Особенности исполнения наказания, не связанных с изоляцией от общества

2


Содержание

Вопрос 1. Сущность и особенности исполнения наказания, не связанных с изоляцией от общества. 3

Вопрос 2. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых, во время содержания под стражей 15

Список использованной литературы 20

Вопрос 1. Сущность и особенности исполнения наказания, не связанных с изоляцией от общества.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда только к лицам, признанным виновными в совершении преступления, и заключается в предусмотренных статьями УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этих лиц (ч.1 ст. 43 УК РФ). В соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Важной позитивной чертой системы наказаний по УК РФ является ее многообразие: она включает 18 видов наказаний и 12 подсистем наказаний. Подсистемы, объединяющие виды наказаний, могут сгруппированы разным образом. Но, прежде всего, наказания подразделяются по двум подсистемам: наказания, связанные с изоляцией от общества и не связанные. Еще одной особенностью российской системы наказаний выступает её гуманизм, проявляющийся в видах и размерах наказания: из 18 мер наказаний 15 не связаны с изоляцией от общества.

Легальное определение понятия "изоляция от общества" на сегодняшний день отсутствует. Его нам не дают ни текст закона, ни подзаконные нормативные акты. Поэтому выделение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, имеет в определенной степени произвольный характер. Если следовать тексту Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ), регламентирующего порядок отбытия наказаний, то к данной категории должны быть отнесены такие основные наказания, как обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, а также все, назначаемые только в качестве дополнительных (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) или в качестве как дополнительных, так и основных (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Приговоры к рассматриваемым наказаниям исполняются: в отношении штрафа – судебными приставами-исполнителями; в отношении лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – судом; в отношении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если оно назначено в качестве основного или в качестве дополнительного к наказаниям, не связанным с лишением свободы или ограничением свободы – уголовно-исполнительной инспекцией, а если это наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы или лишению свободы – соответствующими учреждениями уголовно-исполнительной системы по месту отбывания основного наказания, а после отбытия основного наказания – уголовно-исполнительной инспекцией.

Ввиду отсутствия возможности подробно рассмотреть в данной работе сущность и особенности исполнения каждого из этих наказаний (ограничение объемом работы), мы остановимся на выделении их наиболее характерных черт, а также остановимся более подробно на таких видах наказаний как ограничение свободы, обязательные работы и штраф. Первое потому, что занимает особое место в рассматриваемой группе наказаний, второе потому, что представляют собой новую меру наказания, ранее не известную уголовному праву России, третье потому, что штраф - является самым распространенным видом наказания из рассматриваемых.

Ввиду отсутствия четких критериев отнесения того или иного вида наказания к данной группе, попытаемся выделить их наиболее характерные черты. Большинство наказаний, не связанных с изоляцией от общества, предполагает для осужденного те или иные материальные ограничения, то есть наказание имеет характер денежного (или имущественного) взыскания. Так, например, штраф представляет собой денежное взыскание, исчисляемое в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Основой наказания в виде исправительных работ выступают удержания из заработной платы осужденного в пределах от пяти до двадцати процентов ежемесячно. То есть это стабильное недополучение определенной части дохода на период от двух месяцев до двух лет. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Таким образом, осужденный не получит вознаграждения за работу в течение от восьми до тридцати полных рабочих дней. Не столь явно этот признак выражен у наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако ограничение в выборе трудовой деятельности может также обернуться упущенной материальной выгодой.

При отбывании наказаний, не связанных с изоляцией от общества, на осужденного не возлагается обязанность проживать в учреждении, исполняющем наказание. Могут вводиться определенные ограничения свободы передвижения - так, от отбывающих исправительные и обязательные работы требуется ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию о смене места жительства (см. ч. 1 ст. 26 и ч. 5 ст. 40 УИК РФ). Но, тем не менее, проживают осужденные дома.

Если это не противоречит требованиям приговора суда (например, о запрете занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), осужденный продолжает трудиться на прежнем рабочем месте. Наказание может исполняться государственным органом, для которого подобная деятельность не является основной. Это относится в первую очередь к наказаниям, исполняемым судом (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград). Даже в случаях, когда наказание исполняется службой судебных приставов (принудительное взыскание штрафа), мы имеем дело с государственной структурой, выполняющей еще ряд функций наряду с вышеназванной.

