовая форма предпринимательства сможет принести максимальную прибыль.

3. Виды акционерных обществ

В российском праве акционерные общества разделяются на:

открытые акционерные общества;

закрытые акционерные общества. 12

Открытые акционерные общества вправе продавать свои акции, т.е. формировать уставный капитал, не только по закрытой подписке (среди заранее установленного круга лиц), но и путем открытой (публичной) подписки, т.е. свободной продажи акций всем желающим. Акционеры открытых обществ вправе и сами свободно отчуждать принадлежащие им акции, как другим акционерам, так и третьим лицам. Все это делает состав участников такого общества не только большим, но и весьма изменчивым. Это ведет к необходимости публичного ведения его дел. Последнее состоит в обязательной ежегодной открытой публикации для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков (подтвержденных независимым аудитом), а также другой информации. Содержащиеся в них сведения не могут составлять коммерческую тайну общества, так как его участником может стать любое лицо. Количественный состав таких открытых акционерных обществ не ограничен. Это - классические акционерные общества. Только открытыми могут быть общества, учредителями которых выступают Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий).

Закрытые акционерные общества могут распределять свои акции только между учредителями или иным заранее определенным кругом лиц. Такое общество не вправе проводить размещение акций посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Акционер общества, намеренный продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров общества и само общество с указанием цены и других условий продажи акций. В случае, если акционеры общества и (или) общество не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых для продажи, в течение двух месяцев со дня такого извещения, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, которые сообщены обществу и его акционерам. Предусмотренное законом преимущественное право приобретения акций закрытого акционерного общества не применяется в случаях их безвозмездного отчуждения акционером (по договору дарения) либо перехода акций в собственность другого лица в порядке универсального правопреемства (например, при наследовании акций). 13 По российскому законодательству закрытое общество не может состоять более чем из 50 участников. Если число акционеров закрытого акционерного общества будет больше указанного предела, общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив. Если этого не произойдет, то общество ликвидируется в судебном порядке.

Наличие в российском законодательстве такого типа акционерного общества, как закрытое, вызывает неоднозначную оценку специалистов. Например, В.А. Белов, автор одного из исследований правового статуса хозяйственных обществ, считает существование закрытых акционерных обществ в сегодняшней России не только бесполезным (излишним), но и вредным, порочащим юридическую конструкцию акционерного общества"14. Однако заимствованная российским законодательством из англосаксонского права конструкция закрытого акционерного общества прижилась в России. Закрытые акционерные общества возникли не только в результате приватизации государственных предприятий, но и в обычной предпринимательской практике. Многие инвесторы, в том числе иностранные, активно используют эту форму предпринимательской деятельности, извлекая из нее все преимущества, которые она предоставляет. 15

Таким образом, акционерное общество подразделяется на два вида: открытые и закрытые. Открытые акционерные общества вправе свободно распространять акции среди всех желающих путем открытой подписки, обязаны ежегодно публиковать для всеобщего обозрения годовой отчет и бухгалтерский баланс, количественный состав таких обществ не ограничен. Закрытые акционерные общества характеризуются распределением акций среди заранее определенного круга лиц, преимущественным правом акционеров по приобретению продаваемых акций, ограниченным числом участников. Так как открытые и закрытые акционерные общества являются разновидностями одной организационно - правовой формы, они не должны рассматриваться как разные виды коммерческих организаций.

4. Устав - учредительный документ акционерного общества

Согласно ч.1 ст.11 Закона об акционерных обществах, "устав общества является учредительным документом общества"16, и при том единственным. Никакие иные документы не могут считаться таковыми для акционерных обществ. Среди учредительных документов акционерных обществ часто называют учредительный договор. Однако это не так, поскольку ч.5 ст.9 Закона об акционерных обществах прямо указывает, что "договор о создании общества не является учредительным документом". 17 Требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами. Сделки, совершенная органом акционерного общества с превышением полномочий, закрепленных в уставе общества, может быть признана судом недействительной. 18 Устав акционерного общества утверждается общим собранием акционеров. Закон определяет сведения, обязательные для включения в устав, и те, которые могут быть в него внесены наряду с обязательными. В обязательном порядке устав должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное фирменные наименования общества; место нахождения общества; тип общества; количество, номинальную стоимость, категории акций и типы привилегированных акций; права акционеров - владельцев акций каждой категории; размер уставного капитала; структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров; сведения о филиалах и представительствах обществах и др.

