Анализ рентабельности предприятия НПРУП "Экран"

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

На тему:

Анализ рентабельности предприятия НПРУП “Экран”

МИНСК, 2009

Анализ рентабельности предприятия включает:

- анализ рентабельности производства;

- анализ рентабельности реализации;

- анализ рентабельности важнейших видов продукции;

- анализ рентабельности предприятия.

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ

Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.

Рентабельность производства продукции (Рпр) определяется по формуле:

Рпр = (П>тп>/С>тп>)100%, (1)

где П>тп> – прибыль от производства товарной продукции;

С>тп> – себестоимость товарной продукции;

П>тп> = В>тп> – С>тп>, (2)

где В>тп> – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

Для анализа рентабельности производства составим табл. 1.

Таблица 1

Рентабельность производства продукции

№ п/п

Наименование показателей

Годы

Отклонение

(+, -)

2006

2007

2008

2007 к 2006

2008 к 2007

1.

Товарная продукция предприятия в оптовых ценах, млн. р.

14136

20983

14546

847

-6437

2.

Полная себестоимость, млн. руб.

11804

17739

13618

5935

-4121

3.

Прибыль от производства товарной продукции, млн. р.

2332

3244

928

912

-2316

4.

Рентабельность производства, %

19,8

18,3

6,8

-1,5

-11,5

Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства за исследуемый период снизился на 13 % с 19,8 % в 2006 г. до 6,8 % в 2007 г. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло снижение прибыли и повышение затрат на 1 рубль товарной продукции.

Анализируя изменение показателя рентабельности производства продукции за 3 года мы видим, что наивысший результат приходится на 2006 г., это является следствием более быстрого роста прибыли от реализации продукции по сравнению с показателем формирующим знаменатель (темп роста себестоимости), а наименьший результат приходится на 2008 г.

На рентабельность реализованной продукции в 2008 г. повлияли непроизводительные потери, в результате чего не дополучено 186 млн. прибыли, в том числе:

- потери от простоев составили – 161 млн. р.;

- потери от порчи материальных ценностей при хранении на складах – 2 млн. руб.;

- потери от брака 7 млн. р.;

- прочие непроизводственные расходы – 16 млн. р.

Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешевое.

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ

По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (табл.2).

Таблица 2

Рентабельность продаж

№ п/п

Наименование показателей

Годы

Отклонение (+, -)

2006

2007

2008

2007 к 2006

2008 к 2007

1

2

3

4

5

6

7

1.

Выручка от реализации за вычетом НДС (В), млн. р.

12861

20391

14654

7530

-5737

2.

Производственная себестоимость (С), млн. р.

7779

13483

10727

5704

-2756

3.

Коммерческие расходы (КР), млн. р.

187

164

200

-23

36

4.

Управленческие расходы (УР), млн. р.

1988

2665

2505

677

-160

5.

Прибыль от реализации (Пр), млн. р.

2907

4079

1222

1172

-2857

6.

Рентабельность продаж, %

22,6

20,0

8,3

-2,6

-11,7

Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Рп = (В – С – КР – УР)/В100% = Пр/В100%. (3)

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:

В>1> и В> – отчетная и базисная выручка;

С>1> и С> – отчетная и базисная себестоимость;

КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;

УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

Проводя факторный анализ проанализируем 2007 и 2008 гг. по сравнению с 2006 г., т.е. 2006 г. будет базисным, а 2007 и 2008 гг. будут отчетными.

  1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

Р>п>в = (В>1> – С> – КРо – УРо)/В>1> –

(Во – Со – КРо – УРо/Во)100%. (4)

2007 год к 2006 году

Р>п>в = ;

2008 год к 2006 году

Р>п>в = .

В связи с ростом выручки от реализации в 2007 г. рентабельность выросла на 28,6 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. - на 9,5 %.

2. Влияние изменения себестоимости продукции:

Р>п>с = (В>1> – С>1> – КР> – УР>)/В>1> –

>1> – С> – КР> – УР>)/В>1>100% . (5)

2007 год к 2006 году

Р>п>с = ;

2008 год к 2006 году

Р>п>с = .

Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж в 2007 г. на 28 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. - на 20,1 %.

