Анализ прибыли (работа 5)

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли от реализации

1.1. Прибыль, как финансовый результат: понятие, порядок формирования….

1.2. Методика анализа финансовых результатов ………………………………..

Глава 2. Анализ прибыли от реализации продукции животноводства в СПК «Бабынинское» Бабынинского района Калужской области

2.1. Организационно-экономическая и финансовая характеристика

организации ………………………………………………………………………...

2.2. Анализ формирования и динамики прибыли от реализации

продукции животноводства ……………………………………………………….

Глава 3 Пути увеличения прибыли от реализации в СПК «Бабынинское» Бабынинского района Калужской области

3.1. Резервы увеличения суммы прибыли (снижения убытка) …………………

3.2. Оценка запаса финансовой прочности ………………………………………

Выводы и предложения …………………………………………………………...

Список использованной литературы …………………………………………….

Введение

На современно этапе развития предприятиям разрешается самостоятельно выбирать методы оценки производственных запасов и способы исчисления себестоимости продукции, работ и услуг, разрабатывать учетную политику, определять конкретные методики, формы и технику ведения и организации учета. Иными словами, в настоящее время централизованно устанавливаются только общие правила бухгалтерского учета, а конкретизация их и механизм выполнения разрабатываются в каждой организации, самостоятельно исходя из условий его деятельности

В условиях рыночной экономики основа экономического развития - прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия источники его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями. В современных условиях сводный показатель. характеризующий финансовый результат деятельности организации - валовая (балансовая) прибыль или убыток. В свою очередь именно методы, выбранные предприятием помогают ему получить те или иные финансовые показатели.

Вышеизложенное послужило выбором для темы исследования. В соответствии с актуальностью, целью курсовой работы является анализ финансовых результатов от реализации сельскохозяйственной продукции, а также поиск путей их увеличения.

Для раскрытия поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы исследования;

2. Рассмотреть организационно-экономическую и финансовую характеристику деятельности предприятия;

3. Проанализировать современное состояние уровня финансовых результатов от реализации продукции животноводства в СПК «Бабынинское»;

4. Определить резервы увеличения финансовых результатов от реализации продукции животноводства в хозяйстве.

Предметом исследования являются финансовые результаты деятельности. Объектом - основные составляющие финансовых результатов деятельности предприятия, а именно: балансовая прибыль (убыток) и чистая прибыль, в том числе и реализуемая, а также факторы, влияющие на его формирование.

Субъектом исследования послужил СПК «Бабынинское».

Источниками информации для исследования явились: специальная литература по изучаемой проблеме, первичные и сводные документы предприятия за период с 2004 по 2006 год.

В процессе написания работы были использованы следующие методы научного исследования: метод сравнения, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный и др.

Курсовая работа изложена на __ страницах печатного текста, содержит __ таблиц, 1 приложение. В работе использовалось 19 литературных источников.

Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли от реализации

1.1. Прибыль, как финансовый результат: понятие, порядок формирования

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль, в свою очередь, получают от реализации продукции а также от других видов деятельности (участие в межхозяйственной кооперации, сдача в аренду земли и основных фондов, доходы от ценных бумаг и т.д.). В экономической литературе существуют разные подходы к определению понятия прибыль.

Так, по мнению Савицкой В.Г., прибыль - это часть чистого дохода. созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. который непосредственно получают предприятия и только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли [9, 194]. С другой стороны, в соответствии с Налоговым Кодексом прибыль - это полученный доход, уменьшенный на величину производственных расходов. Самсонов Н. Ф. считает, что прибыль представляет собой денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности [9, с.363]. По мнению Шеремета А.Д.: прибыль - это часть стоимости прибавочного продукта, который остается в хозяйстве, это реализованная часть чистого дохода [12, c.236].

В целом все точки зрения совпадают и если кратко сформировать определение, то можно считать, что прибыль это разница между совокупными доходами и совокупными экономическим и издержками.

Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведен ной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия.

За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий но научно техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия. как партнера.

Количественно прибыль представляет собой разность между выручкой (после оплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.

Чтобы правильно проанализировать прибыль, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения, для этого в анализе используются следующие показатели прибыли:

- Балансовая прибыль (убыток)

- Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)

- Прибыль (убыток) от прочей реализации

- Финансовые результаты от внереализационных операций

- Налогооблагаемая прибыль

- Чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей операционной деятельности, проценты полученные и выплаченные, доходы и расходы от внереализационных операций, а также чрезвычайные доходы и расходы.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации этой продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством РФ, и затратами на ее производство и реализацию. Прибыль от реализации продукции - основная часть валовой прибыли.

Прибыль (убыток) от прочей реализации включает: прибыль (убыток) от продажи товарно-материальных ценностей, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и нематериальных активов, прибыль (убыток) от реализации продукции подсобных хозяйств и т.д.

Финансовые результаты от внереализационных операций включают:

- Полученные и выплаченные пени и штрафы,

- Убытки от списания дебиторской задолженности

- Убытки от стихийных бедствий

- Прибыль (убыток) прошлых лет

- Курсовые разницы но операциям в инвалюте и т.д.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход по специальным ставкам, а также суммой льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически изменяется

Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного (страхового) фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.

