Бухгалтерский учет оптовой торговли ООО "Торгоград"

Оглавление

Введение

1. Сущность расходов по продаже товаров в организациях торговли

1.1 Экономическая сущность понятия «расходы»

1.2 Расходы на продажу в организациях торговли

1.3 Краткая экономическая характеристика ООО «Торгоград»

2. Бухгалтерский учет расходов по продаже товаров

2.1 Синтетический учет расходов по продаже товаров и их влияние на достоверность учетной информации

2.2 Аналитический учет расходов по продаже товаров

2.3 Учет издержек обращения на остаток товаров

2.4 Автоматизация бухгалтерского учета на современном этапе

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Понятие «издержки» из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. Издержки — денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда расходы можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к расходам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности.

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета, осуществляемый Российской Федерацией, новые экономические условия неизбежно расширят функции и полномочия бухгалтерской службы. Бухгалтерская профессия выйдет на качественно иной уровень, а бухгалтер-аналитик в своей деятельности поднимется на новую ступень, перейдя от учетной регистрации хозяйственных фактов к управлению производством.

Снижение расходов на продажу – одна из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия. От уровня расходов на продажу зависит сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, уровень закупочных и розничных цен.

Особую актуальность проблема снижения расходов на продажу приобретает на современном этапе. Поиск резервов снижения помогает многим предприятиям повысить свою конкурентоспособность, избежать банкротства и выжить в условиях рыночной экономики. В условиях рыночных отношений система управления расходами является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма предприятия. От того, насколько правильно построен учет расходов на продажу, зависит эффективное функционирование всего предприятия. Именно методология учета расходов на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Целью курсовой работы является изучение организации учета расходов на продажу в организации оптовой торговли ООО «Торгоград».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    изучить теоретические аспекты бухгалтерского учета расходов на продажу их понятие, классификацию;

    рассмотреть синтетический учет расходов по продаже товаров и их влияние на достоверность учетной информации в ООО «Торгоград»;

    рассмотреть аналитический учет расходов по продаже товаров;

    рассмотреть учет издержек обращения на остаток товаров;

Объектом исследования является ООО «Торгоград», основной деятельностью, которой является оптовая торговля продуктами питания в городе Новосибирске.

    Сущность расходов по продаже товаров в организациях торговли

1.1 Экономическая сущность понятия «расходы»

Одновременно с изданием приказа № 32н от 6 мая 1999 г., утвердившего ПБУ 9/99, Минфин России издал приказ № 33н, которым с 1 января 2000 г. вводилось в действие положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Данное положение не только заменило понятие «себестоимость» термином «расходы», но и обозначило переворот во взглядах на затраты организации в отечественной теории бухгалтерского учета.

Согласно п. 2 ПБУ 10/99, под расходами понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и(или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Рассмотрим порядок признания расходов, который определен в разделе IV ПБУ 10/99 «Признание расходов». Надо отметить, что, несмотря на первоначально кажущееся сходство с порядком признания доходов, порядок признания расходов более детализирован. Дело в том, что расходы, по сути, обладают гораздо большей степенью неопределенности, чем доходы (имеется в виду их величина, а не наличие). Пунктом 16 ПБУ 10/99 предусмотрены только три условия признания расходов:

1) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

2) сумма расхода может быть определена. Точное определение суммы понесенных расходов является одной из сложнейших проблем в теории бухгалтерского учета, которую пытаются разрешить вот уже более 500 лет. С этой точки зрения рассматриваемое требование условно;

3) имеется уверенность, что в результате конкретной операции уменьшатся экономические выгоды, т. е. организация уже передала или намеревается передать актив.

Два последних требования являются краеугольными камнями в определении суммы расходов любой организации. Первое из них обязывает определить точную сумму расходов, а второе идентифицирует операцию (ее место и время), в результате которой происходит отток экономической выгоды. В последнем случае мы можем проследить глубокую взаимосвязь с определением расходов. В других пунктах 10/99 содержатся дополнительные моменты признания расходов (рассмотрим их ниже), однако они в большей степени отвечают на вопрос, когда признавать расходы, чем что признавать расходами, проследим теперь, как «работают» понятия «расходы» и «порядок признания» на тех операциях, которые не признаются расходами.

1. Оплата активов (товарно-материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений и пр.), уже полученных организацией. В данной ситуации отток экономических выгод погашает обязательство организации. Очевидно, что капитал в этом случае остается в стороне и не испытывает никаких изменений.

2. Предоплата активов (работ, услуг). Происходит отток экономических выгод, однако, пока поставщиком или подрядчиком не выполнены условия конкретной сделки взамен выбывших денежных средств (иного актива), у организации появляется обязательство поставщика (подрядчика). Пока условия соглашения не будут выполнены, организация имеет полное право на возврат уплаченных вперед сумм.

Мы хотели бы остановиться на такой особенности расходов, как их безвозвратный характер. Расходом признается величина ресурсов, которые выбыли из организации безвозвратно. Например, можно достаточно часто сталкиваться с ситуацией, когда подписка на периодические печатные издания относится на счет расходов будущих периодов либо сразу списывается на расходы. Допустим, организация оформила подписку на год на журнал, который выходит 1 раз в месяц. Данные затраты необходимо относить на расходы ежемесячно в размере 1/12 общей суммы подписки. При этом учитываться они должны в качестве авансов выданных, а не расходов будущих периодов. Если вдруг организация не получит, например, 4 номера журнала по вине издательства, то последнее вынуждено будет вернуть соразмерную стоимость подписки. Иными словами, пока не получен журнал, за организацией остается право требовать возврата денежных средств по причине недобросовестного исполнения издательством условий подписки. И только после того, как журнал получен, организация имеет право списать 1/12 суммы подписки на расходы периода. Вернуть в этом случае понесенные расходы, если издательством добросовестно выполнены все условия подписки, не представляется возможным. Тот же самый принцип можно и нужно применять ко всем аналогичным платежам: абонентской плате за обслуживание пейджеров, мобильных телефонов, поддержку и сопровождение программных продуктов и т. д.

3. Перечисление средств по договорам комиссии, поручительства или агентским договорам в пользу комитента или принципала. В данной ситуации будет погашаться задолженность комиссионера (агента, поверенного) перед доверителем по перечислению (передаче) средств согласно условиям договора. Следовательно, отток экономических выгод будет сопровождаться погашением обязательства и не будет затрагивать капитал организации. По этой причине, согласно определению, такое выбытие активов не может быть признано расходом. То же самое относится к осуществлению расходов, которые в соответствии с договором несет доверитель. В данном случае отток экономических выгод будет сопровождаться возникновением равного обязательства комитента (принципала) по возмещению расходов. При этом собственный капитал организации не изменяется. Надо отметить, что аналогично ситуации с доходами возмещение расходов может быть предусмотрено не только договором комиссии (поручительства, агентским договором), но и другими видами договоров (купля-продажа, аренда). В этих ситуациях суммы, потраченные одной из сторон, но возмещаемые другой из них, не признаются расходами первой.

4. Выбытие активов в счет погашения кредита или займа, полученного организацией. В данном случае, как и в предыдущем варианте, происходит отток экономических выгод с равным уменьшением объема обязательства перед кредитной организацией или заимодавцем. Собственный капитал остается в стороне от этих операций, никаких изменений его величины не происходит. Следовательно, данное выбытие активов не признается расходом организации.