Наряду с обязательными положениями, устав акционерного общества может содержать и дополнительные сведения, которые диспозитивно допускаются Законом или включаются в устав по желанию учредителей (участников). В частности, уставом общества могут быть установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру, право решающего голоса председателя совета директоров общества при принятии решений в случае равенства голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции общества и т.д.

Положения устава не должны противоречить законодательству. Такие несоответствия являются основанием для ликвидации акционерного общества. Внесение изменений и дополнений в устав общества осуществляется общим собранием акционеров. Все изменения и дополнения (как и принятие устава в новой редакции) в обязательном порядке подлежат государственной регистрации, после чего приобретают силу для третьих лиц.

С уставом связана правосубъектность общества: посредством него общество материализуется в гражданском обороте. Устав общества несет информационную и идентификационную функции. Можно сделать вывод, что устав акционерного общества имеет сложную правовую природу и относится к числу юридических актов особого рода (учредительных актов). Устав лежит в основании возникновения акционерного общества и определяет его дальнейшее существование. 19

5. Органы управления в акционерных обществах

В соответствии с Гражданским кодексом "юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы"20, поэтому вопрос о структуре и полномочиях органов управления в акционерном обществе является весьма актуальным. Российское акционерное законодательство, как уже отмечалось выше, закрепляет трехуровневую структуру управления акционерным обществом: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган акционерного общества.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Оно формируется из всех участников данного общества - владельцев акций. Общее собрание акционеров имеет исключительную компетенцию, определенную непосредственно Законом об акционерных обществах в ст.4821. Она включает вопросы изменения устава, реорганизации и ликвидации общества, избрания наблюдательного совета, исполнительного органа и ревизионной комиссии и досрочного прекращения их полномочий, утверждения годовых отчетов и балансов общества и распределения прибылей и убытков, совершения некоторых крупных сделок и др. Эти вопросы не могут быть переданы общим собранием на решение как исполнительного органа, так и совета директоров общества. Вместе с тем общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, прямо не отнесенным законом к его компетенции.

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Оно проводится в сроки, устанавливаемые уставом акционерного общества, но не ранее чем через два и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными. Внеочередное общее собрание акционеров проводится на основании требования совета директоров, ревизионной комиссии, аудитора общества, акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций. Собрание правомочно, если в нем приняли участие акционеры, в совокупности владеющие более половиной голосующих акций. Решение по вопросам, рассматриваемым на общем собрании акционеров, принимаются голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство акционеров - владельцев голосующих акций. По некоторым вопросам для принятия решения требуется три четверти голосов. Кроме того, решение общего собрания акционеров может быть принято без проведения собрания, т.е. путем заочного голосования. Такой порядок возможен при решения всех вопросов, кроме тех, которые указаны в ч.2 ст.50 Закона об акционерных обществах.

Руководство акционерным обществом в период между собраниями акционеров осуществляется советом директоров или наблюдательным советом (далее - совет директоров). Закон об акционерных обществах определяет совет директоров как орган акционерного общества, осуществляющий общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. 22 Если общество насчитывает менее 50 акционеров, то выполнение функций совета директоров может быть возложено на общее собрание акционеров.

Члены совета директоров общества избираются общим собранием акционеров кумулятивным голосованием (если уставом не предусмотрено иное) на срок до следующего общего годового собрания акционеров. Лица, избранные в состав совета директоров, могут переизбираться неограниченное число раз. Из числа членов совета директоров избирается председатель, который организует его работу, созывает заседания и т.д. Решения на заседаниях по общему правилу принимаются большинством голосов членов совета директоров, после чего заносится в протокол заседания. Заседание совета директоров правомочно при кворуме не менее половины от числа избранных членов совета директоров. Совет директоров общества имеет исключительную компетенцию, определяемую не только Законом об акционерных обществах в ст.65, но и уставом конкретного общества. В нее входят вопросы подготовки и созыва общего собрания, образования исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий, использования резервных и иных фондов общества, утверждения внутренних документов общества, дачи согласия на заключение некоторых сделок, рекомендаций по размеру дивиденда и порядка его выплаты и др. К компетенции совета директоров отнесено создание филиалов и открытие представительств общества. Устав акционерного общества может предусматривать наличие у совета директоров и дополнительных полномочий. Совет директоров подотчетен в своей деятельности общему собранию акционеров, поэтому наряду с годовым отчетом акционерам обычно представляется и отчет совета директоров.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией) общества. Единоличный орган должен быть у общества во всяком случае, а коллегиальный - в случаях, предусмотренных уставом конкретного общества. Если в акционерном обществе образован коллегиальный исполнительный орган, то функции его председателя исполняет единоличный исполнительный орган. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переданы наемному управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации - "управляющей компании"), с которым заключается соответствующий гражданско - правовой договор. По общему правилу вопросы образования исполнительного органа общества находятся в компетенции общего собрания акционеров (п.8 ч.1 ст.48 Закона об акционерных обществах). Исключение может быть установлено уставом в виде указания на то, что названные вопросы относятся к компетенции совета директоров.