При исполнении наказания уголовно-исполнительной инспекцией (специализированный государственный орган, созданный именно для исполнения наказаний) достаточно четко прослеживаются отличия от деятельности исправительных учреждений, арестных домов или дисциплинарных воинских частей, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества. Отсутствие изоляции человека от общества существенно снижает карательный потенциал применяемого наказания и вносит некоторый элемент добровольности в его исполнение. В этой связи уголовно-исполнительные инспекции в значительной мере заняты не столько исполнением, сколько контролем исполнения наказания. У уголовно-исполнительных инспекций отсутствует право применять поощрения и взыскания по отношению к осужденным. Этим, как и организацией труда осужденных, контролем его количества и качества, заняты предприятия и учреждения, в которых работают осужденные.

Совершенно особое место в рассматриваемой группе занимает наказание в виде ограничения свободы. Причем первый момент, обращающий на себя внимание, не относится к исполнению именно этого наказания.

Ст. 36 УИК РФ определяет порядок исчисления срока наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случае назначения этого наказания в качестве дополнительного срок исчисляется по-разному в зависимости от того, дополнительным к какому наказанию оно назначено. При назначении в качестве дополнительного к штрафу, обязательным работам или к исправительным работам срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Если рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, "срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения". Относительно ареста, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы все понятно - все они могут быть отнесены к "связанным с изоляцией от общества". В условиях изоляции осужденный не может занимать запрещенные для него должности и для него затруднительно заниматься запрещенной деятельностью. Однако в этом же перечне присутствует и ограничение свободы - наказание, помещенное в УИК РФ в раздел не связанных с этой самой изоляцией.

Проанализировав порядок и условия исполнения (отбывания) ограничения свободы, можно прийти к выводу, что данное наказание не соответствует ни одному из отмеченных выше критериев. Во-первых, наказание в виде ограничения свободы полностью лишено каких бы то ни было элементов денежного (или имущественного) взыскания. Если осужденный к ограничению свободы работает, то из его заработной платы не производится никаких удержаний, обусловленных исполнением наказания. Во-вторых, осужденный к ограничению свободы не проживает дома. В соответствии со ст. 47 УИК РФ, "осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены". По аналогии с ранее существовавшими спецкомендатурами органов внутренних дел можно было бы предположить, что сеть исправительных центров будет относительно густой. Утверждать это с той или иной степенью достоверности пока не приходится, трудно предположить, по какому пути пойдет практика со времени создания в будущем этих видов учреждений. Однако совершенно ясно, это будет проживание не по прежнему месту жительства. В-третьих, осужденный не трудится по прежнему месту работы. Осужденные обязаны "работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра" (п. "б" ч. 3 ст. 50 УИК РФ). И, наконец, наказание в виде ограничения свободы исполняется специально для этого создаваемыми учреждениями - исправительными центрами. Орган местного самоуправления по представлению территориального органа уголовно-исполнительной системы, согласованному с органом внутренних дел, определяет границы территории исправительного центра (ч.1 ст.50 УИК РФ), за пределы которой осужденный не вправе выходить без разрешения на то администрации центра (п. "в" ч. З ст.50 УИК РФ). На территории данного учреждения должны действовать Правила внутреннего распорядка исправительных центров, которым обязаны подчиняться не только осужденные, но и иные лица, находящиеся на этой территории. Осужденные не имеют на руках паспортов или заменяющих их документов, вместо этого они обязаны постоянно иметь при себе "документ установленного образца, удостоверяющий личность" (п. "е" ч. 3 ст. 50 УИК РФ). Для осужденных, находящихся в исправительных центрах, устанавливается перечень предметов и веществ, запрещенных к хранению и приобретению (ч. 6 ст. 50 УИК РФ). Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру (ч. 7 ст. 50 УИК РФ). По сравнению с иными наказаниями, не связанными с изоляцией от общества, при исполнении ограничения свободы администрация исполняющего наказание учреждения (исправительного центра) пользуется достаточно широкими дисциплинарными правами по отношению к осужденным - статьи 57 и 58 УИК РФ содержат перечни поощрений и взысканий, применяемых к отбывающим это наказание. Причем среди взысканий фигурирует водворение в дисциплинарный изолятор сроком до 15 суток (п. "в" ч. 2 ст. 58 УИК РФ), то есть помещение в условия, которые по аналогии с другими видами наказания могут быть названы условиями "строгой изоляции", что довольно странно для наказания, не связанного (de jure) с изоляцией как таковой. Осужденные, отбывающие ограничение свободы, организуются в отряды (как в исправительных учреждениях).

