Создание Татарской АССР и правительственная политика Казанского края в 16в

Введение……………………………………………………………………...….…2

Социально-политическое положение Казани после завоевания………....….….2

Организация управления Казанским краем во 2-ой половине XVIв…….……..3

Феодальная политика в Крае………………………………………………..……….5

Система управления в XVII-XVIIIв……………………………...……………….6

Введение…………………………………………………………………...……….7

Этапы создания национальной государственности…………………....…………..7

Предпосылки создания Декрета ВЦИК…………………………………………….8

Декрет ВЦИК от 27 мая 1920г…………………………………………….……….10

Первые дни новой республики……………………………………………………11

Культура и просвещение трудящихся ТАССР………………………...………….12

Заключение………………………………………………………………….………13

Введение

Включение в 1552г. Среднего Поволжья в состав России имело большое историческое значение. Если раньше Территория Руси замыкалась на группе этнически единых, в основном земель, то теперь русские цари распространили свою власть на области с нерусским населением и иными традициями, отличными от Русского народа. Присоединение Казанского ханства привело к быстрому расширению подвластной Москве территории сначала на юго-востоке Восточной Европы, затем в Приуралье и Зауралье. Столь стремительное расширение границ России не могло не привести к большим изменениям в системе политического управления. Это должно было произойти ещё и потому, что к середине XVIв. была преодолена феодальная раздробленность и начала создаваться централизованная феодальная монархия. Политическая надстройка России в XVIв. переживала большие изменения. Старые органы управления, справлявшиеся со своими задачами в предшествующее время политической раздробленности, теперь не могли успешно решать новые задачи перехода к социально-политической структуре единого феодального государства, идущего по пути централизации.

С середины XVIв. начался процесс политических изменений и в местном управлении, наместническая основа которого уже не могла отвечать задачам сложения централизованной феодальной монархии. Попытки найти новую структуру и форму органов местного управления прослеживаются в создании губных учреждений, основная задача которых состоит в ограничении власти наместников. В первое время функции контроля передаются в руки местных общественных сил, что приводит к появлению элементов земского самоуправления, а это, в свою очередь создаёт условия для развития сословно-представительной монархии в России.

Особенно усложнились задачи развития органов власти в связи с включением в состав России Среднего Поволжья, и необходимостью организовать управление этим далёким от центра страны краем, расположенным, около терзаемых феодальными междоусобицами степных районов. Для Москвы, для царского правительства было ясно, что во вновь присоединенном к России крае нецелесообразно и даже невозможно создавать привычные наместнические органы и тем более вводить элементы губного и земского самоуправления.

Переломный характер XVIIв. как начала «нового» периода в истории России1 определил формы и методы организации и деятельности государственного управления в России вообще, и местного в частности. Это было время поиска наиболее пригодных форм административного управления для выполнения основных задач феодального сословного общества, для утверждения и поддержания господства служилого сословия в этом обществе, для удержания зависимости многочисленных социальных слоёв общества, и прежде всего крестьянства. Вторая половина XVIв. и весь XVIв. – это период наивысшего развития приказной системы центрального и государственного управления, период оформления и развития воеводской системы. История местного управления в Казанском крае во второй половине XVI-XVIIв. является составной частью проблемы изучения социально-политической структуры, сложившейся в это время в Среднем Поволжье. Территория под названием «Казанское ханство», после включения в состав России имела большое значение в её социально-экономическом и общественно-политическом развитии.

Необходимо отметить, что Среднее Поволжье представляло собой край с много этническим составом населения: здесь жили татары, чуваши, марийцы, удмурты и русские. Это определило необходимость рассматривать структуру органов местного управления с учётом данных условий, что также является важной задачей. Значение политического развития Среднего Поволжья в XVI-XVIIв. заключается в том, что именно в этом крае сформировалась система воеводского управления.

Социально-политическое положение Казани после завоевания

2 октября 1552г.под ударами войска Ивана Грозного ханская Казань пала. Ясно, что главной заботой царя в первые дни после завоевания, была разработка программы правительства и структуры органов управления в крае, создание условий укрепления царской власти в Казани и распространение её на всю территорию бывшего ханства. Через несколько недель после ухода из Казани основной части войска весь край был охвачен восстанием, направленным на восстановление самостоятельности ханства. Требовалось создание особой системы местного управления, не похожей на управление другими областями, и вместе с тем не противоречащей традиционным принципам. Новая система должна была сочетать в себе военный характер и гражданские формы управления. Другими словами, нужно было решить такие задачи, какие ещё не вставали перед российским царским престолом, – ведь Казань была не просто новым приобретением царя, она была центром экономически и политически развитого края с большим культурным наследием, к тому же исповедующим иную религию – мусульманство.

Включение Среднего Поволжья в состав России для Москвы было не слишком удачным. Поскольку после завоевания царскому правительству предстояло выдержать четыре с половиной года тяжёлой борьбы со значительной частью населения Казанского края, возглавляемого местными феодалами. Первые мероприятия по созданию системы управления относятся к весне 1554г. учитывая сложность политической обстановки и особенности окраинного края в основном с нерусским населением, правительство решило создать новую систему воеводского управления. То есть: выделить из числа воевод «больших» и «меньших», провести разделение на городовых (осадные) и полевых (так. наз. «на вылазке»), ввести отсутствие соподчинённости воевод разных городов по отношении друг к другу, отменить местничество не только во время военных действий, а и в мирное время.

