Анализ финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства на примере ЗАО "Племзавод-Юбилейный Ишимского района"

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Методический инструментарий экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

1.1 Методика экспресс-анализа финансового состояния предприятия

1.2 Методика факторного анализа финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

1.3 Методика оценки резервов повышения эффективности финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ПЛЕМЗАВОД – ЮБИЛЕЙНЫЙ» ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

2.1 Задачи и информационное обеспечение экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

2.2 Динамический и факторный анализ финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

2.3 Расчет резервов повышения эффективности финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ПЛЕМЗАВОД - ЮБИЛЕЙНЫЙ»

3.1 Экспресс-анализ финансового состояния предприятия

3.2 Диагностика вероятности банкротства предприятия и имитационное моделирование оптимальной структуры финансовых ресурсов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Глава 1. Методический инструментарий экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

    1. Методика экспресс-анализа финансового состояния предприятия

Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики экономического состояния объектов хозяйствования на основе финансовой отчетности и расчетов показателей по алгоритмам их взаимосвязей.

Основная цель экспресс-анализа финансового состояния – общая оценка имущественного состояния хозяйствующего субъекта, объема и структуры привлекаемых им средств, его ликвидности и платежеспособности, выявления основных тенденций их изменения [20, с. 286].

Последовательность экспресс-анализа такова: просмотр отчета по формальным признакам; ознакомление с заключением аудитора; выявление «больных» статей в отчетности и их оценка в динамике; ознакомление с ключевыми индикаторами; чтение пояснительной записки (аналитических разделов отчета); общая оценка имущественного и финансового состояния по данным баланса; формулирование выводов по результатам анализа.

Большинство методик предполагает расчет следующих групп индикаторов:

1. индикаторы финансовой устойчивости;

2. индикаторы платежеспособности (ликвидности);

3. индикаторы деловой активности;

4. индикаторы рентабельности [11, с. 112].

Финансовая устойчивость - характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

Коэффициент независимости (концентрации собственного капитала) характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних источников предприятие (норматив – не ниже 0,5).

К=СК/ВБ; где

СК - собственный капитал, ВБ - валюта баланса.

Коэффициент финансовой зависимости показывает долю заемного капитала в общей валюте баланса.

К=ВБ/СК

Коэффициент концентрации заемного капитала (норматив - не выше 0,5) рассчитывается по следующей формуле:

К=ЗК/ВБ; где

ЗК - заемный капитал (долгосрочные и краткосрочные обязательства предприятия).

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о снижении финансовой устойчивости (норматив-не более 1).

К=ЗК/СК

Коэффициент финансовой устойчивости - доля чистых активов в совокупных активах компании. Коэффициент финансовой устойчивости показывает долю активов компании финансируемых за счет собственного капитала. Он равен отношению суммы источников собственных средств и долгосрочных кредитов и займов к итогу актива баланса. В качестве рекомендуемого стандарта для данного коэффициента используются значения не ниже 0,5.

К=(СК+ДЗС)/ВБ; где

ДЗС – долгосрочные заемные средства [17, с. 369-374].

Показатели ликвидности - финансовые коэффициенты, отражающие способность компании оплачивать свои ежедневные затраты и выполнять краткосрочные обязательства в полном объеме и в срок. Предприятие может быть ликвидным в большей или меньшей степени, поскольку в состав текущих активов входят разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и труднореализуемые для погашения внешней задолженности.

Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия. Он показывает, какую долю краткосрочной задолженности хозяйствующий субъект может погасить в ближайшее время (норматив – не ниже 0,2 – 0,25).

К=(ДС+КФВ)/КО; где

ДС – денежные средства, КФВ – краткосрочные финансовые вложения, КО – краткосрочные обязательства.

Промежуточный (критический) коэффициент покрытия характеризует прогнозируемые платежные возможности, при условии своевременного расчета с дебиторами (норматив – не ниже 0,7 – 1).

К=(ДС+КФВ+ДЗ)/КО; где

ДЗ – дебиторская задолженность.

Общий коэффициент покрытия характеризует ожидаемую платежеспособность на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств (норматив – не ниже 1).

К=(ДС+КФВ+ДЗ+З)/КО; где

З – запасы [20, с. 313-322].

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства. Коэффициенты могут выражаться в днях, а также в количестве оборотов того либо иного ресурса предприятия за анализируемый период. Цель анализа оборачиваемости – оценить способность предприятия приносить доход путем совершения оборота [10, с. 296-301].

Общий коэффициент оборачиваемости отражает эффективность использования всех имеющихся в распоряжении предприятия средств, вне зависимости от их источников. Он определяет, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль.

К=В/ВБ; где

В – выручка от реализации.

Коэффициент оборачиваемости запасов - финансовый показатель, рассчитываемый как отношение себестоимости проданных товаров к среднегодовой величине запасов. Чем выше оборачиваемость запасов компании, тем более эффективным является производство и тем меньше потребность в оборотном капитале для его организации.

К=С/З; где

С – себестоимость реализованной продукции.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала отражает скорость оборота собственного капитала предприятия.

К=В/СК

Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы. В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности.

Например, рентабельность собственных средств позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования. Рентабельность продаж - отношение чистой прибыли предприятия к чистому объему продаж; показатель операционной эффективности предприятия. Рентабельность перманентного капитала показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок [20, с. 263].

1.2 Методика факторного анализа финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

Методика факторного анализа – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Для определения величины резервов в АХД широко используются способы детерминированного факторного анализа: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, интегральный, логарифмирования.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

П=Σ[VРПобщ·Удi(Цi- Сi)].

Методика расчета влияния факторов способом цепных подстановок:

1.Общее изменение суммы прибыли:

П = П факт - П план

2.Определим условную сумму прибыли, исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции

П усл. = (VРП факт х Ц пл) - (VРП факт х С пл)

3.Определим изменение суммы прибыли за счет изменения объема и структуры реализации продукции:

П усл. - П план, в том числе за счет:

а) изменение только объема продаж:

П пл. х Процент перевыполнения (недовыполнения) плана по

реализации продукции в оценке по плановой себестоимости

100 %

% перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости =(полн. сс усл./полн. сс пл) х 100 -100

б) изменения структуры реализованной продукции:

П усл. - П план - результат а)

4.Определим условную себестоимость, исходя из плановых затрат с учетом фактического объема продаж:

С усл. = С план х VРП факт

5.Определим изменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции (изменив знак на противоположный)

- (С факт - С услов.)

