История государственности древнего мира (работа 2)

История государственности древнего мира Происхождение государства и права

1. Первобытное общество

Первобытнообщинный строй это общество, не знавшее классового деления, государственной власти и правовых норм.

Вместе с тем причины, которые впоследствии вызвали возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного общества, и потому его характеристика является необходимой предпосылкой для выяснения этих причин.

Основой экономических отношений первобытнообщинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.

Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда той далекой эпохи были примитивны, люди же не имели достаточно достоверных представлений ни об окружающей действительности, ни о самих себе. Ясно, что производительность труда в те времена была очень низкой. Слабость людей перед лицом природы, суровые условия жизни, постоянная борьба со стихией заставляли их объединяться в коллектив, трудиться сообща. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производства, к распределению продуктов на началах равенства.

Особенности экономического строя первобытного общества обусловливали в конечном итоге его социальную структуру и духовную жизнь, специфику власти и социальных норм.

Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие "первобытным стадом", под воздействием труда все более приобретали черты "общественного человека".

Первостепенную роль в формировании общественного человека и появлении рода сыграл ТРУД. Не человек с его сознанием создал труд, а труд создал человека с его сознанием. Для эпохи "первобытного стада" была характерна половая неупорядоченность, т. е. промискуитет. Возникновение родового общества было связано с переходом к групповому браку. Эта форма брачных отношений ранней родовой общины характеризуется экзогамией, т.е. порядком, при котором запрещалось вступать в брачные отношения внутри рода и нужно было брать жен и мужей в другом роде. Этим определялась необходимость сосуществования двух экзогамных родовых коллективов в рамках одного взаимобрачного объединения (дуальной организации).

Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хозяйственный коллектив.

Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления, ярко выраженное уравнительство обусловливали такие взаимоотношения между сородичами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомощи, братства, никто не имел какихлибо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка человеческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.

На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат. Родство велось исключительно по материнской линии, ибо в условиях группового брака никто не мог достоверно знать своего отца. На этой ступени и особенно позднее, с возникновением развитой материнской общины, женщина занимала господствующее положение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обработке земли с помощью мотыги, был в тех условиях гораздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.

В пределах материнской общины существовало естественное (половозрастное) разделение труда: группы мужчин, женщин, стариков, детей занимались различными видами трудовой деятельности. Постепенно сужался круг брачных связей, и на смену групповому браку пришла парная семья. Это был слабый и неустойчивый брачный союз при свободе развода для любой из сторон. Личное имущество умерших членов рода наследовал род.

Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной общей родоначальницы.

Экономическим отношениям родового строя соответствовали организация общественной власти и система управления делами рода. Носителем власти являлось все общество. Она не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни общества, производственной деятельности, войны, религиозных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода мужчин и женщин. Это собрание, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного управления делами собрание выбирало старейшин (вождей) и военных предводителей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осуществляли свои функции под контролем рода.

Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли.

Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной. Она, безусловно, обладала возможностью принуждения по отношению к нарушителям порядка, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела.

Если возникала потребность решения дел, связанных с нарушениями тех или иных обычаев, нравственных или религиозных установлении (дел об измене, трусости, кровосмешении и т.п.), то этим занималось само собрание, т.е. весь род. И именно здесь выносилось решение о наказании провинившегося, к которому могли быть применены такие меры, как порицание, укор, замечание, изгнание из рода.

В принципе род представлял собой вполне самостоятельную социальную общность. Однако необходимость дуальной организации, вытекавшей из экзогамии, обусловливала постоянное общение с другим родом. На этой основе складывался союз родов, получивший название "фратрия". Несколько фратрий по мере развития общества объединялись в племя.

Организация власти во фратрии основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине. Однако в ряде случаев совет фратрии, осуществлявший властные функции, представлял собой не общее собрание всех ее членов, а формировался из старейшин родов, входивших во фратрию.

В племени общественная власть осуществлялась племенным советом, в который входили представители фратрий старейшины, военачальники, жрецы.

Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений.

Многие обычаи были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).

Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности.

Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Этому и служили многочисленные обычаи.

Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Так, обычай равенства всех членов рода отражал фактические отношения равенства, сложившиеся объективно, в силу экономических условий первобытного строя. Это же в полной мере относится к обычаю наследования роду.

Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность (например, служба в ополчении или участие в народном собрании) как право. И правом, и обязанностью являлись также кровная месть или, что еще важнее, коллективный труд, охота и т.д. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили, как уже говорилось, от всего рода в целом.

2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права

В процессе длительного, но неуклонного развития производительных сил, происходившего на протяжении всей историй первобытного общества, постепенно создавались предпосылки его разложения. Совершенствовались орудия труда, люди приобретали все новые производственные навыки, повышалась производительность труда, возрастал уровень материальной и духовной культуры общества,

Первостепенную роль в развитии экономики и переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда.

Мы уже знаем, что на ранней ступени первобытнообщинного строя разделение труда было естественным между мужчинами и женщинами, стариками и детьми. В ту пору оно и не могло быть иным: слишком несовершенны еще были сами люди и те орудия, с помощью которых они добывали себе средства к жизни.

Однако когда производительные силы усовершенствовались, возникла возможность целым племенам сконцентрировать свои трудовые усилия в какой-то одной определенной сфере хозяйства. В результате на смену естественному разделению труда пришли крупные общественные разделения труда. Развитие земледелия и скотоводства постепенно привело к тому, что сначала наметилась, а затем и полностью осуществилась своеобразная трудовая специализация отдельных племен, которые стали заниматься либо земледелием, либо скотоводством. Произошло отделение скотоводства от земледелия. Пастушеские племена выделились из общей массы населения, скотоводство обособилось в самостоятельную отрасль хозяйства. Это было первое общественное разделение труда, приведшее к крупным переменам в первобытнообщинном строе.

Специализация пастушеских родовых общин и племен в приручении скота и размножении стад дала мощный толчок развитию экономики, привела к резкому возрастанию производительности труда. Пастушеские племена начали получать гораздо больше масла, молока, шкур, шерсти. Производственная деятельность в сфере скотоводства, как ни в какой другой области хозяйства, стала источником накопления имущества, создания богатств, превращавшихся постепенно в обособленную собственность домашних общин и отдельных семей.

Значительно, во все возраставших размерах, увеличивалось производство продуктов и в области земледелия, что было следствием специализации родов и племен в этой сфере хозяйственной деятельности. И здесь шел процесс роста производительности труда, накопления продуктов, но на данном этапе земля в отличие от скота еще оставалась собственностью племени и лишь передавалась в пользование отдельных семей.

В новых экономических условиях отдельная семья или даже один человек могли не только обеспечить себя необходимыми материальными благами, но и произвести продукта сверх того количества, которое было необходимо для поддержания собственной жизни, т. е. создать "избыток", прибавочный продукт.

Скот первоначально составлял главное богатство отдельных семей и отдельных лиц, прежде всего таких, как старейшины, военачальники, жрецы. Присвоение отдельными семьями и отдельными лицами прибавочного продукта, его накопление, стимулировавшееся тем, что скот делался предметом обмена и приобретал функцию денег, привело к постепенному вытеснению коллективной собственности и возникновению частного хозяйства, частной собственности на средства производства.

Рост производства увеличивал ежедневное количество труда, приходившееся на каждого члена рода, домашней общины или отдельной семьи. Появилась потребность в привлечении новой рабочей силы. Её доставляла война: если раньше военнопленных убивали или принимали в состав рода, то теперь их стали обращать в рабов.

Таким образом, уже после первого крупного общественного разделения труда, вследствие бурного развития производительных сил возникла частная собственность и общество раскололось на классы.

История свидетельствует, что первыми рабовладельцами повсеместно были пастухи и скотоводы. Это объясняется тем, что именно стада, составлявшие в ту эпоху главное богатство, ранее других ценностей переходили в собственность отдельных семей и лиц.

