Национальные интересы России (работа 1)

2


Содержание

Введение………..……………………………………………………………..3

1 Понятие и сущность национальных интересов государства……….5

1.1 Понятие национальных интересов государства…………………………5

1.2 Средства и методы реализации национальных интересов…….............10

2 Национальные интересы России на современном этапе развития

общества………………………………………………………..…………….14

Заключение………………………………………………………………….24

Список использованной литературы……………………………………25

Введение

Категория «национальный интерес» является одной из основных и наиболее распространенных в системе понятий теории социологических наук. Сама сфера национальных отношений нередко рассматривается, как своеобразное поле социального конфликта и взаимодействия различных национальных интересов, в рамках которого и осуществляется (или не осуществляется) их реализация. В то же время проблема содержания понятия «национальный интерес» остается дискуссионной в отечественной и зарубежной социологии.

В представленной работе будут исследованы теоретические и практические аспекты одной из наиболее важных тем современной социологической науки, касающейся изучения национальных интересов России на современном этапе развития общества. Актуальность исследования выбранной темы предопределена тем, что в современных условиях на первый план в общественных отношениях выдвигаются такие вопросы, как национальные интересы государства, общества, отдельного человека и их максимальное обеспечение. Следует отметить, что национальные интересы в основе своей объективны, потому как они отражают стремления граждан государства к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения, минимизации угроз личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и институтов, на которых основывается существование всего общества любой страны в современных условиях.

Цель данной работы – исследовать национальные интересы России на современном этапе развития общества. В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:

    исследовать понятие и сущность национальных интересов;

    изучить национальные интересы России в разных сферах жизнедеятельности государства на современном этапе развития общества;

    сформулировать выводы и рекомендации по проделанной работе.

Объектом исследования данной работы являются национальные интересы России на современном этапе развития общества с точки зрения современной социологической науки. Предметом исследования представленной работы является политика, проводимая со стороны российского государства по защите своих национальных интересов в современных условиях.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: диалектический метод (всестороннее познание объекта и предмета исследования), метод анализа и синтеза, системный метод (анализ общественных отношений, как единого целого и выявление в ней роли и места национальных интересов страны), метод обобщения полученных знаний.

Теоретической основой представленной курсовой работы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященных изучению национальных интересов России на современном этапе развития общества. Это такие авторы как Кравченко А.И., Токарская Н.М., Фролов С.С., Лавриненко В.Н., Григорьев С.И., Эфендиев Э.Г., Соколова В.А., Волков Ю.Г. и др.

Законодательной основой данной работы выступают – Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300).

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной курсовой работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы.

Основная часть представленной работы состоит из двух разделов:

- первый раздел включает в себя два параграфа, посвященных теоретическому исследованию понятия и сущности национальных интересов страны;

- второй раздел данной работы посвящен изучению национальных интересов России на современном этапе развития общества.

Работа изложена на 25 страницах, для написания работы использовано 12 научных источников, в том числе два – законодательных.

1 Понятие и сущность национальных интересов государства

1.1 Понятие национальных интересов государства

Национальные интересы - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности общества. Национальные интересы в основе своей объективны, потому как они отражают стремления граждан государства к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения; минимизации угроз личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и институтов, на которых зиждется существование общества.1

Данные стремления граждан воплощаются в концепцию (доктрину) национального интереса, конкретное содержание которой также определяется преимущественно объективными параметрами, такими, как:

- геополитическое положение государства на мировой арене, наличие у него союзников или противников, представляющих непосредственную угрозу для национально-государственных интересов страны;

- положение в системе международных экономических отношений, степень зависимости от внешних рынков, источников сырья, энергии и т.д.;

- общее состояние системы международных отношений, преобладание в ней элементов соперничества или партнерства, силы или права.

