Эстетическая деятельность

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие, генезис, специфика эстетической деятельности

2. Формы эстетической деятельности

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа написана по науке эстетика, которая изучает становление и развитие человеческой чувственности, чувственном познании, чувственной культуре общества. Термин «эстетика» (от греческого слова «aisthetikos» - относящийся к чувственному восприятию) был введен немецким философом А. Баумгартеном в ХVIII в. Им же было определено место этой науки в системе философии. Он полагал, что эстетика – низшая ступень гносеологии, наука о чувственном познании, совершенной формой которого является красота.

История эстетики насчитывает тысячелетия. Однако, она сформировалась гораздо раньше, чем появился сам термин эстетика. Эстетика изучает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с разными ее сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в жизненных различных сферах. Основным предметом изучения эстетики является эстетическое знание и его действительность, его законы и нормы, формы и типы, отношение к природе и искусству, происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении.

Цель изучения работы – на основе общественных явлений выделить сущность, специфику и многообразие форм эстетической деятельности, как исторической реальности, меняющейся согласно перемен всего комплекса общественно-исторических условий человека и общества.

Как известно, способ существования человека состоит, прежде всего, в предметно-практической деятельности, в результате которой создано два продукта – мир культуры, в котором протекает жизнь человека, и раскрытое богатство творческих возможностей и потребностей индивида. Общественно-историческая практика послужила, таким образом, основой возникновения и развития способности человека преобразовывать мир по законам красоты, а тем самым формировать в себе собственные эстетические чувства и переживания, вкусы и идеалы. Поэтому, очевидно, что в жизни человека нет такой области или сферы, где бы ни присутствовала эстетическая деятельность. Другое дело, что она может реализовываться как самоценная, самодостаточная, или быть лишь моментом других форм деятельности.

1. ПОНЯТИЕ, ГЕНЕЗИС, СПЕЦИФИКА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во всякой деятельности человека, индивидуальной и коллективной, помимо ее прямого утилитарного назначения есть хотя бы элементы, крупицы общечеловеческого, выражающиеся в ее значимости для всего человечества. Можно сказать, что эстетическая деятельность — это деятельность человека, связанная с искусственным возбуждением эмоций, деятельность в ее общечеловеческой значимости, хотя общечеловеческое не исчерпывается эстетическим. Эстетическое необходимо человеку, чтобы справляться с препятствиями. Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты [2,22].

Эстетическую деятельность рассматривают как историческое, меняющееся явление, связанное со всем комплексом общественно-исторических условий жизнедеятельности человека и общества. То есть эстетическая деятельность в разные исторические эпохи представлена в различных формах, она по-разному реализовывала себя в общей деятельности людей, поэтому имеет неодинаковые достижения в мире культуры.

Материалистическое понимание истории позволило оценить роль труда в становлении различных форм деятельности, в том числе эстетическую. В процессе труда человек формирует природу в соответствии со своими потребностями. Оформленная человеком часть природы – культура – обладает особым смыслом, особой ценностью для человека, она есть закон его общественной жизни.

Между сущностью вещи и формой образуется глубокая взаимозависимость: совершенство формы позволяет наиболее адекватно представить, сделать очевидной общественную сущность. Поэтому поиск и создание совершенной формы является эстетическим моментом любой человеческой деятельности [1,26].

Конечно, нельзя утверждать, что первые предметы трудовой деятельности человека (каменный топор, наконечники для стрел, глиняные сосуды и др.) обладают эстетической ценностью. Однако нельзя не признать, что они принципиально отличаются от предметов природы тем, что человек способен обнаружить заключенный в форме такого каменного предмета общественный смысл, увидеть цель, для которой предназначается такой предмет [2,28].

Процесс выработки у человека способности действовать целесообразно растянулся на долгие тысячелетия, однако развивался по восходящей, позволившей человечеству создать богатство мира культуры, многообразие ее форм. Этот процесс не осознавался человечеством достаточно долго, так как человек творил, прежде всего, для удовлетворения своих материальных потребностей. Этим и объясняется то, что искусство, культивировавшее только эстетическую потребность, выделилось из материальной практики сравнительно поздно — относительная бедность общества не позволяла ему содержать людей, работающих только на удовлетворение духовной потребности. Только в труде вырабатывается сознание, способность воспринимать продукты эстетической деятельности. Ребенок, выпавший из людского лона, не обретет ничего человеческого. Он так и останется животным. Продукты эстетической деятельности могут быть либо полезными, либо вредными.