1.2. Методика анализа финансовых результатов

Финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль организации получают главным образом от реализации продукции, а также других видов деятельности (участие в межхозяйственной кооперации, сдача в аренду земли и основных фондов, доходы от ценных бумаг и т. д.).

Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают организаций Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше организация реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукций.

Объём реализации, величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности организации, иначе говоря, эти показатели отражают все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

1. Систематический контроль за выполнением планов получения прибыли:

2. Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объём реализации продукции и финансовые результаты:

3. Выявление резервов увеличения объёма реализации продукции и суммы прибыли;

4. Оценка работы организации по использованию возможностей наращивания объёма реализации продукции, прибыли и рентабельности:

5. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

В разрезе анализа финансовых результатов можно выделить следующие виды анализов, конкретизирующих предыдущий:

1. Анализ производства и реализации сельскохозяйственной продукции:

2 Анализ состава и динамики балансовой (общей) прибыли;

3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг;

4 Анализ уровня среднереализационных цен;

5 Анализ прочих доходов и расходов;

6. Анализ рентабельности предприятия;

7. Анализ распределения и использования прибыли предприятия;

8. Анализ дивидендной политики предприятия;

9. Подсчёт резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

В данной курсовой работе более подробно будем рассматривать анализ состава и динамики финансовых результатов от реализации продукции и анализ рентабельности продаж предприятия в целом. Поэтому более подробно рассмотрим методики данных анализов.

В анализе состава и динамики балансовой (общей) прибыли используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль. прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, её структуру, динамику, для чего составляются соответствующие таблицы. Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит от учётной политики, применяемой на анализируемом предприятии.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа финансовых результатов от реализации продукции будем изучать динамику, сравнивать данные базисного и отчётного года и определять факторы её изменения.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырёх факторов первого уровня соподчинённости: объёма реализации продукции, её структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Для проведения факторного анализа прибыли от реализации удобно составить таблицу, в которой привести данные выручки от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки, полной

Себестоимости реализованной продукции и прибыли от реализации продукции за базисный, отчётный года и базис пересчитанный на объём продаж отчётного года.

Затем пользуясь данными, приведёнными в этой таблице, можно найти влияние каждого фактора на сумму прибыли.

Для того чтобы узнать, на сколько эти изменения происходили за счет объема и структуры реализованной продукции надо сравнить базовую и условную сумму прибыли, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при базовых ценах и базовой себестоимости продукции.

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо базовую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в натурально-условном исчислении или в оценке по базовой себестоимости и результат разделить на 100.

Затем можно определить влияние структурного фактора: из первого результата нужно вычесть второй.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с базовой, пересчитанной на фактический объем продаж,

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию находят сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при базовых ценах.

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя базисную величину каждого фактора фактической.

Влияние же структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приёма абсолютных разниц. В результате проведённого анализа можно будет сделать вывод о том как структура товарной продукции и уровень рентабельности продукции влияют на сумму прибыли от реализации. Результаты удобно разместить в таблице.

Следующим этапом анализа финансовых результатов выделим анализ рентабельности предприятия.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблёнными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно разбить на несколько групп:

1. Показатели, характеризующие рентабельность основной

(операционной) и инвестиционной деятельности

2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж (оборота).

Глава 2. Анализ прибыли от реализации продукции животноводства в СПК «Бабынинское» Бабынинского района Калужской области

2.1. Организационно-экономическая и финансовая характеристика

организации

Для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном труде участников и объединение имущественных паевых взносов учреждается производственный кооператив.

Полное фирменное наименование кооператива: Сельскохозяйственный производственный кооператив «Бабынинское», далее производственный кооператив. Место нахождения кооператива - д.Тырново. Кооператив является юридическим лицом с даты регистрации имеет печать со своим наименованием, фирменный знак, расчетный и иные счета в рублях, иностранной валюте. Кооператив является коммерческой организацией и имеет основную цель - получение прибыли.

Кооператив имеет право:

-самостоятельно распоряжаться собственным имуществом

-участвовать в торгах, конкурсах, представлять гарантии, строить, приобретать, отчуждать, брать и сдавать внаем помещения, всякого рода движимое и недвижимое имущество;

-привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности имущество и отдельно имущественные права граждан и юридических лиц;

-самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами.

Основные виды деятельности кооператива:

-производство высококачественной экологически чистой продукции сельского хозяйства и ее переработка;

-реализация продукции по договорам и через собственную торговую сеть;

-торгово-закупочные операции, как на территории РФ, так и за ее пределами;

-проведение фирменной розничной и оптовой торговли;

-осуществление маркетинга, покупка оборудования, товаров, материалов, технологии и услуг;

-выполнение строительных, ремонтно-строительных работ для производственного, жилищно-оптового, культурного и иного назначения;

-оказание рекламно-информационных услуг, включая организацию и проведение тематических выставок- ярмарок.

Правление осуществляет оперативное руководство всей работой кооператива и контролирует исполнение решений общего собрания в соответствии с Уставом и законодательством РФ. Председатель правления избирается членами общего собрания сроком на 5 лет. Правление собирается по мере необходимости, но не реже 12 раз в год.

