Конституционное право Китайской Народной Республики

. Конституционное право Китайской Народной Республики

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…..……………………………………………………………….3

1. Социальная структура Китая, сущность экономических и политических реформ в обществе……………………………….….4-12

2. Всекитайское собрание народных представителей: роль, структура,

порядок избрания, полномочия, организация работы…………..…2-16

3. Порядок формирования, полномочия и ответственность Государственного совета…………………………………………..16-18

4. Конституционные основы организации суда и прокуратура…....18-24

Заключение……….………………………………………………..…..25-26

Список литературы………………………………………………………27

Введение

Главный источник современного государственного права Китая - Конституция КНР 1982 г., состоящая из введения и четырех глав, в которых объединены 138 статей. Подготовка этой Конституции продолжалась около двух лет, ее проект прошел более чем полугодовое всенародное обсуждение. По сравнению с предшествующими двумя конституциями Конституция 1982 года содержит целый ряд нововведений, в ча­стности в ней восстановлен учрежденный еще Конституцией 1954 г. пост Председателя КНР, предусмотрено создание Цент­рального военного совета, восстановлено волостное звено орга­нов власти, в составе правительств различных уровней преду­смотрена система ревизионных органов, устранены наиболее одиозные формулировки обязанностей граждан КНР1.

Данная Конституция уже трижды подвергалась измене­ниям (последний раз в 1999 г.), которые отражают трансфор­мацию подхода КПК ко многим общественным явлениям. В ре­зультате внесенных изменений на конституционном уровне появились такие новаторские (и ревизионистские с точки зре­ния ортодоксального марксизма) понятия, как социалистиче­ское правовое государство, социалистическая рыночная эко­номика и др. Вместе с тем некоторые формулировки были «очи­щены» от тенденциозной социалистической терминологии (например, в ст. 28 Конституции в 1999 г. термин «контррево­люционная деятельность» был заменен на «преступная деятель­ность») или изложены более неопределенно (так, вместо фра­зы «Китай находится на начальной стадии социализма» во вве­дении появилась формулировка: «Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социа­лизма»). Следует отметить, что хотя в целом эти новеллы не изменяют общую оценку Конституции Китая как социалистической, однако вносят весьма серьезные нюансы. Кроме того, если общее направление изменений, хотя бы в таком медлен­ном темпе, сохранится, то в результате может сложиться текст Конституции, который в целом будет мало чем, за исключе­нием слова «социалистический», отличаться от конституций большинства стран мира.

Целью настоящего реферата является изучение основных положений действующей Конституции Китайской Народной Республики.

На основе поставленной цели, определены следующие задачи: дать характеристику социальной структуре Китая, проанализировать сущность экономических и политических реформ в обществе; охарактеризовать Всекитайское собрание народных представителей: его роль, структуру, порядок избрания, полномочия и организацию работы; проанализировать порядок формирования, полномочия и ответственность Государственного совета; дать характеристику конституционных основ организации суда и прокуратуры.

1. Социальная структура Китая, сущность экономических и политических реформ в обществе

Конституция КНР и документы Коммунистической партии Китая (КПК) оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для социалистического «конституционализма» понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция, народы. Так, во введении к Конституции записано, что «в деле социалистического строительства необходимо опираться на рабочих, крестьян и интеллигенцию...». Действительно, в период господства идеалов «большого котла» и «железной плошки», нивелировки потребностей населения и искусственного поддержания однородности их интересов классы выступали как наиболее социально значимые структуры китайского общества.

Экономическая реформа стимулировала осознание специфичности интересов различных слоев и групп. Исследования социологов показывают, что представители различных слоев населения все чаще идентифицируют себя не с каким-либо классом, а с иными социокультурными общностями: все отчетливее осознает свои специфические интересы молодежь, формируются этноконфессиональные общности, кадровые специалисты, служащие государственного аппарата, преподаватели все чаще пишут о превращении интеллигенции в самую прогрессивную общественную силу. Вследствие огромной численности населения КНР каждая из таких общностей бывает равна по своей численности населению крупного европейского государства.

Реальную и острую социальную проблему представляет собой в КНР безработица. И хотя согласно частям второй и четвертой ст. 42 Конституции «государство различными путями создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся», а кроме того, «осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу», выполнение государством этих конституционных обязанностей в Китае (как, впрочем, и во многих других странах) еще весьма далеко от завершения.

Согласно ст. 43 Конституции, государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков. В трудовом законодательстве КНР рабочее время и система отпусков действительно урегулированы, а улучшение условий для отдыха и укрепления здоровья - задача, которая вряд ли когда-нибудь может считаться завершенной. Это типичная «материальная гарантия», за результаты которой никто ни с кого спросить не может.

В ст. 44 и 45 Конституции сформулированы задачи госу­дарства, а подчас и общества в области социального обеспече­ния. Так, государство в соответствии с законом устанавливает порядок ухода на пенсию рабочих и служащих, при­том что «государство и общество обеспечивают пенсионеров». На государство возложена задача развивать социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитар­ное обслуживание, государство и общество должны обеспе­чивать инвалидов из числа военнослужащих, оказывать мате­риальную помощь семьям павших героев, предоставлять льготы семьям военнослужащих, помогать слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования.

Несмотря на громадное преобладание в населении Китая основного этноса хань (так себя называют китайцы), страна все же относится к числу многонациональных, тем более что подчас при относительно низком проценте в населении числен­ность отдельных народов составляет многие миллионы людей, которые порой проживают на обширных территориях. В обла­сти межнациональных отношений, особенно в период «куль­турной революции», было совершено немало преступлений, связанных с насильственной китаизацией. Поэтому Конститу­ция не могла оставить без внимания эту проблему. В ст. 4 сформулированы основные принципы национальной политики государства:равноправие национальностей, запрещение националь­ной дискриминации и угнетения, действий, подрывающих спло­ченность национальностей, свобода употребления и развития национального языка и письменности, сохранения и изменения нравов и обычаев; государственная гарантия законных прав и интересов малочисленных национальностей, помощь районам их прожи­вания в ускорении темпов экономического и культурного раз­вития, районная автономия в районах их компактного прожи­вания.

