Коррупционная преступность и её предупреждение

Северо - Западная академия государственной службы

Реферат

по курсу криминологии России

на тему: Коррупционная преступность и её предупреждение

Выполнила

студентка 4-го курса

юридического факультета

группы 402 юд

Бренёва Я. И.

Зачетная книжка № -юд

Тел.

Преподаватель:

Пишикина Н. И.

Санкт-Петербург

2006

Оглавление:

Введение

Основная часть

1. Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности

2. Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема коррупции среди российских чиновников, к сожалению, постоянно находится в центре внимания. Приходится констатировать, что до настоящего времени государству не удалось добиться сколько-нибудь значимых побед на этом фронте борьбы с преступностью. Между тем любое промедление власти в пресечении этого явления приносит невосполнимый вред как государству, так и обществу. Однако по большому счету дальше разговоров дело не идет. В России до сих пор не принят Федеральный закон «О борьбе с коррупцией». И перспективы его принятия весьма туманны. Не добавили оптимизма и выступления докладчиков на парламентских слушаниях, посвященных совершенствованию законодательства, направленного на противодействие коррупции.

Коррупция в России за последние пять лет качественно изменилась. Такой вывод содержится в опубликованном в середине ноября 2005 года докладе Европейского банка реконструкции и развития и Всемирного банка «Transition report 200. Business in transition». Авторы доклада утверждают, что российские бизнесмены стали меньше тратить на обычные взятки, зато больше – на откаты за получение государственных контрактов. К тому же в стране выросла средняя частота взяток. Общий уровень коррупции в России оценивается по четырехбалльной шкале.

Цель данного реферата:

1. дать понятие и криминологическую характеристику коррупционной преступности;

2. рассмотреть основные принципы, на которых должна строиться антикоррупционная политика России.

Основная часть

    Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности

Коррупция является социальным явлением, характеризующимся подкупом, т.е. продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.

Одним из основных признаков коррупции как противоправного деяния служит наличие ее своеобразного механизма, представляющего собой осуществление одного из следующих действий:

    двусторонней сделки, в ходе которой одна сторона – лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ней возможностях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторона, выступая «покупателем», получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и закрепления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т. п.);

    вымогательства служащим от физических или юридических лиц взятки, дополнительного вознаграждения за выполнение (или невыполнение) правомерных или неправомерных действий;

    инициативного, активного подкупа физическими или юридическими лицами служащих, нередко осуществляемого с сильным психологическим воздействием на них, шантажом и последующей своеобразной «посадкой на взятку»1.

Важная особенность коррупции – это своеобразие субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной стороны, должностные лица и иные государственные и негосударственные служащие, а с другой – любые физические и юридические лица.

Указанные субъекты в своей совокупности образуют своеобразную коррупционную сеть, включающую три составляющие:

    коммерческие, финансовые структуры, их представители, реализующие полученные в результате коррупционных деяний выгоды и льготы и превращающие их в дополнительный доход;

    группу государственных и негосударственных чиновников, предоставляющих за плату указанные выгоды и льготы и обеспечивающие прикрытие корруптеров при принятии различных решений;

    группу защиты коррупции, включающую должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.

При этом необходимо иметь в виду, что коррупция преимущественно развивается на основе существующих государственных и муниципальных структур. Анализ распределения коррупционных потоков по разным уровням власти свидетельствует о лидерстве в этом отношении муниципального уровня, держащего три четверти рынка коррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на региональный и 5% - на федеральный уровни власти.

О большой пораженности коррупцией российского чиновничества говорит и структура привлекаемых к ответственности коррумпированных лиц: 40% - государственные чиновники разного уровня; около 25% - сотрудники правоохранительных органов; 12% - работники кредитно-финансовой системы; 9% - служащие контрольных органов; 3-4% - сотрудники таможенной службы; 0,8% - депутаты; 7-8% - прочие лица.

Результаты опроса граждан показали, что корруптерами становятся около 38% частных лиц, решающих свои бытовые проблемы, и 82% - бизнесменов. Только 13% бизнесменов имеют активную антикоррупционную установку.

