Государственное управление в области обороны и в сфере безопасности

Введение

Управление в широком смысле – это направленное воздействие с целью изменения (сохранения) состояния, поведения, направления развития, движения кого и чего-либо. Управление в обществе носит ярко выраженный социально-политический оттенок, представляя собой воздействие на этот коллектив с целью его упорядочения и сохранения, совершенствования и развития.1

Законы управления - это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между субъектами и объектами управления в природе и обществе. Они имеют объективный характер, то есть существуют независимо от сознания человека.2

Государственное управление осуществляется на основе собственных законов и принципов. Оно представляет собой разновидность социального управления, осуществляется в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества. В задачу данной работы входит раскрытие сущности административно-политической сферы, специфики управления в этой среде, одними из направлений направлениями которого является управление государственной безопасностью и обороной.3

Проблемы обеспечения внутренней безопасности в государстве и обороны от внешних врагов актуальны всегда. И управление в этих сферах всегда представлялось сложным процессом, далеко не в каждом случае эффективным, делом, которым занимались в основном высшие должностные лица и правители государства. В современном мире управление в областях обороны и безопасности входит в компетенцию многих государственных органов, деятельность которых урегулирована законодательством. Теперь и общество привлекается для более полного и эффективного решения проблемы управления этими сферами.

Важным направлением в области управления любого государства было и остается обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Поэтому органы государственного управления являются важным рычагом воздействия на общественные процессы, мобилизуют общество на выполнение принятых решений. Обеспечение государственной безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха во внешней и внутренней политике. Это объясняется тем, что безопасность страны представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, сводится к охране национальной безопасности.1 Поэтому обеспечение государственной безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Ведь только в государстве, обеспечивающем безопасность своих граждан, может быть сформировано гражданское общество.

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.2 Управление в области обороны очень актуально для нашей страны в настоящее время, так как оно включает в себя правовое регулирование вопросов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; военную политику и разработку актуальных доктрин; военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение мероприятий гражданской обороны и т.п. Основой обороны являются Вооруженные Силы РФ, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, и другие важные интересы РФ. Управление в области обороны строится на началах жесткой централизации, единоначалия, законности и воинской дисциплины в Вооруженных Силах.

Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и правительства. Правительство РФ осуществляет организацию необходимым оснащение вооружением и военной техникой, а также обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Руководство Вооруженными Силами возложено на Министерство обороны Российской Федерации, Генеральный штаб Вооруженных Сил, другие органы управления.

Таким образом, можно заметить, что управление в области обороны и в сфере безопасности носит сложный характер, поэтому может быть наилучшим образом рассмотрено при комплексном, системном подходе, касательно ко всем основным сферам жизни общества, которые затрагиваются государственным управлением.

Глава 1. Общая характеристика государственного управления в административно-политической среде

Исходя из того, что тема данной работы непосредственно связана с административно-политической сферой, существует объективная необходимость в раскрытии ее сути для полноты понимания ключевых вопросов управления обороной и безопасностью.

Государственное управление в административно-политической среде осуществляется по нескольким ключевым направлениям, которые приоритетны для жизнедеятельности государства и общества. К таким направлениям можно отнести сферы государственного управления в области иностранных дел, государственного управления в области безопасности и внутренних дел, государственного управления в области юстиции, а так же государственного управления в области обороны и ряд других. Каждая сфера имеет свои характерные черты и особенности.1

Главная цель внешнеполитической стратегии РФ состоит в том, чтобы обеспечить международный мир и безопасность для граждан России. Суть направления в первую очередь состоит в том, чтобы дать максимальную свободу внешней торговли для отечественных продавцов-производителей, обеспечить жителей страны качественными, недорогими и безопасными товарами, а так же сгладить последствия мировых экономических кризисов, обезопасить отечественную экономику. Магистральным направлением деятельности на международной арене пока еще остается борьба против ядерной опасности, гонки вооружений, создания системы противоракетной обороны, проведение политики сохранения и укрепления всеобщего мира. В целом основными задачами РФ в области иностранных дел являются:

    устранение угрозы мировой войны, достижение всеобщей безопасности и разоружения;

    расширение и углубление сотрудничества на основе мирного сосуществования, делового, взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами;

    содействие укреплению и прогрессу гуманистических и демократических обществ;

    обеспечение благоприятных внешних условий для совершенствования общества в РФ и т.п.