Часть первая ст. 49 обязывает государство охранять брак, семью, материнство и детство, а часть вторая ст. 46 — обес­печивать всестороннее нравственное, умственное и физичес­кое развитие молодежи, подростков и детей. В ст. 48 указано, что женщины пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни, а государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами плату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин. В какой мере это реализуется, можно видеть хотя бы из того факта, что в руководстве стра­ны за полвека после победы коммунистов в гражданской вой­не не было и нет женщин, за исключением Цзян Цин, кото­рая выдвинулась во время «культурной революции» благода­ря тому, что была супругой руководителя КНР Мао Цзэдуна.

В ст. 9 (часть вторая) и 26 особое внимание уделено при­родоохранной деятельности государства и его деятельности по оздоровлению окружающей среды.2

В Конституции КНР содержатся многие традиционные для социалистического государства нормы, и тем не менее конституционная модель экономики социалистического государства в КНР имеет модернизированный характер.

Конституции социалистических стран, как правило, содержали характеристику социалистической системы хозяйства, или социалистической экономической системы. Эта характеристика (в зависимости от оценки соответствующей коммунистической партией этапа, на котором находилась страна) давалась в двух вариантах: в первом варианте о социалистической экономике говорилось как о свершившемся факте, тогда как второй вариант конституционной характеристики экономической системы отражал переход к социалистической экономике. Формулировки Конституции КНР сочетают оба подхода. С одной стороны, часть первая ст. 6 Конституции гласит: «Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики — социалистическая общественная соб­ственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс». Из этого положения можно сделать вывод, что социалисти­ческая экономическая система уже сложилась. Однако новая, третья, часть этой же статьи, перекликается с содержащим­ся во введении положением о длительном нахождении страны на начальной стадии социализма и устанавливает: «На началь­ной стадии социализма государство поддерживает экономичес­кую систему, при которой общественная собственность доми­нирует и другие формы собственности развиваются параллель­но, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения». В противоречивости этих положений получа­ет отражение курс КПК на отход от традиционного для соци­алистических стран форсирования развития социалистических отношений к известной их консервации на достигнутом уров­не в течение неопределенного времени в сочетании с разви­тием рыночных отношений.

Поскольку в Китае предпринимаются усилия по форми­рованию рыночной сферы функционирования государственных предприятий и других субъектов хозяйствования, на консти­туционном уровне нашел отражение вопрос о соотношении плана и рынка. До марта 1993 г. ст. 15 Конституции КНР гласи­ла: «Государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство. С помощью всесторонне сбалансиро­ванных экономических планов и вспомогательной роли рыноч­ного регулирования государство гарантирует пропорциональ­ное, гармоничное развитие народного хозяйства». До XIV съезда КПК (1992 г.) рыночный социализм типа югославской модели объявлялся неприемлемым для Китая, но начиная с XIV съезда в партийных документах говорится уже о социалистической рыночной экономике. По мнению китайского автора Цзо Чанцина, основные особенности новой системы социалистической рыночной экономики сводятся к следующему: распределение ресурсов при использовании рыночного механизма; самостоятельность хозяйственных предприятий; четкое определение прав собственности; создание рынка факторов производства; косвенный макроэкономический контроль правитель­ства; разработка законодательства, регламентирующего хо­зяйственную деятельность.

Социалистический характер экономики Китая проявляет­ся, по мнению китайских экономистов, прежде всего в доми­нировании государственной собственности в народном хозяй­стве страны и ведущей роли принципа распределения по тру­ду. Вместе с тем формулировка Конституции делает возможным и акцент на рыночном характере преобразований, «допускает различные толкования, ее трактовка может меняться в зави­симости от задач экономической политики китайского руко­водства и практических потребностей реформы».

Политическая установка КПК на создание социалистичес­кой рыночной экономики получила конституционное оформле­ние. Статья 15 Конституции в редакции 1993 г. гласит: «Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование. Государство в соответствии с законом запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общества».

Особенность Конституции КНР заключается и в том, что она регулирует такой, казалось бы, частный институт хозяйства, как семейный подряд. Часть первая ст. 8 Конституции в редакции 1999 г. устанавливает: «Сельские коллективные хо­зяйственные организации осуществляют двухуровневую систе­му хозяйствования, основой которой является семейный под­ряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют со­бой социалистический сектор экономики, основанный на сис­теме коллективной собственности трудящихся масс».

Также имеется и другая особенность Конститу­ции — допуск иностранного капитала.

В соответствии с социа­листической традицией в Конституции КНР большое внимание уделено регулированию экономической политики и хозяйствен­но-организаторской деятельности государства. В Конституции предусмотрены или из нее вытекают такие цели экономиче­ской политики государства, как: совершенствование макрорегулирования (ст. 15); усиление законодательной деятельности в области эко­номики (ст. 15); обеспечение целостности экономического строя обще­ства (запрещение его нарушения - ст. 15); охрана различных форм собственности (ст. 11, 12, 13); рациональное распределение средств накопления и потребления (ст. 14); совершенствование систем управления экономикой и управления предприятиями (ст. 14); повышение производительности и улучшение органи­зации труда (ст. 14).

Кроме того, в Конституции нашла отражение экономичес­кая стратегия государства по использованию достижений на­уки и техники, созданию условий для их развития (ст. 14).

Конституция КНР устанавливает также основы компетен­ции государственных органов в сфере экономики.

Политическая система КНР отличается значительным своеобразием.

Во-первых, в силу своего социалистического характера она включает специфические институты, типичные именно для социалистических стран (коммунистическая партия, народный фронт и др.), причем и государство, и различные формально общественные формирования функционируют и взаимодействуют под руководством КПК.

Во-вторых, в КНР наблюдается специфическое переплетение формальных и неформальных институтов, при этом формальное значение отдельных институтов политической системы, в том числе и официально пропагандируемое, как правило, далеко не совпадает с реальным. Например, формально вопросы национальной безопасности входят в компетенцию специально создаваемого ВСНП государственного органа - Центрального военного совета. Известно, и в КНР это считается вполне вытекающим из особенностей социалистического государства, что на практике решениям этого органа предшествуют решения Политбюро ЦК КПК. Анализ же принятия конкретных решений позволяет синологам предположить, что политику по вопросам национальной безопасности определяет немногочисленная группа высших военных, партийных и отставных деятелей, а члены Политбюро выступают в роли консультантов этих могущественных политиков.

