Аудит расчетов по заработной плате (работа 1)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Контрольная работа № 1

по курсу: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Вариант 9,10

Выполнил:

студент гр. 05-ЭПз

по специальности «Экономика управления на предприятии»

Устин Екатерина Александровна

адрес: г. Новополоцк, ул. Молодежная 199-81

шифр 0525010703

Проверил: преподаватель кафедры -

Новополоцк, 2008г.

    Аудит расчетов по заработной плате.

Аудит представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.

В процессе решения первой задачи аудитор определяет основные категории работающих, виды начисления и порядок их оформления. Подтверждение достоверности произведенных начислений осуществляется выборочно. В объем выборки включаются различные категории работающих или уволенных (руководители, специалисты, рабочие, служащие и др.), разные временные периоды (обычно один месяц квартала) и основные виды начислений (удельный вес в структуре начисленной заработной платы должен превышать 5%). Если учетная информация обрабатывается вручную, то аудитор по данным книги начислений или по данным расчетных ведомостей подтверждает достоверность произведенных расчетов и используемых в расчетах показателей. При этом изучаются первичные документы, которые являются основанием для начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы.

Проверка расчетов по начислению заработной платы.

При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля определяются неточности в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях. Как известно, различают основную и дополнительную оплату труда. К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т.п.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др. При проверке начисления заработной платы аудитору необходимо знать, что основными формами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная. Первые две формы оплаты труда имеют свои системы: простая повременная, повременно-премиальная; прямая сдельная, сдельно премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная.

При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. В этом случае заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней. При использовании повременно премиальной системы оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или другому измерителю.

Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате труда являются табели. При прямой сдельной системе оплата труда рабочих осуществляется за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации. Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей (отсутствие брака, рекламации и т.п.). При сдельно-прогрессивной системе оплата повышается за выработку сверх нормы. При косвенно-сдельной системе оплата труда наладчиков, комплектовщиков, помощников мастеров и других рабочих осуществляется в процентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка.

Расчет заработка при сдельной форме оплаты труда осуществляется по документам о выработке.

Для правильного начисления оплаты труда рабочим большое значение имеет учет отступлений от нормальных условия труда, которые оплачиваются дополнительно к действующим расценкам на сдельную работу. Доплаты оформляют следующими документами:

- дополнительные операции, не предусмотренные технологией производства, - нарядом на сдельную работу, который обычно содержит какой-либо отличительный знак (например, яркая черта по диагонали);

- отклонения от нормальных условий работы – листком на доплату, который выписывают на бригаду или отдельного рабочего. В нем указывают номер основного документа (наряда, ведомости и др.), к которому производится доплата, содержание дополнительной операции, причину и виновника доплат и расценку.

Таким образом, аудитор проверяет наличие вышеуказанных документов и производит аудит доплат, размеры и условия выплаты которых предприятия устанавливают самостоятельно и фиксируют их в коллективном договоре. При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством. Простои не по вине рабочего подтверждается листком о простое с указанием причин и виновников простоя, его продолжительности, тарифной ставки рабочего, размера оплаты и суммы.

Доплата за работу в ночное время осуществляется на основании табеля учета рабочего времени с итоговым количеством за месяц и регулируется ст.117 ТК РБ. Ночным считается время с 22 часов до 6 утра (продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час).

Оплата такого времени производится:

- рабочим повременщикам – не ниже 7/6 дневного часа при 7-часовом рабочем дне и не ниже 6/5 – при 6-часовом рабочем дне;

- рабочим сдельщикам – сверх сдельной заработной платы доплата за каждый час производится не ниже 1/6 или 1/5 тарифной ставки рабочего.

Доплата за работу в сверхурочное время также подтверждается данными табеля. Согласно ст.119 ТК РБ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Оплата работы в праздничные дни должна подтверждаться приказом на работу в праздничные дни и табелем учета рабочего времени. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам со сдельной оплатой труда - не ниже двойных сдельных расценок; работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады, - не ниже двойных часовых ставок (окладов).

По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха. Работа в государственные праздники, праздничные (часть первая статьи 147) и выходные дни оплачивается не ниже чем в двойном размере по правилам части первой настоящей статьи. При этом для работников, получающих месячный оклад, оплата производится в размере не ниже одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не ниже двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы. За работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (часть первая статьи 147) и выходные дни премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку.

Работникам ежегодно предоставляются очередные отпуска. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Последующие очередные отпуска – по графику, утвержденному администрацией предприятия.

Основанием для расчета суммы отпускных является приказ, в котором указывается, кому предоставляется отпуск, с какого числа, продолжительность отпуска. Минимальная продолжительность отпуска – 28 календарных дней.

