Гражданство Российской Федерации (работа 6)

Введение

Актуальность темы исследования. Выбранная тема не просто интересна, она очень актуальна.

Наличие гражданства соответствующего государства является естественным состоянием для человека. Подавляющее большинство людей в мире обладает гражданством какого-то государства. Отсутствие гражданства, состояние без гражданства – скорее исключение, нежели правило.

Граждане, имеющие гражданство, обладают полным объемом прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и текущем законодательстве, а также исполнения всех обязанностей.

Гражданство есть устойчивая связь лица и государства. Многие даже не ощущают своего гражданства в обыденной жизни, о нем вспоминают при каких-то внешних побудительных мотивах (поездка за границу, смешанный брак и т.д.). Однако, гражданство является очень важной и неотъемлемой частью существования человека.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является комплексное всестороннее изучение вопросов гражданства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:

– проследить развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации;

– определить понятие гражданства;

– определить принципы гражданства;

– определить основания и порядок приобретения и прекращения гражданства.

1. Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации

До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными.

При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:

Природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей.

Инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей.

Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия – лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных

начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже

было в значительном количестве развитых европейских стран.

Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в

правовом регулирования отношений гражданства.

В 1917 году Россия стала Республикой, а понятие «подданство» связано

с монархией – там, где есть царь, император, король и т.д., есть и его

подданные.

«Так, декретом ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» все существовавшие в императорской России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упразднялись; уничтожались всякие звания и наименования гражданских чинов и устанавливалось «одно общее для всего населения РФ наименование – гражданин Российской Республики»1.

Выступая с докладом на сессии ЦИК СССР в связи с принятием первого Положения о союзном гражданстве (от 29 октября 1924 г.), нарком иностранных дел СССР Г.В. Чичерин подчеркивал: Декларация прав человека и гражданина в 1791 году (Франция – С.А.) заменила понятие подданного, т.е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, т.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемом в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявление трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в Советском государстве 2.

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года «О приобретении прав российского гражданства» установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с 1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.

Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства.

В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.

Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.

Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверинитета России, появление новых независимых и суверенных государств взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве.

Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации.

В настоящее время вопросы гражданства в первую очередь регулируются Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с поправками от 30 декабря 2008 года) (далее – Конституция РФ от 12.12.1993).

Не менее важным документом, регулирующим вопросы гражданства, является Закон о гражданстве Российской Федерации №62-ФЗ от 31.05.2002 г. (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г.) (далее – Закон №62-ФЗ от 31.05.2002).

«В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации»1.

Другим специальным актом является Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325 (с изменениями от 31 декабря 2003 г., 3 ноября 2006 г., 27 июля 2007 г., 15 июля 2008 г., 19 августа, 22 октября 2009 г.) (Далее – Положение от 14.11.2002).

Для понимания и применения категории «гражданство» важное значение имеют и подзаконные акты, в особенности принятые Министерством внутренних дел РФ.

2. Основы правового регулирования гражданства РФ

2.1 Понятие гражданства

Физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации, могут относиться к одной из следующих категорий:

– российские граждане – лица, имеющие документальное подтверждение их принадлежности к гражданству РФ;

– иностранные граждане (иностранцы) – лица, которые обладают документами о принадлежности к другому государству;

– лица без гражданства – не имеющие документов о принадлежности ни к российскому гражданству, ни к гражданству иностранных государств1.

Исходные начала, посвященные гражданству, помещены в главе первой Конституции РФ от 12.12.1993 «Основы конституционного строя».

В статье 6 Конституции закреплено:

«1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»2.

«Гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»3.

В литературе также имеет место определение гражданства как принадлежности лица к государству. Однако это не совсем корректно, так как это определение отражает как бы зависимость лица от государства, а это не так. Гражданство не делает человека зависимым, не создает абсолютной подчиненности личности государству, ведь человек имеет право на гражданство и возможность его изменения по своей воле.

Конституция РФ от 123.12.1993 и Закон №62-ФЗ от 31.05.2002 установили общие основы отношений гражданства:

1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для федеративного государства, для сохранения его целостности.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его приобретения.

3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек вправе приобрести российское гражданство или изменить его. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это совершенно новый для нашей страны принцип, т. к. ранее законодательство прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации.

