Историко-географический анализ изменений политической карты России за прошедшее столетие

Курсовая работа

Историко-географический анализ изменений политической карты России за прошедшее столетие

Москва 2003г.

Содержание.

Введение.................................................................................................................3 1.Россия на карте мира.......................................................................................4-5

1.1.Русско-японская война и потеря Сахалина...............................................5-7

1.2.Первая мировая война и потеря ряда территорий..................................7-11

1.3.Образование СССР..................................................................................14-15

1.4.Присоединение Прибалтики, образование Карело-Финской и Молдавской

ССР............................................................................................................15-19

1.5.Вторая мировая война и присоединение Сахалина...............................19-21

1.6.Распад СССР. ...........................................................................................21-24

2.Административно-территориальное деление России....................................25

2.1.Российская Империя................................................................................25-28

2.2.РСФСР.......................................................................................................28-30

2.3.Российская Федерация.............................................................................30-35

Заключение............................................................................................................36

Приложение......................................................................................................37-50

Литература........................................................................................................51-52

Введение.

Процесс формирования и изменения политической карты России в ХХ веке не так уж и прост, как кажется на первый взгляд. Все дело в том, что само по себе 20 столетие настолько запутанно, что полностью не исследовано историками как следует.

За прошедшее столетие на долю России выпало множество испытаний: русско-японская война1904-05гг., Первая мировая война 1914-18гг., две революции, гражданская война и военная интервенция 1917-1922гг., в январе 1918г. образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики(РСФСР), а 30 декабря состоялось эпохальное событие – образования первого в мире социалистического государства – РСФСР вместе с Украиной(УССР), Белоруссией(БССР) и республиками Закавказья(ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик. Дальнейшее развитие России неразрывно связано с СССР. 12 июня 1990г. Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. С декабря 1991г. Россия входит Содружество Независимых Государств(СНГ).

Как известно и политико-административное деление нашей страны в разные периоды прошедшего столетия, которых было три: Российская Империя, РСФСР и Российская Федерация, отличались друг от друга.

Цель моей работы - исследование изменений политической карты России в ХХ веке.

Задачи исследования:

-собрать и обобщить историко-географические и картографические сведения о территории России;

-изучить изменения территории России в связи с геополитическими событиями;

-проанализировать основные этапы изменения административно-территориального деления России.

1. Россия на карте мира.

ХХ в. для России стал веком уменьшения территории. Уже русско-японская война 1904-1904 г. привела к потере южного Сахалина. Первая мировая война и революция завершилась для страны потерей Прибалтики, Финляндии, Польши, Бессарабии и значительной части Украины и Белоруссии. Из ныне российских территорий к Эстонии отошли некоторые части Псковской области, к Финляндии - части Карелии и, особенно, Ленинградской области (Выборг, Приозерск и др.).

Рис.1. Присоединение и утрата территорий Россией в ХХ веке.

Пакт Молотова-Риббентропа и вызванный им ряд военных кампаний 1939-1940 г. вернули в состав страны (в это время уже СССР) Прибалтику, западные земли Украины и Белоруссии, Карельский перешеек и Белостокскую область Польши. В итоге Второй мировой Войны Россия получила Курилы, Южный Сахалин, Восточную Пруссию (Калининградская область). Меммельский край был отдан Литве, Закарпатье - Украине, а Белостокская область возвращена Польше. После войны границы России менялись в основном в 50-х гг., когда части ее территории предавались Советским правительством другим республикам Союза (Крым отошел к Украине, ряд земель на юге Сибири - Казахстану). Беловежское соглашение (1991 г.) привело к формированию современной территории России в границах РСФСР на момент подписания.(1)

1.1. Русско-японская война и потеря Сахалина.

В конце ХIХ века политическая ситуация на Дальнем Востоке резко обострилась. В этой точке земного шара одновременно пересеклись интересы целого ряда сильнейших государств того времени: Англия, Германия, Франция, Россия и Япония стремились добиться в этом регионе доминирующего положения(2).

Колониальные захваты России в Средней Азии и на Дальнем Востоке продолжались. Претензии Николая II распространялись на Маньчжурию и Корею, Афганистан, Персию и Тибет. Не решаясь вступать в прямой конфликт с европейскими державами, царизм счел возможным бросить вызов более отсталой Японии, которая, однако, переживала в начале ХХ века период бурного экономического развития. Одной из целей этой войны было достижение национального единения внутри страны и подавление революционного движения. Государственный традиционализм начал определять направления не только внутренней, но и внешней политики. Но «маленькая победоносная война» против Японии, какой её видели в Петербурге, обернулась позорным поражением. Почти сразу же была выведена из строя порт-артурская эскадра российского флота. Господство на море перешло к японцам. Подвоз войск на Дальний Восток был затруднен, так как Транссибирская магистраль не была закончена. Японская вступила в Корею и Маньчжурию. Русская армия потерпела поражение в многодневной битве под Ляояном, в конце 1904 года был сдан Порт-Артур. В 1905 году японцы одержали победу под Мукденом. В мае русская эскадра была полностью разгромлена в Цусимском проливе(3).

Итоги русско-японской войны неутешительны: 5 сентября 1905 года в американском городе Портсмуте министры иностранных дел России и Японии подписали мирный договор. Россия отдавала право аренды Порт-Артура Японии, передавала под контроль часть КВЖД и признавала её преобладание в Корее. Но самое главное Россия потеряла половину Сахалина(граница проходила по 50 градусу северной широты) почти на сорок лет и острова Курильской гряды.



Рис.2. Границы России на Дальнем Востоке после русско-японской войны(4).

1.2. Первая мировая война и потеря ряда территорий.

В 1882 году Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали договор о создании Тройственного союза. Германия играла в нем ведущую роль. С момента образования агрессивного блока стран в него входящие начали активную подготовку к будущей войне. У каждого государства были свои планы и цели.

Первая мировая война возникла в результате начавшегося об­щего кризиса капиталистической системы мирового хозяйства и явилась следствием неравномерного развития капитализма на стадии империализма. Это была захватническая, несправедливая война между двумя крупными империалистическими группировками- австро-германским блоком и Антантой.

Каждая из империалистических держав, вступая в мировую войну, преследовала свои захватнические цели. Германия стре­милась разгромить Англию, лишить её морского могущества и пе­ределить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у неё польские губернии, Украину и Прибал­тику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.

Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний, Подолию и Волынь.

Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.

Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Анг­лия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопота­мии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия.

Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г., и захватить Саарский бассейн.

Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, до­биваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединения Галиции и нижнего течения Немана(5).

Но как мы знаем, не все страны, участвовавшие в войне, добились своих целей, ради которых они собственно и вступали в войну, в том числе и Россия, которая потерпела поражение(дабы на это есть объективные причины) и не только ничего ни приобрела, а даже наоборот по итогам Брестского мира – потеряла.

15 декабря 1917 года в Брест-Литовске было подписано соглашение о перемирии между Германией и Россией. 22 декабря начались мирные переговоры.

Мир был необходим Советскому правительству для того, чтобы наладить и без того сложную внутреннюю обстановку, бросить войска на борьбу с начинавшимся белым движением.

25 декабря российская делегация выступила с требованием заключения мира без аннексий и контрибуции. Германия сторона ответила, что согласится на это условие только в том случае, если вся государства Антанты подпишут с ней мирное соглашение.

В данном случае Германия поставила заведомо невыполнимое условие - после трех с половиной лет войны Антанта ни за что не согласилась бы кончить борьбу вничью.

Советское правительство запросило об этом страны антигерманской коалиции, но они отказались.

Вслед за этим Германия потребовала от России отторжения от нее 150 тысяч квадратных километров территории в пользу Германии ( Польша, Литва, часть Эстонии и Латвии, часть Украины и Белоруссии ). Советское правительство отказалось от этого условия и переговоры были временно прекращены. В партии большевиков начались разногласия: принимать мир или нет. Интересна и парадоксально авантюристична была позиция министра иностранных дел Л. Д. Троцкого: нужно объявить войну прекращенной, армию демобилизовать, но мира не подписывать ( создается впечатление, что Троцкий был либо сумасшедшим, либо предателем ).