На основе полученной прибыли Кооператив может создавать специальные фонды. Чистая прибыль является собственностью Кооператива, если иное не оговорено в дополнительном соглашении.

Для оценки работы предприятию необходимы конкретные показатели, отражающие влияние различных факторов на процесс производства. Только система показателей позволяет провести комплексный анализ и сделать достоверные выводы об основных направлениях повышения эффективности производства. Прямыми показателями размера продукции принято считать объем и структуру производства товарной и валовой продукции. Валовая продукция представляет собой количество произведенной за определенный период продукции. Она выступает обобщающим результатом производственной деятельности предприятия. Товарная продукция представляет собой весь объем проданной продукции по всем каналам реализации.

Чтобы дать представление о размерах производства хозяйства следует рассмотреть следующие показатели: основной - стоимость валовой продукции в фактических ценах и косвенные - площадь с.-х. угодий; среднегодовая численность работников, занятых в с/х производстве; среднегодовая стоимость основных средств основной деятельности; поголовье скота в переводе на условное поголовье КРС.

Совокупность основного и косвенных показателей позволяет точнее определить размеры производства и их изменение.(таблица 2.1)

Таблица 2.1 Размеры сельскохозяйственного производства СПК «Бабынинское»

Показатели

2004г

2005г

2006г

2006г в % к 2004г 2005г

Стоимость валовой продукции с\х,тыс.руб.

5679,84

6937,01

6537,81

115,1

94,2

Производство,ц

молоко

7029

6748

5436

77,3

80,6

мясо (в жив .массе)

513

592

611

119,1

103,2

зерно

11785

6589

2928

24,8

44,4

Среднегодовая стоимость основных средств основной деятельности,тыс.руб.

22177,5

17512,5

12348

55,7

70,5

Среднегодовая численность работников в с.-х.производстве,чел.

68

62

59

86,8

95,1

Площадь с.-х.угодий –всего,га.

4292

4305

1203

28,03

27,9

в т.ч. пашня

3804

3804

1191

31,3

31,1

Среднее поголовье животных,голов:

КРС-всего

691

717

621

89,9

86,6

В т.ч. коровы

400

372

340

85

91,4

Свиньи-всего

17

1

-

-

-

Условное поголовье животных,гол

820

579

509

62,0

87,8

На основе данных таблицы 2.1 проанализируем основной показатель, характеризующий размер с.-х. производства в СПК « Бабынинское». СПК «Бабынинское» можно отнести к группе средних предприятий. За данную динамику лет хозяйство характеризуется расширением производства, о чем свидетельствует такой показатель, как стоимость валовой продукции, значение которого в 2006 г. увеличилось на 115,1% по сравнению с 2004 г. на 94,2% по сравнению с 2005 годом. Объем производства молока уменьшился в 2006 г. на 22,7% и по сравнении с 2004 г. и на 19,4% по сравнению с 2005. Снижается численность работников предприятия, но при этом возрастают объемы производства, что связано с внедрением в производство более совершенных технологий. Для того, чтобы дать полную экономическую характеристику хозяйству оценим размеры и структуру сельскохозяйственной продукции. Для этого используем данные таблицы 2.2.

Таблица 2.2. Размер и структура товарной сельскохозяйственной продукции

СПК «Бабынинское»

Отрасли и виды продукции

Размер денежной выручки, тыс. руб

2004 г. 2005 г. 2006 г.

Структура денежной выручки в % к итогу

2004 г. 2005 г. 2006 г.

Изменения +,- в структуре 2006г к

2004 г. 2005 г.

1.Растениеводство-всего

1511

1094

503

28,1

19,7

11,1

-17

-8,6

в т.ч.

зерно

1501

594

503

28,0

10,7

11,1

-16,9

0,4

прочая продукция

10

200

-

0,1

3,6

-

-

-

2.Животноводство-всего, в т.ч.

3837

4465

4045

71,5

80,3

88,9

17,4

8

Скотоводство

3726

4299

4036

69,4

77,3

88,7

19,3

11,6

Молоко и молочная продукция

2487

2733

2254

46,3

49,2

49,6

3,3

0,4

Продажа скота на мясо

1239

1566

1782

23,1

28,2

39,2

16,1

11

Свиноводство

9

7

-

0,2

0,1

-

-

-

прочая продукция

294

5

-

5,5

0,09

-

-

-

3. Прочая продукция,работы,услуги

22

-

-

0,4

-

-

-

-

4. В целом по с-х. производству

5370

5559

4548

100

100

100

-

-

Анализируя данную таблицу можно сделать вывод о том, что СПК

«Бабынинское» имеет в основном животноводческое направление. На долю молока приходится в 2006 г. 49,6 % общей выручки, а на долю мяса 88,7%. На долю отрасли свиноводства приходится в 2005 г. 0,1%.

Для обобщающей характеристики рассчитаем коэффициент специализации за анализируемый период. Он рассчитывается по формуле:

Кс=100 / Ут(2Н-1) (1)

где

Ут - удельный вес отдельных видов продукции в структуре товарной продукции;

Н - порядковый номер отдельной отрасли по удельному весу каждого вида продукции в ранжированном ряду.