5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство иностранного государства, Это тоже совершенно новый для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим государством.

6. Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

7. Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и покровительством российского государства. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства.

8. Впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином России, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица. Почетные граждане Российской Федерации пользуются правами граждан Российской Федерации в соответствии с Положением о почетном гражданстве Российской Федерации.

Относительно международных договоров определено, что при решении вопросов гражданства наряду с законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе, применяются правила этого договора.

Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения – свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В юридической науке понятие «гражданство» имеет различные значения:

1. Гражданство как субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;

2. Гражданство как правоотношение, то есть взаимные права и обязанности государства и гражданина;

3. Гражданство как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

2.2 Принципы гражданства

Конституция РФ от 12.12.1993 и Закон №62-ФЗ от 31.05.2002 устанавливают те общие начала, которые определяют главные сущностные черты отношений гражданства, то есть принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства1.

Принципы гражданства Российской Федерации закреплены в статье 4 Закона №62-ФЗ от 31.05.2002.

К принципам гражданства относят следующие:

1. Принципы единого и равного гражданства.

То есть гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения.

В прежних конституциях и законах, которые наряду с гражданством СССР закрепляли и наличие гражданства союзных и автономных республик, принцип единого гражданства трактовался как их единство. То есть нельзя было быть гражданином республики, не являясь гражданином соответственно СССР или РСФСР и наоборот. Действующие Конституция РФ от 12.12.1993 и Закон №62-ФЗ от 31.05.2002 по-иному раскрывают принцип единого гражданства. Не предусматривается наличие гражданства республик, и есть единый институт гражданства Российской Федерации2.

Принцип равного гражданство означает отсутствие каких-либо различий в правовом положении лица в зависимости от оснований его принадлежности к гражданству. Не имеет значения, является ли лицо гражданином по рождению или стало им в результате натурализации, то есть было принято в гражданство. Для всех граждан установлен единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности1.

2. Принцип свободы и добровольности выбора гражданства

В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализация каждым человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами. «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»2.

3. Принцип недопустимости лишения гражданства

Основания прекращения гражданства Российской Федерации, за исключением отмены решения о приеме в гражданство (глава IV Закона №62-ФЗ от 31.05.2002), предусматривают добровольное волеизъявление гражданина, то есть исключают возможность произвольного лишения гражданства. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона №62-ФЗ от 31.05.2002, в Российской Федерации никто не может быть лишен гражданства Российской Федерации.

4. Принцип недопустимости выдачи гражданина Российской Федерации другому государству

«Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству»3.

Однако, развитие международных связей порождает проблему международной, транснациональной преступности, представляющую серьезную угрозу как для отдельных государств, так и для всего человечества. Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются на территории другой, часто меняя место проживания. В условиях необходимости объединения разных стран в борьбе с преступностью проблема выдачи преступников (экстрадиции) становится весьма актуальной.

В международном праве закреплен принцип двойной криминализации, заключающейся в том, что совершенное деяние должно считаться преступлением как в государстве, запрашивающем о выдаче, так и в запрашиваемом государстве. В Конституции РФ от 12.12.1993 он зафиксирован в ч. 2 ст. 63 наряду с положением о невыдаче лиц, преследуемых за политические убеждения, что также соответствует международным нормам.

5. Принцип допустимости двойного гражданства

В Конституции РФ от 12.12.1993 закреплено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации1.

Признание двойного гражданства конституционной нормой всецело обусловлено распадом Советского Союза и большим числом оставшихся проживать в его бывших республиках российских этнических соотечественников.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации2.

Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина – при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна «следовать гражданству своего мужа».

До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 года.

Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:

– если такую возможность предусматривает федеральный закон;

– если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию – наличие международного договора – Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.

Международный договор, о котором упоминается в части первой статьи 62, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств.

Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в гражданстве, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать.

Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России, в соответствии с нашим законодательством, он будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России лишь в том случае, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.

Факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

Всё это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.

Двойное гражданство проверяется компетентными органами. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

При решении вопросов гражданства наряду с законами нашей страны подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства.

А если же международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те которые содержатся в Законе о гражданстве, применяются правила, этого договора.

