Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

Учет расчетов с персоналом по прочим операциям ведут на синтетическом счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и расчетов с подотчетными лицами.

К счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» могут быть открыты субсчета1:

73–1 «Расчеты по предоставленным займам»,

73–2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.

На субсчете 73–1 «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчеты с работниками организации по предоставленным им займам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.).

По дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» отражается сумма предоставленного работнику организации займа в корреспонденции со счетом 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета».

На сумму платежей, поступивших от работника заемщика, счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» кредитуется в корреспонденции со счетами 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (в зависимости от принятого порядка платежа). Последний случай, когда сумму задолженности по займу удерживают с сумм начисленной заработной платы работника, применяется чаще всего, так как это позволяет минимизировать риск непогашения задолженности по займу.2

Если работник увольняется до момента полного погашения задолженности по полученному займу, сумму задолженности нужно перевести на счет 76, так как счет 73 предназначен только для расчетов с работниками организации:

Дебет 76 – Кредит 73.

На субсчете 73–2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.3

В дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся с кредита счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и 98 «Доходы будущих периодов» (за недостающие товарно-материальные ценности), 28 «Брак в производстве» (за потери от брака продукции) и др.

По кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» записи производятся в корреспонденции со счетами4:

    учета денежных средств – на суммы внесенных платежей;

    70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на суммы удержаний из сумм по оплате труда;

    94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – на суммы списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска.

Таким образом, схема бухгалтерских проводок по удержанию с виновных лиц сумм нанесенного материального ущерба будет следующей:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (41 «Товары», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» и т.д.) – на сумму недостачи или иного ущерба, причиненного организации неправомерными действиями работника;

Дебет 73 – Кредит 94 – на сумму ущерба, подлежащего взысканию с работника – в размере суммы фактически нанесенного ущерба;

Дебет 73 – Кредит 98 – на сумму, подлежащую взысканию с работника сверх сумм фактически нанесенного ущерба – в тех случаях, когда за недостачу отдельных видов имущества предусмотрена кратная материальная ответственность;

Дебет 73 – Кредит 28 – на сумму производственного брака, отнесенного на счет виновных лиц;

Дебет 50 – Кредит 73 – на сумму задолженности, погашенную работником, посредством сдачи наличных денег в кассу организации по приходному кассовому ордеру.

Однако, следует иметь в виду, что трудовое законодательство не предусматривает возможности требовать внесения в кассу организации сумм, превышающих установленные размеры – это может быть сделано только самим работником по собственному желанию.

Дебет 51 – Кредит 73 – на сумму задолженности, погашенную работником посредством зачисления ее на расчетный счет организации в банке (как правило, почтовым переводом). Суммы в возмещение ущерба, поступившие на расчетный счет от уволенных работников должны отражаться по дебету счета 76, так как такая задолженность на счете 73 числиться не может.

Дебет 70 – Кредит 73 – на сумму задолженности, удержанную с сумм начисленной оплаты труда работника;

Дебет 94 – Кредит 73 – на сумму задолженности (всей или части) во взыскании которой отказано судом. Эта ситуация может возникнуть тогда, когда решение о взыскании было принято руководителем организации, а вследствие выяснилось, что он при этом превысил свои полномочия или соответствующие документы были оформлены с нарушениями, что дало работнику основание обратиться в суд, который принял решение в его пользу.

Если применяется кратная материальная ответственность, одновременно с проводками, отражающими погашение задолженности, оформляется проводка по списанию части сумм доходов будущих периодов в состав прочих доходов и расходов:

Дебет 98 «Доходы будущих периодов» – Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Если работник увольняется до момента полного погашения задолженности по суммам нанесенного материального ущерба, на него оформляется исполнительная надпись, а сумма задолженности переводится на счет 76:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется по каждому работнику организации5.

Задача

    По данным об остатках средств и источников их формирования необходимо открыть счета бухгалтерского учета на 1 января 2005 года (таблица 1).

    На основании журнала хозяйственных операций (таблица 2) сделать записи на счетах бухгалтерского учета за январь 2005 г.

    Составить оборотно-сальдовую ведомость по счетам бухгалтерского учета за январь (таблица 3).

