Атмосфера земли (работа 3)

Всероссийская Государственная Налоговая Академия

Юридический факультет

Реферат

по предмету

Экологическое право

на тему

Атмосфера земли

Работу выполнила

студентка группы ЮО-301

Решетина Д.А.

Преподаватель:

канд. георграф. наук, доцент,

Решетников В.И.

Москва

2003

Содержание:

  1. Вступление………………………………………………………………………..2

  2. Химическое загрязнение атмосферы:

2.1 Основные загрязняющие вещества…………………………………………….2

2.2 Аэрозольное загрязнение……………………………………………………….5

2.3 Фотохимический туман (смог)…………………………………………………7

2.4 Контроль за выбросами загрязнений

в атмосферу (ПДК) ………………………………………………………………….8

  1. Загрязнение атмосферы от подвижных источников:

3.1 Автотранспорт…………………………………………………………………..9

    1. Самолеты………………………………………………………………………..10

    2. Шумы……………………………………………………………………………11

  1. Охрана атмосферного воздуха:

4.1 Правовые меры охраны атмосферного воздуха……………………………...12

    1. Государственный контроль за охраной атмосферного

воздуха…………………………………………………………………..…………..15

    1. Ответственность за нарушение законодательства об

охране атмосферного воздуха……………………………………………………..17

5. Заключение ………………………………………………………………………19

6. Список использованной литературы…………………………………………...20

1. Вступление

Целью моей работы является попытка раскрытия некоторых проблемных аспектов, связанных с атмосферой. По моему мнению, это очень важный и актуальный вопрос на сегодняшний день, поскольку воздух – важнейшая составная часть среды обитания людей, он – основа жизни на земле, в том числе жизни человека.

Происхождение атмосферы тесно связано с происхождением Земли. Еще в те времена, когда Земля представляла собой расплавленный шар, она, вероятно, была окутана плотной оболочкой космических газов, в том числе и водорода, количество которого с удалением от Земли постоянно убывало. По мере того как расплавленное ядро покрывалось твердой кристаллической корой, выделялся углекислый газ, азот и водяные пары, образуя атмосферу, по составу похожую на газовые выделения вулканов. Дальнейшее охлаждение, вероятно, привело к выпадению из атмосферы водяного пара, что происходило в виде осадков, и на сегодняшний день он составляет менее 4% всего объема атмосферы. Содержащийся в атмосфере кислород начал вырабатываться зелеными растениями уже позже, как побочный продукт образования углерода при соединении воды с двуокисью углерода1.

Чистый, свежий воздух – это не что иное, как смесь газов, содержащая мельчайшие взвешанные частицы. Около 78% его объема составляет азот и 21% - кислород; в небольшом количестве присутствует углекислый газ (0,03%) и аргон (0,9%), отмечаются следы других газов. Содержание в воздухе водяного пара сильно колеблется в зависимости от температуры и условий формирования воздушных масс. Сам пар прозрачен, а частички, которые делают облака видимыми, - это мельчайшие капельки (из них состоят изморось, туман и низкие облака) и ледяные кристаллы (они образуют высокие облака).

2. Химическое загрязнение атмосферы.

    1. Основные загрязняющие вещества

Свою работу я начну с обзора тех факторов, которые приводят к ухудшению состояния одной из важнейших составляющих биосферы - атмосферы . Человек сам загрязняет воздух в процессе своей деятельности. Над городами и промышленными районами в воздухе возрастает концентрация газов, которые обычно в атмосфере содержатся в очень незначительных количествах либо отсутствуют вовсе. Кроме того, загрязняет атмосферу и ухудшает видимость повышенное количество твердых частиц. Загрязненным воздухом не только неприятно дышать – он зачастую вреден для всякого живого существа. Человек страдает от этого непосредственно – ухудшение окружающей среды наносит вред здоровью – и косвенно – из-за порчи земель и снижения урожаев.

В результате хозяйственной деятельность атмосферный воздух наиболее сильно загрязняется: газами (углекислый газ – при дыхании и горении; окись углерода – при работе двигателей транспорта и прочей техники; двуокись серы или сернистый ангидрид – при промышленном производстве и от естественных процессов, таких, как гниение; окислы азота и пр.); парами (нефтепродукты, ртуть, различные кислоты); пылью (органического и неорганического происхождения в городах, на горнодобывающих предприятиях, на ТЭЦ И ТЭС и пр.)2.

Основная причина загрязнения воздуха – сжигание природного топлива. Уголь, горевший в домашних каминах, заводских топках и тепловозах, коптил города Европы и Северной Америки весь XIII, XIX и первую половину XX в. Сейчас ему на смену в воздух над городами выбрасываются в огромных количествах продукты сгорания жидкого топлива. Из печей и топок, особенно если они не содержатся в надлежащем порядке, в воздух попадает целый ряд загрязняющих веществ. Среди них выделяется сернистый ангидрид (двуокись серы). Это ядовитый газ, легко растворимый в воде; вместе с дождевой водой он образует слабую серную кислоту, которая убивает растения и причиняет вред даже зданиям. В 1995г. загрязнение атмосферного воздуха только сернистым ангидридом – одним из распространенных загрязняющих веществ – отмечалось на территории 8,6 млн. га. Из топок и цилиндров автомобилей выбрасывается еще и удушливый дым, содержащий окислы азота; растворяясь в воде, они тоже образуют кислый раствор. Под действием солнечных лучей окислы азота образуют фотохимический смог, особенно характерный для Лос-Анджелеса, США. Частички сажи и пепла – несгоревший углерод – в больших количествах попадают в атмосферу. Они служат ядрами конденсации для водяного пара, что приводит к образованию дымки и тумана, а также оставляют черный жирный налет на строениях и тканях. Печально известный смог – это плотный устойчивый туман, который висит над городом и не может подняться, удерживаемый слоями воздуха различной температуры. Смог для людей смертельно опасен.