6. Принцип сокращения безгражданства

Безгражданство – правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лица гражданства какого-либо государства.

«Лицо без гражданства – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства»1.

Безгражданство, как и многогражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.

Безгражданство может быть абсолютным и относительным: абсолютное – возникает с момента рождения; относительное – с момента утраты гражданства.

Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами.

«Российская Федерация поощряет приобретение ее гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации»2.

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. Их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, в котором они проживают. Государства обязаны обеспечить для лиц без гражданства пользование основными правами человека и обеспечить для них соответствующий режим. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранных граждан, за исключением того, что иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защит. Лица без гражданства не несут воинской обязанности и не обладают правами граждан, на них распространяются те же ограничения, что и на иностранцев.

7. Принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами

Существо этого принципа заключается в установлении обязательства государства оказывать всемерную защиту своим гражданам, находящимся за пределами его территории, покровительствовать им. В своей сущности данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что отражает природу гражданства.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы1.

8. Принцип сохранения гражданства при заключении или расторжении брака

Данный принцип подчеркивает сущность гражданства как индивидуальной связи лица с государством, недопустимость прекращения отношений гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленной законом процедуры. Само по себе заключение или расторжение брака между гражданами различных государств, а равно рождение в таком браке детей либо их усыновление обусловливает возникновение довольно сложных правовых ситуаций, связанных с определением гражданства супругов (либо бывших супругов) и их детей.

Для Российской Федерации данный принцип весьма актуален из-за большой распространенности международных браков. В Законе о гражданстве Российской Федерации закреплено, что заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей2.

3. Основания и порядок приобретения гражданства

«Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации»1.

Порядок приобретения гражданства регулируется главой 2 Закона №62-ФЗ от 31.05.2002.

Приобретение гражданства по рождению является главным постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан. «Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: «права крови» (лат. jus sanguinis), т.е. с учетом гражданства родителей, и «права почвы» (лат. jus soli), т.е. в зависимости от места рождения»2.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению в следующих случаях:

    Если на день его рождения «оба родителя или единственный родитель

имеют гражданство Российской Федерации, независимо от места рождения ребенка»3.

«Это правило использовалось и в предыдущем Законе о гражданстве 1991

года. В международном и конституционном праве основой данного подхода считают так называемый «принцип крови» – в отличие от «принципа почвы», при котором ребенок может считаться гражданином той страны, на территории которой он родился, независимо от того, что оба его родителя являются гражданами другого государства. Например, «принцип почвы» используется в США»1.

    «Один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а

другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка)»2.

Первый аспект этого вопроса таков, что мы не можем ориентироваться на волю второго родителя, поскольку это сделает и ребенка лицом без гражданства. Второй аспект так же понятен: родитель вроде известен, однако его вроде как нет в реальности на момент решения вопроса о гражданстве ребенка, в этом случае российское гражданство второго родителя имеет решающее значение3.

    «Один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а

другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства»4.

Закон 1991 года допускал определять гражданство ребенка в этом случае письменным соглашением родителей независимо от места рождения ребенка. Настоящий Закон 2002 года не дает права родителям вообще о чем-то договариваться, если ребенок родился на территории России. Если ребенок родился за границей, то Закон озабочен лишь тем, чтобы ребенок не стал лицом без гражданства – тогда его признают гражданином РФ. А если состояние безгражданства при рождении за границей ребенку не угрожает, то российской стороне безразлично, какое гражданство выбрали его родители и как они это оформили5.

4. «Оба его родителя или единственный родитель, проживающие на

территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство»1.

В данном случае применяются «принцип почвы» и недопущение безгражданства ребенка. Мнение самих родителей в данном случае по нашему закону не имеет решающего значения.

5. «Ребенок, который находится на территории Российской Федерации

и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течении шести месяцев со дня его обнаружения»2.

Здесь ключевое значение имеет «принцип почвы». Скорое всего, с точки зрения гражданства, имеются в виду случаи, когда ребенка подкинули, а по цвету его кожи можно предположить, что родители или один из них имеют иностранное происхождение. Если родители все-таки «нашлись», власти нашего государства готовы рассмотреть их претензии, в том числе и доказательства, что это их ребенок3.