Очень крупным мероприятием административного характера было образование в 1555г. Казанской епархии во главе с архиепископом, который должен был стать высшим церковным представителем в крае и взять на себя функцию идеологического воспитания населения в нужном для царизма духе.2 Архиепископ Казанский и Свияжский занял высокое положение в церковной иерархии. Огромна была и территория подчинения казанскому архиепископу, в первое время она включала все земли бывшего Казанского ханства, бассейн р. Суры и Вятскую землю. После присоединения к России Астраханского ханства его территория так же вошла в состав Казанской епархии. Впоследствии Вятка была выведена из-под влияния Казани в церковном отношении, а в Нижнем Поволжье образовалась самостоятельная епархия «Астраханская и терская». О политическом значении и влиянии Казанской епархии говорит и тот факт, что после смерти митрополита Макария (1563г.) кандидатура казанского архиепископа Германа была первой среди претендентов на Русскую митрополию. Роль церкви тогда имела большое значение в системе государственного управления.

Поскольку 80-е г. XVIв. характеризуются народными восстаниями, не следует считать борьбу народов Среднего Поволжья присущей только для Казанского края, и видеть её только под политическими лозунгами сепаратистских татарских феодалов. Широкие слои местного населения участвовали в восстании, прежде всего, в целях сопротивления растущей феодальной эксплуатации, выступали против постоянно повышающихся норм сбора ясака и других налогов, против закрепощения всё новых и новых категорий крестьянства. Восстания в это же время происходили и в других районах России: в 1583г. например, в Шацком уезде произошло выступление русского и мордовского крестьянства ряда деревень, которые поднялись против феодальной эксплуатации Черняевского монастыря.3 Происходили волнения и в других местах.

Восстания 70 – 80-х гг. XVIв. в Среднем Поволжье затрудняли процесс становления органов местной администрации, создание её чёткой структуры. Царскому правительству приходилось не просто формировать состав управления в крае, но искать его формы, которые были пригодны для много этнического района при отсутствии среди коренного населения значительной русской прослойки. Кроме того, нужно было учитывать окраинное положение Поволжья в XVIв.

Организация управления Казанским краем во 2-ой половине XVIв.

В момент завоевания Казани была создана единственно логичная форма управления через привычные в России должности воевод как военных начальников. Должность воеводы возникла ещё в Древней Руси. Тогда это был начальник княжеской дружины или глава народного ополчения. В XIV-XVв. воеводская должность существовала рядом с наместнической и отличалась тем, что если наместник сосредотачивал в своих руках административно-финансовую и судебную власть в уезде, то воевода был начальником ратных (военных) сил. Правда в первое время местное управление, созданное Иваном IV в Среднем Поволжье, внешне носило оболочку наместнической власти и первые казанские воеводы не редко назывались наместниками.4

В дальнейшем элементы наместнического управления отмирают, а воеводское управление приобретает черты гражданского управления. Воеводское управление, введённое в Казанском крае как гражданское одним из первых показывает свою жизнеспособность в Среднем Поволжье с нерусским составом коренного населения, а в дальнейшем (в начале XVII в.) распространяется на всю Россию.

Бывшая территория Казанского ханства первоначально была разделена на два воеводства – Казанское и Свияжское. Оба они были независимыми друг от друга, равноправными в своих отношениях с центральной властью. Но постепенно определяется более важное политическое значение Казанского.

Во второй половине XVIв. административное управление возглавлялось «большим» воеводой, который концентрировал в своих руках всю полноту власти в крае. Рядом с ним были «меньшие», число которых было различно в разных городах в разные годы.

Функции воевод и их действия определялись наказами, которые выдавались сначала царём, а потом центральным органом по управлению Поволжьем – Приказом Казанского дворца. Среди обязанностей Казанских и Свияжских воевод, безусловно, на первое место были поставлены военные вопросы. Они отвечали за безопасность города и посада. Городские ворота ежевечернее запирались, а ключи от ворот передавались воеводе, они должны были каждую ночь объезжать город, досматривать на стороже людей5 и контролировать ситуацию. В документах, особенно в писцовых книгах прослеживается, что кроме ответственности за военную безопасность в уезде и обеспечения внутреннего порядка, одной из обязанностей воевод было руководство хозяйственной жизнью города, торговыми операциями, строительством и.т.д.

Одним из важнейших полномочий воевод было наделение поместьями служилых людей («испомещение их») на основе верстания центральной властью – «государевых присыльных грамот».6 Одной из обязанностей было составление списка служилых людей и контроль за их службой. Всё это показывает, что воеводы обладали широкой и иногда почти не контролируемой властью в рамках управляемого ими уезда. Правда, фактическое положение не соответствовало их юридическим правам. Формально их власть была ограниченна царскими грамотами и указами.

Казанский край был районом много этническим, и это накладывало отпечаток на организацию управления в нём. Согласно царским грамотам правительство запрещало воеводской власти применять насилия по отношению к местному нерусскому населению, требовать от него приношений и допускать «волокиту» при ведении дел.

Итак, после присоединения Среднего Поволжья к России созданное здесь управление строится по воеводскому принципу с большим количеством должностных лиц приказного характера. Но чёткой структуры управления выработано не было. Наблюдается много случайного и трудно проследить какие-то общие закономерности и черты. Применительно к этому времени можно скорее говорить об отдельных учреждениях, а не о системе. Но нужно отметить, что в Среднем Поволжье не получили развития органы дворянского местного управления. В созданной структуре администрации края отсутствуют и наместнические органы с их кормленным принципом управления.

Источники дают возможность утверждать, что в течение второй половины XVIв. в Казанском крае происходило становление воеводской системы, определялись их функции и правовые нормы.

До настоящего времени нет связного изложения истории оформления центрального учреждения по управлению Казанским краем. Нет никаких свидетельств о существовании в 50-е и начале 60-х г. XVIв. специального органа по управлению Казанским краем в центре, в столице России.

Процесс создания органов приказного центрального управления был в значительной степени бессистемен и даже случаен. Принципы деятельности приказов и центральных органов власти создавались без плана. Всё это даёт основания полагать, что оформленного центрального органа по управлению Поволжьем в 50-е и начале 60-х г. не существовало. В этот период времени район Поволжья был окраиной России, и здесь сохранялась военная обстановка.