6.Определим условную выручку от реализации, исходя из плановых цен с учетом фактического объема продаж:

В усл. = Ц пл. х VРП факт

7.Определим изменение суммы прибыли за счет изменения выручки от реализации:

В факт - В усл.

8.Проверка результатов расчета:

П = п. 3 + п. 5 + п. 7 [18, с. 118].

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов: объема продаж, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли имеет вид:

П=VРПi х (Цi- Сi)

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:

∆Пvрп=(VРП1-VРП0) х (Ц0-С0)

∆Пц= (Ц1-Ц0) х VРП1

∆Пс=-(С1-С0) х VРП1 [18, с. 120].

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Методика расчета влияния факторов способом цепных подстановок:

Rзi=Цi/Сi-1

R0=(Ц0-С0)/С0

Rусл=(Ц1-С0)/С0

R1=(Ц1-С1)/С1

Общее изменение рентабельности продукции:

∆ Rобщ= R1- R0

в том числе за счет изменения:

а) среднего уровня отпускных цен

∆Rц=Rусл-R0

б)уровня себестоимости продукции

∆Rс=R1-Rусл [18, с. 130].

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

По завершению факторного анализа прибыли и рентабельности следует провести подсчет резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

1.3 Методика оценки резервов повышения эффективности финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

Количественное выражение величины резерва – это разность между возможным (прогнозным) уровнем изучаемого показателя и его фактической величиной на текущий момент: Р↑Y=Yв-Yф.

Для того чтобы величина выявленных резервов была реальной, подсчет резервов должен быть по возможности точным и обоснованным. Методика подсчета резервов зависит от характера резервов, способов их выявления и способов определения их величины.

Для определения величины резервов в АХД используется ряд способов: прямого счета, сравнения, детерминированного факторного анализа, корреляционного анализа, функционально-стоймостного анализа, математического программирования и др [19, с. 175].

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т. д.

Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации (Р↑VРП) умножить на фактическую прибыль (Пiф) в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

РП VРП = РVРП i х П i ф

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг (РПС) осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости (РС) каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста. В формализованном виде этот расчет можно записать так:

РП С = [РС (VРПф + РVРП)].

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он определяется следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) (УДi) умножается на отпускную цену соответствующего сорта (кондиции) (Цi), результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции с учетом резервов его роста:

РП = ( УД i х Ц i пл ) х (VРП Ф + РVРП).

Аналогично определяются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию.

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности производственной деятельности являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (РП) и снижение себестоимости товарной продукции (РС). Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

; где

РУ - резерв роста рентабельности;

Увозм. - рентабельность возможная;

Уфакт - рентабельность фактическая;

Пфакт - фактическая сумма прибыли;

РП - резерв роста прибыли от реализации продукции;

VРПвозм. - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Свозм. - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Зфакт - фактическая сумма затрат по реализованной продукции [8, с. 201].

Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ЗАО «Племзавод – Юбилейный» от реализации продукции растениеводства

2.1 Задачи и информационное обеспечение экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен, самостоятелен в сфере бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Реализация этой цели возможна только в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию (работы, услуги), которые по своим потребительским свойствам соответствуют потребностям общества. Прибыль отражает положительный финансовый результат. Предприятие стремится, если не к максимальной прибыли, то к такой величине прибыли, которая обеспечит динамическое развитие производства в условиях конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит его выживаемость.

Убытки по результатам деятельности высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования средств, ставит хозяйствующий субъект в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности хозяйствования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

  1. оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

  2. факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

  3. анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности;

  4. анализ и оценка использования чистой прибыли;

  5. выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства и обращения.

Основными источниками информации для анализа финансовых результатов являются данные формы №1 «Бухгалтерский баланс», формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», формы №3 «Отчет о движении капитала», формы №4 «Отчет о движении денежных средств». Кроме того, в анализе используются данные финансового плана, аналитического бухгалтерского учета [20, с. 248-250].

2.2 Динамический и факторный анализ финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

Размеры предприятия характеризуют прямые показатели объемов производства товарной и валовой продукции. Дополнительными косвенными показателями являются среднесписочная численность работников, площадь сельхозугодий, поголовье скота (в переводе на условные головы), энергетические ресурсы, наличие основных фондов. В хозяйствах, имеющих рациональные размеры с.-х. производства, как правило, лучше используется земля и основные фонды, выше производительность труда и эффективность производства [13, с. 98].

Таблица 2.1

Анализ размеров предприятия

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение, 2009 к 2007, (+,-)

1

2

3

4

5

Основные

Стоимость валовой продукции, тыс. руб.

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

Дополнительные

Стоимость основных средств, тыс. руб.

Среднегодовая численность работников, чел.

Общая земельная площадь, га

в том числе с.-х. угодий,

из них пашни

Общая посевная площадь, га

Поголовье скота, усл. гол.

Энергетические ресурсы, л.с.

597028

725173

1045720

1080

37166

32447

30642

26437

15064,65

58322

918952

907081

1331231

1096

37778

37711

37675

34600

17589,2

64392

1112611

1111707

1804319

947

37778

37711

37675

34725

20603,1

64028

515583

386534

758599

-133

612

5264

7033

8288

5538,45

5706

По данным таблицы 2.1 можно сделать вывод, что предприятие является достаточно крупным. Размер предприятия увеличивается, т. к. увеличиваются все показатели, как основные, так и дополнительные – отклонения положительные, кроме среднегодовой численности работников (уменьшается на 133 чел в 2009 г. по сравнению с 2007 г.). Больше всего увеличивается стоимость основных средств – на 758599 тыс. руб., затем стоимость валовой продукции и стоимость товарной продукции.

Количество произведенной и реализованной продукции определяется, с одной стороны, потребностями рынка и предприятия, а с другой – имеющимися возможностями [10, с. 87].