Законом №62-ФЗ от 31.05.2002 также установлены два порядка приобретения российского гражданства по такому основанию, как прием в гражданство: общий порядок и упрощенный порядок.

С заявлениями о приеме в Российское гражданство как в общем, так и в упрощенном порядке, вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью.

Порядок рассмотрения вопросов гражданства регулируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ от 14 ноября 2002 года (с изменениями от 31 декабря 2003 г., 3 ноября 2006 г., 27 июля 2007 г., 15 июля 2008 г., 19 августа 2009 г.) (далее – Положение от 14.11.2002), утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 2003 г., 3 ноября 2006 г., 27 июля 2007 г., 15 июля 2008 г., 19 августа, 22 октября 2009 г.)

При общем порядке эти лица должны отвечать следующим требованиям:

а) «проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства»1.

Ранее Законом 1991 года обычным условием для приема в гражданство РФ являлось постоянное проживание на территории Российской Федерации в течении пяти лет или трех лет непосредственно перед обращением с ходатайством (теперь этот срок увеличен до пяти лет). Причем, ничего прямо не говорилось о моменте, от которого исчислялся срок. Таким образом, отсчет времени велся назад от дня обращения.

Теперь же Законом №62-ФЗ от 31.05.2002 года исчисление пятилетнего срока начинается со дня получения вида на жительство – специального документа, выдаваемого иностранцам и лицам без гражданства, сроком на пять лет. Вид на жительство подтверждает постоянное проживание в стране. Но чтобы ходатайствовать о получении вида на жительство, надо не менее года временно проживать в России. Выходит, что срок для обращения по поводу гражданства увеличивается.

Все неудобства такого регулирования почувствовали на себе граждане, приехавшие в Россию до вступления в силу Закона 2002 года – в основном русские и выходцы из бывших республик СССР. Получалось, что срок, в течении которого они уже живут в России, не учитывается; кроме того, именно им сначала надо было жить по варианту временного проживания, затем оформлять постоянное проживание, жить еще один год с видом на жительство и лишь после этого возможно подать заявление о приеме в гражданство РФ.

Поэтому при реформе 11 ноября 2003 года п. 2 «а» ч. 1 ст. 13 Закона о гражданстве был дополнен следующим предложением: «Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства».

б) «Обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации»1.

Положением от 14.11.2002 определено, что заявитель предоставляет подписанное им обязательство следующего содержания: «В случае принятие меня в гражданство Российской Федерации обязуюсь быть верным Российской Федерации и добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации»2. Если заявитель не даст такого обязательства, его документы не будут приняты к рассмотрению.

в) «Имеют законный источник средств к существованию»3.

Данными источниками могут быть: справка о доходах физического лица; декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа; справка с места работы; трудовая книжка; пенсионное удостоверение; справка органа социальной защиты о получении пособия; подтверждение получения алиментов; справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета; свидетельство о праве на наследство и иной другой документ, подтверждающий получение доходов от незапрещенной законом деятельности.

г) «Обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин»1.

В данном случае отказ от иного гражданства также не требуется от лиц, которым предоставлено политическое убежище и лиц, имеющих статус беженца. Также отказ не требуется, если речь идет о двойном гражданстве, когда оно приобретается на обоюдных началах, то есть гражданин РФ получает гражданство государства – участника договора с Российской Федерацией, а гражданин этого государства получает российское гражданство2.

д) «Владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»3.

Заявитель представляет документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Это могут быть: документ государственного образца о получении образования (не ниже основного общего образования), выданный на территории нашей страны; сертификат о прохождении тестирования по русскому языку (в объеме не ниже базового уровня общего владения русским языком); документ об образовании, выданный на территории иностранного государства и имеющий в приложении запись об изучении курса русского языка. От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются: мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, недееспособные лица; инвалиды 1 группы1.

Срок проживания, необходимый для подачи заявления, может быть сокращен до одного года в следующих случаях:

«1) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

2) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

3) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом»2.

Касательно первого пункта можно сказать, что предполагается, что человек продолжит эффективную деятельность, приобретя гражданство РФ, поэтому государство и сокращает срок его проживания перед подачей заявления о приеме в гражданство. Таким приемом например пользуется США, таким образом завлекая к себе высококвалифицированных ученых, деятелей культуры, специалистов.