Государственная безопасность - это состояние прочности, незыблемости и нерушимости политической и экономической основы государства и неизменности государственной границы. Охрана государственной безопасности как объект управления представляет собой область общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности государственных органов и общественных организаций, имеющей своей целью обеспечение неприкосновенности и защиты государственной границы. Организация упрочения в области охраны государственной безопасности заключается в обеспечении практического решения указанной задачи, осуществления государственными органами при активном участии общественности комплекса соответствующих взаимосвязанных мероприятий политического, военного, правового, организационного, материально-технического и морально-психологического характера.

Управление в области юстиции - это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления и состоящая в практическом организационном руководстве судебной системой, работой нотариальных органов, судебно-экспертных учреждений, методическом руководстве и правовом регулировании деятельности адвокатуры, органов записи актов гражданского состояния, и др. Содержанием этой деятельности, ее целевым назначением является реализация правоохранительной функции государства, зафиксированного в Конституции РФ, - это обеспечение точного и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми органами, организациями, должностными лицами, гражданами; борьба с нарушениями и охрана общественного порядка, защита прав граждан и организаций.

Организация управления в области обороны заключается в обеспечении практического осуществления военной защиты страны; в этих целях государственные органы при активном участии общественных организаций осуществляют сложный комплекс соответствующих взаимосвязанных мероприятий политического, военного, правового, организационного, материально-технического, морально-психологического характера. Оборона страны как объект управления представляет собой область общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности государства и общественных организаций по осуществлению военной защиты, включая использование вооруженных сил в случаях военного нападения.

Но государственное управление важно не только в административно-политической сфере, но и в культурной, социальной, информационной, экономической сферах, так как их так же затрагивают вопросы обеспечения государственной обороны и безопасности, следовательно, каждая из них нуждается в индивидуальном подходе при рассмотрении.

В целом управление в административно-политической среде носит характер властно-распорядительной деятельности, которая опирается на авторитет и силу государства, на его бюрократический аппарат и полномочия в сфере применения легального принуждения в случаях нарушения нормальных общественных отношений.1

Глава 2. Организационно-правовые формы управления обороной

Ключевые правовые акты, закрепляющие основы организации обороны РФ, - это федеральные законы: "Об обороне" от 28 марта 1998 г., "О воинской обязанности и военной службе", от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих", от 26 февраля 1997 г. "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г, и ряд других.

Организация обороны включает правовое регулирование вопросов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; военную политику и доктрину; военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение мероприятий гражданской обороны; совершенствование оружия и военной техники и т. д.

Основой обороны являются Вооруженные Силы РФ, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы РФ в случае вооруженной агрессии против государства. Они могут быть также использованы для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств РФ, для разрешения международных конфликтов.

Согласно Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г., Вооруженные Силы могут применяться для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории РФ.

Законодательством определены случаи, когда в обороне могут участвовать пограничные войска Федеральной пограничной службы России, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска правительственной связи, войска гражданской обороны Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Железнодорожные войска РФ и другие воинские подразделения.

Управление в области обороны строится на началах жесткой централизации, единоначалия и воинской дисциплины в Вооруженных Силах.

Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами1, а также Правительство РФ.

Президент РФ определяет основные направления военной политики РФ, утверждает военную доктрину РФ, объявляет состояние войны; вводит на территории РФ военное положение в случае агрессии или угрозы агрессии против РФ с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию; отдает приказ Вооруженным Силам РФ о ведении военных действий; утверждает концепцию, планы строительства, применения, дислокации Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также их структуру и состав; присваивает высшие воинские звания; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, и др.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обороне" полномочия по реализации мер, связанных с организацией обороны, предоставлены также Федеральному Собранию Российской Федерации, состоящему из Совета Федерации и Государственной Думы. Их деятельность в этом направлении связана, прежде всего, с их участием в бюджетном процессе, предусматривающим стадии разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением оборонной части федерального бюджета.2

Правительство РФ осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны страны. Оно организует оснащение вооружением и военной техникой, а также обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. На него возложено обеспечение выполнения государственных целевых программ и планов развития вооружения, программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям, мобилизационных планов, планов накопления мобилизационных ресурсов, социальных гарантий для военнослужащих лиц, уволенных с военной службы, членов их семей, а так же некоторые другие органы управления.1

Непосредственное руководство Вооруженными Силами возложено на Министерство обороны Российской Федерации, Генеральный штаб Вооруженных Сил, другие органы управления.