Статья 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных на личную безопасность, регламентирует порядок реализации этого права в отношении отбывающих арест, лишение свободы и ограничение свободы. То есть вновь ограничение свободы фигурирует вместе с наказаниями, связанными с изоляцией от общества. Аналогичная картина выявляется и в отношении регламентации порядка освобождения от отбывания наказания. Предусмотрен единый порядок освобождения от таких видов наказаний, как арест, лишение свободы и ограничение свободы. Описанные выше условия, предусмотренные для исполнения (отбывания) ограничения свободы, во многом (если не в большинстве своем) соответствуют условиям исполнения (отбывания) наказания в колониях-поселениях (см. ст. 129 УИК РФ). Однако есть весьма существенное различие - колонии-поселения исполняют лишение свободы. В результате для двух разных осужденных, отбывающих наказания за аналогичные преступления в почти идентичных условиях, это будет иметь кардинально разные правовые последствия. При самовольном оставлении исправительного центра без уважительных причин это будет квалифицировано как злостное уклонение от отбывания наказания и грозит осужденному заменой неотбытой части срока на лишение свободы. Аналогичное оставление колонии-поселения будет квалифицироваться по ст. 313 УК РФ как побег из места лишения свободы. А это - новое осуждение, новый срок, отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима, причем человек (как совершивший умышленное преступление в период отбывания лишения свободы) будет сразу же помещен в строгие условия отбывания наказания. Если оба наши осужденные отбывали наказание впервые и до снятия или погашения судимости вновь совершили умышленное преступление (допустим, тяжкое), за которое их осудили к лишению свободы, то один из них (отбывавший наказание в исправительном центре) будет направлен в исправительную колонию общего режима, второй (тот, что содержался в колонии-поселении) - в колонию строгого режима. Но даже если эти два человека отбыли наказание и никогда более не совершали преступлений, последствия для них все равно существенно различаются. Срок судимости для лиц, осуждавшихся к наказаниям более мягким, чем лишение свободы (каковым является ограничение свободы), предусмотрен в один год; для осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести (т.е. когда лишение свободы может отбываться в колонии-поселении) - три года. Описанная выше ситуация, при всей ее внешней парадоксальности, является в известной степени закономерной. Дело в том, что довольно продолжительное время высказывались предложения отказаться от варианта отбывания лишения свободы в колониях-поселениях и преобразовать его в самостоятельный вид наказания- ограничение свободы. Но, как это бывает у нас достаточно часто, победил компромиссный вариант. Новый вид наказания - ограничение свободы - был введен в перечень наказаний, при сохранении исполнения лишения свободы в колониях-поселениях. Вероятно, это был бы действительно идеальный вариант - исполнение ограничения свободы в колониях-поселениях. Но если исходить из действующего законодательства и учитывать разительные отличия ограничения свободы от иных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, было бы логичным вывести его из соответствующего раздела УИК РФ.

В отношении большинства наказаний, не связанных с изоляцией от общества (штраф, обязательные работы, исправительные работы и ограничение свободы), законодатель предусмотрел последствия так называемого злостного уклонения от их отбывания. Это является следствием добровольности исполнения данных наказаний. При отбывании наказания, суть которого заключается в изоляции от общества, любая попытка уклонения от него проявляется в первую очередь в нарушении этой самой изоляции. В идеале подобных нарушений быть не должно. Когда же они имеют место, последствия предусмотрены самые суровые. Это и применение оружия (ст. 86 УИК РФ и ст. 31 Закона от 21 июля 1993 года), и привлечение к уголовной ответственности (ст. 313 УК РФ). Единственный вариант, обозначенный законодателем как уклонение, - невозвращение лица, осужденного к лишению свободы, которому разрешен выезд за пределы места лишения свободы, либо которому предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отбывания наказания, по истечении срока выезда или отсрочки (ст. 314 УК РФ). Однако здесь мы имеем дело с исключением из правила - это именно тот случай, когда предполагается добровольность прибытия лица в место отбывания наказания.