Постоянный рост в стране численности госаппарата неизбежно приводит к увеличению числа фактов проявления коррупции. Не случайно абсолютное большинство опрошенных руководителей коммерческих структур (98%) сталкивались с вымогательством чиновников, а 96% были вынуждены идти на дачу взяток.

Своеобразной чертой коррупции является разнообразие предметов купли-продажи в коррупционных деяниях и их различие для коррупционера и корруптера при их общей корыстной мотивации либо иной личной заинтересованности.

Около 70% принимаемого коррумпированными служащими вознаграждения составляют деньги; 22% - иные материальные блага (подарки, ценные бумаги, оплата развлечений, отдыха, лечения, транспортных расходов, зарубежных туристических поездок, выплата гонораров, издание художественного произведения от имени коррупционера и т. п.); около 8% - нематериальные блага (различного рода льготы и услуги, связанные, например, с поступлением членов семьи в вузы, их лечением, предоставлением высокооплачиваемой работы в коммерческих структурах, а также преимуществ в получении кредита, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества и т. п.).

В свою очередь, корруптеры в результате обоюдной сделки также получают возможность приобретать материальные и нематериальные блага. Таким путем, в частности, они выводят физических и юридических лиц, действующих в нарушение установленных правил, совершающих правонарушения, из-под социального контроля; приобретают возможность поддержки и активного лоббирования подкупленным лицом своих интересов; получают необходимую информацию; устраняют препятствия в своей зачастую противоправной деятельности и т.п. Нередки случаи предоставления коррупционерами и таких услуг, как облегчение лицензирования, регистрации предприятий; непринятие мер по фактам совершения преступлений, смягчение наказания; создание возможности для неуплаты налогов, таможенных сборов и других платежей государству.

В качестве нематериальных благ корруптеры нередко обеспечивают и свою правомерную деятельность, защиту охраняемых законом жизни, здоровья, чести, доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, права на имя, право авторства и т.п.

Особенностью современной коррупции являются ее широкое распространение в стране, значительные масштабы, особая общественная опасность. Не случайно более половины российских граждан считают коррупцию одной из главных проблем страны, а свыше 80% полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно1.

По вполне обоснованному мнению социологов, исследовавших современную коррупцию в России, главная закономерность экономической жизни страны такова: на взятки в России ежегодно тратится 37 млрд. долларов, т. е. сумма, примерно равная доходной части годового бюджета страны.

При этом основная сумма ежегодно выплачиваемых коррупционерам средств приходится на структуры российского бизнеса (33,8 млрд. долларов). На многослойную бытовую коррупцию приходится 2,8 млрд. долларов, в том числе: на поступление в вузы – 449 млн. долларов; на «бесплатное» – медицинское обслуживание – почти 600 млн. долларов; на подкуп сотрудников автоинспекции – 368 млн. долларов; на подкуп судей – 274 млн. долларов.

Коррупционной сетью охвачены такие важные сферы жизни, как экономика и политика. Особенно широко пронизаны коррупцией приватизация государственной собственности, финансирование, кредитование, банковские операции, лицензирование и квотирование, внешнеэкономическая деятельность, распределение фондов, осуществление земельной реформы и т.п. Одновременно коррупционная деятельность проникает и в такие политические процессы, как выборы в органы законодательной власти, деятельность этих органов, осуществление кадровых перестановок в органах государственной и муниципальной власти, принятие и реализация государственных решений.

В массовом сознании коррупция, к сожалению, получает все большее оправдание и даже одобрение как путь, позволяющий эффективно решать возникающие у населения проблемы. На уровне бытовой коррупции взятка выступает почти стопроцентной гарантией успеха, а сама коррупция все больше становится органической, естественной частью жизни общества. Поэтому самым опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, противоправное нарушение защищаемых законом интересов государства, отдельных граждан, но и развращение населения, общества в целом, которое фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять.

При анализе коррупции следует иметь в виду, что она не всегда является уголовно-правовым явлением. В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность виновных.