Закон об акционерных обществах устанавливает: "к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров общества". 23 Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания и совета директоров. Таким образом, исполнительный орган общества обладает остаточной компетенцией.

На практике иногда возникают проблемы, связанные с определением размеров такой "остаточной компетенции", поскольку в Законе об акционерных обществах нет даже примерного перечня тех полномочий, которые должны закрепляться за исполнительным органом. Представляется нужным законодательно уточнить этот момент, дабы избавиться от трудностей определения полномочий исполнительных органов акционерных обществ в будущем.

Таким образом, для акционерных обществ характерна сложная трехзвенная система управления, которая предусматривает разграничение полномочий между общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом. Каждый элемент в этом перечне выполняет только собственные, определенные в уставе и внутреннем документе, функции. Четкое взаимодействие и соблюдение требований акционерного законодательства органами управления позволят максимизировать прибыль от деятельности акционерных обществ.

Глава II. Правовое регулирование создания акционерных обществ

1. Создание акционерных обществ путем учреждения

Согласно ст.8 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусматриваются два пути создания общества:

1) учреждение нового общества;

2) реорганизация существующего юридического. Проблема учреждения акционерного общества имеет несомненный теоретический и практический интерес и заслуживает тщательного исследования. Акционерное общество как субъект права возникает на основе сложного юридического состава. К числу юридических фактов, необходимых для его образования, относятся:

1) договор между учредителями, если количество учредителей более одного;

2) решение учредительного собрания (учредителя) о создании общества;

3) государственная регистрация общества регистрирующим органом.

Инициатива создания акционерного общества, разработка плана, составление проекта устава - все это падает на плечи учредителей (инициативной группы). В качестве таковых могут выступать как физические, так и юридические лица (если только хозяйственное общество-учредитель не состоит из одного лица). Инициативная группа, решившая создать общество, или организационный комитет, образованный его будущими участниками, проводит подготовительную работу, которая включает в себя: разработку необходимой для регистрации общества документации, аренду помещений, создание материальной базы общества и т.д.

Первым этапом работ оргкомитета является экономическое обоснование целесообразности создания общества. В этих целях оргкомитет разрабатывает особый документ. Его условно называют "бизнес-план", который затем обсуждается, при необходимости корректируется и после этого принимается собранием учредителей. Вторым этапом работы Оргкомитета является разработка учредительного договора и устава общества. Согласно п.5 ст.9 учредители общества заключают между собой письменный, так называемый учредительный, договор, определяющий: порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества; размер уставного капитала общества; категории и типы акций, их номинальную стоимость, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты; права и обязанности учредителей по созданию общества. Содержание письменного договора о создании общества может быть при необходимости дополнено и другими условиями, не противоречащими законодательству.

Далее следует разработка проекта устава. Он, как правило, составляется учредителями и может содержать положения, которые они сочтут нужным в нем отразить. Однако Закон определяет в п.3 ст.11 основные моменты содержания устава, причем соответствующие нормы носят императивный характер. Вместе с тем по многим обязательным позициям устава допускается многовариантный подход, что предоставляет учредителям право выбора лучшего с их точки зрения варианта. Положения по вопросам, не урегулированным в Законе, должны соответствовать основным принципам акционерного законодательства24.

После проведения всех подготовительных мероприятий по созданию общества созывается учредительное собрание, перед которым стоят три задачи: принять решение об учреждении общества, утвердить устав общества и избрать органы управления общества.

Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по этим трем вопросам, рассматриваемым учредительным собранием именно в указанной выше последовательности. Решение об учреждении общества, утверждении его устава, а также утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых каждым учредителем в качестве оплаты за акции общества, принимается учредителями единогласно, а избрание органов управления общества осуществляется учредителями общества большинством в три четверти голосов.