3. Влияние изменения коммерческих расходов:

Р>п>кр = (В>1> – С>1> – КР>1> – УР>)/В>1> –

>1> – С>1> – КР> – УР>)/В>1>100%. (6)

2007 год к 2006 году

Р>п>кр = ;

2008 год к 2006 году

Р>п>кр = .

За счет роста снижения коммерческих расходов на единицу продукции в 2007 г. рентабельность продаж увеличилась на 0,1 %, а в 2008 г. за счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 0,1 %.

4. Влияние изменения управленческих расходов:

Р>п>ур = (В>1> – С>1> – КР>1> – УР>1>)/В>1> –

>1> – С>1> – КР>1> – УР>)/В>1>100%. (7)

2007 год к 2006 году

Р>п>ур = ;

2008 год к 2006 году

Р>п>ур = .

В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж снизилась в 2007 г. на 3,3 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. - на 3,6%.

Общее влияние всех факторов составит:

2007 год к 2006 году

Р>п>общ =;

2008 год к 2006 году

Р>п>общ =.

В 2006 г. прослеживается еще большее снижение рентабельности, которое связано в основном с ростом себестоимости реализованной продукции и управленческих расходов, которые снизили рентабельность на 20,1% на 3,6 % соответственно. Данное увеличение протекало более быстрыми темпами, чем рост цены изделия, т.е. выручки от реализации, которая увеличила рентабельность только на 9,5 %. В конечном счете данное увеличение цены не позволило перекрыть снижение рентабельности продаж связанное с ростом затрат, в итоге предприятие снизило рентабельность продаж на 14,3 %.

Подводя итого проделанного расчета можно сделать вывод, что в 2007 г. снижение рентабельности на 2,6 % связано в основном с ростом себестоимости реализованной продукции на 28 % и управленческих расходов на 3,3 % более быстрыми темпами, чем рост цены изделия, т.е. выручки от реализации, которая увеличила рентабельность на 28,6 %. Данное увеличение цены не позволило перекрыть снижение рентабельности продаж связанное с ростом затрат и в итоге предприятие и снизило рентабельность продаж на 2,6 %.

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной.

Показатель общей рентабельности рассчитывается по формуле

Р>ОБЩ.> = П>БАЛ> / (Ф>ОСН> + Ф>ОБ>), где

П>БАЛ > - балансовая прибыль по предприятию, тыс. р.

Ф>ОСН > - среднегодовая стоимость ОФП, тыс. р.

Ф>ОБ> - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. р.

Проведя преобразование формулы, можно проанализировать зависимость уровня общей рентабельности от:

- размера прибыли на 1 р. реализованной продукции (П>БАЛ>\Q>)

- фондоемкости (1 / Q>) / Ф>ОСН>

- оборачиваемости оборотных средств 1 / Q> / Ф>ОБ>

- Р>ОБЩ.> = П>БАЛ> / (Ф>ОСН> + Ф>ОБ>)100 = (П>БАЛ>\Q>) / [(Ф>ОСН >/ Q>) + (Ф>ОБ> / Q>)] 100;

Для анализа влияния отдельных факторов на уровень общей рентабельности необходимо составить следующую табл. 3.

Таблица 3

Исходные данные для анализа общей рентабельности предприятия

Наименование показателей

Един. изм.

Условное обозначение

Годы

Отклонение

(+, -)

2006

2007

2008

2007 к

2006

2008к

2007

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Прибыль отчетного периода

млн. р.

П>ОП>

3427

4146

1006

719

-3140

2

Объем реализованной продукции

млн. р.

Q>P>

12861

20391

14654

7530

-5737

3

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

млн. р.

Ф>ОСН>

26054

29235

20839

3181

-8396

4

Средние остатки основных оборотных средств

млн. р.

Ф>ОБ>

5995

9102

11304

3108

2202

5

Фондоотдача основных производственных фондов

Р. / р.

Q>P>/Ф>ОСН>

0,494

0,697

0,703

0,20

0,01

6

Фондоемкость

Р. / р.

