Учетная политика предприятия "ТелеСОТА"

Введение

Политика в переводе с греческого – это деятельность в сфере каких-либо отношений или искусство управления чем-либо. Поэтому учетная политика должна определять регламент отношений в вопросах учета хозяйственных процессов, имущества и обязательств организации, т.е. устанавливать способы ведения учета или порядок осуществления учетных операций, чтобы формировать информацию для всех заинтересованных пользователей.

Именно учетная политика организации лежит в основе бухгалтерского учета предприятия и устанавливает правила его ведения и отражения хозяйственных операций в бухгалтерской отчетности. Именно поэтому правильное формирование учетной политики так важно для любой организации. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Бухгалтерский учет в нашей стране претерпевает сейчас достаточно много изменений, за которыми порой не так-то просто уследить. В то же время своевременное преобразование бухгалтерского учета своего предприятия в соответствии с нововведениями законодательства является одной из важнейших задач бухгалтера и руководителя.

Целью данной работы является систематизация, закрепление и расширение теоретический знаний студентов по специальности, а также развитие навыков самостоятельной работы и овладения методикой исследования вопросов учетной политики предприятия.

В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:

1. Рассмотрение понятия и назначения учетной политики предприятия.

2. Изучение нормативно-правового регулирования по формированию учетной политики.

3. Ознакомление с методическими аспектами учетной политики и их влиянием на структуру отчетных форм на примере конкретного предприятия.

В работе используется бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия, а также другие его документы.

Объектом исследования в данной работе является закрытое акционерное общество «ТелеСОТА», зарегистрированное 19.10.01 года. Сокращенное наименование Общества ЗАО «ТелеСОТА». Местонахождение предприятия и почтовый адрес: 630099, г. Новосибирск, ул. Чаплыгина, 48.

ЗАО «ТелеСОТА» действует в соответствии с уставом, утвержденным Протоколом №1 от 18 ноября 2002 года, составленным в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об акционерных обществах», а также Федеральным законом от 07.08.2001 г. №120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».

ЗАО «ТелеСОТА» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной целью создания и деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и материальных потребностей участников предприятия, удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, услугах.

Учредители ЗАО «ТелеСОТА» несут ответственность по обязательствам в размере уставного капитала, который был создан за счет средств учредителей. Размер уставного капитала ЗАО «ТелеСОТА» 22500 рублей, состоящий из 100 обыкновенных акций номинальной стоимостью 225 каждая.

Основным видом деятельности предприятия является оптовая торговля.

Предприятие ЗАО «ТелеСОТА» достаточно стабильно функционирует на рынке и ежегодно получает прибыль. Так, в 2005 году чистая прибыль предприятия составила 1704 тыс. руб., в то время как в 2004 году данный показатель составлял 1595 тыс. руб. Таким образом, за год произошло увеличение прибыли на 6,8%. Это объясняется значительным увеличением выручки предприятия с 423225 тыс. руб. до 1038143 тыс. руб., т.е. на 145%. Себестоимость проданных товаров и услуг за рассматриваемый период изменилась с 402872 тыс. руб. до 1002795 тыс. руб., увеличившись на 149%. Также возросли и другие расходы. Именно поэтому прибыль увеличилась далеко не так значительно как выручка организации.

Для предприятия торговли очень важным показателем, характеризующим деятельность предприятия является рентабельность продаж. Рентабельность продаж предприятия ЗАО «ТелеСОТА» в 2004 году составила 5%, а в 2005 году – 3,5%. Снижение рентабельности является негативной тенденцией.

Таким образом, несмотря на то, что предприятие ежегодно получает достаточно высокую и стабильную прибыль, размер ее увеличения не оправдывает понесенные затраты. Следовательно, происходит снижение эффективности деятельности предприятия.

1. Понятие и назначение учетной политики

1.1 Определение и назначение учетной политики предприятия

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности [14, с. 35].

Формирует учетную политику предприятия главный бухгалтер. При этом он исходит из обязательного соблюдения допущения и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты [15, c. 42].

Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователей бухгалтерской отчетности, также должны получить отражение в учетной политике организации. Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с первого января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться.

Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение [20, c. 21]:

    Рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого плана счетов;

    Формы первичных учетных документов в тех случаях, когда для оформления некоторых хозяйственных операций не предусмотрены их типовые формы;

    Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    Формы бухгалтерского учета;

    Порядка проведения инвентаризации;

    Методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;

    Правил документооборота и технологии обработки учетной информации;

    продолжительности первого отчетного года, если предприятие приобрело права юридического лица после 1 октября.

Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего плана счетов, утвержденного Минфином РФ.

Технический аспект учетной политики включает также разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию и определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления [17].

Организационным аспектом учетной политики является форма организации бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложены на руководителя организации [23, c. 58].

Учетная политика может быть изменена в следующих случаях [28, с. 34]:

    изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

    разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. В этом случае изменения в учетную политику организации могут вноситься согласно приказу (или распоряжению) руководителю;

    изменение условий деятельности организации. Существенные изменения условий деятельности организации могут быть связаны с реорганизацией, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности т.д.

При этом не считается изменением учетной политики утвержденные способы ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые впервые возникли в деятельности организации, то есть ранее таких фактов не было.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, утвержденном для учетной политики. Изменения должны вводиться с 1 января года, следующего за годом их утверждения [32, c. 51].

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Необходимо обращать внимание на то, что изменения учетной политики, вызванные изменением законодательства РФ или нормативных актов бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующими законодательными или нормативными актами. Если такой порядок не предусмотрен законодательными или нормативными актами, то изменения отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требований предоставления числовых показателей минимум за два года [29, c. 18].

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна включать следующие позиции [33, c. 39]:

    причину изменения учетной политики;

    обоснованность такого изменения;

    оценку последствий изменений в денежной оценке.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объясняются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Таким образом, учетная политика – это документ, включающий в себя методологический, технический и организационный аспекты ведения бухгалтерского учета предприятия и разрабатываемый каждым предприятием в обязательном порядке.

1.2 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ

Основным нормативным документом, регламентирующим формирование, раскрытие и изменение учетной политики предприятия, является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98 №60н.

В соответствии с пунктом 7 указанного ПБУ 1/98 учетная политика организации должна обеспечивать [9]:

    полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности (требование полноты);

    своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

    большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

    отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

    тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

    рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При этом, создавая учетную политику организации, руководствуются и множеством других нормативных документов. В первую очередь это Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 №34н, действующие на данный период времени ПБУ и план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утвержденное приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. №94н, а также другие нормативными документами.

В целом же нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Реформирование национальной системы бухгалтерского учета в направлении устранения разрыва в понимании учетной и отчетной информации российскими и зарубежными партнерами неразрывно связано с созданием национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Правительством Российской Федерации 19 августа 1994 года было принято постановление №984 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации». В соответствии с ним все нормативные акты по бухгалтерскому учету, обязательные для всех организаций на территории страны, должны разрабатываться и утверждается Минфином РФ.

Минфин РФ решает принципиальные вопросы методологии бухгалтерского учета и отчетности. Конкретные ситуации учета в организации самостоятельно решает главный бухгалтер, который должен быть готов к этому [22, c. 11].

Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» разработана система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Эта система состоит из документов трех уровней.

Первый уровень – законы и иные законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в России.

Второй уровень – положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином РФ как методологическим центром, а также методические указания (инструкции, указания, письма, рекомендации и т.п.) по ведению бухгалтерского учета (разрабатываемые как Минфином РФ так и другими органами в соответствии с российским законодательством. Например, Банком России, ФНС и т.д.

Третий уровень – рабочие документы организации (фирмы, корпорации и др.), формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

В документах первого уровня системы закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете», законы РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ и другие.

Второй уровень системы составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Минфином РФ от 28.07.98 г. №34н (с изменениями №31н) по своему статусу также является документом второго уровня системы, так как утверждено не законодательным органом, а Минфином РФ.

Сюда же относятся документы, раскрывающие механизм применения документов первого уровня. Это инструкции, приказы, указания, методические рекомендации, предлагающие возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.

Учетная политика организации создается как для целей бухгалтерского, так и налогового учета. Учетная политика для целей налогообложения получила официальное закрепление со вступлением в силу гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ). А с введением гл. 25 НК РФ организуемый учет по исчислению налога на прибыль получил статус налогового, который нужен для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, и его могут вести отдельные подразделения или бухгалтер, которому это поручат. Учетная политика для целей налогового учета регулируется Налоговым кодексом РФ [21, c. 56].