Во втором пункте речь идет именно о политическом убежище, его срок не ограничен.

Для беженцев также срок проживания сокращен до одного года.

«Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи»3. На эту категорию лиц не распространяются требования закона об условиях получения гражданства. Более того, они даже могут проживать не в России, а за границей. Особыми заслугами здесь являются выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта и другие заслуги, способствующие повышению международного престижа Российской Федерации. Прием в гражданство этой категории лиц осуществляется на основании обращения к Президенту РФ федерального органа государственной власти или высшего должностного лица субъекта РФ. Также требуется заявление самого лица, в котором указываются его особые заслуги перед Россией.

«Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство»1.

При упрощенном порядке прием в гражданство имеет две главные особенности.

    Лицо обращается с заявлением не на имя Президента РФ, а в органы внутренних дел внутри России либо в дипломатические, консульские учреждения РФ за рубежом.

    Не надо соблюдать в одних случаях только требования Закона в отношении сроков проживания в РФ, в других – вообще никаких условий.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 Закона (проживать 5 лет), если указанные граждане и лица:

«а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года»1.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

«а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах»1.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 Закона, и без представления вида на жительство2.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 Закона №62-ФЗ от 31.05.2002, если они до 1 июля 2009 года заявили бы о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации3.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в», «г» и «д» части первой статьи 13 Закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации1.

Также в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения всех условий, предусмотренных частью 1 статьи 13 Закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

«а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации»2.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 Закона3.

Помимо вышеперечисленных способов получения гражданства (по рождению и прием в гражданство) существует еще способ получения гражданства РФ путем восстановления в гражданстве.

«Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет»1.

Существует еще такой способ приобретения гражданства, как оптация – это выбор гражданства.

Суть оптации в том, что если какая-то территория передается Российской Федерации или исключается из нее, то лица, проживающие на этой территории, имеют право на выбор гражданства (перейти в гражданство другого государства или остаться в российском гражданстве). Порядок и сроки выбора определяются международным договором2.

Заявления о приеме в гражданство и о восстановлении в гражданстве в некоторых случаях могут быть отклонены. Отклонение заявлений – вопрос достаточно болезненный.

Основания отклонения заявлений приведены в статье 16 Закона №62-ФЗ от 31.05.2002. Если лицо попадает хотя бы в одну из перечисленных в этой статье категорий, его заявление о приеме в гражданство или о восстановлении в гражданстве отклоняется.

4. Основания и порядок прекращения гражданства

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить гражданство Российской Федерации1.

«Прекращение гражданства – это такое изменение статуса физического лица, в результате которого утрачивается его правовая связь с данным государством»2.

Определенные требования относительно порядка оформления выхода из гражданства РФ содержит Положение от 14.11.2002 (ранее упомянутое).

Возможны несколько способов прекращения гражданства.

«Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации»3.

Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории России, осуществляется в общем порядке, а лица, проживающего на территории иностранного государства, – в упрощенном порядке. Во всех этих случаях выход осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, заявляющего о выходе из гражданства Российской Федерации. Выход из российского гражданства ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

«К иным основаниям прекращения гражданства относится выбор иного гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации (оптация)»4.

«Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения»1.

«Говоря о неисполненных обязательства, законодатель имел ввиду такие установленные законом обязательства, как, например, обязанность молодого специалиста, окончившего высшее учебное заведение, проработать три года в соответствии с направлением по распределению специалистов, алиментные обязательства, обязательства перед жилищно-строительным кооперативом, колхозом, непогашенную банковскую ссуду и т.п.»2.

Заявления о выходе их гражданства Российской Федерации лиц, выехавших за пределы России на временное пребывание, принимаются к рассмотрению после решения в установленном порядке вопроса об оставлении их на постоянное жительство за пределами России в консульских учреждениях либо в органах внутренних дел по возвращении на территорию России3.