При проверке данного объекта аудита необходимо проконтролировать правильность исчисления отпускного пособия. Расчет оплаты за отпуск производится исходя из средней заработной платы, которая рассчитывается согласно установленному Министерством труда порядку и количества дней предоставляемого отпуска. Для исчисления средней заработной платы расчетным периодом является три календарных месяца (с 1 по 1 число), предшествующих месяцу начала отпуска. Организации, кроме бюджетных, могут устанавливать всем или отдельным категориям работников расчетный период в двенадцать календарных месяцев, предшествующих уходу в отпуск. При этом из расчетного периода исключается время, а также начисленные суммы, когда:

- работник получил пособие по временной нетрудоспособности;

- работник был в отпуске без сохранения средней заработной платы (по семейным обстоятельствам);

- работник не работал в связи с простоем не по вине работника, в том числе из-за приостановки деятельности организации;

- работник не участвовал в забастовке, но в связи с ней не имел возможности выполнять свою работу;

- по другим причинам, предусмотренным законодательством.

Кроме того, при расчете средней заработной платы из расчетного периода исключаются праздничные дни, установленные законодательством.

Аудитору необходимо помнить, что если в расчетном периоде или в том месяце, когда работник уходит в отпуск, произошло повышение тарифных ставок или окладов по отрасли или на предприятии, то заработок работника должен корректироваться на коэффициент повышения. Эта корректировка не производится, если тарифная ставка или оклад повышены у конкретного работника.

Перерасчет производится по-разному в зависимости от того, когда произошло повышение тарифных ставок:

- в пределах расчетного периода – повышению подлежат тарифные ставки и другие выплаты за предшествующий изменению отрезок времени;

- после расчетного периода до начала отпуска – повышению подлежит средняя заработная плата, рассчитанная исходя из расчетного периода;

- во время отпуска – повышению подлежит лишь та часть средней заработной платы, которая приходится на период с момента повышения тарифных ставок.

Если работник увольняется или переводится на другое предприятие, не использовав очередной отпуск, то ему начисляется компенсация (ст. 179 ТК РБ). Для этого также рассчитывают среднедневной заработок и количество дней неиспользованного отпуска: за каждый месяц работы полагается как минимум 2 дня (24/12).

Кроме того, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем и регламентируется ст. 190 ТК РБ.

Далее аудитор приступает к проверке пособий по временной нетрудоспособности. Эти пособия выплачивают рабочим и служащим за счет отчислений на социальное страхование.Основанием для выплаты пособий являются больничные листки, выдаваемые лечебными учреждениями. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа работы сотрудника и среднего заработка:

при непрерывном стаже работы до 5 лет – 60% заработка;

от 5 до 8 лет – 80% заработка;

более 8 лет – 100% заработка.

Независимо от стажа работы пособие выдается в размере 100% вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; лицам, имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 лет; по беременности и родам и в других случаях.

Заработная плата, применяемая для исчисления пособия, определяется:

- рабочим, имеющим повременную форму оплаты труда (оклад, дневную или часовую повременную ставку) – по окладу часовой или дневной ставки с учетом постоянных доплат и надбавок на день наступления нетрудоспособности;

- рабочим, получающим сдельную заработную плату – исходя из средней заработной платы за два последних календарных месяца, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности с прибавлением к заработной плате каждого месяца среднемесячной суммы премий.

При расчете пособий по временной нетрудоспособности в расчет средней заработной платы не включается:

- доплата и заработная плата за работу в сверхурочное время;

- оплата за время простоя;

- оплата за работу по совместительству и др.

В заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Как известно, синтетический учет по начислению заработной платы ведется по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Поэтому при начислении заработной платы и других выплат аудитору сначала необходимо определить их источники, а затем проверить бухгалтерские записи. Выделяют несколько источников:

1. За счет отнесения зарплаты на себестоимость продукции или реализации товаров, работ, услуг:

Дт 20 «Основное производство» (оплата труда производственных рабочих),

Дт 23 «Вспомогательные производства» (оплата труда рабочим вспомогательных производств),Дт 25 «Общепроизводственные расходы» (оплата труда цехового персонала), Дт 26 «Общехозяйственные расходы» (оплата труда управленческого персонала),Дт других счетов издержек (29, 44 и др.),Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, осуществлением капитальных вложений, ликвидацией основных средств и т.п. отражают по Дт 08, 10, 11,15, 91 Кт 70.

В некоторых организациях ввиду сезонности производства отпуска работникам предоставляют в течение года неравномерно. Поэтому для более правильного определения себестоимости продукции суммы, выплачиваемые работникам за отпуска, относят на издержки производства в течение года равномерными долями независимо от того, в каком месяце эти суммы будут выплачиваться. Тем самым создается резерв для оплаты отпусков. Кроме этого, организация может создать резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет.

Таким образом, создание резерва отражается: Дт 20, 23, 25, 26 Кт 96 «Резервы предстоящих расходов». А затем начисленные суммы равномерно списывают на уменьшение созданного резерва: Дт 96 Кт 70.

2. Из собственных средств предприятия. Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, выплаты социального характера, производимые за счет собственных средств предприятия отражают по Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и Кт 70.

Начисление доходов от участия в капитале организации оформляют записью: Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и Кт 70.

3. За счет средств Фонда социального страхования отражают суммы начисленных пособий по социальному страхованию, пенсий и других аналогичных сумм: Дт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кт 70.