При изучении национальных интересов государства четко просматриваются два ее аспекта: внутренний, основанный на осознании общности (с точки зрения нации в целом) интересов различных социальных слоев и групп, и внешний. Большинство современных западных исследователей концентрируют свое внимание на внешнеполитической стороне национально- государственных интересов. Общность или сопряженность национальных интересов воспринимается ими, как нечто данное и само собой разумеющееся. По всей видимости, это является отличительной особенностью стабильных, уравновешенных социально-экономических систем, а также «органических» этапов исторического развития общества. Здесь сказываются также глубокие традиции гражданского общества и политическая культура, требующие от любой политической силы и движения безусловного следования сложившимся представлениям о национально-государственных интересах страны. Иначе у них просто нет шансов на сколько-нибудь массовую поддержку и влияние.1

Ситуация, наблюдаемая в современной России, принципиально отличается от описанной выше. Наша страна переживает процесс радикальных преобразований при отсутствии четко зафиксированного их вектора. Состояние общественных умов крайне хаотично и подвержено достаточно беззастенчивому манипулированию. Ни о гражданском обществе (в строгом значении этого слова), ни о политической культуре в нашей стране говорить вообще не приходится. Но все это как раз и, придает проблеме изучения национально-государственных интересов России особую актуальность, причем при рассмотрении ее внутреннего и внешнего аспектов акцент должен быть сделан на внутреннем - на осознании реальности неких общих интересов, стоящих выше интересов различных классов, социальных слоев и групп.

С изменением объективных реальностей, потребностей общества в сфере международного общения может меняться и содержание национальных интересов. В действительности же при определении конкретного содержания национальных интересов необходимо исходить из существования в объективной реальности, как относительно стабильных (меняющихся лишь в течение десятилетий), так и переменных, подверженным частым сменам, величин.

Наиболее сложно найти «формулу» национального интереса для общества, меняющего парадигму собственного развития или же расколотому по социальному, этническому или географическому признаку, иначе говоря, для общества, где не сложился или разрушился консенсус большинства по коренным вопросам его жизни и развития. Смена парадигмы внутреннего развития - переход от тоталитаризма к демократии, например, хотя может и не сказываться на геополитическом положении государства, также вызывает пересмотр взглядов на содержание его национальных интересов. Так, для тоталитарного государства свойственно стремление к максимально высокой степени контроля над всеми сферами жизни общества, в том числе и экономической.

Безопасным и стабильным считается лишь такое развитие, которое обеспечивается собственными ресурсами, на базе полной (или частичной) автаркии. Переход к демократии и рыночной экономике, как правило, порождает стремления к открытости, участию в международном разделении труда, формированию отношений взаимозависимости в экономической сфере с другими государствами, которая в тоталитарном обществе воспринимается как односторонняя зависимость, угроза национальной безопасности. Проблема здесь состоит в том, что концепция национального интереса формулируется и может быть реализована только, как общенациональная доктрина, разделяемая и поддерживаемая большинством общества. Однако на практике такой полный консенсус труднодостижим по следующим причинам.1

Во-первых, в оценке объективных параметров и реальностей, лежащих в основе определения национальных интересов неизбежно присутствует элемент субъективизма, бремя воззрений и суждений прошлого, идеологические мотивы, влияющие на менталитет даже наиболее дальновидных лидеров и теоретиков. Соответственно, у оппозиции проводящемуся курсу всегда есть возможность поставить под сомнение адекватность избранной доктрины объективному содержанию национальных интересов.

Во-вторых, на политический выбор государства влияют различные группы давления, отражающие объективно существующие в большинстве обществ расхождения в определении внешнеполитических приоритетов государства, содержании его национальных интересов. Подобные расхождения присущи и нормально развивающимся странам, они связаны, например, со спецификой интересов различных социальных, половозрастных, этнических, конфессиональных групп, различных фракций деловых кругов, особенностями развития отдельных регионов внутри государства и т.п.

