Религиоведение - авраамические религии

    Сущность религии, структура религии.

Религия (лат. religio – совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ) – одна из сфер духовной жизни, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Религия возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества, человечества и превращается в определенный аспект их сущности и существования.

В широком смысле религия – вид мировоззрения и образ действий, которые определяются поклонением высшему началу, стремлением соединения с ним, служить идеалам, связанным с высшими силами.

В более узком смысле религия – социальная организационная вера в священное и основанный на ней способ общественной и личной жизни.

Священное (сакральное)высшая, «чудесная», сверхъестественная, потусторонняя трансценд (выходящая за пределы земного) реальность. Это особый мир, содержащий смыслы, силы, образцы, совершенно значимые для мирской жизни; «профан ной» для обыденной реальности. Священное обычно сосредотачивается в образе Божества. В отношении к священной реальности испытывается страх, трепет, восхищение. Ей поклоняются, от нее зависят, с нею связывают надежды на высшее счастье, спасение.

Носителями религии являются религиозные общности, группы, институты, организации, индивиды

В развитом виде исторические религии включают в себя в качестве компонентов: виды сознания, деятельности, отношений, учреждений.

Определенное положение в религии занимает религиозное сознание. Это мировоззрение, ядром которого является вера в священное. Религиозное сознание ценностно и эмоционально насыщено. Оно чувственно наглядно, символично, диалогично.

В религиозной деятельности различаются культовая и некультовая (теоретическая, пропагандистская, политически-организационная) стороны. Важнейшей стороной религии является культ. Культ – взаимоотношение со священной реальностью, которое проходит в форме ритуала. В этой деятельности актуализируются символы и события религии (молитва, богослужение, исповедания, таинства).

Религиозные учреждения в совокупности образуют церковь – объединение верующих. Основная единица церкви – религиозная община. Типичной для церкви является иерархия – разделение на клир и мирян.

2. Каковы функции религии в обществе? Роль религии в жизни человека.

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в

обществе. Функции – это способы действия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культуро-транслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание, миросозерцание, миро чувствование, миро отношение и проч. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсолюты, с точки, зрения которых понимается человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание.

Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение; разобщенность и изоляция заменяются «братством во Христе», в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в религиозной группе и т.д. важное значение имеет психологический аспект компенсации.

Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так в религиозной деятельности и отношениях, включающих процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.)

Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм, образцов, контроля, поощрений и наказаний.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом.

Отметим и культуро-транслирующую функцию. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие – отталкивала. Осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Легитимирующе-разлегитимирующая (лат. legitimus – законный, узаконенный) функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов.

Результаты, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т.е. ее роль, бывали и бывают разными.

1) Религия под углом зрения предельных, абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций.

2) Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (священный) и секуляризации (мирской, светский).

3) Своеобразно воздействие на общество, его подсистемы, на личность родоплеменных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий.

4) Религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, некультовые и культовые деятельность и отношения, учреждения для ориентации во вне религиозных, религиозных областях.

5) Важно принять во внимание соотношение общегуманистичного и частного в религии. В религиозных системах отражаются, во-первых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа, во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества, в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах, в-четвертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп.

3. ТаНаХ – священная книга иудаизма. (краткое содержание, структура, кем написана, откуда эти тексты; сравнение ТаНаХа и Ветхого Завета (Библии).

ТаНаХ – главная священная книга иудаизма, содержащая в себе вероучения и принципы религиозной жизни.