При проверке использования средств на оплату труда следует проверить:

- соответствуют ли штатные расписания организаций утвержденным в установленном порядке типовым штатам и штатным нормативам; нет ли случаев утверждения штатной численности сверх типовых штатов без согласования с вышестоящими по подчиненности организациями и финансовыми органами;

- правильность установления должностных окладов и ставок заработной платы в соответствии с условиями труда, тарифными коэффициентами и разрядами;

- правильность установления доплат и надбавок, выплаты премий из всех источников и материальной помощи; обратить внимание на правильность установления стажа работы по специальности (в отраслях);

-наличие трудовых книжек и произведенных в них записей;

-фактическое использование рабочего времени.

В ходе ревизии правильности начисления и выплаты заработной платы, премий, пособий, индексаций и других выплат проверяется наличие и правильность оформления необходимых документов (распоряжения, приказы о приеме, перемещении и увольнении работников в соответствии с утвержденными штатами и ставками, табели учета рабочего времени и другие).

В целях установления правильности начисления и выплаты заработной платы следует проверить:

ведомости на выплату заработной платы путем сличения их со штатным расписанием и тарификационными списками;

записи в табелях учета рабочего времени, сличив их с данными ведомости на выплату заработной платы и приказов о приеме, перемещении и увольнении работников;

не производилась ли выплата заработной платы за время болезни работников одновременно с выплатой пособия за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства, правильно ли производилась оплата за временное замещение работников во время болезни, отпуска;

не допускалась ли выплата заработной платы одному лицу по двум и более ведомостям за одно и то же рабочее время, а также подставным и вымышленным лицам.

При проверке правильности оплаты за работу по совместительству следует установить, осуществляется ли учет отработанного совместителями времени и нет ли случаев выплаты заработной платы за одни и те же часы работы по основной должности и по совместительству; обоснованно ли проводится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (гл.3 п.21 Приказа Министерства труда и социальной защиты РБ от 06.05.2002г. №29).

II.

Решение практической части контрольной работы заключается в следующем:

    На основании остатков по счетам (таблица 1) составить баланс на начало отчетного периода (прил. 1).

    Открыть счета бухгалтерского учета, отразить остатки на начало периода, обороты за отчетный месяц и определить сальдо на конец месяца. Расшифровка остатков синтетических счетов 10 «Материалы», 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" представлена в табл. 2-5.

    Открыть аналитические счета к синтетическим счетам:

    60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

    71 "Расчеты с подотчетными лицами"

    62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

    На основании хозяйственных операций (табл. 6) составить хронологический журнал регистрации операций (табл. 7).

    Составить оборотные ведомости аналитического учета по форме, представленной в таблице 8 к счетам:

    60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

    62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

    71 "Расчеты с подотчетными лицами".

    Составить оборотную ведомость синтетического учета за месяц (табл. 11).

    Заполнить бухгалтерский баланс на начало и конец месяца по установленной форме.

    Рассчитать показатели ликвидности по данным бухгалтерского баланса на начало и конец периода (табл.12). Сделать выводы.

Остатки по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода

Таблица 1

Счет

Наименование счетов

дебет

кредит

1

Основные средства

1 041 503

-

2

Амортизация основных средств

-

154 946

4

Нематериальные активы

149 954

-

5

Амортизация нематериальных активов

-

44 392

10

Материалы

504 400

-

18

Налог на добавленную стоимость

100 890

-

20

Основное производство

27 081

-

43

Готовая продукция

637 200

-

50

Касса

37 701

-

51

Расчетный счет

955 800

-

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

-

372 443

62

Расчеты с покупателями и заказчиками

307 130

-

67

Кредиты банка

-

424 800

68

Расчеты с бюджетом

-

141 352

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

-

64 251

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

-

245 322

71

Расчеты с подотчетными лицами

19 222

-

75

Расчеты с учредителями

180 966

-

76

Расчеты с прочими кредиторами и дебиторами

-

92 819

85

Уставной капитал

-

2 234 822

99

Прибыль (Убыток)

-

186 700

итого

3 961 847

3 961 847

Обороты по синтетическим счетам бухгалтерского учета

01 «Основные средства»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 1 041 503
720 000

129 600

Об. Дт 849 600

Об. Кт

Сальдо конечное 1 891 103

02 «Амортизация основных средств»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 154 946

45 000

22 000

Об. Дт

Об. Кт 67 000

Сальдо конечное 221946

08 «Оборудование к установке»

ДТ

КТ

Сальдо начальное
Сальдо начальное
720 000

720 000

Об. Дт 720 000

Об. Кт 720 000

Сальдо конечное-

Сальдо конечное-

10«Материалы»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 504 400
Сальдо начальное
270 000

135 000

110 553

Об. Дт 405 000

Об. Кт 110 553

Сальдо конечное 798 847

Сальдо конечное

18 «НДС по приобретенным ценностям»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 100 890
Сальдо начальное
129 600

41 400

129 600

48 600

24 300

17 280

19 800

129 600

129 600

Об. Дт 410 588

Об. Кт 259 200

Сальдо конечное 252 270

Сальдо конечное

20 «Основное производство»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 27 081
Сальдо начальное
110 553