В древних цивилизациях предметы, созданные для удовлетворения материальных потребностей человека, но обладающие совершенной формой, ценились за свои эстетические качества. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас захоронения племенных вождей, царей и фараонов, предметы обихода, одежды, утварь, мебель и оружие, которые должны были служить умершим в загробном мире. Это предметы высочайшего художественного мастерства, хотя и способны выполнить утилитарную функцию. Они ценились не только потому, что их можно было использовать: по прямому назначению, а прежде всего - что олицетворяли богатство и могущество их владельцев, умение их талантливых создателей; они радовали людей своими уникальными эстетическими качествами: совершенством, своеобразием, неповторимостью, тончайшим исполнительством [2,28].

Таким образом, на начальных этапах развития общества производительный труд не только не исключал эстетический компонент, а наоборот предполагал его. Когда человечество, выйдя из периода -собирательства и охоты, занялось производящим хозяйством, были изобретены технические приспособления, применение которых значительно увеличивало производительность труда, что, в свою очередь, высвобождало время в трудовом процессе для совершенствования мастерства и фантазии. Предметы ремесленной деятельности становились все разнообразнее, утонченнее. Они начали дополняться элементами, прямо не влияющими на утилитарную функцию предмета, т.е. соответствующего практическому значению данного предмета. Излишества формы, орнамент на сосудах и тканях, украшения оружия и конской сбруи, отделка стен зданий мозаикой и фресками и т. д.- все это дополняло утилитарную функцию эстетической, а часто последнюю ставило выше первой. Этому способствовало социальное расслоение общества, где предметы с определенными эстетическими качествами становились знаком особого социального статуса человека, владеющего ими.

Следует заметить, что произведения искусства в наше время используются как способ накопления богатства, когда на аукционах в их покупку вкладываются баснословные капиталы. Однако, основная масса эстетических объектов являются не полезными и не вредными, сюда можно отнести, например, некоторые произведения искусства.

В то время, когда искусство отделялось от ремесла, художники выходили из ремесленных цехов. В процессе труда они соединяли 2 функции: духовную деятельность по созданию замысла произведения (поиск оригинальной формы, подбор соответствующего материала, палитры красок, приемов обработки) и физическую работу по непосредственному производству предмета. Таким образом, ремесленник являлся художником. Такой процесс деятельности, где еще не было разделения физического и умственного труда и закрепления его за различными индивидами, обладал значительным творческим потенциалом, поднимавшем значительную часть ремесла на уровень искусства. Именно такой характер труда создал предпосылки для расцвета искусства в античной Греции и Риме [1,30].

Физический труд в условиях классового общества всегда считался уделом эксплуатируемого класса и не обладал в общественном сознании ценностью. Но до тех пор, пока он носил ремесленный характер, ему присуще было творчество, стимулирующее развитие личности. Формирование буржуазного способа производства с разделением труда на отдельные операции и последующей передачей их машинам в корне изменило характер труда, исключив из него эстетический момент, сделав рабочего простым придатком к машине. Труд на капиталистической фабрике тех времен был полностью лишен творческого элемента и в силу этого обретал форму антипода искусству, в котором творчество, как известно, является основной его характеристикой. Именно капиталистический способ производства развел труд и искусство на разные полюса, противопоставив одно другому и укрепив над искусством ореол исключительности.

Традиционное разделение в современном производстве творческой и репродуктивной функций – одна из существеннейших причин сохранения непрестижности, непривлекательности работы на промышленном предприятии, особенно в условиях конвейерного производства. Объясняется это существующим уровнем развития техники и технологии. С одной стороны, узкая специализация, т. е. закрепление за рабочим определенной операции, позволила значительно повысить производительность труда. С другой стороны, такой труд начал превращать человека в автомат, отнимать у него возможность развиваться, реализовывать в процессе труда богатство заложенных в нем способностей. Технический прогресс, таким образом, носит противоречивый характер, создавая богатство материальное и обедняя самого человека [1,30].

Эстетическая деятельность охватывает и труд, и быт, и культуру, например область садово-парковой культуры. Сады и парки — продукт культурной деятельности, стремящейся к гармонии, к породнению облагороженной природы с добрым к ней человеком. Не являясь в строгом смысле слова собственно искусством, садово-парковая культура развивается вместе с ним и под его влиянием, что сказалось в развитии стилей садов и парков вслед за развитием художественных направлений в искусстве. Существуют сады и парки ренессансные, барокко и рококо, сады классицизма и романтизма. Например, парк французского классицизма в Версале, сады голландского барокко в Московском Кремле огораживались стенами, украшались беседками, сады с уклоном в рококо есть в Царском Селе.