30 января переговоры возобновились. Советской делегации было дано указание от Ленина отказываться от мирных предложений Германии, в которых говорилось об аннексии и контрибуции, и ждать ультиматума, на все условия которого безоговорочно и немедленно согласиться. Тем временем Советская Украина подписала мир с Германией с тем условием, что она не будет помогать России и позволит разместить немецкие войска на своей территории. Украина оказалась полностью оккупированной.

8 - 9 февраля немецкая делегация стала вести переговоры ультимативным тоном, сообщая, что если Россия не примет немецкие предложения, то перемирие будет прекращено, но официального ультиматума не предъявляла. Советская делегация покинула Брест-Литовск.

18 февраля немцы начали широкомасштабное наступление. В связи с этим из отрядов Красной Гвардии стали спешно формироваться отряды Красной Армии. 23 февраля противник был остановлен под Псковом. В тот же день пришел немецкий ультиматум, в котором сообщались гораздо более тяжелые условия для заключения мира. 24 февраля ультиматум был принят.

Рис.3. Брестский мир 1918 года(5).

3 марта 1918 года в Брест-Литовске был подписан сепаратный мирный договор. По этому договору Польша, Литва часть Белоруссии и Латвии отходили Германии. Советские войска покинули Украину, Эстонию, Финляндию и часть Закавказья, которая отошла к Турции. России, но еще и для союзников. Теперь всю свою мощь Германия могла бросить на Западный фронт(6).

Ноябрьская Революция 1918 в Германии свергла кайзера Вильгельма II. 13 ноября 1918 Советское правительство аннулировало Брестский договор и вернуло назад Украину.

1.3.Образование СССР.

Распад единой Российской империи на целый ряд внешне суверенных государств в 1918 году выявил тенденции как к дальнейшему размежеванию, так и к новому объединению. Центром притяжения, как и раньше, была фигура хозяина всей земли. Только если до революции эту фигуру олицетворял император, то теперь ею стала коммунистическая партия(2).

С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик шло по двум направлениям:

1.вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР;

2.двусторонние договоры, заключавшиеся между независимыми республиками и РСФСР.

1. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации. За период с лета 1918 г. и по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей).

Руководящие органы автономных республик (наркоматы) либо находились в непосредственном подчинении соответствующих наркоматов РСФСР, либо подчинялись только высшим органам автономной республики (ЦИК и СНК). Структура этих органов повторяла структуру органов РСФСР.

В феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление "Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР", которое должно было урегулировать правовые отношения между федерацией и составляющими ее республиками.

Система органов власти в автономных республиках повторяла систему органов власти РСФСР, а система органов власти автономной области - систему органов власти в губерниях: областной съезд советов и исполнительный комитет автономной области. При центральных органах РСФСР (ВЦИК) создавались специальные представительства автономных республик, с 1920 г. они были переданы Наркомнацу (Народному комиссариату по делам национальностей) РСФСР. Одновременно создавались представительства Наркомнаца при ЦИК автономных республик и исполкомах автономных областей.

Вновь образовавшиеся национальные республики группировались вокруг РСФСР как федеративного центра. При этом они использовали ее государственные и правовые модели. Шел поиск экономических, политических и государственно-правовых форм сотрудничества с РСФСР.

ВЦИК РСФСР фактически осуществлял функции общефедерального органа. В его состав были включены представители других республик. Наркоматы РСФСР руководили объединенными отраслями народного хозяйства. Национальные республики посылали своих представителей на Всероссийские съезды советов, представители ЦИК национальных республик делегировались в состав ВЦИК РСФСР.

2. Наряду с этим с 1920 г. начала развиваться система двусторонних межреспубликанских договоров. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. - РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.- РСФСР и Армения, в мае 1921 г. - РСФСР и Грузия.

Дальний Восток был оккупирован японскими войсками. Чтобы избежать столкновения, Советское государство пошло на создание в 1920 г. буферного государства — Дальневосточной республики (ДВР) с территорией к востоку от Байкала до Тихого океана, включая Сахалин и Камчатку. 27 апреля 1921 г. Учредительное собрание приняло Конституцию ДВР. Во многом повторялась Конституция РСФСР, но с демократическими добавками (были провозглашены свободы: собраний, печати, создания союзов и обществ; личность, жилище и переписка граждан объявлялись неприкосновенными; никто не мог быть наказан без суда). Когда Красная Армия освободила Дальний Восток от войск интервентов и белогвардейцев (25 октября 1922 г.), Народное собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило передать власть Советам, отменило Конституцию и все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой присоединить Дальний Восток к РСФСР. 15 ноября ВЦИК объединил Дальний Восток с РСФСР.

В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях(7).

СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение, при этом государство по его основным признакам федеративное, а не унитарное (примечательно, что РСФСР, унитарное по своей сути государство, называлась федерацией, а СССР федерацией не назывался). Но были и особенности: за республиками было оставлено право выхода, что соответствует принципам не федерации, а конфедерации; с другой стороны, учреждение объединенных наркоматов открывало возможности для фактического расширения полномочий центра и сдвига в ряде направлений к унитарному государству. Особенностью устройства СССР была и так называемая «двухэтажная» федерация в отношении РСФСР. С современной точки зрения, это неувязка чисто формальная, т.к. РСФСР являлась, по сути, унитарным государством.

В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Сначала произошло национально-государственное размежевание в Средней Азии. До этого на ее территории существовали Хорезмская и Бухарская народные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР. Они сложились в рамках прежнего административного деления, без учета расселения народов Средней Азии.

К 1924 г. было в основном разгромлено басмачество и установилась относительно мирная обстановка. В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, Курултаи Советов Бухары и Хорезма принимают постановления о национально-государственном объединении народов Средней Азии. Было проведено размежевание и созданы Узбекская и Туркменская ССР, принятые в СССР, а также Таджикская АССР в составе Узбекской ССР и две автономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР.

В СССР стало 6 союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное государство. Была образована Таджикская ССР, вошедшая в СССР (постановление ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. и решение VI съезда Советов Союза ССР 17 марта 1931 г.). В составе СССР стало 7 членов.

VII съезд Компартии Белоруссии поставил вопрос о включении в состав Белорусской ССР территорий СССР, населенных преимущественно белорусами. Было достигнуто соглашение ЦИКов РСФСР и БССР, на основании которого ВЦИК 3 марта 1924 г. издал декрет о передаче БССР восьми уездов Витебской губернии, значительной части Гомельской губернии и части Смоленской губернии, основное население которых составляли белорусы. Территория Белоруссии в результате увеличилась более чем в два раза, а численность населения с 1,5 млн. до 4171 тыс. человек, из которых белорусы составляли 70,4%.

В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская АССР на левом берегу Днестра(большая часть молдаван проживала на территории Бессарабии, захваченной в 1918 г. Румынией).

В состав СССР в декабре 1936 года входило 11 союзных советских социалистических республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Казахская, Туркменская, Узбекская, Киргизская, Таджикская, Азербайджанская, Грузинская и Армянская.

Так происходило становление СССР, которой стал приемником Российской Империи(если рассматривать в геополитическом контексте), и как следствие большие изменения на политической карте мира.

Рис.4. Образование СССР

1.4. Присоединение Прибалтики, образование Карело-Финской и Молдавской ССР.

Формально регион вышел из состава России в 1918 г., когда на территории северо-западных губерний были провозглашены три независимые государства: Эстония (заняла Эстляндскую и север Лифляндской губерний), Латвия (Курляндская, юг Лифляндской, запад Витебской губерний) и Литва (Ковенская, Виленская, часть Сувалкской губернии, север Гродненской губернии). Столицами трех новых самостоятельных республик стали соответственно Таллин (бывш. Ревель), Рига и Вильнюс (бывш. Вильно). В 1920 г. Польша оккупировала примерно треть провозглашенной государственной территории Литвы, включая Вильнюс (так называемый Виленский край). Столица Литвы была перенесена в Каунас (бывш. Ковно), который рассматривался в качестве временной резиденции литовского правительства вплоть до возвращения Вильнюса в 1939 г. В 1923 г. Литва приняла в свой состав Клайпедскую (Мемельскую) область, до 1920 г. бывшую частью Восточной Пруссии, а в 1920—1923 гг. находившуюся под контролем держав Антанты.

