Государство как структурный элемент общества

Государство как структурный элемент общества

1. Социальная структура государства

2. Типы государств и их характеристика

2.1. Формы государственного правления

2.2. Формы государственного устройства

2.3. Формы политических режимов

3. Основные черты демократического государства

1. Социальная структура государства

Государство есть социальная организация, обладающая своими характерными чертами.

Организация – это группа людей, действующих совместно и упорядоченно во имя достижения общей цели.

До сих пор остается открытым вопрос об образовании государства. С определенностью можно сказать, что образование государства – это длительный процесс, который у разных народов шел по-разному.

Основными признаками государства, которые отличают его от родоплеменной организации общества, являются:

1. Публичная власть – система государственных органов и учреждений, специальный аппарат управления (парламент, правительство, министерства и т.д.) и принуждения («силовые» органы: армия, полиция и т.д.),

2. Система правовых норм, юридических законов, которыми регулируют общественные отношения (в отличие от обычаев и традиций, действующих в первобытном строе, юридические законы устанавливаются государством и реализуются благодаря его силе).

3. Территориальное деление населения (в отличие от деления населения по кровнородственному признаку в родовом строе, государство объединяет своей властью и защищает всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени).

4. Система налогов, дающих средства для содержания государственного аппарата, а также организаций и людей, находящихся на государственном обеспечении (в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения), и для осуществления функций, которые государство должно выполнять.

Возникнув как продукт исторического развития общества, государство защищает, прежде всего, интересы господствующих слоев общества. Но вместе с тем оно должно обеспечивать социальный порядок. При этом оно вынуждено так или иначе считаться с требованиями различных слоев общества и решать общесоциальные задачи, ибо в противном случае страна приходит в упадок. Таким образом, государство берет на себя различные функции, в выполнении которых заинтересовано все население страны.

Под функциями государства обычно понимают основные направления деятельности государство по решению стоящих перед ним задач. Принято выделять внутренние и внешние функции государства.

Основные внутренние функции:

1. Охрана правопорядка – обеспечение соблюдение законности всеми лицами государства, борьба с правонарушениями, охрана прав и свобод граждан.

2. Экономическая – регулирование хозяйственной жизни через систему налогообложения, регулирования цен, поддержка приоритетных отраслей экономики и др.

3. Социальная – защита нетрудоспособного и малоимущего населения, создание условий для развития здравоохранения, образования, общественного транспорта и т.д.

4. Культурная – обеспечение деятельности учреждений науки, искусства, религии, СМИ и т.д.

5. Экологическая – установление рационального режима природопользования, охрана окружающей среды.

Основные внешние функции:

1. Оборона страны или военная экспансия в отношении других стран.

2. Внешнеполитическая деятельность – проведение интересов государства в международных отношениях с другими государствами.

3.Внешнеэкономическая деятельность – торгово-промышленные и финансовые контакты с другими государствами.

В современном мире важнейшее место среди внешних функций государства занимает организация и осуществление разнообразных форм международного сотрудничества – социально-гуманитарного, технического, научного и т.д.

Указанные функции государства выполняются по-разному. Характер государственной деятельности зависит от исторической ситуации.

Система органов и учреждений, посредством которых государство выполняет свои функции, образует государственный механизм. Его основное звено - государственный орган – характеризуется следующими признаками:

1. Образуется в порядке, установленном законом;

2. Имеет определенную компетенцию, то есть закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) и действует от имени государства в пределах своей компетенции;

3. Наделен властными полномочиями (что отличает государственные органы от государственных учреждений);

4. Характеризуется определенной структурой, имеет материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенций.

Основное свойство государственного органа заключено в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Государственный орган - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственные органы различаются:
- по принадлежности к ветви власти - на законодательные, исполнительные и судебные;
- по способу формирования - на представительные и формируемые, представительными органами;
- на постоянные и временные;
- на органы общей или специальной компетенции и т.д.

2. Типы государств и их характеристика

Существуют различные типы государств. Ныне государства различают по формам правления, государственного устройства и политическим режимам.

2.1. Формы государственного правления

Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношение с населением. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

Признаки монархии:

- власть передается по наследству;

- власть принадлежит властителю (монарху) бессрочно.

Различают монархии неограниченные и ограниченные.

Признаки республики:

- выборность власти;

- выборность на определенный срок.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские (президент), парламентские (парламент) и смешанные (президент и парламент).

