Анализ финансового состояния предприятия (на примере ООО "Торговый дом "Швейные товары")

НОУ Среднерусский Университет

(Брянский открытый институт управления и бизнеса)

Кафедра Финансы и кредит

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Анализ финансового состояния предприятия (на примере ООО «Торговый дом «Швейные товары»)

Выполнила:

Свеженцева Елена Петровна

Студентка группы Ф401/1-А

Проверил:

Каткова Екатерина Алексеевна

Брянск 2009

Содержание

Введение.

1. Методология проведение анализа финансового состояния предприятия и системы расчетов

1.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия

1.2 Методические подходы к анализу финансового состояния

2 Анализ финансового состояния ООО «Торговый дом «Швейные товары»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Торговый дом «Швейные товары»

2.2 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости

2.3 Анализ деловой активности и рентабельности

2.4 Анализ эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации

3. Мероприятия по улучшению финансового состояния ООО «Торговый дом «Швейные товары»

Заключение

Список использованной литературы

Приложения.

Введение

В современных рыночных условиях, отличающихся нестабильностью ситуации, создаётся немало трудностей действующим субъектам. Поэтому огромное внимание уделяется анализу финансового состояния предприятия (независимо от формы собственности и вида деятельности), так как позволяет выявить, как в данной организации соблюдался режим экономии, насколько эффективно использовались материальные, трудовые и финансовые ресурсы; рентабельно ли работало предприятие; проводилась ли работа по обновлению основных средств, ускорению оборачиваемости оборотных средств, повышению качества оказываемых услуг.

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надёжности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнёров.

Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, то есть для внутреннего использования и оперативного управления финансами. Именно поэтому проведение анализа финансового состояния предприятия является актуальным вопросом не только для самого предприятия, но и для внешних пользователей информации (налоговых органов, банков и т.д.).

Исследуемая тема актуальна, поскольку на основе анализа состояния финансового состояния предприятия можно определить конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценить, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Анализ позволяет выработать стратегию и тактику развития предприятия, обосновывать планы и управленческие решения, выявить наиболее слабые и сильные стороны предприятия и наметить пути его улучшения.

Объектом исследования является ООО «Торговый дом «Швейные товары».

Предметом исследования является состояние расчетов и финансовое положение на предприятии.

Цель исследования заключается в проведении анализа системы расчетов, финансового состояния и определении направлений по оптимизации в ООО «Торговый дом «Швейные товары».

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить методологию проведение анализа финансового состояния предприятия и системы расчетов.

2. Провести анализ финансового состояния и состояния расчетов ООО «Торговый дом «Швейные товары».

3. Определить мероприятия по улучшению финансового состояния ООО «Торговый дом «Швейные товары».

Период исследования предприятия: с 2006 г. по 2008 г.

Методами анализа являются: монографический, расчетный, метод сравнения, аналитический.

Источниками информации послужили нормативно правовые документы, монографии, труды ученых-экономистов, документы финансовой отчетности ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006-2008 годы.

1. Методология проведение анализа финансового состояния предприятия и системы расчетов

1.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния занимает значительное место в управлении предприятием в условиях рыночной системы хозяйствования. Комплексная оценка финансового состояния организации позволяет решать многие важные задачи:

1. Определить реальное финансовое состояние предприятия.

2. Выявить резервы повышения эффективности производства.

3. Разработать мероприятия по наиболее полному выявлению выявленных резервов.

4. Информационно обосновать принимаемые решения в области экономики и финансов и другое.

Анализ финансового состояния затрагивает многие стороны экономической жизни фирмы. В зависимости от поставленных целей зависит методическое и информационное обеспечение анализа.

На российских предприятиях функция анализа внедряется еще достаточно слабо, хотя в последнее время необходимость его внедрения объективна.

Анализ финансового состояния позволяет существенно повысить эффективность управления, конкурентоспособность фирмы на рынке и обеспечить перспективы ее развития.

Главная цель улучшения финансового состояния предприятия сводится к одной стратегической задаче – наращиванию собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке. Для этого предприятие должно постоянно поддерживать платёжеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса [20, С. 102].

Основными задачами анализа финансового состояния являются:

– прогнозирование наращивания финансовых потоков в предстоящем будущем;

– оптимизация затрат на производство и реализацию услуг, работ;

– увеличение доходов, капитала, активов и снижение расходов и просроченных обязательств;

– выявление путей повышения эффективности хозяйствования;

– поиск неиспользованных возможностей и средств для укрепления финансовой устойчивости организации, её платёжеспособности, финансовой независимости и финансовой самостоятельности во избежании банкротства;

– смягчение степени воздействия сопутствующих рисков по возвращению заёмного капитала инвесторам, банкам, кредиторам;

– использование результатов проведённого анализа для разработки новых обоснованных программ развития бизнеса организаций и адекватных управленческих решений.

Финансовое состояние предприятий характеризует размещение и использование средств предприятия. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счёт прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств [13, С. 104].

Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов производственной деятельности, то можно сказать, что финансовое состояние, определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающим показателем.

Эффективность финансового состояния проявляется в платёжеспособности предприятий, в способности вовремя удовлетворять платёжные требования поставщиков техники, материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет.

Финансовое состояние предприятий характеризует состояние и размещение их средств, что отражается в бухгалтерских балансах. Основными показателями анализа финансового состояния предприятия является: обеспеченность собственными оборотными средствами; соответствие фактических запасов материальных средств нормативу (финансово-эксплуатационной потребности); обеспеченность запасов предназначенными для них источниками средств; иммобилизация оборотных средств; платёжеспособность предприятия [11, С. 133].

Результаты анализа финансового состояния необходимы следующим группам потребителей:

1) Менеджеры предприятий и в первую очередь финансовые менеджеры. Невозможно руководить, принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для них важна оценка эффективности принимаемых ими решений и полученных финансовых результатов.

2) Собственники. Им важно знать отдачу от вложенных в предприятие средств, прибыльность предприятия, а также уровень экономического риска и вероятность потери своих капиталов.

3) Кредиторы и инвесторы. Их интересует оценка возможности возврата выданных кредитов и возможности предприятия по реализации инвестиционной программы.

4) Поставщики. Для них важна оценка оплаты поставленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Методика анализа финансового состояния – это совокупность аналитических процедур используемых для определения финансового состояния предприятия.

Детализация процедурной стороны методики анализа финансового состояния зависит от поставленных целей и различных факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения. Таким образом, не существует общепринятой методики анализа финансового состояния предприятия, однако во всех существенных аспектах процедурные стороны похожи.

Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:

- определение финансового положения;

- выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

- выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

- прогноз основных тенденций финансового состояния.

Анализ финансового состояния базируется на определенных принципах. При оценке экономических явлений и процессов необходимо учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, международной политике и законодательству. Анализ должен базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства.