Кс(2004)=0,54

Кс(2005)=0,78

Кс(2006)=0,86

Можно сделать вывод о том, что хозяйство имеет высокий уровень специализации.

Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что отрасль животноводства, а в частности производства молока является главной, отрасль растениеводства - вспомогательной. Таким образом, хозяйство имеет мясо-молочное направление.

Основные экономические показатели деятельности хозяйства представим в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Основные экономические показатели деятельности СПК «Бабынинское»

Показатели

2004г

2005г

2006г

2006г в % к

2004г 2005г

1.Произведено на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.:

Валовая продукция-всего, в т ч

112,1

132,3

161,1

143,7

121,8

валовой продукции растениеводства

40,9

31,7

37,4

91,4

118,0

валовой продукции животноводства

71,1

100,6

123,7

174,0

123,0

товарной продукции-всего

80,7

125,1

129,1

160,0

103,2

Прибыль (убытки) от реализации с.-х. продукции

-12,0

9,8

7,6

-63,3

77,6

2. ВП 1 чел- ч прямых затрат

В целом по с.- х. производству

44,5

55,68

70,78

159,1

127,1

растениеводства

3,9

4,5

6,4

164,1

142,2

животноводства

2,4

3,6

4,2

175

116,7

Оплата 1 чел-ч в целом по с.-х. производству

22,6

15,4

20,0

88,5

129,9

3. Произведено валовой продукции, тыс руб.

На 100 руб.основных средств основной деятельности

21,3

25,6

39,6

185,9

154,7

На 100 руб.произведенных затрат в с-х. отраслях

72,8

73,7

109,4

150,3

148,4

4.Уровень рентабельности,%.

Прибыль(+) Убыток (-) в полной себестоимости, реализованной продукции

30,2

55,5

35,7

118,2

64,3

Прибыль(+) Убыток (-) к ОПС

-1,48

4,1

1,4

-94,6

34,1

Основным из показателей, характеризующим эффективность с.-х. производства, является производство валовой продукции на 100 га с.-х. угодий. В 2006г он составил 161,1 тыс. руб., что выше значения этого же показателя в 2005г на 21,8%, и 2004г на 27,81%. Такая динамика объясняется тем, что произошло повышение производства ВП отрасли животноводства на 100 га с.-х. угодий, а ВП растениеводческой отрасли уменьшилось по сравнению с 2004г на 3,5 тыс. руб., а по сравнению с 2005г увеличилось на 5,7 тыс. руб. Товарная продукция в 2006г выросла, что объясняется нахождением новых каналов сбыта, в связи с чем показатель прибыли в этом году самый высокий и составляет 7,6 тыс. руб. на 100 га. Итоговым показателем, по которому можно судить об эффективности деятельности предприятия в целом , является рентабельность, значение которого наиболее значимо в отчетном году. Следует отметить, что в 2004г предприятие было убыточным, что отразилось на рентабельности.

Основными рынками сбыта производимой продукции на предприятии – ОАО «Бабынинский молочный завод» - молоко и «Калужский мясокомбинат» - скот. Значительное количество продукции реализуется населению. Финансовое состояние СПК «Бабынинское» характеризуется коэффициентами текущей ликвидности (Ктл) , быстрой ликвидности (Кбл) , и платежеспособности (Кал), расчет которых представлен в таблице 2.4.

Ктл = оборотные средства / краткосрочные обязательства

Кбл = ( дебиторская задолженность + денежные средства ) / краткосрочные обязательства

Кал = денежные средства / краткосрочные обязательства

Таблица 2.4 Расчет коэффициентов ликвидности и платежеспособности

Коэффициенты

2004г

2005г

2006г

Ктл

1,2

1,3

1,7

Кбл

0,006

0,002

0,04

Кал

0,006

0,002

0,09

Коэффициент быстрой ликвидности имеет низкое значение, что указывает на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращение наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму.

Далее рассмотрим финансовую устойчивость по абсолютным показателям (таблица 2.5)

Таблица 2.5 Расчет финансовой устойчивости по абсолютным показателям

Показатели

2004г

2005г

2006г

Отклонение +,- 2006г к 2004г 2005г

Источники оборотных средств

9301

1179

2612

-6689

1433

Основные средства и др внеоборотные активы

12003

3477

3882

-8121

405

Наличие СОС

-2702

-2298

-1270

1432

1028

Долгосрочные кредиты и займы

3240

3223

3194

-46

-32

Наличие СОС и долгосрочных кредитов и займов

538

925

1924

1386

1386

Краткосрочные кредиты и займы

-

350

-

-

-

Общая величина источников формирования запасов и затрат

538

1275

1924

1386

649

Запасы и затраты

3010

3845

4293

1283

448

Излишек (+) , недостаток (-) СОС

-5720

-6143

-5563

157

580

Излишек (+) , недостаток (-) СОС и долгосрочных кредитов и займов

-2472

-2920

-2369

103

551

Излишек (+) , недостаток (-) СОС общей величины источника формирования запасов и затрат

-2472

-2570

-2369

103

201

Трехкомпонентный показатель финансовой устойчивости

{0.0.0}

{0.0.0}

{0.0.0}

-

-

Проанализировав таблицу можно сказать, что СПК « Бабынинское» имело кризисное финансовое состояние, что говорит о том, что предприятие имело недостаток всех видов источников и вследствие этого не обеспечивает требования кредиторов.