В пределах каждого стиля есть свои национальные особенности, а внутри национального стиля — почерк отдельных садоводов (Джон Эвелин писал в конце XVII в.: «Каков садовод, таков и сад»). Существовавший в садах барокко и рококо иронический элемент свидетельствовал о том, что эстетическое освоение мира также опирается на все многообразие эстетических свойств действительности (возвышенное, трагическое, комическое и т. д.). Эстетическая деятельность включает в себя выработку эстетических взглядов, идеалов, личного вкуса, представления, оценки.

Так, эстетические вкусы – система эстетических представлений и ориентаций, регулирующих поведение человека, основанные на исторически обусловленных эстетических впечатлениях, так называемая эмоциональная память.

Эстетический идеал – представление о высшей гармонии, образ возможности и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира. Идеал – это то, чего не существует.

Эстетические оценки – существуют в виде чувств, это суждение о действительности на основе эстетического чувства.

Специфика эстетической деятельности состоит не просто в познании на уровне чувственных образах, специфической особенностью эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В структуре эстетической деятельности: цель-действие-операция-эстетическая деятельность, развертывается универсально, так как она идет от индивидуальности к обществу.

2. ФОРМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эстетические взгляды, представления, вкусы, идеалы, будучи результатом внутренней, духовной деятельности человека, обогащающей его личность, находят свой выход вовне – во всех формах эстетической деятельности и ее продуктах[2,24].

Совокупность художественной деятельности, ее продуктов (творчество, произведения искусства), учреждений, руководящих этим процессом (министерства, комитеты, управления, отделы и т. д.), а также обслуживающих его, готовящих кадры художественной интеллигенции (художественные вузы, училища, школы, студии и т. д.) и обеспечивающих социальное функционирование искусства (музеи, библиотеки, кинотеатры, театры, концертные залы и т. д.), составляет художественную культуру общества. Последняя, в свою очередь, в единстве со всеми формами эстетической деятельности, а также с учреждениями, обеспечивающими ее, образует пласт эстетической культуры общества.

Потребность в творчестве присуща человеку. В отличие от пассивного приспособления, характерного для животных, люди стремятся преобразовать мир. А это невозможно без поиска идеального, внутреннему стремлению к возвышенному, романтическому. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, которая приводит к созданию различных форм эстетической деятельности.

Эстетическая деятельность исторически предваряет художественную, последняя вырастает из первой. В художественной деятельности эстетическая достигает своего высшего, идеального выражения, в первой закрепляются лучшие достижения и тенденции последней.

Ядро эстетической деятельности составляет искусство: профессиональное и народное, фольклор. Здесь деятельность человека не только проникается эстетическим содержанием, но и становится художественной деятельностью, создающей в лучших своих проявлениях шедевры на все времена[2,22].

Действительность в отношении искусства осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве, исследует происхождение, природу, законы социального бытия, функционирования, развития, восприятия и понимания искусства. Художественное творчество, его специфика и сущность, эстетическое богатство мира, реальность в ее общечеловеческом значении как сфера художественно-творческого освоения, эстетическое отношение искусства к действительности составляет проблемное поле эстетики искусства.

Искусство — это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом.

Искусство возникло на базе развившихся в рамках непосредственно практической деятельности эстетических, потребностей и эстетических способностей человека. Связь искусства с материальным производством никогда не исчезала окончательно. В истории разделения труда появление искусства знаменовало его последнюю фазу— разделение физического и умственного труда, которое Маркс назвал «действительным» разделением труда. Все предшествующие исторические формы разделения труда— это, по сути, разделение труда в сфере материального производства. Отделение же духовного производства от материального освободило его от прямой зависимости слитности с практикой, позволило ему развиваться более интенсивно и осознанно, формировало профессиональную деятельность в сфере искусства, науки, философии. Историческим фактом явилось то, что искусство возникает только в обществе, разделенном на классы. Идеи и эстетические потребности господствующего класса становятся господствующими идеями и потребностями.

Искусство развивается в лишь в тесной сложной взаимосвязью с социально-экономической и духовной жизнью общества.

Ценность искусства рассматривается в каждую эпоху по-своему, когда на передний план выступает то воспитательная, то гедонистическая, то дидактическая или иная функция. Вместе с тем сущность искусства во все времена остается единой [1,42].

Искусство вырастает на потребности человека во всей полноте проявлений жизни, которая не может реализоваться в силу социально-экономической ограниченности условий жизни конкретно-исторического общества. С помощью искусства, поскольку оно становится по преимуществу духовной формой деятельности, человек обретает такую возможность. Искусство позволяет реализовать универсальную человеческую способность формировать, изменять, творить мир «по законам красоты» идеально, духовно-практически. И этим оно создает условия для осуществления богатства жизни каждого индивида.