Анализ требует всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия. Анализ должен базироваться на понимании объекта исследования как сложной динамической системы со структурой элементов. Информация, использующаяся для анализа должна быть достоверна и объективно отражать действительность, а аналитические выводы должны быть обоснованы точными расчетами. Анализ должен быть действенным, т. е. активно воздействовать на ход производства и его результаты.

Для эффективности аналитических мероприятий анализ должен проводиться систематически. Эффективность анализа сильно возрастает, если он проводится оперативно и аналитическая информация быстро воздействует на управленческие решения менеджеров. Анализ должен быть эффективным, то есть затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Ввиду многогранности, анализ деятельности предприятия необходимо дифференцировать на виды.

Анализ финансового состояния классифицируется: [20, С. 105].

- по отраслевому признаку:

отраслевой, специфика которого учитывает особенности отдельных отраслей народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.);

межотраслевой, который учитывает взаимосвязи и структуру отраслей экономики и является методологической основой общего анализа финансового состояния предприятия;

- по признаку времени:

предварительный (перспективный), - проводится до осуществления финансовых операций для обоснования управленческих решений;

оперативный, проводится сразу после совершения финансовых операций для оперативного выявления недостатков процесса финансовой деятельности его целью является обеспечение функции управления – регулирования;

последующий (ретроспективный, итоговый), проводится после совершения финансовых операций. Он используется для контроля за финансовой деятельностью предприятия.

- по объектам управления:

технико–экономический анализ, который изучает взаимодействие технологических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономические результаты деятельности предприятия;

финансово–экономический анализ, который особое место уделяет финансовым результатам деятельности предприятия, а именно, - выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, показатели рентабельности и т. п.;

социально–экономический анализ, который изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов для повышения эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда и т.д.;

экономико–статистический анализ применяется для изучения массовых общественно – экономических явлений;

экономико–экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов для более рационального и бережного использования ресурсов окружающей среды;

маркетинговый анализ, который применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта и т. п.

- по методике изучения объектов:

сравнительный анализ, использует метод сравнения результатов финансовой деятельности;

факторный анализ, направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей;

диагностический, направлен на выявление нарушения в механизме функционирования организации путем анализа типичных признаков, характерных только для данного нарушения;

маржинальный анализ, - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе причинно – следственных взаимосвязей между объемом продаж, себестоимостью продукции и прибылью;

экономико–математический анализ позволяет выявить наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи с помощью математического моделирования;

стохастический анализ используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами финансовой деятельности предприятия;

функционально–стоимостной анализ ориентирован на оптимизацию выполнения функций, которые выполняются на различных этапах жизненного цикла продукции.

- по субъектам анализа:

внутренний анализ, который производится специальными структурными подразделениями предприятия для нужд управления;

вешний анализ, который производится государственными органами, банками, акционерами, инвесторами, контрагентами, аудиторскими фирмами на основании финансовой и статистической отчетности предприятия.

- по содержанию программы:

комплексный анализ, при котором деятельность организации изучается всесторонне;

тематический анализ, при котором изучаются отдельные стороны деятельности, представляющие наибольший интерес в данный момент времени.

Таким образом, анализ финансового состояния предприятия является важной частью, основой принятия решений на микроэкономическом уровне, то есть на уровне субъектов хозяйствования. Основные направления анализа: от сложного комплекса - к составляющим его элементам, от результата — к выводам о том, как такой результат, достигнут и к чему он приведет в дальнейшем.

1.2 Методические подходы к анализу финансового состояния

В анализе финансового состояния предприятий используется большое число разнообразных показателей (обобщающих, сводных, синтетических, интегральных, частных), которые можно классифицировать по различным признакам. Для конкретных целей отбираются конкретные показатели с учетом вида, методики, отраслевой специфики объектов анализа финансового состояния. В рамках анализа и диагностики финансового состояния предприятия используют процедуры комплексной оценки, которые завершаются построением мультипликатора агрегированного показателя, выведенного на базе показателей более низкого уровня, который выполняет роль своеобразного индикатора. Отметим, что существуют два типа мультипликаторов: стандартные, применяемые повсеместно, и субъективные, которые определяются для конкретного предприятия 36, с. 189.

К стандартным мультипликаторам относится широко известная модель Дюпона, которая используется для оценки экономического роста компании. Основная сложность применения этой модели связана с необходимостью ведения бухгалтерской отчетности по международным стандартам, переход на которые в России еще не осуществлен. Другой известный стандартный мультипликатор — оценка вероятности наступления банкротства предприятия по методу Альтмана. Этот показатель основан на расчете суммы пяти финансовых коэффициентов (рентабельность и оборачиваемость активов, коэффициенты задолженности и реинвестирования прибыли в активы, доля собственных оборотных средств в активах), каждый из которых имеет определенный вес. Но поскольку и набор, и веса коэффициентов были рассчитаны в США в 1960-е годы, они не соответствуют современным российским реалиям. Поэтому метод Альтмана можно применять только для общей оценки тенденций развития предприятия.

Субъективные мультипликаторы позволяют учесть специфические характеристики, которые не учитываются стандартными методами анализа и диагностики финансового состояния предприятия.

Для различных целей анализа и диагностики финансового состояния предприятия применяют различные группы показателей.

Первая группа - показатели использования материальных оборотных средств. К ним относятся:

- показатель оборачиваемости материальных запасов в днях представляет собой отношение суммы материальных запасов к однодневному обороту по реализации:

О>мз> = Материальные запасы / Объем продаж / 360 (1)

С помощью данного соотношения устанавливается число дней, приходящихся на один оборот материальных запасов. Низкое значение данного показателя свидетельствует об устойчивом спросе на продукцию предприятия. Высокое значение показателя может означать, что предприятие имеет больше материальных запасов, чем ему необходимо, либо испытывает трудности со сбытом продукции. Для получения более точного результата в числителе формулы часто используют среднюю величину материальных запасов за период 15, с. 103.

- коэффициент маневренности отношение оборотного капитала (текущих активов) к собственному капиталу предприятия (в процентах):

К = Текущие активы / Собственный капитал (2)

Данный коэффициент показывает долю собственного капитала предприятия, находящегося в такой форме, которая позволяет свободно им маневрировать, увеличивая закупки сырья, материалов, комплектующих изделий, изменяя номенклатуру поставок, приобретая дополнительное оборудование, осуществляя инвестиции в другие предприятия. По его величине можно судить о финансовой независимости предприятия, т, е. о способности предприятия не оказаться в положении банкрота в случае длительного технического перевооружения или трудностей со сбытом продукции. Чем выше данный коэффициент, тем ниже риск, с которым связано владение машинами и оборудованием, быстро устаревающими в условиях научно-технического прогресса 20, с. 108.