Общенациональное согласие оказывается достижимо, как правило, лишь в экстремальные моменты развития государства, скажем ситуации появления общей для всех, зримо и четко воспринимаемой угрозы. Для определения степени целеустремленности действий государства на международной арене важна не только его абсолютная мощь (военная, экономическая), но и показатели наличия у него «национальной стратегии», опирающейся на четкое понимание национальных интересов, а также «национальной воли» - способности общества разделять и поддерживать понимание этих интересов.1

Проблема соответствия национальных интересов, в том виде в каком они определяются государством, действительным интересам общества стала особенно острой в XX веке, который дал немало ярких примеров того, как попытки реализовывать найденную формулу национального интереса приводили к неудачам, а то и катастрофам. Одним из ярчайших примеров стал – Союз Советских Социалистических Республик (СССР), измотавший свои силы в "холодной войне", в значительной мере порожденной его стремлениями обеспечить единоличное торжество в мировом масштабе тех идей и принципов, на которых строилось само советское общество того времени.

Противоречия между объективными интересами общества (нации, народа) и концепцией национальных интересов (или доктриной, на основе которой определяется внешнеполитическая и военно-политическая стратегии) в некоторых случаях выступают продуктом субъективных просчетов правительств. Чаще, однако, речь идет о более глубинных причинах, связанных с общей ориентацией развития общества и господствующей в нем идеологией.

СССР, сложившийся не как обычное государство, ориентированное на обеспечение собственных интересов, а как база «мировой революции», руководимая Коммунистической Партией Советского Союза (КПСС), которая всегда исходила из того, что прочность советского строя находится в прямой зависимости от развития революционных процессов во всем мире, также был обречен на противостояние с другими государствами, народы которых не разделяли социалистических ценностей. Иначе говоря, интересы СССР в том виде, как они официально формулировались и реализовывались, несмотря на то, что они несколько десятилетий разделялись и принимались советским обществом, объективно были иллюзорными. Следование курсом, основанным на «пролетарском интернационализме», усугубляло противостояние в «холодной войне» с Соединенными Штатами Америки, что подрывало и уровень жизни советского населения, и шансы на его повышение, увеличивало степень опасности, связанной с ядерной угрозой и для СССР, и для всего мира.1

Таким образом, можно заключить, что общество, природа которого порождает интересы, в принципе не реализуемые или же чреватые наступлением национальной трагедии, в основе своей нежизнеспособно. Представляется далеко не случайным, что попытка пересмотреть парадигмальное понимание интересов СССР на мировой арене, предпринятая М.С. Горбачевым, в конечном счете, завершилась распадом государства, крахом самой советской политической системы, ее стержня - КПСС. Эта попытка исходно была не связана с пересмотром парадигмы советской внешней политики, на уровне деклараций речь шла лишь об изменении средств реализации ее целей (без гонки вооружений, без военного противостояния блоков и т.д.).

И все же, принципиально важно подчеркнуть, что национально- государственные интересы неотделимы от всей истории страны, сколь бы древней и противоречивой она не была, от сложившихся на протяжении веков культуры, традиций, системы ценностей и духовного склада ее населения.

1.2 Средства и методы реализации национальных интересов

Сущностное содержание национальных интересов государства неразрывно связано со средствами и методами их реализации. Возможность найти альтернативы без подрыва основания, фундамента определенного типа общественного развития – это важнейший показатель соответствия этого развития общим, глобальным тенденциям мирового прогресса цивилизации. Следует отметить, что гибкость в определении содержания национальных интересов любого государства, выборе средств и методов их реализации становится особенно актуальной в современном мире. Это, прежде всего, обусловлено развитием региональной и глобальной взаимозависимости государств и народов в вопросах обеспечения военной безопасности, защиты экономических интересов, решении экологических проблем во всем мире и т.п.1

С одной стороны, взаимозависимость вносит свои коррективы в выбор средств и методов обеспечения национально-государственных интересов. Современное оружие исключает возможность обеспечения безопасности народа и общества односторонними усилиями, а также недостаточным оказывается и участие в военных союзах. Безопасность одного государства неразрывно связывается со всеобщей безопасностью, обеспечиваемой коллективными усилиями всего мирового сообщества, обеспечением господства в международных отношениях силы права, а не права силы. Экономическая стабильность, включая устойчивость курса национальной валюты, также оказывается в зависимости от состояния международной экономики в целом. Сохранение среды обитания человека в отдельных государствах напрямую зависит от способности других проводить экологически рациональную политику.