Искусство создает предпосылки и закладывает параметры совершенствования человека и общества в целом. Но отталкивается оно от жизни, от тех конкретно-исторических условий, в которых происходит художественная деятельность общества.

Искусство, обладая способностью целостно воспроизводить жизнь, соединяя в своих произведениях отражение реально существующей действительности и идеала, чаяния общества, выступает стержнем духовной культуры, его коллективной памятью. С помощью искусства осуществляется не только связь человека с человеком, но и связь поколений, разных народов и разных культур. Весь потенциал искусства может быть задействован для формирования человеческой личности.

Как устремления самого искусства, так и деятельность сформированной искусством творческой, всесторонне развитой личности, должна, в конечном счете, реализоваться в преобразовательной деятельности общества, созидающего гармонию мира и человека, природы и культуры.

Между двумя формами эстетической деятельности — собственно художественной, с одной стороны, и практической, индустриально-эстетической, с другой, есть граница, но она не непроходима. На этой границе со стороны искусства стоят архитектура, прикладное и декоративное искусство, а со стороны практического освоения мира — дизайн.

Поскольку к искусству не сводится все многообразие форм освоения мира, предмет эстетики и ее проблемное поле значительно шире искусства[2,32].

Американский философ Эрих Фромм относил к искусству любовь. Он отмечал, что для большинства проблема любви – это прежде всего как быть любимым, а не как любить самому, то есть проблема способности любить.

Эстетическая деятельность, протекающая вне художественного освоения мира — в сфере труда, быта, культуры,— охватывает и работу художника-конструктора, создающего проект полезной и красивой вещи, и трудовой процесс ее промышленного изготовления, и социальное функционирование этого продукта, и его потребление.

Складывавшаяся веками и особенно бурно расцветшая и грандиозно расширившаяся в XX в. внехудожественная сфера деятельности по законам красоты долгое время не могла обрести своего адекватного терминологического обозначения. Ее называли: промышленное искусство, прикладное творчество, художественное конструирование, область эстетики труда (промышленной или технической эстетики), дизайн.

Термин «дизайн» предполагает в первую очередь художественное проектирование, но охватывает и весь процесс промышленного производства полезной и красивой вещи.

Дизайн — главная, наиболее развитая и теоретически осмысленная сфера деятельности человека по законам красоты вне искусства. Дизайн выделился в самостоятельную сферу деятельности в связи с созданием технических предпосылок для крупномасштабного промышленного производства. Именно промышленное производство выдвинуло особые требования к созданию предметов потребления, строительству городов, выпуску машин и т.д. Дизайн охватывает область проектирования, производства и бытия вещей, изготовляемых промышленностью, с учетом их пользы, удобства и красоты. Развитие дизайна тесно связано с пластическими искусствами: архитектурой, скульптурой, живописью, орнаментикой [2,26].

Широкое распространение дизайнерской деятельности оказало революционизирующее воздействие, с одной стороны, на технологию и технику промышленного производства, поставив их развитие под контроль удовлетворения не только материальных, но и эстетических потребностей человека, а с другой стороны, способствовало социально-культурному развитию общества, формированию эстетических идеалов, идей, требований. Дизайнерская деятельность, в конечном счете, направлена на гуманизацию предметно-пространственной среды человека и ее роль в современном обществе все более возрастает. Поэтому современное производство невозможно без такого вида эстетической деятельности.

Эстетическая деятельность в современном промышленном производстве может существовать и на уровне индивидуального трудового процесса. Однако это возможно лишь в том случае, когда его осуществляет квалифицированный, творческий человек, мастер своего дела. Потребность находить удовлетворение в труде заставляет неравнодушного человека постоянно совершенствовать себя, свои способности и навыки, вносить в труд творческий элемент. И мы знаем немало мастеров, которые в самом, на первый взгляд, обычном трудовом процессе добиваются блестящих результатов. Именно в таком смысле мы говорим об искусстве токаря или пекаря, каменщика или водителя [1,32].

Дизайн порожден потребностями массового производства и потребления, ситуацией технической революции. Машинное производство тиражирует образец, который должен обладать высокими эстетическими качествами, опережающими и формирующими вкусы потребителя. Продукт дизайна своими эстетическими качествами должен соответствовать современному стилю, функции изготовляемого предмета, культурной традиции его социального функционирования, технологическим особенностям современного массового производства, общим задачам гуманизации, «очеловечения» мира, развития и обогащения «второй природы», окружающей нас.