В Китае сохраняется и такая весьма своеобразная структура власти, как формально не существующий, почти никогда не собирающийся вместе, но вполне реальный «ареопаг патриархов» КПК (менее 10 человек). Большинству из них за 80, а некоторым и за 90 лет, и они не занимают государственных или партийных постов, но те, кто официально занимает руководящие посты в КПК и КНР, считаются с их мнением и советуются с ними, более того, без их согласия невозможно принятие важных политических решений в партии и государстве.

В-третьих, на функционирование политической системы огромное влияние оказывает феномен личных связей («гуань си»). Этот ведущий внутренний механизм политической системы КНР уходит корнями в далекое прошлое китайской традиционной культуры. Проанализировать и выявить его воздействие на функционирование политической системы довольно сложно, а часто и невозможно в силу ряда причин, в том числе и закрытости китайского общества. Однако иметь в виду его необходимо, поскольку действие всех институтов осуществляется главным образом через «гуань си», а не в европейском понимании, но российскому читателю это понять несложно3.

С формальной точки зрения политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: КПК, другие политические партии и формально неполитические организации, государство и народный фронт.

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризуется в документах как «правящая партия», а демократические партии - как «партии, участвующие в политической жизни».

Коммунистическая партия Китая определяется в китайской литературе как авангард рабочего класса, выразитель интересов многонационального народа страны, руководящая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успехи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальнейшем возлагается руководство «народами всех национальностей Китая». В своей деятельности КПК руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина. Главной задачей партии в настоящее время признается «социалистическая модернизация» и превращение Китая в «социалистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией». Феномен КПК, сохранившей свои позиции в условиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунистические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонстрировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отказаться от целого ряда догматических положений (о несовместимости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую платформу КПК путем использования традиционных конфуцианских ценностей и идей национального патриотизма.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный комитет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дисциплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК.

Для политической системы КНР характерно тесное переплетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчинение территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Именно поэтому разработка, например, пятилетних планов осуществляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принимаются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. «Предложений ЦК КПК о разработке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны», в которых были определены все основные моменты документов, принятых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социального развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается главным образом идеологический и политический характер руководства КПК. «Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства». Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь любые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что «в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и действия, которые ставят под сомнение ее руководящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии».

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

«Особенностью и преимуществом политической системы Китая» в официальных китайских документах называют существование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального развития, Китайская ассоциация содействия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Лига демократического самоуправления Тайваня.

Указанные партии организационно самостоятельны: каждая имеет свой собственный устав, выборные органы, собственную социальную базу и печатный орган. «Однако самостоятельность эта чисто формальная, поскольку все они признают руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки».4

В отношении этих партий проводится курс на «длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор». Основными формами взаимодействия КПК и демократических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рамках НПКСК, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фронта) и его местные органы курируют деятельность демократических партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий являются депутатами Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах, но, «как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, заместителей председателя народного правительства и т. п.».

В китайской литературе отмечается определенная активизация деятельности демократических партий после длительного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении политической власти. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую «многопартийность и парламентаризм западного образца».

Сложившаяся «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» официально расценивается как «особенность и преимущество политической системы Китая». В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюрализма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что «в современном Китае широкой социальной базы для оппозиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличивать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические подвижки в политической области».

В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Вопрос о необходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и негативный опыт ряда постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности — как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: «В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная»5.

2. Всекитайское собрание народных представителей: роль, структура, порядок избрания, полномочия, организация работы

По Конституции КНР верховным органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представи­телей (ст. 57). Принцип единства власти реализуется в КНР через создание единой системы собраний народных представи­телей, построенной наподобие советской системы, и образую­щей своего рода хребет всей системы государственных органов. ВСНП представляет собой вершину этой системы.

Компетенция ВСНП в целом традиционна для социа­листического представительного органа: законотворчество, включая изменение Конституции, избрание и утверждение высших должностных лиц государства (некоторых — по пред­ставлению других высших должностных лиц) и других высших органов, освобождение от должности высших должностных лиц, утверждение планов экономического и социального развития, бюджета страны и отчетов об их выполнении, решение вопро­сов административно-территориального устройства, вопросов войны и мира. Перечень полномочий ВСНП — открытый: в со­ответствии с п. 15 ст. 62 Конституции ВСНП «осуществляет дру­гие полномочия, которые надлежит осуществлять верховному органу государственной власти». Особенности компетенции этого органа связаны с разграничением полномочий с другим орга­ном власти — Постоянным комитетом ВСНП.

Формирование ВСНП происходит, как показано в предыдущем параграфе, путем многостепенных выборов. Со­гласно ст. 59 Конституции ВСНП образуется из представите­лей, избранных от провинций, автономных областей, городов центрального подчинения и Вооруженных сил, причем все ма­лочисленные национальности должны иметь соответствующее число представителей. Выборы проводятся под руководством ПК ВСНП.

Срок полномочий ВСНП — пять лет (ст. 60). За два меся­ца до истечения этого срока следует провести выборы нового состава ВСНП, но при чрезвычайных обстоятельствах допус­кается их отсрочка и продление полномочий ВСНП. Для это­го требуется решение не менее 2/3 всех членов ПК ВСНП. После прекращения чрезвычайных обстоятельств выборы сле­дует провести в течение года.

Число депутатов ВСНП не должно пре­вышать 3 тыс. человек. Это самый многочисленный представительный орган в мире, однако если рассмотреть вопрос с точ­ки зрения соотношения численности населения и численности представительного органа, то очевидно, что для достижения, например, европейских «стандартов» представительности (если бы таковые существовали) численность этого органа следова­ло довести примерно до 10 тыс. человек, что представляется неразумным. В принципе существует определенная зависимость между работоспособностью и численностью органа, однако в условиях жесткой партийной дисциплины, когда решения его предопределены заранее, это значения не имеет.

ВСНП — однопалатный орган. В его структуру входят пре­зидиум сессии, комиссии, делегации от избирательных единиц. ПК ВСНП представляет собой особый высший государственный орган, который не является внутренним органом ВСНП, и по­этому мы его рассматриваем отдельно (см. п. 2 настоящего па­раграфа).