Таким образом, на предприятии создается два вида учетной политики: для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Каждый из них регулируется различными нормативными документами, относящимися к разным уровням нормативного регулирования.

В любом случае учетная политика любой организации должна полностью соответствовать действующим нормативно-правовым документам. Поэтому руководителям и бухгалтерам организаций необходимо следить за всеми изменениями, происходящими в законодательстве Российской Федерации.

1.3 Общие положения по формированию учетной политики

Общие положения по формированию учетной политики предприятия описаны в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе вышеуказанного Положения и утверждается руководителем организации.

При формировании учетной политики предполагается, что:

    активы и обязательства предприятия существуют обособленно от активов и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия);

    предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

    выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

    факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика предприятия должна обеспечивать выполнения всех требования бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики осуществляется разработка предприятием соответствующего способа, исходя из настоящего и иных Положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) предприятия.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа.

Итак, таковы основные положения формирования учетной политики, определяемые основным нормативным документом, регулирующим ее. Данные положения обязательны для исполнения каждым предприятием и полностью соответствуют вышестоящим нормативным документам.

2. Методические аспекты учетной политики и их влияние на структуру отчетных форм

2.1 Методические аспекты учетной политики

Рассмотрим организацию бухгалтерского учета и методические аспекты учетной политики предприятия ЗАО «ТелеСОТА».

Структура бухгалтерии ЗАО «ТелеСОТА» приведена на рисунке 1.

Главный бухгалтер


Бухгалтерия Касса Плановый отдел

Зам. Гл. бухгалтера Старший кассир

Рис. 1 – Структура бухгалтерии

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организации ЗАО «ТелеСОТА». Они же устанавливают организационную форму бухгалтерской службы – самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

Руководитель ЗАО «ТелеСОТА» создает условия для выполнения всеми подразделениями и работниками организации требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений.

В соответствии с конкретными условиями деятельности организации ЗАО «ТелеСОТА» учет в ней организован по централизованной форме. То есть в подразделениях организации оформляются лишь первичные документы, которые в установленные сроки передаются в бухгалтерию, где осуществляется синтетический и аналитический учет всех операций, составляется отчетность, в том числе бухгалтерский баланс, по организации в целом.

Учетная политика предприятия ЗАО «ТелеСОТА» составляется главным бухгалтером в конце года на следующий за ним год и утверждается Приказом генерального директора предприятия.

В соответствии с учетной политикой предприятия ЗАО «ТелеСОТА», принятой на 2005 год, утвержденной Приказом №11 от 30 декабря 2004 года, бухгалтерский учет рассматриваемого предприятия осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими методологические основы, а также порядок организации и ведения бухгалтерского учета:

    Федеральным Законом от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

    Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 г. №34н;

    Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденным приказом Минфина от 31.10.2000 №94н, положениями по бухгалтерскому учету;

    Другими нормативными документами и методическими указаниями и материалами по вопросам бухгалтерского учета с учетом последующих изменений и дополнений к ним.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.

Задачами бухгалтерского учета ЗАО «ТелеСОТА» являются:

    Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;

    Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

    Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности;

    Выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Учетная политика организации выработана на основании требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету в соответствии с ПБУ 1/98.

В соответствии с учетной политикой предприятия главный бухгалтер предприятия обеспечивает отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйствующих операций и осуществляет контроль за соответствием их законодательству РФ, а также подписывает совместно с руководителем предприятия документы, служащие основанием для приемки товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетно-кредитных и финансовых обязательств.

В учетной политике отражено, что бухгалтерский учет в организации ведется по журнально-ордерной форме учета способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в организации ЗАО «ТелеСОТА» осуществляется на основании первичных учетных документов. В качестве первичных учетных документов на предприятии применяются унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом. Кроме того, на предприятии применяются формы первичных учетных документов, содержащих обязательные реквизиты, разработанных внутри предприятия и утвержденных соответствующими распорядительными документами.

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания и содержать следующие обязательные реквизиты:

    Наименование документа (формы);

    Код формы;

    Дату составления;

    Наименование организации, от имени которой составлен документ;

    Содержание хозяйственной операции;

    Измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

    Наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

    Личные подписи и их расшифровки.

Содержащиеся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, разработанных и рекомендованных Министерством Финансов РФ и органами, которым Федеральными Законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных за определенный период времени, из регистров бухгалтерского учета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.