Сейчас процесс изготовления вещи - продукт труда многих специалистов разных профилей: рабочих, технологов, инженеров, конструкторов и т. д. Вместе с тем, как писалось ранее, узкая специализация каждого из них грозит разрушением универсальности творческих сил личности и утратой эстетической ценности изготовляемого предмета. Эту угрозу осознал еще основатель «практической эстетики» немецкий архитектор и теоретик искусства Г. Земпер. Обобщая опыт промышленной выставки, он заметил, что при всем техническом прогрессе современные изделия уступают изделиям наших предков по форме и даже по их практической пригодности и целесообразности [2,27].

Индустрия убыстрила и сделала массовым процесс изготовления вещей. Но на смену уникальному изделию мастера пришло производство штампованных товаров. Перестав быть предметом роскоши, продукт производства одновременно перестал быть роскошным предметом и не несет на себе более отпечатка индивидуальности его создателя. И тогда на помощь конструктору, проектирующему утилитарное назначение предмета, пришел художник, проектирующий эстетическую его выразительность. В идеале художник и конструктор объединяются в одном лице дизайнера — представителя новой профессии, инженера-проектировщика с эстетической подготовкой.

Изготовление всякой вещи предполагает ее изобретение, конструирование, компоновку и технологию производства. В этой цепи творческих поисков место дизайна — компоновка, проектирование новых связей между деталями вещи. При этом учитывается ее конструктивная целесообразность и технологическая рентабельность [2,28].

Истинный арсенал форм дизайна — культура, в которой переработаны в свете опыта человечества все впечатления бытия.

Использование культурных форм, их новая обработка и перенос в новую область дают огромный эффект. Существуют большие выразительные возможности для художественного проектирования радиоприемников, радиол, магнитофонов и т.д.

Важнейшим фактором дизайна, формирующим производственную среду, определяющим ее эстетический уровень, стал цвет. Он используется с учетом опыта искусства и достижений физиологии, психологии, эстетики. Цвет, форма и назначение предмета неразделимы: цвет может улучшать или ухудшать эстетические и функциональные качества предмета. Цвет и ритм — ведущие начала, организующие конструктивное пространство. Эстетическая выразительность цеха или помещения для отдыха зависит от освещенности и цветового решения стен, потолков, станков, от ритма расстановки оборудования. При этом учитываются связь цвета с функцией предмета, технологические особенности процесса производства.

Цвет оказывает на человека большое психологическое и физиологическое воздействие. Когда некий английский фабрикант окрасил свои цехи в «немаркий» черный цвет, это породило эпидемию нервных заболеваний у работниц. На одном заводе в Чикаго рабочие отказались обедать в новом кафетерии: сверкающее белизной помещение напоминало больницу. Кабины самолетов оказалось нерациональным красить в «радостный», солнечный желтый цвет, так как он ухудшает работу вестибулярного аппарата, и пассажиров укачивает. Для горячих цехов более целесообразны не красный, оранжевый и другие «теплые» тона, а голубой, зеленый цвет, так как они улучшают физическое состояние человека и повышают его работоспособность.

Итак, дизайн предполагает:

1) выдвижение новой хозяйственно-проектировочной идеи;

2) разработку новой функциональной структуры;

3) рациональное воплощение этой идеи, выразительное стилистическое оформление предмета. При сочетании этих трех моментов перед нами полный дизайн, два последних — это модернизация, третий — стайлинг, стилизация, эстетическая обработка готовой продукции.

Коммерческий стайлинг, являющийся формой бытия дизайна в условиях конкурентной борьбы, не гнушается вульгаризацией вкуса потребителя и создает бросово - выгодные типы продукции, ориентированные на массовость сбыта. Часто он оказывается способом сбыта недоброкачественной продукции за счет ее стилистического оформления. Однако это не должно приводить к отрицанию стайлинга в целом. Дизайновская форма призвана отвечать истинно человеческим, а не мнимым, внушенным рекламой потребностям личности.

Дизайн есть в известном смысле результат проникновения эстетики в технику, вторжения художника в производство[2,29].

Дизайн обеспечивает человеческое взаимоотношение вещи и ее потребителя, а также «очеловечение» человеческих отношений, ибо вещь предстает в роли посредника между ее создателем и потребителем. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек как бы созерцает самого себя в созданном им мире, что доставляет ему глубокое эстетическое наслаждение.

Дизайн осуществляет массовую культурно-эстетическую коммуникацию, передавая через предметы быта, орудия труда, вещи повседневного обихода, создаваемые современной промышленностью, определенный тип художественного вкуса.