Президиум сессии, избираемый для каждой сессии зано­во, руководит заседаниями ВСНП. Согласно Регламенту Все­китайского собрания народных представителей Китайской На­родной Республики 1989 г. на первом заседании президиума «выделяются» несколько постоянных председателей президиума и несколько членов для поочередного председательствования на каждом пленарном заседании ВСНП. На сессии создается также секретариат, который выполняет поручения президиу­ма и ведет повседневные дела сессии.

Что касается комиссий, то согласно ст. 70 Конституции ВСНП создает комиссию по делам национальностей, комиссию законодательных предположений, финансово-экономическую комиссию, комиссию по делам образования, науки, культуры и здравоохранения, комиссию по иностранным делам, комис­сию по делам китайских граждан, проживающих за границей, и другие необходимые специальные комиссии. В отличие от пре­зидиума сессии они действуют в течение всего созыва, а в период между сессиями ВСНП подчиняются ПК ВСНП. Комис­сии рассматривают законопроекты, проверяют административ­но-правовые акты и акты местных органов власти с точки зре­ния соответствия Конституции и законам и представляют по ним доклады, рассматривают запросы, переданные президи­умом ВСНП или ПК ВСНП, и ответы на них и в необходимых случаях представляют по ним доклады, проводят расследование, изучение и вносят предложения по вопросам, относящимся к компетенции ВСНП либо ПК ВСНП.

Согласно ст. 71 Конституции ВСНП и ПК ВСНП могут со­здавать комиссии по расследованию определенных дел и на основании их докладов принимать соответствующие решения. Имеющие к расследуемому делу отношение государственные органы, общественные организации и граждане обязаны пре­доставлять этим комиссиям необходимые материалы. При этом Регламент ВСНП наделяет граждан правом требовать от ко­миссии сохранения в тайне источника информации.

Делегации от избирательных единиц — особенность струк­туры ВСНП, вытекающая из порядка формирования данного органа. Поскольку каждая избирательная единица представле­на в ВСНП многими или несколькими депутатами, то они объе­динены в делегации, имеющие общий региональный или иной интерес. Каждая делегация выбирает руководителя делегации и его заместителя. Она может быть разделена на несколько депутатских групп во главе с ответственными за их созыв. Делегации наделены правом законодательной инициативы и некоторыми процедурными правами. Перед каждой сессией ВСНП делегации предварительно обсуждают выносимые ПК ВСНП на сессию вопросы, во время сессии рассматривают за­конопроекты, а также могут поручить руководителю или пред­ставителю делегации выступить с изложением позиции деле­гации по рассматриваемому законопроекту на заседании пре­зидиума сессии или на пленарном заседании ВСНП.

Депутаты ВСНП не являются профессиональными пар­ламентариями, а сочетают производственную деятельность с работой в представительном органе и должны обеспечивать постоянную «связь с массами». Поэтому Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 г. устанавливает, что депутаты ВСНП должны поддерживать тесную связь с избравшими их органами и народными массами, могут присутствовать на сес­сиях избравших их собраний народных представителей, должны выслушивать мнения и требования народных масс и сообщать о них, отдавать все силы служению народу. Действительность полномочий депутатов проверяется мандатной комиссией ПК ВСНП и удостоверяется по ее докладу ПК ВСНП.

Согласно ст. 72 и 73 Конституции депутаты в установлен­ном законом порядке могут вносить предложения по вопросам компетенции ВСНП и ПК ВСНП, а во время сессий обращать­ся с запросами в Государственный совет или его министерства и комитеты; на запросы следует давать ответ. Регламент ВСНП устанавливает, что упомянутые предложения вносятся до сессии от имени депутатской делегации или не менее 30 депу­татов. Вопрос о включении их в повестку дня решается прези­диумом, который может передать это право специальным ко­миссиям. Депутаты ВСНП наделены правом участия в работе сессий ВСНП, его комиссий, делегаций от избирательных еди­ниц. «Предложения, критические замечания и суждения де­путатов» аппарат канцелярии ПК ВСНП передает в соответ­ствующие органы или организации для рассмотрения и ответа.

Регламент ВСНП устанавливает, что предложения, кри­тические высказывания и замечания депутатов, заявленные перед ВСНП, рабочий аппарат ПК ВСНП передает в соответ­ствующие органы или организации, которые обязаны дать от­вет в течение трех месяцев после закрытия сессии, но не по­зднее чем через 6 месяцев. Если депутат не удовлетворен отве­том, он может представить замечания, которые передаются рабочим аппаратом ПК ВСНП в соответствующие или выше­стоящие органы или организации, которые обязаны дать ответ.

Часть первая ст. 76 Конституции обязывает депутатов не­укоснительно соблюдать Конституцию и законы, хранить го­сударственную тайну и в своей производственной, служебной и общественной деятельности содействовать исполнению Кон­ституции и законов.

Депутаты не подлежат юридической ответственности за выступления и голосования на заседаниях ВСНП и Постоянно­го комитета ВСНП, они не могут быть арестованы или привле­чены к уголовной ответственности без разрешения президиу­ма сессии ВСНП, а в период между сессиями ВСНП — без разрешения ПК ВСНП. Если органы общественной безопасно­сти задерживают депутата ВСНП на месте совершения пре­ступления, то они должны немедленно сообщить об этом в президиум сессии ВСНП либо в ПК ВСНП.

ВСНП работает в сессионном поряд­ке, очередные сессии проводятся один раз в год. Сессии до­вольно продолжительны для социалистической страны и длятся нередко более полумесяца. Первую сессию ВСНП каждого со­зыва созывает ПК ВСНП предыдущего созыва в двухмесяч­ный срок после окончания выборов. За месяц до любой сессии (кроме внеочередных) ПК ВСНП должен информировать ВСНП о дне открытия сессии и об основных вопросах, представляе­мых на рассмотрение ВСНП. Внеочередные сессии могут быть созваны по усмотрению ПК ВСНП или по предложению не менее 1/5 депутатов ВСНП.

Каждой сессии ВСНП предшествует подготовительное заседание, на котором избираются президиум и начальник сек­ретариата данной сессии, принимается повестка дня сессии, решаются другие вопросы, связанные с подготовкой к сессии. Этим подготовительным заседанием руководит ПК ВСНП (под­готовительным заседанием первой сессии — ПК ВСНП преды­дущего созыва)6.