После некоторого периода стабилизации, с 1939 г. в Прибалтике начались новые движения государственных границ, связанные с приближением Второй мировой войны. В марте этого года Германия, готовившаяся к вторжению в Польшу, силой вернула себе Клайпеду (Мемель) с окрестностями, а в сентябре Литва получила своеобразную компенсацию за эту потерю — Виленский край. При этом граница между Литвой и Белоруссией прошла значительно ближе к Вильнюсу, чем это было в 1918—1920 гг.: Гродно, Лида, Ошмяны, Сморгонь стали белорусскими, Сувалки были оккупированы фашистской Германией (с 1945 г. Сувалки в составе Польши)(9).

После нападения германских захватчиков на Польшу и развала польского буржуазно-помещичьего государства Советское правительство 17 сентября 1939 отдало приказ Красной Армии перейти государственную границу и взять под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии, отторгнутых панской Польшей в 1920. Народы Западной Украины и Западной Белоруссии (10 млн. чел.) были освобождены от социального и национального гнета. 17 сентября 1913 Красная Армия взяла под защиту также Вильнюс и Вильнюсский край, которые были возвращены Советским правительством Литве. 5 сессия Верховного Совета СССР(1-2 ноября 1939 ) удовлетворило просьбу народов Западной Украины и Западной Белоруссией о принятии их в Союз ССР. Западная Украина воссоединилась с УССР, Западная Белоруссия – с БССР.

В сентябре – октябре 1939 СССР заключил договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой. Попытки правящих кругов этих стран саботировать выполнение заключенных с СССР пактов вызвали возмущение народов Прибалтики, в результате чего в июне 1940 буржуазно-националистического правительства после двадцатилетнего господства были свергнуты. 14 и 15 июля 1940 состоялись выборы в Народные сеймы Литвы и Латвии и Государственную думу Эстонии. В июле литовский, латышский и эстонский народы восстановили в своих странах Советскую власть. Образовались Латвийская, Литовская и Эстонская Советские Социалистические Республики, которые в августе 1940 добровольно вступили в состав Союза ССР.

В ноябре 1939 финская военщина по указке фашистской Германии и реакционных сил других стран спровоцировала войну с СССР. В ответ на это Советский Союз вынужден был начать боевые действия, чтобы обеспечить безопасность своих северо-западных границ. Советские войска прорвали мощную оборонительную линию и вынудили Финляндию к капитуляции. Заключенный 12 марта 1940 советско-финляндский мирный договор устанавливал между СССР и Финляндией новую государственную границу, обеспечивающую безопасность Ленинграда и Мурманска. К СССР был присоединен Карельский перешеек с г.Выборгом (Випури). 31 марта 1940 значительная часть присоединенной территории была передана Карельской АССР, преобразованной в Карело-Финскую ССР. Статус союзной республики сохранялся до 1956 г., когда Карелия вновь стала автономной республикой в составе РСФСР.

Из закона о преобразовании Карельской Автономной Советской Социалистической Республики в союзную Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику

31 марта 1940 г.

Идя навстречу пожеланиям трудящихся Карельской Автономной Советской Социалистической Республики и руководствуясь принципом свободного развития национальностей, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

1. Территорию, отошедшую от Финляндии к СССР, на основании мирного договора между СССР и Финляндией от 12 марта 1940 г., за исключением небольшой полосы, примыкающей непосредственно к Ленинграду, передать в состав Карельской Автономной Советской Социалистической Республики, в том числе передать города: Выборг, Антреа, Кексгольм, Сортавала, Суоярви, Куолаярви.

2. Преобразовать Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в союзную Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику.

3. Передать в распоряжение Карело-Финской Советской Социалистической Республики промышленные предприятия, расположенные на территории, включаемой в состав Карелии, согласно пункта первого настоящего Закона, за исключением небольшого количества предприятий, имеющих общесоюзное значение.

4. Просить Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Верховный Совет Карело-Финской Советской Социалистической Республики представить на рассмотрение Верховного Совета СССР, проект установления точной границы между РСФСР и Карело-Финской ССР.

5. Провести в соответствии со статьями 34 и 35 Конституции (Основного Закона) СССР выборы депутатов в Верховный Совет СССР от Карело-Финской Советской Социалистической Республики...

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.Калинин

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин

Москва, Кремль,

31 марта 1940 г(11).

26 июня 1940 Советское правительство предложило Румынии возвратить СССР захваченную в 1918 Бессарабию и передать СССР северную часть Буковиы, населенную украинцами. 28 июня Румыния приняла предложение СССР. В семью советских народов влилось 3 млн. 700 тыс. новых граждан(Бессарабии и Северной Буковины). Территория Северной Буковины и часть уезда Бесарабии с преобладанием украинского населения были воссоедены с УССР. Большая часть Бесарабии была воссоединены с Молдавской АССР, которая 2 августа 1940 была преобразована в Молдавскую ССР(10).

1.5. Вторая мировая война и присоединение Сахалина.

4-11 февраля 1945 года в Ливадии состоялась Крымская(Ялтинская) конференция, в которой приняли участие Сталин, Рузвельт и Черчилль. На ней было согласовано проведение дальнейших операций союзных армий, где Сталин подтвердил свое обещание вступить в войну с Японией после победы над Германией; СССР должен получить Южный Сахалин и Курильские острова.

В ходе начавшейся 9 августа Маньчжурской операции Квантунская армия была окружена и расчленена. Однако ее части упорно сопротивлялись даже после переданного 15 августа по радио сообщения о капитуляции Японии. Лишь 19 августа началась массовая сдача японских войск в плен. Развивая наступление, советские войска 22 августа взяли Порт-Артур и Дальний, от японцев также были очищены южный Сахалин и Курильские острова(2).

У Японии и России даже спустя 50 с лишним лет после окончания второй мировой войны нет мирного договора. Причина этого в том, что между Японией и бывшим СССР не был урегулирован территориальный вопрос. В Японии спорные острова называют "Северными территориями", а в России - "Южными Курилами".

После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова — советскими войсками. Что касается Курил, то советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года Сталин включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны. Этот акт, совершенный до заключения мирного договора, является нарушением международного права и абсолютно не может быть оправдан. Можно сказать, что этот акт аннексии породил проблему Северных территорий(12).

Также по итогам Потсдамской конференции были согласованы вопросы о передаче СССР Кёнигсберга с прилегающими районами Восточной Пруссии(10).

Рис.5. Границы России на Дальнем Востоке после Второй мировой войны (13).

1.6. Распад СССР.

Распад СССР характеризуется самым ярким изменением политической карты России(также как и его образование) свидетелями которого мы стали.

Роза политических ветров перестройки изменилась в очередной раз. Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Провозгласив лозунг «Вся власть - Советам!», реформаторы даже не задумывались над тем, что Советы, которые перестали быть приводными ремнями КПСС, не в состоянии организовать нормальный процесс политического развития. Политический кризис конца 1990 года - результат не столько некомпетентности или саботажа, сколько отжившего типа государственности.

1990 год ознаменовался односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств. Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения, в конечном счете, не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости. Реальная опасность неуправляемого распада СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута народными фронтами Прибалтики еще в 1988 г. Но до середины 1989 г. она не находила поддержки ни у политического руководства страны, ни у народных депутатов, еще не освободившихся от пережитков имперских настроений. В то время многим казалось, что договор – не главное. Окончательно центр «дозрел» до осознания важности Союзного договора лишь после того, как «парад суверенитетов» до неузнаваемости изменил Союз, когда центробежные тенденции набрали силу(14).

Нельзя не упомянуть о путче в 91 году, поскольку он ускорил процесс развала СССР, то есть, после путча СССР прекратил фактически свое существование.

Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как соглашение лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. Согласно секретной договоренности М. Горбачева с Б. Ельциным и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым, о которой стало известно председателю КГБ В. Крючкову, после подписания договора предполагалось заменить премьер-министра СССР В. Павлова, Н. Назарбаевым. Такая же судьба ожидала министра обороны, самого Крючкова, и ряд других высокопоставленных лиц.

Однако, в ночь на 19 августа 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев был насильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников, в которую входили вице-президент Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов, премьер-министр В. Павлов образовали самозваный, неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП).