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны. Оно является также центральным органом военного управления.

Правовой статус Минобороны России закреплен в Федеральном законе "Об обороне", а также в Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. Свою деятельность Минобороны России осуществляет под руководством Президента РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минобороны России.

В соответствии с названными правовыми актами Минобороны России разрабатывает и принимает меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; организует и осуществляет мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивает финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвует в осуществлении военного строительства в РФ; укрепляет в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину.

Минобороны России участвует в разработке предложений по вопросам формирования военной политики государства и организации ее реализации, по военной доктрине РФ; готовит Президенту РФ предложения по вопросам обороны; осуществляет контроль за состоянием Вооруженных Сил и др.1

Основными задачами Министерства обороны являются:

    разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;

      организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации;

        обеспечение финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженных Сил;

        координация деятельности федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны;

        участие в осуществлении военного строительства в Российской Федерации;

совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил;

          разработка мер, направленных на повышение авторитета и престижа военной службы, на сохранение и приумножение патриотических традиций;

          участие в международном сотрудничестве по военным вопросам и др.2

Функции Министерства обороны состоят в следующем:

            разработка предложений по расходам на оборону;

            контроль состояния Вооруженных Сил;

            организация эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах;

            организация научных исследований в целях обороны;

            заказ и финансирование производства, закупки и ремонта вооружения и военной техники;

            обеспечение разведывательной деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;

            обеспечение защиты государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;

            организация прохождения военной службы военнослужащими;

            участие в разработке государственных стандартов в области обязательной подготовки граждан к военной службе;

            участие в переговорах по проблемам безопасности;

            оказание в установленном порядке иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала;

            организация работы по созданию и ведению баз данных в области обороны и др.2

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим координацию деятельности органов военного управления, других войск и воинских формирований по выполнению задач в области обороны.

Генеральный штаб осуществляет стратегическое планирование применения

Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов военного управления; проводит мероприятия, связанные с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил; осуществляет координацию деятельности по проведению в РФ мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы; организует разведывательную работу в целях обороны - собирает сведения о возможной военной агрессии против России и ее союзников, обрабатывает данные об иностранных вооружениях, разработках оружия массового поражения и комплексов противоракетной обороны; разрабатывает предложения по основным вопросам, касающимся подготовки страны к обороне, военной доктрины РФ, структуры, состава, численности, дислокации, задач Вооруженных Сил и т.д.

В организации обороны и управлении Вооруженными Силами значительное место отводится военным советам, которые создаются Президентом РФ. Они действуют на постоянной основе и являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, группах войск, на флотах, в армиях, на флотилиях. В процессе своей деятельности военные советы разрабатывают рекомендации, связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством и развитием Вооруженных Сил, с выполнением мероприятий по поддержанию боевой готовности войск, с организацией обеспечения правопорядка, воинской дисциплины.

Военные советы тесно взаимодействуют с органами государственной власти по вопросам обеспечения выполнения правовых актов в области обороны, социально-правовой защиты военнослужащих, по подготовке территорий в целях обороны, по призыву на военную службу и т. д.

Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил существуют военные округа, флоты. Военный округ является оперативно-стратегическим (оперативно-территориальным) командованием Вооруженных Сил на соответствующем стратегическом направлении. В пределах своих границ органы военных округов осуществляют оперативное руководство объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, Других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны. Флот является оперативным объединением Военно-Морского Флота Российской Федерации. Руководит военным округом (флотом) командующий, который осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота).

Войсковые соединения и части (армии, дивизии, полки и др.) возглавляют командиры соединений, воинских частей. Командование соединениями и частями они осуществляют через подчиненные им штабы и службы.

В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в субъектах РФ, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами.

Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., они создаются Минобороны России и являются его территориальными органами. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генеральный штаб через управления соответствующих военных округов (управление флота). Военные комиссариаты отчитываются о своей деятельности перед Генеральным штабом через управления соответствующих военных округов.

На военные комиссариаты возлагается проведение призыва людских ресурсов,

поставка транспорта в сроки и объемах, установленных мобилизационным планом; обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу и их отправки в Вооруженные Силы и другие войска, а также планов отбора граждан для поступления на военную службу по контракту; участие совместно с органами здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу; содействие образовательным учреждениям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе; осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и т. д.

