Аудит денежных средств (работа 5)

17


Введение

Денежные средства являются наиболее подвижными активами организаций, поэтому операции с денежными средствами носят массовый характер, затрагивают практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности и наиболее уязвимы с точки зрения нарушений и злоупотреблений.

Цель курсового проекта – изучение порядка установления соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению денежных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде.

В данной работе будут поставлены следующие задачи: проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств в кассу; проверка целесообразности и законности операций по использованию денежных средств при осуществлении наличных и безналичных расчетов; оценка своевременности и качества проведенных инвентаризаций денежных средств; оценка состояния синтетического и аналитического учета; выявление возможных нарушений, допущенных при ведении денежных операций в результате прямого хищения; неоприходования поступивших денежных средств; излишнего списания денег по подложным документам, неправильного подсчета итогов в кассовых документах, повторного использования расходных документов за прошлые годы, присвоения депонированной заработной платы, перевода денег на лицевые счета работников в банке; подтверждение достоверности соответствующих показателей бухгалтерской отчетности; проверка соблюдения правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала; проверка своевременности и правильности определения, курсовых разниц от пересчета валютных остатков и операций по валютному счету ООО «М». Также одной из задач курсового проекта является выявление типичных (возможных и наиболее часто встречаемых) ошибок, допускаемых при ведении бухгалтерского учёта, что должно помочь сформировать программу аудиторской проверки после ознакомления с особенностями организации и основными показателями её деятельности.

Данный курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и Приложений. Первая глава содержит теоретические основы аудита, аудиторской выборки и ее организации. Во второй главе курсового проекта разрабатывается методика проведения аудиторской проверки на примере аудита денежных и валютных средств.

Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность предприятия ООО «М».

Глава 2. Аудит денежных и валютных средств

2.1 Общая характеристика аудируемой организации

ООО «М» создано на основании Гражданского Кодекса РФ и зарегистрировано в 2000 году. Целью создания Общества является получение прибыли, а также – осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей Общества и не противоречащей действующему законодательству.

Срок деятельности общества неограничен. Участником Общества выступает физическое лицо. Основными видами деятельности ООО «М» являются:

- проектирование зданий и сооружений первого и второго уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом;

- телематические услуги связи;

- услуги связи в сети передачи данных за исключением передачи голосовой информации;

- услуги связи по предоставлению каналов связи.

ООО «М» имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные банковские счета. Участники Общества несут ответственность в доле своих вкладов. Общество может создавать самостоятельно и совместно с другими фирмами дочерние структуры и филиалы. Основу планирования деятельности общества составляют решения Генерального директора, а также хозяйственные договоры, заключенных с потребителями, покупателями, поставщиками. Выполнение работ и оказание услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно.

Уставный капитал Общества составляет 65000 рублей. Увеличение уставного капитала производится путем дополнительных взносов учредителями в соответствии с законодательством. Решение об изменении уставного капитала принимается общим собранием Общества.

Общее собрание участников является высшим органом управления ООО «М», оно принимает решения по следующим вопросам:

    изменение устава, размера уставного капитала;

    образование исполнительных органов и прекращение их

полномочий;

    утверждение годовых отчетов, бухгалтерского баланса и

распределение прибыли;

    реорганизация и ликвидация Общества;

    назначение Генерального директора, прекращение его полномочий;

    прием в состав Общества новых участников, приобретение долей и др.

Имущество Общества составляют основные фонды и оборотные средства. Общество может пользоваться привлеченными средствами: кредитами, займами, а также средствами от выпуска облигаций. Прибыль организации подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Чистая прибыль поступает в полное распоряжение Общества и распределяется по его рассмотрению. Она может направляться на создание резервного капитала, и покрытию убытка, на увеличение уставного капитала.

ООО «М» осуществляет учет результатов работ, контроль за ходом производства, ведет оперативный, бухгалтерский, статистический и налоговый учет. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности должно соответствовать законодательству в области бухгалтерского учета в РФ: ФЗ « О бухгалтерском учете», Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, бухгалтерским стандартам.

Ответственность за состояние бухгалтерского учета в Обществе возложена на главного бухгалтера. Годовая бухгалтерская отчетность составляется главным бухгалтером, документооборот – Генеральным директором Общества.

2.2 Организация аудиторской проверки операций с денежными средствами

Аудиторская проверка операций с денежными средствами пред­полагает проверку кассовых, банковских и валютных операций.

Основная цель аудиторской проверки — формирование мне­ния о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Де­нежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств действующим в Российской Федерации норма­тивным документам. Для достижения данной цели необходимо установить законность, достоверность и целесообразность совер­шения операций с денежными средствами на предприятии, пра­вильность их отражения в учете и отчетности.

В ходе аудита операций с денежными средствами решаются следующие задачи:

- ознакомление с условиями хранения наличных денег, цен­ных бумаг и других денежных документов в кассе;

- изучение фактического порядка документального оформле­ния операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;

- проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременно­сти и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установлен­ных правил расчетов наличными деньгами с юридическими ли­цами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм це­левого использования, полученных из банка по чекам денежных средств (в том числе валютных) и другие;

- установление количества открытых в банках рублевых и валютных счетов, определение законности и целесообразности операций по поступлению и списанию средств с банковских сче­тов предприятия (в том числе валютных), правильности их отра­жения в учете;

- проверка состояния платежно-расчетной дисциплины.

В процессе аудиторской проверки операций с денежными сред­ствами следует руководствоваться следующими нормативными документами:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 г. № 123-ФЗ);

- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями от 14 декабря 2001 г.);

- Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. № 5215-1.

- Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, затрагивающие вопросы валютного регулирования» от 8.08.01г. № 130;

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении феде­ральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», утвер­жденное 23 сент. 2002 г. № 696;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерс­кой отчетности в Российской Федерации, утвержденное Прика­зом МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. Приказа МФ РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н);

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена и иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное Приказом МФ РФ от 10 января 2000 г. №2н;

- Положение «О безналичных расчетах в Российской Федера­ции», утвержденное ЦБ РФ 3 октября 2002 г. № 2-П;

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, ут­вержденные Приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н;

- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18 (в ред. Письма ЦБ РФ от 26 февраля 1996 г. № 247);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

Информационная база, используемая аудитором при проверке денежных операций, включает:

- основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения кассовых, банковских и расчетных операций, а также бухгалтерский учет этих операций;

- приказ об учетной политике организации;

- бухгалтерскую отчетность — Бухгалтерский баланс (ф. № 1) и Отчет о движении денежных средств (ф. № 4);

- налоговую отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте);

- регистры синтетического учета денежных операций: журналы-ордера, ведомости, машинограммы по счетам 50, 51, 52, 55, 57); журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, платежных поручений; кассовую книгу; Главную книгу;

- первичные документы, оформляющие операции с денежными средствами — отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.); чековые денежные книжки; выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, платежные требования-поручения, авизо) и др.