Что же касается наказаний, не связанных с изоляцией от общества, здесь ситуация в корне иная. Возможность уклонения (в том числе злостного) от их исполнения как бы презумируется изначально. Однако такая возможность не может рассматриваться как нормальное явление, она должна пресекаться. Поэтому законодатель предусмотрел в УК РФ негативные последствия для осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания. Таким последствием может быть замена наказания на более строгий вид (см. ст.ст. 46, 49, 50 и 53 УК РФ). Определения понятия "злостное уклонение от отбывания наказания" УК РФ не содержит. Применительно к каждому из названных выше наказаний расшифровка данного понятия дается в УИК (например в ст.ст. 30, 32, 46 и 58 УИК РФ).

Исполнение наказания в виде обязательных работ. Обязательные работы представляют собой новую меру наказания, ранее не известную уголовному праву России. Их сущность состоит в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Обязательные работы назначаются, как взрослым так и несовершеннолетним (в возрасте от 14 лет) преступникам, на срок от 60 до 240 часов и отбывается не свыше 4 часов в сутки (ст.27 УИК РФ).

Обязательные работы не назначаются инвалидам первой и второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

В соответствии со ст. 45 УК РФ обязательные работы применяются лишь в качестве основного вида наказания, что свидетельствует о том, что законодатель относит обязательные работы к достаточно строгому виду наказания, ощутимо воздействующим на личность осужденного. Поэтому осужденные к обязательным работам не могут рассчитывать на условное осуждение (ст. 73 УК), в отличие от лиц, которым назначены исправительные работы, поскольку ставит осужденного к менее строгому наказанию в более суровые условия.

Обязательные работы предусмотрено применять в качестве наказания за преступления небольшой тяжести, например ст.130 УК РФ – оскорбление; ст. 157 УК РФ – злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей и т.д. Иными словами, социальное назначение обязательных заключается в том, чтобы оказать исправительное и предупредительное воздействие на менее опасные для общества категории преступников, не отрывая их при этом от привычной работы, учебы и иной общественно полезной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Выполнение работ производится на объектах, определяемых органами местного самоуправления.

Согласно ст. 25 и ст. 26 УИК РФ на уголовно-исполнительную инспекцию возложены ряд функций по реализации рассматриваемого вида наказания, но необходимо учитывать следующие условия: во первых - бесплатными обязательные работы являются только для осужденного, а для объекта, где эти работы выполняются, они платные. Оплата перечисляется в соответствующие бюджеты. во вторых - поскольку обязательные работы являются платными для нанимателя, организовать их в условиях существующей безработицы будет весьма сложным делом.

Прежде всего, организация объекта должна контролировать выполнение осужденными порученной им работы, уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию о числе проработанных каждым осужденным часов либо о его уклонении от отбывания наказания. Далее она должна ежемесячно перечислять в соответствующий бюджет средства за выполненные осужденными работы в соответствии с расценками, существующими в данной организации. В случае причинения осужденному увечья, связанного с выполняемой работой, организация несет ответственность, а осужденный получает возмещение на общих основаниях в порядке, установленном законодательством о труде.

Практика исполнения других мер наказания показывает, что осужденные далеко не всегда добросовестно выполняют возложенные на них обязанности и соблюдают порядок и условия отбывания наказания. В связи с этим закон предусматривает ответственность осужденных за такого рода нарушения. За неявку на работу, прогулы, появления на работе в нетрезвом виде и т.п. осужденному может быть объявлено предупреждение об ответственности за уклонение от отбывания наказания. В том случае, если осужденный допускает злостное уклонение от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ более тяжким видом наказания.

С учетом того, что признание уклонения злостным влечет серьезные правовые последствия, закон дает определение злостного уклонения. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, если он более двух раз в течение месяца не выходил на обязательные работы без уважительных причин или более двух раз в течение месяца нарушал трудовую дисциплину либо скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

Установив факт злостного уклонения и выяснив, что невыход на работу не был связан с какими-либо уважительными причинами, - суд заменяет обязательные работы ограничением свободы или арестом в зависимости от поведения осужденного, его личности, характера допущенного уклонения, его причин и т.п. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, засчитывается из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Ответственность за злостное уклонение от отбывания обязательных работ свидетельствует о недисциплинированности осужденного и показывает, что такая мера наказания не соответствует степени его социально-нравственной запущенности и требует более серьезного воздействия. С другой стороны, самый факт установления такой ответственности призван оказать предупредительное воздействие на осужденного, который понимает, что злостное уклонение от отбывания обязательных работ ухудшит его положение и приведет к необходимости отбывать более суровое наказание.