От рационального использования продукции собственного производства зависит расширение отраслей растениеводства и животноводства, а также рост товарности производства и финансовое состояние предприятия. Можно определить возможности повышения уровня товарности продукции растениеводства за счет более рационального использования продукции на производственные нужды, т.е. экономного расходования семян, фуража, сокращение потерь при хранении продукции и т.д. Анализ проводится путем сравнения фактических данных с плановыми по каждой статье прихода продукции растениеводства и расхода.

Таблица 2.2

Анализ использования продукции растениеводства

Показатель

Зерно, ц

2008 год

2009 год

+, -

Наличие на начало года

395741

488113

92372

Приход:

произведено

приобретено

539051

131618

941040

96511

401989

-35107

Итого

670660

1037551

366891

Расход:

реализовано

в т.ч. организациям, предпринимателям, на рынках и пр.

Работникам организации

На оплату дивидендов, доходов по паям

На корм животным

На семена

На переработку

Недостачи и порчи

84677

58560

650

25467

367553

125390

677

-

141638

113878

2681

25079

640507

140265

-

-

56961

55318

2031

-388

272954

14875

-677

-

Итого

578297

922410

344113

Начисление на конец года

488113

603254

115141

По данным табл. 2.2 можно сделать вывод, что производство продукции растениеводства в 2009 году увеличивается. При этом приход больше расхода. Поступление зерна осуществляется в основном за счет собственного производства. Приобретаться со стороны зерна стало меньше на 35107 ц. Из статей расхода больше приходится на корм животным, это определяется производственным направлением предприятия (свиноводство). Также большую часть занимает расход зерна на семена: на семена не только для нужд хозяйства, но и для реализации.

Как правило, основная доля в общих расходах продукции на внутрихозяйственные нужды принадлежит расходам на семена и фураж. Перерасход посевного материала может быть вызван расширением посевной площади и изменением нормы высева на 1 га. Перерасход продукции на кормовые цели может произойти за счет увеличения поголовья животных и норм кормления. Проведем факторный анализ использования зерна на семена способом абсолютных разниц.

Таблица 2.3

Анализ использования зерна на семена

Показатели

2008 год

2009 год

+, -

Посевная площадь, га

34400

34725

325

Норма высева на 1 га, ц

3,65

4,04

0,39

Расход зерна на семена, ц

125390

140265

14875

Факторы

Влияние

а) Изменение посевной площади

1186,25

б) Изменение нормы высева

13542,75

Всего

14875

Проверка:

∆Расход = Расход ф- Расход пл=14875 ц

∆Расход = ∆Расход s + ∆Расход норма=14875 ц

14875=14875

Расход зерна на семена увеличивается на 14875 ц, в том числе за счет увеличения посевной площади увеличивается на 1186,25 ц, за счет увеличения нормы высева расход увеличивается на 13542,75 ц.

Перерасход продукции на кормовые цели может произойти за счет увеличения поголовья животных и норм кормления.

Проведем факторный анализ использования зерна на фураж способом абсолютных разниц.

Таблица 2.4

Анализ использования зерна на фураж

Показатели

2008 год

2009 год

+, -

1

2

3

4

Среднегодовое поголовье, усл. гол.

Расход зерна на кормление, ц:

17589,2

20603,1

3013,9

1 головы

20,9

31,1

10,2

всего поголовья

367553

640507

272954

Факторы

Влияние

а) Изменение поголовья животных

62991

б) Изменение уровня кормления

210152

Всего

272954

Проверка:

∆Расход на все поголовье = ∆Расход на все поголовье ф - ∆Расход на все поголовье пл = 272954 ц

∆Расход на все поголовье = ∆Расход на все поголовье (поголовье) + ∆Расход на все поголовье (расход на 1 усл. гол) = 272954 ц

272954=272954

Расход зерна на кормление всего поголовья увеличился на 272954 ц зерна, в том числе за счет увеличения среднегодового поголовья увеличился на 62991 ц, за счет увеличения расхода зерна на 1 усл. голову увеличился на 210152 ц.

Одним из показателей экономического развития предприятия является товарность продукции. На с/х предприятиях значительная часть произведенной продукции используется на собственные нужды и не может быть реализована. Поэтому уровень товарности ниже, чем в других отраслях. В то же время следует стремиться к повышению уровня товарности, поскольку рост товарности позволяет увеличить выручку от продаж и прибыль, способствует укреплению финансового состояния предприятия [10, с. 111].

Таблица 2.5

Анализ выполнения плана реализации продукции растениеводства и товарности производства

Показатели

Зерно

Произведено, ц

2007 г.

581837

2008 г.

537659

2009 г.

939167

2009 г. к 2007 г., %

161,42

Продано, ц

2007 г.

68030

2008 г.

84677

2009 г.

141638

2009 г. к 2007 г., %

208,2

Уровень товарности, %

2007 г.

11,69

2008 г.

15,75

2009 г.

15,08

2009 г. к 2007 г., (+,-)

129

Отклонение объема производства продукции растениеводства составляет 161, 42%, это значит, что производство зерна увеличилось вполовину в 2009 г. по сравнению с 2007 г. Продаваться стало в 2 раза больше зерна. Уровень товарности неплохой для с/х предприятия и увеличивается на 29%.

Обратим внимание на изменение объема реализации продукции, которое складывается под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются объем производства продукции и уровень товарности.

Проведем расчет способом абсолютных разниц:

VРП= VВП х Ут

Общее отклонение от плана

VРП = VРП факт - VРП план=141638-84677=56961 ц

в том числе за счет:

а) изменения объема производства

(VВП факт - VВП план) х Ут план=(939167-537659) х 15,75%=63237,51ц

б) изменения уровня товарности

(Ут факт - Ут план) х VВП факт=(15,08%-15,75%) х 939167=-6292,42 ц

Проверка:

VРП = VРП факт - VРП план=141638-84677=56961 ц

VРП=VРПvвп+VРПут=63237,51-6292,42=56945,09 ц

56961≈56945,09

Объем реализации продукции увеличивается на 56961 ц, в том числе за счет увеличения объема производства продукции увеличивается на 63237,51 ц, за счет снижения уровня товарности уменьшается на 6292,42 ц, т. е. снижение уровня товарности отрицательно сказалось на объеме реализации продукции.