Сессии ВСНП проводятся открыто. В сессиях принимают участие, помимо депутатов, лица, входящие в состав Государ­ственного совета, Центрального военного совета, председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верхов­ной народной прокуратуры. С разрешения президиума сессии на заседаниях могут присутствовать ответственные работники других заинтересованных коллективов и ведомств. Для депута­тов — представителей национальных меньшинств организуются необходимые переводы.

При необходимости могут проводиться и закрытые засе­дания по решению президиума и руководителей всех делега­ций после представления мнения всех делегаций.

Депутат может выступать на пленарном заседании ВСНП два раза, на что дается соответственно не более 10 и 5 минут. Члены президиума и представители делегаций могут высту­пать два раза по одному и тому же вопросу в течение 15 и 10 минут, причем председательствующий может увеличить это время.7

Правом законодатель­ной инициативы наделены: президиум сессии ВСНП, ПК ВСНП, специальные комиссии ВСНП, Государственный совет, Цент­ральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, делегации и не менее 30 депутатов. Порядок рассмотрения этих законопроектов различается в за­висимости от субъекта права законодательной инициативы. За­конопроекты, внесенные всеми субъектами, кроме делегаций и групп депутатов, по решению президиума направляются на рассмотрение делегаций, а также могут быть направлены в соответствующие специальные комиссии, затем президиум принимает решение о вынесении их на голосование в ВСНП. В отношении законопроектов, внесенных делегациями и группа­ми депутатов, предусмотрено два варианта: решение о воз­можности включения законопроекта в повестку дня сессии при­нимается президиумом либо сразу, либо после предваритель­ного рассмотрения в соответствующей специальной комиссии. Таким образом, создано «двойное сито» для отклонения в слу­чае необходимости законопроектов еще до их обсуждения ВСНП.

Стадия обсуждения законопроекта урегулирована Рег­ламентом ВСНП следующим образом. Если законопроект включен в повестку дня, на заседании проводится слушание пояснений, после чего законопроект рассматривается во всех делегациях, комиссии законодательных предположений и спе­циальных комиссиях. Затем комиссия законодательных пред­положений обобщает замечания и составляет доклад для прези­диума, который распространяет его среди депутатов и спустя определенное время проводит голосование, порядок которого Регламентом не урегулирован.

Предусмотрена также возможность отзыва законопроек­тов их инициаторами до постановки их на голосование в ВСНП. В этом случае рассмотрение этих законопроектов приостанав­ливается, а с согласия президиума — прекращается.

Выборы и назначения ВСНП осуществляет тайным голосованием. Кроме случаев, когда кандидатуры выдвигают­ся должностными лицами, указанными в Конституции, в про­чих случаях соответствующее предложение вносится президиумом сессии. Президиум сессии, более трех делегаций или более 1/10 общего числа депутатов могут предложить освобо­дить от должности любое из избранных или назначенных ВСНП должностных лиц, после чего вопрос рассматривается в деле­гациях и голосуется на заседании. Должностное лицо вправе устно или письменно опровергать обвинения.

3. Порядок формирования, полномочия и ответственность Государственного совета

Государственный совет КНР характеризуется в ст. 85 Кон­ституции как центральное народное правительство, исполни­тельный орган верховного органа государственной власти, вер­ховный государственный административный орган. Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государствен­ного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Этот орган, так же как и правительства других стран, руководит административной ра­ботой общегосударственного масштаба, деятельностью мини­стерств и ведомств и наделен соответствующими функциями и полномочиями, перечень которых в Конституции насчитывает 18 позиций, причем последняя из них — это «другие полномо­чия, которые возлагаются на него» ВСНП и ПК ВСНП.

Кандидатура Премьера Государственного совета утвержда­ется ВСНП по представлению Председателя КНР, а остальные лица, входящие в состав Государственного совета, утвержда­ются ВСНП по представлению Премьера. Всех их ВСНП имеет право освобождать от должности по процедуре, описанной в предыдущих пунктах настоящего параграфа. В период между сессиями ВСНП изменения в составе Государственного совета производит ПК ВСНП по представлению Премьера.

Срок полномочий Государственного совета соответствует сроку полномочий ВСНП, причем Премьер, его заместители и члены Государственного совета могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Необходимо пояснить, что чле­ны Государственного совета — это не просто лица, которые входят в его состав, а по существу как бы вторая категория заместителей Премьера. Вместе с заместителями они «помогают Премьеру». Премьер, его заместители, члены Государствен­ного совета и начальник секретариата образуют постоянное бюро Государственного совета. Премьер созывает заседания Государственного совета и его постоянного бюро и председа­тельствует на них.

Конституция в ст. 92 установила ответственность и подот­четность Государственного совета в отношении ВСНП и ПК ВСНП.

Особенности правового и фактического статуса этого орга­на определяются тем, что он часто выступает «в паре» с ЦК КПК, точнее, решения ЦК КПК нередко оформляются как со­вместные решения ЦК КПК и Государственного совета. Надо сказать, что и собственные акты этого органа нередко носят характер политической директивы, предписаний ориентирующе­го характера, «установок», какими являются, например: «Неко­торые политические установки Государственного совета об ин­дивидуальных хозяйствах в городах и поселках, не связанных с сельским хозяйством», «Некоторые положения об индивидуаль­ной промышленности и торговле в деревне», «Постановление о внедрении курса на урегулирование народного хозяйства на предприятиях коммун и производственных бригад» и прочее.

На министров и председателей комитетов Конституция возложила ответственность за руководство работой соответ­ствующих ведомств, которые на основе законов и актов Госу­дарственного совета издают в пределах своей компетенции распоряжения, инструкции и положения. Государственный со­вет учреждает ревизионный орган для контроля и надзора за доходами и расходами ведомств Государственного совета и местных правительств, государственных валютно-финансовых органов, предприятий и учреждений. Под руководством Пре­мьера ревизионный орган в соответствии с законом действует самостоятельно, без вмешательства других административных органов, общественных организаций и отдельных лиц8.