Все это свидетельствует о том, что национальные интересы одного государства могут быть реализованы не односторонними, а совместными действиями нескольких государств, уважающих интересы друг друга, решающих их коллизии мирными средствами, с соблюдением общих, единых для всех правовых норм. Инструментами защиты таких национально-государственных интересов все чаще становятся международные организации (такие как НАТО, Европейский Союз и т.п.), которым их государства-участники добровольно передают права и необходимые полномочия, вытекающие из своей суверенности, как субъектов межгосударственных отношений.

Более того, фактор взаимозависимости порождает новые интересы, выступающие реально вкупе с идеей мировой политики, это региональные и глобальные (общечеловеческие) интересы. Региональные интересы начинают развитие там и тогда, где набирают силу интеграционные процессы. Интересы интеграционного блока (такого, как, например, ЕС) не являются только лишь суммой национальных интересов государств-участников интеграции. Более того, между интересами последних могут возникать определенные коллизии, что, однако, не перечеркивает значения того, что на уровне мировой экономики, отношения к глобальным политическим и военным вопросам, коллективные интересы членов интеграционного объединения доминируют. Эти коллективные интересы - своего рода синтез совпадающих в основном национально-государственных интересов стран региона (Европы) в отношении тех проблем, которые могут быть решены их совместными усилиями более эффективно, чем на индивидуальной, обособленной основе.1

Несколько сложнее дело обстоит с глобальными, общечеловеческими интересами людей всего мира. Теоретическое признание того, что у всей мировой цивилизации есть общий интерес в решении проблем экологии, демографии, энергетики, обеспечения безопасного устойчивого и стабильного мирового развития, и решении других глобальных проблем еще не означает возможности и способности отражения этих реальностей в конкретной, повседневной политике каждого государства. В принципе, в долгосрочной перспективе общества, неспособные отказаться от развития «за счет других» или от разрушения природы, и соответствующим образом скорректировать свои интересы, оказываются исторически обреченными на гибель. Но, с одной стороны, слишком велика сила конкретных обстоятельств для многих стран, заставляющая их исходить из текущих и конкретных проблем, а не долгосрочных соображений. С другой стороны, интересы решения глобальных проблем современности и, в конечном счете, выживания всего человечества, становясь составным элементом национально-государственного интереса каждой страны, неизбежно приобретают свою, национально-специфическую окраску, разнясь в своих национальных интерпретациях между собой.1

Так, ряд государств наиболее слаборазвитого «пояса» мира (такие как, страны Южной Африки) не могут при определении своих приоритетов игнорировать того, что под вопросом оказалось физическое выживание населения этого региона. В других государствах, потенциально способных внести большой вклад в решение общечеловеческих проблем и в принципе не игнорирующих общих, глобальных интересов, в силу сложного экономического положения страны (например, зона стран Содружества Независимых Государств) объективно нет возможности уделять должное внимание вопросам экологии, рационального использования ресурсов. Решению многих проблем развития, преодолению трудностей, связанных со сменой парадигмы развития обширных регионов мира, могли бы способствовать страны развитой зоны мира - Северной Америки, Западной Европы, индустриальных центров Азии. В той мере, в какой решение глобальных проблем отвечает их национальным интересам, они могли бы внести свой вклад в решение указанных проблем.

В то же время, казалось бы, наиболее логичный, с точки зрения общечеловеческих интересов, подобный путь решения проблем развития, модернизации, реконструкции и т.д., отнюдь не выглядит реалистичным по ряду причин. Прежде всего, он вступает в противоречие с приоритетами национального и регионального развития передовых стран, поскольку требует отвлечения значительных ресурсов, что трудно-совместимо с их национальными интересами (или национальными эгоизмами). Далее, такой путь подразумевает, что страны, столкнувшиеся с трудностями, будут развиваться за счет других, более развитых, что сформирует модель иждивенческо-зависимого развития. Само принятие помощи, даже оговоренной жесткими условиями, отнюдь не гарантирует эффективного ее использования. Если же оно будет эффективным, то окажется, что развитые страны создали новые экономические «центры силы», способные конкурировать с ними на мировых рынках, что опять-таки мало совместимо с их национальными интересами.