2.2. Анализ формирования и динамики прибыли от реализации

продукции животноводства

Одним из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия является прибыль. Прибыль имеет особое значение для оценки деятельности хозяйства.

Рассмотрим динамику суммы прибыли от реализации продукции за период с 2004 по 2006 год в СПК «Бабынинское», а также ее долю в составе валовой прибыли (Таблица 2.6).

Таблица 2.6 Состав и динамика валовой прибыли

Состав валовой прибыли (убытка)

Размер прибыли (убытка), тыс. руб.

Структура балансовой прибыли, %

Изменения в структуре балансовой прибыли, +/- 2006г к

2004г

2005г

2006г

2004г

2005г

2006г

2004г

2005г

Балансовая прибыль (убыток)

419

240

-233

100

100

100

 -

в т.ч.:

 

 

 

 

 

 

 

 

прибыль (убыток) от реализации продукции

419

240

-233

100

100

100

 -

прибыль (убыток) от прочей реализации

 -

 -

 -

 -

 -

внереализационные финансовые результаты

 -

 -

 -

 -

Анализ Таблицы 2.6 показывает, что сумма прибыли от реализации продукции резко колеблется за рассматриваемый период и к 2006 году организация получила убыток, который составляет 233 тыс. руб.

Далее произведем расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации. Результаты представим в таблице 2.7.

Таблица 2.7 Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации

Вид продукции 

Объем реализации по базовой

себестоимости продукции, тыс.

руб. 

Структура товарной продукции, %  

 Базовый

уровень

рентабель-

ности, %

 Изменения

среднего

уровня

рентабельности

%

 2005 г

2006 г 

2005 г 

2006 г 

+/- 

 

 

 Мясо КРС

 1566

 1782

 36,4

 44,2

 7,8

 -12,81

 -3,663

 Молоко

 2733

2254 

 63,6

 55,8

 -7,8

 7,73

 -1,052

 Итого

 4299

 4036

 100

100 

 -5,08

-4,715 

По данным Таблицы 2.7 можно сделать вывод, что в связи с увеличением удельного веса молока в общем объеме реализации и снижением удельного веса менее рентабельной продукции (мяса КРС), - средний уровень рентабельности снизился на 4,71452%.

Далее проанализируем динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которых зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VPП>i>), себестоимости (С>i>) и среднереализационных цен (Ц>i>). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

П = VPП>i>*( Ц>i> - С>i>)

Рассмотрим влияние этих факторов. (Приложение 1)

Из указанного приложения видим, что хозяйство получало убыток от реализации мяса КРС, который в 2006 г. составил 609 тыс.руб., что выше уровня 2005г. Это произошло в основном за счет изменения цены – на 2505,9 тыс.руб. По молоку наблюдается прибыль, которая возросла за период на 10 тыс.руб. в основном за счет изменения себестоимости продукции.

Результаты проведенного факторного анализа обуславливают возможные пути улучшения финансового результата, то есть увеличения размера прибыли от реализации, среди которых можно выделить:

- увеличение объема производства продукции (при условии повышения рентабельности реализуемой продукции )

- выпуск продукции более высокого качества

- снижение себестоимости продукции за счет более эффективных технологий производства, повышения производительности труда

- поиск более выгодных каналов реализации продукции и увеличение объемов реализации по этим каналам др.

Как было сказано выше рентабельность продаж рассчитывается делением брутто или чистой прибыли от реализации продукции, работ, услуг на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по организации и по отдельным видам продукции:

R>рп> = (П>рп> (ЧД>рп>))/В>рп>

Расчёт влияния факторов производится приемом цепной подстановки:

1) найдём рентабельность продаж в 2005 году:

R>2005>= 240/5399*100= 4.45%

2) найдём рентабельность продаж 2005 года, пересчитанного на фактический объём продаж 2006 года:

R>усл1>= -233/7566,1*100= -3,08%

3) найдём рентабельность при объёме реализации, структуре товарной продукции и цене 2006 года. но себестоимости 2005 года:

R>усл2>= (5290-5399)/5523 *100= -1,97%

4) найдём рентабельность продаж в 2006 году:

R>2006>= -233/5523= -4,22%

∆R>общ>= R>2006>-R>2005>= -8,67%

∆R>уд>= R>усл1>-R>2005>= -7,53%

∆R>= R>усл2>-R>усл1>= 1,11%

∆R>= R>2006>-R>усл2>= -2,25%

Таким образом, можно сделать вывод, что на увеличение рентабельности продаж в целом по организации оказало влияние снижение себестоимости в размере 2,25% и увеличение цен на 1,11%.