4. Конституционные основы организации суда и прокуратура

Согласно ст. 123 Конституции народные суды КНР суть государственные судебные органы. Правовой статус судебных органов урегулирован в шести статьях Конституции, из кото­рых две посвящены Верховному народному суду, Законом КНР об организации народных судов различных ступеней 1979 г. с изменениями 1983 г. и Законом КНР о судьях 1995 г. Задачей народных судов является «рассмотрение уголовных и граж­данских дел, наказание в судебном порядке преступных эле­ментов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата, охраны социалистической законности и общественного порядка, охраны социалистичес­кой общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной собственности граждан, охра­ны личных свобод, демократических и иных прав граждан, обеспечения успешного проведения социалистической револю­ции и социалистического строительства в стране».

Кандидат в судьи должен отвечать следующим требованиям: иметь гражданство КНР; достичь 23-летнего возраста; «поддерживать Конституцию КНР»; иметь «хорошие политические и профессиональные каче­ства, а также примерное поведение»; обладать физическим здоровьем; иметь диплом об окончании вуза по юридической спе­циальности или иной специальности, но при наличии специ­альных юридических знаний и стажа не менее двух лет, или иметь ученую степень бакалавра права и стаж работы не менее одного года, или же степень магистра права, доктора юриди­ческих наук, на которые не распространяется ценз трудово­го стажа.

Судьями не могут быть лица, которые в прошлом понес­ли уголовное наказание за совершение преступления, и лица, уволенные в прошлом с государственной службы.

Председатели народных судов различных ступеней изби­раются соответствующими собраниями народных представи­телей, а заместители председателей народных судов, началь­ники палат, заместители начальников палат и судьи, а также члены судебных комитетов назначаются и смещаются посто­янными комитетами собраний народных представителей по предложению председателей судов. Местные народные суды, средней ступени, учреждаемые по районам в провинциях и городах центрального подчинения, формируются собраниями народных представителей провинций и городов центрального подчинения и их постоянными комитетами.

Срок полномочий председателей народных судов различ­ных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народ­ных представителей соответствующих ступеней.

Собрания народных представителей имеют право отзыва избранных ими председателей народных судов. Если в период между сессиями собрания народных представителей постоян­ный комитет собрания народных представителей сочтет необ­ходимым отозвать председателя народного суда, он сообщает о своем решении в вышестоящий народный суд, а решение об отзыве подлежит утверждению постоянным комитетом собра­ния народных представителей вышестоящей ступени.

В народных судах различных ступеней в случае необхо­димости могут учреждаться должности помощников судей, которые назначаются на должности и освобождаются от долж­ностей народными судами данной ступени. Помощники судей помогают судьям в работе. По предложению председателя суда данной ступени, принятому судебным комитетом, они могут временно исполнять обязанности судей.

Любой гражданин, достигший 23 лет, имеющий право из­бирать и избираться, может быть избран народным заседате­лем, за исключением лиц, лишенных политических прав. На­родные заседатели во время исполнения ими своих обязанно­стей в народном суде входят в состав судебной коллегии и пользуются равными правами с судьями. За народными засе­дателями на время выполнения ими своих обязанностей сохра­няется заработная плата по месту их работы; не получающим заработную плату народный суд выдает соответствующее воз­награждение.

Судебная система КНР включает: Верхов­ный народный суд, местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые народные суды), военные суды и другие специальные народные суды.

Верховный народный суд состоит из председателя, заме­стителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе Верховного народного суда уч­реждаются: палата по уголовным делам, палата по граждан­ским делам, палата по хозяйственным делам, а при необхо­димости создаются другие палаты.

Верховный народный суд рассматривает следующие кате­гории дел: отнесенные законами и постановлениями к юрисдик­ции Верховного народного суда по первой инстанции и дела, которые Верховный народный суд сочтет нужным рассмот­реть по первой инстанции; по жалобам и протестам на решения и определения ме­стных народных судов высшей ступени и специальных судов; по протестам Верховной народной прокуратуры, при­несенным в порядке надзора.

Верховный народный суд дает разъяснения по вопросам конкретного применения законов и указов в судопроизводстве.

Как высший судебный орган Верховный народный суд осу­ществляет надзор за деятельностью местных и специальных народных судов. Он ответствен перед ВСНП и ПК ВСНП.

Местные народные суды высшей ступени — это суды провинций, автономных областей и городов центрального подчи­нения. Они образуются в составе председателя, заместителей председателя, начальников палат, их заместителей и нескольких судей. В составе народного суда высшей ступени учреж­даются: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам и палата по хозяйственным делам, а в случае необхо­димости могут быть созданы другие палаты.

Народные суды высшей ступени рассматривают следую­щие категории дел: отнесенные законами и постановлениями к их юрисдик­ции по первой инстанции; переданные нижестоящими народными судами для рас­смотрения по первой инстанции; по жалобам и протестам на решения и определения нижестоящих народных судов; по протестам народной прокуратуры, принесенным в порядке надзора.

Народные суды средней ступени создаются по районам в провинциях, в городах центрального подчинения, в городах, подчиненных провинциям и автономным областям. К данной категории относятся также народные суды автономных окру­гов. В состав такого суда входят председатель, его заместите­ли, начальники палат, их заместители и несколько судей.

В народном суде средней ступени создаются палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, а в городах центрального подчинения и в городах, подчиненных провинциям и автономным областям, также палата по хозяйственным делам. В случае необходимости могут быть созданы и другие палаты.

В случае, если народный суд средней ступени сочтет ка­кие-либо принятые им к рассмотрению гражданские и уголов­ные дела ввиду их важности подлежащими рассмотрению суда высшей ступени, он может просить об этом9.

Низовые народные суды — это уездные и городские на­родные суды, народные суды автономных уездов, народные суды городских районов. Низовой народный суд состоит из пред­седателя, его заместителей и нескольких судей. В низовых народных судах могут быть созданы палата по уголовным де­лам, палата по гражданским делам и палата по хозяйствен­ным делам. Низовой народный суд в зависимости от величины и характера подведомственной территории, ее населения и положения дел может создать несколько народных трибуна­лов. Народные трибуналы являются составными частями на­родных судов, их решения и определения являются решения­ми и определениями низовых народных судов. Низовые народ­ные суды, если в законах или постановлениях отсутствуют иные указания, разбирают гражданские и уголовные дела как суды первой инстанции. Если низовой народный суд считает, что принятые им к рассмотрению те или иные гражданские и уголовные дела являются важными и должны быть рассмотре­ны вышестоящим судом, он может передать дела на рассмот­рение в этот суд.