Вторая группа - показатели платежеспособности. Данный показатель измеряет финансовый риск, т. е. вероятность банкротства. В общем случае предприятие считается платежеспособным, если его общие активы превышают его внешние обязательства. Таким образом, чем больше превышение общих активов над внешними обязательствами, тем выше степень платежеспособности.

Для измерения уровня платежеспособности используют специальный коэффициент платежеспособности, который показывает долю собственного (акционерного) капитала предприятия в его общих обязательствах (в процентах):

К>n>= Собственный капитал / Общие обязательства (3)

Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны. Изменения в уровне коэффициента платежеспособности могут свидетельствовать также о расширении или сокращении деятельности корпорации (ее деловой активности).

При определении платежеспособности предприятия всегда необходимо анализировать финансовую структуру источников его средств, т. е. из каких средств финансируются его активы. Показатель, отражающий состояние финансовых средств предприятия, получил название финансового отношения и определяется путем деления величины собственного капитала на размер внешних обязательств:

ФО = Собственный капитал / Внешние обязательства (4)

Теоретически считается нормальным соотношение между собственным капиталом и внешними обязательствами 2:1, при котором 33% общего финансирования осуществляется из заемных средств. Частный вариант финансового отношения — отношение собственного капитала к размеру долгосрочных обязательств:

ФО = Собственный капитал / Долгосрочные обязательства (5)

Высокое значение данного показателя характеризует низкий риск банкротства и хорошую платежеспособность.

Уровень возврата долгосрочных обязательствотношение операционной прибыли к сумме выплачиваемых за год процентов:

У>в> = Операционная прибыль / Выплачиваемые проценты (6)

Высокий коэффициент означает хорошие возможности возврата кредитов и низкую вероятность неплатежеспособности (банкротства).

Третья группа - показатели прибыльности (рентабельности). Виды прибыли, отражаемые в отчете о прибылях и убытках, являются наиболее общими показателями прибыльности предприятия. Однако при проведении финансового анализа важно знать, насколько эффективно (прибыльно) использовались все средства, обеспечившие получение конкретного дохода. Для эффективного комплексного измерения прибыльности используются следующие показатели.

Прибыль на общие инвестицииотношение прибыли до вычета налогов и суммы выплаченных процентов по долгосрочным обязательствам к общим инвестициям (долгосрочные обязательства и собственный капитал) (в процентах). Данный коэффициент показывает, насколько эффективно использовались инвестированные средства, т. е. какой доход получает предприятие на 1 денежную единицу (ден. ед.) инвестированных средств: 33, с. 18

рибыль до вычета налогов + Выплачиваемые проценты)

П>ои> = (Долгосрочные обязательства + Собственный капитал)

Прибыль на собственный капитал — отношение чистой прибыли к собственному капиталу (в процентах):

П>ск> = Чистая прибыль / Собственный капитал (8)

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно использовался собственный капитал, т. е. какой доход получило предприятие на 1 ден. ед. собственных средств.

Прибыль на общие активы — отношение чистой прибыли к общей сумме активов (в процентах):

П>оа> = Чистая прибыль / Общие активы (9)

Этот показатель служит измерителем эффективности использования всех активов (фондоотдачи), которыми обладает предприятие, т. е. какой доход получен на 1 ден. ед. активов. Следует отметить, что если прибыль на активы меньше процентной ставки по долгосрочным кредитам, то ситуация должна рассматриваться как неблагополучная.

Коэффициент валовой прибыли — отношение разности между объемом продаж и их себестоимостью к объему продаж (в процентах):

К>ВП> = (Объем продаж — Себестоимость продаж) / Объем продаж (10)

Данный коэффициент показывает предел "общей прибыли", т.е. долю валовой прибыли, приходящуюся на 1 ден. ед. продаж (реализованной продукции).

Прибыль на операционные расходыотношение операционной прибыли к объему продаж (в процентах):

П>ор> = Операционная прибыль/ Объем продаж (11)

Это показатель величины операционных расходов, приходящихся на 1 ден. ед. продаж.

Прибыль на продажи - отношение чистой прибыли к объему продаж:

П>П> = Чистая прибыль / Объем продаж (12)

Данный коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного предприятием на 1 ден. ед. реализованной продукции.

Четвертая группа - показатели эффективности использования активов. Данную группу коэффициентов часто называют коэффициентами эффективности, так как они служат измерителями уровня эффективности использования активов, которые имеет предприятие. К ним относятся следующие коэффициенты.

Оборачиваемость материальных запасов — отношение объема продаж к величине материальных запасов, или число оборотов, совершаемых материальными запасами в год:

О>мз> = Объем продаж / Материальные запасы (13)

Высокое значение этого показателя считается признаком финансового благополучия, так как хорошая оборачиваемость обеспечивает увеличение объема продаж и способствует получению более высоких доходов. Если этот коэффициент значительно превышает среднеотраслевые нормы (от 4 до 8), ситуация должна быть подвергнута тщательному анализу, так как это может означать наличие риска, связанного с нехваткой запасов, следствием которого будет снижение объема продаж. Слишком высокая оборачиваемость может являться признаком недостатка свободных денежных средств и служить сигналом о возможной неплатежеспособности предприятия. Для получения более точного результата в знаменателе данной формулы часто используют среднюю величину товарных запасов за рассматриваемый период 22, с. 88.

Коэффициент эффективности использования текущих активов — отношение объема продаж к оборотному капиталу (текущим активам) (в процентах):

Э>ТА >= Объем продаж / Текущие активы (14)

Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. текущих активов.

Коэффициент эффективности использования чистого оборотного капитала — отношение объема продаж к чистому оборотному капиталу (текущие активы минус текущие обязательства) (в процентах):

Э>чок >= Объем продаж / (Текущие активы — Текущие обязательства) (15)

Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. чистого оборотного капитала.

Коэффициент эффективности использования основных средств — отношение объема продаж к стоимости недвижимого имущества показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. основных средств (в процентах):

Э>ос> = Объем продаж / Стоимость недвижимого имущества (16)

Величина данного коэффициента может составлять от 100 до 700% и зависит от капиталоемкости производства.

Коэффициент эффективности использования общих активовотношение объема продаж к общим активам предприятия (в процентах):

Э>оа> = Объем продаж / Общие активы (17)

Чем выше значения последних двух коэффициентов, тем более интенсивно, а, следовательно, и эффективно используются производственное оборудование и другие виды активов. Общий уровень финансово-хозяйственного состояния предприятия можно оценить по шкале: а) благоприятнее; б) удовлетворительное; в) неудовлетворительное; г) критическое. Для качественной оценки основных позиций могут быть использованы такие характеристики, как высокий, нормальный и низкий уровень. Значения коэффициентов можно оценивать интервальным способом: те, которые попадают в интервал, — нормальные, а те, которые оказываются за его пределами, — высокие или низкие. Базу для выбора интервала составляют среднеотраслевые, а также лучшие и худшие показатели в отрасли 20, с. 155.