Особой формой правления считают диктатуру. Она отличается тем, что возникает путем насильственного захвата власти ограниченной группой лиц, которая действует, не считаясь с волей широких масс населения и установив жесткий режим с целью бессрочного удержания власти.

2.2. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства характеризует способ его политического и территориального деления, который обусловливает отношения центральных органов государства с его составными частями. В современном мире наиболее распространенными являются следующие формы:

1. Унитарная – единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система государственных органов и единое законодательство (Италия). Эти государства могут быть централизованными (Швеция) и децентрализованными (Франция).

2. Федеративная – союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают элементами суверенитета. В нем наряду с высшими государственными органами и законодательством федерации существуют высшие государственные органы и законодательство его субъектов Германия, Индия и др.). Федерации строятся по территориальному (США) или национально-территориальному принципу (Россия).

3. Конфедеративная – союз суверенных государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и других целей. Конфедерация не обладает суверенитетом. В ней нет единого государственного аппарата и единой системы законодательства. В рамках конфедерации обычно создаются союзные органы координирующего, но не властного характера.

Конфедерация – непрочное образование и существует сравнительно недолго (конфедерация Сенегамбия – это объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 г.).

2.3. Формы политических режимов

Политический режим – это система методов и средств осуществления государственной власти, отражающая экономические, политико-правовые и идеологические основы взаимоотношения государства и общества, государства и личности. Политический режим характеризует степень государственного регулирования различных сфер жизни общества. Он выражается в том, какими методами осуществляется власть, как действуют государственные институты.

Разновидности политических режимов.

Режим

Правовые основы взаимоотношения власти с обществом.

Методы осуществления власти.

Степень реализации прав и свобод.

Тоталитарный

Законы, ограничивающие власть, отсутствуют или лишь формально провозглашаются. Гражданам запрещено все, что не разрешено властью.

Неконтролируемое законом насилие, административно-командные методы управления всеми сферами общественной жизни.

Жесткое ограничение всех прав и свобод.

Авторитарный

Законы таковы, что дают возможность подавлять критику органов власти. Гражданам запрещено все, что не разрешено законом.

Охрана власти всеми способами, в том числе насильственными. Верховенство исполнительной власти над представительной. Возможность ослабления государственного контроля над экономикой, культурой, частной жизнью.

Ограничение политических прав и свобод, допущение свободы в других сферах.

Либеральный

В соответствие с законами допускается любая критика власти, но сохраняется независимость ее от народа. Гражданам разрешается все, что не запрещено законом. Органы власти позволяют себе отклоняться от соблюдения закона.

Диалог власти с обществом; отсутствие правовых норм, обязывающих власть учитывать общественное мнение.

Предоставление всех прав и свобод, кроме прав контроля над властью.

Демократический

Законы обеспечивают зависимость власти от народа и возможность ее смены по требованию большинства. Гражданам разрешено все, что не запрещено законом. Органам власти разрешено только то, что предусмотрено законом.

Диалог власти с обществом; правовые нормы и процедуры, с помощью которых общество контролирует действие власти.

Обеспечение всех политических и гражданских прав и свобод.

Если форма правления государства или форма его устройства меняются довольно редко, то политический режим может изменяться со сменой главы государства, причем значительным образом.

3. Основные черты демократического государства

Наилучшие условия для социального, экономического и культурного прогресса, для движения к идеалам свободы, справедливости, гуманизма создаются в демократических государствах.

Подлинно демократическое государство характеризуется в настоящее время следующими важнейшими принципами:

1. Полновластие народа – единственным источником власти в стране являет народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

2. Верховенство права во всех сферах жизни и наличие эффективных форм контроля за реализацией законов;

3. Незыблемость прав и свобод личности, ее правовая защищенность; правовые нормы устанавливаются не только ответственностью граждан перед государством, но и ответственностью государства перед гражданами;

4. Социальный характер государства – политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

5. Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

6. Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти, наличие действенных средств против злоупотребления властью;

7. Идеологическое многообразие – никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

8. Политическое многообразие – общественные объединения и партии равны перед законом;

9. Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

Важнейшими условиями, без которых немыслимо существование демократического государства, является достаточно высокая политическая культура граждан, позволяющая им самостоятельно оценивать действия политиков, и сила общественного мнения, способная заставить органы власти прислушиваться к нему. Следует иметь в виду, что при всех своих достоинствах демократия не является идеальным способом решения любых вопросов. Эффективность ее тем выше, чем выше нравственный уровень общества, чем больше в нем ценится честность и порядочность, чем больше государственные органы и чиновники делают для того, чтобы заслужить доверие граждан.