Все вышеуказанные моменты отражены в учетной политике предприятия ЗАО «ТелеСОТА» и являются обязательными для исполнения бухгалтерией.

По своей структуре учетная политика ЗАО «ТелеСОТА» состоит из следующих разделов:

    Общие положения;

    Организационно-технический раздел;

    Выбранные варианты методики учета;

    Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций;

    Инвентаризация;

    Правила оценки статей бухгалтерской отчетности. Вложения во внеоборотные активы;

    Финансовые вложения;

    Основные средства;

    Нематериальные активы;

    Приобретение и учет материально-производственных запасов и их списание;

    Расходы будущих периодов;

    Прочие операционные доходы и расходы;

    Капитал и резервы;

    Учет расчетов по имущественному страхованию;

    Учет прибыли (убытков), фондов, использования прибыли;

    Учет курсовых и суммовых разниц;

    Учет операций по торговой деятельности;

    Оценка задолженности по полученным займам;

    Внесение изменений и дополнений в учетную политику.

В каждом из перечисленных разделов описаны особенности ведения отдельных видов бухгалтерского учета предприятия.

Таким образом, учетная политика организации ЗАО «ТелеСОТА» составлена в соответствии с действующими на территории РФ нормативно-правовыми документами. Она устанавливает правила ведения бухгалтерского учета на предприятии, начиная отражением хозяйственных операций в первичных документах и закачивая их группировкой в бухгалтерской отчетности.

2.2 Влияние выбранных принципов учетной политики на структуру баланса и отчета о прибылях и убытках

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации [25, c. 89].

Отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы [13, c. 15].

В соответствии с учетной политикой предприятие ЗАО «ТелеСОТА» формирует внешнюю и внутреннюю бухгалтерскую отчетность.

Состав внутренней отчетности, ее формы, периодичность и сроки представления, а также перечень лиц, ответственных за составление внутренней отчетности и потенциальных пользователей утверждается организацией.

Внешняя бухгалтерская отчетность ЗАО «ТелеСОТА» включает в себя:

1) бухгалтерский баланс (форма №1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма №2);

3) приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);

4) пояснительная записка.

Выбранные принципы учетной политики оказывают существенное влияние на структуру баланса и отчета о прибылях и убытков.

Организации вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности. Необходимо, чтобы они содержали сведения для достоверного и полного предоставления информации о финансовом положении организации, изменениях этого положения и финансовых результатов деятельности. В формах должны быть сохранены коды итоговых строк, строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса [12, c. 5]. На рассматриваемом предприятии бухгалтерская отчетность составляются по унифицированным типовым формам, разрабатываемым и рекомендуемым Минфином РФ.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 10.01.2000 №2н.

Бухгалтерский баланс представляет состояние имущества предприятия как группировку разнородных имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов, а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке, в России – в рублях. В силу этого вопрос правильной оценки балансовых статей имеет исключительное значение, как при построении баланса, так и для оценки деятельности хозяйства [16, c. 208].

ЗАО «ТелеСОТА» раскрывает избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики предприятия и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы. Все это оказывает существенное влияние на структуру баланса.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике ЗАО «ТелеСОТА» по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Так, в соответствии с учетной политикой ЗАО «ТелеСОТА» средства предприятия отражаются в балансе в следующей оценке:

    Основные средства – по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления, за минусом износа;

    Нематериальные активы – по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом износа;

    Капитальные вложения – по фактическим затратам для застройщика (заказчика);

    Оборудование – по фактической стоимости приобретения;

    Финансовые вложения (инвестиции в ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий, облигации, предоставленные займы и т.п.) – по методу ФИФО;

    Материальные ценности – по фактической их себестоимости;

    Издержки обращения – в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров;

    Расходы будущих периодов – в сумме фактических произведенных в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;

    Товары – по покупной себестоимости;

    Товары отгруженные, сданные работы и оказанные услуги – по полной фактической себестоимости;

    Дебиторская задолженность – в сумме, признанной дебиторами;

    Остатки средств по валютным счетам, другие денежные средства, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах – в рублях, определяемых путем пересчета валют по курсу Центрального банка РФ, действующему на последнее число отчетного периода.