Дисциплинарные коррупционные проступки обычно проявляются в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание.

К административным коррупционным проступкам, ответственность за совершение которых предусмотрена соответствующим законодательством, могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; многие административные правонарушения в области охраны собственности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и природопользования, предпринимательской деятельности и т.п.

Преступлениями коррупционного характера являются предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.

К преступлениям коррупционного характера относятся в первую очередь предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:

    воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;

    незаконное получение и разглашение сведений, состав­ляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;

    подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;

    коммерческий подкуп;

    получение взятки;

    дача взятки;

    провокация взятки либо коммерческого подкупа;

    подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.

Кроме того, к этим преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством следующие деяния коррупционного характера:

    невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;

    регистрация незаконных сделок с землей;

    контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;

    злоупотребление должностными полномочиями;

    злоупотребление полномочиями частными нотариусом и аудитором, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;

    превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности;

    незаконное участие в предпринимательской деятельности;

    служебный подлог.

Особенностями коррупционной преступности являются:

    несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;

    использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;

    наличие у него корыстной или иной личной заинтересованно­сти и умысла на совершение противоправного деяния;

    непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;

    специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;

    относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;

    тесная связь с организованной преступностью, представители которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступно нажитых средств;

    повышенная общественная опасность.

Одним из существенных условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, являются недостатки организационно-распорядительного характера и социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции.

Существование недостатков социального контроля – результат крупных просчетов в управлении делами государства и общества, в формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования государственной и иной службы, в распространении психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, их подкупающих. В результате ослаблена и работа правоохранительных органов, их борьба с должностной и коррупционной преступностью.

Не случайно ежегодно вскрывается крайне незначительное число соответствующих преступлений (около 4000-4500 получения взятки, до 2500 – дачи взятки, 2500 – коммерческого подкупа и т.п.). Еще меньше лиц, виновных в совершении этих преступлений (около 4000), фактически привлекаются к уголовной ответственности. При этом к лишению свободы приговариваются лишь около трети осужденных взяточников. Конечно, во многом такое положение объясняется привлечением к ответственности случайных, невысокого ранга взяточников, а не лиц, занимающих в государственном и ином аппарате высокие должности или имеющих высокопоставленных покровителей.

Большое значение в системе детерминант коррупционной преступности имеют и негативные личностные характеристики самих государственных и иных служащих, особенно учитывая колоссальный рост в стране их количества (только в государственном секторе в настоящее время насчитывается около 1,5 млн. чиновников).

К числу этих характеристик относятся, к примеру, такие черты, как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.

На формирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияние оказывают:

    изначальная настроенность служащих на использование своей работы в личных корыстных интересах;

    наличие в их среде лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет криминальной деятельности;

    наличие дорогостоящих привычек и интересов;

    ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами;

    некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня материальной обеспеченности личности и желание поднять его с помощью совершения преступлений;

    желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции.

Структура преступлений, которые можно отнести к коррупции, выглядит следующим образом: хищения путем присвоения или растраты чужого имущества - 60%; злоупотребление служебными полномочиями, их превышение - 13%; служебный подлог - 10%; получение взяток - 5%; дача взяток - 3,5%; иные преступления - 8,5% (коммерческий подкуп, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, незаконное участие в предпринимательской деятельности, халатность).

Динамика коррупционной преступности характеризуется неуклонным повышением абсолютного числа зарегистрированных преступлений: с 72,8 тыс. в 1999 году до 82 тыс. в 2003 году. В 2003 году было выявлено 25570 преступных посягательств против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе 7346 фактов взяточничества, к уголовной ответственности за взяточничество привлечено 2913 лиц, рост коррупции составил 16,8%.

В первом полугодии 2004 года зарегистрировано свыше 19 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления, в том числе 6240 фактов, связанных с получением и дачей взяток. К уголовной ответственности за взяточничество за этот период было привлечено 1931 лицо, рост составил 28%. При этом наблюдается тенденция увеличения числа обращений должностных лиц с заявлениями о том, что им предлагают взятку.