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

- с рабочим планом счетов, используемых предприятием для отражения в учете операций с денежными средствами;

- применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем ре­гистров по учету денежных средств;

- документооборотом (графиком документооборота) первич­ных документов, связанных с учетом денежных средств;

- перечнем лиц, которым предоставлено право подписи де­нежных и расчетных документов.

Рассмотрим основные этапы проведения аудиторской провер­ки, операций с денежными средствами.

1) Определение цели и основных задач аудита, подборка нор­мативных актов.

2) Составление аудиторской программы проверки денежных средств. Возможный вариант программы проверки на примере ООО «М» приведен ниже (табл. 2.1).

3) Определение возможности использования результатов рабо­ты внутреннего аудита, посредством тестирования средств конт­роля и процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой пере­чень совокупности действий, предназначенных для сбора инфор­мации о функционировании системы внутреннего контроля и уче­та. Программы помогают выявить существенные недостатки, яв­ляясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов. Один из возможных вариантов тестов, составленный на примере ООО «М» приведен в таблице 2.2.

В практической деятельности большинство аудиторских фирм имеют собственные, самостоятельно разработанные тесты оценки системы внутреннего контроля, которые лишь несколько моди­фицируются исходя из специфики организации деятельности и структуры предприятия.

4) Установление соответствия данных бухгалтерской отчетно­сти данным счетов бухгалтерского учета денежных средств.

5) Проверка организации материальной ответственности.

6) Документальное оформление движения денежных средств.

7) Выявление существенных нарушений ведения учета денеж­ных средств, подготовки отчетности и соблюдения законодатель­ства. Выявив существенные вопросы, требующие профессиональ­ного суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соот­ветствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита».

8) Выражение мнения о достоверности отчетности в части уче­та денежных средств.

Таблица 2.1 – Программа аудиторской проверки операций с денежными средствами

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

ООО «М»

с 01.01 по 31.12.06

280

Нежданов Г.В.

Нежданов Г.В., Иванов П.П.

4%

1%


Перечень процедур

Источники информации

А. Кассовые операции

1

Проведение внезапной проверки кассы (при необходимости)

Кассовые документы, наличные денежные средства, кассовая книга, регистры по счету 50

2

Проверка оборотов и остатков по счету 50 «Касса» и их соответствия данным Главной книги

Кассовая книга, ведомости, журналы-ордера, машинограммы по счету 50, Главная книга

3

Выборочная проверка целевого использования денежных средств, полученных из банка, соблюдения лимита кассы и установленного лимита расчетов между юридическими лицами наличными деньгами

Выписки банка, кассовые документы, ведомости, журналы-ордера, машинограммы по счетам 50,51 и др.

4

Выборочная проверка правильности оформления кассовых документов и соответствия их данных записям в Кассовой книге и учетных регистрах по счету 50. Проверка правильности корреспонденции счетов

Кассовые документы, кассовая книга, ведомости, журналы-ордера, машинограммы по счетам 50, 51, 76 и др.

Б. Банковские операции

5

Установление количества банковских счетов у предприятия и законности их открытия

Договоры с банками на расчетно-кассовое обслуживание

6

Проверка оборотов и остатков по счетам учета средств на расчетном и других счетах предприятия и их соответствия данным Главной книги

Ведомости, журналы-ордера, машинограммы по счетам 51, 55, 57, выписки банка. Главная книга

7

Выборочная проверка соответствия первичных платежно-расчетных документов выпискам банка по расчетному и другим счетам предприятия

Выписка банка, расчетно-платежные документы, договоры

Продолжение таблицы 2.1

8

Выборочная проверка точности отражения в учетных регистрах операций по поступлению и списанию средств с расчетного и других счетов предприятия

Выписки банка, расчетно-платежные документы, машинограммы, Главная книга

В. Валютные операции

9

Установление количества валютных банковских счетов у предприятия и законности их открытия

Договоры с банками на расчетно-кассовое обслуживание

10

Проверка оборотов и остатков по счету 52 «Валютный счет» и их соответствия данным Главной книги

Ведомости, журналы-ордера, машинограммы по счету 52, 57, выписки банка. Главная книга

11

Проверка законности осуществления и правильности оформления валютных операций

Контракты, расчетно-платежные документы, выписки банка по валютному счету

12

Проверка соответствия первичных платежно-расчетных документов выпискам банка по валютному счету

Выписки банка, расчетно-платежные документы, договоры

13

Проверка правильности налогообложения валютных операций

Учетная политика, машинограммы, расчетно-платежные документы

14

Проверка точности отражения в учетных регистрах валютных операций по поступлению и списанию средств с валютного счета

Выписки банка по валютному счету, расчетно-платежные документы, машинограммы, Главная книга

Таблица 2.2 – Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с денежными средствами


Содержание вопроса или объекта исследования

Содержание ответа (результат проверки)

Выводы и решения аудитора

А.Внутренний контроль

1

Заключен договор о материальной ответственности с кассиром?

Имеется приказ и договор

Приказ и договор отвечают установленным требованиям

2

Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность денежных средств?

Помещение кассы оборудовано сигнализацией, денежные средства хранятся в сейфе

Надлежащие условия хранения денежных средств обеспечены

3

Допускаются ли случаи подписания незаполненных чеков и платежных поручений?

Нет

Риск контроля низкий

4

Регистрируются ли кассовые ордера, банковские платежные документы в журналах регистрации?

Журналы регистрации ведутся

Риск контроля низкий

5

Полностью ли заполняются необходимые реквизиты в кассовых документах?

На некоторых документах отсутствует дата, имеются исправления, повторы номеров

Риск контроля высокий. Обратить внимание на оформление документов

Продолжение таблицы 2.2

6

Снимаются ли ежедневно остатки денежных средств в кассе?

Да

Необходимо провести внезапную проверку кассы

7

Насколько регулярно отчеты кассира передаются в бухгалтерию и проверяются главным бухгалтером?

Отчеты кассира передаются в бухгалтерию и проверяются главным бухгалтером в конце недели

Ослаблен текущий контроль. Риск контроля высокий

8

Проводятся ли внезапные проверки кассы?

В отчетном году не проводились

Риск контроля высокий

9

Подписывает ли расходные кассовые документы руководитель предприятия?

Да

Риск контроля низкий

10

Проверяется ли полнота оприходования поступивших денежных средств?

Выборочно, нерегулярно

Следует проверить полноту оприходования денежных средств

11

Соблюдается ли установленный лимит кассы?

