Методологическое значение философских категорий бытия и развития для развития науки и военного дела

Академия

Кафедра гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

Реферат

По дисциплине философия на тему:

«Методологическое значение философских категорий бытия и развития для развития науки и военного дела»

Содержание

Введение

Основная часть

    Методологическое значение философской категории

развития для военного дела

-чем важно для нас понимание и умелое использование

законов материалистической диалектики?

-противоречие — источник развития

-внутренние противоречия и сама война как общественное явление

-диалектическое отрицание как момент развития

-методологическое значение закона отрицания отрицания

2.Роль категорий диалектики в развитии военной науки

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Рассматриваемые в этом реферате вопросы, являются важными для аналитической и практической деятельности командира, т.к. решение, принимаемое командиром, и удачный исход боя, воины, и других видов вооруженных конфликтов, зависят от многих факторов. И одним из этих факторов являются основные законы диалектики, выражающие всеобщие стороны и черты развития и отвечающие на важнейшие корен­ные вопросы: что является источником развития, каким обра­зом и в каком направлении оно совершается. Современная война и вооруженная борьба - сложные и многогранные явления. Они характеризуются наличием множества различных противоречий, научная классификация которых имеет важное методологическое значение, как для военной науки, так и для практической деятельности команд­ных кадров.

Война представляет собой особую форму проявления и одно из средств разрешения антагонистических противоречий в обществе. Являясь продолжением политики насильственны­ми средствами, война возникает как результат наивысшего обострения экономических и политических противоречий. Только анализ конкретных социально-политических противо­речий, вызвавших войну, позволяет выявить ее подлинные причины и истинных виновников.

Познание и умелое использование требований, вытекаю­щих из содержания основных законов диалектики, позволяют командному составу успешнее решать задачи повышения боеготовности вооруженных сил, совершенствования процесса обучения и воспитания личного состава, управления войска­ми в бою .

Таким образом, тема, рассматриваемая в этом реферате, является актуальной, т. к. затрагивает важный аспект современной жизни общества – ее военная деятельность. Современное государство не может существовать без хорошо подготовленной армии, а основным показателем, характеризующим подготовленность армии, является подготовленность ее командных кадров. И законы диалектики помогают командному составу успешно справляться с поставленными задачами.

Целью написания данного реферата послужило то, что наша Академия готовит командные кадры, и в будущем, каждому из обучающихся здесь курсантов, предстоит стать командиром. Следовательно, данная тема не обойдет никого стороной, поэтому необходимо разобраться в ней как можно глубже, чтобы в последующей военной службе в роли командира быть готовым к любой ситуации и принимать решения с глубоким пониманием процессов, которые способствуют принятию того или иного решения.

В связи с этим были рассмотрены следующие вопросы:

1) методологическое значение философской категории развития для военного дела:

- чем важно для нас понимание и умелое использование законов материалистической диалектики?;

- противоречие — источник развития;

- внутренние противоречия и сама война как общественное явление;

- диалектическое отрицание как момент развития;

- методологическое значение закона отрицания отрицания;

Основная часть

«Методологическое значение философской категории развития для военного дела»

Чем важно для нас понимание и умелое использование законов материалистической диалектики?

В многообразной системе законов развития объективного мира особое место занимают основные законы диалектики. Они называются основными потому, что выражают всеобщие стороны и черты развития и отвечают на важнейшие корен­ные вопросы: что является источником развития, каким обра­зом и в каком направлении оно совершается.

Основные законы материалистической диалектики обра­зуют систему, создающую относительно целостную картину не только развития материального мира, но и процесса его познания. Являясь по своему характеру объективными и все­общими, они находят проявление и в такой специфиче­ской сфере общественной жизни, как военное дело, и, следова­тельно, в познавательно-практической деятельности команд­ных кадров.

Познание и умелое использование требований, вытекаю­щих из содержания основных законов диалектики, позволяют командному составу успешнее решать задачи повышения боеготовности вооруженных сил, совершенствования процесса обучения и воспитания личного состава, управления войска­ми в бою.

Важнейшим условием понимания процесса развития яв­ляется определение его источников, двигательной силы. Ответ на этот вопрос и дает, прежде всего, закон единства и борьбы противоположностей.

Для понимания сущности и механизма действия закона единства и борьбы противоположностей необходимо выяснить исходные понятия: «тождество», «различие», «противополож­ность» и «противоречие».