Одним из важнейших направлений их деятельности является оказание социальной помощи уволенным из Вооруженных Сил лицам.

В соответствии со статьей 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ, которые реализуются, как правило, через прохождение действительной службы в Вооруженных Силах РФ.

Организация комплектования Вооруженных Сил определяется двумя основными законами: "Об обороне" и "О воинской обязанности и военной службе".

Установлено, что все мужчины - граждане РФ - обязаны проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ. В отдельных случаях, предусмотренных законом, вместо военной службы граждане могут пройти альтернативную службу, правовые основы организации и прохождения которой, к сожалению, еще не получили достаточно полного своего закрепления. На военную службу могут быть приняты граждане женского пола на основе принципа добровольности (по контракту) и при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.1

Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" закреплена смешанная система комплектования Вооруженных Сил, сочетающая службу на основе призыва граждан на военную службу и службу в добровольном порядке (по контракту). На сегодняшний день Вооруженные Силы комплектуются в основном за счет призыва граждан на военную службу. Служба по контракту только сейчас начинает получать должную степень распространения.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" так же определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, воинских формированиях, а также в соответствующих органах. Порядок организации и прохождения военной службы в Вооруженных Силах закрепляется не только упомянутым законом, но и Законом "Об обороне", Положением о порядке прохождения военной службы, воинскими уставами и другими нормативными актами органов государственной власти.

Военную службу могут проходить лишь граждане РФ. Она подразделяется на действительную службу и службу в запасе.

Действительная военная служба - это служба в Вооруженных Силах, в других войсках, воинских формированиях и органах. Граждане, проходящие действительную военную службу, являются военнослужащими, правовое положение которых определяется Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также другими законами и подзаконными актами.

Прохождение действительной военной службы предполагает исполнение военнослужащими воинских обязанностей, к которым относятся: участие в боевых действиях; исполнение должностных обязанностей; несение боевого дежурства (боевой службы); участие в походах и учениях; нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени и т.п.1

Президент Российской Федерации определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, и утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Эту работу, как и издание нормативных правовых актов в области гражданской обороны и организации разработки проектов федеральных законов в области гражданской обороны осуществляет Правительство РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения. И в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления наделены определенным комплексом полномочий в области управления обороной, которые реализуются ими в пределах подведомственной территории и в тесном взаимодействии с органами военного управления. Они так же проводят ряд мероприятий по подготовке к защите населения и ценностей при ведении военных действий на территории Российской Федерации.

Гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение подобных мероприятий опирается на силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.1

Деятельность органов местного самоуправления в этом направлении предполагает, прежде всего, обеспечение ими на своей территории соблюдения и исполнения законодательных и других правовых актов в области обороны.1

Согласно федеральным законам "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Положению о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному Правительством РФ 1 июня 1999 г., Положению о воинском учете, утвержденному Правительством РФ 25 декабря 1998 г., а также ряду других нормативных актов на органы местного самоуправления возложена организация воинского учета, подготовка молодежи к военной службе; организация призыва граждан на военную службу, военные сборы, по мобилизации; осуществление мероприятий по выполнению мобилизационных планов и заданий.

Совместно с органами военного управления органы местного самоуправления принимают меры по подготовке своих территорий и коммуникаций в целях обороны. Они обязаны оповещать граждан о вызовах военного комиссариата и обеспечивать им возможность своевременной явки по вызовам; по запросам военного комиссара направлять ему необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет либо состоящих на воинском учете; осуществлять контроль за посещением гражданами, подлежащими призыву на военную службу, лечебно-профилактических учреждений, в которые они направлены для медицинского обследования или освидетельствования.

Органы местного самоуправления обязаны выявлять во взаимодействии с органами внутренних дел граждан, постоянно или временно проживающих на их территории и подлежащих постановке на воинский учет, а также разъяснять им их обязанности по воинскому учету и контролировать их выполнение.1

В целях совершенствования организации обороны органы местного самоуправления вправе вносить в соответствующие органы государственной власти предложения и рекомендации. Поэтому можно видеть, что в нашем государстве существует относительно целостная система обеспечения обороны и безопасности, начиная с федерального уровня и вплоть до местного, локального - муниципального уровня.2

Глава 3. Понятие и основные направления управления государственной безопасностью

3.1 Задачи и функции государства в области обеспечения безопасности

Государственное управление в области безопасности в соответствии со статьей 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации в лице ее высших органов государственной власти как непосредственно, так и делегируя полномочия создаваемым ими федеральным органам исполнительной власти.