Да

Контроль удовлетворительный

12

Проверяется ли целевое использование денежных средств, полученных в банке?

Да

Контроль удовлетворительный

13

Нарушаются ли установленные сроки обязательной продажи части валютной выручки?

Не нарушаются

Контроль удовлетворительный

14

Насколько регулярно проверяет главный бухгалтер соответствие данных первичных банковских документов и учетных регистров?

Еженедельно

Контроль удовлетворительный

15

Проверяется ли соответствие проведенных банковских операций договорам?

Ежемесячно

Следует проверить порядок расчетов по договорам

Б. Система учета

16

Разработаны ли схемы отражения на счетах операций с денежными средствами?

Определен только рабочий план счетов, схем нет

Возможно наличие ошибок в корреспонденции счетов

17

С какой периодичностью сверяются данные кассовой книги с данными учетных регистров и первичных документов?

Ежеквартально

Существует вероятность ошибок в учетных регистрах внутри отдельных месяцев

18

Как регулярно обрабатываются и отражаются в учете выписки банка?

Данные выписок банка отражаются в учете на 3-4 день

Возможны ошибки в корреспонденции счетов

19

Соответствуют ли данные учетных регистров Отчету о движении денежных средств?

Соответствуют

Система учета удовлетворительная

20

Проверяется ли соответствие данных регистров по учету движения денежных средств?

Ежемесячно

Система учета удовлетворительная

2.3 Аудит учета денежных средств в кассах организации

Аудиторская проверка кассовых операций является одной из важных и необходимых процедур в начальной стадии аудита. Освоение методики аудита кассовых операций представляется важной по нескольким причинам:

- денежные средства принадлежат к числу наиболее подвиж­ных и легко реализуемых активов предприятия;

- денежные операции носят массовый и распространенный характер;

- подвижность денежных средств и массовость денежных операций делают этот участок хозяйственной деятельности эко­номического субъекта наиболее уязвимым с точки зрения раз­личных нарушений.

В составе денежных средств наиболее подвижный характер имеют наличные деньги. Движение их совершается посредством кассовых операций, основными из которых являются;

- выдача средств на оплату труда;

- выдача средств на оплату административно-хозяйственных расходов;

- выдача средств подотчетным лицам.

Аудит кассовых операций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующим направлениям: про­верка правильности документального оформления операций по кассе; оценка полноты и своевременности оприходования денеж­ных средств; анализ правильности списания денежных средств в расход; проверка соблюдения кассовой дисциплины; выяснение правильности отражения кассовых операций в учете.

Составлению программы проверки предшествует оценка состо­яния системы внутреннего контроля движения и сохранности денежных средств и других ценностей в кассе, которая проводит­ся путем тестирования. Тестирование производится посредством вопросника, составленного аудитором. По полученным ответам аудитор определяет состояние внутреннего контроля на предпри­ятии, дает предварительную оценку соблюдения кассовой дис­циплины, выделяет «узкие» места и планирует состав конт­рольных процедур.

Вопросник тестов контроля кассовых операций может выгля­деть как представлено на примере ООО «М» в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Тесты контроля кассовых операций

Вопрос

Вариант ответа

Информация или документ, который следует запросить

1

Кому было предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве главного бухгалтера

Только главному бухгалтеру

Образец подписи главного бухгалтера

Уполномоченному лицу

2

Имеются ли письменные распоряжения предприятия о назначении уполномоченного лица ставить подписи на приходных кассовых ордерах в качестве главного бухгалтера

Нет

Да

Письменное распоряжение руководителя

Сроки действия полномочий

Образцы подписей

3

Кому предоставлено право подписи приходных и расходных кассовых ордеров в качестве руководителя организации

Только главному бухгалтеру

Образец подписи руководителя организации

Уполномоченному лицу

4

Имеются ли письменные распоряжения руководителя организации о назначении уполномоченного лица ставить подписи на расходных кассовых документах в качестве руководителя организации

Нет

Да

Письменное распоряжение руководителя

Срок действия полномочий

Образцы подписей уполномоченных лиц

5

Ведется ли в организации журнал регистрации приходных кассовых ордеров

Нет

Да

Журнал регистрации приходных кассовых ордеров

6

Ведется ли в организации журнал регистрации расходных кассовых ордеров

Нет

Да

Журнал регистрации расходных кассовых ордеров

7

В каком размере банком установлен лимит денег в кассе

Лимит остатка денег в кассе организации, установленный банком

8

Установлены ли руководителем организации сроки внезапной ревизии кассы приказом организации

Нет

Да

Приказ об установлении сроков внезапной проверки

Продолжение таблицы 2.3

9

Сменялись ли кассиры в организации в проверяемом периоде

Нет

Да

10

Была ли проведена ревизия при смене кассира

Нет

Да

Акт ревизии кассы

11

Назначена ли приказом руководителя организации комиссия для производства ревизии кассы

Нет

Да

Приказ о начислении комиссии по ревизии кассы

12

Соблюдались ли установленные сроки внезапной ревизии кассы

Нет

Да

Акт внезапных ревизий кассы

13

Заключен ли договор с кассиром о полной материальной ответственности

Нет

Да

Договоры о полной материальной ответственности с кассирами

14

Производит ли организация реализацию готовой продукции, товаров, работ, услуг населению за наличные

Нет

Да

15

Имеются ли в организации ККМ

Нет

Да

Договоры о полной материальной ответственности с кассирами

16

Зарегистрирован ли ККМ в налоговых органах

Нет

Да

Карточки регистрации ККМ в налоговых органах

17

Имеет ли организация договор с каким-либо центром технического обслуживания и ремонта ККМ

Нет

Да

Договор с центром технического обслуживания и ремонта

18

Ведется ли в организации кассовая книга

Нет

Да

Кассовая книга

19

Получают ли сотрудники организации деньги от сторонних организаций по доверенности

Нет

Да

ККМ

20

Ведется ли журнал выданных доверенностей

Нет

Да

Журнал учета выданных доверенностей

21

Ведется ли журнал регистрации платежных ведомостей

Нет

Да

Журнал регистрации платежных ведомостей

22

Имеется ли в организации список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по организации

Нет

Да

Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хоз. нужды

23

При выдаче денег на хозяйственные нужды устанавливается ли срок, на который они выдаются

Нет

При проверке кассовых операций аудитор использует все ме­тоды получения аудиторских доказательств, чтобы составить свое мнение о постановке бухгалтерского учета на данном предприя­тии, достоверности и объективности учетных данных, эффективности системы внутреннего аудита. Основными методами сбора аудиторских доказательств являются:

- участие в инвентаризации;

- наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтер­ских операций;

- устный опрос;

- получение письменных подтверждений;

- проверка документов;

- проверка арифметических расчетов.