Постановлениями ГКЧП в ряде регионов страны, главным образом в РСФСР, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации, забастовки. Приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, газет, устанавливался контроль над средствами массовой информации.

Но, только три дня ГКЧП смог продержаться у власти, с первых дней натолкнувшись на активное сопротивление россиян.

События 19-21 августа 1991 г. изменили страну. Ушла в прошлое перестройка как «революция сверху» в рамках старой системы с ее ориентацией на раз и навсегда сделанный социалистический выбор.

Результатом августовских событий 1991 г. явился распад СССР. Все попытки М.С. Горбачева возобновить работу по подписанию нового Союзного договора оказались безуспешными. Украина и Белоруссия проголосовали за независимость своих республик и отказались от подписания Союзного договора. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл. 8 декабря 1991 г. под Минском президентами Украины, Белоруссии и России было подписано Беловежское соглашение об образовании Содружества Независимого Государств. Позже к ним присоединились Казахстан и другие республики (кроме Прибалтики и Грузии). Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого государства(15).

Рис.6. Российская Федерация и бывшие союзные Республики.

2.Административно-территориальное деление России.

СССР и РСФСР, с одной стороны, и Российская империя — с другой, де-юре имели разную административно-территориальную структуру. Унитарное государство превратилось в федеративную структуру, создаваемую на национальной основе. Но де-факто строились они на одних и тех же принципах централистского управления, свойственного унитарным государствам. Дело в том, что конституционная государственная структура СССР являлась лишь декоративным фасадом совершенно иной власти — ВКП(б)—КПСС. В структуре партийных комитетов различных уровней, объединенных принципом «демократического централизма», была воспроизведена система управления бывшей империи. Поэтому можно утверждать, что сугубо унитарное, по сути, государство имело формально-юридическую федеральную форму территориального устройства (8).

В этой главе рассмотрим административно-территориальное деление России за прошедшее столетие, а так же проследим за ее изменениями в разные периоды развития нашей страны, которых было три- Российская империя, РСФСР и Российская Федерация.

2.1. Российская империя.

Входя в состав Российской империи, территории не теряли своего самоуправления. Право на территориальное самоуправление содержится в Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном Уложении 1649г., Своде законов Российской империи. Однако территории в Российской империи были неравны в вопросах широты своего самоуправления. Разнообразие форм децентрализованного управления регионами России расширяло возможности политического маневра центральной власти, обеспечивало гибкость управления, не разрушая при этом унитарного характера Российского государства.

Другой особенностью административно-территориального устройства Российской империи до 1917 г. было территориальное несовпадение зон ответственности органов административного управления с районами действий финансовых, судебных и военных ведомств (за исключением генерал-губернаторов). Это обеспечивало независимость правоохранительных органов, финансового и судебного контроля от нарушений законности и произвола местных органов власти. Такая система препятствовала развитию сепаратизма и коррупции(8).

Можно выделить три типа территорий в Российской империи, различающихся степенью самостоятельности.

1. Губернии Российской империи. Этот тип был характерен для территорий, на которых проживало в основном русское население, а также Прибалтики, Закавказья, Туркестана.

На этих территориях при наличии управленческой системы унитарного государства (генерал-губернаторства) имелись и органы самоуправления: сначала сословного, а позже — земского. Эти структуры занимались вопросами местного самоуправления, и их существование было вполне совместимо со структурами унитарного государства, так как их функции не пересекались. Имперские структуры ведали вопросами фискальными, промышленными, правоохранительными, в то время как структуры самоуправления занимались вопросами ведения и организации местного коммунального хозяйства, культурной жизни. Так, в Прибалтике действовали органы местного бюргерства — городские магистраты, а также приходские собрания, конвенты, ландтаги и комитеты. В самой России вопросами местного самоуправления занимались земства.

Нерусское население пользовалось широкими правами и участвовало в управлении в тех губерниях, в которых оно составляло большинство. Так, значительные права были даны различным сословиям Закавказья: грузинские дворяне получили права русских дворян, знать за участие в военных действиях получала высокие чины и должности в центральных и местных органах власти Империи. Широкие права имело высшее мусульманское сословие Закавказья. Поэтому нет оснований для суждений о дискриминации нерусского населения.

2. Автономии Российской империи. Второй тип управления в унитарной России представляли собой автономии Польши и Финляндии. Польша имела собственную Конституцию и законодательную власть — Сейм, который состоял из Короля (российский император), Сената и Посольской избы. Финляндия также имела свои органы власти и управления, свою судебную систему. Ее законодательство было обособлено от законодательства Российской империи.

3. Протектораты Российской империи. Этот тип управления заключался в политике протектората. Российская власть имела договоры о покровительстве с Хивинским ханством, Бухарским эмиратом и Урянхайским краем (нынешняя Тува). В обмен на покровительство российской власти передавались права внешних сношений и военной защиты этих территорий, а русские купцы получали права на льготную торговлю(16).

А что касается статистики административно-территориального деления России, то здесь я приведу таблицу 1 в которой представлено административно-территориальное деление России по состоянию на 1905 год с разбивкой губерний и областей по макрорегионам, принятым российской статистикой в начале XX века.

В 1909 г.  на Дальнем Востоке из состава Приморской обл. были выделены самостоятельные области — Камчатская (напомним, что она была упразднена в 1856 г. ) и Сахалинская (центр — Александровск-Сахалинский). В апреле 1914 г.  на юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии. В 1914 г.,  кроме губернского и областного деления, большинство областей (они располагались обычно на окраинах империи) входило в состав 4 генерал-губернаторств (Иркутского, Приамурского, Степного, Туркестанского). Было 5 областей в Кавказском наместничестве (учреждено в 1844 г., ликвидировано в 1881 г.  и вновь восстановлено в 1905 г. ). Области войска Донского, Уральская, Тургайская были самостоятельными на правах губерний(10).

2.2. РСФСР.

РСФСР строилась как федерация, состоящая из разнородных субъектов. С одной стороны, ее образовывали автономные национальные государственные образования, с другой — области и края, как территориальные единицы, не имевшие автономии.

В период после октября 1917 г. в области региональной политики существовало три основных направления, одним из которых было районирование и новое административно-территориальное устройство, так же целью национальной политики советского времени было создание государственных образований для нерусских национальностей в местах их компактного проживания. При этом зачастую автономии создавались в таких районах, в которых русские составляли большинство. Только в некоторых Северо-Кавказских автономиях, Чувашии и Татарстане титульная национальность была в большинстве. В таких же автономиях как, к примеру, Адыгея и Карелия, русские составляли более 80 процентов населения.

Из созданных в 20-е годы автономий некоторые стали впоследствии союзными республиками (к примеру, Киргизская АССР), некоторые так и остались автономиями, хотя оснований стать союзными республиками имели не меньше (Татарстан, Башкирия, Дагестан и некоторые другие). Основными вехами развития территориальных образований в РСФСР было первоначальное создание крупных краев и областей, затем их «разукрупнение»(8).

Решение проблемы районирования и нового административно-территориального устройства вызревало, когда вся Россия была разбита на ряд исторически сложившихся экономических районов, в рамках которых проектировался подъем промышленного производства на базе преимущественного развития электроэнергетики. Стали создаваться крупные экономические и одновременно административно-территориальные районы: Уральская область, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный края, которые соединяли промышленное и сельскохозяйственное производства, образовывали единые экономические комплексы. Создавались они для сокращения перевозок, привлечения дополнительных трудовых ресурсов, структурирования экономического пространства республики.

Однако, административная система, элементами которой были регионы — экономические комплексы, противоречила национально-территориальному делению республики. В результате было принято решение о разукрупнении областей и краев. Уральская область, например, в 1934—1938 гг. была разделена на четыре самостоятельных: Свердловскую, Челябинскую, Обь-Иртышскую и Пермскую, а в годы войны еще добавились Курганская и Тюменская (18).

Этот период развития России, особенно с 1923 по 1929 гг., в контексте административно-территориальных изменений, наиболее динамичен, так как в это время государство было вынуждено усилить свою роль в экономике и взять на себя выполнение многих социальных функций (8).