Таким образом, если национально-государственные интересы отдельных стран на региональных уровнях оказываются не просто совместимыми, но и взаимодополняющими друг друга в такой мере, что можно уже с полным основанием говорить об интересах, скажем, стран Европейского Союза, как вполне конкретной реальности, то на глобальном уровне все обстоит сложнее.

Идеальный вариант гармонии общечеловеческих, региональных и национальных интересов оказывается труднодостижимым, и баланс между ними складывается с большим трудом, а найденные компромиссы редко оказываются оптимальными для всех государств. В этой связи можно предположить, что если в прошлом содержание международной жизни определялось противоборством и взаимодействием национально-государственных интересов отдельных стран (например, «холодная война»), то уже сейчас, а тем более в ближайшие десятилетия оно будет определяться иным: поиском обще приемлемых балансов между национально-государственными, региональными и глобальными (общечеловеческими) интересами, противоборством по поводу конъюнктурного и ориентированного на перспективу их понимания, сфера которого проляжет не только и не столько на международной, сколько на национально-государственных аренах отдельных стран, и связана будет она с определением новых, более совершенных парадигм их развития.1

2 Национальные интересы России на современном этапе

развития общества

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности. Как правило, они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики российского государства.

Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с, действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, общественными организациями. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.1

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Соответственно интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики всей страны в целом. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Так, переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике в нашей стране должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации общественного производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина российского государства. На первый план здесь выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, с обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с обязательной поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства страны, с обеспечением занятости населения.1

Также существенное значение имеют усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, принятие мер по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей интересам реальной экономики, облегчение доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, оказание реальной государственной поддержки целевых программ структурной перестройки промышленности.

Важнейшими задачами в целях реализации национальных интересов в области экономики являются - опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, а также расширение рынка наукоемкой продукции. Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри Российской Федерации и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Российское государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей и т.д.

Приоритет экономических факторов в социальной сфере принципиально важен для укрепления государства, для реального государственного обеспечения социальных гарантий, для развития механизмов коллективной ответственности и демократического принятия решений, социального партнерства. При этом важно проведение социально справедливой и экономически эффективной политики в области распределения доходов. Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам России в области экономики, также требует дальнейшего совершенствования законодательства РФ в указанной области и обеспечения его соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.1

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность, а комплексный подход к решению этих задач должен составить основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие России, как многонационального демократического федеративного государства. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальных интересов России.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами РФ в рамках их конституционного статуса. Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:1

    обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ;

    разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

    выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

    совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Следует отметить, что Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы преступности и коррупции, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Здесь приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, нравственности, здоровья и собственности каждого человека независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:1

    выявление, устранение и предупреждение причин, порождающих преступность; усиление роли государства, как гаранта безопасности общества, создание необходимой правовой базы и механизма ее применения;

    укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

    привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

    расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами СНГ.

Решения и меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации в области борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, они должны носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, а также опираться на поддержку общества.

Для профилактики преступности и борьбы с нею, в первую очередь необходимо развитие правовой базы, как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. В целях предупреждения коррупции и устранения условий для легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать действенную систему финансового контроля, усовершенствовать меры административного, гражданского и уголовно-правового воздействия, отработать механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц и служащих организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также соответствия их расходов этим доходам.2

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками СНГ и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости терроризма и других аналогичных явлений.1

Так, основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.

Национальные интересы России в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала нашей страны. Обеспечение национальных интересов Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления человеческой натуры, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.2

Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка, как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов государств-участников Содружества Независимых Государств. В целях обеспечения сохранности и развития нашего культурного и духовного наследия необходимо создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти РФ к развитию медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.1

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды. Так, к числу важнейших направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

    рациональное использование природных ресурсов и воспитание экологической культуры населения;

    предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

    предотвращение радиоактивного загрязнения среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

    экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения (атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов и т.п.);

    безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

    создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие природоохранных мер в экологически опасных регионах РФ.