Приступая к проверке кассовых операций, следует проверить правильность их документального оформления, при этом обращают внимание на полноту заполнения реквизитов приходных и расход­ных документов; обязательную регистрацию приходных и расход­ных ордеров, платежных ведомостей и др.; наличие подписей ответ­ственных лиц и получателей денежных средств; отсутствие исправ­лений, подчисток и т.п. — для этого следует изучить отчеты касси­ра и все приложенные к ним первичные документы (приложение).

Контролируя соблюдение порядка осуществления кассовых операций и их отражение в учете целесообразно применить метод взаимного контроля, при котором сравнивают отражение одной кассовой операции в различных учетных регистрах (по коррес­пондирующим счетам). Например, поступление денежных средств, отраженное в ведомости №l по дебету счета 50, сопоставляют с данными журналов-ордеров № 2,7, учетными регистрами по сче­там 62, 76, 90,91 и др. Эти суммы должны совпадать.

В ходе проверки выясняется также соблюдение установленно­го лимита расчета наличными деньгами между юридическими лицами, а также соблюдение лимита остатка кассы, установлен­ного банком. Следует установить причины наличия превышения остатков над лимитом, так как оно допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работни­кам предприятия. В остальных случаях несоблюдение лимита ос­татка кассовой наличности расценивается как нарушение поряд­ка ведения кассовых операций.

При проверке обязательно контролируют правильность ука­занной в учетных регистрах по счету 50 «Касса» корреспонден­ции счетов, подсчета оборотов и остатков по данному счету. Для этого сверяют данные кассовой книги, отчета кассира и учетного регистра за соответствующий месяц проверяемого периода по да­там.

Как свидетельствует опыт аудиторских проверок, наиболее распространенными ошибками, которые выявляются в ходе про­верки кассовых операций, являются следующие:

- отсутствие первичных кассовых документов или оформле­ние их с нарушением установленных требований;

- неоприходование и присвоение поступивших денежных средств;

- излишнее списание денег по кассе с повторным использова­нием одних и тех же документов или подложных документов;

- несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

- осуществление расчетов с населением за готовую продукцию, товары, услуги без применения контрольно-кассовых машин;

- некорректное отражение кассовых операций в учетных ре­гистрах;

- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;

- формальное проведение инвентаризаций кассы.

2.4 Аудит операций по движению денежных средств на расчетном и специальных счетах в банках

При аудиторской проверке банковских операций особое вни­мание обращается на соблюдение действующего законодательства при их осуществлении. В соответствии с которым организации обязаны хранить свои денежные средства (сверх наличного ли­мита) в обслуживающих учреждениях банков. Расчеты с учреж­дениями банка возникают в связи с хранением денежных средств на расчетном, текущем и других счетах, получение краткосроч­ных и долгосрочных ссуд, их погашением и переоформлением, претензиями к банку по ошибочным записям на счетах. Расчеты через учреждения банков между организациями осуществляются по безналичным формам расчета.

Порядок открытия и режим банковских счетов, а также осу­ществления операций, связанных с безналичными расчетами, регулируются специальными инструктивными указаниями Цен­трального банка России.

Самостоятельное регулирование банковских операций не до­пускается, и поэтому большого внимания требует проверка этих операций последовательно, согласно соответствующему разделу аудиторской программы. Данный раздел аудиторской програм­мы должен включать:

- установление наличия расчетных, текущих, валютных и прочих счетов организации в банках (в каких учреждениях бан­ка открыты эти счета);

- проверку законности совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций, правильности их документального офор­мления;

- проверку полноты и своевременности оприходования посту­пивших на счета денежных средств;

- проверку полноты и своевременности оплаченных средств по предъявленным счетам;

- проверку своевременности перечисления налогов в бюджет и обязательных платежей во внебюджетные фонды;

- проверку полученных в банке средств и оприходованных в кассу, а также целевого использования этих средств;

- определение платежеспособности организации и причин про­срочек расчетов с разными кредиторами, в том числе с банками по ссудам и бюджетом по налогам;

- проверку соответствия по каждому безналичному расчету с организациями их договорным взаимоотношениям;

- контроль достоверности и экономической целесообразности проведения отдельных банковских операций;

- проверку соответствия данных о наличии и движении де­нежных средств, отраженных в документах и записях;

- проверку правильности корреспонденции счетов по банков­ским операциям.

Источниками информации для аудирования данных вопросов являются: договоры с юридическими и физическими лицами, исполнительные листы и претензионные иски; выписки банка с приложенными к ним денежно-расчетными документами; Глав­ная книга; листки расшифровки, журналы-ордера №1,2, 3, ве­домость №1,2 журнально-ордерной формы учета или машинограм­мы оборотов по соответствующим счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и 55 «Специальные счета в банках» и др.

Наиболее полно выявляется соблюдение действующего законо­дательства при совершении банковских операций в ходе докумен­тальной проверки. Однако до начала документальной проверки целесообразно еще раз оценить состояние внутреннего контроля и системы учета банковских операций, а уже потом решить, каким способом их проверять — сплошным или выборочным. Это можно сделать путем устного или письменного тестирования (табл. 2.4).

Таблица 2.4 – Вопросник тестов контроля банковских операций

Направления и вопросы контроля

Ответы

Нет ответа

Да

Нет

1

2

3

4

Условия:

Открыты ли в других банках незарегистрированные счета?

Заключен ли с банком договор о банковском счете?

Лишены ли доступа к бланкам чеков, платежных поручений, не отвечающие за них лица?

Запрещено ли подписывать чистые чеки?

х

х

х

х

5

6

7

Подтверждение:

Проверяет ли главный бухгалтер выписки банка, счета-фактуры, накладные?

Проверяют ли внутренние аудиторы соответствие проведенных операций договорным взаимоотношениям?

Осуществляется ли ежемесячная сверка с банком и подтверждение сальдо средств на счетах?

х

х

х

8

9

10

11

Полнота:

Нумеруются ли выписанные банковские документы?

Регистрируются ли платежные документы в специальном журнале?

Отражается ли поступление выручки от реализации продукции на расчетный счет согласно учетной политике?

Обрабатываются ли и отражаются ежедневно выписки банка в учете?

х

х

х

х

12

13

Реальность:

Осуществляет ли банк контроль за соблюдением платежно-расчетной дисциплины?

Проверяют ли внутренние аудиторы подлинность банковских документов?

х

х

14

Разрешение:

Подписываются ли банковские документы руководителем и главным бухгалтером?

х

15

Точность:

Проверяют ли внутренние аудиторы точность отражения операций по оприходованию и списанию денег на банковских счетах?