558 000

195 300

1 674

45 000

630 018

96 000

1 648 826

Об. Дт 1 636 545

Об. Кт 1 648 826

Сальдо конечное14 800

Сальдо конечное

26 «Общехозяйственные расходы»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное
306 000

107 100

918

42 000

42 000

22 000

110 000

630 018

Об. Дт 630 018

Об. Кт

Сальдо конечное-

Сальдо конечное

43 «Готовая продукция»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 637 200
Сальдо начальное

1 648 826

2 286 026

Об. Дт 1 648 826

Об. Кт 2 286 026

Сальдо конечное-

Сальдо конечное-

42 «НДС»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное -

424 211

Об. Дт -

Об. Кт 424 211

Сальдо конечное-

Сальдо конечное 424 211

44 «Расходы на реализацию»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное -

34 000

34 000

Об. Дт 34 000

Об. Кт 34 000

Сальдо конечное-

Сальдо конечное

50 «Касса»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 37 701
Сальдо начальное

786 240

670 000

116 240

Об. Дт 786 240

Об. Кт 786 240

Сальдо конечное 37 701

Сальдо конечное

51 «Расчетный счет»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 955 800
Сальдо начальное

116 240

1 400 000

260 000

588 000

849 600

786 240

34 000

141 352

64 251

326 000

Об. Дт 2 364 240

Об. Кт 2 201 443

Сальдо конечное 1 118 597

Сальдо конечное

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное 372 443

849 600

326 000

720 000

129 000

720 000

48 600

135 000

24 300

96 000

17 280

Об. Дт 1 175 600

Об. Кт 1 440 780

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 637 623

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 307 130
Сальдо начальное

2 170 000

1 400 000

260 000

588 000

Об. Дт 2 170 000

Об. Кт 2 248 000

Сальдо конечное 854 500

Сальдо конечное 625 370

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное 245 322

69 120

8 640

670 000

116 240

558 000

306 000

Об. Дт 864 000

Об. Кт 864 000

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 245 322

68 «Расчеты с бюджетом»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное 141 352

141 352

69 120

68 791

Об. Дт 141 352

Об. Кт 137 911

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 137 911

69 «Расчеты по социальному страхованию»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное 64 251

64 251

195 300

1 647

107 100

918

8 640

Об. Дт 64 251

Об. Кт 313 632

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 313 632

71 «Расчеты с подотчетными лицами»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 19 222
Сальдо начальное

42 000

42 000

Об. Дт -

Об. Кт 84 000

Сальдо конечное 3 800

Сальдо конечное 68 578

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное 92 819

230 000

41 400

116 240

19 800

110 000

Об. Дт -

Об. Кт 517 440

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 610 259

90 «Реализация»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное -

2 286 026

424 211

70 702

34 000

2 170 000

644 939

Об. Дт 2 814 939

Об. Кт 2 814 939

Сальдо конечное -

Сальдо конечное -

91 «Операционные доходы и расходы»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное

230 000

230 000

Об. Дт 230 000

Об. Кт 230 000

Сальдо конечное -

Сальдо конечное -

99 «Прибыли и убытки»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное 186 700

644 939

230 000

Об. Дт 874 939

Об. Кт -

Сальдо конечное 688 939

Сальдо конечное -

Расшифровка остатков синтетического счета 10 «Материалы»

Таблица 2

Наименование материалов

Ед.

Цена

Количество

Сумма (руб)

п/п

изм

руб.

1.

Мука

кг

1100

124

136 400

2.

Сахар

кг

2000

184

368 000

ИТОГО:

504 400

Расшифровка остатков синтетического счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Таблица 3

№ счета, дата

Наименование заказчика

Сумма (руб)

п/п

1.

№ 111

21/7 -200_

ООО "Аура"

84 500

2.

№ 112

24/7 - 200_

ООО "Стройкомплект"

120 000

3.

№ 113

27/7 - 200_

ООО "Восток"

102 630

ИТОГО:

307 130

Расшифровка остатков синтетического счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Таблица 4

Ф.И.О.,

Дата выдачи аванса, документ

Сумма выданного аванса (руб)

п/п

должность

1.

Рук. организ.

26/7 - 200_

Кукушкин А.И.

РКО № 74

4 000

2.

Зав. склад.

29//7 - 200_

Завало Н.А.

РКО № 79

3 800

3.

Бухгалтер

30/7 – 2000

Машкова И.С.

РКО № 81

11 422

ИТОГО:

19 222

Расшифровка остатков синтетического счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Таблица 5

документ

Наименование поставщика

Сумма (руб)

п/п

1.

№ 319,

10/7 - 200_

ООО "Свет"

290 000

2.

№ 64,

24/7 - 200_

ООО "Заря"

82 443

ИТОГО:

372 443

Обороты по аналитическим счетам.