По массовости и силе эстетического воздействия дизайн может сравниться с кино и телевидением и в известном смысле даже превосходит их. Ведь чтобы пойти в кино, нужно выкроить время и купить билет, чтобы стать телезрителем, необходимо купить телевизор и обрести досуг. А чтобы подвергнуться эстетическому воздействию дизайна, достаточно лишь быть нашим современником. Избежать воздействия дизайна, даже задавшись такой целью, невозможно, ибо никому не дано выпрыгнуть из культурного обихода эпохи, обойтись без ее атрибутов — мебели, посуды, средств транспорта, книг и т. д. А все это — создания дизайна, на которых лежит печать определенного стиля. Влияние стиля на сознание человека особенно глубоко и непосредственно. Та или иная форма ложки, стола, молотка, автомобиля служит целям и удобства, и эстетического воздействия. Последнее в продуктах дизайна связано с самим образом жизни общества, типом мышления и деятельности эпохи [2,30].

Внехудожественные (выходящие за рамки искусства) проблемы эстетического освоения мира в сфере быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта, эстетические аспекты карнавалов, обрядов, этикета, кулинарии и т. д.— все это предмет практической эстетики, являющейся важным и еще мало разработанным разделом общей эстетики, имеющим тенденцию к отпочкованию от основного древа данной науки в самостоятельную дисциплину.

Широту проблемного поля эстетики отражают споры и поиски современных теоретиков в области классификации искусств. По мнению американского эстетика Т. Манро, видами искусства являются не только литература, театр, живопись, музыка и т. д., но и животноводство, пластическая хирургия, косметика, парфюмерия, кулинария, виноделие, гастрономия, моделирование одежды, парикмахерское дело, татуировка и т.д. Всего он насчитывает около 400 видов. Манро не видит берегов у искусства. Однако на языке многих народов ремесло, различные виды человеческой деятельности также назывались искусствами. Например, у древних греков искусство и ремесло обозначалось одним и тем же словом techne, первыми художниками были гончары, каменщики, плотники и другие люди труда, изготовлявшие практически необходимые вещи.

Точка зрения Т. Манро схожа со взглядами крупного среднеазиатского ученого, писавшего на арабском языке Фараби (870—950). Относимые Манро к искусству кулинария, парфюмерия, такт, грация, изящество манер и почитаемые Фараби за искусство ткачество, медицина, риторика и т. д. на самом деле есть не собственно художественное творчество, а разные способы, формы и сферы освоения мира. В них присутствует и эстетический элемент, ибо они основываются не только на законах целесообразности, но и на законах красоты. На ранних стадиях развития человечества татуировка, например, безусловно, имела и эстетическое, и идейно-эмоциональное значение. А современный человек в некоторых сферах своей деятельности способен создавать столь эстетически выразительные образцы, что они могут иметь художественно-образное значение (например, прическа, костюм могут стать частью образа, создаваемого актером в театре или кино). Манро принимает за виды искусства то, что является формами эстетического освоения мира, из которых одни относятся к дизайну, другие — к прикладному и декоративному искусству, третьи — к области практической эстетики [2,33].

Не только искусство, но и все другие формы освоения мира по законам красоты, в том числе и утилитарно-практические, входят в сферу интересов эстетики. В ту часть ее проблемного поля, которая является предметом практической эстетики, входят такие еще мало разработанные проблемы, как эстетическая организация природной среды, эстетика «второй» (рукотворной) природы, социальные формы поведения людей, красота человеческих отношений (в этом смысле эстетика выступает как этика будущего), быт. В научном труде, спорте, в творческих процессах, в разных сферах деятельности, в играх, в празднествах и массовых действиях есть свой эстетический аспект, который еще недостаточно изучается эстетикой, но входит в сферу ее предмета.

Строительство парков, создание искусственных морей, всех типов коммуникаций, вся биосфера Земли, превращаемая в ноосферу, околоземное космическое пространство, уже активно осваиваемое человеком,— все это области реального или потенциального интереса эстетики, проблемное поле практической эстетики.

Техническая эстетика - это теория дизайна, то есть освоения мира по законам красоты промышленными средствами, проектирования, индустриального воплощения в материале и социального бытия полезных и красивых вещей в их отношении к человеку и обществу, серийного изготовления орудий труда (станков, машин) и других предметов, сочетающих в себе утилитарные (практически полезные) и эстетические качества [2,34].