В 1921–1922 гг. завершилось становление РСФСР. Особенно широко образование автономных республик и областей шло на Кавказе и в Сибири. В 1921г. были образованы Дагестанская, Горская (на территории, где проживали чеченцы, осетины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы) и Крымская АССР, в 1922 г. Якутская АССР, в 1923 г. — Бурят-монгольская АССР и Карельская АССР (преобразована из Карельской трудовой коммуны), АССР немцев Поволжья (преобразована из автономной области). 22 августа 1921 г. образуется автономная область Коми, 1 июня 1922 г. — Ойротская автономная область. В 1921 г. из Горской АССР выделился Балкарский округ и, объединившись с созданной до этого Кабардинской автономной областью, составил Кабардино-Балкарскую автономную область. Затем из Горской АССР выделился Чеченский округ, в ноябре 1922 г. преобразованный в Чеченскую автономную область. На карачаевской территории, выделившейся из Горской АССР, и черкесской — из Кубано-Черноморской области, 12 января 1922 г. была создана Карачаево-Черкесская автономная область. В 1926 г. из нее выделился Черкесский национальный округ, преобразованный в 1928 г. в Черкесскую автономную область в составе Ставропольского края. 7 июля 1924 г. с упразднением Горской АССР создаются Северо-Осетинская и Ингушская автономные области.

В 1923 г. в РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных областей, 63 губернии и области. 21 апреля 1925 г. Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую АССР. Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР, а Кара-Киргизская автономная область была переименована в Киргизскую автономную область, которая в 1926 г. была преобразована в Киргизскую АССР. В 1928 г. создается Мордовский округ в составе Средне-Волжского края. Для народов Севера также стали создаваться национальные округа. Первый такой округ, Коми-Пермяцкий, был учрежден в 1925 г(8).

При помощи таблиц 2, 3, 4 проанализируем динамику изменений административно-территориального деления.

В дальнейшем динамика изменения административно-территориального деления по сравнению с 1923 - 1929 гг. была менее интенсивна.

2.3. Российская федерация.

После распада СССР, важной задачей того времени стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 году возникла угроза распада, республики, входившие в РФ, объявили о своем суверенитете и отказа от статуса автономий. Субъекты федерации требовали равноправия и большей самостоятельности. Вносились предложения о создании конфедерации взамен федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из РФ. Отчисления в федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания населения элита национальных республик подогревала националистические чувства. К осени 1991 года все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами. Большинство автономных областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также начали свою борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба российской государственности во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 года.

К лету десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории(22).

Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержку в правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в федеральный бюджет. В основе сепаратизма лежало желание республик самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. И поэтому так болезненно воспринималось то, что, например, в Татарии почти безвозмездно проводилась перекачка нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений России не был способен прокормить себя(23).

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана(24).

Современная Россия, занимающая 1/7 часть земной суши, едва ли не мировой рекордсмен по усложненности политико-территориального деления: 89 субъектов Федерации весьма разнородны по размерам территории, природным условиям, численности и составу населения, уровню развития экономики и культуры (25).

Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ(26).

В состав РФ входят 89 субъектов: 21 республика, 6 краев и 49 областей, 1 автономная область и 10 автономных округов, Москва и называемый "второй столицей" город прямого подчинения Центру Петербург(27).

Российская модель федерализма сочетает два разных принципа : 51 субъект федерации выделен по территориальному признаку, 38 - по национальному. При этом автономные национальные образования, будучи самостоятельными субъектами Федерации, административно сами - подобно русской матрешке - входят в состав других субъектов (например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в составе Тюменской области)(28).

Рис.7. Экономические районы и субъекты Российской Федерации(29, 30).

Экономические районы и субъекты Федерации:

Северный район

Уральский район

Северо-Западный район

Западно-Сибирский район

Центральный район

Восточно-Сибирский район

Волго-Вятский район

Дальневосточный район

Центрально-Черноземный район

Северо-Кавказский район

Поволжский район

Северный район:
Республика Карелия
Республика Коми
Архангельская область
    Ненецкий автономный округ
Вологодская область
Мурманская область

   Северо-Западный район:
Ленинградская область
Новгородская область
Псковская область
город Санкт-Петербург

   Центральный район:
Брянская область
Владимирская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Московская область
Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
город Москва

   Волго-Вятский район:
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Чувашская Республика
Кировская область
Нижегородская область


Центрально-Черноземный район:
Белгородская область
Воронежская область
Курская область
Липецкая область
Тамбовская область

   Поволжский район
:
Республика Калмыкия
Республика Татарстан
Астраханская область
Волгоградская область
Пензенская область
Самарская область
Саратовская область
Ульяновская область

   Северо-Кавказский район:
Республика Адыгея
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия — Алания
Чеченская Республика
Краснодарский край
Ставропольский край
Ростовская область

   Уральский район:
Республика Башкортостан
Удмуртская Республика
Курганская область
Оренбургская область
Пермская область
    Коми-Пермяцкий автономный округ
Свердловская область
Челябинская область

Западно-Сибирский район:
Республика Алтай
Алтайский край
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
Тюменская область
    Ханты-Мансийский автономный округ
    Ямало-Ненецкий автономный округ

   Восточно-Сибирский район:
Республика Бурятия
Республика Тыва
Республика Хакасия
Красноярский край
    Таймырский автономный округ
    Эвенкийский автономный округ
Иркутская область
    Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
Читинская область
    Агинский Бурятский автономный округ

   Дальневосточный район:
Республика Саха (Якутия)
Приморский край
Хабаровский край
    Корякский автономный округ
Амурская область
Камчатская область
Магаданская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ


Калининградская область

Заключение.

В результате всего вышеизложенного мы пришли к выводу, что территории России (в смысле границы государства) изменялись в результате внешних катаклизм, то есть войн, и как следствие – территории либо присоединялись, либо мы их теряли. Данная формула прослеживается во всех войнах, в которых участвовала Россия с начала ХХ века по 1945 год.

Административно-территориальное деление России в периоды Российской империи, РСФСР и РФ имели разную административно-территориальную структуру, но строились они на одних и тех же принципах централистского управления, свойственного унитарным государствам и государство имело формально-юридическую федеральную форму территориального устройства

А что касается этапов изменений административно-территориального деления, то здесь я бы выделил один главный этап – с 1918-1936 гг., когда происходило становление РСФСР, и карта административно-территориального деления интенсивно менялась.

Данная работа актуальна в свете того, что сформировавшуюся систему ни в коей мере нельзя расценить как устойчивую. Набор административно-политических проблем и противоречий в современной России настолько широк, что отсроченная на старте преобразований административная реформа становится настоятельно необходимой. В ее подготовке и проведении важно максимально использовать накопленный исторический опыт.

Приложение.

Таблица 1. Административно-территориальное деление России по состоянию на 1905 год(17).


Губернии Российской империи в начале XX в.
(не включены Финляндия, Царство Польское, Бухарское и Хивинское ханства)

Губернии, области

Дата образования

Население, душ, 1847 г.

Площадь, км2, 1847 г.

Население, душ, 1905 г.

Площадь, км2, 1905 г.