Не менее важной проблемой при идентификации расходов в бухгалтерском учете является определение момента их признания. Пунктом 19 ПБУ 10/99 предусмотрены следующие положения:

расходы признаются с учетом их связи с доходами. Данное положение закрепляет принцип соответствия доходов и расходов, а именно, расходы должны быть признаны в тот момент, когда признаны доходы, которые непосредственно связаны с данными расходами. Данный принцип ярко выражен в производственных и торговых организациях. Готовая продукция или товары списываются на расходы отчетного периода в момент их реализации;

если понесенные расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов (месяцев, кварталов, лет) и если связь между этими доходами и расходами четко не определена, признание расходов должно производиться путем их обоснованного распределения между отчетными периодами. Здесь уместно привести пример с расходами на разработку нового вида продукции. Очевидно, что данный вид расходов обеспечивает получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, однако заранее сказать, сколько будет выпущено новой продукции и какую долю затрат необходимо списывать на расходы в каждый отчетный период, невозможно. Поэтому организация должна самостоятельно сделать обоснованное распределение расходов, методика (порядок распределения) которого должна быть закреплена в учетной политике;

если расходы связаны с возникновением обязательств, не обусловленных признанием соответствующих активов (например начисление налогов), то они признаются в момент возникновения данных обязательств.

В п. 19 ПБУ 10/99 указывается, что расходы в бухгалтерском учете признаются независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы. Данное положение приобрело особую важность в связи с вступлением в силу главы 25 НК РФ, которой предусмотрено ведение налогового учета у хозяйствующих субъектов.

В абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ указывается, что «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты». Логично предположить, что дальше должно следовать определение обоснованных и документально подтвержденных затрат. Однако в той же статье в абз. 3 и 4 говорится: «под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты...», «под документально подтвержденными расходами понимаются затраты...». Иными словами, НК РФ отождествляет понятия «расходы» и «затраты». Это не имело бы особого значения, если бы хоть одно из них было определено. Однако ни в главе 25 НК РФ, ни в части первой НК РФ определения расходов и затрат нет. По нашему мнению, в этом случае следует руководствоваться ст. 11 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе» НК РФ, согласно которой «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». Понятия «расходы» и «затраты» являются бухгалтерскими терминами, следовательно, их определения необходимо искать в положениях по бухгалтерскому учету.

Согласно п. 2 ПБУ 10/99 расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала (за исключением уменьшения вкладов в организацию по решению ее собственников). Как можно заметить, для правильной трактовки расходов необходимо выяснить, что означают термины «активы» и «капитал». Вся сложность данного вопроса заключается в том, что оба этих термина до сих пор не определены в нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет. Не выручит в данной ситуации и понятие «затраты», так как его определение также отсутствует. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что НК РФ оперирует термином, значение которого законодательно не урегулировано.

Анализ положений главы 25 НК РФ позволяет прийти к выводу, что законодатель просто забыл дать определение расходам. Например, согласно ПБУ 10/99 к расходам не относится следующее выбытие активов:

    приобретение (создание) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т. п.);

    вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг, если у организации отсутствуют намерения дальнейшей их перепродажи;

    перечисление средств по договорам комиссии, поручения и агентским договорам в пользу комитента, принципала или иного доверителя;

    предварительная оплата, авансы, задатки за материалы, иное имущество, а также работы и услуги;

    погашение кредитов и займов, полученных организацией.

Все эти операции не приводят к уменьшению собственного капитала организации, поэтому не могут быть признаны расходами. Следовательно, данные операции не могут уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль. Тем не менее, все эти операции, а также выплаты из прибыли, распределяемые между собственниками организации, перечислены в ст. 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ как расходы, не учитываемые в целях налогообложения. Можно только предположить, что создатели НК РФ под расходами понимали любое выбытие экономических выгод из организации в денежной или натуральной форме, учитываемое в случае возможности его оценки, и в той мере, в которой такое выбытие можно оценить.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

1. НК РФ отождествляет понятия «расходы» и «затраты».

2. Определение расходов в НК РФ отсутствует. В связи с этим на основании ст. 11 НК РФ организациям необходимо руководствоваться определением, указанным в ПБУ 10/99.

3. Определение затрат отсутствует не только в НК РФ, но и в нормативных актах по бухгалтерскому учету.

4. Для исчисления налога на прибыль все расходы подразделяются на учитываемые и не учитываемые для целей налогообложения.

1.2 Расходы на продажу в организациях торговли

В торговых организациях производственный процесс как таковой отсутствует. Их деятельность направлена на перепродажу приобретенного товара. В связи с этим состав расходов на продажу (издержек обращения) в торговых организациях гораздо шире, чем на производственных предприятиях.

При этом во многих случаях при ведении торговой организацией одного вида деятельности (например, только оптовой или только розничной торговли) ведение обособленного учета общехозяйственных (управленческих) расходов для торговой организации не является оправданным. В этом случае состав расходов на продажу расширяется еще и на суммы расходов, которые рассматривались как управленческие.

Расходы, включаемые в состав издержек обращения у производственных организаций, разумеется, включаются в состав издержек обращения и у организаций торговли.

В целях унификации налогового и бухгалтерского учета в составе расходов на продажу торговым организациям целесообразно учитывать также расходы по доставке и страхованию и доработке приобретаемых товаров до состояния, в котором они пригодны к продаже.

В связи с отсутствием у торговых организаций такой категории расходов, как прямые расходы на производство, при исчислении налога на прибыль торговыми организациями применяется иная классификация расходов на прямые и косвенные и иной порядок исчисления суммы прямых расходов.

В соответствии со статьей 320 НК РФ в состав прямых расходов торговой организации из состава издержек обращения включаются только расходы по доставке покупных товаров до склада торговой организации.

В состав расходов по доставке товаров следует включать все расходы, непосредственно связанные с перемещением товара от места нахождения склада продавца до склада покупателя, если такие расходы оплачиваются сверх стоимости товара. Транспортные расходы, учтенные по условиям договора поставки в стоимости приобретенного товара, расчетным путем из нее не выделяются. В частности, в состав транспортных расходов, относимых к прямым расходам, должны включаться:

    оплата за доставку товара по счетам, предъявленным как транспортными организациями, так и самим поставщиком сверх стоимости товара, предусмотренной договором поставки;

    оплата услуг по погрузке товаров в транспортные средства и разгрузке из них;

    плата за временное хранение грузов в местах их погрузки (перегрузки) в транспортные средства;

    плата за экспедиторские услуги;

    плата предприятиям железнодорожного транспорта за подачу вагонов, утепление, укрепление груза в вагоне, за обслуживание подъездных железнодорожных путей к складу организации и т. п.

Не относятся к транспортным расходам по доставке товара, включаемым в состав прямых расходов:

    расходы по доставке товара собственным транспортом организации;

    расходы по страхованию товара во время транспортировки;

    таможенные сборы, включая сборы за таможенное сопровождение товара и его хранение на таможенном складе.

Прямые расходы (расходы на транспортировку товара) подлежат распределению на сумму прямых расходов, относящихся к остаткам товара, и прямых расходов, приходящихся на реализованный товар.

Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток товара, определяется по формуле:

Рк = (Рн + Рм) : (Тр + Тк) х Тк,

где Рк - сумма прямых (транспортных) расходов, приходящихся на остаток товара, на конец отчетного месяца;

Рн - сумма прямых (транспортных) расходов, приходящихся на остаток товара на начало отчетного месяца;

Рм - сумма прямых (транспортных) расходов, произведенных за отчетный месяц;

Тр - стоимость товаров, реализованных за отчетный месяц;

Тк - стоимость остатка товаров на конец отчетного месяца.