Что касается сферы образования, то только в Москве и Московской области в системе образовательных учреждений в 2003 году было зарегистрировано 8456 преступлений, к уголовной ответственности привлечено 858 должностных лиц. Всего в первом полугодии 2003 г. в Москве было возбуждено 183 уголовных дела за дачу взятки, за получение взяток - 25. В Московской области возбуждено 67 уголовных дел за первые 6 месяцев в этой сфере.

За шесть месяцев 2003 года было выявлено 9235 преступлений экономической направленности, в том числе 6353 налоговых преступления, из них тяжких и особо тяжких 2970. Размер причиненного государству ущерба по возбужденным уголовным делам составил более 26 миллиардов рублей, в суд направлено более 2085 уголовных дел по налоговым преступлениям. При этом было возбуждено 88 уголовных дел, по каждому из которых сумма причиненного государству ущерба превышает 20 миллионов рублей, в том числе 23 уголовных дела с суммой ущерба свыше 100 миллионов рублей.

Всего правоохранительными органами за указанный период выявлено 237,2 тысячи преступлений экономической направленности, 83,1 тысяча - тяжких и особо тяжких, 25 тысяч - причинивших крупный ущерб потерпевшим, 7,3 тысячи - совершенных преступными группами либо преступными сообществами. Кроме того, за первое полугодие 2004 года возбуждено 36 уголовных дел по фактам коррупции среди налоговых инспекторов.

По данным Верховного суда РФ, за коррупционные преступления ежегодно осуждается около 15 тысяч лиц.

Согласно докладу международной организации Transparency International (TI), в 2003 году Россия по индексу восприятия коррупции заняла 86-е место из 133 возможных, разделив это малопочетное место с Республикой Мозамбик. По данным исследования TI, проведенного совместно с фондом ИНДЕМ, в список наиболее коррумпированных ведомств России входят госконторы, ведающие выдачей лицензий и квот на экспорт, бюджетными трансфертами, налоговыми зачетами, обслуживанием бюджетных счетов, зачетом долгов в регионах, а также приватизацией. Уровень «отката» тому или иному чиновнику тоже не тайна: от 10 до 30% от суммы сделки, с постоянной тенденцией к повышению.

Из проведённого в 2000 году исследования были выявлены категории государственных служащих, требовавших или получивших взятки в 1999 году (три наиболее часто встречающихся ответа):

Москва (251): работник милиции 55%; врачи / медсестры 9%; учителя / преподаватели ВУЗов 7%.

Взятки должностным лицам (три наиболее часто встречающихся ответа):

Москва: другие муниципальные служащие / представители местной власти 54%; сотрудники милиции 45%; работники таможни 45%.

Где наблюдается самый высокий уровень коррупции (пять наиболее часто встречающихся ответов):

Москва: получение талона техосмотра машины 75%;  таможенная очистка грузов 65%; получение правительственных заказов на предоставление товаров и услуг 54%; получение разрешений от муниципалитетов и районной администрации 53%; контроль за соблюдение санитарных норм 50%1.

Полученные результаты свидетельствуют, что бесспорным лидером с точки зрения коррумпированности является таможенная очистка грузов. Чрезвычайно распространена коррупция при прохождении техосмотра автомашины. Зоной повышенной «коррупциогенности» являются органы местного самоуправления и районной администрации. По-видимому, все эти сферы должны привлечь усиленное внимание законодательных, исполнительных, контролирующих и правоохранительных органов государств.

2. Антикоррупционная политика

Актуальность борьбы с коррупцией обусловлена рядом обстоятельств, которые носят политический, экономический, социальный и правовой характер.

Во-первых, коррумпированность российских чиновников привела к тому, что в общественное сознание активно внедрилась мысль о неэффективности работы органов государственной власти, снижении их компетенции.

Во-вторых, коррупция как социально опасное явление, обладающее чрезвычайно высокой степенью латентности и адаптивности к внешним факторам, с каждым годом порождает целый ряд экономических преступлений, наносит огромный экономический ущерб: по мнению специалистов, теневая экономика ежегодно направляет около 7 млрд. долларов на коррумпирование чиновников, до половины преступных доходов на эти же цели расходует организованная преступность.

