Эстетика (работа 4)

Во второй половине ХХ века в европейской эстетике и искусстве продолжаются творческие поиски, дерзкие эксперименты, появляются влиятельные идеи, новые художественные школы, значительные перспективные открытия. По-новому начинают звучать экзистенциалистические, структурореалистические, социокультурные, эстетические направления, представленные именами Ж.П. Сартра, А. Камю, К. Леви-Стросса, Р. Барта, Т. Адерно и др.

Наиболее значительная эстетическая школа, сформировавшаяся в 40-50 годы во Франции, принадлежала к эзистенциалистическому направлению и проявила себя особенно ярко в творчестве Ж.П.Сартара и А.Кама.

Следует напомнить, что родоначальник философского экзистенцианализма Серен Кьеркегор (1813-1855) рассматривал философию, как размышление о бытии на основе личного человеческого существования - "экзистенции".

Познать истину Кьеркегору, значило познать самого себя в экзистенции. Эстетическая концепция экзистенции, также признавала истинным только индивидуальное существование человека, и возможность познания "экзистенции" при помощи человеческого воображения и эмоций, которые в свою очередь являются важнейшей стороной художественного творчества.

Французский философ и литератор Жан-Поль Сартр (1905-1980) в своих сочинениях "Воображение" (1936), "Очерк теории эмоций" (1939), "Воображаемое" (1940) достаточно обстоятельно рассуждает о различных свойствах человеческого сознания. Сартр трактует сознание человека, как трансцендентное, то есть выходящий за пределы любого опыта я являющийся источником жизненной основой; в том числе, и творческой активности человека. В представлении философа, произведение искусства не является непосредственным отражением реальной деятельности, поэтому так называемое "воображаемое сознание" любого художника, несет в себе творческий характер, ибо оно возникает само по себе и свободно от всех проявлений деятельности.

В послевоенный период меняется отношение Сартра к окружающей его действительности, от былой аполитичности философа не остается и следа.

Сартр становится участником различных выступлений мировой общественности против фашизма, колониализма, национализма.

В 1946 году выходит в свет его принципиальная работа: "Экзистенц - это гуманизм", в которой сформулированы основные установки, так, называемого "гуманизированного экзистенцианализма". Еще раз, повторив основные характеристики экзистенцианализма о том, человеческая жизнь бессмысленна, неустойчива и не минуем крах "естества" устоев человеческого общежития. Философ, в духе идей гуманизма, предоставляет человеку свободный выбор борьбы за свое освобождение.

В цикле статей, под общим названием "Что такое искусство?" (1947), Сартр пишет о том, что ХХ в. поставил человека перед лицом предельных ситуаций.

Поэтому, философ отвергает элитарную буржуазную теорию "искусство для искусства" и призывает литературу, как вид искусства, не просто созерцать мир, а его переделывать.

Завершение творческого пути Сартра, его грандиозное трехтомное сочинение "Гадкий утенок". Густав Флобер с 1821 по 1857 г.г. (1927), в котором мыслитель утверждает мысль о личной ответственности писателя за все, что происходит в мире, тем самым еще раз подчеркивая не аполитичность экзистенциального подхода к анализу художественных явлений и процессов. Напротив, экзистенцизм по Сортру, - это активная форма создания западного общества, утвержденный принципиальный индивидуализм во всем.

Выражение эстетических взглядов Альебер Камю (1913-1960) является финальная глава его сочинения "Миф о сизифе" (1942), в которой он развивает главную мысль своего творчества - об абсурдности человека в мире. "Абсурд", оружие одиночества и отчуждения от внешнего мира, всевластие смерти становящееся постоянным в драматургии, прозе и эстетике Камю. К абсурдной его мысли, принадлежат и художественные произведения. Однако сам факт художественного творчества позволяет человеку сократить сознание в мире хаоса.

"Эстетика абсурда" перерастает в "Эстетику бунта". В 1951 г. выходит политическое эссе "Бунтующий человек", в котором Камю выступает против крайностей в искусстве, как идеологии, так и в формамысли. И в "Бунтующем человеке", и в выступлениях при вручении ему Нобелевской премии (1957), Камю подчеркивает, что истинное искусство отражает человеческий удел и стремление овладеть судьбой.

Бунт Камю - это умение художника остаться между правыми и левыми в положении принципиальной утонченности ************ свободу и разум.

В 50-е годы интуитивные и экзистенционные концепции в западноевропейской эстетике уходят на второй план, уступая место структурализму. Сущность структурализма выразил его главный теоретик Клод Леви-Стросс (род. 1908). Он сформулировал основные этапы структуралистического исследования анализа: "чтение" текста, его микроанализ, интерпретация, расшифровка и конечное моделирование. *** стал основой очень популярною литературою и эстетического направления в 60-е годы, получил название "Новая критика" во главе с парижским профессором Роландом Бортом (1915-1980). В книге "Критика и истина" (1966) он выдвигает положение о том, что наука о литературе не должна заниматься выяснением смысла произведений, а должна создавать универсальные законы построения литературной формы.

Деконструктивные бартовские идеи получили дальнейшую разработку в 80-е годы в трудах болгарских ученых, живущих во Франции, Ц.Тодорова, и Ю.Кристевой.

ВУ 60-70-е годы в Западной Европе и США широко распространились социологические концепции, представленные именами Т.Адорна, Г.Маркузе, Э.Фромма. Объясняет эти имена стремление исследовать соответствие внутренних имманентных художественных произведений определенным типам сложившихся общественных отношений.

Завершая довольно краткий обзор наиболее ярких эстетических концепций второй половины XX в., следует подчеркнуть, что искусство нашего столетия не перестало играть своей ключевой роли в культурном развитии человечества.

Уходящий век показал удивительную способность художественного творчества проявления во множестве вариантов, оттенков и ***. В свою очередь эстетическая наука, *** из себя в XXв. удивительный сплав мысли и чувства, сумела по-новому соединить вербальный и **** уровни в изучении объекта. После великого модернизма первой половины века, пришел постмодернизм, понимаемый современниками как планетарная общекультурная категория.

На пороге первого тысячелетия искус. и творческая деятельность людей доказали свою готовность к принципиально новым эстетическим поискам и решениям.

Литература:

Долгов К.М. От Кьернегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XXв.- М., 1990.

История эстетической мысли в 6-ти тт. Т.1-н.-М., 1984-1987

Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С.Калона. Кн. 1-ч.-л., 1973-1980

Овсянников М.Ф. История эстет. мысли - М., 1978

Этика:

Этика, /под общей редакцией А.А.Гусейнова и Е.Л.Дубна,- М., 1999-496с.

Хейзита И. Осень средневек.