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Следовательно, к основным принципам обеспечения безопасности относятся:

    законность;

    соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

    взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

    интеграция с международными системами безопасности1.

Безопасность - это еще и внутренняя и внешняя политика, при которой достигается режим сохранности материальных и духовных ценностей общества и поддержание конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности всего государства.2

Цели и государственная стратегия в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера выражены в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Зачастую эти цели и задачи включаются в национальные интересы России. И каждая сфера имеет свои особенности в области обеспечения безопасности, через реализацию национальных интересов:

    В международной сфере - обеспечение суверенитета, упрочение позиций России как великой державы, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, с целью заблаговременного предотвращения конфликтных ситуаций;

    Во внутриполитической сфере - сохранение стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение законных прав граждан от нелегального посягательства;

    В военной сфере - защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности РФ, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства;

    В пограничной сфере - обеспечение надежной охраны государственной границы РФ и соблюдение установленных законодательством государства порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве нашей страны;

    В социальной сфере - обеспечение высокого уровня жизни народа;

    В духовной сфере - сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

    В информационной сфере - соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею и защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа;

    В экологической сфере - сохранение и оздоровление окружающей среды.

Основными же обобщенными задачами, направлениями деятельности государства и общества в области обеспечения безопасности являются:

    объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;

    определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;

    обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

    организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

    обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

    поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства и т.д.1

3.2 Система безопасности в Российской Федерации

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

          выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

          создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности, управление ими при чрезвычайных ситуациях;

          осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

          участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. В пределах своих конституционных полномочий он руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по обеспечению безопасности в различных сферах; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения безопасности.1 Таким образом, его функциональные полномочия в сфере обеспечения безопасности и обороны таковы:

    он формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

    является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;

    назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;

    в случае агрессии против РФ или угрозы - вводит на территории РФ или в отдельных её местностях военное положение (сообщая об этом Совет Федерации и Государственную Думу);

    при обстоятельствах предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение (сообщая об этом Совет Федерации и Государственную Думу) и др.

В соответствии со статьей 83 (пункт ж) Конституции Российской Федерации, Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития государства, обеспечивает безопасность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз - иными словами национальную безопасность, проводит единую государственную политику в области ее обеспечения.1

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента РФ и Совета Безопасности РФ по ключевым вопросам деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляет Аппарат Совета Безопасности. Он является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Это подразделение возглавляется Секретарем Совета Безопасности, который имеет заместителей и помощников, назначаемых на должность и отстраняемых от нее Президентом РФ.2 В состав Совета Безопасности входят Президент РФ - Председатель Совета Безопасности РФ, постоянные члены Совета Безопасности РФ и члены Совета Безопасности РФ, Которые утверждаются указом Президента РФ.3

Для реализации своих полномочий, Совет Безопасности РФ осуществляет следующие функции:

    рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности; законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

      подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности,

      проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности,

      предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;

        анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;

          рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности; вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

            принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности);

              организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией,

              научных исследований по проблемам стратегии развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности и ряд других.

Главными задачами Совета Безопасности являются:

    определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

    разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

    подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций;

подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

    подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики страны в области обеспечения безопасности личности, общества и государства и т.п.1

В целом Совет Безопасности является органом, обеспечивающим условия для реализации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.

Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения - протоколами. Подробная характеристика правового статуса, функций и задач этого органа будет дана ниже.

Правительство РФ обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ в этой области; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности. Для реализации всех этих функций создана разветвленная система органов по обеспечению безопасности.

Обеспечение безопасности в России осуществляется специальными службами: Федеральная служба безопасности (ФСБ России), Служба внешней разведки (СВР России), Федеральная служба охраны (ФСО России), и другими.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки и др.1

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) осуществляет контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и разведывательную деятельность. Контрразведывательная деятельность выявляет, предупреждает, пресекает деятельность спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности страны.2

Борьба с преступностью органами ФСБ осуществляется путем проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической и диверсионной деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению.