В нее входят 3 свода текстов: Тора (Закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания); по начальным буквам этих названий и образовано слово «ТаНаХ». Тора состоит из пяти книг, авторство которых приписывается Пророку Моисею. В Небиим входят книги исторические и книги пророков. В Кетубим объединены тексты, различные по жанру и религиозному содержанию. Главными вероучительными идеями ТаНаХа являются последовательный монотеизм и идея богоизбранности еврейского народа. В книгах ТаНаХа отражен почти тысячелетний период истории еврейского народа, которая раскрывается в свете идеи Завета (договора) между Богом и избранным народом. Книги Торы имеют также обширное нормативное содержание, ядро которого образует десять заповедей, переданных Богом Моисею на горе Синай. В ортодоксальном иудаизме Тора считается древнейшей частью текста, созданной одним автором, однако научное исследование показало, что тексты пяти книг Моисея содержат в себе различные исторические пласты, написанные в разное время и соединенные позднейшими редакторами. Наиболее ранние фрагменты датируются XII в. до н.э., окончательная редакция, как предполагается, проведена в период Второго Храма, т.е. около 400 г. до н.э. В нынешнем виде ТаНаХ сложился к концу I тысячелетия до н.э., и в I в. н.э. был канонизирован. ТаНаХ в полном объеме вошел в христианскую Библию; вместе с так называемыми девтеро-каноническими он составляет Ветхий Завет. ТаНаХ включает 39 книг на древнееврейском языке. Священное значение придается не только звучанию, но и графическому написанию (контуры вписаны в , строки справа налево, гласных звуков нет- специальные знаки. Сама книга – предметный культ. В богослужении ТаНаХ используется в виде свитков. Если свитки приходили в негодность, их погребали на еврейском кладбище. ТаНаХ считается Живым Словом Бога.

Лат. слово “biblia”, «книжечки» (первооснова которого греч. Название «Библос» - древний город в Сирии, в котором началось производство папируса), указывает, что Библия – это не одна книга, а много.

Библия состоит из книг:

1) Пятикнижие Моисея: Книги Бытия (сотворение мира), Исход (бегство из Египта), Левит (свод религиозных правил), числа и Второзаконие (в этих двух книгах история евреев после египетского плена).

Иудаизм, христианство, ислам приписывают создание этих книг пророку Моисею, жившего во время правления фараона Рамзеса II (14-12 вв. до н.э.)

2) Книга Иисуса Новина, книга Судей, Руфф, Царств, Паралиюменон, Хвирь.

Эклезиаст в книгах Премудрости. К ним премыкают 2 поэтических произведения: Псалтырь (150 стихов – псалмов) и песнь Соломона (о любви царя к Суламиф).

4. Содержание, структура Нового Завета.

Христианская церковь – не просто общество с единственным религиозным сознанием, но это «собрание перед лицом мира тех, кто призван составить новый народ божий, возвестить его волю». Т.е. Христос установил единство бога и человека, нарушенное первогрехом. Христос положил начало церковной иерархии, призвав 12 своих апостолов на особое служение – возвещение миру прихода спасителя. Слово «Евангелия» - «благая весть», которую несли апостолы.

В Новом Завете Библии, Евангелие состоит из четырех посланий о жизни и учении Христа. В Новый Завет входят деяния апостолов, их писания, откровение Иоанна – Апокалипсис.

4а. Крылатые выражения из Нового Завета.

    Алчущие и жаждущие (Матф., 5, 6)

    Бесплодная смоковница (Матф., 21, 19)

    Благую часть избрать (Лука, 10, 38-42)

    Блудный сын (Лука, 15, 11-32)

    Бросать камень (Иоанн, 8, 7)

    Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Матф., 10, 16)

    Взыскающие града (Послание апост. Павла к евреям, 13, 14)

    Волк в овечьей шкуре (Матф., 7, 15)

    Горе тому, кто соблазнит единого из малых сил(Матф.,18,6; Лука,17, 2)

    Гробы поваленные (Матф., 23, 27)

    Дом построить на песке (Матф., 7, 26-27)

    Еже писах, писах (Иоанн, 19, 19-22)

    Жнет, где не сеял (Матф., 25, 24; Лука, 19, 21)

    Знамение времени (Матф., 16, 1-4)

    Из Назарета может ли быть что доброе? (Иоанн, I, 45-46)

    Избиение младенцев (Матф., 2, 1-5 и 16)

    Имя им легион (Лука, 8, 30; Марк, 5, 9)

    Иуда – предатель. Иудин поцелуй. (Матф., 25, 48-49; Марк, 14, 44; Лука, 22, 47)