х

16

Проверяет ли главный бухгалтер соответствие данных о наличии и движении денежных средств, отраженных в документах и записях?

х

17

Классификация:

Разработан ли примерный проект отражения банковских операций на счетах бухгалтерского учета?

х

Продолжение таблицы 2.4

18

19

Учет:

Проверяет ли главный бухгалтер своевременность и правильность отражения данных выписок банка в регистрах бухгалтерского учета?

Верно ли отражаются в учете аккредитивы и расчеты по чекам из (не) лимитированных чековых книжек?

х

х

20

Периодизация:

Датируются ли платежные документы в журнале регистрации по дате указанной в документе?

х

Из данных вопросника аудитор делает вывод о состоянии системы бухгалтерского учета и внутреннего аудита банковских операций и определяет основные направления и ме­тоды проверки.

Проверка проводится по всем счетам, открытым предприяти­ем в банках, и прежде всего по расчетному счету. В первую оче­редь аудитору необходимо ознакомиться с корреспонденцией сче­тов, указанной в Главной книге. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность бух­галтерских проводок. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для проверяе­мой организации.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также про­веряет:

- порядок ведения учетных регистров;

- ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчет­ному счету, открытому в банке, составляется ли сводный регистр;

- своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;

- производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка.

В начале проверки обязательно сверяют остатки на счетах по вы­пискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути» в учетных регистрах и в Главной книге.

Аудит операций, совершенных в отчетном периоде, осуществ­ляется путем тщательного изучения выписок банка с приложен­ными к ним платежными документами. При этом банковские документы изучаются по существу, т.е. аудиторам следует уста­новить: обоснованность всех перечислений с расчетного счета (до­говора, расчеты платежей и т.п.). Также аудиторам следует изу­чить полноту и своевременность оприходования оплаченных то­варно-материальных ценностей; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правильность и за­конность операций с аккредитивами, векселями и др. Особое вни­мание следует уделить выявлению случаев совершения незакон­ных банковских операций, т.е. операций, осуществленных без договоров между предприятиями или по бестоварным счетам.

При проверке поступивших на счета денежных средств уста­навливается правильность их учета и полнота зачисления. Пере­численную покупателями выручку сверяют с записями в учет­ных регистрах по счетам учета реализации (90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы») и по счетам учета расчетов с поку­пателями и заказчиками (62 «Расчеты с покупателями и заказ­чиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). Поступление денежных средств от прочих дебиторов (по догово­рам аренды, простого товарищества, штрафных санкций и др.) проверяют по данным выписок и приложенным к ним докумен­там. Аудиторы должны проверить наличие договоров, подтвер­дить обоснованность и полноту зачисления денежных средств.

В ходе проверки выясняют также правильность указания кор­респонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по поступившим сум­мам выручки, авансов и др.

Аналогично осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов. Осо­бое внимание обращают на своевременность и полноту оприходо­вания в кассу полученных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредито­ров. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-приемки выполненных работ, наклад­ными на материальные ценности и др.).

Правильность корреспонденции счетов по списанию денежных средств с расчетного и других счетов проверяют по данным учет­ных регистров по счетам 51 и 55. При этом уточняют правомер­ность отнесения на издержки отдельных видов расходов. Средства, списанные с расчетного и других счетов в банках, не могут отно­ситься непосредственно на счета учета издержек (20, 26, 44 и др.), предварительно они должны быть отражены на счетах учета рас­четов с поставщиками и подрядчиками, разными дебиторами и кредиторами — 60 и 76. Исключения составляют отдельные рас­ходы по операционным, внереализационным и чрезвычайным опе­рациям, которые сразу списываются на счет 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» по мере их оплаты. Поэтому следует сначала убедиться, что под видом теку­щих затрат предприятием не списаны расходы на капитальные вложения, на научно-исследовательские работы, на оплату соци­ально-бытовых и других услуг, которые должны финансироваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Для этого проводится сплошная проверка доку­ментов и взаимная сверка регистров учета по указанным счетам. Тем самым обеспечивается необходимая аналитичность учета и возможность контроля отдельных видов затрат.

Особое внимание аудитор должен уделить операциям по бес­спорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указа­ния закона, договора клиента с банком.

Операции по счетам в банке могут быть приостановлены со­гласно статье 76 Налогового кодекса РФ для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распрос­траняется на платежи, очередность исполнения которых в соот­ветствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком реше­ния налогового органа о приостановлении таких операций и до момента отмены этого решения.

В ходе проверки устанавливают, предусмотрена ли договором банковского счета выплата банком процентов за пользование де­нежными средствами и как они отражаются в учете организации (ежемесячно или по факту зачисления процентов на расчетный счет). Неправильное отражение причитающихся процентов мо­жет привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

Кроме расчетных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, под­лежащие обособленному хранению. Открытие специальных сче­тов в банках вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке.

Бухгалтерский учет операций, связанных с расчетами по акк­редитиву, по чекам, иным платежным документам, ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». К нему могут быть от­крыты следующие субсчета; 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чеко­вые книжки», 55-3 «Депозитные счета» и др. В зависимости от целевого предназначения денежных средств к счету 55 могут быть открыты и другие субсчета, например:

- для учета денежных средств целевого финансирования;

- для аккумулирования средств на финансирование капиталь­ных вложений;

- специальный карточный счет в банке, предназначенный для хранения денежных средств при осуществлении расчетов с ис­пользованием банковских карт.

Аудиторская проверка операций по специальным счетам про­водится по общей методике, изложенной выше, при этом аудито­ру необходимо дополнительно проверить:

- правильность и законность применения аккредитивной фор­мы расчетов;

- соблюдение сроков действия аккредитивов;

- правильность документального оформления операций, оп­лаченных чеками из лимитированных и не лимитированных че­ковых книжек;

- наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если такие операции были);

- полноту и правильность документального оформления опе­раций по движению средств целевого финансирования, поступив­ших от родителей и из прочих источников на содержание соци­альных учреждений (детского сада, яслей и т. д.);

- предоставлены ли балансы и другие необходимые докумен­ты от структурных подразделений, выделенных на самостоятель­ный баланс;

- правильность составления бухгалтерских проводок;

- соответствие записей в выписках банка по операциям счета 55 данным журнала-ордера № 3 и Главной книге.

На заключительном этапе проверки данного блока операций устанавливалась реальность и законность операций по счету 57 «Переводы в пути». На который иногда необоснованно относят просроченную дебиторскую задолженность, искажая тем самым бухгалтерскую отчетность. По счету 57 выяснялось реальное от­ражение средств, направленных для зачисления на расчетный счет или предназначенных для продажи валютных средств.

Основанием для записей по счету 57 «Переводы в пути» явля­ются копии квитанций банка или почты, копии сопроводитель­ных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.