62 ООО «Аура»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 84 500
Сальдо начальное

2 170 000

1 400 000

Об. Дт 2 170 000

Об. Кт 1 400 000

Сальдо конечное 854 500

Сальдо конечное

62 ООО «Стройкомплект»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 120 000
Сальдо начальное

260 000

Об. Дт -

Об. Кт 260 000

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 140 000

62 ООО «Восток»

ДТ

КТ

Сальдо начальное 102 630
Сальдо начальное

588 000

Об. Дт

Об. Кт 588 000

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 485 370

60 ОАО «Агат»

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное -

849 600

720 000

129 000

Об. Дт 849 600

Об. Кт 849 600

Сальдо конечное -

Сальдо конечное -

60 ОАО «Свет»

ДТ

КТ

Сальдо начальное
Сальдо начальное 290 000

142 000

270 000

48 600

Об. Дт 142 000

Об. Кт 318 600

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 466 600

60 ОАО «Заря»

ДТ

КТ

Сальдо начальное
Сальдо начальное 82 443

184 000

135 000

24 300

Об. Дт 184 000

Об. Кт 159 300

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 57 743

60 Теплоснабжение

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное -

96 000

17 280

Об. Дт -

Об. Кт 113 280

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 113 280

10 Мука

ДТ

КТ

Сальдо начальное 136 400
Сальдо начальное
135 000

50 053

Об. Дт 135 000

Об. Кт 50 053

Сальдо конечное 221 347

Сальдо конечное -

10 Сахар

ДТ

КТ

Сальдо начальное 368 000
Сальдо начальное

20 000

Об. Дт -

Об. Кт 20 000

Сальдо конечное 348 000

Сальдо конечное -

10 Масло сливочное

ДТ

КТ

Сальдо начальное -
Сальдо начальное
270 000

40 500

Об. Дт 270 000

Об. Кт 40 500

Сальдо конечное 229 500

Сальдо конечное -

71 Кукушкин А.И.

ДТ

КТ

Сальдо начальное 4 000
Сальдо начальное

42 000

Об. Дт -

Об. Кт 42 000

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 38 000

71 Завало Н.А.

ДТ

КТ

Сальдо начальное 3 800
Сальдо начальное -

Об. Дт -

Об. Кт -

Сальдо конечное 3 800

Сальдо конечное -

71 Машкова И.С.

ДТ

КТ

Сальдо начальное 11 422
Сальдо начальное

42 000

Об. Дт -

Об. Кт 42 000

Сальдо конечное -

Сальдо конечное 30 578

Хозяйственные операции за месяц

Таблица 6

№ операции

содержание операции

сумма

1

Поступила холодильная установка от ОАО "Агат" (по отпускным ценам) без НДС

720 000

2

НДС по полученной холодильной установке

129 600

3

Согласно счету-фактуре за перевозку холодильной установки автотранспортной организации начислено (счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»)

230 000

4

НДС по транспортным услугам

41 400

5

Перечислена с расчетного счета в полной сумме оплата ОАО "Агат"

6

Зачет НДС уплаченного поставщику

7

В отчетном месяце холодильная установка введена в эксплуатацию (определить первоначальную стоимость)

8

Поступило сливочное масло по накладной от ООО "Свет" (учет материалов по средневзвешенным ценам) 100 кг

270 000

9

НДС по поступившим материалам

48 600

10

Поступила мука по накладной от ООО "Заря" (учет материалов по средневзвешенным ценам) 120 кг

135 000

НДС по поступившим материалам

24 300

11

Для изготовления продукции со склада в основное производство отпущены материалы в том числе:

110 553

масло сливочное 15 кг

40 500

мука 45 кг

50 053

сахар 10 кг

20 000

12

начислена заработная плата за месяц основным производственным рабочим по производству

558 000

13

Отчисления в фонд социальной защиты населения

195 300

14

Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний (0,3%)

1 674

15

начислена заработная плата за месяц администрации предприятия

306 000

14

Отчисления в фонд социальной защиты населения

107 100

16

Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний (0,3%)

918

17

Удержан подоходный налог

69 120

18

Удержаны отчисления в пенсионный фонд

8 640

19

В кассу с расчетного счета по чеку № 666461 получены деньги на выплату заработной платы

786 240

20

Выдана из кассы заработная плата рабочим и служащим

670 000

21

Депонирована не полученная в срок заработная плата рабочих и служащих

116 240

22

На расчетный счет по объявлению на взнос наличными возвращена депонированная заработная плата

116 240

23

Согласно авансового отчета списаны командировочные расходы:

руководителя организации Кукушкина А.И.

42 000

бухгалтера Машкова И.С.