Успешная работа предприятия определяется, прежде всего, его способностью получать прибыль. В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. Для этой цели составляют аналитическую таблицу, по которой можно проследить динамику и значение составляющих экономического результата [10, с. 77].

Таблица 2.6

Анализ уровня динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия, тыс. руб.

Показатели

2008 год

2009 год

2009 г. к

2008 г., %

1

2

3

4

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль до налогообложения

Отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства

Текущий налог на прибыль

Иные платежи из прибыли

Чистая прибыль (убыток)

907081

656721

250360

-

-

250360

162605

57726

355749

-

-

4416

-

351333

1111707

817285

294422

-

-

294422

231313

53912

461583

-

-

4851

-

456732

122,56

124,45

117,6

-

-

117,6

142,25

93,39

129,75

-

-

109,85

-

130,0

Увеличение выручки от реализации свидетельствует о том, что предприятие больший доход получает от основной деятельности. Но себестоимость проданной продукции увеличивается. Также увеличивается валовая прибыль – отклонение составляет 117,6%, это может говорить о том, что валовая прибыль увеличивается за счет большего объема реализации продукции, а не за счет снижения себестоимости. Прибыль от продаж, прибыль до налогообложения также увеличиваются. Отклонения по текущему налогу на прибыль составляет 109,85%, но, несмотря на это чистая прибыль увеличивается на 30%. В целом по предприятию наблюдается положительная тенденция развития показателей финансовых результатов деятельности.

Прибыль от реализации с.-х. продукции в целом по предприятию зависит от объема реализации продукции (VРП), ее структуры (Урпi), себестоимости реализованной продукции (Ci) и уровня среднереализационных цен (Ц i).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция убыточна, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции оказывает либо положительное, либо отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и, наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и, наоборот [18, с. 118].

Проведем факторный анализ финансовых результатов от реализации зерна способом цепных подстановок.

Таблица 2.7

Анализ финансовых результатов от реализации с/х продукции, тыс. руб.

Показатели

План

План, скорректированный на фактический объем продаж

Факт

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизов и других отчислений,

тыс. руб.

42438

70986

67181

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

35906

60059

45177

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

6532

10927

22004

Процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, %

67,26%

1.Общее изменение суммы прибыли:

П = П факт - П план = стр. 3, гр. 3 - стр. 3, гр.1=22004-6532=15472 тыс. руб.

2.Определим условную сумму прибыли, исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции

П усл. = (VРП факт х Ц пл) - (VРП факт х С пл)=(141638 х 0,50118)-(141638 х х 0,42403)=10927 тыс. руб.

3.Определим изменение суммы прибыли за счет изменения объема и структуры реализации продукции:

П усл. - П план=10927-6532=4395 тыс. руб., в том числе за счет:

а) изменение только объема продаж:

П пл. х Процент перевыполнения (недовыполнения) плана по

реализации продукции в оценке по плановой себестоимости

100 %

(6532 х 67,26%)/100%=4393,42 тыс. руб.

б) изменения структуры реализованной продукции:

П усл. - П план - результат а)=4395-4393,42=1,58 тыс. руб.

4.Определим условную себестоимость, исходя из плановых затрат с учетом фактического объема продаж:

С усл. = С план х VРП факт=0,42403 х 141638=60059 тыс. руб.

5.Определим изменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции (изменив знак на противоположный)

- (С факт - С услов.)=-(45177-60059)=14882 тыс. руб.

6.Определим условную выручку от реализации, исходя из плановых цен с учетом фактического объема продаж:

В усл. = Ц пл. х VРП факт=0,50118 х 141638=70986 тыс. руб.

7.Определим изменение суммы прибыли за счет изменения выручки от реализации:

В факт - В усл. =67181-70986=-3805 тыс. руб.

8.Проверка результатов расчета:

П = п. 3 + п. 5 + п. 7=4395+14882-3805=15472 тыс. руб.

Общее увеличение суммы прибыли от реализации зерна составляет 15472 тыс. руб., в том числе за счет увеличения объема продаж прибыль увеличилась на 4393,42 тыс. руб., за счет улучшения структуры реализованной продукции увеличилась на 1,58 тыс. руб., за счет снижения себестоимости 1 ц зерна увеличилась на 14882 тыс. руб., за счет уменьшения среднереализационных цен уменьшилась на 3805 тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции зависит от объема реализации продукции, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Объем реализации может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Себестоимость обратно пропорциональна прибыли; цена реализации - прямо пропорциональна [17, с. 219-220].

Проведем расчет влияния факторов способом абсолютных разниц.

финансовый реализация растениеводство факторный

Таблица 2.8

Факторный анализ прибыли от реализации зерна

Товарная продукция, ц

Полная (коммерческая) себестоимость 1 ц, руб.

Средняя реализационная цена 1 ц, руб.

Общий результат

(+) прибыль

(-) убыток,

тыс. руб.

Отклонение от плана

(+, -)

Общее

в т.ч. за счет изменения

план

факт

Отклонение (+, -)

план

факт

Отклонение (+, -)

план

факт

Отклонение (+, -)

план

факт

объема реализации

себестоимости

цены реализации

84677

141638

56961

424,03

318,96

-105,07

501,18

474,31

-26,87

6532

22004

15472

4395

14882

-3805

Проверка:

∆П=Пф-Ппл=22004-6532=15472 тыс. руб.

∆П=∆Пvрп+∆Пс+∆Пц=4395+14882-3805=15472 тыс. руб.

15472=15472

Прибыль от реализации зерна увеличивается на 15472 тыс. руб., в том числе за счет увеличения товарной продукции увеличивается на 4395 тыс. руб., за счет снижения полной себестоимости 1 ц увеличивается на 14882 тыс. руб., за счет снижения средней цены реализации 1 ц снижается на 3805 тыс. руб. Большее положительное влияние оказывает снижение себестоимости 1 ц. Снижение средней цены реализации сказалось отрицательно на сумме прибыли.