Аудитору необходимо проверить:

- наличие первичных документов;

- правильность составления бухгалтерских проводок по опе­рациям со средствами в пути;

- правильность ведения аналитического учета по счету 57.

Опыт аудиторских проверок показывает, что типичными ошиб­ками, которые выявляются в ходе проверки банковских опера­ций, являются следующие:

- отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим обра­зом;

- отсутствие приложений к платежным документам, послу­жившим основанием для совершения операций;

- перечисление авансов по бестоварным счетам без предвари­тельного оформления договора и по другим сомнительным опера­циям;

- несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;

- некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций.

2.5 Особенности аудиторской проверки валютных операций

В начале проверки аудиторам следует проверить соответствие осуществленных валютных операций требованиям действующих нормативных актов. При этом аудитор должен обратить особое внимание на:

- соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала;

- проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензии Центрального банка РФ;

- наличие разрешений и лицензий Центрального банка РФ, предоставляемых им уполномоченным банкам на проведение отдельных операций;

- осуществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами-резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение;

- законность открытия валютных счетов.

Аудит операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числе и за рубежом. При этом следует иметь в виду, что если российская орга­низация имеет в зарубежном банке счет, открытый по лицензии Центрального банка РФ, то эта лицензия не является основанием для зачисления на него валютной выручки. Поэтому в Централь­ном банке РФ должно быть получено специальное разрешение на каждое зачисление валюты на счет в зарубежном банке.

При проверке операций по поступлению валютных средств на валютные счета аудиторам необходимо установить:

- как зачислялась валютная выручка от реализации экспортной продукции, работ, услуг и других валютных операций при внешнеэкономической деятельности;

- правильно ли применялись формы расчетов при внешне­экономической деятельности;

- не допускался ли взаимозачет при исполнении как экспортных, так и импортных контрактов;

- соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, отраженным в первичных документах;

- правильно ли определялась сумма валютной выручки, под­лежащая продаже на внутреннем валютном рынке;

- своевременно ли представлялись платежные поручения на продажу выручки, если зачисление валютной выручки прошло по транзитному счету;

- правильно ли оплачено комиссионное вознаграждение за проведение банком валютных операций;

- правильно ли рассчитаны и отнесены на счета учета курсо­вые разницы.

Проверяя соблюдение действующего валютного законодатель­ства, аудитор должен обращать внимание на полноту и своевре­менность зачисления валютной выручки предприятия на его ва­лютные транзитные счета в уполномоченных банках. Для этого сумму поступившей валютной выручки в течение года сравнива­ют со стоимостью экспорта товаров по контрактам.

Так как для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтер­ской отчетности стоимость активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, подлежит пересчету в рубли, то выясняют правильность определения сумм этих активов и обязательств в рублевом эквиваленте и курсовых разниц по ним, а также используемых корреспонденций счетов по таким операциям.

Для этого аудитор сплошным порядком должен выполнить пе­ресчет стоимости активов и обязательств в рублях на дату совер­шения операции в иностранной валюте. Датой совершения опера­ции в иностранной валюте (согласно требованиям ПБУ 3/2000) является день возникновения у предприятия права в соответствии с законодательством или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой опе­рации. В процессе пересчета стоимость соответствующего актива или обязательства, выраженного в иностранной валюте, умножа­ют на установленный ЦБ РФ курс этой валюты. Полученная сум­ма в рублях сравнивается с суммой, указанной в учетном регистре предприятия. В процессе пересчета курсовых разниц аудиторы осуществляют их арифметический контроль и подтверждают пра­вильность применения установленного ЦБ РФ курса иностранной валюты и размеров остатков активов и обязательств, стоимость которых подлежит переоценке, на дату совершения операции или на дату составления отчетности.

При проверке операций по валютному счету особое внимание обращают на правильность отражения в учете операций по по­купке и продаже валюты, так как именно по этим операциям и допускается большое количество ошибок в методологии учета.

Проверку операций по покупке валюты целесообразно проводить по следующей схеме:

- установить цель приобретения валюты;

- убедиться в наличии лицензии ЦБ РФ на проведение ва­лютной операции, если она связана с движением капитала;

- проверить правильность отражения приобретения валюты на бухгалтерских счетах;

- проконтролировать правильность применения курсов ино­странной валюты, использованных при пересчете валюты;

- проверить использование купленной валюты по целевому назначению;

- проконтролировать соблюдение сроков списания валюты со специального транзитного счета;

- установить осуществлена ли операция обратной продажи купленной валюты;

- определить соблюдено ли условие покупки валюты на опла­ту импортного товара до их таможенного оформления — откры­тие рублевого депозита.

Проверяя операции по продаже валюты, следует учитывать, что продажа может быть обязательной, обратной или доброволь­ной.

Обязательная продажа — это продажа 50 % валютной выруч­ки резидентов от экспорта, зачисленной на транзитный валют­ный счет.

Обратная продажа — это продажа валюты, приобретенной на внутреннем валютном рынке и зачисленной на специальный тран­зитный валютный счет, в том случае, если она не будет использо­вана по целевому назначению в установленные сроки.

Добровольная продажа — это продажа излишних валютных средств с текущего валютного счета.

При обязательной и обратной продаже валюты проверке под­лежат вопросы как соблюдения требований действующих норма­тивных актов, так и правильности отражения этих операций в учете, а при добровольной продаже в основном проверяют мето­дику учета данных операций.

Проверку операций по продаже валюты целесообразно прово­дить по следующей схеме:

- определить вид продажи валюты;

- проконтролировать правильность определения размера обя­зательной продажи валютной выручки;

- проверить соблюдение сроков продажи валютной выручки;

- проверить правильность отражения продажи валютных средств на счетах бухгалтерского учета;

- установить наличие условий для обратной продажи валю­ты;

- проконтролировать соблюдение сроков обратной продажи валюты;

- проверить документальное оформление операций по прода­же валюты;

- проконтролировать правильность применения курсов инос­транной валюты, использованных при пересчете валюты.

Поскольку документальное оформление операций по движе­нию средств на валютных счетах предприятия строго контроли­руется обслуживающим банком, то аудитор может сконцентри­ровать свое внимание на проверке правильности отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета.

В заключении устанавливают правильность отражения в учет­ных регистрах валютных операций. Для этого с помощью при­емов прослеживания и сопоставления записей в учетных регист­рах по счету 52 «Валютный счет» с данными учетных регистров по счетам учета материальных ценностей (08, 10, 19, 41 и др.), затрат (20, 43, 44 и др.), расчетов (60, 62, 76 и др.), прибылей и убытков (90, 91 и др.), выясняют содержание указанных корреспонденции счетов и их соответствие требованиям нормативных документов.