Одним из главных элементов финансовой деятельности является способность предприятия своевременно рассчитываться по своим обязательствам и для оценки её эффективности более пригоден показатель продолжительности финансового цикла, равный длине временного интервала между оттоком денежных средств в связи с осуществлением текущей производственной деятельности и их притоком как результатом производственно-финансовой деятельности:

, (18)

где D>OC>> >– продолжительность финансового цикла;

– оборачиваемость средств, «омертвлённых» в производственных запасах;

– оборачиваемость оборотных средств, «омертвлённых» в дебиторской задолженности;

– оборачиваемость кредиторской задолженности.

Анализ дебиторской задолженности включается в пояснительную записку отдельным блоком в раздел, отражающий порядок расчета и анализа важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации.

Анализ показателей дебиторской задолженности проводится в три этапа:

- анализ динамики и структуры дебиторской задолженности;

- анализ оборачиваемости дебиторской задолженности;

- анализ показателей платежеспособности и финансовой устойчивости.

Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе имущества и обязательств определяет их значимость в оценке финансового состояния организации. Эти суммы являются существенными для их раскрытия и пояснения в бухгалтерской отчетности. За отчетный год их вес в балансе возрастает, что свидетельствует о возникших проблемах в расчетно-платежной дисциплине фирмы, требующих детального анализа.

В анализе оборачиваемости дебиторской задолженности используются следующие показатели:

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Коб.дз):

Коб.дз = В / ДЗ, (19)

где В – выручка от реализации;

ДЗ – дебиторская задолженность.

Показатель отражает скорость оборота дебиторской задолженности.

Скорость оборота дебиторской задолженности (в днях):

Соб.дз = Д / Коб.дз, (20)

где Д – число дней в рассматриваемом периоде;

Коб.дз – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

Показатель характеризует длительность оборота дебиторской задолженности в днях.

Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности могут рассчитываться по всем дебиторам и по отдельным элементам.

Изменение оборачиваемости дебиторской задолженности выявляется сопоставлением фактических показателей с плановыми или показателями предшествующего года. В результате сравнения показателей оборачиваемости дебиторской задолженности выявляются её ускорение или замедление.

Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности проводится аналогичным образом.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Коб.кз):

Коб.кз = В / КЗ, (21)

где КЗ – кредиторская задолженность.

Скорость оборота кредиторской задолженности (в днях):

Соб.кз = Д / Коб.кз, (22)

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности рассчитывается по формуле:

Ксоотн.д.к = ДЗ / КЗ, (23)

где ДЗ – дебиторская задолженность;

КЗ – кредиторская задолженность.

Уровень платежеспособности и финансовой устойчивости организации зависит от скорости оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, которая характеризует эффективность функционирования организации. Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сделать выводы о:

- рациональности размера годового оборота средств в расчетах. Эффективность расчетно-платежной системы ускоряет процесс оборачиваемости денежных средств в расчетах, способствует притоку других активов организации;

- уменьшении себестоимости продукции (работ, услуг). С увеличением числа оборотов сокращается доля постоянных расходов, относимая на показатель себестоимости;

- возможном ускорении оборота на других стадиях производственного процесса и продажи продукции (работ, услуг). Сокращение оборачиваемости дебиторской задолженности повлечет ускорение оборота денежных средств, запасов и обязательств организации [21, с. 117].

Основная цель анализа должна заключаться в определении скорости и времени оборачиваемости задолженности и резервов ее ускорения на разных этапах хозяйственной деятельности фирмы. Состояние расчетно-платежной дисциплины в организации оказывает существенное влияние на ее платежеспособность и финансовую устойчивость.

2 Анализ финансового состояния ООО «Торговый дом «Швейные товары»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Торговый дом «Швейные товары»

Предприятие ООО «Торговый дом «Швейные товары» представляет собой общество с ограниченной ответственностью и ведет свою деятельность на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 21.10.94 года и одобренного Советом Федерации.

ООО «Торговый дом «Швейные товары» является самостоятельным субъектом. Является также юридическим лицом, руководствуется в своей деятельности законодательством РФ. Предприятие имеет самостоятельный баланс, свой фирменный бланк, печать с полным наименованием на русском языке, необходимые штампы, действует на принципах хозяйственного расчета.

Юридический адрес: 241011, г. Брянск, ул. Красноармейская, д. 15.

Целью деятельности предприятия является извлечение прибыли.

Предметом деятельности ООО «Торговый дом «Швейные товары» является:

- розничная торговля мужской, женской и детской одеждой;

- розничная торговля текстильными изделиями;

- прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;

- прочая розничная торговля в специализированных магазинах;

- деятельность агентов по оптовой торговле текстильными изделиями;

- деятельность агентов по оптовой торговле одеждой, включая одежду из кожи, аксессуарами одежды и обувью;

- деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров;

- оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами;

- другие виды деятельности, отвечающие целям деятельности Общества и не запрещенные действующим законодательством РФ.

Структура аппарата управления предприятия ООО «Торговый дом «Швейные товары» представлена на рисунке 1.

Генеральный директор



Главный бухгалтер

Главный экономист

Главный технолог




Производственный цех Бухгалтерия Экономический отдел

Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО «Торговый дом «Швейные товары»

Генеральный директор – руководит всеми видами деятельности предприятия. Организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствование производства; повышение производительности труда, эффективности производства и качества продукции на основе широкого внедрения новой техники, научной организации труда, производства и управления.

В табл. 1 приведены основные показатели деятельности ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006-2008 год.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006-2008 год

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Абсолютное отклонение,

(+, -)

Темп роста, %

2008 к 2006 г.

2008 к 2007 г.

2008 к 2006 г.

2008 к 2007 г.

1. Стоимость имущества, тыс. руб.

9146

11127

8388

-758

-2739

91,7

75,38

2. Стоимость основных средств, тыс. руб.

36

41

24

-12

-17

66,67

58,54

3. Стоимость оборотных активов, тыс. руб.

9110

11086

8364

-746

-2722

91,81

75,45

4. Собственный капитал, тыс. руб.

934

1741

3514

2580

1773

в 3,8 р

в 2,0 р

5. Краткосрочные обязательства, тыс. руб.

8212

9386

4874

-3338

-4512

59,35

51,93

6. Выручка от реализации, тыс. руб.

40512

56311

61218

20706

4907

151,11

108,71

7. Себестоимость, тыс. руб.

36008

49267

52791

16783

3524

146,61

107,15

8. Валовая прибыль, тыс. руб.

4504

7044

8427

3923

1383

187,1

119,63

9. Коммерческие расходы, тыс. руб.