Также надо отметить, что Законом №62-ФЗ от 31.05.2002 предусмотрена возможность отмены решений по вопросам гражданства. Поводом для этого является установленный в судебном порядке факт принятия решения о гражданстве на основе представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Отмена решений осуществляется Президентом РФ (если они приняты в общем порядке) или органами, принявшими решение в упрощенном порядке. В случае отмены решения оно считается недействительным со дня его принятия.

В Положении от 14.11.2002 указано, что Президент РФ вправе отменить решение по вопросам гражданства РФ, принятое другим полномочным органом1.

Вопрос о гражданстве детей решается одновременно с родителями и на основании представленных ими документов. Отмена решения по вопросам гражданства в отношении родителей распространяется на детей.

Разрешаются повторные заявления по вопросам гражданства по истечении не менее одного года после принятия предыдущего решения.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:

Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются следующими документами:

    Конституция Российской Федерации.

    Закон о гражданстве Российской Федерации.

    Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Гражданство есть устойчивая связь лица и государства.

Существуют следующие принципы гражданства:

    Принцип единого и равного гражданства.

    Принцип свободы и добровольности выбора гражданства.

    Принцип недопустимости лишения гражданства.

    Принцип недопустимости выдачи гражданина Российской Федерации другому государству.

    Принцип допустимости двойного гражданства.

    Принцип сокращения безгражданства.

    Принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами.

    Принцип сохранения гражданства при заключении или расторжении брака.

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1 Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 513

2 См.: СССР. ЦИК 2 созыва. 2 сессия. Заседание ЦИК Союза ССР, 24 октября 1924 г.//Бюллетень № 13. М., 1924. С. 69.

1 Ст. 1 гл. 1 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 См.: Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 511

2 Ст. 6 гл. 1 Конституции РФ от 12.12.1993.

3 Ст. 3 гл. 1 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 См.: Ст. 6 Конституции РФ от 12.12.1993 и ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 См.: Конституционное право России/Под ред. Е.И.Козловой и О.Е.Кутафина, М., 2010. С. 202

1 См.: ч. 1 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 Ч. 3 ст. 6 Конституции РФ от 12.12.1993 и ч. 4 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

3 Ч. 5 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 См.: ч.1 ст. 62 Конституции РФ от 12.12.1993.

2 См.: ст. 6 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 Ст. 3 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 Ч. 6 ст. 4 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 См.: ст. 7 ФЗ № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 См.: ст. 8 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 Ст. 11 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 Конституционное право России/Под ред. Е.И.Козловой и О.Е.Кутафина, М., 2010. С. 203.

3 П. а, ч. 1, ст. 12 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 538.

2 П. б, ч. 1, ст. 12 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

3 См.: Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 538.

4 П. в, ч. 1, ст. 12 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

5 См.: Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 539-540.

1 П. г, ч. 1, ст. 12 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 Ч. 2, ст. 12 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

3 См.: Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 539.

1 П. а, ч. 1, ст. 13 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 П. б, ч. 1, ст. 13 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 Приложение 1, Положение от 14.11.2002.

3 П. в, ч. 1, ст. 13 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 П. г, ч. 1, ст. 13 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 См.: Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 543.

3 П. д, ч. 1, ст. 13 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 См.: Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 545.

2 Ч. 2, ст. 13 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

3 Ч. 3, ст. 13 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 Ч. 4, ст. 13 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 Ч. 1, ст. 14 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 Ч. 2, ст. 14 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 См.: ч. 3, ст. 14 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

3 См.: ч. 4, ст. 14 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 См.: ч. 5, ст. 14 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 См.: ч. 6, ст. 14 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

3 См.: ч. 7, ст. 14 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

1 Ст. 14 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 См.: Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 559.

1 См.: ч.3, ст. 6 Конституции РФ от 12.12.1993.

2 Конституционное право России/Под ред. С.А. Авакьян, М., 2007. С. 560.

3 Ст. 18 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

4 Конституционное право России/Под ред. Е.И.Козловой и О.Е.Кутафина, М., 2010. С. 206.

1 Ст. 20 Закона № 62-ФЗ от 31.05.2002.

2 Российское гражданство/Под ред. О.Е.Кутафина, М., 2003. С. 293.

3 См.: Гражданство в Российской Федерации/Под ред. В.Ф.Миронова, М., 2003. С. 20.

1 См.: ст. 54 гл. VII, Положение от 14.11.2002.