Исполнение наказания в виде штрафа. Штраф в соответствии со ст.46 УК РФ является денежным взысканием, налагаемым судом. Он может назначаться только в случаях и в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом. Закон разрешает применять штраф и в качестве основного, и в качестве дополнительного вида наказания.

Исполнение штрафа регламентируется УИК РФ, а также Федеральном законом “Об исполнительном производстве” от 21 июля 1997 года, который ввел институт судебных приставов-исполнителей.1

После оглашения приговора о назначении штрафа суд, постановивший приговор, разъясняет осужденному его обязанность в течение 30 дней добровольно внести сумму штрафа в государственный банк и предупреждает его, что в случае неуплаты штраф будет взыскан принудительно. Осужденный может добровольно внести сумму штрафа как до, так и после вступления приговора в законную силу.

Закон допускает отсрочку или рассрочку исполнения штрафа, которая может быть предоставлена на срок до одного года. Основания отсрочки или рассрочки уплаты штрафа жестко не регламентированы. Указывается лишь, что названные льготы могут предоставляться осужденному, если немедленная уплата штрафа невозможна. Следовательно, обоснованность доводов осужденного оценивает суд.

Просьба осужденного подлежит удовлетворению при доказанности его тяжелого материального положения, которое может быть обусловлено, в частности, тяжелой болезнью, беременностью, наличием малолетних детей, пожаром или иным стихийным бедствием. Невозможность немедленной уплаты может быть обусловлена также болезнью родственников, наличием иждивенцев и т.п. Доводы осужденного должны быть проверены и оценены судом.

Отсрочка предполагает разрешение начать выплату штрафа спустя определенное время, которое не может превышать одного года. Рассрочка представляет собой разрешение заплатить штраф частями. Суд точно устанавливает сроки уплаты каждой части штрафа. При этом последняя часть штрафа должна быть уплачена в течение предоставленного срока отсрочки, считая со дня вступления, приговора в законную силу.

В отличие от невозможности немедленной уплаты штрафа материальное положение осужденного может обусловить невозможность уплаты штрафа вовсе. Такая ситуация может возникнуть вследствие стойкой утраты трудоспособности лицом, не имеющим имущества, на которое закон разрешает обращать взыскание, и иных источников дохода. Осужденный должен представить надлежащие медицинские и иные документы, а также составленный судебным приставом-исполнителем и утвержденный постановлением народного судьи акт о невозможности взыскания, удостоверяющий отсутствие у осужденного имущества, подлежащего описи, и иных доходов, на которые может быть обращено взыскание. В отличие от ранее действовавшего законодательства ни Уголовный, ни Уголовно-исполнительный кодексы не предусматривают замены штрафа другим наказанием в случае невозможности его уплаты осужденным.

При неуплате осужденным штрафа в установленный срок председатель суда или судья передают судебному приставу-исполнителю исполнительный лист на взыскание суммы штрафа для принудительного исполнения, о чем извещается финансовый орган. Судебный пристав-исполнитель принимает следующие меры принудительного исполнения штрафа:

а) обращение взыскания на имущество осужденного путем наложения ареста и продажи имущества;

б) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды дохода осужденного;

в) обращение взыскания на денежные суммы и имущество осужденного, находящиеся у других лиц.

Следует иметь в виду, что взыскание может быть обращено на любое имущество осужденного, включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций, деньги, ценные бумаги, иные ценности, в том числе находящиеся на счетах и на вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях и банках, а также имущество и деньги, переданные им в доверительное управление.

Для реализации необходимых мер по взысканию штрафа судебный пристав-исполнитель вправе входить в помещение, где проживает осужденный, и производить осмотр всех его хранилищ (кладовки, погреба, шкафы, и т.п.), осуществлять опись имущества. В установленных законом случаях приглашаются понятые. При необходимости судебный пристав-исполнитель прибегает к помощи сотрудников милиции.