2576

4150

4730

2154

580

183,62

113,98

10. Прибыль от продаж, тыс. руб.

1928

2894

3697

1769

803

191,75

127,75

11. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

1866

2687

3340

1474

653

178,9

124,3

12. Чистая прибыль, тыс. руб.

1724

2507

3173

1449

666

184,05

126,57

По данным табл. 1 по сравнению с 2006 г. в 2008 г. имущество уменьшилось на 758 тыс. руб., а по сравнению с 2007 г. на 2739 тыс. руб. Стоимость основных средств в 2008 г. составила 24 тыс. руб. что на 12 тыс. руб. меньше, чем в 2006 г., и на 17 тыс. руб. меньше, чем в 2007 г.

Стоимость оборотных активов в анализируемом периоде также уменьшилась. Если в 2006 г. их стоимость составила 9110 тыс. руб., то в 2008 г. она уменьшилась до 8364 тыс. руб. По сравнению с 2006 г. в 2008 г. стоимость оборотных активов уменьшилась на 746 тыс. руб., а по сравнению с 2007 г. на 2722 тыс. руб.

Собственный капитал фирмы имеет тенденцию к росту и составил в 2008 г. 3514 тыс. руб., что на 1773 тыс. руб. больше, чем в 2007 г. Краткосрочные обязательства, наоборот, уменьшились, что оценивается с положительной стороны.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в 2008 г. увеличилась по сравнению с 2006 г. на 20706 тыс. руб., по сравнению с 2007 г. на 4907 тыс. руб. Себестоимость продукции (работ, услуг) также имеют тенденцию к увеличению. В 2008 г. по сравнению с 2006 г. себестоимость продукции увеличилась на 16783 тыс. руб., а по сравнению с 2007 г. на 3524 тыс. руб.

В 2008 году предприятие получило валовую прибыль на сумму 8427 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2008 г. чистая прибыль составила 3173 тыс. руб., что на 1449 тыс. руб. больше, чем в 2006 г. и на 666 тыс. руб. больше, чем в 2007 г. Увеличение чистой прибыли связано с ростом объемов реализации продукции.

Таблица 2 - Анализ состояния расчетов по дебиторской задолженности ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006-2008 годы

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Отклонение

Темп роста, %

2008 к 2007 г.

сумма

тыс.руб.

удел.

вес, %

сумма

тыс.руб

удел.

вес, %

сумма

тыс.руб

удел.

вес, %

Абсол.,

тыс.руб

Относит.,

%

2008 г. к

2006 г. в %

2008 г. к

2007 г. в %

Дебиторская задолженность всего

59

100,0

138

100,0

25

100,0

-113

-

42,37

18,12

в том числе просроченная

8

13,56

19

13,77

3

12,0

-16

-1,77

37,5

15,79

- из нее длительностью свыше 3 месяцев

2

3,39

4

2,9

1

4,0

-3

1,1

50,0

25,0

Дебиторская задолженность составила в 2008 г. 25 тыс. руб., что на 113 тыс. руб. меньше, чем в 2007 г. или на 81,88%.

В общей сумме дебиторской задолженности просроченная задолженность в 2008 г. составила 3 тыс. руб. или 12% по структуре. Из нее просроченная задолженность длительностью свыше 3 месяцев составила в 2008 г. 1 тыс. руб., что составляет 4% по структуре.

Таблица 3 - Анализ состава и движения расчетов с дебиторами в ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2008 год

Показатели

Движение средств

Темп роста остатка, %

Остаток на начало года

Возникло

Погашено

Остаток на конец года

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

Дебиторская задолженность всего

138

100,0

1455

100,0

1568

100,0

25

100,0

18,12

в том числе просроченная

19

13,77

101

6,94

117

7,46

3

12,0

15,79

- из нее длительностью свыше 3 месяцев

4

2,9

29

2,0

32

2,04

1

4,0

25,0

По данным табл. 3 видно, что в течение 2008 г. возникло дебиторской задолженности на сумму 1455 тыс. руб., при этом погашено дебиторской задолженности всего на сумму 1568 тыс. руб. Остаток на конец 2008 г. составил 25 тыс. руб. В общей сумме дебиторской задолженности просроченной задолженности возникло в 2008 г. на сумму 101 тыс. руб. или 6,94%, погашено 117 тыс. руб. или 7,46%. Из нее просроченной задолженности длительностью свыше 3 месяцев возникло на сумму 29 тыс. руб. или 2%, погашено 32 тыс. руб. или 2,04%.

Проведем анализ состояния расчетов с дебиторами по периодам погашения за 2006-2008 годы.

Таблица 4 - Анализ состояния расчетов с дебиторами по периодам погашения ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006- 2008 годы

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Отклонение

Темп роста, %

2008 к 2007 г.

Сум-ма

тыс.руб.

удел.

вес, %

сумма

тыс.руб

удел.

вес, %

сумма

тыс.руб

удел.

вес, %

Абсол.,

тыс.руб

Относит.,

%

2008 г. к

2006 г. в %

2008 г. к

2007 г. в %

Дебиторская задолженность всего

59

100,0

138

100,0

25

100,0

-113

-

42,37

18,12

в том числе по срокам погашения:

до 1 мес.

45

76,27

112

81,16

18

72,00

-94

-9,16

40,00

16,07

от 1 до 3 мес.

8

13,56

14

10,14

5

20,00

-9

9,86

62,50

35,71

от 3 до 6 мес.

4

6,78

6

4,35

1

4,00

-5

-0,35

25,00

16,67

от 6 до 12 мес.

1

1,69

5

3,62

1

4,00

-4

0,38

100,0

20,00

свыше 12 мес.

1

1,69

1

0,72

0

0,00

-1

-0,72

-

-

Приведенные в табл. 4 данные показывают, что по срокам погашения наибольший удельный вес занимает дебиторская задолженность со сроком погашения до 1 месяца. Так, в 2008 г. она составила 18 тыс. руб. или 72% по структуре. Дебиторская задолженность со сроком погашения от 1 месяца до 3 составила в 2008 г. 5 тыс. руб. или 20%.

Это свидетельствует о том, что в основном на предприятии образуется краткосрочная дебиторская задолженность с небольшим сроком погашения, то есть в течение месяца или от 1 месяца до 3.

Рассмотрим состояние расчетов с кредиторами ООО «Торговый дом «Швейные товары» за три года (табл. 5).

Приведенные в табл. 5 данные показывают, что по срокам погашения наибольший удельный вес занимает кредиторская задолженность со сроком погашения до 1 месяца. Так, в 2008 г. она составила 2730 тыс. руб. или 87,39% по структуре. Кредиторская задолженность со сроком погашения от 1 месяца до 3 составила в 2008 г. 298 тыс. руб. или 9,54%.

Таблица 5 - Анализ состояния расчетов с кредиторами по срокам образования ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006- 2008 годы

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Отклонение

Темп роста, %

2008 к 2007 г.