Можно ли победить коррупцию? По мнению президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергея Борисова, нужно шаг за шагом отвоевывать у неё место под солнцем. Нужно вводить персональную ответственность чиновника за создание избыточных барьеров и вырабатывать способы, как это можно оценить. Соответственно требуются административные регламенты, создание механизма досудебной апелляции, позволяющего в досудебном порядке отменить неправомерные действия чиновников. Важно, чтобы предприниматели уходили от псевдолоббирования и занимались цивилизованным лоббированием через общественные объединения, чтобы они отказались от традиции давать взятку. Согласно опросам, категорически отвергают взятки только 2% бизнесменов, а остальные так или иначе участвуют в процессе мздоимства.

Есть и другой путь. Необходимо создавать такие условия, при которых коррупция становится невозможной. В качестве иллюстрации можно привести уже ставший почти классическим пример: ситуация в бывшем министерстве топлива и энергетики. Это ведомство имело славу одного из самых коррумпированных. Когда у него забрали функции проведения сертификации и регулирования доступа к магистральным нефтепроводам, уровень коррупционности там резко пошел на спад. В последние годы его существования на это ведомство в данном аспекте никто не жаловался1.

Планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:

    абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти;

    не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила;

    ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции;

    коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления;

    борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества;

    антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России,

настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Из приведенного выше анализа следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

    организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;

    сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;

    уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;

    увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;

    влияние на мотивы коррупционного поведения;

    создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

Естественно ожидать, что реализация антикоррупционной политики может

встретить сопротивление на разных уровнях административной иерархии.
Нельзя утешать себя тем, что повышение уровня коррупции всегда сопровождает глобальные переходные процессы. Есть страны, которые на стадии модернизации пережили всплеск коррупции, но смогли его побороть целенаправленными усилиями. Но существуют и другие примеры – страны, в которых реформы вызвали увеличение коррупции, а отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с ней привело к ее укоренению.

Заключение

Таким образом, коррупционная преступность – это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах.

Хотя коррупция – общемировое явление, в каждой стране она имеет свои особенности, свой размах, свои традиции. России в этом смысле «повезло»: отечественная коррупция щедро наделена специфическими чертами. Многое из того, что есть у нас, в других странах либо совсем не развито, либо не приобрело такого истинно российского размаха.

Особенно сильно страдает от коррупционного пресса малый бизнес. По мнению президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергея Борисова, малое предпринимательство на сегодняшний день развивается вопреки выстроенным для него преградам. 70% усилий предприниматели тратят на хождение по мукам, на преодоление административных барьеров и на выплату статусной ренты.

Также следует отметить, что антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений, на ясных и продуктивных принципах.

Список используемой литературы:

    Гурвич В. В паутине взяточничества. М., 2004.

    Коррупция в России: статистика, сравнительный анализ, зарубежный опыт / Информационно-аналитическое агентство МиК. М., 2004.

    Кирпичников А. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.

    Козлов Ю. Г. Коррупция: криминологические и социально-политические аспекты // Право, 1998, № 1.

    Коррупция и борьба с ней / Под ред. А. И. Долговой. М., 2002.

    Криминология: Учебник для вузов / Под ред. А. И. Долговой. М., 2005.

    Криминология: Учебник для вузов / Под ред. В. Д. Малкова. М., 2005.

    Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право, 1999, № 2. 

    Понаморев П. Г. Уголовно-правовые проблемы противостояния коррупции. М., 1998.

    Темнов Е. И. Коррупция. Происхождение современного понятия. М., 1999.

1 Малков В. Д. Криминология / Учебник для вузов. М., 2005.

1 Малков В. Д. Криминология / Учебник для вузов. М., 2005.

1 Коррупция в России: статистика, сравнительный анализ, зарубежный опыт / Информационно-аналитическое агентство МиК. М., 2004.

1 Гурвич В. В паутине взяточничества. М., 2004.