Опись имущества производится в пределах, необходимых для взыскания суммы штрафа. Если для взыскания суммы штрафа могут быть описаны разные предметы, принадлежащие осужденному, то последний вправе заявить судебному приставу-исполнителю, на какие предметы взыскание должно быть обращено в первую очередь. Такая просьба подлежит удовлетворению, если это не препятствует исполнению приговора и если данное лицо не указывает на имущество, содержащееся в Приложении № 1 к УИК РФ с изменениями и дополнениями на 15 апреля 2001 года “Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда”, которое минимально необходимое самому осужденному и лицам, находящимся на его иждивении. По сравнению с ранее действовавшим Перечнем, который был дан в приложении к Уголовному кодексу, данный перечень существенно расширен и изложен в более общей форме. Старый перечень перечислял количество и виды домашних животных, которые не могли быть конфискованы. Сейчас речь идет в общей форме о домашнем скоте в количестве, необходимом для удовлетворения минимальных потребностей семьи. Таким же образом регламентированы предметы домашней обстановки, утварь, одежда. Не подлежат конфискации все детские принадлежности. В то же время указывается, что названные в перечне предметы могут быть конфискованы, если они обнаружены в количестве, явно превышающем потребности осужденного и его семьи, либо изготовлены из драгоценных металлов, являются предметами роскоши или имеют историческую или художественную ценность. В том случае, когда личного имущества осужденного оказывается недостаточно для взыскания суммы штрафа, в опись включается имущество, находящееся в общей собственности осужденного с другими лицами. Судебный пристав-исполнитель указывает в описи, что определенные описанные предметы находятся в общей собственности, и обращается в народный суд с представлением об определении доли осужденного в этом имуществе.

Взыскание не обращается на имущество, если размер штрафа, наложенного на осужденного, который работает либо получает пенсию или стипендию, не превышает той доли месячного заработка, пенсии или стипендии, на которую может быть обращено взыскание, то есть 20%. В этом случае взыскание обращается на заработок, пенсию или стипендию осужденного.

Закон возлагает исполнение штрафа на судебных приставов-исполнителей районных (городских) судов. Если наказание исполняется по месту жительства осужденного (штраф как основное наказание либо как дополнительное, например, при условном осуждении), исполнительный лист передается судебному приставу-исполнителю суда по месту жительства, или по месту работы, либо по месту нахождения имущества.

Если наказание исполняется не по месту жительства (штраф как дополнительное наказание при осуждении к лишению свободы), исполнение производит еще и судебный пристав-исполнитель по месту отбывания основного наказания.

Закон предусматривает возможность такого поведения осужденного, которое рассматривается как злостное уклонение от уплаты штрафа (ст. 32 УИК РФ). Под злостным уклонением от уплаты штрафа понимаются случаи, когда осужденный, имея возможность уплатить штраф, не делает этого, несмотря на предупреждение судебного пристава-исполнителя, например, увольняется с работы, скрывает свои доходы и имущество от описи либо уже описанное имущество, которое может быть обращено для взыскания штрафа. Ранее действовавший закон предусматривал последствия злостного уклонения от уплаты штрафа лишь в случае, если он назначен в качестве основного наказания. Они выражались в замене штрафа наказанием в виде исправительных работ. Действующий закон устанавливает, что в случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных УК для этих видов наказаний. Ни Уголовный, ни Уголовно-исполнительный кодекс не устанавливают жестких паритетов, которых должен придерживаться суд при замене наказании. Этот вопрос оставлен на усмотрение суда.

Согласно ч. 2 ст.32 УИК в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от уплаты штрафа, судебный исполнитель направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ.

Если суд вынес определение о замене штрафа обязательными работами, исправительными работами или арестом, штраф не может быть обращен к исполнению, даже если обнаружится имущество осужденного. При замене штрафа другими наказаниями осужденный несет все правоограничения, присущие вновь назначенному наказанию. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ это наказание в установленном законом порядке в соответствии со ст.49 УК РФ может быть заменено ограничением свободы или арестом, а в случае злостного уклонения от исправительных работ они в соответствии со ст. 50 УК РФ могут быть заменены ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

Если штраф назначен в качестве дополнительного наказания в сочетании с лишением свободы или исправительными работами, исполнительный лист направляется в исправительное учреждение или по месту работы осужденного. Таким же образом поступает судебный пристав-исполнитель в случае, когда осужденный работает, независимо от того, в дополнение к какому наказанию назначен штраф.