Источники средств предприятия отражаются в балансе:

      Уставный капитал – в размере, определенном учредительными документами;

      Резервный капитал – в сумме неиспользованных средств этого капитала;

      Резервы по сомнительным долгам – в сумме созданных в конце года резервов на покрытие дебиторской задолженности предприятия;

      Резервы на покрытие предстоящих расходов и платежей – в сумме неиспользованных резервов;

      Доходы будущих периодов – в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к следующим отчетным периодам;

      Прибыль – в сумме, фактически полученной в отчетном периоде. Авансовое и фактическое использование прибыли в отчетном периоде или фактически полученный убыток отражаются в активе баланса отдельными статьями. В годовой отчетности в валюту баланса включается лишь непокрытый убыток или нераспределенная прибыль отчетного года;

      Кредиторская задолженность – в суммах фактических долгов кредиторам.

В соответствии с учетной политикой ЗАО «ТелеСОТА» прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки». Конечный финансовый результат складывается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается заключительной записью 31 декабря в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года». По результатам финансовой деятельности предприятия составляется отчет о прибылях и убытках организации.

Правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о доходах и расходах коммерческих организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 №32н и «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99 №33н.

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Данное Положение регулирует учет доходов от обычных видов деятельности, операционных доходов, внереализационных доходов. В соответствии с настоящим Положением поступления могут быть приняты к бухгалтерскому учету как доходы организации только при одновременном соблюдении следующих условий:

    доход должен быть получен в соответствии с конкретным договором, на основании законодательных и нормативных актов или согласно обычаям делового оборота;

    сумма дохода должна быть определена;

    право собственности на материальные ценности (товары, готовую продукцию, материальные запасы и т.п.) должно перейти к покупателю, а выполненные работы (оказанные услуги) должны быть приняты заказчиком;

    суммы расходов (произведенных или предстоящих), связанных с какой-либо хозяйственной операцией, должны быть определяемыми;

    необходимо, чтобы должник оплатил или принял на себя обязанность оплатить переданные ему материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги).

В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Данное Положение регулирует учет расходов по обычным операциям, операционных расходов, внереализационных расходов.

В соответствии с настоящим Положением затраты могут быть приняты к бухгалтерскому учету и включены в расходы организации для целей налогообложения только при одновременном соблюдении следующих условий:

    расходы должны производиться в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

    сумма расходов должна быть определяемой;

    организация должна оплатить или принять на себя обязанность оплатить данные расходы.

Именно на основе данных правил учетная политика регулирует составление отчета о прибылях и убытках.

Таким образом, учетная политика оказывает влияние на все аспекты бухгалтерского учета на предприятии. Не является исключением бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Несмотря на то, что данные формы бухгалтерской отчетности подчинены определенным типовым нормам, предприятие может отражать некоторые особенности составления данных бухгалтерских документов в своей учетной политике. Тем не менее любые изменение, касающиеся оценки и внесения отдельных элементов имущества, а также финансовых результатов, должны осуществляться в пределах действующего законодательства, что мы и наблюдаем в рассматриваемом предприятии.

2.3 Влияние изменений в учетной политике на финансовое положение предприятия, оцениваемое по данным отчетности

В разделе, посвященном внесению изменений и дополнений в учетную политику ЗАО «ТелеСОТА», сказано, что изменения в учетную политику могут быть внесены в следующих случаях:

    реорганизация предприятия;

    смена собственников предприятия;

    изменения нормативной базы или законодательства по бухгалтерскому учету;

    разработки новых способов ведения учета (как Минфином, так и самим предприятием);

    нового существенного изменения условий деятельности предприятия;

    и в других случаях, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете.

Для сопоставимости данных учета все изменения в учетной политике вводятся с начала финансового года. Исключения возможны, если нормативными актами по бухгалтерскому учету вводятся новые нормы, которым придается обратная сила.

Изменения и дополнения в учетной политики предприятия могут оказать существенное влияние на финансовое положение предприятия, оцениваемое по данным бухгалтерской отчетности.

Если данные изменения касаются способов оценки имущества, то могут значительно измениться денежные суммы, отражающие имущественное положение предприятия, уменьшив либо увеличив его. Соответственно, это отразится и на финансовом положении, которое можно оценить, рассчитав соответствующие показатели финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности и т.п. При сравнении с показателями прошлых лет значения одних и тех же параметров будут сильно различаться, что приведет к несопоставимости данных. Реальное же положение вещей при этом может совсем не измениться. Эти изменения будут касаться баланса предприятия.