При этом стоимость товаров принимается в расчет в той оценке, в которой они учитываются в составе расходов для целей налогообложения, то есть по договорным ценам приобретения.

После исчисления суммы прямых расходов, приходящихся на остаток товара на конец отчетного месяца, можно исчислить сумму прямых расходов, подлежащую отнесению в отчетном месяце в состав расходов для целей налогообложения, то есть приходящуюся на реализованный товар (Рр):

Рр = Рн + Рм- Рк.

Предусмотренный статьей 320 НК РФ порядок расчета суммы прямых расходов, приходящихся на остаток товара, оставляет неясным вопрос о том, что понимается под реализованным товаром (Тр): непосредственно проданный товар или выбывший по всем причинам (в том числе в связи с порчей, хищением, использованием на рекламные цели и т. п.)

Анализ положений главы 25 НК РФ (в частности ст. 249, 268, п. 7 ст. 271 НК РФ) позволяет сделать вывод, что под термином «реализованный товар» для целей исчисления налога на прибыль подразумеваются исключительно проданные товары, а не выбывшие по каким-либо иным причинам. Хотя включение в состав реализованных товаров (Тр) только товаров, проданных покупателям, безусловно, искажает экономический смысл формулы расчета прямых расходов, приходящихся на остаток товара.

Согласно инструкции по применению плана счетов, торговые организации, осуществляющие учет расходов на доставку товара на счете 44 «Расходы на продажу», могут применять аналогичный порядок расчета суммы издержек обращения на остаток товара в бухгалтерском учете. Применение порядка учета издержек обращения в бухгалтерском учете с расчетом их суммы, приходящейся на остаток товара, обеспечивает унификацию данных налогового и бухгалтерского учета торговой организации об остатках издержек обращения на остаток товара.

Суммовые разницы по расчетам с транспортными организациями в бухгалтерском учете относятся на увеличение (уменьшение) транспортных расходов, а для целей налогообложения относятся к внереализационным доходам (расходам). Поэтому при наличии суммовых разниц в составе расходов по доставке товара избежать расхождений в суммах остатка издержек обращения на остаток товара в бухгалтерском учете и для целей налогообложения не удастся. Расчет остатка издержек обращения для целей налогообложения в этом случае придется производить в специальном регистре налогового учета.

1.3 Краткая экономическая характеристика ООО «Торгоград»

ООО «Торгоград» является коммерческой организацией, основная деятельность – оптовая торговля продуктами питания. Действует на основании Устава и действующего законодательства. Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета.

Согласно Уставу Общество с Ограниченной Ответственностью «Торгоград» учреждено в соответствии с законом Российской Федерации «Общество с Ограниченной Ответственностью».

Предприятие самостоятельно планирует свою торгово-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции, а также поставщиками.

Реализация продукции, осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно.

Основной целью деятельности ООО «Торгоград» является получение прибыли, а также удовлетворение потребностей юридических лиц и населения в товарах, реализуемых обществом. Клиентами ООО «Торгоград» являются более 30 административных, образовательных учреждений, предприятий, организаций и физических лиц области.

Численность работников на конец 2008 года составила 28 человек.

В организации ведется централизованный бухгалтерский учет, не имеет филиалов и структурных подразделений. Согласно закона о бухгалтерском учете в Российской Федерации, ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства России при выполнении хозяйственных операций возлагается в ООО «Торгоград» на руководителя. Руководитель ООО «Торгоград» учредил бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером.

Организация бухгалтерской службы в ООО «Торгоград» включает в себя права и обязанности главного бухгалтера, место бухгалтерии в системе управления предприятием.

Руководит работой бухгалтерии главный бухгалтер, он дает указания по ведению учета и составления отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, представление оперативной информации, составлением в установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление совместно с другими подразделениями и службами экономического анализа финансово - хозяйственной деятельности по данным бухучета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутренних хозяйственных ресурсов.

В ООО «Торгоград» применяется журнально-ордерная форма учета.

Кроме журналов-ордеров и ведомостей бухгалтерией ведется Главная книга-регистр синтетического учета. Кредитовые обороты по журналам-ордерам переносятся на счета Главной книги одной итоговой суммой за месяц, т.е в развернутом виде они содержатся в журналах ордерах. На основании Главной книги и других регистров заполняется баланс и другие формы отчетности.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии.

Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств.

2. Бухгалтерский учет расходов по продаже товаров

2.1 Синтетический учет расходов по продаже товаров и их влияние на достоверность учетной информации

Торговые организации должны учитывать на счете 44 все расходы, связанные с их основной деятельностью. К таким расходам, в частности, относятся:

    амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, используемым в процессе продажи товаров;

    заработная плата работников, занятых в процессе продажи товаров;

    оплата услуг посреднических организаций;

    транспортные расходы по доставке товаров;

    расходы на рекламу;

    другие расходы, связанные с продажей товаров.

При начислении амортизации по основным и нематериальным активам, используемым организацией в процессе продажи товаров, в ООО «Торгоград» делается следующая проводка:

Дебет 44 Кредит 02 (05) - начислена амортизация по основным средствам (нематериальным активам), используемым в процессе продажи товаров.

Если те или иные работы, связанные с продажей товаров, осуществляют сторонние организации (например, посредники), то на стоимость их услуг, в ООО «Торгоград» делается следующая проводка:

Дебет 44 Кредит 60 - отражены расходы (без НДС) по оплате услуг сторонних организаций, связанных с продажей товаров.

Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах таких организации отражаются:

Дебет 19 Кредит 60 - учтены суммы НДС по услугам сторонних организаций, связанных с продажей товаров.

После того как эти услуги будут оплачены, сделаются проводки:

Дебет 60 Кредит 50 (51) - оплачены услуги сторонних организаций, связанные с продажей товаров;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 - НДС принят к вычету.

Если продаваемые товары не облагаются НДС, то сумма налога, уплаченная по работам или услугам, связанным с процессом их продажи, включается в ООО «Торгоград» в расходы на продажу. Сумму налога, уплаченную по таким работам (услугам) отражается:

Дебет 44 Кредит 19 - учтен в составе расходов на продажу НДС по работам (услугам), использованным при продаже товаров, не облагаемых НДС.

Особый порядок учета предусмотрен для транспортно-заготовительных расходов, связанных с приобретением товаров.

В бухгалтерском учете эти расходы можно учитывать двумя способами:

    непосредственно на счете 41 «Товары» (то есть включать в фактическую себестоимость приобретенных товаров);

    на счете 44 «Расходы на продажу».

Однако, как следует из положений статьи 320 Налогового кодекса РФ, в налоговом учете расходы на доставку товаров до склада организации (транспортные расходы) включаются в стоимость товаров, если эти расходы включены в цену приобретения этих товаров по условиям договора.

В противном случае транспортные расходы должны учитываться в налоговом учете в составе издержек обращения (расходов на продажу).

Таким образом, чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, целесообразно все транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением товаров, учитывать на счете 44 «Расходы на продажу» (за исключением транспортных расходов, включенных в цену товаров по условиям договора; такие расходы нужно учесть непосредственно на счете 41 «Товары»).