Каждый предмет или процесс в определенный промежуток времени, обладает устойчивостью, сходством, как с самим собой, так и с другими предметами или процессами. Для обозначения этих состояний исполь­зуется понятие «тождество». Оно выражает равенство, оди­наковость нескольких предметов или явлений. Однако абсо­лютное тождество между предметами, между их сторонами и свойствами невозможно, ибо это противоречило бы принципу развития. Диалектика же исходит из того, что тождество не­обходимо содержит в себе различие.

Различие обозначает отношение неравенства, неодинако­вость сторон объекта или нескольких объектов (предметов, явлений, процессов). Сторонами различия являются свойства, тенденции, совпадающие друг с другом. Этот диалектиче­ский взгляд многократно подтверждается наукой. Например, даже однотипные, элементарные частицы неорганической природы не тождественны. Еще большие различия имеются в органической природе, в общественной жизни, в военном деле.

Тождество и различие существуют одновременно и нахо­дятся в противоречивом единстве. При этом различие может отражать отношения неравенства предметов неодинаково. Предельная степень различия отражается в понятии «проти­воположность». Это такая форма различия, при которой при­знаки, свойства, тенденции, присущие объекту как системе, взаимно предполагают и в то же время исключают, отрицают друг друга. Верх и низ, положительное и отрицательное, при­тяжение и отталкивание, наступление и оборона - конкрет­ные виды противоположностей.

Единство противоположностей означает, прежде всего, что элементы стороны, тенденции находятся в одном и том же предмете. Противоположности не могут существовать друг без друга; одна противоположность является условием су­ществования другой. Например, средства защиты существуют в противовес средствам поражения. Наступление как вид боевых действий является противоположностью обороны. При этом характер одной противоположности обусловливает и со­держание другой. Так, характер средств защиты определяется боевыми свойствами средств поражения; боевой порядок на­ступающих частей и подразделений зависит от характера обо­роны противника. Однако единство противоположностей всег­да носит относительный, временный характер, а борьба между ними является абсолютной.

Борьба противоположностей проявляется в том, что про­тивоположности исключают друг друга, вызывая появление новых свойств, сторон, тенденций. Увеличение скорости и по­толка полета самолетов, например, потребовало перехода от ствольной зенитной артиллерии к зенитным управляемым ракетам, а это, в свою очередь, - дальнейшего развития авиации.

Взаимопроникновение противоположностей означает, что при определенных условиях они могут обогащать друг друга, меняться местами, превращаться друг в друга. Так, активная оборона служит подготовкой наступления и сопровождается определенными наступательными действиями. Вместе с тем при наступлении необходимо учитывать возможность нанесе­ния противником контрудара. Следовательно, надо быть гото­вым к его отражению, переходу частью сил к обороне.

Находясь в единстве, противоположности активно противодействуют друг другу. Это противодействие находит свое выражение в противоречии.

Противоречие — источник развития.

Проблемы противоречия и связанного с ним источника развития занимают одно из центральных мест в философии и науке.

Противоре­чие как взаимоотношение противоположностей имеет три со­стояния:

1) взаимополагание, единство противоположностей;

2) взаимоисключение, борьба противоположностей;

3) взаи­мопроникновение, переход одной противоположности в дру­гую. Эти три состояния и выражают сущность закона единст­ва и борьбы противоположностей.

Современная война и вооруженная борьба - сложные и многогранные явления. Они характеризуются наличием множества различных противоречий, научная классификация которых имеет важное методологическое значение, как для военной науки, так и для практической деятельности команд­ных кадров.

Война представляет собой особую форму проявления и одно из средств разрешения антагонистических противоречий в обществе. Являясь продолжением политики насильственны­ми средствами, война возникает как результат наивысшего обострения экономических и политических противоречий. Только анализ конкретных социально-политических противо­речий, вызвавших войну, позволяет выявить ее подлинные причины и истинных виновников.

Внутренние противоречия и сама война как общественное явление.

Единство политического содержания и вооруженной борьбы в ней диалектично. Ведущая роль в нем принадлежит политическому содержанию войны. Однако вооруженное на­силие обладает высокой активностью и может оказывать су­щественное влияние на политическое содержание войны. В противоречивых отношениях находятся и другие элементы содержания войны.

Многообразны и противоречия вооруженной борьбы: меж­ду средствами и способами ведения боя; между наступлением и обороной; между маневром и контрманевром; между огнем и движением; между сосредоточением и рассредоточением и др. Основным противоречием в боевой обстановке является противоречие между своими войсками и противником.