Если осужденный не работает, судебный пристав-исполнитель принимает меры к обнаружению его имущества в пределах сроков давности исполнения приговора.

По завершении взыскания штрафа судебный пристав-исполнитель обязан проверить правильность взыскания и записей, которые произведены на исполнительном листе. Убедившись, что штраф взыскан полностью, судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный лист с соответствующими отметками в тот суд, который вынес приговор. Исполнительный лист приобщается к уголовному делу.

Вопрос 2. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых, во время содержания под стражей

В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо: 1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 УПК (ст. 146-149); 2) либо которое задержано органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором в соответствии со статьями 91 и 92 УПК по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы; 3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 108 УПК.

Подозреваемый во всех случаях может быть участником уголовного процесса только на стадии предварительного расследования: а) в случае задержания - не более сорока восьми часов; б) при избрании меры пресечения до предъявления обвинения - не свыше десяти суток; в) в случае возбуждения уголовного дела против конкретного лица - до предъявления обвинения, а если расследование проводится в форме дознания - до составления обвинительного акта. Если в последнем случае в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее десяти суток со дня заключения подозреваемого под стражу.

Лицо, приобретая статус подозреваемого, как участник уголовного судопроизводства со стороны защиты, наделяется соответствующими правами и обязанностями. Права подозреваемого закреплены частью ч. 4 ст. 46 УПК РФ. Эти права обеспечивают подозреваемому возможность активно отстаивать свои права и интересы в ходе судопроизводства. Подозреваемый имеет право на защиту, которое он, как и обвиняемый, может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя (ч. 1 ст. 16 УПК). Дознаватель, следователь и прокурор обязаны разъяснить подозреваемому его права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не запрещенными УПК способами и средствами (ч. 2 ст. 16 УПК). Принадлежащие подозреваемому процессуальные права в целом аналогичны правам обвиняемого, но их объем меньше, что обусловлено кратковременностью пребывания лица в статусе подозреваемого.

Одновременно подозреваемый становится субъектом исполнения процессуально-правовых обязанностей. В частности, подозреваемый обязан являться по вызову суда, прокурора, следователя и дознавателя (ст. 188 УПК), подвергаться освидетельствованию (ст. 179 УПК), личному обыску (ст. 184 УПК), предъявлять образцы для сравнительного исследования (ст. 202) и др. Если к подозреваемому применена мера пресечения до предъявления обвинения, то он обязан соблюдать ограничения, установленные при ее избрании под угрозой изменения этой меры пресечения на более строгую.

Обвиняемым признается лицо, в отношении которого: 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) вынесен обвинительный акт.

С момента приобретения лицом статуса обвиняемого он имеет возможность лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя осуществлять многочисленные предоставленные ему законом процессуальные права (в частности, закрепленные ч. 4 ст. 47 УПК), каждое из которых является проявлением одного всеобъемлющего права, принадлежащего каждому обвиняемому, - права на защиту от предъявленного обвинения (ст. 16 УПК). Суд, прокурор, следователь и дознаватель обязаны разъяснить обвиняемому его права и обеспечить возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами. Одновременно обвиняемый становится субъектом исполнения процессуально-правовых обязанностей.

Заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, состоящая в лишении свободы обвиняемого (подозреваемого), подсудимого (ст. 96-98 УПК). Арестованный, подозреваемый или обвиняемый изолируется от общества и содержится в специально охраняемом помещении с соблюдением установленного режима. Применение меры пресечения содержания под стражей обусловлено определенным сроком и особыми условиями. Ее применение представляет собой самое острое вторжение в сферу прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, гарантированных Конституцией РФ (ст. 22) прав и свобод человека и гражданина РФ. Поэтому, обвиняемый и подозреваемый, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей (ст. 108-109 УПК), дополнительно обладают совокупностью прав, связанных с необходимостью гарантировать конституционное право на охрану государством достоинства личности в условиях ограничения конституционного права на свободу (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22 УПК). Этот комплекс прав закреплен в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления»2 от 15 июля 1995 г. (ст. 17 -31). (далее ФЗ «О содержании под стражей»).