Рентабельность продукции показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции. Расчет влияния факторов можно провести способом цепной подстановки [17, с. 231].

Таблица 2.9

Факторный анализ рентабельности зерна

Средняя цена реализации, руб.

Себестоимость 1 ц, руб.

Рентабельность, %

Отклонение от плана, %

Общее

за счет изменения

план

факт

план

факт

план

факт

условная

цены

себестоимости

501,18

474,31

419,98

318,97

19,33

48,7

12,94

29,37

-6,39

35,76

Проверка:

∆Р=Рф-Рпл=48,7-19,33=29,37%

∆Р=∆Рц+∆Рс=-6,39+35,76=29,37%

29,37=29,37

Рентабельность зерна увеличивается на 29,37%, в том числе за счет снижения средней цены реализации снижается на 6,39%, за счет снижения себестоимости 1 ц зерна увеличивается на 35,76%. Снижение цены реализации отрицательно сказывается на рентабельности продукции, а снижение себестоимости – положительно.

2.3 Расчет резервов повышения эффективности финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

Основными источниками увеличения производства продукции растениеводства являются:

- рост урожайности;

- расширение посевных площадей за счет более полного использования земель;

- недопущение гибели посевов в процессе хозяйственной деятельности.

Основным резервом увеличения производства продукции растениеводства является рост урожайности сельскохозяйственных культур. Он может происходить за счет: дополнительного внесения удобрений, повышения их окупаемости, внедрения более урожайных сортов культур, сокращения потерь продукции при уборке урожая и др.

Сельскохозяйственные предприятия имеют большие резервы увеличения производства продукции. На каждом конкретном предприятии следует учитывать только те резервы, для реализации которых имеются производственные и финансовые возможности [10, с. 113].

Существенным резервом увеличения производства продукции в растениеводстве является улучшение структуры посевных площадей, это значит увеличение доли более урожайных культур в общей посевной площади. Для расчета величины этого резерва сначала необходимо разработать более оптимальную структуру посевов для данного хозяйства с учетом всех его возможностей и ограничений, а потом сравнить фактический объем продукции с возможным, который будет получен с общей фактической площади при фактической урожайности культур, но при улучшенной структуре посевов. Для определения резерва увеличения производства зерна надо сделать расчет, в основе которого лежит способ цепной подстановки.

Таблица 2.10

Подсчет резервов увеличения объема производства зерна за счет улучшения структуры посевов

Культуры

Структура посевов, %

Посевная площадь, га

Фактическая урожайность в среднем за 3 года, ц/га

Объем производства при структуре посевов, ц

факт

возможная

факт

возмож ная

факт

возможная

1

2

3

4

5

6

7

8

Яровые зерновые

93,66

93,88

32525

32600

23,41

761410

763166

Зернобобовые

6,34

6,12

2200

2125

16,15

35530

34319

Всего

100

100

34725

34725

х

796940

797485

Резерв=VПв-VПф=797485-796940=545 (ц)

Резерв увеличения объема производства зерна за счет улучшения структуры посевов составляет 545 ц.

Многие с/х предприятия допускают большие потери при уборке зерновых. Уборка – наиболее сложная и трудоемкая операция при производстве зерна. Важным резервом увеличения производства продукции является недопущение потерь при уборке урожая. Чтобы определить их величину, необходимо сопоставить урожайность на площадях, где уборка урожая проведена в оптимальный срок и с опозданием [10, с. 114].

Таблица 2.11

Подсчет резервов увеличения производства зерна за счет уборки урожая в оптимальные сроки

Культура

Площадь, убранная позже оптимального срока, га

Урожайность при уборке, ц/га

Потери продукции, ц

в срок

позже

с 1 га

со всей площади

пшеница

650

27,98

24,46

-3,52

-2288

ячмень

700

20,53

17,12

-3,41

-2387

овес

400

15,65

13,24

-2,41

-964

Всего

1750

х

х

х

-5639

За счет уборки урожая в оптимальные сроки можно дополнительно получить 5639 ц зерна.

Глава 3. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЗАО «Племзавод - Юбилейный»

3.1 Экспресс-анализ финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать с позиции устойчивого, предкризисного и кризисного.

Финансово устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Основой финансовой устойчивости являются рациональная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния следует основное внимание уделить вопросам рационального использования оборотных средств.

Анализ финансового состояния предприятия основывается в основном на относительных показателях, так как абсолютные показатели в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид [14, с. 209].

Таблица 3.12

Показатели финансовой устойчивости

Показатели

На начало 2009 года

На конец 2009года

+, -

1

2

3

4

Собственный капитал, тыс. руб.

1693464

2149482

456018

Краткосрочные заемные средства, тыс. руб.

511958

622987

111029

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

199585

297329

97744

Долгосрочные заемные средства, тыс. руб.

82005

71284

-10721

Стоимость имущества, тыс. руб.

2287427

2843753

556326

Коэффициент независимости (концентрации собственного капитала)

0,74

0,76

0,02

Коэффициент финансовой зависимости

1,35

1,32

-0,03

Коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала

0,26

0,24

-0,02

Соотношение заемных средств и собственных средств

0,35

0,32

-0,03

Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества

0,09

0,1

0,01

Удельный вес собственных и долгосрочных заемных средств в стоимости имущества (коэффициент финансовой устойчивости)

0,776

0,781

0,005

По данным таблицы 3.12 можно сказать, что доля активов предприятия, сформированных за счет собственных средств составляет 74% на начало 2009 г. и 76% на конец 2009 г., т. е. предприятие является финансово независимым. Оно покрывает собственными средствами более 50% финансовых ресурсов, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности. Коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала соответствует нормативу (ниже 0,5). Доля денежных средств, которая инвестируется в деятельность предприятия за счет краткосрочных и долгосрочных обязательств, составляет 26% на начало 2009 г. и 24% на конец 2009 г. Значение соотношения заемных и собственных средств также соответствует нормативу (менее 1), значит предприятие считается независимым от заемных денежных средств. Удельный вес дебиторской задолженности в стоимости имущества не так велик и к концу года увеличивается на незначительную сумму. Коэффициент финансовой устойчивости показывает, что удельный вес перманентного капитала в стоимости имущества составляет 77,6% на начало 2009 г. и 78,1% на конец 2009 г. Более того, он соответствует нормативу (более 0,5) и увеличивается к концу года. Данное предприятие можно охарактеризовать как финансово устойчивое.