Европейская часть

Архангельская

1784

236 686

854 631

389 800

844 454

Астраханская

1785

328 776

157 500

1 146 700

235 786

Бессарабская

1818

811 821

47 195

2 236 900

44 399

Виленская

1796 (1801)

792 470

42 239

1 787 100

41 907

Витебская

1802

759 558

44 607

1 695 300

43 983

Владимирская

1778

1 140 335

47 470

1 711 600

48 743

Вологодская

1780

821 742

383 673

1 493 200

402 112

Волынская

1795

1 413 485

71 371

3 501 600

71 736

Воронежская

1779

1 658 704

66 580

3 023 600

65 892

Вятская

1780

1 565 285

137 675

3 496 100

153 652

Гродненская

1801

874 230

38 108

1 807 000

38 579

Область войска Донского

1870 (1775)

704 300

162 071

3 066 200

164 539

Екатеринославская

1783 (1802)

925 518

66 414

2 659 800

63 393

Kазанская

1781

1 370 380

62 119

2 462 800

63 677

Kалужская

1776

996 196

31 555

1 278 000

30 928

Kиевская

1781

1 730 124

50 279

4 148 900

50 957

Kовенская

1842

912 103

41 743

1 681 500

40 189

Kостромская

1778

1 003 033

82 385

1 567 600

83 995

Kурляндская

1795

516 545

27 260

708 700

27 024

Kурская

1779

1 773 806

45 047

2 752 000

46 454

Лифляндская

1783

777 183

46 810

1 399 000

45 515

Минская

1793

1 010 965

89 323

2 539 100

91 213

Могилёвская

1777 (1802)

860 410

48 682

1 992 600

47 949

Московская

1781

1 502 564

32 436

2 656 300

33 271

Нижегородская

1779

1 104 794

48 241

1 799 500

51 252

Новгородская

1776

711 970

121 870

1 532 000

118 538

Олонецкая

1784 (1801)

255 491

153 260

398 400

127 822

Оренбургская

1796 (1781)

1 706 837

372 989

1 795 500

189 717

Орловская

1778

1 458 542

47 250

2 336 800

46 724

Пензенская

1780

974 574

37 998

1 677 300

38 839

Пермская

1781

1 585 425

334 440

3 406 900

330 212

Подольская

1795

1 540 254

42 569

3 482 300

42 017

Полтавская

1802

1 688 354

49 343

3 263 400

49 894

Псковская

1777

714 481

44 552

1 263 800

43 194

Рязанская

1778

1 286 519

42 184

2 074 600

41 929

Самарская

1851

3 206 800

151 040

Санкт-Петербургская

1780

971 503

53 363

2 475 400

44 613

Саратовская

1780

1 746 717

194 122

2 812 400

84 491

Симбирская

1780

1 201 439

72 417

1 750 600

49 493

Смоленская

1775

1 066 064

56 116

1 746 200

56 003

Таврическая

1784 (1802)

584 434

64 046

1 602 700

60 375

Тамбовская

1779

1 649 686

66 194

3 124 100

66 586

Тверская

1775

1 315 291

67 351

2 037 200

64 681

Тульская

1777

1 264 399

29 407

1 626 200

30 959

Уфимская

1865

2 566 900

122 005

Харьковская

1780 (1796, 1835)

1 454 490

54 244

2 919 700

54 493

Херсонская

1803 (1795, 1802)

967 323

73 353

3 215 700

70 799

Черниговская

1802

1 409 083

55 015

2 693 800

52 396

Эстляндская

1783

285 283

20 706

449 400

19 695

Ярославская

1777

1 005 479

36 291

1 166 800

35 541

Kавказ

Бакинская

1859 (1846)

851 000

39 007

Батумская обл.

1878

155 800

6 975

Дагестанская обл.

1860

599 200

29 708

Елисаветпольская

1868

942 600

44 044

Kарсская обл.

1878

343 500

18 747

Kубанская обл.

1860

2 223 490

94 903

Kутаисская

1846

1 020 700

29 347

Ставропольская

1847 (1785)

432 381

145 936

989 400

53 490

Терская обл.

1860

1 023 700

72 260

Тифлисская

1846

1 138 400

44 844

Черноморская

1896

70 000

6 675

Эриванская

1849

901 900

27 777

Сибирь

Амурская обл.

1858

143 700

447 593

Енисейская

1822

649 000

2 542 212

Забайкальская обл.

1851

734 500

594 422

Иркутская

1783

527 207

544 100

726 270

Kамчатская обл.

1909

1 301 202

Приморская обл.

1856

246 800

1 845 488

Сахалин (область)

1909 (1884)

28 113 (1897)

75 975

Тобольская

1782

831 151

1 626 500

1 387 483

Томская

1804

566 589

2 327 500

847 328

Якутская обл.

1805

295 900

3 963 123

Средняя Азия

Акмолинская обл.

1854 (1868)

778 200

582 908

Закаспийская обл.

1881

392 200

553 851

Самаркандская обл.

1887

1 002 200

68 960

Семипалатинская обл.

1854

728 000

461 822

Семиреченская обл.

1867

1 070 600

374 363

Сыр-Дарьинская обл.

1867

1 756 200

502 811

Тургайская обл.

1859 (1868)

504 400

439 840

Уральская обл.

1868 (1845)

725 300

356 567

Ферганская обл.

1876

1 794 700

91 799*

* Без Памира.

Таблица 2. Губернии, области, АССР в составе РСФСР в мае 1923 г(19).

Губернии, области, АССР (центр, столица)

Дата образования*

Площадь, км2

Население, тыс.  чел.

Европейская часть

3 790 595

69 429

Архангельская

26.03.1784

472 140

394

Астраханская

12.12.1796

21 087

393

Башкирская АССР (Уфа)

23.03.1919

154 276

2913

Брянская

01.04.1920

41 732

1127

Витебская

27.02.1802

40 064

1413

Владимирская

01.09.1778

38 466

1319

Вологодская

25.01.1780

114 561

977

Воронежская

25.09.1777

65 333

3308

Вотская АО (Ижевск)

04.11.1920

28 939

710

Вятская

11.09.1780

109 964

2217

Гомельская

11.07.1919

55 418

2228

Екатеринбургская

15.07.1919

156 148

2008

Зырянская (Коми) АО (Усть-Сысольск)

22.08.1921

374 384

211

Иваново-Вознесенская

20.06.1918

29 999

868

Калмыцкая АО (Астрахань)

04.11.1920

98 941

126

Калужская

24.08.1776

26 507

1071

Карельская АССР (Петрозаводск)

08.06.1920

118 178

212

Костромская

05.09.1778

39 654

717

Крымская АССР (Симферополь)

18.10.1921

38 557

601

Курская

23.05.1779

46 454

2821

Марийская АО (Краснококшайск)

04.11.1920

18 877

328

Московская

05.10.1781

43 278

3654

Мурманская

13.06.1921

148 179

17

Трудовая коммуна Немцев Поволжья (Марксштадт)

19.10.1918

24 940

607

Нижегородская

05.09.1779

83 478

2501

Новгородская

24.08.1776

52 095

937

Орловская

05.09.1778

27 100

1593

Пензенская

15.09.1780

47 730

2088

Пермская

27.01.1781

165 941

1800

Петроградская

01.01.1780

63 612

2106

(1914)

Псковская

24.08.1776

61 958

1311

Рязанская

24.08.1778

46 600

2483

Самарская

01.01.1851

104 013

2574

Саратовская

07.11.1780

91 210

2744

Северо-Двинская (Великий Устюг)

24.07.1918

101 965

658

Симбирская

15.09.1780

38 435

1491

Смоленская

25.11.1775

60 929

2245

Тамбовская

16.09.1779

46 816

2691

Татарская АССР (Казань)

27.05.1920

66 052

2780

Тверская

25.11.1775

61 821

2073

Тульская

19.09.1777

28 456

1666

Царицынская

29.03.1919

101 260

1235

Челябинская

27.08.1919

121 784

1433

Череповецкая

10.06.1918

63 185

658

Чувашская АО (Чебоксары)

24.06.1920

17 196

749

Ярославская

03.08.1777

32 880

1313

Юго-Восток

338 588

7666

Горская АССР (Владикавказ)

20.01.1921

Чеченская АО (Грозный)

30.11.1922

32 492

620

Кабардино-Балкарская АО (Нальчик)

01.09.1921

185

(16.01.1922)

Дагестанская АССР (Махач-Кала)

20.01.1921

58 918

884

Донская обл. (Ростов-на-Дону)

20.03.1920

72 276

1515

Карачаево-Черкесская АО (Баталпашинск)

12.01.1922

10 656

163

Кубано-Черноморская обл. (Краснодар)

07.12.1920

89 219

2755

Ставропольская

02.05.1847

36 391

908

(05.05.1785)

Терская (Георгиевск)

20.01.1921

35 631

546

(19.11.1860)

Черкесская (Адыгейская) АО (Краснодар)

27.07.1922

3 005

90

Сибирь

11 090 318

9544

Алтайская (Барнаул)

24.04.1917

127 057

1655

Бурят-Монгольская АССР (Верхнеудинск)

30.05.1923

69 857

118

Енисейская (Красноярск)

26.01.1822

2 556 550

1222

Иркутская

06.03.1783

844 792

771

Камчатская (Петропавловск-Камчатский)

1909

1 301 202

42 (1916)

Ново-Николаевская

13.06.1921

143 959

1331

Ойратская АО (Улала)

01.06.1922

94 551

79

Омская

27.08.1919

250 114

1746

Томская

26.02.1804

410 947

1112

Тюменская

27.08.1919

1 215 521

1202

Якутская АССР

27.04.1922

3 768 510

267

Дальневосточная республика

06.04.1920—

1 670 643

1812

15.12.1922

Амурская (Благовещенск)

1920

Забайкальская (Чита)

1920

Приамурская (Хабаровск)

01.01.1923

Прибайкальская (Верхнеудинск)

01.01.1923

Приморская (Владивосток)

1920

Сахалинская обл. (Александровск)

В августе 1920 г.