Ф>ОСН>/Q>P>

2,026

1,434

1,422

-0,59

-0,01

7

Количество оборотов нормируемых оборотных средств

Число оборо-тов

Q>P>/Ф>ОБ>

2,145

2,240

1,296

0,09

-0,94

8

Коэффициент закрепления оборотных средств

Доли единиц

Ф>ОБ>/Q>P>

0,466

0,446

0,771

-0,02

0,32

9

Прибыль на 1 руб. реализ продукции

Р. / р.

П>ОП>/Q>P>

0,266

0,203

0,069

-0,06

-0,13

10

Уровень общей рентабельности

%

П>ОП>/(Ф>ОСН>+

Ф>ОБ>)*100

10,69

10,81

3,13

0,12

-7,68

Для удобства проведения анализа используем следующие обозначения:

Р>1> и Р>0> – общая рентабельность отчетного и базового периодов

П>1> и П>0> – прибыль на 1 р. РП в отчетном и базовом периоде

Е>1> и Е>0> – фондорентабельность в отчетном и базовом периоде

К>1> и К>0> – коэффициент закрепления оборотных средств в отчетном и базовом периоде

Данные табл. 2.15 показывают, что уровень общей рентабельности изменился:

Р>ОБЩ> = Р>1> – Р>0>;

в 2007 году увеличился на 0,12 % (10,81-10,69), а в 2008 по сравнению с 2006 г. снизился на 7,56 % (3,13-10,69).

1. Определяем влияние прибыльности:

Р>1> = П>1> / (Е>0> + К>0>)100 – Р>0>; (8)

2007 год к 2006 году

Р>1> =

2008 год к 2006 году

Р>1> =

В связи с уменьшением прибыли на 1 р. реализованной продукции общая рентабельность снизилась в 2007 г. на 2,54 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 7,92 %.

2. Определяем влияние фондорентабельности:

Р>2> = П>1> / (Е>1> + К>0>)100 – П>1> / (Е>0> + К>0>)100; (29)

2007 год к 2006 году

Р>2> =

2008 год к 2006 году

Р>2> =

Уменьшение фондорентабельности привело к росту общей рентабельности в 2007 г. на 2,54 %, а в 2008 г. на 0,86 %.

3. Определяем влияние коэффициента закрепления оборотных средств

Р>3> = П>1> / (Е>1> + К>1>)100 – П>1> / (Е>1> + К>0>)100; (30)

2007 год к 2006 году

Р>3> =

2008 год к 2006 году

Р>3> =

За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность в 2007 г. увеличилась на 0,12 %, а в 2008 г. замедление оборачиваемости оборотных средств снизило уровень общей рентабельности на 0,5 %.

Общее влияние всех факторов составит:

2007 год к 2006 году

Р>ОБЩ> =

2008 год к 2006 году

Р>ОБЩ> =

Проведенные расчеты по общей рентабельности предприятия показали, что в 2007 г. по сравнению с 2006 г. наблюдается незначительное повышение рентабельности предприятия на 0,12 % за счет роста оборачиваемости оборотных средств и уменьшения фондорентабельности, отрицательно повлияло на данный показатель снижение прибыльности на 1 реализованной продукции.

А в 2008 г. по сравнению с 2006 г. наблюдается значительное снижение рентабельности предприятия на 7,56 % за счет резкого снижения прибыли на 1 рубль реализованной продукции и замедления оборачиваемости оборотных средств и незначительного уменьшения фондорентабельности, что в общем итоге и привело к данному снижению.

В 2008г. по сравнению с 2006г. наблюдается значительное снижение общей рентабельности предприятия на 7.56% за счет резкого снижения прибыли на 1 рубль реализованной продукции, замедления оборачиваемости оборотных средств и незначительного уменьшения фондорентабельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В. И. Стражева. - Минск.: Вышэйшая школа, 2007. – 400 с.

  2. Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 415 с.

  3. Бланк, И. А. Управление прибылью. – К.: «Ника-Центр», 2008.- 544с. (Серия «Библиотека финансового менеджмента», Вып. 2)

  4. Бука, Л. Совершенствование анализа прибыли, // Бухгалтерский учет и анализ. 2008, № 11, С.34-39.

  5. Производственный отчеты НПРУП «Экран» 2006-2008гг.