Порядок учета транспортно-заготовительных расходов в ООО «Торгоград» производится на счете 44 «Расходы на продажу», что зафиксировано в учетной политике организации.

Расходы подотчетных лиц, связанные с продажей товаров, также включаются в состав расходов на продажу. На сумму таких расходов делается проводка:

Дебет 44 Кредит 71 - учтены в расходах на продажу расходы подотчетных лиц.

Начисление заработной платы работникам, занятым в процессе продажи товаров, отражается проводкой:

Дебет 44 Кредит 70 - начислена заработная плата работникам, занятым в процессе продажи товаров.

После начисления заработной платы в ООО «Торгоград» отражается начисление единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование.

Для этого в учете делаются записи:

Дебет 44 Кредит 69-1-1 - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования;

Дебет 44 Кредит 68 субсчет «Расчеты по ЕСН» - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по ЕСН» Кредит 69-2 - взносы на обязательное пенсионное страхование зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет;

Дебет 44 Кредит 69-3-1 - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Дебет 44 Кредит 69-3-2 - начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Помимо единого социального налога с заработной платы персонала, занятого в процессе продажи товаров, в ООО «Торгоград» начисляются взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

Дебет 44 Кредит 69-1-2 - начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Нередко товары, предназначенные для продажи, или материалы расходуются организацией для собственных нужд (например, используются в рекламных целях). На стоимость израсходованных товаров (материалов) в ООО «Торгоград» делается проводка:

Дебет 44 Кредит 41 (10) - включена в состав расходов на продажу стоимость товаров (материалов), израсходованных в рекламных целях.

Расходы на рекламу уменьшают налогооблагаемую прибыль организации в пределах норм, установленных Налоговым кодексом РФ.

Так, например, расходы на приобретение товаров, вручаемых в качестве призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения признаются в ООО «Торгоград» в размере, не превышающем 1% выручки отчетного периода (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании; изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, или информацию о самой организации, для целей налогообложения не нормируются.

Особый порядок предусмотрен для учета транспортно-заготовительных расходов.

В бухгалтерском учете ООО «Торгоград» транспортно-заготовительные расходы учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

Как следует из положений статьи 320 Налогового кодекса РФ, в налоговом учете расходы на доставку товаров до склада организации (транспортные расходы) включаются в стоимость товаров, если эти расходы включены в цену приобретения этих товаров по условиям договора.

В противном случае транспортные расходы должны учитываться в налоговом учете в составе издержек обращения (расходов на продажу).

Таким образом, чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, целесообразно все транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением товаров, учитывать на счете 44 «Расходы на продажу» (за исключением транспортных расходов, включенных в цену товаров по условиям договора; такие расходы нужно учесть непосредственно на счете 41 «Товары»).

В бухгалтерском учете торговой организации расходы на продажу можно ежемесячно списывать в уменьшение выручки от продаж двумя способами:

    все расходы в полном объеме;

    транспортные расходы, учитываемые на счете 44, - пропорционально себестоимости проданных товаров, остальные расходы на продажу - в полном объеме.

Порядок списания расходов на продажу в ООО «Торгоград» зафиксировано в учетной политике и производится пропорционально себестоимости проданных товаров.

В бухгалтерском учете списание расходов на продажу отражается при помощи проводки:

Дебет 90-2 Кредит 44 - списаны расходы на продажу по итогам месяца.

Сумма транспортных расходов, числящаяся на счете 44 на начало мая 2008 года в ООО «Торгоград», составила 20000 руб. Сумма транспортных расходов за месяц составила 120000 руб.

Себестоимость товаров, проданных в течение месяца, составила 1000000 руб. Себестоимость остатка товаров на конец месяца составила 200000 руб.

Определим величину транспортных расходов, подлежащих списанию в конце месяца в дебет субсчета 90-2.

Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров, составит - (20000 руб. + 120000 руб.): (1000000 руб. + 200000 руб.) х 100 = 11,67 %.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров, составит - 200 000 руб. х 11,67 % = 23340 руб.

Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию, составит:

20000 руб. + 120000 руб. - 23340 руб. = 116660 руб.

При списании транспортных расходов бухгалтер ООО «Торгоград» сделал проводку - Дебет 90-2 Кредит 44 - 116 660 руб. - списаны на себестоимость продаж транспортные расходы.

Эта сумма будет отнесена в налоговом учете в уменьшение выручки от продаж.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к непроданным товарам, - 23340 руб. - остается числиться на счете 44.

Если в текущем месяце у организации были другие расходы, учитываемые как расходы на продажу (например, затраты на аренду торгового зала, зарплату продавцов и т. д.), они могут быть списаны в уменьшение выручки от продаж и в бухгалтерском, и в налоговом учете в полном объеме.

2.2 Аналитический учет расходов по продаже товаров

В торговых организациях затраты группируются по статьям типовой номенклатуры:

    транспортные расходы;

    расходы на оплату труда;

    отчисления на социальные нужды;

    расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;

    амортизация основных средств;

    расходы на ремонт основных средств;

    расходы на санитарную и специальную одежду;

    расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

    расходы на водоснабжение;

    расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

    расходы на рекламу;

    потери товаров и технологические отходы;

    расходы на тару;

    прочие расходы.

ООО «Торгоград» учитывает расходы на продажу на балансовом счете 44 «Расходы на продажу». На этом счете учитываются также и управленческие расходы организации, т.к. организация ведет только торговую деятельность.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» в течение отчетного месяца накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. Расходы на продажу отражаются на соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся. Независимо от срока возникновения и срока оплаты. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в дебете балансового счета 97 «Расходы будущих периодов». Затем они списываются в расходы на продажу в течение определенного периода в соответствии со специальным расчетом, который утверждает руководитель организации. В составе расходов будущих периодов учитывают:

    затраты по неравномерно производимому ремонту, если организация не формирует резерв на ремонт основных средств;

    арендные платежи, внесенные единовременно за период времени, превышающий один месяц;

    расходы по подписке на периодические издания для служебного пользования;

    другие подобные затраты.

По окончании отчетного месяца сумма расходов, отраженная дебетовым оборотом по балансовому счету 44, полностью или частично списывается в дебет балансового счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж».

Частично списываются расходы на транспортировку приобретенных товаров. Эти расходы делятся между проданным в отчетном периоде товаром и остатком товарных запасов на конец отчетного периода. Остальные расходы, связанные с продажей товаров, относятся на себестоимость продаж в полном объеме.

Стоимость транспортных работ по доставке товаров собственным транспортом можно учитывать на счете 23 «Вспомогательные производства», а затем относить в расходы на продажу по статье «Транспортные расходы».

Но в ООО «Торгоград» указанный счет не ведется, и затраты на содержание собственного транспорта списываются в дебет балансового счета 44 в корреспонденции со счетами 02, 10, 70, 69 и т. д. по соответствующим статьям затрат (амортизация основных средств, топливо, запчасти, оплата труда и др.).

ООО «Торгоград» имеет грузовой автомобиль, которым доставляется товар со складов поставщиков. Водитель автомобиля является штатным работником ООО «Торгоград».