Поначалу рабство носило спорадический характер, но с дальнейшим развитием экономики оно все больше укоренялось в социальной жизни.

С возникновением частной собственности происходили изменения и в семейных отношениях постепенный переход от парного брака к моногамии (единобрачию). Превращение мужчины-охотника в пастуха, появление пашенного земледелия, ставшего также делом мужчины, привело к тому, что домашняя работа женщины утратила свое былое значение. Все это означало постепенное ниспровержение матриархата, установление единовластия мужчин, т.е. возникновение патриархата, при котором родство и наследование определялись по мужской линии. Род стал патриархальным.

Первым результатом этого нового этапа в развитии родового строя было образование патриархальной семьи или, как ее еще называют, патриархальной домовой общины. Главной характерной чертой патриархальной семьи было включение в ее состав, кроме мужа, жены и детей, иных лиц, подчиненных неограниченной власти отца как главы семьи. Цель всей этой патриархальной организации состояла в уходе за стадами в рамках определенной территории и других хозяйственных работах.

Достижения в промышленной деятельности, особенно изобретение ткацкого станка и успехи в плавке и обработке металлов, прежде всего железа, привели к развитию ремесленного производства. Специализация в этой области вызывала все больший рост производства ремесленной продукции литейного, гончарного и др.

Росло и производство продукции земледелия, которое наряду с зерном, стручковыми растениями, фруктами стало давать растительное масло, вино и другие продукты. Столь разнообразная деятельность не могла, естественно, осуществляться одними и теми же лицами, в силу чего ремесло отделилось от земледелия. Это было второе общественное разделение труда.

Не прекращавшийся рост производительности труда в различных областях человеческой деятельности повышал ценность рабочей силы, и если на предыдущей ступени рабство только возникало, то теперь оно становиться существенной частью общественной системы.

Новое разделение труда повлекло за собой новое разделение общества на классы.

Развитие скотоводства, земледелия, ремесла как самостоятельных отраслей хозяйства привело к большему накоплению прибавочного продукта. Появилось производство непосредственно для обмена товарное производство, а вместе с ним и торговля, которая велась не только внутри племени, но и с заморскими странами.

На последующем этапе общественного развития возникшие виды разделения труда упрочиваются, особенно вследствие обострения противоположности между городом и деревней. К этим видам присоединяется третье общественное разделение труда решающего значения: возникает купечество, занимающееся уже не производством, а только обменом продуктов.

К этому периоду в собственность отдельных лиц переходит и земля.

Первой классической формой эксплуатации, угнетения и социального неравенства было рабство результат крушения первобытного общества и образования нового рабовладельческого общества. Однако некоторые народы (например, славяне, древние германцы) в силу особых исторических условий миновали рабовладельческий строй и непосредственно от первобытного общества перешли к феодальному.

Переворот в общественной жизни, выразившийся в постепенном переходе от бесклассового общества к классовому, сопровождался глубокими изменениями, происходившими в органах родового строя, во всей родоплеменной организации. Семья получила возможность самостоятельно вести хозяйство. Процесс формирования частной собственности и связанный с ним переход от парного брака к моногамии создали трещину в древнем родовом строе: отдельная семья стала хозяйственной единицей общества, силой, угрожающе противостоящей роду. С распространением рабства росли противоречия и углублялась пропасть между богатыми и бедными семьями, разрушалась экономическая основа, на которую опиралась родовая организация.