    Заполнить бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2) на 1 февраля 2005 года.

Решение

В соответствии с таблицей 1 методических указаний откроем счета бухгалтерского учета.

01 Основные средства

02 Амортизация ОС

Д

К

Д

К

Сн = 3600000

Сн = 1245000

18.Д20А=31380

18.Д20Б=32620

18.Д25=12000

18.Д26=8900

Ск=3600000

Ск = 1329900

04 Нематериальные активы

05 Амортизация НМА

Д

К

Д

К

Сн = 340000

Сн = 40000

Сн=340000

Ск=40000

10 Материалы

19 НДС по приобретенным ценностям

Д

К

Д

К

Сн = 354150

Сн = 59000

4.К60П=98008

7.К60М=66390

10.К94=9800

6.Д20А=224100

6.Д20Б=195600

10.Д94=1120

4.К60П=17642

7.К60М=11950

9.Д68=29592

Ск=107528

Ск=59000

20 Основное производство

20А

Д

К

Д

К

Сн = 252000

Сн = 120000

Од=1712326

Ок=1487326

6.К10=224100

15.К70=300260

17.К69.2=191559

17.К69.1=30649

17.К69.3=26818

18.К02=31380

19.К25=53068

19.К26=34764

20.Д43=831598

Ск=477000

Ск=181000

20Б

43 Готовая продукция

Д

К

Д

К

Сн = 132000

Сн = 181230

6.К10=195600

15.К70=456980

18.К02=32620

19.К25=81282

19.К26=53246

20.Д43=655728

20.К20А=831598

20.К20Б=655728

23.Д90=1500000

Ск=296000

Ск=168556

50 Касса

51 Расчетный счет

Д

К

Д

К

Сн = 1150

Сн = 1116200

1.К51=10500

14.К71=290

21.К51=350000

2,3Д71=10500

22.Д70=350000

5.К62=650340

1.Д50=10500

8.Д60П=225150

8.60М=121150

21.Д50=350000

26.Д68=468000

26.К69.1=216000

26.К69.2=185000

26.К69.3=64000

Ск=1440

Ск=126740

58 Краткосрочные финансовые вложения

60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Д

К

Д

К

Сн = 258000

Сн = 346300

12К91=850

Од=346300

Ок=193990

Ск=258000

Ск=193140

60 Мастер

60 Профиль

Д

К

Д

К

Сн = 121150

Сн=225150

8.К51=121150

7.Д10=66390

7.Д19=11950

8.К51=225150

4.Д10=98008

4.Д19=17642

Ск=78340

Ск=115650

62 Расчеты с покупателями и заказчиками

66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

Д

К

Д

К

Сн = 721520

Сн = 278000

5.Д51=650340

Ск=71180

Сн=278000

67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

68 Расчеты по налогам и сборам

Д

К

Д

К

Сн = 1150500

Сн = 324804

9.К19=29592

23.К90=228814

26.К51=468000

16.Д70=124513

Ск=1150500

Ск=277089

69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

69.1 Расчеты по социальному страхованию

Д

К

Д

К

Сн = 305575

Сн = 226178

Од = 465000

Ок = 249026

26.К51=216000

17.Д20=30649

Ск=89601

Ск=40827

69.2 Расчеты по пенсионному обеспечению

69.3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

Д

К

Д

К

Сн = 34225

Сн = 45172

26.К51=185000

17.Д20=191559

26.К51=64000

17.Д20=26818

Ск=40784

Ск=7990

70 Расчеты с персоналом по оплате труда

71 Расчеты с подотчетными лицами

Д

К

Д

К

Сн = 132724

Сн = 0

11.К94=1120

16.К68=124513

22.К50=350000

15.20А=300260

15.20Б=456980

15.25=122354

15.26=78200

2.К50=9300

2.К50=1200

13.Д26=910

14.Д51=290

Ск=614885

Ск=9300

80 Уставный капитал

83 Добавочный капитал

Д

К

Д

К

Сн = 2600000

Сн = 328317

Ск = 2600000

Ск=328317

84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

97 Расходы будущих периодов

Д

К

Д

К

Сн = 225000

Сн = 138970

Ск=225000

Ск=138970

94 Недостачи и потеря от порчи ценностей

91 Прочие доходы и расходы

Д

К

Д

К

Сн=0

Сн = 0

10.К10=1120

11.К91=9800

10.Д10=9800