В отчетном месяце расходы по содержанию и эксплуатации автомобиля отражены такими проводками:

Дебет 44 субсчет «Оплата труда вспомогательного персонала» Кредит 70

- 5000 руб. - начислена заработная плата водителю за отчетный месяц;

Дебет 44 субсчет «Отчисления на социальное страхование и обеспечение» Кредит 69 - 1790 руб. - начислены единый социальный налог и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Дебет 44 субсчет «Амортизация основных средств» Кредит 02 - 1000руб. - начислена амортизация автомобиля;

Дебет 44 субсчет «Топливо» Кредит 10-3 - 2400 руб. - отражены расходы на ГСМ;

Дебет 44 субсчет «Запчасти» Кредит 10-5 - 300 руб. - отражены расходы на запчасти, установленные на автомобиль.

Аналитический учет по балансовому счету 44 ведется по видам и статьям расходов (Приложение 3). В структуру счета включен счет аналитического учета «Списание расходов на себестоимость продаж». Это необходимо для того, чтобы в течение отчетного года на балансовом счете 44 накапливалась информация о произведенных ООО «Торгоград» расходах по статьям затрат.

Оборотно-сальдовая ведомость по балансовому счету 44 в разрезе аналитических счетов за отчетный месяц выглядит следующим образом (для простоты рассмотрим только уровень аналитического учета по группам расходов) (Приложение 4).

По окончании отчетного года проводят реформацию баланса и в том числе закрывают сальдо по статьям расходов на балансовом счете 44 «Расходы на продажу». Если считать, что приведенная нами оборотно-сальдовая ведомость составлена за декабрь, то 31 декабря бухгалтер ООО «Торгоград» сделает такие проводки:

Дебет 44 «Списание на себестоимость» Кредит 44 «Материальные расходы» - 160 руб.;

Дебет 44 «Списание на себестоимость» Кредит 44 «Оплата труда и социальные отчисления» - 290 руб.;

Дебет 44 «Списание на себестоимость» Кредит 44 «Содержание и эксплуатация здания, помещений, оборудования» - 705 руб.;

Дебет 44 «Списание на себестоимость» Кредит 44 «Прочие расходы» -55 руб.

В результате реформации счета конечное сальдо по каждой группе и статье расходов, а также по статье «Списание на себестоимость» будет нулевым. Далее рассмотрим более подробно содержание некоторых статей расходов ООО «Торгоград».

На статью «Транспортные расходы» относятся:

    транспортные услуги сторонних организаций по перевозке товаров;

    плата за раскредитовку, подачу вагонов, взвешивание грузов и тому подобные услуги сторонних организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке товаров из транспортных средств;

    плата за экспедиционные операции;

    стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и др.) и т.д.

По статье «Расходы на тару» учитываются:

    расходы на ремонт тары (в том числе тары-оборудования);

    расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям;

    амортизация тары-оборудования;

    амортизация многооборотной тары, возмещаемая поставщику в соответствии с условиями договора поставки;

    расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования) и т.д.

По статье «Уход за помещениями и прилегающей территорией» отражают:

    расходы на вывоз мусора;

    расходы на уборку прилегающей территории (дворов, улиц, тротуаров);

    расходы на содержание в чистоте помещений;

    расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств;

    расходы на проведение противопожарных мероприятий;

    расходы на техобслуживание лифтов, других подъемно-транспортных

    стоимость материалов (мыла, моющих средств, иголок, ниток, пуговиц, тканей и т. п.), израсходованных на стирку и починку санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей и т.д..

К расходам на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров относят:

    стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, опилок, стружки, соломы, проволоки и т. п.), использованных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;

    услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров;

    расходы на содержание холодильного оборудования (электроэнергия, вода, смазочные материалы и др.);

    расходы на техобслуживание холодильных установок сторонними организациями и т.д.

По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражают:

    потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках;

    потери реализуемых вразвес товаров при хранении, подготовке к продаже и продаже вследствие усушки, раструски и распыла, раскрошки, утечки (таяние, просачивание) и т.д.

В торговле существует понятие «нормы естественной убыли». Естественная убыль - это потери при хранении и реализации товаров, обусловленные физико-химическими свойствами товаров вследствие усушки, утруски, утечки, распыла, разлива и т. п. Эти потери возникают по объективным причинам, поэтому их нормируют. На отдельные виды товаров устанавливаются нормы убыли в процентах к стоимости или к натуральным показателям.

Расходы на рекламу, произведенные торговой организацией, отражаются в бухгалтерском учете по дебету балансового счета 44 «Расходы на продажу» по статье «Расходы на рекламу». На эту статью относят следующие расходы:

    на оформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат образцов товаров;

    на разработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.).

ООО «Торгоград» для проведения рекламной предновогодней компании заказала в типографии поздравительные открытки со своим фирменным знаком. Всего изготовлено 200 открыток. Типография выставила счет за изготовление открыток на сумму 2400 руб., в том числе НДС 400 руб.

Полученные в типографии открытки были оприходованы на материальном складе организации. Завхоз выдал открытки менеджерам ООО «Торгоград» по требованию-накладной унифицированной формы М-11. После проведения рекламной кампании менеджеры составили отчеты о раздаче открыток с указанием даты, места раздачи и количества розданных открыток. На основании этих отчетов завхоз составил акт на списание открыток.

В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки: Дебет 10-1 Кредит 60-2 - 2000 руб. - оприходованы открытки на складе;

Дебет 19-3 Кредит 60-2 - 400руб. - отражен НДС, предъявленный типографией;

Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу» Кредит 10-1 - 2000 руб. - списана стоимость розданных открыток на рекламные расходы;

Дебет 60-2 Кредит 51 - 2400 руб. - оплачен счет типографии (перечислены денежные средства с расчетного счета);

Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 400 руб. - налоговый вычет НДС по оприходованным и оплаченным материальным ценностям;

В январе 2008 года ООО «Торгоград» заключила договор с телевидением на ежедневные рекламные объявления в «бегущей строке» и произвела 8 января 2008 года предоплату в размере 36000 руб., в том числе НДС 6000 руб. Ежемесячно ООО «Торгоград» получает эфирные справки о количестве и стоимости поданных объявлений, а также счет-фактуру. Стоимость услуг телевидения за январь составила 6000 руб., в том числе НДС 1000 руб., в феврале - 5400 руб., в том числе НДС 900 руб., и так далее.

В бухгалтерском учете ООО «Торгоград» сделаны проводки:

8 января 2008 года Дебет 60-2 Кредит 51 - 36000 руб. - произведена предоплата телевидению, согласно выставленному счету;

Дебет 97 субсчет «Реклама» Кредит 60-2 - 30000 руб. - затраты на рекламу включены в состав расходов будущих периодов;

Дебет 19-3 Кредит 60-2 - 6000 руб. - НДС, предъявленный телевидением.

31 января 2008 года

Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу» Кредит 97 - 5000 руб. (6000 - 1000) - затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и счета-фактуры за январь;

Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 1000руб. - налоговый вычет НДС по услугам, оплаченным и списанным на производственные расходы.

28 февраля 2008 года

Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу» Кредит 97 - 4500 руб. (5400 - 900) - затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и счета-фактуры за февраль;

Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 900 руб. - налоговый вычет НДС по услугам, оплаченным и списанным на производственные расходы.