От середины 60-х г. XVIв. встречаются бесспорные свидетельства существования «Казанской избы» – прообраза будущего приказа Казанского Дворца. О постоянном функционировании приказа Казанского дворца применительно к 90-м г. XVIв. и началу XVIв. говорят уже многие документы.7

Приказ Казанского дворца существовал до проведения первой областной реформы Петра I и прекратил своё существование после создания Казанской губернии (1708г.), которая включила в себя почти всю территорию подведомственную приказу Казанского дворца.

Компетенция его была своеобразной: осуществлял административное, финансовое и судебное управление подведомственной ему территорией, ведал натуральным сбором с нерусского населения, контролировал составление ясачных книг.8

Приказ ведал территорией со значительным и разнообразным коренным нерусским населением, где основной задачей было формирование национальной политики России. Относясь к областным учреждениям, он становится территориальным органом. Власть Приказа распространялась не только на территорию бывшего Казанского и Астраханского ханств, но и включала в себя частично Нижегородский край и мещерские города, и до 1637г. всю территорию Сибири.

Феодальная политика в Крае

Основной массе татар было предложено креститься. Христианизация представителей верхов враждебной России династии Казанских ханов имела целью создать послушную царскому правительству прослойку казанских татар. Кое-чего удалось добиться. Часть казанских феодалов, по-видимому, не только приняла крещение, но и вошла в состав служилого сословия российского дворянства. К примеру, в Новгородской области были сформированы татарские отряды, которые участвовали в походе к шведскому рубежу.9

В отношении основной массы населения бывшего Казанского ханства проводилась иная политика – политика возвышения части средних слоёв до положения господствующих кругов среди нерусской части населения. Таким образом формировались две основные группы нерусского населения: служилые татары, которые в определённом смысле получали права, чем то напоминающие права русского служилого сословия. И ясачные люди, которые должны были содержать феодальное государство и подвергались эксплуатации со стороны, как местных феодалов, так и российского дворянства. К началу XVIIв. стала уже привычной форма раздачи поместий выходцам из Казанского ханства при условии службы. Те феодалы, которые переходили на сторону России, получали жалованные грамоты и большие привилегии. В нерусском служилом землевладении Казанского края достаточно чётко выделились два типа поместий: к первому относятся поместья в селениях, полностью принадлежащих одному или нескольким феодалам, ко второму – поместья в селениях, часть земли которых находилась во владении служилых татар, а большая часть оставалась в руках ясачного населения.10 Мелкие помещики по своему социальному положению занимали промежуточное место между служилыми татарами более высоких категорий и ясачными людьми.

Таким образом, звание «служилых татар» получили все представители феодальной верхушки Казанского ханства, которые перешли на службу России. Но всё же в основной своей массе «служилые татары» вышли из ясачного населения и не являлись потомками старой знати. Основной привилегией служилых людей было освобождение от ясачных платежей и поместное жалование.

Создание верной царскому правительству прослойки служилых татар было решением лишь одной задачи, которую поставило перед собой правительство Москвы. Второй не менее важной, а скорее основной задачей было создание мощного слоя русского населения и дворянского землевладения в крае, ибо он был завоёван вовсе не для нужд местного населения, а для нужд русского дворянства. Крупным событием в феодальной колонизации края явилась организация опричнины и связанная с ней политика массового выселения и перемещения русских феодалов.

Наряду с поместным землевладением широкое развитие получило монастырское и церковное землевладение. Церковные организации проявили большую активность в феодальном освоении земель края. Для распространения христианства правительство стало способствовать насаждению монастырей. Церковь создавала феодальные вотчины, к примеру: Богородицкий, Спасо-Преображенский, Успенский монастыри. Одновременно с образованием церковных организаций царское правительство передавало в их владение самые лучшие земли.11

Одной из важных сторон экономической политики царского правительства было налоговое обложение местных народов. Главным образом это выражалось во взимании ясака. Ясак представлял собой традиционную форму налога в виде денежного и натурального сбора за пользование землёй. Правительство контролировало взимание ясака, и заботилось о расширении.

Таково было состояние социально-экономических отношений в Казанском крае, накануне «смутного» времени, времени обострения классовых, социально-экономических и политических отношений, проявившихся в широком участии трудового населения края в крестьянской войне.

Система управления в XVII-XVIIIв.

В XVIIв. воеводская система управления в Среднем Поволжье получила своё окончательное оформление. Наблюдается тенденция к расширению власти в области помесного права. В 1651г. воеводы получили право составлять «допросные речи», т.е. допрашивать помещиков, меняющихся поместьями. С течением времени (на протяжении XVIIв.) наказы воеводам становятся всё более детализированными и всеобъемлющими. Они делаются обязательным элементом организации власти местного управления. Но это не ограничивает власть воевод, а скорее делает её всё менее управляемой, что ясно проявилось во время крестьянской войны. Во второй половине XVIIв., особенно в 80-е г. плохо координируемые действия воевод между собой, большое число воеводских органов, их практическая неуправляемость в сочетании с усложнившимися социально-экономическими задачами привели к кризису воеводского управления, выйти из которого можно было лишь путём кардинальных правительственных преобразований.

Податная система XVIIв. строилась на совокупности двух видов налогового обложения: окладных и неокладных. К первому виду налогов относились все прямые налоги, т.е. взимаемые ежегодно в определённом размере с каждой податной единицы. Другой часть это косвенные налоги и представляла собой неокладные сборы, и в основном пошлины за частные операции и судебную деятельность.