42 000

24

Начислена амортизация:

Машин и оборудования производственного назначения

45 000

Основных средств, используемых в административных целях

22 000

25

Акцептован счет сторонней организации за теплоснабжение

96 000

НДС

17 280

26

Начислен арендный платеж за текущую аренду помещения офиса

110 000

НДС

19 800

27

В конце месяца списаны общехозяйственные расходы (рассчитать)

630 018

28

Оприходована на склад из производства готовая продукция по фактической себестоимости (рассчитать)

1 648 826

29

Списана реализованная готовая продукция по фактической себестоимости (учет по отгрузке)

2 286 026

30

Отражена задолженность покупателю (ООО "Аура") за реализованную продукцию

2 170 000

31

Оплачены с расчетного счета расходы по отправке готовой продукции покупателям

34 000

32

Списаны коммерческие расходы на с/с реализованной готовой продукции

34 000

33

Начислен НДС (рассчитать)

424 211

34

Рассчитаны отчисления в Республиканский бюджет, 3% (рассчитать)

70 701

35

Отражен финансовый результат (рассчитать)

644 939

36

Получены на расчетный счет денежные средства от покупателей

ООО "Аура"

1 400 000

ООО "Стройкомплект"

260 000

ООО "Восток"

588 000

37

Перечислены с расчетного счета следующие платежи:

Платежи в бюджет

141 352

Фонд социальной защиты населения

64 251

Поставщикам

326 000

ООО "Свет"

142 000

ООО "Заря"

184 000

Журнал регистрации хозяйственных операций

Таблица 7

№ операции

содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

1.

Поступила холодильная установка от ОАО "Агат" (по отпускным ценам) без НДС

04

60

720 000

2.

НДС по полученной холодильной установке

18

60

129 600

3.

Согласно счету-фактуре за перевозку холодильной установки автотранспортной организации начислено (счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»)

91

76

230 000

4.

НДС по транспортным услугам

18

76

41 400

5.

Перечислена с расчетного счета в полной сумме оплата ОАО "Агат"

60

51

849 600

6.

Зачет НДС уплаченного поставщику

18

18

129 600

7.

В отчетном месяце холодильная установка введена в эксплуатацию (определить первоначальную стоимость)

01

04

720 000

129 600

8.

Поступило сливочное масло по накладной от ООО "Свет" (учет материалов по средневзвешенным ценам) 100 кг

10

60

270 000

9.

НДС по поступившим материалам

18

60

48 600

10.

Поступила мука по накладной от ООО "Заря" (учет материалов по средневзвешенным ценам) 120 кг

10

60

135 000

НДС по поступившим материалам

18

60

24 300

11.

Для изготовления продукции со склада в основное производство отпущены материалы в том числе:

20

10

110 553

масло сливочное 15 кг

20

10

40 500

мука 45 кг

20

10

50 053

сахар 10 кг

20

10

20 000

12.

начислена заработная плата за месяц основным производственным рабочим по производству

20

70

558 000

13.

Отчисления в фонд социальной защиты населения

20

69

195 300

14.

Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний (0,3%)

20

69

1 674

15.

начислена заработная плата за месяц администрации предприятия

26

70

306 000

16.

Отчисления в фонд социальной защиты населения

26

69

107 100

17.

Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний (0,3%)

26

69

918

18.

Удержан подоходный налог

70

68

69 120

19.

Удержаны отчисления в пенсионный фонд

70

69

8 640

20.

В кассу с расчетного счета по чеку № 666461 получены деньги на выплату заработной платы

50

51

786 240

21.

Выдана из кассы заработная плата рабочим и служащим

70

50

670 000

22.

Депонирована не полученная в срок заработная плата рабочих и служащих

70

76

116 240

23.

На расчетный счет по объявлению на взнос наличными возвращена депонированная заработная плата

51

50

116 240

24.

Согласно авансового отчета списаны командировочные расходы:

руководителя организации Кукушкина А.И.

26

71

42 000

бухгалтера Машкова И.С.

26

71

42 000

25.

Начислена амортизация:

Машин и оборудования производственного назначения

20

02

45 000

Основных средств, используемых в административных целях

26

02

22 000

26.

Акцептован счет сторонней организации за теплоснабжение

20

60

96 000

НДС

18

60

17 280

27.

Начислен арендный платеж за текущую аренду помещения офиса

26

76

110 000

НДС

18

76

19 800

28.

В конце месяца списаны общехозяйственные расходы (рассчитать)

20

26

630 018

29.

Оприходована на склад из производства готовая продукция по фактической себестоимости (рассчитать)

43

20

1 648 826

30.

Списана реализованная готовая продукция по фактической себестоимости (учет по отгрузке)

90

43

2 286 026

31.

Отражена задолженность покупателю (ООО "Аура") за реализованную продукцию

62

90

2 170 000

32.

Оплачены с расчетного счета расходы по отправке готовой продукции покупателям

44

51

34 000

33.

Списаны коммерческие расходы на с/с реализованной готовой продукции

90

44

34 000

34.

Начилен НДС (рассчитать)

90

42

424 211

35.

Рассчитаны отчисления в Республиканский бюджет, 3% (рассчитать)

90

68

70 701

36.

Отражен финансовый результат (рассчитать)

99

90

644 939

37.

Получены на расчетный счет денежные средства от покупателей

51

62

ООО "Аура"

1 400 000

ООО "Стройкомплект"

260 000

ООО "Восток"

588 000

38.

Перечислены с расчетного счета следующие платежи:

Платежи в бюджет

68

51

141 352

Фонд социальной защиты населения

69

51

64 251

Поставщикам

60

51

326 000

ООО "Свет"

142 000

ООО "Заря"

184 000

ИТОГО:

Ведомость аналитического учета к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Таблица 8

п/п

ФИО

Сальдо на начало

месяца

Оборот за

месяц

Сальдо на конец

месяца

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

1.