ООО «Торгоград» приобрела большую партию комплектов кухонной посуды. Покупная цена одного комплекта составляет 2500 руб. Три комплекта было передано посредническим организациям в качестве образцов. В бухгалтерском учете следует сделать такие проводки:

Дебет 76-6 Кредит 90-1 - 9000 руб. ((2500 руб. х 3 комплекта) + НДС 18%) - передан товар посредникам в качестве образцов;

Дебет 90-2 Кредит 41-1 - 7500 руб. (2500 руб. х 3 комплекта) - списана себестоимость переданных комплектов;

Дебет 90-3 Кредит 68-3 - 1800руб. (7500руб. х 18%) - начислен НДС со стоимости переданных комплектов;

Дебет 44 субсчет «Расходы на рекламу» Кредит 76-6 - 9000 руб. - стоимость переданных комплектов (с учетом НДС) включена в расходы на рекламу.

В бухгалтерском учете ООО «Торгоград» затраты на рекламу включаются в состав расходов на продажу без ограничений. Однако для целей налогообложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль указанные расходы принимаются только в пределах норм. Эти нормы установлены пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса:

1) без ограничения в целях налогообложения принимаются следующие расходы на рекламу:

    расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передача по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети;

    расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

    расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;

    на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои качества при экспонировании;

2) в размере, не превышающем 1 процента выручки:

    расходы на прочие виды рекламы в течение налогового (отчетного) периода.

При этом понятие выручки определяется в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса. Под выручкой понимаются все поступления в денежной и натуральной форме от продажи товаров, прочего имущества и имущественных прав. В выручку не включаются косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж). К прочему имуществу относятся оборудование, материалы, инвентарь, ценные бумаги и другие подобные активы ООО «Торгоград».

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетным периодом - 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев календарного года.

ООО «Торгоград» за I квартал 2008 года имеет следующие показатели бухгалтерского баланса:

- кредитовый оборот по балансовому счету 90-1 - 2100000 руб. (это показатель выручки от продажи товаров с учетом НДС);

- дебетовый оборот по балансовому счету 90-2 - 350000 руб. (НДС в составе выручки от продажи товаров);

- кредитовый оборот по балансовому счету 91-1 по статье «Продажа основных средств» - 2400 руб. в корреспонденции с балансовым счетом 62-2 «Расчеты с покупателями по прочим операциям» (выручка от продажи основного средства с учетом НДС);

- дебетовый оборот по балансовому счету 91-2 по статье «Продажа основных средств» в корреспонденции с балансовым счетом 68-3 «Расчеты по НДС» (НДС в составе выручки от продажи основного средства);

- дебетовый оборот по балансовому счету 44 по статье «Расходы на рекламу» - 110000 руб., в том числе:

- расходы на установление рекламного щита - 50000 руб.;

- расходы на рекламные объявления через средства массовой информации - 30000 руб.;

- уценка товаров, выставленных в витринах - 10000 руб.;

- прочие виды рекламы - 20000 руб.

Рассчитывая налоговую базу по налогу на прибыль, в расходы в полном объеме следует включать затраты на рекламу в размере 90000 руб. (50000 руб. + 30000 руб. + 10000 руб.).

Расходы на прочие виды рекламы являются нормируемой величиной для целей налогообложения. Рассчитаем этот норматив. Определим размер выручки в соответствии с требованиями статьи 249 НК РФ:

- выручка от продажи товаров без НДС - 1750000 руб. (2100000 руб. - 350000 руб.);

- выручка от продажи основного средства без НДС - 2000 руб. (2400 руб. - 400 руб.).

Итого выручка - 1752000 руб.

Норматив расходов на прочие виды рекламы в I квартале составит 1752000 руб. х 1% = 17520 руб.

Таким образом, при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в расходы по статье «Расходы на рекламу» можно будет включить в I квартале сумму затрат на рекламу в размере 107520 руб. (90000 руб. + 17 520 руб.).

После накопления и списания расходов на реализованные товары остаются расходы, которые необходимо отнести к еще не реализованным товарам, т.е. запасам. Разграничение расходов между реализованными товарами и товарными запасами осуществляется с помощью ежемесячного расчета издержек обращения на остаток товаров, рассмотрим это далее.

2.3 Учет издержек обращения на остаток товаров

Таким образом, по дебету счета 44 "Расходы на продажу" постепенно накапливаются все производственные расходы ООО «Торгоград», относящиеся как к уже реализованным товарам, так и к товарам, оставшимся на конец месяца еще не проданными. Разграничение расходов между реализованными товарами и товарными запасами осуществляется с помощью ежемесячного расчета издержек обращения на остаток товаров. При расчете соответствующих издержек учитываются транспортные расходы (для торговых предприятий), расходы по заготовке (для заготовительных предприятий). Другие затраты, в силу их незначительности, не выделяются и в полной сумме списываются через счет реализации на финансовые результаты.

Сумма издержек обращения на остаток товаров исчисляется по среднему проценту издержек обращения за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;

3) отношением определенной в подпункте 1 суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (в подпункте 2) определяется средний процент издержек обращения и производства к общей стоимости товаров;

4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;

5) определяется сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), списываемых в отчетном периоде на реализацию.

Сумма расходов по доставке товара, учтенная в составе расходов для целей налогообложения в ООО «Торгоград» за период с января по март 2008 года, составила 750000 руб. Остаток транспортных расходов на остаток товара по состоянию на 1 сентября 2007 года в бухгалтерском учете (сальдо по счету 44) и для целей налогообложения был равным и составлял 45000 руб.

В апреле 2008 года произведены следующие операции:

1. Произведены расходы на доставку товара по счету транспортной организации на сумму, эквивалентную 6000 долларов США, в том числе НДС - 1000 долларов США. Валютный курс на дату предъявления счета составлял 30,20 руб./1 долл., а на дату его оплаты - 30,70 руб./1 долл.

2. Реализован товар на сумму 1350000 руб. в оценке по стоимости его приобретения.

3. Выявлено хищение товара на сумму 25000 руб. в оценке по стоимости приобретения.

Стоимость остатка товара по состоянию на конец апреля 2008 года 337500 руб.

Отразим эти операции в бухгалтерском учете и сформируем регистр налогового учета «Прямые расходы торговой организации ООО «Торгоград»» (Приложение 5). Дебет 44 Кредит 60 - 151000 руб. ((6000 долл. - 1000 долл.) х 30,20 руб./1 долл.) - отражены расходы на доставку товара по счету транспортной организации;

Дебет 19 Кредит 60 - 30200руб. (1000 долл. Х 30,20руб.// долл.) - отражен НДС, предъявленный в стоимости услуг по доставке товара;

Дебет 60 Кредит 51 - 184200 руб. (6000 долл. х 30,70 руб./1 долл.) - произведена оплата за услуги по доставке товара, в том числе НДС -30 700 руб.;

Дебет 44 Кредит 60 - 2500 руб. ((6000 долл. - 1000 долл.) х (30,70 руб./1 долл. -30,20 руб./1 долл.) - отражена суммовая разница, возникшая при расчетах за транспортные услуги;

Дебет 19 Кредит 60 - 500 руб. (30700 руб. - 30200 руб.) - отражен НДС, приходящийся на суммовую разницу;

Дебет 90 Кредит 41- 1350000руб. - списана стоимость реализованных товаров;

Дебет 94 Кредит 41 - 25 000руб. - отражена недостача товара.

Сумма издержек обращения, приходящаяся на остаток товаров, на конец сентября 2007 года, в бухгалтерском учете составит 39700 руб. ((45000 руб. + 151000 руб. + 2500 руб.) / (1350000 руб. + 337500 руб.) х 337500 руб.). Дебет 90 Кредит 44 – 158 800 руб. (45 000 руб. + 151 000 руб. + 2500 руб. - 39 700 руб.) - списаны на себестоимость продаж расходы по доставке товара, приходящиеся на реализованный товар.