сумма

тыс.руб.

удел.

вес, %

сумма

тыс.руб

удел.

вес, %

сумма

тыс.руб

удел.

вес, %

Абсол.,

тыс.руб

Относит.,

%

2008 г. к

2006 г. в %

2008 г. к

2007 г. в %

Кредиторская задолженность всего

7212

100

7936

100

3124

100

-4812

-

43,32

39,36

в том числе по срокам образования:

до 1 мес.

6490

89,99

7101

89,48

2730

87,39

-4371

-2,09

42,06

38,45

от 1 до 3 мес.

425

5,89

345

4,35

298

9,54

-47

5,19

70,12

86,38

от 3 до 6 мес.

201

2,79

155

1,95

63

2,02

-92

0,06

31,34

40,65

от 6 до 12 мес.

55

0,76

295

3,72

33

1,06

-262

-2,66

60,00

11,19

свыше 12 мес.

41

0,57

40

0,50

0

0,00

-40

-0,50

-

-

Таким образом, в основном на предприятии образуется краткосрочная кредиторская задолженность с небольшим сроком погашения, то есть в течение месяца или от 1 месяца до 3.

В табл. 6 приводится анализ эффективности использования дебиторской и кредиторской задолженности.

По данным табл. 6 доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов в 2008 г. составила 0,30%, что на 0,35% меньше, чем в 2006 г. и на 0,94% меньше, чем в 2007 г. Уменьшение доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов связано с уменьшением в целом дебиторской задолженности в связи с улучшением платежной дисциплины и усиления контроля расчетов с покупателями и заказчиками. Уменьшение дебиторской задолженности предприятия можно рассматривать с положительной стороны, так как это свидетельствует о том, что должники предприятия стали лучше расплачиваться по своим долгам. Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности составила в 2008 г. 12% и также имеет тенденцию к уменьшению.

Таблица 6 – Анализ эффективности использования дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006-2008 год

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Отклонение

(+, -)

2008 к 2006 г.

2008 к 2007 г.

Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, %

0,65

1,24

0,30

-0,35

-0,94

Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности, %

13,56

13,77

12,0

-1,56

-1,77

Доля кредиторской задолженности в общем объеме краткосрочных обязательств, %

87,82

84,55

64,1

-23,72

-20,45

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

0,008

0,017

0,008

-

-0,009

Доля кредиторской задолженности в общем объеме краткосрочных обязательств, в 2008 г. составила 64,1%, что на 23,72% меньше, чем в 2006 г. и на 20,45% меньше, чем в 2007 г. Уменьшение задолженности предприятия перед кредиторами можно рассматривать с положительной стороны, так как это свидетельствует о том, что у предприятия уменьшился долг перед поставщиками, подрядчиками, бюджетом, внебюджетными фондами и другими кредиторами. Наблюдается снижение соотношения краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 0,009. Краткосрочная кредиторская задолженность превышает краткосрочную дебиторскую задолженность, что свидетельствует о том, что предприятие должно больше денежных средств, чем ему должны дебиторы. На 1 рубль кредиторской задолженности в 2008 г. приходится 0,008 рубля дебиторской задолженности. В заключение проведем анализ финансового состояния предприятия.

2.2 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости

Одним из критериев оценки финансового положения предприятия является его платежеспособность. Под платежеспособностью понимается их способность исполнять обязательства, связанные с различными платежами, за счет имеющихся и поступивших за этот период платежных средств.

Одной из ключевых задач анализа финансового состояния предприятия является изучение показателей, отражающих его финансовую устойчивость. Она характеризуется стабильным превышением доходов над расходами, свободным маневрированием денежных средств и эффективным их использованием в процессе текущей (операционной) деятельности. Анализ финансовой устойчивости на определённую дату (конец квартала, года) позволяет установить, насколько рационально предприятие управляет собственными и заёмными средствами в течение периода, предшествующего этой дате.

К показателям платежеспособности и финансовой устойчивости относятся:

- общая степень платежеспособности;

- коэффициент задолженности по кредитам банков и займов;

- коэффициент внутреннего долга

- коэффициент автономии и др

В табл. 7 представлен расчет коэффициентов платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Торговый дом «Швейные товары» за три года.

Таблица 7 - Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006-2008 год

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Степень платежеспособности общая

0,230

0,167

0,080

Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам

0,025

0,026

0,029

Коэффициент задолженности другим организациям

0,171

0,134

0,046

Коэффициент задолженности фискальной системе

0,003

0,003

0,002

Коэффициент внутреннего долга

0,003

0,004

0,003

Степень платежеспособности по текущим обязательствам

0,139

0,146

0,153

Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами

1,152

1,181

1,716

Собственный капитал в обороте

898

1700

3490

Доля собственного капитала в оборотных активах

9,86

15,33

41,73

Коэффициент автономии

0,102

0,156

0,418

Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006-2008 год показали, что в целом на предприятии наблюдается снижение платежеспособности, увеличилась задолженности по кредитам банков и займам. Коэффициент внутреннего долга снизился.

2.3 Анализ деловой активности и рентабельности

Деловую активность в условиях рыночной экономике принято характеризовать результативностью финансово-хозяйственной деятельности. Такой анализ заключается в оценке эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов организации, в определении показателей оборачиваемости. Результаты анализа показывают достигнутый уровень деловой активности и его влияние на финансовую устойчивость, конкурентоспособность организации, эффективность труда работников и качество их жизни. Финансовое состояние, ликвидность и платежеспособность организации в большей степени зависят от уровня деловой активности, оптимальности использования оборотного капитала. Оборотные средства формируют основную долю ликвидных активов фирмы, их величина должна быть достаточной для обеспечения ритмичной и равномерной работы организации и, как следствие, получение прибыли. Экономическая эффективность деятельности предприятия выражается показателями рентабельности доходности. Рентабельность выражает отдачу на единицу вложений, затрат или хозяйственного оборота. Она может быть исчислена в форме процента и коэффициента.

Рассчитаем показатели деловой активности и рентабельности за 2006-2008 год

Таблица 8 – Показатели деловой активности и рентабельности ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006-2008 год

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Коэффициент обеспеченности оборотными активами

0,224

0,197

0,137

Коэффициент оборотных средств в производстве

0,21

0,181

0,129

Коэффициент оборотных средств в расчетах

0,224

0,197

0,137

Рентабельность оборотного капитала

0,189

0,226

0,379

Рентабельность продаж

0,048

0,051

0,06

Коэффициент обеспеченности оборотными активами имеет тенденцию к снижению. Если в 2006 г. он составил 0,224, то к 2008 г. он снизился до 0,137.

Коэффициенты оборотных средств в производстве и в расчетах также уменьшились. В 2008 г. он составил 0,129, что на 0,081 меньше, чем в 2006 г. и на 0,052 меньше, чем в 2007 г.