Следующий важный шаг - регистрация общества. В соответствии со ст.8 Федерального закона "Об акционерных обществах": "Акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации". 25 На основании постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004г. N 506 уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, стала Федеральная налоговая служба26. Документы для государственной регистрации создаваемого акционерного общества подаются в налоговую инспекцию по месту нахождения общества (по юридическому адресу). Многочисленные практические проблемы, вызванные указанным выше Законом, связаны с тем, что он ввел, по сути, явочный порядок регистрации юридических лиц (взамен существовавшего ранее явочно-нормативного), в результате чего регистрирующие органы не могут отказать в регистрации в случаях, когда поданные документы противоречат каким-либо положениям законодательства. Обязанность по проверке достоверности сведений, содержащихся в уставе, возложена теперь на учредителей акционерного общества. Так или иначе, государственная регистрация является завершающей стадией создания акционерного общества, моментом его юридического "рождения". По завершении регистрации налоговый орган выдает Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

После государственной регистрации начинается формирование капитала общества. Согласно ст.34 Закона об акционерных обществах акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. Не менее 50 процентов акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества.

Таким образом, правомерно выделение следующих стадий создания общества:

1) учреждение;

2) государственная регистрация. Общего названия стадиям учреждения и государственной регистрации акционерного общества в нормативных правовых актах до настоящего времени не дано. Целесообразно объединить указанные стадии под понятием "создание акционерного общества" и внести соответствующие изменения в законодательство. Введение указанного понятия позволит укоренить в сознании субъектов предпринимательской деятельности представление о том, что акционерные общества не просто регистрируются, а создаются27.

2. Создание акционерных обществ путем реорганизации

В процессе осуществления деятельности юридического лица может встать вопрос о необходимости оптимизации его организационной структуры для обеспечения более устойчивого существования на рынке. Подобные изменения могут быть вызваны намерением участников общества объединить свой бизнес с другими организациями, занимающимися реализацией аналогичных товаров и услуг, либо их стремлением разделить коммерческое предприятие, если разладились отношения. Помимо прочего, в силу определенных причин может возникнуть и желание изменить существующую организационно - правовую форму предприятия, сделав выбор в пользу акционерного общества.

Такие структурные изменения оформляются посредством проведения реорганизации. Основная цель реорганизации - обеспечение устойчивости гражданских правоотношений, т. е независимости от смены их субъектов, которая достигается переходом прав и обязанностей прекращающих свою деятельность юридических лиц к организациям - правопреемникам. 28

Законодательство устанавливает четыре способа создания акционерного общества путем реорганизации:

слияние;

разделение;

выделение;

преобразование.

1. Слиянием признается возникновение нового акционерного общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ, с прекращением последних. Акционерное общество может быть образовано слиянием только акционерных обществ. В иных случаях будет либо учреждение нового общества, либо преобразование. При слиянии акционерных обществ, права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему акционерному обществу.

Процедура начинается с того, что общества, участвующие в слиянии готовят проект договора о слиянии. В обязательном порядке данный договор должен содержать сведения, определенные п.3 ст.16 Закона об акционерных обществах.

Кроме того, договор о слиянии может содержать указание об аудиторе общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, о регистраторе создаваемого общества, указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему, другие положения, не противоречащие федеральным законам.

Для слияния каждое из обществ должно принять решение об этом. Данное решение может быть принято только общим собранием акционеров.

Совет директоров каждого общества, участвующего в слиянии, выносит на общее собрание своих акционеров вопросы о реорганизации в форме слияния, об избрании членов совета директоров создаваемого общества. Общие собрания принимают решения по вопросу о реорганизации в форме слияния (включающее в себя утверждение договора о слиянии, передаточного акта своего общества, и устава создаваемого общества), а также решения по вопросу об избрании членов совета директоров создаваемого общества в соответствующем количестве.

Слияние относится к договорному виду реорганизации, т.е. может быть проведено только по решению общего собрания акционеров акционерного общества; ни суд, ни какой-либо иной орган не вправе обязать те или иные организации провести слияние. 29

Однако воля сливающихся обществ в некоторых случаях не может быть реализована по решению государственного антимонопольного органа. При слиянии акционерных обществ, сумма активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч МРОТ, необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа, который в течение 30 дней с даты направления ходатайства о даче согласия на слияние сообщает о своем решении. 30 Соответственно при отсутствии такого согласия слияние является недействительным. Если сумма активов сливающихся акционерных обществ превышает 100 тысяч МРОТ, то антимонопольный орган должен быть уведомлен о реорганизации в форме слияния в течение 45 дней после государственной регистрации нового акционерного общества.