11.Д70=1120

27.К99=10650

11.Д94=9800

12.Д60=850

Ск=0

Ск=0

26 Общехозяйственные расходы

25 Общепроизводственные расходы

Д

К

Д

К

13.К71=910

15.К70=78200

18.К02=8900

19.Д20А=34764

19.Д20Б=53246

15.К70=122354

18.К02=12000

19.Д20А=53068

19.Д20Б=81282

Ск=0

Ск=0

90 Продажи

99 Прибыли и убытки

Д

К

Д

К

Сн=0

Сн = 0

23.К43=1500000

23.Д68=228814

24.Д99=940000

25.Д99=331186

24.К90=940000

25.К90=331186

27.Д91=10650

Ск=0

Ск=1260536

Журнал хозяйственных операций

№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Д

К

1

Получено в кассу по чеку на командировочные и хозяйственные расходы

10500

50

51

2

Выдано на командировочные расходы Воронову П.М.

9300

71

50

3

Выдано на хозяйственные расходы Липановой Т.С.

1200

71

50

4

Поступили материалы от ОАО «Профиль» по договорным ценам

в том числе НДС

115650

17642

10

19.3

60П

60П

5

Поступила на расчетный счет от покупателя выручка за реализованную ему продукцию

650340

51

62

6

Отпущены материалы на производство:

– продукции А

– продукции Б

224100

195600

20А

20Б

10

10

7

Поступили материалы от ООО «Мастер» по договорным ценам

В том числе НДС

78340

11950

10

19

60М

60М

8

Перечислено поставщикам за полученные материалы, в том числе НДС:

– ООО «Мастер»

– ОАО «Профиль»

121150

225150

60М

60П

51

51

9

Сумма НДС по полученным и оплаченным материалам отнесена в уменьшение задолженности перед бюджетом

29592

68

19

10

По результатам инвентаризации выявлены:

– излишки материалов на складе

– недостача топлива у водителей

9800

1120

10

94

94

10

11

Излишки материалов списаны на прочие доходы

Недостача топлива удержана из заработной платы водителей

9800

1120

94

70

91

94

12

Начислена неустойка за нарушение поставщиком сроков поставки материалов в соответствии с договором

850

60

91

13

Согласно копии чека приобретены материалы на хозяйственные нужды Липатовой Т.С.

910

26

71

14

Принят от Липатовой Т.С. остаток неизрасходованной суммы подотчета

290

50

71

15

Начислена заработная плата:

– основным производственным рабочим за изготовление

продукции А

продукции Б

– управлению цеха

– администрации предприятия

300260

456980

122354

78200

20А

20Б

25

26

70

70

70

70

16

Произведены удержания НДФЛ из заработной платы – 13%

124513

70

68

17

Начислен единый социальный налог (26%):

– ПФ – 20%

– ФСС – 3,2%

– ФОМС – 2,8%

191559

30649

26818

20

20

20

69.2

69.1

69.3

18

Начислена амортизация по объектам ОС:

– производственного назначения, занятым при производстве

продукции А

продукции Б

– общепроизводственного назначения

– общехозяйственного назначения

31380

32620

12000

8900

20А

20Б

25

26

02

02

02

02

19

По окончании месяца списываются общепроизводственные и общехозяйственные расходы на себестоимость:

Продукции А

Продукции Б

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы списываются пропорционально заработной плате производственных рабочих

53068

34764

81282

53246

20А

20А

20Б

20Б

25

26

25

26

20

Отпущена из производства на склад готовой продукции по фактической себестоимости:

Продукция А (незавершенное производство на 01.02. – 181000 руб.)

Продукция Б (незавершенное производство на 01.02 – 296000 руб.)