Внешняя политика Российской Федерации в целях защиты и обеспечения национальных интересов должна быть направлена на:1

    проведение активного внешнеполитического курса;

    упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами;

    обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения региональной стабильности;

    защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в т.ч. с применением мер политического, экономического и иного характера;

    развитие отношений с государствами-участниками СНГ согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;

    содействие урегулированию конфликтов;

    достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

    выполнение обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, оказанием услуг военного назначения;

    содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения, а также развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом и т.п.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы РФ играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Также важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности России является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками СНГ. Интересы обеспечения национальных интересов России предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации. Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:

    создание необходимой нормативной правовой базы;

    развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;

    противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;

    пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

    осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств-участников СНГ.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа. Так, важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:1

    реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности;

    совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

    противодействие противоборству в информационной сфере.

Система обеспечения национальных интересов России создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральными программами в этой области.

Итак, важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Заключение

Исследовав теоретические аспекты национальных интересов России на современном этапе развития общества можно сделать некоторые выводы.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности. Национальные интересы отражают стремления граждан к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения; минимизации угроз личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и институтов, на которых зиждется существование общества. Так, интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы же общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении всей России.

Соответственно интересы российского государства состоят в незыблемости его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании общественного правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества и т.п. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики всей страны в целом.

Национальные интересы, носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики российского государства. Они обеспечиваются институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями.

Список использованной литературы

    Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. //"Российская газета", № 237, 25.12.1993 г.

    Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

    Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006 – 300 с.

    Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебное пособие / Г.А. Голубева. – М., Гардарики, 2004. – 226 с.

    Григорьев, С.И. Начала современной социологии: учебное пособие / С.И. Григорьев – М., 2002. – 168 с.

    Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 171 с.

    Общая социология: учебное пособие / под общей редакцией проф. Э.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 267 с.

    Основы социологии: учебное пособие /М.П. Прокопов, Т.М. Пенская и др.; под ред. М.В. Прокопова – М.: Русская деловая литература, 2003. – 205 с.

    Соколова, В.А. Основы социологии: учебное пособие для вузов / В.А. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 245 с.

    Социология: конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения /сост.: Н.М. Токарская, Л.Н. Синицына, Т.Г. Бахматова, И.С. Карпикова, Е.И. Нефедьева– Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 63 с.

    Социология: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216 с.

    Фролов, С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов – М., ИНФРА-М, 2002.- 96 с.

1 Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебн. пособ. / Г.А. Голубева – М., Гардарики, 2004. – с. 125

1 Общая социология: учебное пособие / под ред. Э.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с.68

1 Григорьев, С.И. Начала современной социологии: учебное пособие / С.И. Григорьев – М., 2002. – с.24

1 Соколова, В.А. Основы социологии: учеб.пособ. / В.А. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с.161

1 Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов вузов / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006 – с.139

1 Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебн. пособ. / Г.А. Голубева – М., Гардарики, 2004. – с. 126

1 Социология: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.86

1 Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с.78

1 Фролов, С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов – М., ИНФРА-М, 2002.- с.53

1 Основы социологии: учебное пособие /под ред. М.В. Прокопова – М.: Русская дел. лит-ра, 2003. – 205 с

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300

1 Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов вузов / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006 – с.141

1 Общая социология: учебное пособие / под ред. Э.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с.71

1 Фролов, С.С. Социология: учебник для вузов / С.С. Фролов – М., ИНФРА-М, 2002.- с.56

2 Социология: конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения /сост.: Н.М. Токарская, Л.Н. Синицына, Т.Г. Бахматова, И.С. Карпикова, Е.И. Нефедьева– Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – с.43

1 Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов вузов / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2006 – с.143

2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300

1 Григорьев, С.И. Начала современной социологии: учебное пособие / С.И. Григорьев – М., 2002. – с.28

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента РФ от 17.12.97 г. № 1300

1 Соколова, В.А. Основы социологии: учеб.пособ. / В.А. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – с.163