Процедура слияния завершается государственной регистрацией, при которой в Единый государственный реестр юридических лиц вносятся: запись о создании нового акционерного общества; записи о ликвидации обществ, которые слились. Тем самым окончательно юридически оформляется акционерного общества, созданного путем слияния.

В целом же следует отметить отсутствие должной законодательной проработки процедур слияния акционерных обществ, что в ряде случаев может вести к нарушению прав и интересов тех или иных участников общественных отношений и даже к намеренному злоупотреблению недобросовестными лицами "законодательными неточностями". 31

2. Разделением общества признается прекращение деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Акционерное общество может возникнуть в результате разделения другого акционерного общества. При разделении акционерного общества его права и обязанности переходят к вновь возникшим акционерным обществам в соответствии с разделительным балансом. Составление разделительного баланса требует особого внимания: в нем необходимо четко и взвешенно определить, какую часть активов получит каждое новое общество, и какие требования кредиторов разделяемого общества подлежат удовлетворению каждым новым обществом.

Совет директоров разделяемого общества готовит и выносит для решения общим собранием акционеров общества вопрос о реорганизации общества в форме разделения, а также вопрос об избрании совета директоров каждого создаваемого общества (если уставом создаваемого общества не предусматривается осуществление функций совета директоров общим собранием акционеров).

Решение о разделении общества должно содержать:

1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем разделения;

2) порядок и условия разделения;

3) порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции каждого создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;

4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре каждого создаваемого общества;

5) список членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества, если уставом соответствующего создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;

6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества;

7) указание об утверждении разделительного баланса с приложением разделительного баланса;

8) указание об утверждении устава каждого создаваемого общества с приложением устава каждого создаваемого общества;

9) наименование, сведения о месте нахождения регистратора каждого создаваемого общества, если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров этого общества должно осуществляться регистратором.

Кроме того, решение о реорганизации в форме разделения может содержать указание об аудиторе общества, о регистраторе создаваемого общества, указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему, иные положения, не противоречащие федеральным законам.

Избрание совета директоров создаваемого общества, осуществляется акционерами, среди которых должны быть размещены обыкновенные и привилегированные акции создаваемого общества. Заметим, что в ст.18 Закона об акционерных обществах ничего не говорится о процедуре распределения акционеров разделяемого общества между вновь образуемыми. Не намечен даже ее контур. Пока ясно одно, что акционеры, сделавшие свой выбор, проголосовав за разделение общества, также сделают свой выбор, войдя в состав акционеров одного из вновь создаваемых обществ.

Однако они могут сделать и иной выбор, желая стать акционерами нескольких таких обществ. Как быть в этом случае, как это сделать? Ответа на этот и другие вопросы, возникающие по поводу процедуры распределения акций среди акционеров разделенного общества, нет. Согласно абз.2 п.3 ст.18 Закона об акционерных обществах, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие ему те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества. Существует правило (п.1 ст.75 Закона об акционерных обществах), согласно которому акционеры-владельцы голосующих акций общества вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае реорганизации общества (если они голосовали против принятия соответствующего решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу). Как видим, одна статья Закона противоречит его другой статье. Очевидно, что в этой коллизии в законодательстве должны разобраться судебные инстанции.

Разделение считается завершенным после государственной регистрации, т.е. внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации разделяемого общества и создании новых акционерных обществ.

3. Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности последнего. Таким образом, выделение - единственный вид реорганизации, в рамках которой не прекращается деятельность ни одного юридического лица. При выделении из состава акционерного общества одного или нескольких акционерных обществ к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с разделительным балансом.

Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит для решения общим собранием акционеров вопрос о реорганизации общества в форме выделения и об избрании совета директоров (наблюдательного совета) каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме выделения. 32 Порядок утверждения и основное содержание договора о выделении аналогичны описанному выше порядку по договору о разделении.

Так же п.4 ст.58 ГК РФ закрепляет правило, в соответствии с которым при выделении из акционерного общества одного или нескольких обществ к ним переходит часть прав и обязанностей реорганизованного акционерного общества в соответствии с разделительным балансом. Из этого следует, что если разделительный баланс не упоминает о передаче какого-либо обязательства, то оно считается непереданным.

Последствия выделения вступают в юридическую силу лишь после государственной регистрации, в соответствии с которой в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о создании акционерного общества.