Одним из важных объектов управления было Дворцовое хозяйство. Все дворцовые сёла области подчинялись в основном, местным городовым воеводам, а следовательно приказу Казанского Дворца, который иногда производил и назначение приказчиков. Больших изменений структура органов местной администрации XVIIв. не перетерпела, но получила более чёткую организацию и детализацию. Центральным органом власти для понизовых городов, как и ранее был Приказ Казанского дворца.

В XVIIв., по сравнению с XVIв., более глубокое понимание в системе местного управления получило соотношение понятий «город» и «пригород». К крупным городам Поволжья к концу века было приписано довольно большое количество пригородов.

В январе 1699г. Пётр I провёл реформу городского управления. Это была первая общероссийская реформа правительства Петра. Этот период характеризуется созданием Ратуши и бурмистрских изб в городах, впервые появляется термин «губернатор». По именному указу от18 декабря 1708г. в России было образовано 8 губерний; Московская, Киевская, Смоленская…, Казанская, … Каждая губерния получила определённое количество специально оговорённых в указе городов (уездов). Рассматривая Казанскую губернию, нельзя не отметить, что в неё вошла полностью территория, подведомственная в XVIIв. Приказу Казанского дворца. Всего в состав Казанской губернии первоначально было включено 37 городов и 35 пригородов.

Введение

Территория Казанского ханства, присоединённого к России, вошла в основном в состав Казанской губернии. Это была губерния с отсталым земледелием, слаборазвитой промышленностью и низким культурным уровнем населения. Здесь веками происходило политическое бесправие, эксплуатация трудового народа помещиками и буржуазией. Особенно тяжёлым было положение нерусского пролетариата и крестьянства – татар, башкир, чувашей и др.,– которые, кроме жестокого социального угнетения, испытывали ещё национальный гнёт самодержавия. Положение татар-бедняков усугублялось и тем, что многие из них находились в долговой зависимости от своих кулаков. Даже уходя на шахты и нефтепромыслы, татарские крестьяне попадали в условия бесчеловечной эксплуатации, их направляли на самые тяжёлые и низкооплачиваемые работы.

Царизм, боясь развития национального самосознания у татар и других народностей, населявших Казанскую губернию, душил их культуру и родной язык, преследовал прогрессивную интеллигенцию, закрывал национальным меньшинствам путь к знаниям. В те времена был установлен ряд административных ограничений, воздвигавший на пути татар препятствия в карьере.

И всё же благодаря влиянию прогрессивного революционного движения зародилась национальная демократическая культура татарского народа, представленная такими именами, как: Каюм Насыри, Габдулла Тукай, Галиасгар Камал, Гафур Кулахметов и многие другие.

Под руководством российского пролетариата и созданной В.И. Лениным Коммунистической партии трудящихся, татары превратились в один из надёжных революционных отрядов, который вместе с другими народами России осуществлял социалистическую революцию.

Октябрьская революция создала все необходимые условия для подлинного возрождения татарского народа и создания им своей национальной государственности.

Этапы создания национальной государственности

Первым практическим шагом на этом пути был проект создания Волжско-Уральской советской республики. Он был, выдвинут в февр. 1918г. областным съездом Советов Поволжья и южного Приуралья.

С 20 ноября 1917г. по 11 февраля 1918г. в Уфе происходила работа так называемого Миллэт Меджелис (национального собрания) тюрко-татар внутренней России и Сибири. Тон в его работе задавали лидеры татарской буржуазии, стремившиеся объединить под своей эгидой тюркоязычные народы России.

Руководство съезда отвергло предложение советского правительства Всероссийскому Мусульманскому Шуро о сотрудничестве. Лидеры Меджелиса воспротивились этому и развернули национальную пропаганду лозунга «Идель-Урал штаты» на антисоветской основе. В принятом проекте границы проведены с расчётом наибольшего включения территорий с тюркско-татарским, чувашским, черемисским населением и наименьшего включения территорий с другими народностями. В штате должно осуществиться полное последовательно проведённое равенство наций, языков и религий.

Меджелис избрал коллегию, которая вместе с представителями других народностей штата созовёт общую конференцию для объявления осуществления штата.12

В окончательном виде решение съезда о создании штата было следующим: « II Всероссийский Мусульманский Военный съезд, состоящий главным образом из представителей мусульман тюркского племени, населяющих территорию между южным Уралом и средним течением Волги, принимая во внимание национальные, экономические и прочие интересы мусульман тюркского племени и других народностей, населяющих эту территорию, находит необходимым образование в этих пределах автономной Идель-Уральской Советской Республики.

Но это решение, имевшее большое политическое значение в борьбе с националистической контрреволюцией, было слишком расплывчатым, не учитывало национальной специфики многочисленных народов которым предстояло войти в состав республики, и явилось актом творчества лишь местных органов, в связи с чем не получило официального признания со стороны центральных учреждений.

Вторым проектом образования национальной государственности народов Поволжья и Приуралья стало постановление Наркомнаца от 22 марта 1918г. о создании в составе РСФСР Татаро-Башкирской республики.

Это сообщение было встречено с восторгом, трудящимися массами. Положением о Татаро-Башкирской республике определялась территория, границы которой устанавливались в соответствии с пожеланиями татарских и башкирских революционно-демократических организаций.

Но с другой стороны были и противники совместной республики, находились таковые и из числа самих татар и башкир. Они были не против совместной государственности двух народов, а видели в проекте попытку подменить принцип самоопределения прав народов сверху. Так, газеты «Алтай» и «Курултай» полагали, что это ни что иное, как обман татар и башкир.

Нужно отметить, что идею Татаро-Башкирской республики поддерживали руководители коллегии по осуществлению Урало-Волжского Штата, которые дали телеграмму на имя комиссариата по делам мусульман и выразили желание войти с ними в контакт.

И, тем не менее, работа по созданию Татаро-Башкирской республики встретила серьёзные препятствия.