На первое число каждого квартала остатки по валютному счету в Главной книге должны быть равны строке 263 баланса (ф. № 1).

Типичными ошибками, выявляемыми в ходе аудиторской про­верки валютных операций, являются:

- неполное зачисление валютной выручки на транзитные ва­лютные счета;

- неправильное применение курсов иностранной валюты при отражении в учете валютных операций и расчете курсовой раз­ницы;

- некорректные корреспонденции бухгалтерских счетов.

Все выявленные в ходе аудиторской проверки денежных средств нарушения действующего порядка осуществления и отражения в учете операций по кассе, расчетному, валютному и прочим сче­там в банках аудиторы фиксируют в своих рабочих документах. На основании собранных данных они производят оценку органи­зации на проверяемом предприятии системы учета денежных средств. Все установленные факты нарушений обсуждаются ауди­торами с главным бухгалтером предприятия, объяснения которо­го по отдельным вопросам могут быть приняты аудитором во вни­мание. Тем не менее существенные нарушения действующего по­рядка ведения бухгалтерского учета должны быть отражены ауди­тором в аудиторском отчете по результатам аудита.

Курсовой разницей ООО «М» признает разницу между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выраженная в иностранной валюте, исчисленной по курсу Банка России, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этого актива и обязательства, исчисленной по курсу Банка России, на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период (пункт 3 ПБУ3/2000).

Курсовая разница возникает в случаях (пункты 3,7 ПБУ 3/2000):

- полного или частичного погашения дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс Банка России на дату исполнения обязательств по оплате отчисляется от его курса на дату принятия этой дебиторской или кредиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде либо от курса на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, в котором эта дебиторская или кредиторская задолженность была пересчитана в последний раз;

- пересчета стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте:

1)денежных знаков в кассе организации;

2)средств на счетах в кредитных организациях;

3)денежных и платежных документов;

4)краткосрочных валютных ценных бумаг (стоимость долгосрочных валютных ценных бумаг не переоценивается);

5)средств в расчетах (включая по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами (включая подотчетных лиц);

6)остатков средств целевого финансирования, полученных из бюджета или иностранных источников в рамках технической или иной помощи, оказываемой РФ в соответствии с заключенными соглашениями (договорами).

Курсовая разница рассматривается Обществом в качестве внереализационных доходов или внереализационных расходов, кроме случаев, когда курсовая разница, связанная с формированием (увеличением) уставного капитала, подлежит отнесению на счет добавочного капитала (пункты 13,14 ПБУ 3/ 2000).

В бухгалтерской отчетности раскрывается:

- величина курсовых разниц, образовавшихся по операциям пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, подлежащих оплате в иностранной валюте;

- величина курсовых разниц, образовавшихся по операциям пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств, подлежащих оплате в рублях;

- величина курсовых разниц, зачисленных на счета бухгалтерского учета, отличные от счета учета финансовых результатов организации;

- официальный курс иностранной валюты к рублю, установленный Центральным Банком Российской Федерации, на отчетную дату. В случае если для пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов или обязательств, подлежащей оплате в рублях, законом или соглашением сторон установлен иной курс, то в бухгалтерской отчетности раскрывается такой курс.

Анализ финансового состояния осуществляется на основе данных бухгалтерской отчётности и может проводиться по различным методикам. В данном курсовом проекте рекомендуется оценку финансового состояния определять с помощью следующих абсолютных и относительных показателей, которые собраны в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Общие показатели финансового состояния ООО «М»

Показатели

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Удельный вес, %

Что характеризует

На начало

На конец

1) общая стоимость имущества по балансу

318669

3 22619

2) величина дебиторской задолженности и её удельный вес в общей стоимости имущества

61352

63174

19,3

19,6

3) величина кредиторской задолженности и её удельный вес в валюте баланса

25664

47210

8,1

14,6

4) стоимость собственного капитала и его удельный вес в валюте баланса

201789

206190

63,3

63,9

5)коэффициент рентабельности по выручке, определяемый по формуле:

К р = ЧП : В

где ЧП – чистая прибыль предприятия;

В – выручка от реализации продукции, работ, услуг.

0,15

0, 16

Коэффициент считается приемлемым, если он находится в пределах от 0,08 до 0,15;

6)Коэффициент абсолютной ликвидности, вычисляемый по формуле:

К абс = (ДС + КФВ) : КО,

где ДС – денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

КО – краткосрочные обязательства

0,09

0,07

Нормальное значение показателя от 0,2 до 0,5;

7) Коэффициент промежуточного покрытия, определяемый по формуле:

Кпп=(ДС +КФВ + ДЗкр + ЗЗ): КО

где ДЗкр – краткосрочная дебиторская задолженность, т.е. такая, по которой платежи ожидаются не более чем через 12 месяцев после отчётной даты;

ЗЗ – запасы и затраты.

1,70

1,75

Нормальное значение коэффициента от 2 до 2,5.

На основании полученных оценок финансовое состояние организации можно оценивать как: хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное.

Так, если расчёты коэффициентов рентабельности, абсолютной ликвидности, промежуточного и общего покрытия превышают их нормальное значение, то финансовое состояния предприятия можно считать хорошим; если меньше указанных нормальных значений – неудовлетворительным; если же они соответствуют им – удовлетворительным.

Коэффициент рентабельности по выручке на предприятии, на начало отчетного периода составил - 0,15, а на конец - 0,16, что немного превышает норму.

Коэффициент абсолютной ликвидности равен на начало отчетного периода -0,09, а на конец составил - 0,07, что является меньше нормы. Этот коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платеже­способным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам.

Коэффициент промежуточного покрытия на начало отчетного периода составил - 1,70, а на конец - 1,75,что меньше установленной нормы, но также наблюдается улучшение коэффициента, по сравнению с прошлым годом он увеличился на 0,05.

Необходимо сделать вывод, что финансовое состояние предприятия можно считать неудовлетворительным, так как большое число коэффициентов является ниже установленных норм, т.е, предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии, так как все показатели не удовлетворяют нормативным значениям.

2.6 Оформление протокола выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений и ошибок

Выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения оцениваются аудитором с точки зрения их влияния на финансовые (отчетные) показатели организации и на исчисление налогооблагаемой базы соответствующих налогов. Последствия выявленных нарушений существенный или несущественный характер, что определяется с помощью установленного аудитором уровня существенности. Аудитор по возможности определяет величину ущерба в стоимостном выражении.

Нарушения и выявленные из-за них суммы ущерба рекомендуется оформить в виде следующего протокола нарушений (таблица 2.6). Сумма ущерба определяется по каждому нарушению в зависимости от вызванных им последствий и заносится в графу 8 таблицы 2.6.