4. Преобразование может быть определено как изменение организационно-правовой формы юридического лица с прекращением его деятельности и переходом всех прав и обязанностей к юридическому лицу иной организационно-правовой формы. В акционерное общество вправе преобразоваться:

товарищества (и полное, и коммандитное) (п.2 ст.68 ГК РФ);

общества (с ограниченной и с дополнительной ответственностью) (п.2 ст.92 ГК РФ);

производственный кооператив (п.2 ст.112 ГК РФ);

некоммерческое партнерство, частное учреждение, ассоциация или союз (ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Хозяйственные товарищества могут преобразовываться в акционерные общества по решению общего собрания участников. При преобразовании товарищества в акционерное общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежавших ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности.

В обществе с ограниченной ответственностью общее собрание участников как высший орган управления, принимает решение о реорганизации в форме преобразования, о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей участников общества на акции акционерного общества, об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества, а также об утверждении передаточного акта. Аналогично обстоит дело в обществе с дополнительной ответственностью и производственном кооперативе.

Согласно Закону о производственных кооперативах, принятие решения о реорганизации в форме преобразования относится к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива. Только по единогласному решению на общем собрании кооператив может преобразоваться в акционерное общество. 33

Принятие решения о преобразовании в акционерное общество в некоммерческом партнерстве относится к компетенции общего собрания участников. Такое решение должно быть принято единогласно.

Преобразованием нельзя считать переход от открытого к закрытому акционерному обществу и наоборот, поскольку эти типы акционерных обществ самостоятельными организационно-правовыми формами не являются.

Преобразование может быть только добровольным, принятие государственными органами либо судом решения о необходимости преобразования исключается. При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом. При этом Закон не устанавливает порядок его разработки и утверждения, в связи с чем, возможны практические проблемы.

В научной литературе правильность подхода, при котором преобразование рассматривается как форма реорганизации и к нему применяются все общие правила о реорганизации, часто подвергается сомнению. К примеру, Д.В. Жданов пишет, что преобразование юридического лица "должно происходить не по общей процедуре, а по специальной, более упрощенной", что означает неприменение ни одного из общих правил о реорганизации к преобразованию. 34 Однако это не совсем верно.

Подводя итог, следует отметить, что единственной общей чертой всех форм реорганизации, по мнению большинства исследователей, является правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей реорганизуемого общества к его правопреемникам. 35 При слиянии и преобразовании общества субъектом правопреемства является единое акционерное общество или организация другой организационно-правовой формы. В случаях же разделения или выделения общества кредитор вынужден иметь дело с двумя или более правопреемниками бывшего акционерного общества. Правопреемство, которое имеет место при реорганизации юридического лица, является универсальным. Реорганизация акционерного общества представляет собой комплексный правовой институт, который регулируется положениями немалого числа законов и подзаконных актов. В настоящее время российское законодательство о реорганизации акционерных обществ находится в процессе формирования. Это касается правового регулирования как процесса реорганизации в целом, так и отдельных его частей. Деятельность практикующих юристов должна быть направлена на выявление взаимных противоречий в содержании указанных документов и практике их применения, а также в ориентировании законодателя на устранении указанных недостатков с целью создания максимально продуманного правового регулирования процедуры реорганизации, которое позволит обеспечить защиту прав и законных интересов всех заинтересованных лиц.

3. Создание акционерных обществ путем приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий

Применительно к некоторым категориям акционерных обществ устанавливаются особые условия правового регулирования их создания, т.е. иные правила, нежели предусмотренные в Гражданском кодексе и Законе об акционерных обществах. Особенности создания таких категорий акционерных обществ регулируются различными федеральными законами: банковская деятельность - Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"; инвестиционная деятельность - Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"; страховая деятельность - Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования"; акционерные общества, созданные при приватизации государственных и муниципальных предприятий - Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Необходимо иметь в виду, что специальные нормы законодательства и иных правовых актов, касающиеся акционерных обществ, названных выше, действуют лишь в части, регулирующей особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения (а в отношении кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, - также особенности прав и обязанностей акционеров). В частности, акционерные общества, создаваемые в банковской и страховой сферах, обязательно должны получить лицензию для осуществления соответствующей деятельности. В инвестиционной сфере российское акционерное общество получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами. Во всем остальном на акционерные общества в банковской, инвестиционной и страховой сферах распространяется действие Закона об акционерных обществах, включая содержащиеся в нем нормы о гарантиях и способах защиты прав акционеров, порядке проведения общего собрания акционеров, формирования других органов управления общества, и др.