Коэффициент оборотных средств в расчетах в 2006 г. составил 0,224, к 2008 г. он снизился до 0,137.

Рентабельность оборотного капитала увеличилась и составила в 2008 г. 0,379, а рентабельность продаж составила 0,06.

2.4 Анализ эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации

Рассчитаем показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации.

Таблица 9 – Показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006-2008 год

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача)

1125,3

1373,4

2550,8

Коэффициент инвестиционной активности

-

-

-

Коэффициент инвестиционной активности имеет нулевое значение. Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) составила в 2008 г. 2550 и имеет тенденцию к росту.

Проведённая аналитическая работа по изучению финансового состояния ООО «Торговый дом «Швейные товары» показала, что предприятие является финансово зависимым. В целом предприятие находится в неустойчивом финансовом положении. Для улучшения финансового положения предприятия необходимо определить мероприятия по совершенствованию деятельности ООО «Торговый дом «Швейные товары».

3. Мероприятия по улучшению финансового состояния ООО «Торговый дом «Швейные товары»

Проведённая аналитическая работа по изучению финансового состояния показала, что данное предприятие относится к категории финансово неустойчивых, имеются отрицательные моменты в работе предприятия.

Сложившаяся ситуация предусматривает разработку мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия. Для улучшения всей структуры имущества и средств предприятия необходимым условием является изыскание для этого средств на наиболее выгодных условиях. Основным таким источником является положительный результат деятельности – прибыль. Размер получаемой прибыли напрямую зависит от объёма реализации, следовательно, за счёт его увеличения можно повысить и финансовый результат деятельности.

Для снижения дебиторской задолженности можно предложить следующие мероприятия:

- усовершенствовать договорную дисциплину;

- осуществлять контроль среди покупателей за образованием и своевременным погашением дебиторской задолженности;

- заключение договора-инкассо с банком на акцептную форму расчетов с предприятиями-покупателями по обязательным поставкам, а также заключение с банком договора об автоматическом начислении штрафа за каждый день просрочки при несвоевременной оплате услуг за электроэнергию с выставлением платежного требования в адрес банка, обслуживающего покупателя;

- заключать договора с клиентами, которые являются платежеспособными и финансово устойчивыми для чего целесообразно образовать на предприятии финансовую службу, в обязанности которой входило бы осуществление проверок платежеспособности клиентов и проведение маркетинговых исследований;

- усиленно контролировать состояние расчетов по дебиторской задолженности, то есть применение электронных таблиц Microsoft Excel, которые позволяют проводить анализ качества задолженности, путем применения агрегатных формул;

- имея оперативные данные по просроченной задолженности высылать уведомления.

Для снижения кредиторской задолженности в ООО «Торговый дом «Швейные товары» можно предложить следующее:

- усиленно контролировать состояние расчетов по кредиторской задолженности;

- необходимо своевременно погашать образовавшуюся задолженность перед поставщиками и подрядчиками, для чего финансовой службе предприятия нужно осуществлять контроль финансовых потоков и вовремя перечислять деньги с расчетного счета на счета поставщиков.

Снижение себестоимости продукции возможно за счет внедрения следующих направлений:

1. Повышение технического уровня производства.

Это применение новых видов материалов по более низким ценам за счет их закупки напрямую у производителей (цены ниже в среднем на 5%, по сравнению с ценами на материалы, применяемыми в 2008 г.). В 2008 г. материальные затраты составили 47636 тыс. руб. (см. Форма №5 Приложение к бухгалтерскому балансу). Рассчитаем экономию затрат на материалы:

47636 * 5 / 100 = 2381,8 тыс. руб.

Э = 47636 – 2381,8 = 45254,2 тыс. руб.

2. Снижение расходов на электроэнергию за счет введения режима экономии. Для того, чтобы снизить эти затраты в предстоящем году, необходимо во время вынужденных простоев производственного оборудования, полностью отключать электроэнергию. По предварительным подсчетам экономической службой предприятия было установлено, что примерная сумма экономии может составить 15% от суммы затрат на электроэнергию в 2008 г. В 2008 г. сумма затрат на электроэнергию составляла 350 тыс. руб. Рассчитаем экономию затрат на электроэнергию в 2009 году:

350 * 15 / 100 = 52,5 тыс. руб.

Э = 52,5 - 350 = -297,5 тыс. руб.

Таким образом, сокращение издержек на материалы на 2381,8 тыс. руб. стало возможным в результате применения новых видов материалов по более низким ценам. Снижение затрат на электроэнергию на 52,5 тыс. руб. возможно за счёт рационального отношения к затратам на электричество. Всего экономия составит:

2381,8 + 52,5 = 2434,3 тыс. руб.

Распределение денежных средств на погашение кредиторской задолженности ООО «Торговый дом «Швейные товары» приводится в табл. 10.

Таблица 10 - Распределение денежных средств на погашение кредиторской задолженности ООО «Торговый дом «Швейные товары»

Показатели

2008 г.

После проведения мероприятий

Отклонение

план от 2008 г.

сумма

тыс.руб.

удел.

вес, %

сумма

тыс.руб.

удел.

вес, %

Абсолют.

тыс. руб.

Относит.

%

- поставщики и подрядчики

2809

89,92

575

83,33

-2234

-6,59

-задолженность перед персоналом организации

189

6,05

89

13,0

-100

6,95

- задолженность перед внебюджетными фондами

44

1,41

14

2,03

-30

0,62

- задолженность по налогам и сборам

82

2,62

12

1,74

-70

-0,88

Итого кредиторская задолженность

3124

100

690

100

-2434

-

В 2008 году сумма кредиторской задолженности составила 3124 тыс. руб. После проведения мероприятий кредиторская задолженность уменьшится всего на 2434 тыс. руб. При этом задолженность перед поставщиками и подрядчиками уменьшится на 2234 тыс. руб., задолженность перед персоналом организации на 100 тыс. руб., задолженность перед внебюджетными фондами на 30 тыс. руб. и задолженность по налогам и сборам на 70 тыс. руб.

Таблица 11 – Прогнозный баланс ООО «Торговый дом «Швейные товары» на предстоящий год

Показатели

За 2008 год

Прогноз

Отклонение,

(+, -)

Внеоборотные активы, всего:

24

24

-

- основные средства

24

24

-

Оборотные активы, всего:

8364

8364

-

- запасы

7915

7915

-

- НДС пол приобр. ценностям

-

-

-

- краткосроч. дебиторск. задолжен.