ОАО «Агат»

-

-

849 600

849 600

-

-

2.

ООО «Свет»

-

290 000

142 000

318 600

-

466 600

3.

ООО «Заря»

-

82 443

184 000

159 300

-

57 743

4.

Теплоснабжение

-

-

-

113 280

-

113 280

Итого:

-

372 443

1175600

1440780

-

637 623

Ведомость аналитического учета к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Таблица 9

п/п

ФИО

Сальдо на начало

месяца

Оборот за

месяц

Сальдо на конец

месяца

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

1.

ООО «Аура»

84 500

-

2170000

1400000

854 000

-

2.

ООО «Стройкомплект»

120 000

-

-

260 000

-

140 000

3.

ООО «Восток»

102 630

-

-

588 000

-

485 370

Итого:

307 130

-

2170000

2248000

854 000

625 370

Ведомость аналитического учета к счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

Таблица 10

п/п

ФИО

Сальдо на начало

месяца

Оборот за

месяц

Сальдо на конец

месяца

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

1.

Кукушкина А.И.

4 000

-

-

42 000

-

38 000

2.

Завало Н.А.

3 800

-

-

-

3 800

-

3.

Машкова И.С.

11 422

-

-

42 000

-

30 578

Итого:

19 222

-

-

84 000

3 800

68 578

Таблица 11

Оборотная ведомость по счетам синтетического учета за апрель текущего года

Счет

Сальдо на начало месяца

Оборот за месяц

Сальдо на начало месяца

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

01

1041503

-

849 600

-

02

-

154 946

-

67 000

04

149 954

-

-

-

05

-

44 392

-

-

08

-

-

720 000

720 000

-

-

10

504 400

-

405 000

110 553

798 847

-

18

100 890

-

410 580

259 200

252 270

-

20

27 081

-

1636545

1648826

14 800

-

26

-

-

630 018

630 018

-

-

42

-

-

-

424 211

-

424 211

43

637 200

-

1648826

2286026

-

-

44

-

-

34 000

34 000

-

-

50

37 701

-

786 240

786 240

37 701

-

51

955 800

-

2364240

2201443

1118597

-

60

-

372 443

1175600

1440780

-

637 623

62

307 130

-

2170000

2248000

854 500

625 370

67

-

424 800

-

-

-

424 800

68

-

141 352

141 352

137 912

-

137 912

69

-

64 251

64 251

313 632

-

313 632

70

-

245 322

864 000

864 000

-

245 322

71

19 222

-

-

84 000

3 800

68 578

75

180 966

-

-

-

180 966

-

76

-

92 819

-

517 440

-

610 259

85

-

2234822

-

-

-

2234822

90

-

-

2814939

2814939

-

-

91

-

-

230 000

230 000

-

-

99

-

186 700

874 939

-

688 239

-

Итого

3961847

3961847

17820128

17820128

5990771

5990771

Таблица 12

№ п/п

Наименование показателя

Содержание формулы расчета

Расчет по строкам бухгалтерского баланса

Расчет показателей

1.

Коэффициент текущей ликвидности

Сумма оборотных активов/Сумма краткосрочных долгов

290/(590-510)

3 252 481/(3 063 496 – 424 800)=1,23<2, значит предприятие имеет низкую платежеспособность.

2.

Коэффициент абсолютной ликвидности

(Финансовые вложения + денежные средства)/

(Расчеты – Долгосрочные кредиты и займы)

(260+250)/(590-510)

(0 + 1 156298)/(3 063 496 – 424 800)= 0,44>0,2-0,5,т.е. предприятие в ближайшее время может погасить около 40% краткосрочных долгов.

3.

Коэффициент промежуточной ликвидности

(Товары отгруженные + Дебиторская задолженность + Финансовые вложения + денежные средства)/(Обязательства – Долгосрочные кредитные займы-- Резервы предстоящих расходов)

(216+217+230+260+250)/(590-510-550)

(0 + 0+ 858 300 + 0 + 1 156 298)/(3 063 496 – 424 800 -0)= 0,76< 1,при своевременном расчете с дебиторами у предприятия ограничены платежные возможности.

4.

Коэффициент доли оборотных средств в активах

Оборотные активы / Валюта баланса

290/300

3 252 481/ 5 990 771 =0,54. Оборотные активы составляют 54% от всего имущества предприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приложение 1

к постановлению

Министерства финансов

Республики Беларусь

от 7 марта 2007 № 41

Бухгалтерский баланс

на ____________________ 20___г.