831598

655728

43

43

20А

20Б

21

Получено с расчетного счета в кассу для выплаты аванса за январь

350000

50

51

22

Выдан аванс по заработной плате за январь

350000

70

50

23

Отражена продажа готовой продукции по продажным ценам

В том числе НДС

1500000

228814

90

90

43

68

24

Списана фактическая себестоимость реализованной продукции

940000

99

90

25

Определен финансовый результат от реализации продукции

331186

99

90

26

Перечислено с расчетного счета:

– задолженность перед бюджетом по НДФЛ

– задолженность перед внебюджетными фондами по ЕСН:

в ПФ

в ФСС

в ФОМС

468000

185000

216000

64000

68

69.2

69.1

69.3

51

51

51

51

27

Сальдо прочих доходов и расходов списано на финансовый результат

10650

99

91

Составим оборотно-сальдовую ведомость за полугодие по счетам бухгалтерского учета.

Оборотно-сальдовая ведомость

Номер счета

Сальдо на 01.04.2006 г.

Обороты за II квартал

Сальдо 01.07.2006 г.

д

к

д

к

д

к

01

3600000

3600000

02

1245000

84900

1329900

04

340000

340000

340000

05

86000

86000

86000

10

354150

174198

196720

107528

19

59000

29592

29592

59000

20

252000

1712326

1487326

477000

43

181230

1487326

1500000

168556

50

1150

360790

360500

1440

51

1116200

650340

1639800

126740

58

258000

258000

60

346300

347150

193990

193140

62

721520

650340

71180

66

278000

278000

67

1150500

1150500

68

324804

726406

124513

277089

69

305575

465000

249026

89601

70

132724

475633

957794

614885

71

10500

1200

9300

80

2600000

2600000

83

328317

328317

84

225000

225000

97

138970

138970

94

10920

10920

91

10650

10650

26

88010

88010

25

134354

134354

90

1500000

1500000

99

1271186

10650

1260536

Итого

7022220

7022220

9794381

9316285

7784743

6981343

Составим бухгалтерский баланс на начало и конец рассматриваемого периода.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

на

январь

20

06

г.

КОДЫ

Форма №1 по ОКУД

0710001

Дата (год, месяц, число)

Организация

по ОКПО

Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН

Вид деятельности

по ОКВЭД

Организационно-правовая форма / форма собственности

по ОКОПФ/ОКФС

Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. (ненужное зачеркнуть)

по ОКЕИ

384/385

Местонахождение (адрес)

Дата утверждения

Дата отправки (принятия)

АКТИВ

Код строки

на начало периода

на конец периода

1

2

3

4

I. Внеоборотные активы

Нематериальные активы

110

Основные средства

120

Незавершенное строительство

130

Доходные вложения в материальные ценности

135

Долгосрочные финансовые вложения

140

Отложенные налоговые активы

145

Прочие внеоборотные активы

150

Итого по разделу I

190

II. Оборотные активы

Запасы

210

в том числе:

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

Затраты в незавершенном производстве

213

Готовая продукция и товары для перепродажи

214

Товары отгруженные

215

расходы будущих периодов

216

прочие запасы и затраты

217

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

В том числе покупатели и заказчики

231

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

В том числе:

покупатели и заказчики

241

Краткосрочные финансовые вложения

250

Денежные средства

260

Прочие оборотные активы

270

Итого по разделу II

290

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

ПАССИВ

III Капитал и резервы

Уставный капитал

410

Добавочный капитал

420

Резервный капитал

430

в том числе:

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

-

Итого по разделу III

490

IV. Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

510

Отложенные налоговые обязательства

515

Прочие долгосрочные обязательства

520

Итого по разделу IV

590

V. Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

610

Кредиторская задолженность

620

в том числе:

поставщики и подрядчики

621

задолженность перед персоналом организации

624

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

625

задолженность по налогам и сборам

626

прочие кредиторы

628

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

630

Доходы будущих периодов

640

Резервы предстоящих расходов

650

Прочие краткосрочные обязательства

660

ИТОГО по разделу V

690

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

700

Руководитель

Главный бухгалтер

(подпись)

(расшифровка подписи)

(подпись)

(расшифровка подписи)

"

"

20

г.

Задание 1

Объедините хозяйственные средства по составу, размещению и источникам образования (табл. 1.1 – 1.3)

Таблица 1.1. Перечень хозяйственных операций

№ п/п

Наименование средства

Сумма, тыс. руб.