Глава 3 Пути увеличения прибыли от реализации в СПК «Бабынинское» Бабынинского района Калужской области

3.1. Резервы увеличения суммы прибыли (снижения убытка)

Каждая организация заинтересована в увеличении размера получаемой прибыли (либо в снижении получаемого убытка), так как это положительно сказывается на его финансовом состоянии. Основными источниками увеличения прибыли является увеличение объёма реализации продукции. снижение ее себестоимости, реализация продукции на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Увеличить объем реализации продукции возможно за счет наращивания объемов производства. Основными источниками резервов увеличения производства в животноводстве являются повышение уровня кормления, сокращение яловости коров, сокращение сухостойного и сервис периодов.

Процент яловых коров в СПК «Бабынинское» составил 11%, вследствие чего организация недополучила определенную долю продукции. Расчет резерва увеличения продукции за счет сокращения яловости коров представим в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Резерв увеличения продукции животноводства за счет снижения яловости поголовья

Вид животных

Численность яловых коров и холостых маток, гол.

Получаемая продукция

Недобор продукции

от 1 гол

от всего поголовья, ц

от всего поголовья в ценах фактической реализации, тыс.р.

 

 

 

 

 

 

Коровы

34

молоко

17,5

595

327,3

 

 

приплод (в пересчете на молоко)

26,2

890,8

489,9

Всего

 

 

 

1485,8

817,2

Анализ таблицы показывает, что недобор молока в СПК «Бабынинское» от одной коровы составляет в среднем 17,5 ц в год, от всего поголовья – 595 ц, а за счет приплода в пересчете на молоко можно получить 890,8 ц. В хозяйстве резерв увеличения выпуска продукции за счет сокращения яловости поголовья составил 1485,8 ц, в пересчете на стоимость по фактическим ценам реализации 817,2 тыс.руб.

В хозяйстве имеется резерв увеличения производства продукции за счет сокращения сервис-периода и сухостойного периода до оптимальных сроков. Расчеты представим в таблицах 3.2.

Таблица 3.2 Резерв увеличения выпуска продукции за счет сокращения сервис-периода и сухостойного периода

Вид продукции

Среднегодовое поголовье коров, гол

Период дней

Недобор продукции

фактический

возможный

Уменьшение на 1 гол.

в натуре, ц

от всего поголовья в ценах фактической реализации, тыс.руб.

за 1 день

от всего поголовья

 

 

 

 

 

 

 

 

Сервис-период

молоко

311

92

90

2

0,048

29,9

16,5

Сухостойный период

молоко

311

68

60

8

0,048

119,4

65,7

Из данной таблицы можем сделать вывод о том, что за счет сокращения сервис-периода на 2 дня от всего поголовья дополнительно можно получить 29,9 ц молока или 16,5 тыс.руб. в ценах фактической реализации. За счет сокращения сухостойного периода можно получить дополнительной продукции в размере 119,4 ц. молока или 65,7 тыс.руб. в ценах фактической реализации.

Одним из основных направлений повышения продуктивности животных является их полноценное кормление.

Таблица 3.3 Резерв увеличения продукции за счет повышения уровня кормления животных

Группа животных

Расход кормов на 1 гол, ц.к.ед.

Окупаемость 1 ц.к.ед.

Резерв увеличения продукции, ц

Планируемое поголовье коров

Резерв увеличения обема производства продукции, ц

 

фактический

возможный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коровы (молоко)

16,3

24,8

0,65

5,53

320

1769,6

За счет улучшения уровня кормления можно дополнительно получить до 5,5 ц молока в год от одной коровы или 1769,6 ц от всего поголовья.

Далее обобщим выявленные резервы увеличения выпуска продукции животноводства.

Таблица 3.4 Обобщение резервов увеличения производства продукции животноводства

Источник резервов

Вид продукции

 

молоко, ц

 

 

1. Сокращение яловости поголовья

1485,8

2. Сокращение сервис-периода

29,9

3. Сокращение сухостойного периода

119,4

4. Повышение уровня кормления животных

1769,6

 

 

Всего резервов

3404,7

В % к фактическому объему произведенной продукции

62,6

Из таблицы видим, что за счет выявленных резервов можно увеличить производство молока в хозяйстве на 3404,7 ц или на 62,6% относительно фактического объема производства.

Как следствие за счет резервов увеличения объемов производства в СПК «Бабынинское» мы можем увеличить объемы реализации продукции животноводства. Для этого резерв увеличения производства продукции умножается на возможный уровень товарности данного вида продукции.

Таблица 3.5 Резерв увеличения объема реализации продукции

Вид продукции

Резерв увеличения производства, ц

Возможный уровень товарности,%

Резерв увеличения объема реализации продукции, ц

 

 

 

 

Молоко

3404,7

86

2928,1

Данный резерв роста производства продукции и ее реализации приведет к увеличению выручки, а следовательно и прибыли от реализации. Подсчитаем резерв увеличения выручки.

Таблица 3.6 Расчет резерва увеличения выручки по видам продукции

Вид продукции

Объем реализации в 2006г., ц

Цена реализации 1ц продукции, руб

Размер денежной выручки, тыс.руб.

Резерв увеличения объма реализации, ц.

Резерв увеличения выручки, тыс.руб.

Денежная выручка с учетом резерва, тыс.руб.