Таблица 2.6 - Протокол нарушений, установленных в ходе аудиторской проверки

№ п/п

Документ

Ф.И.О. совершившего операцию лица

Содержание хозяйственной операции

Суть нарушения

Сумма ущерба, руб.

Наименование

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Платежная ведомость, расходный кассовый ордер

12.03.06г.

Кассир

Выдача денежных средств на командировочные расходы

Отсутствует подпись лица, получившего денежные средства по платежной ведомости, а по платежной ведомости числится выданная сумма денежных средств

2

Выписка банка,

Приходный кассовый ордер,

расходный кассовый ордер

Выписка банка, приходный кассовый ордер,

расходный кассовый ордер, платежная ведомость

17.10.06

18.10.06

19.10.06

Кассир

В банке была получена денежная сумма в размере 15 000 руб. на хозяйственные нужды.

Указанная сумма оприходована по кассе и выдана под отчет.

Получена денежная сумма в размере 120 000 руб. на выдачу заработной платы. В течение трех дней заработная плата была выплачена.

Деньги, полученные в банке, должны быть оприходованы по кассе предприятия в тот же день, то есть 17.10.06

3

Приходный кассовый ордер

Платежная ведомость, расходный кассовый ордер

3.02.06-5.02.06

6.02.06

Кассир

По кассе предприятия была оприходована выручка от продажи товаров в размере 140 000 руб.

Указанные деньги были выплачены работникам предприятия в виде заработной платы.

Предприятие не имеет право накапливать денежные средства в кассе предприятия для выплаты заработной платы.

Сумма ущерба определяется по каждому нарушению в зависимости от вызванных им последствий.

План, программа аудита, вопросники, протокол выявленных нарушений являются рабочими документами аудитора. Наряду с другими рабочими документами они являются собственностью аудитора и их содержание представляет аудиторскую тайну.

2.7 Отчет

    Общая характеристика бухгалтерского учёта ООО «М».

Бухгалтерский учёт на ООО «М» строится с применением журнально-ордерной формы учёта с использованием ПЭВМ. Все участки учёта автоматизированы, что обеспечивает достаточную чёткость системы внутреннего контроля организации.

Учётные регистры синтетического и аналитического учёта ведутся по установленным формам, исправительные записи в них оформляются соответствующими бухгалтерскими справками. Формы и порядок заполнения первичных документов соответствует требованиям Закона «О бухгалтерском учёте».

Преемственность баланса обеспечивается, расхождения между данными первичных документов и бухгалтерских регистров по проверенным участкам учёта не выявлено. Данные учёта по синтетическим регистрам тождественны показателям отчётности предприятия.

2)Аудит учётной политики.

Учётная политика ООО «М» на 2006 год определена приказом № 1 от 31.12.2003г., в основу которого положены действующие нормативные материалы и документы. В приказе отражены избранные при формировании политики способы ведения бухгалтерского учёта, оказывающие серьёзное влияние на оценку и принятие решений, без знания которых невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния организации.

Изучив учётную политику открытого общества с ограниченной ответственностью, необходимо отметить методологические недочёты:

- в приказе об учётной политике не определены способы группировки затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, а также не указана база распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

- За счёт себестоимости в организации создаётся два вида резервов: резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год и за выслугу лет, однако в приказе об учётной политике начисление этих резервов не утверждено.

- Поскольку учёт реализации продукции, работ, услуг в целях налогообложения ведётся в обществе согласно налоговой учётной политики по мере отгрузки продукции и предъявления расчётных документов покупателю, необходимо предусмотреть в ней создание резерва по сомнительным долгам покупателей в конце отчётного года по результатам инвентаризации расчётов с покупателями. Начисление такого резерва позволит уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму сомнительной дебиторской задолженности покупателей.

- В развитии учётной политики в части контроля за сохранностью и движением наличных денежных средств целесообразно издать приказ об утверждении сроков представления авансовых отчётов о хозяйственных расходах согласно п.11 Порядка проведения кассовых операций в народном хозяйстве, утверждённого Центробанком РФ № 40 от22.09.1993г (в ред. на 26.02.1996г.), а также утвердить сроки ревизии кассовой наличности в соответствии с п. 37 указанного выше нормативного документа.

3)Аудит денежных средств и валютных операций.

Оценивая внутренний контроль операций с денежными средствами, выяснилось следующее:

- обеспечена сохранность наличных денежных средств; помещение кассы оборудовано надлежащим образом; с кассиром заключен договор материальной ответственности;

- соблюдается порядок инвентаризации наличных денежных средств; инвентаризационная комиссия назначается приказом руководителя организации;

- кассовые документы на выданные и поступившие наличные денежные средства, в частности , при внесении наличных денег в банк и при получении денег в банке, оформляются своевременно.

В финансовой отчетности отражены все денежные средства, принадлежащие организации. Чтобы получить доказательства того, что у организации нет счетов в банках, не отраженных в отчетности, был произведен опрос персонала клиента, ознакомление с протоколами заседаний совета директоров на предмет выявления счетов, не отраженных в учете. Не отраженные в учете счета в банках могут быть также выявлены при проведении проверки операций с дебиторами и кредиторами организации.

Кроме того, аудитором произведена проверка операций по переводу денежных средств с одного счета на другой в конце отчетного периода. Такая проверка направлена на выявление случаев, когда денежные средства списаны с одного счета организации, но на другой ее счет до конца отчетного периода не поступили. Такие денежные средства должны быть отражены в учете как переводы в пути.

В качестве мероприятий по улучшению эффективности и качества деятельности данного предприятия возможны следующие предложения:

1) внести изменения в учетную политику, дополнить ее недостающими элементами;

2) исправить ошибки в первичных документах.

Заключение

В данном курсовом проекте были рассмотрены вопросы, связанные с аудиторской выборкой, ёё основные этапы и организация. От оценки аудитором состояния учета и внутреннего контроля на предприятии зависят и все его последующие действия. Так, если у аудитора в результате изучения отчетности организации и бесед с персоналом сложилась абсолютная уверенность в том, что отчет­ность составлена верно на основе правильных и достоверных ис­ходных данных, то он может проводить выборочную проверку пер­вичных документов и регистров учета.

Вторая глава курсового проекта содержит разработку методики аудиторской проверки денежных и валютных средств на примере конкретного предприятия. В ходе разработки были выполнены следующие этапы: изучили учетную политику предприятия, составили программу аудиторской проверки, ознакомились с характеристикой предприятия и финансовой отчетностью, провели ее анализ, оценили степень надежности системы внутреннего контроля, и в заключении проекта был разработан отчет, в котором мы указали найденные в ходе проверки ошибки.