В декабре 1919г. состоялось заседание Политбюро ЦК РКП (б), которое приняло специальное решение о Татаро-Башкирской республике. В нём говорилось: «Ввиду того, что значительная часть Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока и, в частности все представители коммунистов Башкирии против создания Татаро-Башкирской республики, таковой не создавать и декрет Народного комиссариата по национальным делам от 22 марта 1918г. о Татаро-Башкирской республике отменить».

Заслуживают внимания следующие строки постановления: «Вопрос о Татарской республике обсуждать особо, если об этом поступит заявление со стороны коммунистов татар».

А вопрос о создании Татаро-Башкирской республики тем самым был предрешён.

Народный комиссариат по делам национальностей уполномочил вести переговоры с башкирами, войска которых тогда воевали на стороне Колчака против советской власти. Задача заключалась в том, чтобы вывести эти войска на сторону Красной армии. Взамен этого Башкирия была объявлена республикой.

Отчитываясь о работе ВЦИК и СНК на первой сессии ВЦИК VII созыва, В.И. Ленин в эти дни говорил: «Мы дали автономию Башкирской республике. Мы должны создать автономную Татарскую республику и ту же политику продолжать по отношению ко всем восточным народам».13

Вот в таких условиях ускоряется создание национальной автономии татарского народа декретным путём.

Предпосылки создания Декрета ВЦИК

Казанский губком РКП (б), как и вся местная партийная организация, не переставал уделять внимание национальному вопросу. В составе губернских и уездных партийных и советских органов продолжали свою деятельность: мусульманская, чувашская, марийская и другие секции и подотделы. Они всё шире развёртывали политико-просветительную работу среди соответствующих национальностей на их родном языке и занимались вопросами, связанными с подготовкой провозглашения советской автономии для народов края. Поэтому период мирной передышки стал кульминационным пунктом в деятельности национальных секций и подотделов и кануном провозглашения Татарской АССР, Чувашской и Марийской автономных областей.

Положение о национальных отделах партийных органов, зафиксированное в уставе партии было конкретизировано в решении Орг. бюро Центрального Комитета РКП (б) от 16 янв. 1920г. В этом решении говорилось, что местным органам, в рядах которых есть люди не говорящие на русском языке, предоставляется право с разрешения губкома и с ведома соответствующего национального отдела при ЦК РКП (б) организовать национальные секции. Члены руководящего органа этих секций должны были утвердиться местным партийным комитетом.14

В решении Орг. бюро ЦК РКП (б) был определён порядок образования национальных секций: полное подчинение и подконтрольность их местным партийным комитетам, губкомам и укомам.

Президиум Казанского губернского комитета партии заслушивал отчёты национальных секций, утверждал их важнейшие решения, в необходимых случаях добивался неуклонного проведения в жизнь местной национальной политики.

Мусульманское бюро казанского губкома и бюро уездных комитетов партии возглавляли политико-просветительную работу среди трудящихся татар на их родном языке. В состав мусульманского бюро губкома в начале 1920г. входили: Исхак Казаков, Хусаин Тарпищев, Зюгра Баимбетова и др. Руководствуясь указаниями губкома РКП (б) мусульманское бюро принимало меры к улучшению политической работы, как и в самой Казани, так и в сельских районах.

Поскольку мусульманское бюро было сконструировано на общих основаниях с другими отделами губкома РКП (б), это давало возможность пресекать националистические тенденции, которые находили своё выражение, в частности, в действиях М. Султан-Галиева и его единомышленников. Бюро создавалось и в уездных комитетах, к примеру, 20 янв. 1920г. – было создано в Елабужском уездном комитете, к началу февраля – в Чистопольском, Мамадышском и Лаишевском уездных комитетах комсомола.15

Татарская молодежь, воспитываясь в рядах комсомола в духе советского патриотизма и дружбы народов, вносила свою лепту в дело социалистического строительства и принимала участие в борьбе против интервентов и белогвардейцев. Важнейшими вопросами политической жизни края в начале 1920г. стали вопросы национально-государственного строительства. К этому времени уже со всей конкретностью было представлено предложение о создании Татарской республики. В упорной борьбе с националистами казанские большевики продолжали разработку вопроса о социалистической государственности татарского народа.

После решения Политбюро ЦК РКП (б) от 26 января 1920г. была создана межведомственная комиссия для подготовки проекта декрета об образовании Татарской республики. В комиссию были включены представители Наркомнаца, НКВД и Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП (б). Комиссия должна была разработать вопрос о территориальных границах будущей Татарской республики.

8 февраля вопрос вторично обсуждался на общем собрании коммунистов-татар Казани, где присутствовало 250 чел. С докладом о ходе подготовки образования ТАССР выступил Ш. Усманов.16 Участники собрания приняли резолюцию, в которой приветствовали и одобряли решение Политбюро ЦК РКП (б) об образовании ТАССР.

Необходимо сказать, что в те дни оживлённо обсуждалась автономия Марийского и Чувашского народов.

Когда Межведомственная комиссия, созданная для подготовки материалов по образованию Татарской АССР близила завершение своих работ, её председатель сообщил, что границы создаваемой республики очерчены.17

Вопросам создания ТАССР большое внимание уделяли уездные и губернская конференции коммунистов-татар, проходившие в марте1920г. 22-24 марта состоялась II Казанская губернская конференция коммунистов-татар. В работе конференции обсуждались вопросы о национально-государственном строительстве, и отмечалась необходимость быстрейшей организации Татарской республики.18 Также нашли отражение вопросы о культурно-просветительской работе среди трудящихся татар.