Однако общественный характер власти и управления, существовавший в роде, исчез не сразу. Появление имущественного неравенства с наследованием имущества детьми (в противовес роду), все более частое обращение военнопленных в рабов и т.д. относится к тому периоду истории, когда первобытная демократия трансформировалась в военную демократию особую и последнюю форму древнего народоправия. Эта форма народной власти включала в себя военного вождя, совет старейшин и народное собрание. И хотя роль народного собрания и других общественных институтов была еще весьма значительна, органы родового строя начали постепенно утрачивать свои характерные черты. В тот период древней истории эпизодические войны между племенами уступили место систематическому разбою на суше и на море; война и организация для войны превратились в регулярные функции жизни. Грабительские войны все более усиливали власть военного начальника поначалу незначительную, и мало-помалу эта власть стала наследственной. Первобытная демократия пришла в упадок. Органы родового строя постепенно оторвались от своих корней в народе, так как родовое общество превратилось в свою противоположность. Организация, выражавшая общую волю и служившая общим интересам, трансформировалась в орудие господства и угнетения. Род как общественная ячейка исчез, функционирование его органов прекратилось. Первобытный строй уступил место обществу, в котором происходила ожесточенная борьба классов.

Родовая организация не была приспособлена к такому обществу, она оказалась бессильной перед классовыми противоречиями и не могла быть использована в целях господства одного класса над другим. Возникла объективная необходимость в таком учреждении, которое могло бы защищать частную собственность меньшинства, интересы класса рабовладельцев. Таким учреждением являлось государство.

Следовательно, вместе с расколом общества на классы, с переходом от первобытного общества к рабовладельческому происходит и смена типов власти общественная власть первобытнообщинного строя, воплощенная в родовой организации, заменяется государственной властью, сконцентрированной в руках экономически господствующего класса рабовладельцев.

Рабовладельческое государство первый исторический тип государства.

От родовой организации государство отличается следующими характерными признаками.

1. Создание особой публичной власти, которая не совпадает с населением. Публичная (т.е. общественная) власть существовала, как мы видели, и в первобытном обществе. Но там она совпадала непосредственно с населением, была неполитической, т. е. неклассовой публичной властью. Особенность публичной власти в лице возникшего государства состояла в том, что она принадлежала не всем членам общества, а лишь экономически господствующему классу, являлась политической властью. Эта власть осуществляется специальными отрядами людей, которые в целях удержания, укрепления и развития экономического господства эксплуататоров выполняют специфические функции управления, используя механизм принуждения и насилия. В его состав входят армия, различные карательные органы, чиновничество. Для содержания всего этого аппарата, который развивается и усложняется по мере развития эксплуататорского общества и отрывает значительную часть населения от производительного труда, необходимы материальные средства. Они взимаются с населения в виде налогов.

2. Разделение подданных государства по территориальным делениям. Родовые объединения держались на кровных узах. С появлением же частной собственности и классов родовые связи начинают слабеть, а затем исчезают совсем. Происходит смешение родов и племен, и родовая организация постепенно преобразуется в административно-территориальную. Государственная власть соединяет людей не по признаку родства, а по месту жительства, т. е. по территориальному принципу. Гражданам предоставлялось осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени. Место клана занимает административный округ, место старейшины государственный чиновник, назначаемый из центра или ему подчиненный. Родовая организация уступает место государству.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. В зависимости от этих условий можно выделить три основные формы, в которых возникло государство на развалинах родового строя афинскую, римскую и древнегерманскую.

Возникновение государства в Афинах представляет собой самую "чистую", классическую форму. Здесь оно появилось непосредственно из антагонистических классовых противоречий, развивающихся внутри самого родового общества, без воздействия каких-либо внешних или иных приходящих факторов.

Реформы Солона (594 г. до н.э.) и Клисфена (509 г. до н.э.) привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями.

Возникновение Афинского рабовладельческого государства типичный пример образования государства.

Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов, не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, но были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться римскими землями. Борьба плебеев против патрицианских привилегий была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

На образование государства у древних германцев активно повлияли завоевания ими огромных территорий Римской империи. Германские племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью родоплеменных организаций управлять римскими провинциями: понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.

Отличительной чертой образования государства у древних германцев явилось то, что оно возникло не как рабовладельческое, а как раннефеодальное. Это было обусловлено тем, что в Римской империи рабство экономически себя изжило, здесь возникли и начали крепнуть феодальные отношения; германские же племена находились в состоянии распада родовых отношений, образования классов, но сложившегося рабства у них не было.