    Ищите и обрящете (Матф., 7, 7; Лука, 11, 9)

    Кесарево кесарю, а Божие богу (Матф., 22, 15-21)

    Книжники и фарисеи (Матф., 23, 14 и в др. местах)

    Кому много дано, с того много и взыщется (Лука, 12, 48)

    Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие небесное (Матф., 19, 24; Лука, 18, 25)

    Меньшая братия. Меньший брат (Матф., 25, 40)

    Много званых, но мало избранных (Матф., 20, 16; 22, 14)

    Не вливают молодое вино в мехи старые (Матф., 9, 17; Марк, 2, 22)

    Не мечите бисера перед свиньями (Матф., 7, 6)

    Не от мира сего (Иоанн, 18, 36)

    Не судите, да не судимы будете (Матф., 7, 1-12)

    Несть пророка в отечестве своем (Матф., 13,57; Марк, 6, 4; Лука, 4, 24; Иоанн, 4, 44)

    Нищие духом (Матф., 5, 3)

    Ныне отпущаеши (Лука, 2, 25-32)

    От лукавого (Матф., 5, 37)

    Отделять овец от козлищ (Матф., 25, 31 –33)

    Распни его! (Марк, 15, 13)

    Соль земли (Матф., 5, 13)

    Страх ради иудейства (Иоанн, 19, 38)

    Толцыте, и отверзется (Матф., 7, 7; Лука, 11, 9)

    Тридцать сребреников (Матф., 26, 15)

    Тьма кромешная (Матф., 22, 13)

    Упасть на добрую почву (Матф., 13, 3-8)

    Что делаешь, делай скорее (Иоанн, 13, 27)

    Что есть истина? (Иоанн, 18, 37)

5;5а. Коран – священная книга ислама (структура, краткое содержание).

Сравнение Корана и Библии.

Коранические Откровения ниспосылались Пророку постепенно на протяжении свыше двадцати трех лет. Мусульмане верят, что Коран – точное воплощение Слова Аллаха, и в этом смысле он весьма отличен от остальных Священных Писаний, сотворенных людьми спустя многие годы после смерти пророков, впервые возвестивших откровения, содержащиеся в них.

В Коране содержаться только откровения, ниспосланные Аллахом; в нем нет ни единого слова от Пророка. Он был всего лишь посредником. (Собственных высказываний и изречений Пророка насчитывается несколько тысяч, и называются они хадисами).

Одно речение называется айа (мн. число айат – «знамения»), а глава называется сура. В Коране содержится 114 сур различной длины (все они, кроме девятой, начинаются словами: «Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного») и 6616 айатов – в общей сумме 78000 слов на арабском языке.

Суры расположены в Коране не в хронологическом порядке. По общему мнению, первое откровение содержится в суре 96:1-5, а последнее в суре 5. существующий ныне порядок сур был именно в таком виде заповедан пророку, Который каждый рамадан прочитывал все речения, полученные Им от ангела Джибрила, и незадолго до своей смерти дважды сверил вместе с ангелом истинность и точность всего текста.

Первая сура называется аль.-Фатиха (Открывающая). Некоторые суры получили свое название по какому-нибудь выдающемуся событию, о котором они повествуют, или слову, которое они содержат; среди них встречаются и довольно странные названия, например, аль-Бакара (Корова) и аль-Анкабут (Паук). Другие названы именами Аллаха, например, ан-Нур (Свет), ан-Назир (Предостерегающий), аль-Маджид (Славный). Сура «Корова» повествует главным образом о религиозных обязанностях, о законных основаниях для развода и о правилах ведения справедливой войны.

Структура Библии:

Пятикнижие (Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Книги Первых пророков: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, две Книги Самуила (I и II Книги царств), Книги Царей (III и IV Книги Царств). Книги Поздних пророков: Исаии, Иеремии, Иезекиля и 12 Книг Малых пророков. Писания: Псалмы, Притчи Соломоновны, Книга Иова, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии и 2 Книги Паралипоменон. Всего книг 22, 24 или 27 в зависимости от счета. Наиболее распространенный счет – 27 книг, по числу букв древнееврейского алфавита (22 основные буквы и 5 – «конечные» формы). Книги в еврейской Библии расположены в соответствии с еврейским алфавитом.