 

 

 

 

 

 

 

Молоко

4080

552,5

2254,2

2928,1

1617,8

3872

ИТОГО

2254,2

1617,8

3872

 

 

 

 

 

 

 

Из таблицы 3.6 видно, что в результате увеличения производства продукции в хозяйстве денежная выручка от их реализации увеличится на 1617,8 тыс.руб. и составит в целом 3872 тыс.руб.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости. Основным источником снижения себестоимости продукции является увеличение объема выпуска данной продукции.

В общем виде методику подсчёта резервов снижения себестоимости продукции (Р↓С) можно свести в следующей формуле:

Р↓С =С>—С>= (З>+З>)/(VВП>+Р↑ВП) - З>/VВП>,

где С> — возможный уровень себестоимости 1 ц. продукции;

С> - фактический уровень себестоимости 1 ц. продукции;

З> - фактические затраты на производство продукции;

З>- дополнительные затраты на производство продукции;

VВП> - фактический объём производства продукции;

Р↑ВП - резерв увеличения производства продукции.

Рассчитаем дополнительные затраты, которые равны произведению переменных затрат на 1 ц продукции на резерв увеличения объема производства продукции.

Таблица 3.7 Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции

Вид продукции

Переменные затраты на 1 ц продукции, тыс.руб.

Резерв увеличения объема производства, ц

Дополнительные затраты, тыс.руб.

 

 

 

 

Молоко

0,088

3404,7

299,6

Таким образом, резерв снижения себестоимости 1 ц продукции составит:

- молоко

Р↓С = (3182 + 299,6) / (5436 + 3404,7) – 3182 / 5436 = -0,192 тыс.руб.

Таким образом, определим резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции.

Возможный объем продаж определяется как сумма товарной продукции и резерва увеличения объема реализации.

Таблица 3.8 Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции

Вид продукции

Резерв снижения себестоимости 1 ц продукции, тыс.р.

Возможный объем реализации продукции, ц

Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб.

 

 

 

 

Молоко

0,192

7008,1

1345,6

ИТОГО

Из таблицы 3.8 видим, что за счет снижения себестоимости продукции СПК «Бабынинское» может дополнительно получить 1345,6 тыс.руб. прибыли.

Далее рассмотрим как отразится использование выявленных резервов на рентабельности реализации продукции животноводства. Резерв роста рентабельности (P↑R) можно рассчитать по формуле:

P↑R = R>-R>= ((П>-Р↑П)/∑(VP П>i>>*С>i>>)) * 100 – (П>/З>) * 100, где

R>- рентабельность возможная;

R>- рентабельность фактическая;

П>- фактическая сумма прибыли;

Р↑П - резерв роста прибыли от реализации продукции;

VP П>i>> - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

С>i>> - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

З> - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Рассчитаем изменение рентабельности по молоку.

P↑R = ((206+1345,6)/(7008,1*0,192))*100 – (206/2048)*100 = 105,2%

За счет резервов значительно увеличилась рентабельность молока, которая составила 105,2 %.

3.2. Оценка запаса финансовой прочности

Основная цель российских организаций - это получение прибыли. На размер прибыли оказывает как положительное, так и отрицательное влияние множество факторов, выявить и устранить отрицательные возможно с помощью экономических и управленческих дисциплин. В бухгалтерском управленческом учете изучается раздел, позволяющий принимать то или иное управленческое решение. Очень распространен анализ безубыточности производства.

Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы‚установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности).

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

Важное значение для безубыточной деятельности организации имеет определение запаса его финансовой устойчивости (зоны безопасности). С этой целью все затраты организации следует предварительно разбить на переменные и постоянные в зависимости от объема производства и реализации продукции.

Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доход организации. Деление затрат на постоянные и переменные и использование показателя маржинального дохода позволяет рассчитать порог рентабельности (точку безубыточности), т.е. ту сумму выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все расходы предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.

Рассчитывается порог рентабельности отношением суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции к доле маржинального дохода в выручке. Запас финансовой устойчивости предприятия определяется как разница между выручкой и порогом рентабельности (в абсолютных величинах) и как отношение этой разницы к выручке (в относительных величинах).

Рассчитаем порог рентабельности и запас финансовой прочности по молоку. Для этого необходимо составить соответствующую таблицу, в которой произведем расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Таблица 3.9 Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности

Показатели

молоко

без учета резервов

с учетом резервов

 

 

 

1. Выручка от реализации

2254

3872

2. Полная себестоимость реализованной продукции

2048

1002

в т.ч.

переменные затраты

1740,8

851,7

постоянные затраты

307,2

150,3

3. Прибыль от реализации, тыс.руб.

206

2870

4. Маржинальный доход

513,2

3020,3

5. Коэффициент маржинального дохода выручки (валовой маржи)

0,23

0,78

6. Порог рентабельности (точка безубыточности)

1335,7

196,7

7. Запас финансовой прочности, тыс.руб.

918,3

3675,3

8.Запас финансовой прочности, %

40,7

94,9

Данные полученные в таблице 3.9 свидетельствуют о том, что в хозяйстве по молоку с учетом резервов имеется запас финансовой прочности, который составил 94,9% от выручки. Порог рентабельности по молоку составил – 196,7 тыс.руб.