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых, содержащих под стражей, определен ст. 6 ФЗ «О содержании под стражей», в соответствии с которой «Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории РФ, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами РФ.»

В соответствии с ФЗ «О содержании под стражей», подозреваемые и обвиняемые имеют право (ст. 17):

1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;

2) на личную безопасность в местах содержания под стражей (при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого (ст. 19 Закона)) ;

3) обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;

4) на свидания с защитником;

5) на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона;

6) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

7) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;

8) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;

9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;

10) на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ;

11) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;

12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;

13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;

14) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;

15) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;

16) получать посылки, передачи;

17) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;

18) участвовать в гражданско-правовых сделках.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право: 1) получать и отправлять денежные переводы; 2) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, если это не противоречит настоящему Федеральному закону; 3) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети; 4) подписываться на газеты и журналы и получать их; 5) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей; 6) на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей.

Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, при наличии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться. При наличии соответствующих условий подозреваемые и обвиняемые по их желанию привлекаются к труду на территории следственных изоляторов и тюрем. Условия труда подозреваемых и обвиняемых должны отвечать требованиям безопасности, санитарии и гигиены. Подозреваемые и обвиняемые вправе получать за свой труд соответствующее вознаграждение. Заработная плата подозреваемых и обвиняемых после удержаний, предусмотренных законом, перечисляется на их лицевые счета.

Несовершеннолетним и женщинам, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, предусмотрены особы условия содержания.

Особенности содержания под стражей женщин (ст. 30): Подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет. К беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, не может быть применено в качестве меры взыскания водворение в карцер. В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется специализированное медицинское обслуживание и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством РФ. Не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей.

Особенности содержания под стражей несовершеннолетних (ст. 31): Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством РФ.

Ежедневные прогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаются продолжительностью не менее двух часов. При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга, а также спортивные площадки на открытом воздухе. Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для получения общего среднего образования, с ними проводится культурно-воспитательная работа. Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности, а также получать их в передачах и посылках сверх норм, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.

Обвиняемый и подозреваемый, содержащиеся под стражей, обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка следственного изолятора, за невыполнение установленных обязанностей к обвиняемому и подозреваемому могут применяться меры взыскания: выговор, водворение в карцер (ст. 36-40 ФЗ «О содержании под стражей»).

Таким образом, лицо, приобретая статус подозреваемого и обвиняемого, как участник уголовного судопроизводства со стороны защиты, наделяется соответствующими правами и обязанностями. Эти права обеспечивают подозреваемому возможность активно отстаивать свои права и интересы в ходе судопроизводства. Обвиняемый и подозреваемый, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, дополнительно обладают совокупностью прав, связанных с необходимостью гарантировать конституционное право на охрану государством достоинства личности в условиях ограничения конституционного права на свободу.

Список использованной литературы

Нормативные акты

    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // Собрание законодательства РФ.- 1996. -№ 25. - Ст. 2954

    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 29.06.2004)// Собрание законодательства РФ.- 1997.- N 2.- Ст. 198

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.-2001. - № 52 (Часть I). -Ст. 4921

    Федеральный закон от 15 июля 1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления»// Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 29. - Ст. 2759

    Закон РФ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства РФ.- 1997.- № 30.- Ст.3591

Литература

    Дистанционное обучение. / Лекции по уголовно-исполнительному праву. Тема 8. Исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества //http://www.ido.edu.ru/development/lectures

    Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.В. Степашина., М.: Юристъ, 2001.

    Комментарий к Федеральному закону “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” / Под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова., М.: Юриспруденция, 2001.

    Тарленко К. Н. К вопросу о содержании наказания в виде обязательных работ // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. Ч. 9. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002.

    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост.: А.С. Михлин, В.А. Казакова, Н.Д. Михлина; под ред. П.В. Крашенинникова, М.: Спарк, 1998.

    Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова,- М.: Юриспруденция, 2001.

    Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред П.А. Лупинская – М.: Юристъ, 2003

1 Одной из их функций является исполнение наказания в виде штрафа. Деятельность этих должностных лиц регламентируется Федеральным законом “О судебных приставах” от 21 июля 1997 г.

2 СЗ РФ. - 1995. - N 29. - Ст. 2759