5б. Коран и Сунна.

Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. «ал-куран» - «чтение вслух», «назидание») – священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Муххаммадом между 610 и 632 гг.

Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656 гг.). Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник» (2.165-166).

Большая часть стихов Корана имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.

Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна.

Сунна – Священное Предание ислама пророка Муххаммада и описание его поступков, кодекс норм общественной жизни и толкования Корана, религиозного культа и права. Сунна почитается всеми направлениями и течениями ислама как второй (после Корана) главный источник вероучения исламской религии. Сунна вначале передавалась устно сподвижниками Пророка Муххаммада и была зафиксирована в виде хадисов у суннитов и ахбар у шиитов. В хадисах можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее «достоверных» всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей.

Таким образом, «Сунна посланника Аллаха»(полное название Сунны) – свод текстов, описывающих жизнь Муххаммада, его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правомерным.

6. Почему иудаизм, христианство, ислам называется авраамическими религиями? Отличия мифа об Аврааме в исламе (в Коране).

Праотцем еврейского народа считается Авраам и появление иудаизма связанного с его именем. Авраам – и основоположник еврейского народа и еврейского монотеизма. Он придумал Элохим – Бог Всемогущий. Именно монотеизм является фактором онтогенеза еврейского народа. Есть версия, что слово «еврей» происходит от слова «ибири» - кочевые семьи. Племя Авраама переселилось примерно в 19 г. до н.э. за реку Евфрат в город Ура. Другая версия: слово еврет от «эвер», т.е. живущие на другой стороне реки.

7;8. Как понимается посмертная судьба человека в буддизме? Что такое нирвана?

Как понимается «личность», «душа», «я» в буддизме в отличие от христианства?

В Буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление «изменчивых» форм. Согласно высказываниям Будды, личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасении души, обретении ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождении оказалась воплотившаяся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой – это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, – индивидуальное сознание, которое несет в себе духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящееся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилием, вниманием, и полной сосредоточенностью и решимостью.

Последний уровень – арупалока – отрешен от формы и от телесного материального начала.

То, как выглядит чувственный мир в буддизме, наглядно показывает картина религиозного содержания, называемая "сансариин-хурде", т.е. "колесо сансары".

На традиционном рисунке огромный страшный дух-мангус, слуга владыки смерти, держит в зубах и когтях большой круг, символизирующий сансару. В центре круга – небольшое круглое поле, в котором сплелись тела змеи, петуха и свиньи. Это символы тех сил, которые вызывают неизбежные страдания: злобы, сладострастия и невежества. Вокруг центрального поля расположено пять секторов, соответствующих возможным в сансаре формам перерождения. При этом ад помещается всегда внизу, а миры людей и небожителей – в верхней части круга. Правый верхний сектор занят миром людей. По нижнему краю этого сектора расположены фигуры, символизирующие человеческие страдания: рожающая женщина, старик, мертвец и больной. Слева вверху такой же величины сектор занимают находящиеся в вечной вражде друг с другом тенгрии и асуры. Они мечут друг в друга копья и стрелы. Справа и слева расположены секторы животных и "биритов". Животные терзают друг друга, сильные пожирают слабых. Страдания биритов состоят в непрерывном голоде. Земной суд, земные пытки и казни нашли отражение в нижнем секторе круга. Посреди на престоле сидит сам владыка смерти и ада – Эрлик-хан (санскритское - Яма).

"Сансариин-хурде" разъясняет и самый процесс непреложного закона перерождения в его буддийском понимании. 12 нидан охватывают 3 следующие друг за другом жизни, причем этапы, на которые этот процесс бытия распадается, символически изображены на твердо установленных для каждого из них рисунках. Рисунки, символизирующие ниданы, расположены по широкому ободу, охватывающему снаружи основной круг колеса.

Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами. Первая изображается в виде слепой старухи, незнающей, куда она идет. Это – символ "омраченности" (авидья), констатация факта зависимости от страстей, стремления к жизни, наличие того заблуждения ума, которое делает неизбежным новое перерождение. Вторая нидана символизируется изображением горшечника за изготовлением сосуда. Это - "содеянное" (сансара или карма). Настоящая (данная) жизнь передана 8 мью ниданами.

Нирвана (санскр. – угасание, прекращение, исчезновение) – в буддизме конечная цель религиозной практики, освобождение от страданий, однако ведущие буддийские направления по-разному толковали это важнейшее для первой мировой религии понятие.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом «судьба», а буквально означает закон возмездия – это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности.

В буддизме содержится идея перерождения. Не существует неизменное "я", или атман, переходящее из жизни в жизнь: "я" существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. В буддизме "я" можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов. Здесь неприемлема аналогия "я" со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую.

Все существа равны в том смысле, что все они имеют одинаковые возможности стать Буддой, однако буддизм не провозглашает, что все тождественны или едины в Абсолюте. Буддизм говорит, что каждый индивидуален. Даже став Буддой, он сохраняет свою индивидуальность. Буддизм не утверждает, что все является иллюзией: все подобно иллюзии. Это серьезное отличие. Предметы подобны иллюзии в том смысле, что они кажутся твердыми, постоянными и конкретными, тогда как в действительности они не таковы. Предметы не являются иллюзией, поскольку иллюзорная пища не наполнит наш желудок, а реальная пища наполнит.

9. Отличие теизма от пантеизма. Привести примеры теистических и пантеистических религий.

Теизм (греч. – бог) – религиозное воззрение, содержание которого составляют понятие о Боге, обоснование Его существования, представления о Его отношении к миру и человеку. Термин введен англ. Философом Р. Кэдвордом в 1743 г. Полагают, что теизм, в строгом смысле слова, представлен в иудаизме, христианстве, исламе. Согласно теизму, Бог – это абсолютное, всесовершенное Бытие и одновременно бесконечная Личность, творящая мир, находящаяся вне его и в то же время постоянно проявляющая активность внутри него, часто находящую выражение в чуде.

Пантеизм (греч. – все и бог) – учение о единстве Бога и мира, идеальной и материальной сущности. Диапазон течений, к которым применимо понятие пантеизм, достаточно широк, -- от близких к теизму до смыкающихся с материализмом. Термин «пантеист» введен Дж. Толандом (в нач. XVIII в.), позицию пантеизма он изложил, ссылаясь на мифологического героя древних греков Лика: «все возникает из целого и целое – из всего». Пантеизм – следствие осознания объективно существующей связи между духовным и материальным началом в человеке, между материальным миром и духовной жизнью человека.

10. 2 важнейшие молитвы:

«Аль-Фатиха» (Открывающая сура Корана).

(1). Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

1 (2). Хвала Аллаху, господу миров

2 (3). милостивому, милосердному,

3 (4). царю в день суда!

4 (5). Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь!

5 (6). Веди нас по дороге прямой,

6 (7). по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, -

7. не тех, которые находятся под гнетом, и не заблудших.

«Отче наш» (Евангелие)

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое; да будет воля твоя и на земле,

как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам

нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь от лукавого;

ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Библия. Книги Ветхого и Нового Завета.

    Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Никонов К.И. и др. Основы религиоведения: Учеб. – М., 2001.

    Васильев Л.С. История религий Востока: Учебн. пособие для вузов. – М., 2001.

    Кочетов А.И. Буддизм. – М.: Политиздат, 1970.

    Коран. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

    Рукай максуд. Ислам. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

    Религии мира. Энциклопедия. Т.6 – М.: «Аванта+», 1996.

    Философский словарь. М.: Политическая литература, 1968.

    Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. – М., 2002.

    Яблоков И.Н. Введение в общее религиоведение: Учебник. – М., 2001.

1