В условиях экономической обособленности и самостоятельности хозяйствующие субъекты обязаны в любое время иметь возможность срочно погашать свои внешние обязательства. Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства [20, с. 313].

Таблица 3.13

Оценка платежеспособности (ликвидности)

Показатели

На начало

2009 года

На конец 2009 года

+, -

Денежные средства, тыс. руб.

198221

242063

43842

Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб.

-

-

-

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

199585

297329

97744

Запасы (без расходов будущих периодов), тыс. руб.

556368

584016

27648

Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

23402

24349

947

Коэффициент абсолютной ликвидности

8,47

9,94

1,47

Промежуточный (критический) коэффициент покрытия

16,99

22,15

5,16

Общий коэффициент покрытия

40,77

46,14

5,37

Удельный вес запасов и затрат в сумме краткосрочных обязательств

23,77

23,99

0,22

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что все краткосрочные заемные обязательства могут быть погашены немедленно при необходимости. Значения промежуточного (критического) коэффициента покрытия говорят о том, что все свои обязательства предприятие может обеспечить за счет привлечения дебиторской задолженности. Общий коэффициент покрытия гораздо больше норматива, т. е. предприятие способно своими платежными средствами выполнить все свои платежные обязательства. В целом предприятие можно считать платежеспособным (ликвидным).

Деловая активность предприятия характеризуется показателями, отражающими эффективность использования средств производства, материальных, финансовых ресурсов. Анализ деловой активности предусматривает изучение показателей, отражающих динамичность развития предприятия в направлении поставленной цели [10, с. 296].

Таблица 3.14

Показатели деловой активности

Показатели

На начало 2009 года

На конец 2009 года

+, -

1

2

3

4

Выручка от реализации, тыс. руб.

907081

1111107

204626

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

656721

817285

160564

Запасы, тыс. руб.

556368

584016

27648

Стоимость имущества, тыс. руб.

2287427

2843753

556326

Собственные средства, тыс. руб.

1693464

2149482

456018

Общий коэффициент оборачиваемости

0,4

0,39

-0,01

Оборачиваемость запасов

1,18

1,39

0,21

Оборачиваемость запасов в днях

309

263

-46

Оборачиваемость собственных средств

0,54

0,52

-0,02

Общий коэффициент оборачиваемости показывает, что 0,4 раз на начало 2009 г. совершается полный цикл производства и обращения, приносящий прибыль, на конец 2009 г. этот показатель снижается на 0,01 оборота. Значит деловая активность предприятия немного снижается. Оборачиваемость запасов увеличивается на 0,21 оборота, т. е. продолжительность оборота запасов уменьшается на 46 дней, что говорит о положительной динамике использования запасов. Оборачиваемость собственных средств уменьшается на 0,02 оборота, т. е. число оборотов собственного капитала предприятия снижается к концу 2009 г. В целом по предприятию некоторые показатели деловой активности улучшаются, некоторые снижаются.

Помимо показателей рентабельности и доходности продукции различают рентабельность использования капитала (имущества, находящегося в распоряжении предприятия), собственных средств, производственных фондов, перманентного капитала и др [10, с. 287].

Таблица 3.15

Показатели рентабельности

Показатели

На

начало 2009 года

На конец 2009 года

+, -

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

355749

461583

105834

Чистая прибыль тыс. руб.

351333

456732

105399

Выручка от реализации, тыс. руб.

907081

1111707

204626

Собственные средства, тыс. руб.

1693464

2149482

456018

Основные средства, тыс. руб.

1101088

1462094

361006

Запасы, тыс. руб.

556368

584016

27648

Стоимость имущества, тыс. руб.

2287427

2843753

556326

Долгосрочные заемные средства, тыс. руб.

82005

71284

-10721

Рентабельность имущества, %

15,36

16,06

0,7

Рентабельность собственных средств, %

20,75

21,25

0,5

Рентабельность производственных фондов, %

21,2

22,32

1,12

Рентабельность продаж, %

38,73

41,08

2,35

Рентабельность перманентного капитала, %

19,79

20,57

0,78

По данным табл. 3.15 можно сделать вывод, что рентабельность предприятия увеличивается, т. к. увеличивается рентабельность имущества на 0,7%, собственных средств – на 0,5%, производственных фондов - на 1,12%, перманентного капитала – на 0,78%. Рентабельность продаж показывает, что на 1 рубль проданной продукции приходится 0,38 руб. чистой прибыли на начало 2009 г. и 0,41 руб. на конец 2009 г. Этот показатель увеличился, значит увеличилась доходность реализуемой продукции. Изменение уровня рентабельности продаж могло произойти в результате изменение цен на реализованную продукцию и изменения себестоимости реализованной продукции. В целом предприятие рентабельно (получает прибыль от своей деятельности).

По данным проведенного экспресс-анализа предприятия ЗАО «Племзавод - Юбилейный» можно сделать следующие выводы: все показатели финансовой устойчивости и ликвидности соответствуют нормативам; некоторые показатели деловой активности снижаются, некоторые увеличиваются. В целом ЗАО «Племзавод - Юбилейный» является финансово устойчивым, платежеспособным и рентабельным. Финансовое состояние предприятия можно оценить как устойчивое.

3.2 Диагностика вероятности банкротства предприятия и имитационное моделирование оптимальной структуры финансовых ресурсов

Банкротство – это признанная арбитражным судом или объявленная должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате других обязательных платежей.

В качестве критериев для диагностики риска банкротства используются показатели оценки структуры баланса. Для целей признания сельскохозяйственных организаций неплатежеспособными анализируется структура бухгалтерского баланса за последний отчетный период:

  1. Коэффициент текущей ликвидности (К ТЛ);

  2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К ОСОС);

  3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (К В (У) П).