В задачи органов ФСБ входит также выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.1

В целом, основные задачи этой службы таковы:

    Информирование Президента РФ, Председателя правительства РФ и по их поручению федеральных органов государственной власти субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;

    Выявление, предупреждение и пресечения разведывательной и иной деятельности спецслужб;

    Добывание разведывательной информации в целях обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, оборонного потенциала;

    Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;

    Организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами по борьбе с организованной преступностью, коррупцией.

Разведывательная деятельность осуществляется органами Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий, во взаимодействии с органами внешней разведки в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации.2

Президент и Правительство РФ осуществляют руководство деятельностью ФСБ России, утверждают Положение о ФСБ России и ее структуру. Правительство РФ координирует деятельность ФСБ России в части взаимодействия ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.3

Федеральной службой безопасности управляет Директор ФСБ России. В структуру центрального аппарата ФСБ входят Департаменты: контрразведки; по борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогноза и стратегического планирования; управления: военной контрразведки; конституционной безопасности; следственное управление; собственной безопасности.

Органы ФСБ обеспечивают безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов. Они же участвуют в решении вопросов, касающихся приема в гражданство РФ и выхода их него, въезда на территорию РФ и выезда за ее пределы граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.

Органы безопасности наделены широким кругом специальных прав. Так, они вправе устанавливать на конфиденциальной основа отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности России.1

Служба внешней разведки РФ (СВР России) добывает и обрабатывает информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможных действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.

Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации - является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Органы внешней разведки призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием специальных, в том числе гласных и негласных методов и средств.

Каждый из органов внешней разведки имеет свою сферу деятельности. Служба внешней разведки РФ осуществляет деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах. Руководители органов внешней разведки Российской Федерации несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления в компетентные органы.

Руководя органами внешней разведки, Президент РФ определяет задачи внешней разведывательной деятельности; принимает решения о создании органов внешней разведки; контролирует и координирует их деятельность; назначает на должности и освобождает от должности руководителя Службы внешней разведки РФ, других руководителей органов внешней разведки.

Сотрудниками органов внешней разведки Российской Федерации являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на военную службу или на работу в эти органы. Причем сотрудником органов внешней разведки Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Надзор за исполнением органами внешней разведки Российской Федерации федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.1

Федеральная служба охраны РФ (ФСО России) - федеральный орган государственной охраны обеспечивает безопасность Президента РФ, а также предоставляет государственную охрану лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации в течение срока их полномочий, обеспечивает безопасность глав иностранных государств, правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания их на территории Российской Федерации. ФСО России возглавляет директор ФСО России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФСО России задач в установленной сфере деятельности. К числу основных задач ФСО России относятся:

    обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

    прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

    предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, преступлений и иных правонарушений на этих объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда и непосредственная защита охраняемых объектов;

    участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом, в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;

    организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам и др.1

Итак, можно видеть, что органы, обеспечивающие безопасность государства и общества в нашей стране представляют собой сложно организованную и структурированную систему с централизованной подчиненностью, что позволяет обеспечить быстрое реагирование на конфликтные ситуации, и даже предвидеть и предотвращать их.

Заключение

В данной работе были рассмотрены ключевые понятия и основные направления деятельности государства и общества в области государственной обороны и безопасности.

В ходе изучения материала были рассмотрены законы, принципы, функции и методы управления, управленческие решения, организационно-правовые формы управления обороной, структура органов местного самоуправления, комплектование вооруженных сил. После изучения данной темы можно сделать вывод, что данный круг проблем и вопросов актуален для Российской Федерации в наше время. Но из-за новизны многих организационно-правовых основ, данная тема является пока слабо исследованной.

Для совершенствования изучения данной проблемы необходимо усовершенствовать действующее законодательство, которое призвано защищать, разрабатывать и принимать меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; организовывать и осуществлять мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивать финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвовать в осуществлении военного строительства в РФ; укреплять в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину. В рассмотренных сферах у Российской Федерации имеется множество проблем и нерешенных вопросов, что свидетельствует о недостаточном уровне управленческих технологий. Решение этих проблем – приоритетный вопрос ближайшего будущего, и от результата управленческой политики государства зависит судьба нашего общества. При этом наше государство должно подходить к проблеме комплексно, затрагивая и учитывая интересы как административно-политической сферы, так и социально-культурной, и экономической сфер.

Список использованных источников и литературы

    А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов Административное право // М. – 2009 г.

    Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов Административное право // М., Юристъ – 2007 г.