Процесс ведения боевых действий характеризуется непре­рывным возникновением и. разрешением этих противоречий. Решение командира в боевых условиях — это не что иное, как мысленное разрешение противоречий боя.

Таким образом, одним из важнейших методологических требований к командиру, вытекающих из закона единства и борьбы противоположностей, является обнаружение противо­речий в их развитии и выявление способов их оптимального разрешения в ходе подготовки и ведения вооруженной борь­бы. Глубокое понимание командными кадрами сущности и механизма действия этого закона диалектики, специфики про­явления противоречий в вооруженной борьбе позволяет им правильно вскрывать источники и действительные причины изменений в боевой обстановке, заранее предвидеть их, опре­делять пути и методы разрешения назревших противоречий, своевременно устранять недостатки в подготовке войск. Закон отрицания отрицания занимает особое место в ма­териалистической диалектике. Он тесно связан с рассмотрен­ными законами, но выявляет такие особенности развития, ко­торые не отражены в них. Если закон единства и борьбы про­тивоположностей указывает на источник развития, а закон взаимного перехода количественных и качественных измене­ний характеризует механизм перехода от одной стадии к другой, то закон отрицания отрицания показывает общую картину развития, его направленность.

Диалектическое отрицание как момент развития

Отрицание - это широко распространенное, но в своей действительности явление, с которым связаны существование и развитие предметов и процессов. В ходе развития любого яв­ления борьба противоположностей приводит к отрицанию одной из его противоположных сторон, что знаменует переход старого качества в новое.

Данные естественных и общественных наук свидетельствуют о том, что на любом этапе развития происходит про­цесс отрицания. Взаимопревращение элементарных частиц, смена, биологических видов, форм общественной жизни, видов оружия и способов вооруженной борьбы и т. д. - все это есть не что иное, как отрицание одних вещей, явлений, процессов, состояний другими.

Итак, отрицание - это такое отношение между двумя сту­пенями развития вещи, которое ведет к уничтожению ее ста­рого и возникновению нового качественного состояния.

Отрицание бывает механическим и диалектическим. Меха­ническое отрицание связано с уничтожением старого, без сох­ранения момента развития. Диалектическое отрицание есть самоотрицание, ибо каждое явление содержит в себе собственное отрицание одной из сторон присущего ему внут­реннего противоречия.

Исходным для понимания закона отрицания отрицания является положение о том, что всякий процесс развития складывается из последо­вательности циклов. Цикличность составляет внутреннюю основу всякого изменения и развития. Каждый цикл состоит из нескольких стадий: исходный момент развития; превраще­ние предметов и явлений в свою противоположность, тем самым от­рицание - превращение новой противоположности в свою про­тивоположность, т. е. отрицание отрицания. Закон отрицания отрицания показывает особенности цикличного развития.

Сущность закона отрицания отрицания состоит в том, что в процессе развития каждая более высокая ступень отрицает, упраздняет предыдущую и вместе с тем поднимает ее на новую ступень, сохраняя все положительное в ее содержании.

Каковы же основные черты, раскрывающие сущность и ме­ханизм действия этого закона?

Прежде всего, закон отрицания отрицания раскрывает на­правленность развития. Материалистическая диалектика, не отрицая возможности кругового движения и регресса, не абсолютизирует их. Важнейшей формой развития она утверж­дает поступательность.

Одной из черт закона отрицания отрицания является по­вторение на высших ступенях развития некоторых черт низ­ших, по на новой, более высокой основе, т. е. преемственность развития. Повторяемость выступает как частичное воспроиз­ведение того, что уже однажды имело место. Второе отрица­ние как бы повторяет исходный пункт в «снятом», перерабо­танном виде, выражает его некоторые общие черты. Если бы новое качество отрицало все старое, то не было бы никакого развития природы и общества.

Преемственность наблюдается и в развитии военного дела. Например, новые способы вооруженной борьбы возникают в рамках старых способов с усвоением всего лучшего из них. Однако эта повторяемость, преемственность в развитии внут­ренне противоречивы. Она заключает в себе возврат якобы к старому, как бы повторение пройденных уже ступеней, но на более высокой основе. Поэтому поступательность развития приобретает спиралевидную форму, при которой развитие со­вершается в виде постепенно поднимающихся, расширяю­щихся кругов, возвращающихся к исходной точке, но в более высокой плоскости. В этом поступательно-спиралевидном развитии утверждается неодолимость нового, прогрессивного.