Кроме рассмотрения дел в судебном заседании, низовые народные суды выполняют следующие задачи: разрешают не требующие разбирательства в судебном заседании гражданские споры и малозначительные уголовные дела; направляют работу народных примирительных комиссий.

Вышестоящие народные суды осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих народных судов.

Местные народные суды ответственны перед местны­ми органами государственной власти.

В народных судах всех ступеней создаются судебные ко­митеты. Их задачей является обобщение опыта судебной работы, обсуждение важных или сложных дел и других воп­росов, относящихся к работе судов. Члены судебных комите­тов местных народных судов назначаются и смещаются соот­ветствующими постоянными комитетами собраний народных представителей по представлению председателя суда. Члены судебного комитета Верховного народного суда назначаются и смещаются ПК ВСНП по представлению председателя Верхов­ного народного суда. В судебном комитете председательству­ет председатель суда. Главный прокурор народной прокурату­ры равной ступени имеет право присутствовать на заседани­ях комитета с правом совещательного голоса.

Организацию и задачи специальных народных судов осо­бо устанавливает ПК ВСНП. Конституция в п. 11 ст. 67 устано­вила, что председателей военных судов ПК ВСНП назначает и смещает по предложению председателя Верховного народ­ного суда.

Конституция установила четыре принципа судопроизвод­ства — независимость судов («Народные суды осуществляют разбирательство дел независимо, в соответствии с установле­ниями закона, без вмешательства административных органов, общественных организаций и отдельных лиц»), открытое раз­бирательство дел, кроме предусмотренных законом особых случаев (по закону это дела, содержащие государственную тай­ну, связанные с интимными сторонами жизни и о преступлени­ях несовершеннолетних), право обвиняемого на защиту, исполь­зование в процессе родного языка и письменности граждан. За­коном предусмотрены также принципы равноправия граждан при разбирательстве дел, коллегиальности суда (но предус­мотрена возможность рассмотрения одним судьей несложных гражданских и малозначительных уголовных дел).

Решения и определения, вынесенные местными народны­ми судами различных ступеней, могут быть обжалованы в вышестоящий народный суд. Решения судов второй инстанции, а также решения и определения Верховного народного суда, вынесенные по первой инстанции, являются окончательными.

Приговоры, осуждающие к смертной казни, как правило, передаются на утверждение Верховного народного суда, ко­торый, однако, может передавать право утверждения смерт­ных приговоров по делам об убийствах, изнасилованиях, грабе­жах, взрывах, а также связанных с иными преступлениями, серьезно подрывающими общественную безопасность и обще­ственный порядок, народным судам высшей ступени провин­ций, автономных областей и городов центрального подчине­ния.

Надзор за законностью в КНР возложен на органы народной прокуратуры (ст. 129 Конституции). Народные прокуратуры различных ступе­ней осуществляют: надзор за ведением дел о тяжких преступлениях, свя­занных с государственной изменой, расколом страны, а также с серьезным подрывом единообразного проведения политичес­ких установок, законов, указов, административных актов го­сударства; ведение следствия по делам, отнесенным непосред­ственно к компетенции прокуратуры; проверку дел, по которым проводилось следствие орга­нами общественной безопасности; принятие решений о необходимости производства арестов, возбуждения и отказа в воз­буждении дел, надзор за соответствием закону следственной деятельности органов общественной безопасности; предъявление и поддержание публичного обвинения по уголовным делам; надзор за соответствием закону судеб­ной деятельности народных судов; надзор за соответствием закону исполнения решений и определений народных судов по уголовным делам, а также контроль за тюрьмами, местами предварительного заключе­ния и исправительно-трудовыми учреждениями. Народные прокуратуры согласно закону при осуществле­нии своих функций независимы и не допускают вмешательства административных органов, организаций и отдельных лиц.10

Законодательство ориентирует органы прокуратуры на связь с массами в процессе своей деятельности, изучение реаль­ных фактов. Закон КНР об организации народных прокура­тур различных ступеней 1979 г. в редакции 1983 г. рекоменду­ет прокурорам «не слишком доверяться устным показаниям», категорически запрещает получение письменных признаний по принуждению и требует «правильно различать и разре­шать противоречия между нами и нашими врагами и проти­воречия внутри народа».

В законе указывается, что, «осуществляя право прокурор­ского надзора, народные прокуратуры ведут борьбу с изменой Родине, расколом государства и другой подобной контррево­люционной деятельностью, нанося удары по контрреволюци­онным и другим преступным элементам, защищают единство страны, систему диктатуры пролетариата, социалистическую законность, поддерживают порядок в общественной, произ­водственной, трудовой, учебной жизни и в научно-исследова­тельской работе, а также порядок жизни народных масс, ох­раняют социалистическую общенародную собственность, кол­лективную собственность трудовых коллективов и законную частную собственность граждан, охраняют личные свободы, демократические и другие права граждан, обеспечивают ус­пешное осуществление социалистической модернизации».

К органам прокуратуры относятся Верховная народная прокуратура, местные народные прокуратуры, военные прокуратуры и другие специализированные народные прокуратуры (часть первая ст. 130 Конституции). Согласно Конституции (ст. 132) Верховная народная про­куратура — высший орган прокурорского надзора. Она руко­водит работой местных и специальных народных прокуратур. Соответственно вышестоящие народные прокуратуры руково­дят работой нижестоящих.

Местные народные прокуратуры подразделяются на: 1) на­родные прокуратуры провинций, автономных областей и го­родов центрального подчинения; 2) отделения народных про­куратур провинций, автономных областей и городов централь­ного подчинения, народные прокуратуры автономных округов и городов провинциального подчинения; 3) народные прокура­туры уездов, автономных уездов, городов и городских райо­нов. Народные прокуратуры провинциального и уездного звень­ев в случае необходимости и с санкции постоянного комитета собрания народных представителей могут создавать в горно­промышленных районах, на целинных землях и в лесных рай­онах свои отделения в качестве делегированных органов.