    В.О. Баженов. Административное право. Учебно-методические материалы // М. – 2004 г.

    Д.Н. Бахрах Административное право России. Учебник для вузов // М. НОРМА. – 2006 г.

    В.М. Манохин Служба и служащий в Российской Федерации // М. – 1997 г.

    В.П. Иванова Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом // М. – 2007 г.

    А.А. Кокошин Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России // М. – 2003 г.

    Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев Российское административное право // М., НОРМА – 1998 г.

    А.П. Коренев Административное право России // М. – 2006 г.

    С.И. Ожегов. Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка // М. – 2005 г.

    У. Морис Наука об управлении // М. – 1991 г.

    Г.Н. Колибаба Современное административное право России: пути его познания // М. – 1999 г.

    В.К. Белов, А.Ф. Воронов, Е.Н. Голенко Военное право: за права военнослужащих // М. – 2008 г.

    Конституция Российской Федерации 1993 г.

    Федеральный закон об обороне от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2008).

    Федеральный закон о гражданской обороне от 12 февраля 1998 года (в ред., от 22.08.2008 N 122-ФЗ).

    Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 года (в ред. от 06.07.2006 N 103-ФЗ).

    Федеральный закон о федеральной службе безопасности от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ).

    Федеральный закон о внешней разведке от 10 января 1996 года (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

    Закон РФ о безопасности от 5 марта 1992 г. N 2446-I (в редакции от 25 июля 2006 г.).

    Концепция национальной безопасности российской федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).

    Указ Президента Российской Федерации об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 1328.

    Положение о министерстве обороны российской федерации (в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2008 N 1049).

    Положение о Совете Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726.

    Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726.

    Положение о федеральной службе безопасности российской федерации (в ред. от 28.12.2008 N 1476).

    Положение о федеральной службе охраны российской федерации (в ред. Указов Президента РФ от 28.12.2004 N 1627, от 22.03.2008 N 329).

1 См.: С.И. Ожегов. Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка // М. - 1995. С. 692

2 См.: У. Морис. Наука об управлении // М. - 1971. С. 15-17

3 См.: А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право // М. - 1997. С. 9-14

1 См.: А.П. Коренев. Административное право России // М. - 1996. С. 46-48

2 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)

1 См.: А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право // М. - 1997. С. 34

1 См.: Д.Н. Бахрах. Административное право России. Учебник для вузов // М. НОРМА. - 2001. С. 182-189

1 См.: Ст. 87 Конституции Российской Федерации

2 В.К. Белов, А.Ф. Воронов, Е.Н. Голенко. Военное право. За права военнослужащих // М. – 2004 г. С. 12-14

1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)

1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)

2 См.: ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2005 N 1049)

2 См.: ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указа Президента РФ от 05.09.2005 N 1049)

1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ 28 марта 1998 года (в ред. от 06.07.2006 N 103-ФЗ)

1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ 28 марта 1998 года (в ред. от 06.07.2006 N 103-ФЗ)

1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 12 февраля 1998 года (в ред., от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)

1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ (в ред. от 03.07.2006)

2 См.: В.М. Манохин. Служба и служащий в Российской Федерации // М. - 1997. С. 38-41

1 См.: ЗАКОН РФ О БЕЗОПАСНОСТИ от 5 марта 1992 г. N 2446-I (в редакции от 25 июля 2006 г.)

2 См.: А.А. Кокошин. Стратегическое управление: теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России // М. – 2003 г. С. 25-26

1 См.: КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)

1 См.: ЗАКОН РФ О БЕЗОПАСНОСТИ от 5 марта 1992 г. N 2446-I (в редакции от 25 июля 2006 г.)

1 См.: Положение о Совете Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726

2 См.: Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726

3 См.: Указ Президента Российской Федерации об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 1328

1 См.: Положение о Совете Безопасности Российской Федерации от 7 июня 2004 г. № 726

1 См.: ЗАКОН РФ О БЕЗОПАСНОСТИ от 5 марта 1992 г. N 2446-I (в редакции от 25 июля 2006 г.)

2 См.: ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. от 28.12.2006 N 1476)

1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ)

2 См.: ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. от 28.12.2006 N 1476)

3 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ)

1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ (в ред. от 30.12.2001 N 194-ФЗ)

1 См.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКЕ 10 января 1996 года (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1 См.: ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Указов Президента РФ от 28.12.2004 N 1627, от 22.03.2005 N 329)