Итак, закон отрицания отрицания показывает цикличе­ский, необратимый характер процесса развитии, его основные этапы, раскрывает взаимосвязь старого и нового. Согласно этому закону развитие идет через цепь диалектических отри­цаний, которые обусловливают преемственность между старым и новым, удержание («снятие») положительного в старом, повторение отдельных черт прошлого на новой качественной основе.

Методологическое значение закона отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания, как и другие законы диалектики, выступает методологической базой познавательной и практической деятельности командных кадров. Из него, прежде всего, исходит требование - всемерно поддерживать новое, прогрессивное и своевременно преодолевать старое, отжившее, не отвечающее современным условиям.

Важное значение для деятельности командира имеет тре­бование преемственности, учет которого помогает ему бороть­ся как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и с нигилистическим отрицанием полученного наследия. Из него вытекает и такое требование к познавательной и практической деятельности, как необходимость бережного отношения к положительному опыту прошлого, умение извле­кать из него все ценное.

Положение о спиралевидной форме поступательного раз­вития, неодолимости нового, вытекающее из сущности зако­на отрицания отрицания, позволяет командиру более четко определить тенденции в решении главной задачи - поддер­жании высокой боевой готовности части, подразделения в борьбе с рутиной и косностью.

Таким образом, основные законы материалистической диа­лектики раскрывают сущность процесса развития, его меха­низм и направленность.

Характеризуя различные стороны единого процесса раз­вития, они проявляются в неразрывном единстве. Так, про­цесс перехода количественных изменений в качественные и обратно содержит и противоречие, и диалектическое отрица­ние. Единство и борьба противоположностей неизбежно вклю­чают количественно-качественные отношения и отрицание от­рицания. В процессе отрицания отрицания происходят разделение единого на старое и новое и борьба между ними, переход количественных изменений в качественные. Иными словами, единство материального мира обусловливает един­ство действия его законов. Вместе с тем следует иметь в виду, что при одновременном действии законов материалистической диалектики каждый из них обладает относительной самостоя­тельностью.

Развитие военного дела, успех практической деятельности командных кадров в значительной степени зависят от того, в какой мере ими учитываются требования основных законов материалистической диалектики. Для этого необходимо, что­бы командные кадры глубоко овладели научной методологией и на этой основе умели всесторонне анализировать развитие военного дела в прошлом, в настоящем и прогнозировать его будущее.

«Роль категорий диалектики в развитии военной науки»

Без категорий диалектики немыслимо научное познание сложных процессов и такого специфического социального явления, как война и военное дело. Необходимость при­менения категорий диалектики воен­ной наукой объясняется, во-первых, тем, что категории и по­нятия военной науки формируются под большим влиянием, а в ряде случаев и на основе категорий диалектики.

Философские категории, как универсальные и наиболее глубокие, отражают всеобщие и самые существенные связи и отношения, свойства действительности. Категории военной нау­ки отражают существенные связи и отношения, общие свойства явлений и процессов в такой сравнительно ограниченной, част­ной области действительности, как вооруженная 6opь6a и воен­ное дело в целом. Между всеобщими и частными свойствами, отношениями существует органическая взаимосвязь. Общее так или иначе проявляется, конкретизируется в частном, а частное в том или ином виде несет в себе общее, его отдельные сторо­ны, моменты. На этой объективной основе складывается глу­бокая взаимосвязь между категориями диалектики и военной пауки. Категории военной науки в определенной степени, в определенном отношении можно рассматривать как конкрет­ное проявление философских категорий.

Так, применяемые военной наукой категории «форма», «способ», «вид» вооруженной борьбы могут быть более глу­боко поняты на основе диалектических категорий «содержа­ние» и «форма». Формы вооруженной борьбы - это опреде­ленная организационная структура военных действий (бой, операция, сражение). Виды вооруженной борьбы - это наи­более общие способы достижения целей в вооруженной борь­бе (оборона, наступление, встречный бой и т. п.). Способы вооруженной борьбы - это пути и приемы воздействия па противника в бою, операции (удар войсками, огневой удар, маневр, удар в сочетании огня и маневра, контрудар и т. д.). Все это - конкретные выражения общефилософской катего­рии «форма», т. е. определенное сочетание, организация раз­личных элементов, составляющих содержание вооруженной борьбы. На основе диалектических категорий сущности и со­держания можно выяснить действительный смысл таких, на­пример, важных категорий военной науки, как «оборонная достаточность», «военная реформа» и др.