занята

японскими

войсками

Киргизская АССР

26.08.1920

2 208 934

5105

Адаевский уезд

20.08.1920

291 847

101

(передан из Закаспийской обл.)

Акмолинская

04.11.1868

500 695

1298

Актюбинская

28.05.1921

277 868

588

Букеевская (Ханская Ставка, бывшая Урда)

01.07.1917

78 569

240

Кустанайская

28.05.1921

287 879

437

Оренбургская

22.09.1920

48 463

644

Семипалатинская обл.

1854

542 384

1239

Уральская обл.

04.11.1868

181 230

558

Туркестанская АССР

30.04.1918

1 478 453

7201

(11.04.1921)

Аму-Дарьинская обл.

.12.1920

110 498

Джетысуйская (Алма-Ата)

11.07.1867

374 363

Самаркандская обл.

01.01.1887

68 961

Сыр-Дарьинская обл. (Ташкент)

11.07.1867

392 313

Туркменская обл.

07.08.1921

388 627

(быв. Закаспийская) (Полторацк)

(06.05.1881)

Ферганская обл. (Скобелев)

19.02.1876

143 692

Примечание. Для старых губерний указаны даты образования по старому стилю, для новых — по новому (для перевода в XIX в. нужно прибавить 12 дней к старой дате, в XX в. — 13 дней).

Таблица 3. Области, края, АССР и АО в составе РСФСР в мае 1930 г(20).

Области, края, АССР, АО (центр, столица)

Дата образования

Площадь, км2

Население, тыс. чел., на 01.04.1930

Башкирская АССР (Уфа)

23.03.1919

151 840

2897,7

Бурят-Монгольская АССР (Верхнеудинск)

30.05.1923

376 391

558,4

Дагестанская АССР (Махачкала)

20.01.1921

55 272

812,1

Дальне-Восточный край (Хабаровск)

04.01.1926

2 333 537

1510

В т. ч. округа Камчатский (Петропавловск—Камчатский)

1 024 630

35,0

Сахалинский (Александровск—Сахалинский)

37 988

11,9

Западная обл. (Смоленск)

14.01.1929

163 827

6778,4

Ивановская Промышленная обл. (Иваново)

14.01.1929

124 369

4503,7

Казакская АССР (Алма-Ата)

26.08.1920

(09.04.1925)

2 852 619

7077,6

В т. ч. Гурьевский округ

15.08.1928

78 384

Каркаралинский округ

15.08.1928

173 316

Кара-Калпакская АО (Турткуль)

16.02.1925

124 000

329,9

Карельская АССР (Петрозаводск)

08.06.1920

145 226

284

Киргизская АССР (Фрунзе)

14.10.1924

(01.02.1926)

195 237

1083,5

Крымская АССР (Симферополь)

18.10.1921

25 881

791,6

Ленинградская обл.

01.08.1927

341 416

5994,8

В т. ч. Мурманский округ

18.08.1927

128 600

23,0

Московская обл.

14.01.1929

(03.06.1929)

162 000

11 068,9

Нижегородский край

14.01.1929

(15.07.1929)

270.000

7771,2

В т. ч. Вотская АО (Ижевск)

04.11.1920

30 614

784,1

Марийская АО (Йошкар-Ола)

04.11.1920

22 413

482,1

Чувашская АССР (Чебоксары)

24.06.1920

(21.04.1925)

18 300

924,4

Нижне-Волжский край (Саратов)

21.05.1928

(11.06.1928)

333 978

5847,7

В т. ч. Калмыцкая АО (Элиста)

04.11.1920

74 513

152,0

АССР Немцев Поволжья (Энгельс)

19.10.1918

(09.12.1923)

27 152

631,6

Северный край (Архангельск)

14.01.1929

1 119 100

2445,1

В т. ч. Коми (Зырянская) АО (Сыктывкар)

22.08.1921

374 384

211

Ненецкий национальный округ (Тельвисочное)

15.07.1929

205 750

13,3

Северо-Кавказский край (Ростов-на-Дону)

17.10.1924

293 616

9209,3

В т. ч. Адыгейская АО (Краснодар)

27.07.1922

3015

113,7

Ингушская АО (Владикавказ)

07.07.1924

3193

75,1

Кабардино-Балкарская АО (Нальчик)

01.09.1921

(16.01.1922)

11 550

204,0

Карачаевская АО (Микоян-Шахар)

26.04.1926

(12.01.1922)

8412

64,6

Северо-Осетинская АО (Владикавказ)

07.07.1924

6306

152,4

Черкесская АО (Баталпашинск)

30.04.1928

(26.04.1926;

12.01.1922)

1403

37,0

Чеченская АО (Грозный)

30.11.1922

11 500

415,6

Сибирский край (Новосибирск)

25.05.1925

4 873 236

10 490,0

В т. ч. Ойратская АО (Улала)

01.06.1922

90 358

99,8

Средне-Волжский край (Самара)

14.05.1928

(20.10.1929)

236 000

7468,3

В т. ч. Мордовская АО (Саранск)

10.01.1930

26 000

1298,3

Татарская АССР (Казань)

27.05.1920

67 363

2664,0

Уральская обл. (Свердловск)

03.11.1923

1 709 751

7554,8

В т. ч. Коми-Пермяцкий национальный округ

(Кудымкар)

26.02.1925

22 300

152,6

Центрально-Черноземная обл. (Воронеж)

14.05.1928

191 941

11 824,8

Якутская АССР (Якутск)

27.04.1922

3 937 200

288,3

Таблица 4. Области, края, АССР и АО в составе РСФСР на 1 мая 1940 г(21).

Области, края, АССР, АО (центр, столица)

Дата образования

Площадь, тыс. км2

Население, тыс. чел. (17.01.1939)

Число сельских районов

Алтайский край (Барнаул)

28.09.1937

291,6

2520,0

67

В т. ч. Ойротская АО (Ойрот-Тура)

01.06.1922

93,1

161,4

10

Архангельская обл.

23.09.1937

652,0

1199,2

31

В т. ч. Ненецкий национальный округ (Нарьян-Мар)

15.07.1929

214,5

3

Башкирская АССР (Уфа)

23.03.1919

140,5

3144,7

62

Бурят-Монгольская АССР (Улан-Удэ)

30.05.1923

331,4

542,2

17

Вологодская обл.

23.09.1937

150,0

1662,3

42

Воронежская обл.

13.06.1934

67,5

3551,0

81

Горьковская обл.

05.12.1936

89,2

3876,3

61

Дагестанская АССР (Махачкала) *

20.01.1921

35,0

930,5

34

Ивановская обл.

11.03.1936

(14.01.1929)

63,4

2650,4

42

Иркутская обл.

5.12.1936

(26.09.1937)

899,6

1286,7

30

В т. ч. Усть-Ордынский Бурят-Монгольский национальный округ (Усть-Ордынский)

26.09.1937

18,1

4 аймака

Кабардино-Балкарская АССР

(Нальчик)

01.09.1921

(16.01.1922;

05.12.1936)

12,3

359,2

16

Калининская обл.

29.01.1935

106,4

3211,4

70

В т. ч. Опочецкий округ

11.05.1937

11,4

8

Калмыцкая АССР (Элиста)

4.11.1920

(20.10.1935)

74,2

220,7

13

Кировская обл.