25

25

-

- денежные средства

424

424

-

Баланс

8388

8388

-

Собственный капитал, всего:

3514

5948

2434

- уставный капитал

10

10

-

- нераспределенная прибыль

3504

5938

2434

Краткосрочные обязательства, всего

4874

2440

-2434

- займы и кредиты

1750

-

-

- кредиторская задолженность, всего

в том числе:

3124

690

-2434

- задолженность перед поставщиками и подрядчиками

2809

575

-2234

- задолженность перед персоналом

189

89

-100

- задолженность перед внебюджетными фондами

44

14

-30

- задолженность по налогам и сборам

82

12

-70

Баланс

8388

8388

-

На основании составленного прогнозного баланса можно сделать вывод, что общая сумма баланса не изменилась. Собственный капитал увеличился на 2434 тыс. руб. за счет увеличения прибыли.

Краткосрочные обязательства уменьшились на эту же сумму за счет погашения кредиторской задолженности, в частности задолженности перед поставщиками и подрядчиками на 2234 тыс. руб., задолженности перед персоналом организации на 100 тыс. руб., задолженности перед внебюджетными фондами на 30 тыс. руб. и задолженности по налогам и сборам на 70 тыс. руб.

Предложенные мероприятия будут способствовать улучшению финансового состояния и состояния расчетов в ООО «Торговый дом «Швейные товары».

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Анализ финансового состояния является важнейшей характеристикой деловой активности и надёжности предприятия. Он определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнёров.

Основным источником информации о финансовой деятельности предприятия является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. В условиях рыночной экономики бухгалтерская (финансовая) отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. При анализе финансового состояния необходимо выявить причины неустойчивого положения предприятия и наметить пути его улучшения.

Проведенный анализ в ООО «Торговый дом «Швейные товары» показал, что дебиторская задолженность составила в 2008 г. 25 тыс. руб., что на 113 тыс. руб. меньше, чем в 2007 г. или на 81,88%. В общей сумме дебиторской задолженности просроченная задолженность в 2008 г. составила 3 тыс. руб. или 12% по структуре. Из нее просроченная задолженность длительностью свыше 3 месяцев составила в 2008 г. 1 тыс. руб., что составляет 4% по структуре.

По срокам погашения наибольший удельный вес занимает дебиторская задолженность со сроком погашения до 1 месяца. Так, в 2008 г. она составила 18 тыс. руб. или 72% по структуре. Дебиторская задолженность со сроком погашения от 1 месяца до 3 составила в 2008 г. 5 тыс. руб. или 20%. Это свидетельствует о том, что в основном на предприятии образуется краткосрочная дебиторская задолженность с небольшим сроком погашения, то есть в течение месяца или от 1 месяца до 3.

В 2008 году сумма кредиторской задолженности составила 3124 тыс. руб., что на 4812 тыс. руб. меньше, чем в 2007 году или на 60,64%. Это во многом связано с уменьшением суммы задолженности перед поставщиками и подрядчиками. На долю задолженности перед поставщиками и подрядчиками приходится основная часть кредиторской задолженности – 89,92% в 2008 г.

По срокам погашения наибольший удельный вес занимает кредиторская задолженность со сроком погашения до 1 месяца. В основном на предприятии образуется краткосрочная кредиторская задолженность с небольшим сроком погашения, то есть в течение месяца или от 1 месяца до 3.

Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости ООО «Торговый дом «Швейные товары» за 2006-2008 год показали, что в целом на предприятии наблюдается снижение платежеспособности, увеличилась задолженности по кредитам банков и займам. Коэффициент внутреннего долга снизился.

Коэффициент обеспеченности оборотными активами имеет тенденцию к снижению. Коэффициенты оборотных средств в производстве и в расчетах также уменьшились. Рентабельность оборотного капитала увеличилась и составила в 2008 г. 0,379, а рентабельность продаж составила 0,06. Рассчитаем показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации.

Коэффициент инвестиционной активности имеет нулевое значение. Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) составила в 2008 г. 2550 и имеет тенденцию к росту.

Мероприятия по снижению себестоимости продукции позволят улучшить финансовое состояние предприятия.

Сокращение издержек на материалы на 2381,8 тыс. руб. стало возможным в результате применения новых видов материалов по более низким ценам. Снижение затрат на электроэнергию на 52,5 тыс. руб. возможно за счёт рационального отношения к затратам на электричество. Всего экономия составила 2434,3 тыс. руб.

В 2008 году сумма кредиторской задолженности составила 3124 тыс. руб. После проведения мероприятий кредиторская задолженность уменьшится всего на 2434 тыс. руб. При этом задолженность перед поставщиками и подрядчиками уменьшится на 2234 тыс. руб., задолженность перед персоналом организации на 100 тыс. руб., задолженность перед внебюджетными фондами на 30 тыс. руб. и задолженность по налогам и сборам на 70 тыс. руб.

Таким образом, предложенные мероприятия будут способствовать улучшению финансового положения и состояния расчетов в ООО «Торговый дом «Швейные товары».

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.98г., № 147-ФЗ. - М., 2008. – 210 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. №118-ФЗ. - М., 2008. – 215 с.

3. Абрютина М.В., Грачёв А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2008. – 256 с.

4. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под. ред. В.И. Стражева. – Мн.: Высшая школа, 2009. – 301 с.

5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 с.

6. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчётности. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 321 с.

7. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Мн., 2007. – 398 с.

9. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М., 2007. – 496 с.

9. Ковалёв А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 208 с.

10. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.

11. Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2008. – 424 с.

12. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 340 с.

13. Корейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2008. – 304 с.

14. Любушин Н.П., Лещёва В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 471 с.

15. Лялин В.А., Воробьёв П.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – 2-е изд., исправл. и доп. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2009. – 244 с.

16. Марочкина В.М., Колпина Л.Г., Титки А.Г. Основы финансового менеджмента на предприятии: Учебное пособие / Под ред. В.М. Марочкиной. – Мн., 2008. – 315 с.

17. Панков Д.А. Современные методы анализа финансового положения. – Мн.: ООО «Профит», 2008. – 237 с.

18. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 306 с.

19. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 2-е изд., Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 333 с.

20. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 302 с.

21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственная деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2009. – 688 с.

22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник. – Мн.: ООО «Новое знание», 2008. – 687 с.

23. Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 479 с.

24. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 303 с.

25. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2008. – 272 с.

26. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учеб. для вузов / Под ред. Е.С. Стоянова. - М.: Перспектива, 2009. – 299 с.

27. Финансы: Учебник / Под ред. Стояновой Е.С. — М.: Перспектива, 2008. – 248 с.

28. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов по экон. специальностям / Самсонов Н.Ф., Баранникова Н. П., Володин А.А. и др. / Под ред. Самсонова Н.Ф. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 2008. – 233 с.

29. Хелферт Э. Техника финансового анализа.- М.: ЮНИТИ, 2008.- 251 с.

30. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.

31. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 253 с.

32. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - М: Издательство «Дело и сервис», 2008. – 544 с.

33. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 615 с.