В состав народных прокуратур различных ступеней вхо­дят: главный прокурор, заместители главного прокурора и про­куроры. Главные прокуроры единолично руководят работой народных прокуратур. Верховной народной прокуратурой ру­ководит Генеральный прокурор11.

В Верховной народной прокуратуре по мере необходимо­сти учреждается некоторое число палат и других функцио­нальных органов. В местных народных прокуратурах различ­ных ступеней могут создаваться соответствующие канцелярии, отделы и другие функциональные органы.

В народных прокуратурах различных ступеней учрежда­ются должности помощников прокуроров и секретарей. С сан­кции главного прокурора помощник прокурора может испол­нять обязанности прокурора. Народные прокуратуры различных ступеней создают про­курорские коллегии. Прокурорские коллегии под руководством главного прокурора обсуждают и решают сложные дела и дру­гие важные вопросы. Если главный прокурор при решении важных вопросов не согласен с решением, вынесенным боль­шинством голосов, он может обратиться для решения данного вопроса в постоянный комитет собрания народных представи­телей той же ступени.

Генерального прокурора Верховной народ­ной прокуратуры избирает на должность по предложению пре­зидиума сессии и освобождает от должности в порядке, анало­гичном изложенному выше, ВСНП. Заместителя Генерального прокурора, членов коллегии и прокуроров Верховной народной прокуратуры назначает и смещает ПК ВСНП по представлению Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры.

Главные прокуроры народных прокуратур провинций, ав­тономных областей и городов центрального подчинения и глав­ные прокуроры отделений прокуратур назначаются на долж­ность и освобождаются от должности соответствующими со­браниями народных представителей с ведома Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры, который запра­шивает санкцию ПК ВСНП. Заместители главных прокуроров, члены коллегий и прокуроры назначаются на должность и ос­вобождаются от должности постоянными комитетами этих соб­раний народных представителей по представлению главных прокуроров.

Главные прокуроры народных прокуратур автономных округов, городов провинциального подчинения, уездов, авто­номных уездов, городов и городских районов назначаются на должность и освобождаются от должности собраниями народ­ных представителей равной ступени с ведома главных проку­роров народных прокуратур вышестоящих ступеней, которые запрашивают санкции постоянных комитетов собраний народ­ных представителей соответствующей ступени. Заместители главных прокуроров, члены коллегий и прокуроры назначают­ся на должность и освобождаются от должности постоянными комитетами собраний народных представителей равной ступени по представлению соответствующих главных прокуроров. Главные прокуроры, заместители главных прокуроров, чле­ны коллегий и прокуроры народных прокуратур, образуемых провинциальными и уездными народными прокуратурами в горнопромышленных районах, на целинных землях и в лесных районах, назначаются на должность и освобождаются с долж­ности постоянными комитетами собраний народных предста­вителей равной ступени по представлению главных прокуро­ров прокуратур, образующих указанные прокуратуры. Срок полномочий главных прокуроров народных прокура­тур различных ступеней соответствует сроку полномочий собраний народных представителей равной ступени.

ВСНП, а также собрания народных представителей про­винций, автономных областей и городов центрального подчи­нения по предложению главных прокуроров прокуратур соот­ветствующих ступеней могут смещать и заменять главных прокуроров, заместителей главных прокуроров и членов про­курорских коллегий нижестоящих органов прокуратуры.

Верховная народная прокуратура ответственна перед ВСНП и ПК ВСНП и им подотчетна. Местные народные про­куратуры ответственны перед собраниями народных представителей и постоянными комитетами собраний народных пред­ставителей соответствующей ступени и им подотчетны.

Заключение

Во введении действующей Конституции КНР, дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы является упоминание в ней о роли отдельных выдающихся личностей в истории Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина).

Конституционное регулирование внешней политики построено на тезисе: «Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира». Подчеркиваются независимость и самостоятельность внешней политики и пять ее принципов (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Во введении указывается, что Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами раз¬личных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, выглядит положение о том, что Китай «решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма».

Во введении содержатся также положения о самой Конституции. При характеристике этого документа почти дословно используется марксистская трактовка социальной сущности конституции: «Настоящая Конституция в форме закона зафиксировала результаты борьбы народов Китая, определила основной строй и основные задачи государства». Конституция определяется как основной закон страны, наделенный высшей юридической силой. Указывается, что «все народы страны, все государственные органы и Вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения руководствуются положениями Конституции как основным критерием своей деятельности, ответственны за соблюдение Конституции и претворение ее в жизнь». Однако следует отметить, что реальное значение Конституции определяется не данной нормой, а особенностями социалистического государственного права КНР и в немалой мере социально-психологическими факторами.

Первая глава («Общие положения») содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, принципов национальной политики, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулированы основы статуса иностранцев.

Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. В этой главе имеются традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование и т. п.) и специфические, характерные именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле).

Третья глава («Государственная структура») наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») посвящена соответствующим символам государства и столице. Выделение особой главы о государственных символах и столице характерно для большинства именно социалистических конституций.

Согласно части первой ст. 64 изменения в Конституцию вносятся по предложению ПК ВСНП или 1/5 голосов депутатов ВСНП и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП.

Следует, конечно, иметь в виду, что регулятивная роль Конституции, да и вообще закона в Китае относительно невелика. Для чиновника и гражданина большее значение имеют текущие административные указания, чем нормы писаного права. Судебная защита этих норм весьма ограниченна. Они представляют собой своего рода общий ориентир, отклонение от которого в текущей деятельности считается допустимым. Можно лишь надеяться, что укрепление в экономике рыночных принципов и общее повышение уровня образованности населения приведут со временем к демократизации политической системы и созданию подлинного правопорядка.

Список литературы

  1. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: Издательство Эксмо, 2004

    Гудошников Л.М. Конституция Китайской Народной Республики в процессе исторических перемен и реформ // Проблемы дальнего востока.- М., 2002. № 3.

    Делюсин Л. Политическая реформа и проблема демократии в Китае.- М., 1993.

    Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность.-М.: Спарк, 1998.

    Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.

    Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - М.: БЕК, 1999.

    Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000.

1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 387.

2 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.С. 435

3 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 390

4 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001. С. 437

5 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.С. 438

6 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.С. 450

7 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 391.

8 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.С. 451

9 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001.С. 452

10 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА• М), 2001. С. 454

11 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 394.