Особенностями обладают акционерные общества, созданные на базе реорганизованных колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий для сельскохозяйственных производителей, которые должны определяться отдельными федеральными законами. Поскольку таковые до сих пор не приняты, совместный Пленум Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ своим Постановлением разъяснил, что до принятия и введения в действие соответствующих федеральных законов акционерные общества агропромышленного комплекса действуют на основании правовых актов Российской Федерации, принятых до введения в действие Закона об акционерных обществах. 36

Набольший интерес представляют особенности создания акционерных обществ в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, поэтому остановимся на них более подробно. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. 37 Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год, который содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В плане указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации. Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется самостоятельно соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды имущества унитарного предприятия, подлежащего приватизации, включая здания, строения, сооружения, земельные участки, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, обязательства, а также фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия и сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций создаваемого акционерного общества. Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

Акционерные общества в процессе приватизации могут создаваться 2 способами:

1) внесением государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ при их учреждении, причем общая доля приобретенных государством или муниципальным образованием таким образом обыкновенных акций этого общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция;

2) преобразованием унитарного предприятия, подлежащего приватизации, в открытое акционерное общество.

Унитарное предприятие при приватизации обязательно должно преобразоваться в открытое акционерное общество в случае, если размер имущества подлежащего приватизации унитарного предприятия превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества. Открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия. Размер уставного капитала такого общества определяется в порядке, предусмотренном ст.11 Закона о приватизации, а требования устава должны соответствовать ст.11 Закона об акционерных обществах. До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) этого общества.

Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об использовании специального права на участие в управлении открытыми акционерными обществами (специальное право "золотая акция"), образовавшимися при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий. При этом в совет директоров и ревизионную комиссию открытого акционерного общества назначаются представители соответственно Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. "Золотая акция" используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества. В случае принятия решения об использовании специального права ("золотой акции") на участие соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в управлении открытым акционерным обществом в уставе этого общества и реестре его акционеров должна содержаться соответствующая запись.

Заключение

Подводя итог, следует сказать, что особенности создания акционерных обществ - понятие сложное и многоаспектное. Они касаются не только самого процесса и способов создания акционерных обществ, но и тех сфер, в которых образуются акционерные общества. Поэтому данный вопрос регулируется массой нормативных правовых актов, что на практике вызывает трудности. При всем обилии актов, правовое регулирование особенностей создания акционерных обществ имеет пробелы и неточности. В частности, должным образом законодательно не проработаны процедуры слияния, разделения. Достаточно разрозненно выглядит регулирование создания акционерных обществ в банковской, инвестиционной, страховой сферах. Отсутствуют федеральные законы, регламентирующие статус акционерных обществ, созданных при реорганизации агропромышленного комплекса. При таком обилии пробелов в правовом регулировании создания акционерных обществ и его особенностей весьма перспективным видится более четкая законодательная регламентация и проработка данных вопросов. Это позволит в несколько раз повысить эффективность использования акционирования в современных реалиях.

Литература

Нормативные правовые акты:

    Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) // Российская газета от 25 декабря 1993 г., № 237

    Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Российская газета, N 238-239, 1994

    Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Российская газета, N 248, 1995

    Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Российская газета, N 16, 2002

    Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Российская газета, N 79, 1996

    Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. N 2205 "Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленных комплексов"

    Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004г. N 506 "Об утверждении положения о федеральной налоговой службе" // Российская газета, N 219, 2004

Официальные акты судебных органов:

    Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда от 18 ноября 2003 г. №19 " О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" //

    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, N6, 1997

Специальная и научная литература:

    Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М.:, Волтерс Клувер, 2002

    Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации, М.: Юристъ, 2003

    Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М.: Лекс-Книга, 2002

    Зубович М.М., Семеусов В.А. Акционерное общество: правовые аспекты, Иркутск: Научиздат, 2000

    Игнатова И. И, Филимошина П.М. Практический комментарий к новой редакции Федерального закона "Об акционерных обществах", М.: ИНФРА-М, 2002

    Каминка А.И. Акционерные компании. Юридическое исследование, СПб.: 1902

    Кашанина Т.В. Корпоративное право, М.: ИНФРА-М, 2004

    Макарова О.А. Корпоративное право. М.: Волтерс Клувер, 2005

    Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ, М.: Дело, 2004

    Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М.: Зерцало, 2000

    Писемский П.А. Акционерные компании с точки зрения гражданского права. М.: 1876

    Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах, М.: Волтерс Клувер, 2005