Многие новые дисциплины (биохимия, астрофизика и др.) развились на стыке наук. Такова же и отпочковывающаяся от общей эстетики техническая эстетика. Учитывая достижения техники и искусства, она в комплексе анализирует многочисленные социальные, экономические, технические, психические, физиологические, гигиенические факторы, а также данные эргономики, изучающей принципы научной организации труда, исследующей психофизиологические возможности человека с целью создания оптимальных условий для его деятельности.

Идеи технической эстетики начали зарождаться в середине XIX в., задолго до появления дизайна. Английский писатель, теоретик искусства Дж. Рёскин в лекциях, прочитанных в 1857 г. в Манчестере, поставил вопрос об эстетически ценных продуктах производства и подчеркнул: то, что создается поспешно, погибает так же поспешно; то, что обходится всего дешевле, в итоге оказывается самым дорогим. Рёскин говорил об искусстве бытовых вещей, считая его основополагающим в иерархии искусств. По его мнению, машинное производство калечит не только изготавливаемые вещи, но и их производителей и потребителей. Рёскин предложил своего рода ретроспективную утопию, призывая вернуться от машинного производства к ремесленному.

Идеи Рёскина в теории и практической деятельности продолжил другой английский исследователь — У. Моррис, который ратовал за возврат от дешевого машинного производства, создающего некачественные товары, к ручному труду и пытался воплотить свои идеи в рамках современного мануфактурного производства.

Разработку собственно технической эстетики начал Г. Земпер, выпустивший в 1860—1863 гг. труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или практическая эстетика». Земпер считал, что форма вещи определяется: 1) ее функцией, 2) материалом изготовления, 3) технологией производства, 4) социально-идеологическими факторами, обусловленными данным обществом.

Один из родоначальников теории механизмов и машин, немецкий инженер и теоретик Ф. Рело, выступил против резкого разграничения искусства и техники. В 1862 г. в книге «О стиле в машиностроении» он выдвинул идею внедрения архитектурных стилистических форм в машиностроение [2,35].

На рубеже XIX и XX вв. работавший в Бельгии и Германии архитектор X. Ван де Велде подчеркнул, что изделие должно сочетать техническую и художественную форму, подчиняться целесообразности, логике, «практической и разумной красоте». Социолог и теоретик искусства Г. Мутезиус высказался за «охудожествление» технических изделий.

В 1907 г. художественный директор концерна АЭГ П. Беренс выдвинул идею художественной стандартизации и стилистического клиширования продукции. Его ученик, архитектор В. Гропиус, подчеркивал в 1913 г., что вещь замечательная в техническом отношении должна быть одухотворена и эстетически оформлена. В 1919 г. в Германии был основан «Баухауз», ставший одним из центров технической эстетики.

В России идеи технической эстетики начали распространяться в начале XX в. Так, П. Страхов обосновывал мысль о необходимости единства искусства и техники. Он сформулировал требование: само производственное предприятие должно быть красивым. П. Энгельмейер и Я. Столяров в 1910 г., развивая идеи технической эстетики, выдвинули принцип отказа от украшательства в продуктах промышленности и органичности слияния пользы, функции и красоты вещи. В 20-х годах техническая эстетика развивалась в теоретических и практических работах А. Родченко, В. Татлина, Я. Лисицкого, М. Гинзбурга, И. Леонидова и других, отстаивавших идею «производственного искусства», искусства как производственной деятельности, как жизнедеятельности. Образовавшийся в 1920 г. ВХУТЕМАС (Всесоюзные художественно-технические мастерские) продолжил практические и теоретические изыскания в области дизайна и технической эстетики.

Техническая эстетика, обобщая практику художественного проектирования, формирует его творческие принципы: широту ассоциаций и глубину переработки исходных объектов, зависимость эффективности художественного проектирования от расстояния между исходными объектами и степени их творческого преобразования в духе новой целесообразности и взаимоприспособленности [2,35].

Техническая эстетика формулирует требования к изделиям, создаваемым промышленностью, к среде, в которой они производятся и используются, к орудиям их изготовления. Она дает рекомендации по созданию «технического пейзажа», пейзажа «второй природы». Рекомендации технической эстетики имеют большое практическое значение и основаны на экспериментах, на огромном опыте современной науки и индустрии.

Природа также является областью эстетической деятельности. С одной стороны, общество по мере своего культурного развития все больше обращается к природе как источнику глубоких эстетических переживаний, а с другой стороны, своей деятельностью наносит огромный вред природе, создавая угрозу экологического кризиса.

Человечество в своей истории пережило различные формы взаимоотношения с природой. Длительный этап в его истории составила культура собирательства и охоты, когда человек всецело зависел от природы, дававшей ему средства к существованию. Этот этап характеризуется относительной гармонией, хотя она и не являлась сознательным намерением человека.