Поскольку успешное проведение всех мероприятий по созданию Татарской АССР во многом зависело от степени подготовки национальных кадров, конференция избрала новый состав губернского мусульманского бюро. В него вошли: Исхак Казаков, Нурулла Яруллин, Шамиль Усманов, Зюгра Баимбетова и др.19

Губком партии и его мусульманское бюро хорошо понимали, что без людей способных вести политико-просветительную и организационную работу среди татар на их родном языке, невозможно решать задачи создания ТАССР.

Направляя все свои усилия на разрешение двух основных задач политического просвещения масс и подготовки национальных кадров, коммунисты Казанской губернии осуществляли первые, очень важные и трудные практические мероприятия по подготовке провозглашения Татарской Автономной Советской Социалистической Республики.

Декрет ВЦИК от 27 мая 1920г.

В начале мая 1920г. работа по подготовке проекта декрета о создании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в основном завершилась. 4 мая вопрос о Татарской республике обсуждался на заседании Политбюро ЦК РКП (б) под председательством В.И. Ленина. Политбюро решило создать комиссию для подробной разработки вопроса о границах Татарской республики. Председателем комиссии был назначен И.В. Сталин. В комиссию вошли М.Ф. Владимирский, С. Саид-Галиев и др.20

Разработанный правительственной комиссией проект декрета об образовании Татарской республики обсуждался на заседании СНК 25 мая 1920г. Было решено принять Положение о ТАССР. Комиссии поручалось дополнительное рассмотрение вопроса о возможных частичных изменениях и об особых дополнительных постановлениях Президиума ВЦИК с тем, чтобы «комиссия начала работу завтра же и внесла свои решения 27 мая».21

После большой кропотливой работы, проведённой под руководством ЦК РКП (б), 27 мая ВЦИК и СНК приняли декрет об образовании ТАССР. Декрет был подписан председателем ВЦИК М.И. Калининым и председателем СНК В.И. Лениным. Декрет закрепил основы государственно-правового статуса республики.22 Первый параграф декрета гласил: «Образовать Автономную Татарскую Советскую Социалистическую Республику как часть РСФСР…»23

Татарская АССР, так же как и другие советские республики, была создана в результате проведения в жизнь национальной политики Коммунистической партии – политики равноправия и дружбы народов в братской семье РСФСР.

Декрет определял структуру органов государственной власти ТАССР, включая сюда местные Советы. На территории республики были созданы сельские, волостные, городские и кантонные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Были созданы Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров ТАССР. Автономные народные комиссариаты учреждались с учётом национально-бытовых условий республики, были автономны в своих действиях и ответственны непосредственно перед ВЦИК. Иностранные дела и внешняя торговля оставались целиком в ведении центральных органов РСФСР. Военными делами ведал Татарский военный комиссариат.

Декрет официально провозгласил, что Российская Федерация должна оказывать прямое содействие республике в достижении фактического равенства с другими автономными республиками, снабжая её из общих средств всеми необходимыми финансовыми и техническими средствами.

Декрет об образовании ТАССР положил конец существованию организованной при царизме Казанской губернии, которая была в административно-национальном отношении создана помещиками крепостниками по принципу разобщения народов.

Из 12 уездов бывшей Казанской губернии в пределы ТАССР вошли Казанский, Лаишевский, Мамадышский, Свияжский, Чистопольский, Тетюшский и Спасский уезды. Из 17 волостей Спасского уезда в ТАССР не вошли Жидяевская и Юрткульская. За пределами ТАССР остались уезды бывшей Казанской губернии: Козмодемьянский, Краснококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Ядринский и Елабужский.

Уезды, отошедшие от Казанской губернии во время образования ТАССР, вошли в состав Чувашской и Марийской автономных областей в соответствии с национальным составом их населения.

Декрет об образовании Татарской АССР явился результатом величайших завоеваний Октябрьской революции и ленинской национальной политики. В отчёте ЦК РКП (б) с 15 мая по 15 июля 1920г. сказано: «Как особую страницу в работе партии следует отметить идейную подготовку и практическую помощь Советской власти в создании на территории РСФСР новых национально-государственных образований, именно Татарской Советской республики, Карельской трудовой комунны и Чувашской области».24

Декретом ВЦИК и СНК об образовании Татарской АССР в состав республики были включены ранее входившие в другие губернии уезды и волости с татарским населением. Согласно примечанию к декрету об образовании ТАССР, вопрос о включении в состав Татарской республики Белебеевского и Бирского уездов Уфимской губернии оставался открытым до волеизъявления трудящегося населения этих уездов. Таким образом, этим историческим декретом ВЦИК татары, проживавшие в районе Среднего Поволжья, были объеденены в составе одной советской автономной республики.

Несколько позже, согласно постановлению ревкома ТАССР, вся территория республики была разделена на 10 кантонов: Арский, Бугульминский, Буинский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Свияжский, Спасский, Тетюшский и Чистопольский. Некоторые кантоны были организованы на базе уездов и волостей, вошедших в состав ТАССР из соседних губерний. Дальнейшая работа по определению территориальных границ республики велась по принципам добровольности при включении того/иного уезда или волости в состав ТАССР.

На территории Татарии проживало 2892 тыс. чел.; из них сельского населения было 2639 тыс. Остальное население проживало в 10 городах ТАССР, в частности в Казани в то время оно составляло 194 тыс.

Соотношение между сельским и городским населением ярко показывает основное направление производственной деятельности населения. Народное хозяйство Татарской АССР, так же как и других национальных районов, имело ярко выраженный аграрный характер.

Второе место, после земледелия, в сельском хозяйстве ТАССР занимало – животноводство. Учитывались так же экономические факторы, без которых республика не могла рассчитывать на нормальное развитие.

Казань, как культурный центр народов Востока, была включена в состав республики. Это имело крупное политическое значение, показывая всем мусульманским народам, что истинной властью, стремящейся к освобождению народов, является власть рабочих и крестьян.