07.12.1934

(05.12.1936)

105,5

2226,1

50

Коми АССР (Сыктывкар)

22.08.1921

(05.12.1936)

374,9

319,0

15

В т. ч. Печорский округ (Усть-Уса)

25.02.1936

180,7

3

Краснодарский край

13.09.1937

80,6

3172,9

79

В т. ч. Адыгейская АО (Майкоп)

27.07.1922

3,9

241,8

7

Красноярский край

07.12.1934

2143,8

1940,0

57

В т. ч. Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ (Дудинка)

10.12.1930

742,6

4

Хакасская АО (Абакан)

20.10.1930

58,6

270,6

7

Эвенкийский национальный округ (Тура)

10.12.1930

541,6

3

Крымская АССР (Симферополь)

18.10.1921

26,0

1126,8

26

Куйбышевская обл.

14.05.1928

(20.10.1929;

05.12.1936)

86,7

2767,6

59

Курская обл.

13.06.1934

54,7

3196,8

66

Ленинградская обл.

01.08.1927

143,7

6435,1

66

В т. ч. Кингисеппский округ

22.03.1935

7,4

3

Псковский округ

22.03.1935

16,9

12

Марийская АССР (Йошкар-Ола)

04.11.1920

(05.12.1936)

23,3

579,5

18

Молотовская обл. (до 08.03.1940 — Пермская)

03.10.1938

167,0

2082,2

39

В т. ч. Коми-Пермяцкий национальный округ (Кудымкар)

26.02.1925

29,3

6

Мордовская АССР (Саранск)

10.01.1930

(20.12.1934)

25,5

1188,6

30

Московская обл.

14.01.1929

(03.06.1929)

49,4

8918,4

56

Мурманская обл.

28.05.1938

138,9

291,2

9

АССР Немцев Поволжья (Энгельс)

19.10.1918

(09.12.1923)

28,2

605,5

22

Новосибирская обл.

28.09.1937

613,4

4022,7

75

В т. ч. Нарымский округ (Колпашево)

10.06.1932

305,7

13

Омская обл.

7.12.1934

1440,5

2366,6

69

В т. ч. Остяко-Вогульский округ (Остяко-Вогульск)

10.12.1930

584,8

6

Ямало-Ненецкий национальный округ (Салехард)

10.12.1930

633,6

6

Тарский округ (Тара)

15.11.1933

76,0

9

Тобольский округ

10.12.1935

98,0

6

Орджоникидзевский край (Ворошиловск, ныне Ставрополь)

17.10.1924

(10.01.1934)

102,4

1949,4

56

В т. ч. Карачаевская АО (Микоян-Шахар)

26.04.1926

(12.01.1922)

10,8

149,9

6

Кизлярский округ

22.02.1938

23,3

5

Черкесская АО (Черкесск)

30.04.1928

(26.04.1926;

12.01.1922)

3,3

92,5

5

Орловская обл.

27.09.1937

65,4

3482,4

65

Пензенская обл.

04.02.1939

44,5

1708,7

38

Приморский край (Владивосток)

20.10.1938

206,6

907,2

26

В т. ч. Уссурийская обл. (Ворошилов)

22.07.1934

109,9

18

Ростовская обл. (Ростов-на-Дону)

13.09.1937

100,7

2894,0

65

Рязанская обл.

26.09.1937

46,0

2265,9

49

Саратовская обл.

10.01.1934

(05.12.1936)

82,4

1798,8

49

Свердловская обл.

17.01.1934

193,0

2512,2

40

Северо-Осетинская АССР (Орджоникидзе)

07.07.1924

(05.12.1936)

6,2

328,9

11

Смоленская обл.

27.09.1937

72,2

2690,8

54

Сталинградская обл.

10.01.1934

(5.12.1936)

135,4

2289,0

66

В т. ч. Астраханский округ

16.07.1937

32,3

8

Тамбовская обл.

27.09.1937

35,6

1882,1

42

Татарская АССР (Казань)

27.05.1920

67,1

2919,4

63

Тульская обл.

26.09.1937

31,9

2049,9

39

Удмуртская АССР (Ижевск)

04.11.1920

(28.12.1934)

38,9

1220,0

37

Хабаровский край

20.10.1938

2572,0

1430,9

56

В т. ч. Еврейская АО (Биробиджан)

07.05.1934

36,8

108,4

4

Амурская обл. (Благовещенск)

20.10.1932

213,8

….

16

Камчатская обл. (Петропавловск-Камчатский)

20.10.1932

1153,3

….

15

в т. ч. Корякский национальный округ (Палана)

10.12.1930

310,8

4

в т. ч. Чукотский национальный округ (Анадырь)

10.12.1930

660,6

….

5

Нижне-Амурская обл. (Николаевск-на-Амуре)

20.10.1932

549,6

6

Сахалинская обл. (Александровск-Сахалинский)

20.10.1932

40,7

5

Челябинская обл.

17.01.1934

162,5

2802,9

61

Чечено-Ингушская АССР (Грозный)

30.11.1922

(15.01.1934;

15,7

697,4

23

05.12.1936)

Читинская обл.

5.03.1934

(26.09.1937)

720,0

1159,5

31

В т. ч. Агинский Бурят-Монгольский национальный округ (Агинское)

26.09.1937

27,8

Чкаловская обл. (до 26.12.1938 — Оренбургская)

07.12.1934

123,8

1677,0

50

Чувашская АССР (Чебоксары)

24.06.1920

(21.04.1925)

17,9

1077,6

28

Якутская АССР (Якутск)

27.04.1922

3030,9

400,5

38

В т. ч. Алданский округ (Алдан)

08.04.1939

338,2

4

Ярославская обл.

11.03.1936

63,1

2271,3

36

Литература.

  1. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Сост. Орлов А.С.- М.: Проспект,1999 .

  2. Короленков А.В., Гуленков К.Л. Готовимся к экзамену по истории России.- М.: Рольф, 2001.

  3. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IХ – начало ХХ века.- М.: Просвещение, 2001.

  4. Отечественная история. ХХ век. Атлас.- М.: Аткаr, 1999.

  5. История первой мировой войны 1914-1918/ Под ред. Ростунова И.И.- М.: Наука, 1975.

  6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век – М.: Просвещение, 1995.

  7. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

  8. Тимошенко В. П. Эволюция территориального устройства России.- «ЧиновникЪ», 2001, №6.

  9. С.А. Тархов. Изменения административно-территориального деления постсоветского пространства//География, № 34, 1999.

  10. Большая советская энциклопедия. – М.: БСЭ, 1957.

  11. Интернет – сайт администрации Карельской республики.

  12. Интернет – сайт Российского образовательного федерального портала.

  13. Географический атлас для 9-го класса.- М.: 1979.

  14. Ш. Мунчаев. Политическая история России. – М.: Олма-пресс, 1997.

  15. Новая и новейшая история/ Под ред. Поповой Е.И., Татариновой К.Н. – М, Высшая школа, 1984.

  16. Региональная структура России в геополитической и цивилизационной динамики/ Сборник. – Екатеринбург, 1995.

  17. Брокгауз и Еффон, т.4. – 1907(взято с Интернет - сайта газеты «География»).

  18. Тимошенко В. П. Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность. – Екатеринбург, 2001.

  19. Энциклопедия Гранат, т.40, приложение, с. 36-37; материалы автора.

  20. Административно-территориальное деление СССР. 10-е изд. – М.: 1930.

  21. Административно-территориальное деление РСФСР на 1 мая 1940г. - М.: Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1940.

  22. Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении – М.: ЦГО, 1996.

  23. История России. ХХ век /А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М.: АСТ, 1996.

  24. Проблемы и перспективы. Развитие федеративных отношений в России// «Независимая газета», 20.01.98.

  25. И.А.Родионова. Политическая карта мира. География мирового хозяйства. - М.: Московский лицей, 1996.

  26. Конституция РФ.

  27. И. А. Родионова. Экономическая география России.- М.: Московский лицей, 2000.

  28. Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г/Формирование современной территории России(статья, взятая с Интернет – сайта www.sci.aha.ru).

  29. Интернет– сайт(www.tur-02/narod.ru), посвященный территориальному устройству России.

  30. Российская Федерация. Социально-экономическая география: уч. Пособие для студентов пед. ВУЗов/ Под ред. А.В. Волгина. – М.: Школьная пресса, 2001.