Выводы и предложения

1. Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

2. Отрасль животноводства в СПК «Бабынинское» является главной, а отрасль растениеводства вспомогательной и служит в основном для кормовой базы главной отрасли и для удовлетворения внутрихозяйственных потребностей. Основными видами продукции животноводства в хозяйстве являются молоко, мясо крупного рогатого скота.

3. Производство животноводческой продукции в СПК «Бабынинское» в целом прибыльно, в свою очередь молочное скотоводство в хозяйстве является прибыльной отраслью, а производство мяса приносит предприятию убыток, поэтом наиболее целесообразно увеличить объемы производства молока.

4. Основными источниками увеличения прибыли СПК «Бабынинское» являются: увеличение объемов производства и снижение себестоимости животноводческой продукции. В результате увеличения производства продукции в хозяйстве денежная выручка от их реализации увеличится на 1617,8 тыс.руб. и составит в целом 3872 тыс.руб. За счет снижения себестоимости продукции СПК «Бабынинское» может дополнительно получить 1345,6 тыс.руб. прибыли.

5. В хозяйстве по молоку с учетом резервов имеется запас финансовой прочности, который составил 94,9% от выручки. Порог рентабельности по молоку составил – 196,7 тыс.руб.

В заключении можно ввести следующие предложения:

1. Политика организации должна быть направлена на стимулирование заинтересованности работников в увеличении выпуска качественной и конкурентоспособной товарной продукции.

2. Для получения дополнительной продукции предприятию необходимо внедрять новые технологии, которые помогут снизить себестоимость производимой продукций, увеличить объемы производства.

3. В условиях перехода к рынку важное значение для улучшения финансовых результатов отрасли животноводства имеет повышение эффективности использования ресурсов, и прежде всего кормов, внедрение ресурсосберегающих технологий, необходимо организовать интенсивное кормопроизводство

4. Важное направление повышения финансовых результатов деятельности отрасли молочного скотоводства - техническое перевооружение его предприятий, повышение качества труда и управления, без чего невозможно получать конкурентоспособную по цене и качеству продукцию. Эффективность молочного скотоводства можно значительно повысить в результате организации должного контроля за качеством молока.

5. Необходимо создание оптимальных условий содержания скота в хозяйстве, так как продуктивность коров и качество молока во многом зависят от санитарного состояния животноводческих помещений, микроклимата, освещения, особенно зимой, а также физиологического состояния животных.

10. Главная задача руководителя - выстраивать свои отношения с потребителями и находить наиболее выгодные каналы ее реализации.

Список использованной литературы

1. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2002. - 407с.

2. Гайдук В.П., Лавренко Д.В. Конкурентоспособность и эффективность производства продукции животноводства на Кубанип.//Достижения науки и техники АПК - 2005, февраль - №2.

3. Гвазава Д.Г. Эффективность комплексного использования наукоемких технологий в молочном скотоводстве // Достижения науки и техники АПК - 2006, ноябрь-№11.

4. Дробозина Л.А финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ. 2003. - 479 с.

5. Дроздов Н.Д.. Бурбина Т.М., Ли В. Д-Х. Пути резкого увеличения производства молока // Достижения науки и техники АПК -2007, ноябрь - № 11.

6. Евлоев Я.М. Эффективность производства и переработки молока в молочном комплексе Смоленской области //Достижения науки и техники АПК - 2006, август-№18.

7. Зангородний В.И. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Учебное пособие. - М.. Агропромиздат,

2004. -366 с.

8. Киперман Г.Я.Рыночная экономика: Словарь. - М.: Республика. 2007 -524 с.

9. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрных рынков. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ:

Издательство ЭКМОС. 1999. - 448 с.

10. Макарец Л.И., Макарец М.Н. Экономика сельскохозяйственной продукции: Учебное пособие, - СП6.: Издательство «Лань», 2006. - 224 с.

11. Макарцев Н.Г. Кормление сельскохозяйственных животных. Учебник - К.: ГУЛ «Облиздат» - 1999. —646 с.

12. Малахов СМ. Шкляр М.Ф. Повышение эффективности и конкурентоспособности производства молока // Достижения науки и техники АПК - 2006, декабрь - №2.

13. Минаков П.А. Экономика сельскохозяйственного предприятия. Учебник. - М.: Колосе, 2006 - 528 с.

14. Полшдук Л. Экономическая эффективносгь снижения яловости коров и повышения сохранности молодняка // Экономика и управление АПК - 2007. май -№5.

15. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства: Учебник. - М.:Издательство «Дело и Сервис». 2006 - 368 с.

16. Рафикова Н, Садриева Р. Организационно-экономические факторы производства и реализации молока // Экономика и управление АПК - 2006, август-№8-с.41-46

17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник - 3-е изд., испр. - Мн.: Новое знание 2006. - 696 с.

18. Фудина А.В. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Учебное пособие - М.: Агропромиздат. 1998. -256 с.

19. Шафронов А. Эффективность производства и факторы ее роста // Экономика и управление АПК - 2003, март - №3 - с. 52-58.