Каким бы своеобразием ни отличалось возникновение государства у разных народов, во всех случаях оно появляется, в конечном счете, под воздействием экономического развития как закономерный результат разложения доклассового и образования классового общества.

Параллельно с возникновением государства шел процесс формирования права.

Образование частной собственности и раскол общества на непримиримые классы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодными для регулирования поведения людей. Эти обычаи выражали общую волю. В новых исторических условиях классовой борьбы понадобились нормы, которые бы выражали волю только господствующего класса. Этот класс поначалу стремился приспособить обычаи прошлой эпохи к своим потребностям, в силу чего постепенно менялось содержание таких обычаев. Они трансформировались в юридические правила, перерастали в правовые нормы. Вместе с тем трансформированные обычаи еще длительное время сохраняли черты первобытной эпохи.

Кроме трансформации обычая источником образования правовой системы служили акты государственных органов. Особенно активной была правотворческая деятельность органов юстиции, созданных уже на раннем этапе возникновения государства. Источником правообразования служили многие судебные решения, которым придавалось значение общих правил. Однако по мере того, как крепли центральные органы государственной власти, именно их акты становились наиболее авторитетным источником права, главным средством его формирования. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других групп общественных отношений для обеспечения привилегированного положения рабовладельцев.

Право возникло как качественно новая, неизвестная первобытному строю система социальных норм. Для проведения в жизнь правовых норм государство использовало принудительную силу государственного аппарата, различные меры государственного принуждения .

3. Происхождение государства и права

Существует пять основных теорий происхождения государства и права:

1. Теологическая теория – государство и право являются божественным промыслом; такого мнения придерживались многие восточные мыслители, Фома Аквинский (разделял божественное и человеческое – управляющее общественными отношениями – право), а так же некоторые современные идеологи католицизма и ислама. Теологическая теория не раскрывает процесс создания государства и права, а доказательством её правильности может служить только вера.

2. Органическая теория – государство развивается по эволюционному пути по аналогии с живыми организмами; в частности, государство можно сравнить с человеком, а право – с психикой. Источник развития – естественный отбор, выражающийся в конкурентных экономических отношениях. Подобной точки зрения придерживались ранние позитивисты (Спенсер, Вормс).

3. Теория насилия – государство и право возникают в результате действия факторов военно-политического характера (захват одного государства другим, переворот). Известны разнообразные исторические факты – как поддерживающие, так и опровергающие подобную теорию. Основные идеологи теории насилия – марксисты (Гумплович, Каутский, Дюринг).

4. Теория общественного договора – каждый человек обладает целым рядом «естественных» прав и свобод, которые, в той или иной степени, нарушаются другими людьми. Для того, чтобы урегулировать человеческие отношения, необходимы государство и право, возникающие как результат всеобщего соглашения. Появление теории общественного договора связано с именем Аристотеля, а пик её популярности – эпоха Просвещения.

5. Диалектическая теория, развитая Энгельсом и Лениным, полагает, что государство и право имеют как экономическую, так и социальную предысторию. Процесс возникновения государства начинается с общественного разделения труда (происходило в три этапа – отделение земледелия и скотоводства, отделение ремесла, развитие торговли и отделение класса купцов), приводящего к специализации труда, повышению его производительности и, наконец, расширению масштабов труда. Накопленные блага скапливаются в руках родоплеменной знати и постепенно превращаются в собственность (единство полномочий владения, пользования и распоряжения). Важную роль в этом процессе играют такие человеческие качества как жадность и корыстолюбие.

В диалектической теории люди разделяются: по отношению к орудиям и средствам производства, по роли в процессе производства, по размеру и доле дохода, получаемого от производства. Скопление продуктов производства в руках «верхушки» приводит к формированию классов, отношения между которыми являются антагонистическими (по Энгельсу, «люди, имеющие блага, никогда с ними не расстанутся, а люди, обделённые благами, никогда с этим не смирятся»). Государство и право возникают как средство регулирования отношений антагонистических классов.