У организаций оптовой торговли могут возникать ситуации, когда товар отгружен, но еще не реализован, то есть право собственности на него не перешло к покупателю. Такие товары в бухгалтерском учете отражаются на счете 45 «Товары отгруженные». Стоимость отгруженных, но не реализованных товаров не признается расходом для целей налогообложения (ст. 320 НК РФ).

Однако из содержания статьи 320 НК РФ неясно, учитываются ли в качестве расходов при расчете налога на прибыль расходы по доставке товаров, приходящиеся на товары, которые на конец отчетного месяца являются отгруженными, но не реализованными.

Следует понимать, что статья 320 НК РФ устанавливает лишь особенности учета прямых расходов для организаций торговли, однако к ним должны применяться и общие правила учета прямых расходов, установленные статьей 318 НК РФ, в части, не противоречащей статье 320 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 318 НК РФ сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам отгруженной, но не реализованной на конец отчетного периода продукции не признается расходом данного отчетного периода. Поэтому сумма транспортных расходов, приходящаяся на отгруженный, но не реализованный товар, также должна учитываться в составе прямых расходов, приходящихся на остаток отвара (Рк).

Следовательно, при наличии отгруженных, но не реализованных товаров в рассматриваемой формуле их стоимость должна учитываться в составе показателя остатка товара на конец отчетного месяца (Тк).

По смыслу инструкции по применению плана счетов и пункта 19 ПБУ 10/99, аналогичный порядок определения суммы транспортных расходов на остаток товара должен применяться и в бухгалтерском учете.

2.4 Автоматизация бухгалтерского учета на современном этапе

Сегодня от бухгалтера ожидают не только аккуратного ведения учета, правильного расчета заработной платы и налогов, точного отражения проводок по документам, своевременного представления отчетности в налоговую инспекцию и во внебюджетные фонды, но и квалифицированных советов в области управления предприятием при поиске путей сокращения издержек, для более рационального использования имеющихся средств, для увеличения оборота и прибыли. Однако давать их, будучи ежедневно загруженным нелегкой, рутинной работой (особенно когда речь идет о довольно большом предприятии), крайне сложно. Много времени и сил уходит на обработку немалого количества документов, контроль оформления той или иной хозяйственной операции или сделки, на выполнение утомительных арифметических расчетов, проверку данных на смежных участках учета, не говоря уже о поиске причин различных неточностей и нестыковок. Кроме того, бухгалтеру нужно регулярно отслеживать многочисленные изменения инструкций и законов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета и налогообложение, и при необходимости оперативно вносить нужные коррективы. Особенно непросто это делать, если тот или иной законодательный акт вступает в силу "задним числом". Непременной составляющей работы бухгалтеров также является подготовка многочисленных справок и отчетов, как для внутреннего использования, так и для представления в различные инстанции. И, наверное, даже самый далекий от бухгалтерии человек, наслышан о том, как тяжело бывает готовить квартальные и годовые балансы. Ясно, что справиться с названным выше объемом задач, причем в строго определенные налоговыми органами сроки (не допустив при этом ни единой ошибки), без использования компьютерных технологий, проблематично. Именно потому все большее число бухгалтеров либо уже используют, либо стремятся приобрести специализированные компьютерные системы.

За последние годы наблюдается тенденция всеобщей компьютеризации, касающаяся всех областей деятельности. Это легко объяснимо – компьютер гораздо быстрее выполняет расчеты, позволяет автоматизировать сложные операции. Компьютеризация коснулась и финансово-экономической сферы деятельности человека. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия и ведение бухгалтерского учета значительно упрощаются при применении новых компьютерных технологий. С помощью компьютера можно представить информацию в удобном для конкретного пользователя виде, значительно ускорить и упростить операции ее ввода и обработки, повысить наглядность и простоту конечных отчетов.

Рынок бухгалтерских программ достаточно развит и предлагает потребителям большое количество готовых решений и настраиваемых конфигураций программ. Эти программы позволяют автоматизировать оперативный учет, статистический учет и бухгалтерский учет (синтетический и аналитический), формировать отчетность, автоматизировать розничную и оптовую торговлю и производство, вести складской учет и учет персонала.

В основе функционирования по-настоящему универсальных систем лежит так называемый инструментальный подход. Он основан на том, что программа снабжается набором инструментальных средств, позволяющих осуществлять модификацию (перенастройку) системы непосредственно в соответствии с определенными нуждами предприятия. Эти инструментальные средства выполняются в виде отдельных блоков программы отвечающих за настройку алгоритмов построения автоматизации бухгалтерского учета. Чаще всего они имеют форму конфигуратора настройки параметров компьютерного бухгалтерского учета.

Рынок бухгалтерских программ в нашей стране достаточно развит. Лидирующее положение на рынке бухгалтерских программ занимает компания "1С" - ей принадлежит свыше 70% рынка (февраль 2008). В начале года начались продажи "1С:Предприятия 8.0" – новой версии 1С:Бухгалтерии, которая обладает массой дополнительных возможностей. Также на рынке представлены такие бухгалтерские программы, как "БЭСТ-5", "Парус". Существует также большое количество других бухгалтерских программ, которые не имеют широкого распространения.

Эти программы позволяют вести оперативный учет, статистический учет и бухгалтерский учет (синтетический и аналитический), формировать отчетность, автоматизировать розничную и оптовую торговлю, вести складской учет и учет персонала.

Разнообразные и гибкие возможности системы 1С:Предприятие позволяют использовать ее и как достаточно простой и наглядный инструмент бухгалтера, и как средство полной автоматизации учета от ввода первичных документов до формирования отчетности.

Система “1С:Предприятие” версии 7.7. обладает всеми перечисленными возможностями и следовательно соответствует современным требованиям к программам автоматизации бухгалтерского учета.

В системе “1С:Предприятие” план счетов играет основополагающую роль в автоматизации бухгалтерского учета на предприятии. Именно в нем, благодаря установке разного рода реквизитов счетов, обусловливаются правила и структура ведения аналитического, количественного, валютного и синтетического учета. План счетов в системе “1С:Предприятие” воспринимается не только в традиционном бухгалтерском смысле, но и как основа алгоритмов автоматизации. Благодаря данным, заложенным в план счетов строятся правила автоматического построения проводок в отдельных разделах автоматизации бухгалтерского учета. В тоже время он выступает как конструктор при подгонке автоматизации бухгалтерского учета для специальных нужд предприятия, создавая новые счета и определяя возможности для их включения в процесс автоматизированного бухгалтерского учета. Правда, некоторое количество счетов, введенных в процессе конфигурирования и не подвластных обработке в плане счетов, существенно снижают возможности плана счетов как средства приспособления под определенные нужды предприятия программы автоматизации бухгалтерского учета силами самого бухгалтера. Для введения же изменений посредством “Конфигуратора” требуются специальные знания в области программирования, что для бухгалтера не всегда возможно. Этот аспект существенно снижает как производительность системы, так и возможности ее полноценного использования.

Документы в системе 1С:Предприятие играют основную роль для ввода информации о хозяйственной деятельности предприятия точно также как и в ручном бухгалтерском учете. Но в программе они выполняют также роль основания для формирования бухгалтерских проводок на основе этой информации. Кроме того они выступают как средство контроля за правильностью ввода информации, наличии запасов на предприятии и возможностью выписки подложных документов. Также они используются для создания печатных форм стандартных документов используемых на предприятии.