Возникновение производящего хозяйства резко меняет картину природы. Обширные леса вырубаются, поймы рек распахиваются для посевов культурных растений, резко уменьшается количество диких животных и увеличиваются стада домашних. Уже такой, сельскохозяйственный характер деятельности создает условия для дисгармонии. Например, первые земледельческие цивилизации оставили после себя пустыни [1,38].

Но все же в течение многих веков между природой и человеком существовало равновесие. Именно это обусловило особое место природы в эстетическом приобретении человека и в его художественном творчестве. Человек, взаимодействуя с природой, может гармонично сосуществовать с ней и даже вносить в нее определенный эстетический момент. Так, изображения пейзажей, появившиеся на картинах художников эпохи Возрождения. Однако, человек начал приближать природу к своему дому значительно раньше первоначально в форме своеобразных садов и парков. Первозданная природа была и еще слишком сложна для эстетического восприятия, человек, создавая парки и сады, придавал ей формы, свойственные предметам культуры: прямые аллеи, ровные кусты, подстриженные газоны. И, кроме того, украшал такой парк статуями, фонтанами, беседками. Природный уголок, по сути, создавался человеком. Прошло несколько столетий, пока человек оказался способным увидеть красоту естественного природного ландшафта, где господствовали более сложные законы сожительства почвы, растений, животных, речек и ручейков, сложнейший геобиоценоз.

Таким образом, нужны были столетия культурного развития, чтобы человек обнаружил, что природа - уникально талантливый творец, и мы только теперь способны у нее учиться [1,40].

Однако, в условиях современного экологического кризиса, как никогда представление о природе как среде обитания человека должно смениться осознанием их единства и родства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания работы было установлено, что эстетическая деятельность является формой и сферой общественной практики, связанная с искусственным возбуждением эмоций. Зарождение эстетической деятельности непосредственно связано с трудом, в ходе которого человек формирует природу согласно своим потребностям. Первоначально элементы эстетической деятельности были тесно переплетены с бытовой, обрядовой, культовой сферами. Эстетическая задача существовала наряду с утилитарной. Однако, постепенно, в процессе освоения человеком предметного мира, природы и осознания самого себя в качестве субъекта деятельности, эстетическое восприятие и оценка приобретали самостоятельную ценность. Воссоздание природной красоты и предметов, обладающих чисто эстетическими свойствами, положило начало искусству, которое играет ведущую роль в общекультурном развитии.

Было выяснено, что в различные исторические эпохи эстетическая деятельность существует в разных формах, она по-разному реализовывается в общей деятельности людей, что, в свою очередь, приводит к неодинаковым достижениям в истории мировой культуры. Эстетическая деятельность сосредоточивает свое внимание на общечеловеческом и обнаруживается, к примеру, не только в деятельности художника, пишущего картину, но и в деятельности участника карнавала, который действует по законам комического и совершающего подвиг, который действует по законам возвышенного и т.д. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетики. Эстетика входит в труд, художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она сформировывает в человеке творческое созидающее начало и способность принимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство. Таким образом, эстетика заботится о чувствах и воспитании.

Эстетическая деятельность адресована человеку, людям, это продукт, предназначенный для воздействия на людей, и уже в самом процессе его творения как бы заложено то, что он будет восприниматься. А эстетический продукт требует восприятия особого рода, а именно эстетического. Образование внешних чувств – это результат длительной биологической эволюции мира, а возникновение и развитие эстетических духовных чувств – это результат всей социальной истории человечества. Только благодаря многообразным формам деятельности порождаются и развиваются музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз – одним словом чувства, которые способны к человеческим наслаждениям. Способность активно воспринимать окружающий мир в формах человечески развитой чувственности не является заложенной в нас природой, а есть продукт культурно-исторический. Формы созерцания и представлений не только не определяются анатомо-физиологическими особенностями органов восприятия, но, наоборот, задаются им извне различными формами деятельности, многообразием этих форм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эстетика: Учеб. пособие/Л.Т.Левчук, Д.Ю.Кучерюк, В.И.Панченко, М.Ю. Русин.- К.: Вища шк., 1991.- 302 с.

2. Борев Ю.Б. Эстетика.- 4-е изд. доп.- М.: Политиздат,1988.- 496 с.

3. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат,1989.-447 с.

4. Киященко Н.И. Эстетика – философская наука.- Научно-попул. Издание.- М.: Вильямс,2008.- 592 с.

5. В.В.Бычков. Эстетика: учебник для вузов.- М.: «Академический проект», 2005.- 426 с.