КОДЫ

форма № 1

по ОКУД

0502070

дата (год, месяц, число)

Организация

по ОКЮЛП

Учетный номер плательщика

УНП

Вид деятельности

по ОКЭД

Организационно-правовая форма

по ОКОПФ

Орган управления

по СООУ

Единицы измерения

по ОКЕИ

Адрес

Контрольная сумма

Дата утверждения

Дата отправки

Дата принятия

АКТИВ

Коды

строк

На начало года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Основные средства

110

1 041 503

1 891 103

Нематериальные активы

120

149 954

149 954

Доходные вложения в материальные ценности

130

Вложения во внеоборотные активы

140

в том числе:

незавершенное строительство

141

Прочие внеоборотные активы

150

ИТОГО по разделу I

190

1 191 457

2 041 057

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы и затраты

210

1 168 681

804 647

в том числе:

сырье, материалы и другие активы

211

504 400

798 847

животные на выращивании и откорме

212

незавершенное производство и полуфабрикаты

213

27 081

14 800

расходы на реализацию

214

готовая продукция и товары для реализации

215

637 200

-

товары отгруженные

216

выполненные этапы по незавершенным работам

217

расходы будущих периодов

218

прочие запасы и затраты

219

Налоги по приобретенным активам

220

100 890

252 270

Дебиторская задолженность

230

326 352

858 300

в том числе:

покупателей и заказчиков

231

307 130

854 500

поставщиков и подрядчиков

232

разных дебиторов

233

прочая дебиторская задолженность

234

19 222

3 800

Расчеты с учредителями

240

180 966

180 966

в том числе:

по вкладам в уставный фонд

241

прочие

242

Денежные средства

250

993 501

1 156 298

в том числе:

денежные средства на депозитных счетах

251

Финансовые вложения

260

Прочие оборотные активы

270

ИТОГО по разделу II

290

2 770 390

3 252 481

БАЛАНС

300

3 961 847

5 990 771

ПАССИВ

Коды

строк

На начало года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный фонд

410

2 234 822

2 234 822

Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей)

411

Резервный фонд

420

в том числе:

резервы, созданные в соответствии с законодательством

421

резервы, созданные в соответствии с учредительными документами

422

Добавочный фонд

430

Прибыль (убыток) отчетного периода

440

186 700

-

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

450

Целевое финансирование

460

154 946

221 946

Доходы будущих периодов

470

ИТОГО по разделу III

490

2 276 468

2 456 768

IV. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Долгосрочные кредиты и займы

510

424 800

424 800

Краткосрочные кредиты и займы

520

Кредиторская задолженность

530

916 187

2 638 696

в том числе:

перед поставщиками и подрядчиками

531

372 443

637 623

перед покупателями и заказчиками

532

-

625 370

по оплате труда

533

245 322

245 322

по расчетам с персоналом

534

-

68 578

по налогам и сборам

535

141 352

137912

по социальному страхованию и обеспечению

536

64 251

313 632

разных кредиторов

537

92 819

610 259

прочая кредиторская задолженность

538

Задолженность перед учредителями

540

в том числе:

по выплате доходов, дивидендов

541

прочая

542

Резервы предстоящих расходов

550

Прочие виды обязательств

560

ИТОГО по разделу IV

590

1 340 987

3 063 496

БАЛАНС

600

3 961 847

5 990 771

Активы и обязательства, учитываемые за балансом

Коды

строк

На начало года

На конец отчетного периода

1

2

3

4

Арендованные (в том числе полученные в пользование, лизинг) основные средства

001

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

002

Материалы, принятые в переработку

003

Товары, принятые на комиссию

004

Оборудование принятое для монтажа

005

Бланки строгой отчетности

006

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

007

Обеспечения обязательств и платежей полученные

008

Обеспечения обязательств и платежей выданные

009

Амортизационный фонд воспроизводства основных средств

010

Основные средства, сданные в аренду ( лизинг)

011

Нематериальные активы, полученные в пользование

012

Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов

013

Потеря стоимости основных средств

014

Руководитель ________________ Главный бухгалтер_____________

(подпись) (подпись)

«____»________________ 20 __ г.

Список использованных источников

1.Методические указания и задания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для студентов заочной формы обучения специальности 1-25 01 07 «Экономика и управления на предприятии»/сост. С.Г. Вегера.- Новополоцк: ПГУ, 2007.-35с.

2. Кобзик Е.Г. Бухгалтерский учет и аудит. Часть I: Курс лекций.– Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 177 с.

3. Кобзик Е.Г. Бухгалтерский учет и аудит. Часть II: Курс лекций.  Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 192 с.

4. Закон РБ "О бухгалтерском учете". № 3321-XII от 18.10.1994 с изменениями и дополнениями

5. Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.05.2003 № 89 с изменениями и дополнениями.

6. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 7 марта 2007 № 41.

7. Богатырева В.В., Вегера С.Г. УМК «Теория бухгалтерского учета» для студентов специальности 1-25-01-08 / Новополоцк: ПГУ, 2004 г. – 240 с.

8. Снитко М.А.Теория бухгалтерского учета / Мн: Интерпрессервис, Современная Школа: Учебная литература для ВУЗов, 2006.–312 с.

9. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: Учебный комплекс / В.А. мельницкий. – Мн.: Книжный Дом, 2005. – 480с.

10. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. 5-е изд., перераб. И доп. М.: Инфра-М, 2005. – 448с.

11. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие/ Автор: Стражев В.И., Латыпова О.В.. Издательство:Мн., Выш. шк..2003.– 205 с.