Важной особенностью документов является хранение и систематизация по отдельным группам информации о хозяйственной деятельности предприятия. Структура этого хранения определяется на этапе конфигурации. Но на предприятии зачастую требуется ведение весьма специализированных журналов документов и их форм. Создание же таковых средствами самого бухгалтера весьма затруднено, так как этот процесс происходит на этапе конфигурации и требует специальных знаний программирования. На этом же этапе задаются связи документов между собой и журналами документов. В связи с этим, изменение этих связей для специальных нужд предприятия средствами самого бухгалтера также затруднено, что существенно снижает эффективность использования программы.

Оформление операций и проводок, ведение аналитического, валютного и количественного учета полностью автоматизировано. И на основании автоматически составляемых данных по этим аспектам бухгалтерской деятельности возможно автоматическое составление внешних и внутренних отчетностей по деятельности предприятия, что значительно облегчает работу бухгалтера связанную с ежеквартальным представлением отчетностей в органы ГНИ и фонды, а также его обязанности по анализу хозяйственной деятельности предприятия.

Несмотря на некоторые сложности в настройке этих программ под специальные нужды предприятия, их установка себя оправдывает благодаря следующим преимуществам предоставляемым ими:

    Значительному снижению количества математических ошибок в бухгалтерском учете;

    Автоматическому составлению трудоемких форм ежеквартальных отчетностей;

    Автоматический контроль за правильностью и санкционированностью выписки документов;

    Автоматическое ведение всех форм журналов и книг;

    Автоматическое составление операций и проводок по данным хозяйственной деятельности и первичным документам;

    Значительная экономия временных затрат на осуществление бухгалтерского учета.

Основной же тенденцией развития программ данной категории является упрощение конфигурирования этих программ под специальные нужды предприятий.

Заключение

В условиях свободной конкуренции цена выравнивается автоматически. На нее воздействуют законы рыночного ценообразования. В то же время каждый предприниматель стремится к получению максимально возможной прибыли. И здесь, помимо факторов увеличения объема реализации продукции, продвижения ее на незаполненные рынки и др., неумолимо выдвигается проблема снижения расходов на продажу.

Как известно, каждый бухгалтер сам решает, каким способом он будет начислять амортизацию, признавать выручку, рассчитывать норматив для процентов по кредитам. Свой выбор бухгалтер должен зафиксировать в учетной политике. Ведь именно там прописываются все приемы, которые использует предприятие при ведении бухгалтерского и налогового учета.

Правильно выбранная учетная политика позволяет значительно сэкономить, на расходах в т.ч. по содержанию основных средств.

Можно порекомендовать создать объединенную учетную политику: одновременно для бухгалтерского и налогового учета. По нашему мнению, это лучший вариант. Ведь довольно часто объекты одинаково учитываются в бухучете и для целей налогообложения. Также могут быть схожи способы начисления амортизации. Кроме того, скажем, метод списания запасов и для бухгалтерского, и для налогового учета стоит указать в одном разделе.

Руководству ООО «Торгоград» необходимо уделять должное и своевременное вниманию процессу анализа расходов на продажу товаров. Это поможет не только оптимизировать расходы, но и улучшить контроль и, как следствие, повысить экономическую эффективность хозяйствования.

Решающим условием снижения расходов служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация процессов, совершенствование технологии, позволяют значительно снизить расходы.

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п. Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, бухгалтерская отчетность российских организаций не отражает их реального имущественного и финансового положения и вообще «не прозрачна и не надежна». Давление международных валютно-банковских организаций привело к необходимости перехода России на международные нормы бухгалтерского учета, массового переучивания бухгалтеров и аудиторов.

Следует отметить, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

Библиографический список

    Гражданский кодекс РФ (ч.1 и ч.2) от 14.11.2002г. № 138-ФЗ (с изм. от 18.07.2007)

    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. (ред. от 30.06.2007)

    Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.07.2007 № 104-ФЗ)

    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н. (ред. 24.03.2000)

    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

    Приказ от 7 мая 2007 г. N 38н «О внесении дополнений и изменений в план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению».

    «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н. (ред. от 04.12.2002)

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н. ПБУ 3/2000

    Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995г. № 49).

    Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 33н, с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000г.№92н).

    Белый И. Н. и др. Теория бухгалтерского учёта: Учебник для уч-ся сред. спец. учеб. заведений// Мн.: Мисанта, 2001. –153 с.

    Белый И. Н. Управленческий учет на предприятии // Бухгалтерский учёт.–2008.–№ 12.–С. 25-29.

    Бухгалтерский учет. Под ред. Безруких П.С.- М.: Бухгалтерский учет, 2002.- 528 с..

    Вахрушина М.А., Группировка издержек производства и реализации продукции по видам затрат // Бухгалтерский учёт.–2008.–№ 8.–С. 19-24.

    Вещунова Н. Л., Фомина Л. С. Бухгалтерский учет и налогообложение. – СПб.: 2002.- 117 с.

    Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании: Практ. пособие.–М.: МАГИС, 2008. – 421 с.

    Друри К. Управленческий и производственный учет. — М.: ЮНИ-ТИ, 2002. . – 153 с.

    Ефимова О.В. Финансовый анализ. — М.: Бухгалтерский учет, 2002. –254 с.

    Захарьин В.Р. «2300 бухгалтерских проводок по новому плану счетов», М.: «Дело», 2001. – 125 с.

    Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. Учеб. для вузов. — М.: Юристь, 2007. – 487 с.

    Ивашкевич В.Б., Учет и распределение затрат по обьектам калькулирования // ГлавБух.–2008.–№ 14.–С. 18-22.

    Камышанов П.И. «Бухгалтерский учет и аудит» 2001г. – 347 с.

    Карпова Т.П. Управленческий учет: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2007. – 423 с.

    Касьянова Г.Ю. Большая Российская энциклопедия бухгалтера. Том 1 – М.: 2002 – 687 с.

    Кожарский В. В., Кравченко Л. И. Бухгалтерский учёт в торговле – Мн.: Вышэйшая школа, 2001. – 158 с.

    Козлова Е. П. Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет. – М.: Финансы и статистика, 2007.- 170 с.

    Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях, издание 2-е. – М.: 2002 –178 с.

    Кондраков Н. П. Бухгалтерский учёт: Учеб. пособие. –Мн.: ИНФРА-М, 2001.–560 с.

    Крятова Л. Вопросы теории бухгалтерского учёта: Документация хоз. операций. Классификация документов. Инвентаризация. Техника и форма бух. учёта. Формы бух. учёта. Бух. (фин.) 2008. – 357 с.

    Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета. — М.: Финансы и статистика, 2007. – 396 с.

    Патров В. В. Бухгалтерский учёт товарных операций.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бух. учёт.,2001.–208 с.

    Полецкий А. В. Эффективность ревизии.// Бухгалтерский учёт, 2002 –№ 8. – 133 с.

    Понотиленко А.А. О проведении инвентаризации в условиях рыночных отношений.// Бухгалтерский учёт: 2007.– № 12. с.12-19.

    Рахман 3., Шеремет А.Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. - М.: ИНФРА-М, 1996. – 153 с.

    Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 2000. – 457 с.

    Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. — М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002. – 378 с.

    Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.,2002. – 234 с.