    Тихомиров М.Ю. Акционерное общество: основы правового положения, М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007

    Цепов Г.В. Акционерные общества: теория и практика, М.: Юристъ, 2002

    Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права, СПб.: 1908

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях:

    Долинская В.В. Реорганизация юридических лиц. // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. №2

    Зайцев О.Р. К вопросу об обоснованности признания преобразования формой реорганизации // Цивилист, 2005. №2,Залесский В.В. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. №2

    Карлин А.А. Реорганизация акционерного общества: понятие и особенности // Хозяйство и право, 2003. №7

    Китайгородский Н.Н. Как создавать акционерное общество // Экономика и жизнь, 1990. № 27

    Кошелев Я.С. Слияние акционерных обществ // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения, 2005. №3

    Моисеева Е.В. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Журнал российского права, 2006. №9

    Никологорская Е.И. Средства обеспечения баланса интересов акционеров и общества при реорганизации // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006. №2

    Панина Л.А. Реорганизация акционерного общества и налогообложение конвертируемых и распределенных акций // Аудиторские ведомости, 2004. №9

    Тонян В.В. Создание коммерческих организаций: понятие, принципы, признаки. // Юрист, №4, 2005

    Трофимова Е.П. Реорганизация акционерного общества по-новому. // Главбух, №4, 2006

1 Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М.: Зерцало, 2000, с. 296.

2 Писемский П.А. Акционерные компании с точки зрения гражданского права. М., 1876, с.4.

3 Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права, СПб.: 1908, Т.1. с.398

4 Каминка А.И. Акционерные компании. Юридическое исследование, СПб.: 1902, с.107

5 Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ, М.: Дело, 2004, с.12-18

6 Китайгородский Н.Н. Как создавать акционерное общество // Экономика и жизнь, 1990, № 27, С.23

7 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ//Российская газета, N 238-239, 1994.

8 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995

9 Зубович М. М., Семеусов В. А. Акционерное общество: правовые аспекты, Иркутск, Научиздат, 2000, с.20-21

10 См. Макарова О.А. Корпоративное право. М.: Волтерс Клувер, 2005, с.22

11 См. Кашанина Т.В. Корпоративное право, М.: ИНФРА-М, 2004, с.134-135

12 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995

13 Игнатова И.И, Филимошина П.М. Практический комментарий к новой редакции Федерального закона «Об акционерных обществах», М.: Инфра-М, 2002, с.18

14 См. Белов В.А., Пестерева Е.В. Хозяйственные общества. М.: Волтерс Клувер, 2002, с.48

15 См. Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации. М.: Юристъ, 2003, с. 92-93.

16 Федеральный закон от26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ч.1 ст.11

17 Там же, ст.9 п.5

18 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ//Российская газета, N 238-239, 1994, ст.174

19 См. Цепов Г.В. Акционерные общества: теория и практика, М.: Юристъ, 2002, с 44-48

20 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ//Российская газета, N 238-239, 1994, ст.53

21 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.48

22 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.64

23 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета, N 248, 1995, ч.1 ст. 69

24 Кашанина Т.В. Корпоративное право, М.: ИНФРА-М, 2004, с.191-195

25 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.8

26 Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004г. N 506 «Об утверждении положения о федеральной налоговой службе»// Российская газета, N 219, 2004, ст.1

27 См. Тонян В.В. Создание коммерческих организаций: понятие, принципы, признаки.//Юрист, 2005, №4, с.30-31.

28 См. Карлин А.А. Реорганизация акционерного общества: понятие и особенности//Хозяйство и право, №7, 2003, с.59

29 См. Кошелев Я.С. Слияние акционерных обществ//Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения, №3, 2005, с.13

30 См. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах, М.: Волтерс Клувер, 2005, с.193

31 См. Кошелев Я.С. Слияние акционерных обществ//Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения, №3, 2005, с.13

32 См. Трофимова Е.П. Реорганизация акционерного общества по-новому.//Главбух, 2006, №4, с.24

33 Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах»//Российская газета, №91, 1996

34 Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М.: Лекс-Книга, 2002г, с.79-83

35 См. Карлин А.А. Реорганизация акционерного общества: понятие и особенности//Хозяйство и право, №7, 2003, с.55

36 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, N6, 1997, п.1

37Федеральный закон от 21 декабря 2001г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»// Российская газета, N 16, 2002, ст. 1