Если же изменения происходят в законодательстве и касаются изменения условий признания доходов и расходов предприятия, то существенные преобразования коснутся отчета о прибылях и убытков. В этом случае изменятся непосредственные финансовые результаты организации и их также невозможно будет сопоставить с результатами прошлых лет без перевода прошлых отчетов к новой системе учета. Именно поэтому подобные изменения необходимо учитывать в денежном выражении.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации ЗАО «ТелеСОТА», подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики. Оценка изменении в учетной политике, способных оказать влияние на финансовое положение предприятия, в денежном выражении производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативным актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному. Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Таким образом, влияние оказывает скорее не сама учетная политика, а то, на чем основано ее составление. Это преобразование законодательных норм, имеющих отношение к бухгалтерскому учету, а также прогресс в системе бухгалтерского учета, предлагающий новые для данного предприятия, более удобные методы его ведения. И уже все это находит отражение в учетной политике предприятия.

Заключение

Таким образом, в данной работе были рассмотрены такие моменты бухгалтерского учета, как учетная политика предприятия, ее основные положения и значение, нормативная база регулирования, а также влияние на бухгалтерскую отчетность организации на примере конкретного предприятия ЗАО «ТелеСОТА».

В результате данной работы можно сделать ряд выводов.

Во-первых, учетная политика должна разрабатываться каждым предприятием для обоснования и регулирования ведения бухгалтерского учета на данном предприятии.

Учетная политика организации должна полностью соответствовать действующей на территории РФ нормативно-правовой базе и учитывать все происходящие в ней изменения.

Учетная политика может претерпевать изменения в результате изменения методов ведения учета на предприятии, а также преобразования законодательства РФ. Эти изменения могут оказать значительное влияние на финансовое положение предприятия, которое оценивается при помощи бухгалтерской отчетности.

Что касается изучаемого предприятия, то в результате рассмотрения организации бухгалтерского учета на нем, а также действующей учетной политики, то она составлена в соответствии с нормативно-правовой базой и отвечает всем требования современного бухгалтерского учета в нашей стране.

В то же время предприятию необходимо всегда следить за происходящими изменениями и вносить необходимые корректировки.

Литература

    22 ПБУ: Практический комментарий. – М.: Информцентр ХХI века, 2005. – 440 с.

    Гражданские кодекс РФ (части первая, вторая и третья). Гражданский кодекс РСФСР (действующая часть): По состоянию на 1 февраля 2006 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 494 с.

    Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утверждено приказом МФ РФ от 28.06.00 №60н // Нормативные акты для бухгалтера. – 2000. – №12.

    Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон №146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№155 – ФЗ) // Экономика и жизнь. 2000 г. – №30.

    Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон №117 – ФЗ от 05.08.2005 // Экономика и жизнь. 2005 г. – №32.

    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом МФ РФ от 06.07.99 г., №43н // Консультант Плюс.

    Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждено приказом МФ РФ от 06.05.99 №32н // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». – 1999. – №7.

    Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено приказом МФ РФ от 06.07.99 г., №33н // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет». – 1999. – №7.

    Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98 №60н // Консультант Плюс.

    Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34н. (с изменениями от 24.03.00 №31н) // Российская газета. – 1998. – №8.

    Федеральный закон от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Консультант Плюс.

    Агеева О.А. Развитие бухгалтерского учета и финансовой отчетности // Бухгалтерский учет. – 2005 – №9. – С. 5 – 9.

    Анализ финансовой отчетности / Под. ред. Ефимовой О.В., Мельник М.В. – М.: Омега-Л, 2004. – 406 с.

    Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2002. – 672 с.

    Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 800 с.

    Бухгалтерский учет / Под ред. Бабаева Ю.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 476 с.

    Бухгалтерский учет. Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2004. – 736 с.

    Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ларионова А.Д. – М.: Проспект, 2001. – 368 с.

    Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 504 c.

    Емельянова Т.Д. Бухгалтерский учет и аудит. – Новосибирск: НГАСУ, 2001. – 96 с.

    Ерофеева В.А., Принцева С.А. Бухгалтерский учет (с элементами налогообложения). – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 517 с.

    Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – М.: Элиста: АПП «Джангар», 2000. – 600 с.

    Карпов В.В., Лукина Н.В. Бухгалтерский учет и отчетность организаций. – М.: Экономика и финансы, 2005. – 612 с.

    Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 720 с.