Первые дни новой республики

Что же представляла собой Татарская республика как политическая советская социалистическая автономия?

Прежде всего, вся власть в республике была сосредоточена в руках рабочих и крестьян. Органы государственной власти создавались согласно Конституции РСФСР и состояли из местных Советов, Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров республики. Декретом ВЦИК была предусмотрена организация следующих народных комиссариатов ТАССР: Внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, соц. обеспечения, земледелия, продовольствия, финансов и.т.д.

Комиссариаты разделялись на подчиняемые, в целях сохранения единства и хозяйственной политики РСФСР (по всей территории оставались в непосредственном подчинении) и не подчиняемые, т.е. автономные в своих действиях. До организации Совнаркома ТАССР вся полнота власти в пределах республики принадлежала Временному революционному комитету ТАССР, который был образован Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

В декрете ВЦИК и СНК об образовании ТАССР указывалось, что всеми необходимыми финансовыми и техническими средствами Татарская республика будет снабжаться из общих средств РСФСР. Иностранные дела и внешняя торговля целиком оставались в ведении центральных органов РСФСР. В вопросах внешней политики, военного дела и борьбы с контрреволюцией тесное объединение всех сил и строгая централизация были совершенно необходимыми требованиями, диктуемыми внешней и внутренней обстановкой.

После опубликования декрета об организации ТАССР началась работа по созданию органов власти республики. Как указывалось, до созыва I съезда Советов татарской республики вся полнота власти должна была принадлежать Временному революционному комитету (ВРК). Состав ВРК ТАССР обсуждался на заседании Политбюро ЦК РКП (б) 8 июня и был официально утверждён ВЦИК 10 июня 1920г.

Председателем ВРК ТАССР был утверждён С. Саид-Галиев, членами комитета: И. Ходоровский, К. Хакимов, А. Бочков, К. Мухтаров и др.

Работа по созданию государственного аппарата Татарской республики велась так, что ни на один день не прекращались текущие дела по управлению краем и по мобилизации усилий трудящихся.

Вхождение Татарии в состав РСФСР имело значение. Автономия создала широкие возможности для развития народа и способствовала дальнейшему укреплению дружбы русских и татар. Как и другие народы страны, создав свою республику татарский народ, встал на путь коренных преобразований.

1 июня 1920г. состоялось совещание коммунистов-татар Казани. В принятом решении было отмечено, что нужно «поддерживать отношения с русским населением, жить и работать в согласии». Совещание указало на необходимость неуклонного проведения в молодой республике национальной политики Коммунистической партии. Совещание оценило декрет ВЦИК от 27 мая 1920г. как «реальное доказательство того что, несмотря на провокации буржуазии, Советская власть остаётся верной Октябрьским лозунгам».25

Казанский губернский комитет РКП (б), а также уездные и волостные партийные организации руководили всей работой на местах. Вопросы, связанные с организацией ТАССР, неоднократно обсуждались на заседании губкома. 15 июня губком принял решение о посылке в уезды, вошедшие в ТАССР, своих представителей для ознакомления с ходом партийной работы. На этом же заседании было решено днём официального празднования образования Татарской республики объявить 25 июня.

18 июня Политбюро ЦК партии постановило: «Поручить ВЦИК сегодня же известить казанские местные учреждения о том, что сроком вступления в действие учреждений Татарской Советской Республики назначается 25 июня, о чём должно быть торжественно объявлено местному населению».26

20 июня Казанский губисполком обсудил и утвердил конкретный план проведения торжеств в связи с провозглашением ТАССР. План предусматривал закладку памятника татарскому революционеру Мулануру Вахитову, закладку здания татарского театра, организацию парада и выдачу усиленного пайка.

25 июня состоялось торжественное заседание Казанского совета совместно с представителями партийных, профсоюзных, комсомольских органов и политотдела. Здесь Казанский губернский исполнительный комитет передал ревкому ТАССР полномочия власти.

День провозглашения ТАССР был торжественно отпразднован. Столица молодой республики Казань, имела торжественно-праздничный вид. Днём на Театральной площади состоялся парад войск. Затем трудящиеся провели праздничный субботник. Также был отпразднован день республики и в уездных городах и деревнях Татарии. В Бугульме состоялся парад войск местного гарнизона, коммунистического отряда и всех учащихся.

В праздновании участвовало всё гражданское население города и прибывшие из волостей.27 В Чистополе, Мензелинске и Тетюшах состоялись митинги, демонстрации, субботники.

В это время в адрес ВРК поступали многочисленные телеграммы и письма трудящихся с приветствиями молодой республике и выражением глубокой благодарности Коммунистической партии и правительству РСФСР.

С тех пор этот день вошёл в историю как национальный праздник татарского народа.

Культура и просвещение трудящихся ТАССР

Коммунистическая партия придавала громадное значение развитию массовых форм культурного и политического просвещения трудящихся. Советское государство предоставляло в распоряжение народа театры и кино, клубы, избы-читальни и осуществляло культурно-воспитательную функцию. В 1923г. в Татарии насчитывалось 99 татарских изб-читален, 104 татарских библиотек, 15 клубов, именно в этих учреждениях и развернулась многообразная политико-просветительная и культурно-образовательная работа среди широких рабоче-крестьянских масс республики.

В годы восстановления народного хозяйства ТАССР успешно развивались литература и искусство. Лучшая часть татарских писателей с дореволюционным литературным прошлым (Галиасгар Камал, Галимжан Ибрагимов и др.) охотно и с радостью отдали своё дарование службе партии. В художественных произведениях тех лет чётко отслеживалась идея веры в победу рабочего класса и независимости по отношению к эксплуататорам.