В свою очередь, формирование философских категорий происходит в значительной мере под влиянием развития спе­циальных отраслей знании, в том числе и военных. Они дают обширный материал для обогащения и совершенствования ка­тегорий диалектики.

Во-вторых, необходимость применения категорий диалек­тики военной наукой объясняется тем, что в познании воен­ного дела используются категории и понятия не только воен­ной, но и других, смежных с нею частных естественных, тех­нических и общественных наук. Разобраться в сложном пере­плетении понятий и категорий этих наук, установить степень сходства и различия понятий, применяемых в военной науке, с понятиями других наук можно только одним путем: сопо­ставляя эти понятия через философские категории как некий общенаучный эквивалент.

В-третьих, особенно велико значение категорий диалекти­ки для военной науки в периоды крутой ломки ее старых понятий, категорий. Чем глубже качественные изменения в теории и практике военного дела, тем большим изменениям подвергается система понятий и категорий военной науки. Современный этап связан с наиболее глубокими изменениями в военном, деле за всю его историю. Это неизбежно ведет к переосмыслению, уточнению основных категорий и понятий или иначе проявляется, конкретизируется в частном, а частное в том или ином виде несет в себе общее, его отдельные сторо­ны, моменты. Па этой объективной основе складывается глу­бокая взаимосвязь между категориями диалектики и военной пауки. Категории военной науки в определенной степени, в определенном отношении можно рассматривать как конкрет­ное проявление философских категорий. Именно они выступают исходной, методологической основой обогащения, уточнения всего понятийного арсенала военной теории.

Категории диалектики воспроизводят свойства и отноше­ния бытия во всеобщем виде и являются универсальными, т. с. применимыми к любому фрагменту бытия, философскими категориями. Они определяют зону и направленность видения действительности, ориентируют на сущностное, т. е. па глубо­кое понимание мира человеком, организуют познавательную деятельность в любой области. Отражая объективную диа­лектику действительности, категории, будучи освоенными че­ловеком, выступают в качестве всеобщего метода, инструмен­та познания и преобразования действительности. «Перед че­ловеком,- отмечал В. И. Ленин,- сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из приро­ды. Сознательный человек выделяет, категории суть ступень­ки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею».

Это положение в полной мере относится и к боевой дейст­вительности, и к оперативно-тактическому мышлению обще­войскового командира.

Философские категории связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент всей системы. То же самое необходимо отметить и для мышления в любой кон­кретной области, когда категории диалектики входят в более общую систему, включающую как минимум философские и специальные категории в их взаимопереплетении.

Заключение

Подводя итоги всему выше сказанному, мы приходим к выводу, что методологическое значение философской категории развития имеет огромное значение для военного дела. Убедиться в этом не сложно, если хорошо уяснить себе значение такого понятия, как противоречие. Это понятие в основной части проходит как источник развития, а развитие – это общее свойство бытия, такое изменение материальных и идеальных объектов, которое приводит к их переходу на иную (как правило, более высшую) ступень организации. Наш мир, государство непрерывно развиваются, а вместе с ними развивается и военное дело, но также, нас окружают постоянные противоречия, которые заставляют нас делать шаг вперед, переходить на более высшую ступень. Поэтому значение данной категории философии для военного дела очевидно. Таким образом, одним из важнейших методологических требований к командиру, вытекающих из закона единства и борьбы противоположностей, является обнаружение противо­речий в их развитии и выявление способов их оптимального разрешения в ходе подготовки и ведения вооруженной борь­бы.

Роль категорий диалектики в развитии военной науки не менее велика, чем и в развитии военного дела. Это объясняется тем, что категории и по­нятия военной науки формируются под большим влиянием, а в ряде случаев и на основе категорий диалектики. Применение категорий диалек­тики военной наукой объясняется тем, что в познании воен­ного дела используются категории и понятия не только воен­ной, но и других, смежных с нею частных естественных, тех­нических и общественных наук. Особенно велико значение категорий диалекти­ки для военной науки в периоды крутой ломки ее старых понятий, категорий. Чем глубже качественные изменения в теории и практике военного дела, тем большим изменениям подвергается система понятий и категорий военной науки.

Список используемой литературы:

Кадыков В. В. «Философия и военное дело» - Москва 1993г.