1

Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль

35

2

Электрооборудование

215

3

Задолженность персоналу по заработной плате

3150

4

Здание производственных цехов

12400

5

Задолженность инженера Ткачева П.В. по подотчетным суммам

3

6

Фрезерные станки

1250

7

Масло машинное

10

8

Акции научно-технического центра «Гермес и Ко»

600

9

Задолженность фирме «Бриз» за установку сигнализации

45

10

Столы письменные

50

11

Строящееся здание цеха

1430

12

Краска масляная

12

13

Уставный капитал

17080

14

Краткосрочные векселя банка

5

15

Наличные деньги в кассе

15

16

Задолженность по отчислениям во внебюджетные фонды

1212

17

Легковые автомашины

2000

18

Кредит банка под строительство нового цеха

4000

19

Денежные средства на расчетном счете

470

20

Брокерское место на бирже «Санкт-Петербург»

94

21

Задолженность заводу «Металлист» за материалы

24

22

Задолженность бюджету по налогу на добавленную стоимость

18

23

Фонд потребления

51

24

Прибыль, полученная в отчетном году

300

25

Резервный капитал

60

26

Сверла

25

27

Пресс легкий

206

28

Печи плавильные в литейном цехе

324

29

Спецодежда

60

30

Задолженность инструментального завода за отгруженные ему станки

240

31

Задолженность поставщику за продукцию

12

32

Арендная плата за токарное оборудование, внесенная за следующий год

46

33

Незавершенное производство

2000

34

Готовая продукция

4532

Решение

Распределим все хозяйственные операции в две таблицы, одна из которых определяет актив, а другая пассив предприятия. Поэтому итоговые суммы таблиц должны быть равны между собой.

Таблица 1.2. Группировка хозяйственных операций по составу

Виды хозяйственных средств

Номер операции в исходной таблице

Сумма, тыс. руб.

I Внеоборотные активы

1. Основные средства

2, 6, 10, 17, 26, 27, 28

4070

1.1. Здания

4, 11

13830

2. Нематериальные активы

20

94

3. Капитальные вложения

4. Долгосрочные финансовые вложения

8

600

ИТОГО внеоборотных активов

18594

II Текущие активы

5. Производственные запасы

7, 12, 29

82

6. Незавершенное производство

33

2000

7. Расходы будущих периодов

32

46

8. Готовая продукция

34

4532

9. Денежные средства

15, 19

485

10. Краткосрочные финансовые вложения

14

5

11. Средства в расчетах

5, 30

243

ИТОГО текущих активов

7393

ВСЕГО хозяйственных средств

25987

Таблица 1.3. Группировка хозяйственных средств по источникам их образования

Источники хозяйственных средств

Номер операции в исходной таблице

Сумма, тыс. руб.

I Источники собственных средств

1. Уставный капитал

13

17080

2. Добавочный капитал

3. Резервный капитал

25

60

4. Нераспределенная прибыль

24

300

5. Фонды и резервы

23

51

6. Целевое финансирование и поступления

ИТОГО источников собственных средств

17491

II Источники заемных средств

7. Кредиты банков

18

4000

8. Займы

9. Расчеты с кредиторами

1,3, 9, 16, 21, 22, 31

4496

ИТОГО источников заемных средств

8496

ВСЕГО хозяйственных средств

25987

Суммы в обеих таблицах оказались равными, следовательно, распределение произведено верно.

Литература

    Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 800 с.

    Бухгалтерский учет / Под ред. Бабаева Ю.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 476 с.

    Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 504 c.

    Середа Т.П., Середа К.Н. Все основные бухгалтерские проводки. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 432 с.

    Сидорова Е.С. План и корреспонденция счетов: 10 000 типовых проводок. – М.: Омега-Л, 2006. – 526 с.

1 Сидорова Е.С. План и корреспонденция счетов: 10 000 типовых проводок. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 175.

2 Середа Т.П., Середа К.Н. Все основные бухгалтерские проводки. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 183.

3 Богатая И.Н., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 610.

4 Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – С. 372.

5 Бухгалтерский учет / Под ред. Бабаева Ю.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – с. 259.