По балансу организации коэффициент ликвидности (К1) определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия (организации) оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (раздел II актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и кредиторской задолженности:

К1 = II А стр. 290 : V П стр. (690 – 640 – 650), где

II А стр. 290 – итого по разделу II "Оборотные активы";

V П стр. 690 – итого по разделу V "Краткосрочные обязательства";

стр. 640 – доходы будущих периодов (раздел V "Краткосрочные обязательства");

стр. 650 – резервы предстоящих расходов и платежей (раздел V "Краткосрочные обязательства");

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) определяется:

К2 = (III П стр. 490 + IV П стр. 590 - I А стр. 190 ) : II А стр.290, где

Ш П стр. 490 – итого по разделу Ш "Капитал и резервы";

1V П стр. 590 – итого по разделу IV "Долгосрочные обязательства";

I А стр. 190 – итого по разделу I "Внеоборотные активы";

II А стр. 290 – итого по разделу II "Оборотные активы".

В том случае, если коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (хотя бы один) имеют значение ≤ 2 и ≤ 0,1, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, равный 6 месяцам.

В том случае, если коэффициент текущей ликвидности ≥ 2 и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ≥ 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, равный 3 месяцам.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, свидетельствует о наличии реальной возможности у организации восстановить свою платежеспособность. Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение менее 1, свидетельствует о том, что организация в ближайшее время утратит свою платежеспособность.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (КЗ) определяется с учетом коэффициентов текущей ликвидности, рассчитанных по данным на начало и на конец года:

КЗ = [К1Ф + У : Т (К1Ф – К1Н)] : К1 НОРМ., где

К1Ф - фактическое значение коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное по бухгалтерскому балансу на конец года;

К1Н - значение коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное по бухгалтерскому балансу на начало года;

К1 НОРМ. - нормативное значение, равное 2;

Т - отчетный период, равный 12 мес.;

У - период восстановления, равный 6 мес. (утраты – 3 мес.) [14, с. 109].

Таблица 3.16

Оценка структуры баланса

Показатели

На начало 2009 года

На конец 2009 года

Норматив коэффициента

1.Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ)

2.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (КОСОС)

3. Коэффициент восстановления платежеспособности (Квп) сроком на 6 месяцев

4. Коэффициент утраты платежеспособности предприятия (УУП) сроком на 3 месяца

40,84

0,46

-

Х

46,85

0,45

-

24,18

не менее 2,0

не менее 0,1

более 1,0

более 1,0

Коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами выше нормативных значений, следовательно, структура баланса является удовлетворительной. Рассчитанный коэффициент утраты платежеспособности принимает значение более 1, это свидетельствует о том, что предприятие в ближайшие 3 месяца не утратит свою платежеспособность.

Одним из перспективных направлений восстановления платежеспособности предприятия является мобилизация резервов хозяйственной деятельности в целях увеличения доходности и, соответственно, прибыли. Имитационное моделирование осуществляется путем составления двух моделей – «Прибыль» и «Баланс».

1)Коэффициент текущей ликвидности во всех прогнозных вариантах должен быть более 2;

2)Сумма заемного капитала во всех вариантах остается неизменной;

3)Прибыль направляется на пополнение только оборотного капитала.

Рост в динамике коэффициента текущей ликвидности может быть

достигнут двумя путями:

- за счет увеличения текущих активов;

- за счет уменьшения текущих пассивов.

Таблица 3.17

Имитационная модель «Прибыль», тыс. руб.

Показатели

2009г.

1 вариант

2 вариант

Выручка

1111707

32504477

32593149

Себестоимость

817285

817285

899014

Прибыль (убыток)

294422

31687192

31694135

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ)

46,85

46,86

46,87

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (КОСОС)

0,45

0,98

0,98

Коэффициент восстановления платежеспособности (КВП)

х

х

х

Коэффициент утраты платежеспособности (КУП)

24,18

23,43

23,43

Таблица 3.18

Имитационная модель «Баланс», тыс. руб.

Актив

2009г

1 в.

2 в.

Пассив

2009г

1 в.

2 в.

ОС

1702984

1702984

1702984

СК

2149482

33542252

33549195

Об.С

1140769

32533539

32540482

ЗК

694271

694271

694271

Баланс

2843753

34236523

34243466

Баланс

2843753

34236523

34243466

1 вариант

Величина текущих активов на конец отчетного периода составляет 1140769 тыс. руб. Увеличим Ктл до величины 46,86 посредством увеличения величины текущих активов = 46,86 х 694271 = 32533539 тыс. руб.

Таким образом, прибыль предприятия в первом варианте должна составить не менее 32533539-1140769 = 31392770 тыс. руб., а для 1 варианта сумма прибыли составит 294422+31392770 = 31687192 тыс. руб.

Себестоимость в 1 варианте не изменяем.

Выручка составит 31687192+817285 = 32504477 тыс. руб.

Собственный капитал 2149482+31392770 = 33542252 тыс. руб.

Произведем расчет коэффициентов:

Косос = (2149482+31392770-1702984)/32533539 = 0,98

Куп = (46,86+3/12(46,86-46,85))/2=23,43

Таким образом, по результатам расчетов предприятие не потеряет свою платежеспособность в течение ближайших 3 месяцев.

2 вариант

Текущие активы предприятия на конец отчетного периода составили 1140769 тыс. руб., следовательно, чтобы достичь запланированного значения Ктл = 46,87 нужно увеличить текущие активы до величины 46,87 х 694271= 32540482 тыс. руб.

Таким образом, прибыль предприятия во втором варианте должна составить не менее 32540482-1140769 = 31399713 тыс. руб., а для 2 варианта сумма прибыли составит 294422+31399713 = 31694135 тыс. руб.

Себестоимость увеличиваем на 10% и она составит 899014 тыс. руб.

Выручка составит 31694135+899014 = 32593149 тыс. руб.

Собственный капитал 2149482+31399713 = 33549195 тыс. руб.

Произведем расчет коэффициентов:

Косос = (2149482+31399713-1702984)/ 32540482 = 0,98

Куп = (46,87+3/12(46,87-46,85))/2=23,43

Таким образом, по результатам расчетов предприятие не потеряет свою платежеспособность в течение ближайших 3 месяцев.