Характерно, что для координации работы по просвещению нерусских национальностей постановлением ВЦИК и СНК от 5 октября 1925г. был создан специальный Совет (Совет по просвещению национальностей нерусского языка). С его помощью Наркомпрос РСФСР осуществлял общее руководство этим делом и согласовывал свои мероприятия с языковыми и бытовыми особенностями населяющих Федерацию народов.

В частности, в постановлении ВЦИК и СНК от 9 ноября 1926г. указывалось: «ВЦИК поручает Наркомпросу РСФСР, народным комиссариатам просвещения автономных республик и местным органам по народному образованию… во всей системе мероприятий по введению всеобщего обучения особо учитывать нужды культурно отсталых народностей.

Совет народных Комиссаров РСФСР отметил в своём постановлении от 28 декабря 1926г. «О деятельности правительства ТАССР» следующие пункты:

    Признать, что в итоге 6-ти летнего существования ТАССР и проведения правильной линии национальной политики Советской власти достигнуты наибольшие результаты в общем строительстве республики, что выражается:

      во внедрении идей содружества народов Советского Союза на основе проведения социалистических начал строительства и практического осуществления национальной политики среди широких масс местного населения всех национальностей;

      в последовательно проводимой политике в поднятии экономического и культурного уровня наиболее отсталых национальностей (татары, нацмены) и выравнивании таким образом экономического и культурного уровня различных национальностей, населяющих ТАССР…;

      в последовательном внедрении татарского языка и увеличении участия трудящихся местной национальности в работе Советов;

      в сосредоточении татарского пролетариата вокруг крупной государственной промышленности и вовлечении трудящихся-татар в профсоюзы;

      в увеличении степени обслуживания населения вообще и в особенности культурно-слабых и отсталых национальностей хозяйственно-культурными учреждениями и предприятиями.28

Заключение

Образование Татарской АССР явилось в истории нашей страны одной из ярких страниц непосредственно практического претворения в жизнь ленинской национальной политики. Политической и юридической основой создания национальной государственности татарского народа, как и всех народов нашей страны, стали провозглашённые Советским правительством равенство и суверенность всех народов России, право народов на свободное самоопределение, добровольное их объединение в едином многонациональном государстве, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Национально-государственная автономия гарантировала татарскому народу достижение высоких успехов во всех областях жизни республики благодаря последовательному воплощению в жизнь принципа диалектического единства интернациональных и национальных интересов в Советском социалистическом государстве.

Список Литературы

    Ермолаев И.П. – Среднее Поволжье во второй половине XVI-XVIIIвв. (Управление Казанским краем).- Казань, 1982г.

    История национальной государственности в Татарии. - Казань, КГУ, 1982г.

    Мухарямов М.К. – Октябрь и национально-государственное строительство в Татарии. - М., 1969г.

    Тагиров И.Р. – Революционная борьба и национально освободительное движение в Поволжье и на Урале. - Казань, КГУ, 1977г.

    Султанов Ф.М. – Татарское национальное движение: история и современность. - Казань, 2000г.

    Хафизов Ш.Ш. – Развитие советской государственности татарского народа. - Казань: Таткнигоиздат, 1966г.

1 В.И. Ленин, Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? – Полн. собр. соч., т. 1, стр.153-154

2 Карамзин, кн. 3, т. 9, стлб. 53

3 Документы и материалы по истории Мордовской АССР, т. 1, ч. 1, стр. 159-160

4 «Казанский летописец» называет первых воевод Казани, оставленных Иваном IV в 1552г., наместниками. – Полное Собр. Русск. Летописей, т. 19, стр. 174. Своими наместниками называл их и сам Иван IV. Наместниками они называются в наказной памяти, данной архиепископу Гурию в 1555г. – Акты Археографической Экспедиции, т. 1, № 241/II, стр. 259-260

5 Писцовые книги г. Казани 1565-1646г., стр. 1, 45

6 К.И. Невоструев, Список писцовых книг по г. Казани 1567г., стр. 62

7 «Казанская изба» упоминается в одном из списков дворян от 1589-1590г. Боярские списки нач. XVIв. сост. С.П. Мордовина //под ред. В.И. Буганов 1979г., ч. 1, стр. 280

8 Советская Историческая энциклопедия, 1968г., т.11, стлб. 560

9 Дополнения к историческим актам 1846-1872г., т.1, № 70, стр. 128-131

10 С.В. Рождественский, стр.358

11 Ю.Н. Иванов, Феодальное землевладение в Казанской епархии, автореферат 1982г.

12 Известия Всероссийского Мусульманского Харби Шуро 1918г., 14 января

13 В.И. Ленин, Полное собр. Соч., т. 40, стр. 98

14 Партархив Тат. обкома КПСС, ф 868, оп 1, д 547, л .11

15 Там же, д 388, л. 12

16 «Эшче», 13 февраля, 1920г.

17 Партархив Тат. обкома КПСС, ф 686, оп 1, д 543, л. 16

18 Полный текст резолюции опубликован в сборнике документов «Большевики Татарии в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны», стр. 545-546

19 «Эшче», 12 апреля 1920г.; Партархив Татарского обкома КПСС, ф 868, оп 1, д 549, л. 11

20 «Правда», 7 мая 1920г.; «Эшче», 11 мая 1920г.

21 «В.И. Ленин и Татария», Сборник документов, материалов и воспоминаний, Казань, 1964г., стр. 95

22 СУ РСФСР, 1920г., № 51, ст. 222

23 «Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства», 1920г., № 51 ст.222

24 «Известия ЦК РКП (б)», 17 июля 1920г.

25 И.М.Климов, Образование и развитие Татарской АССР, Казань, 1960г., стр. 34

26 «Правда» 25 июня 1920г. (ст. С. Игнатьева «В дружбе великая сила»)

27 ЦГА ТАССР, ф 732, оп 1, д 26, л. 32

28 СУ РСФСР, 1927г., № 4, ст. 34

2