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее лучшим вариантом прогноза условий платежеспособности предприятия является 2 вариант, т.к. прибыль предприятия во 2 варианте является самой высокой (31694135 тыс. руб.) несмотря на увеличение себестоимости. Коэффициент утраты платежеспособности составляет 23,43, т.е. предприятие не утратит свою платежеспособность в ближайшие 3 месяца, но значение немного меньше, чем в отчетном периоде.

3.3. Обобщение и подсчет резервов повышения эффективности финансовых результатов деятельности предприятия от реализации продукции растениеводства

В заключение анализа производства продукции растениеводства выявленные резервы необходимо обобщить в натуральном измерении и в стоимостном на основании таблиц 2.10 и 2.11.

Таблица 3.19

Обобщение резервов увеличения производства продукции растениеводства

Источник резервов

Зерно, ц

Валовая продукция, тыс. руб.

Улучшение структуры посевов

545

173,84

Уборка урожая в оптимальные сроки

5639

1798,67

Всего, ц

6184

1972,51

В целом по хозяйству за счет проведения всех мероприятий, перечисленных в табл. 3.19, можно получить дополнительно 6184 ц зерна. Валовой продукции можно получить больше на 1972,51 тыс. руб.

Основным источником резерва увеличения прибыли является увеличение объема реализации продукции [12, с. 87].

Следует определить резерв увеличения объема реализации продукции за счет увеличения объема производства продукции.

Таблица 3.20

Резерв увеличения объема реализации продукции растениеводства

Вид продукции

Резерв увеличения производства, ц

Возможный уровень товарности, %

Резерв увеличения объема реализации продукции, ц

Зерно

6184

16

990

Р↑VРП =Р↑VВП х Ут возм. = 6184 х 16% = 990 ц

Резерв увеличения объема реализации продукции за счет увеличения объема производства продукции составляет 990 ц зерна при возможном уровне товарности, равном 16%.

На основании резервов увеличения объема реализации продукции можно подсчитать резерв роста прибыли.

Таблица 3.21

Резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции растениеводства

Вид продукции

Резерв увеличения объема реализации, ц

Фактическая сумма прибыли от реализации 1 ц продукции, руб.

Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб.

Зерно

990

155,35

153,8

Р↑П = Р↑VРП х П зерна ф = 990 х 155,35 = 153,8 тыс. руб.

Резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции составляет 153,8 тыс. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поиск резервов повышения эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, является прибыль и рентабельность.

Как показал анализ финансовых результатов c/х предприятия ЗАО «Племзавод – Юбилейный», в рассматриваемом периоде оно улучшило свои финансовые результаты.

Валовая прибыль в отчетном 2009 году увеличилась. План по валовой прибыли перевыполнен на 17,6%. Чистая прибыль увеличилась на 30%.

Прибыль от реализации зерна увеличилась на 15472 тыс. руб., в том числе за счет увеличения товарной продукции увеличилась на 4395 тыс. руб., за счет снижения полной себестоимости 1 ц увеличилась на 14882 тыс. руб., за счет снижения средней цены реализации 1 ц снизилась на 3805 тыс. руб. Большее положительное влияние оказало снижение себестоимости 1 ц зерна. Снижение средней цены реализации сказалось отрицательно на сумме прибыли.

Наиболее полно, чем прибыль, окончательные результаты хозяйствования характеризуют показатели рентабельности. Факторный анализ рентабельности зерна показал, что рентабельность увеличилась на 29,37%, в том числе за счет снижения средней цены реализации 1 ц зерна снизилась на 6,39%, за счет снижения себестоимости 1 ц зерна увеличилась на 35,76%. Снижение цены реализации отрицательно сказывается на рентабельности продукции, а снижение себестоимости – положительно.

Анализ также показал, что на рассматриваемом нами предприятии существуют резервы увеличения прибыли и рентабельности. К ним относятся: увеличение объема производства и реализации продукции. Увеличение объема производства может произойти за счет улучшения структуры посевов и за счет уборки урожая в оптимальные сроки.

Используя выявленные резервы, ЗАО «Племзавод – Юбилейный» может получить дополнительную прибыль в сумме 153,8 тыс. руб.

В данном курсовом проекте был проведен анализ финансовых результатов от реализации продукции растениеводства с/х предприятия ЗАО «Племзавод – Юбилейный». Данный анализ является ретроспективным, т.к. использована информация уже свершившихся фактов хозяйственной деятельности; внутренним, т.е. изучалась деятельность только одного предприятия; финансово-экономическим, т.е. его содержанием является изучение взаимодействия экономических процессов и финансовых результатов.

По использованной методике проведенный анализ является сравнительным и факторным. По охвату изучаемых объектов - выборочный и тематический, т.е. рассматривались не все стороны хозяйственной деятельности, а лишь финансовые результаты.

Данный анализ не носит исчерпывающего характера, это продиктовано ограниченностью предоставленной предприятием информации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. М.:ДИС, 1997. – 343 с.;

2. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность организации: подходы и комментарии к составлению. - М.: Бухгалтерский учет, 1997. – 403 с.;

3. Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 312 с.;

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 1995. – 401 с.;

5. Балабанов И.Т. Риск - менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996. – 298 с.;

6. Беркстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996. – 437 с.;

7. Большой экономический словарь. / Под ред. Азримяна А.Н. - Институт новой экономики, 1998. – 524 с.;

8. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 1997. – 346 с.;

9. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 1996. – 268 с.;

10. Зимин Н.Е., Солопова В. Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: КолосС, 2007. – 384 с.;

11. Киреева, Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: в 3 ч.: учеб. пособие / Н.В. Киреева; Урал. соц.-эк. ин-т АТиСО. – Челябинск, 2008. – 528 с.;

12. Ковалев, В.В.Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2007. – 421 с.;

13. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 345с.;

14. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя / В.И. Макарьева. – М.: Налоговый вестник, 2006. – 256 с.;

15.Осипова Л.В., Синяева ИМ. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. 2-у изд.перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2005. 623 с.;

  1. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. – М: Дашков и Ко. – 2005. – 636 с.;

  2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 425.

  3. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 3-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 320 с.;

  4. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008 – 288 с.;

  5. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 352 с.