В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Доля каждого из этих источников в общем загрязнении воздуха сильно различается в зависимости от места. Сейчас общепризнанно, что

наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство.

Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух окислы азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов. Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно в атмосферу, и вторичные, являющиеся результатом превращения последних. Так, поступающий в атмосферу сернистый газ окисляется до серного ангидрида, который взаимодействует с парами воды и образует капельки серной кислоты. При взаимодействии серного ангидрида с аммиаком образуются кристаллы сульфата аммония. Подобным образом, в результате химических, фотохимических, физико-химических реакций между загрязняющими веществами и компонентами атмосферы, образуются другие вторичные признаки. Основным источником пирогенного загрязнения на планете являются тепловые электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные установки. Основными вредными примесями пирогенного происхождения являются следующие:

1. Оксид углерода. Получается при неполном сгорании углеродистых веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа поступает в атмосферу не менее 1250 млн. т. Оксид углерода является соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы и способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта.

2. Сернистый ангидрид. Выделяется в процессе сгорания серосодержащего топлива или переработки сернистых руд (до 170 млн.т. в год). Часть соединений серы выделяется при горении органических остатков в горнорудных отвалах. Только в США общее количество выброшенного в атмосферу сернистого ангидрида составило 65 процентов от общемирового выброса.

3. Серный ангидрид. Образуется при окислении сернистого ангидрида. Конечным продуктом реакции является аэрозоль или раствор серной кислоты в дождевой воде, который подкисляет почву, обостряет заболевания дыхательных путей человека. Выпадение аэрозоля серной кислоты из дымовых факелов химических предприятий отмечается при низкой облачности и высокой влажности воздуха. Листовые пластинки растений, произрастающих на расстоянии менее 11 км. от таких предприятий, обычно бывают густо усеяны мелкими некротическими пятнами, образовавшихся в местах оседания капель серной кислоты. Пирометаллургические предприятия цветной и черной металлургии, а также ТЭС ежегодно выбрасывают в атмосферу десятки миллионов тонн серного ангидрида.

4. Сероводород и сероуглерод. Поступают в атмосферу раздельно или вместе в другими соединениями серы. Основными источниками выброса являются предприятия по изготовлению искусственного волокна, сахара, коксохимические, нефтеперерабатывающие, а также нефтепромыслы. В атмосфере при взаимодействии с другими загрязнителями подвергаются медленному окислению до серного ангидрида.

5. Оксилы азота. .Основными источниками выброса являются предприятия, производящие азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, нитросоединения, вискозный шелк, целлулоид. Количество оксилов азота, поступающих в атмосферу, составляет 20 млн.т. в год.

6. Соединения фтора. Источниками загрязнения являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, фосфорных удобрений. Фторосодержащие вещества поступают в атмосферу в виде газообразных соединений - фтороводорода или пыли фторида натрия и кальция. Соединения характеризуются токсическим эффектом. Производные фтора являются сильными инсектицидами.

7. Соединения хлора. Поступают в атмосферу от химических предприятий, производящих соляную кислоту, хлоросодержащие пестициды, органические красители, гидролизный спирт, хлорную известь, соду. В атмосфере встречаются как примесь молекулы хлора и паров соляной кислоты. Токсичность хлора определяется видом соединений и их концентрацией. В металлургической промышленности при выплавке чугуна и при переработке его на сталь происходит выброс в атмосферу различных тяжелых металлов и ядовитых газов. Так, в расчете на 11 т. 0передельного чугуна выделяется кроме 12,7 кг. 0сернистого газа и 14,5 кг. 0пылевых частиц, определяющих количество соединений мышьяка, фосфора, сурьмы, свинца, паров ртути и редких металлов, смоляных веществ и цианистого водорода.

Разовые концентрации загрязняющих веществ иногда превышают ПДК в десятки и сотни раз. В 1995г. общее количество промышленных выбросов в атмосферу составило выше 21 млн. т., в том числе более 6,4 млн. т. поступило от предприятий черной и цветной промышленности, около 5 млн. т. – от тепловых электростанций и т.д. На Европейскую территорию России приходится 2/3 промышленных выбросов. Наиболее загрязнены Норильск (диоксид серы – 2,4 млн.т), Магнитогорск (0,43 млн. т оксида углерода). Москва занимает первое место по объемам выбросов оксидов азота (0,12 млн. т), по суммарным вредным выбросам автотранспорта (0,8 млн. т).

    1. Аэрозольное загрязнение атмосферы

Аэрозоли - это твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твердые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде дыма, тумана, мглы или дымки. Значительная часть аэрозолей образуется в атмосфере при взаимодействии твердых и жидких частиц между собой или с водяным паром. Средний размер аэрозольных частиц составляет 11-51мкм. В атмосферу Земли ежегодно поступает около 11 куб.км. 0пылевидныхчастиц искусственного происхождения. Большое количество пылевых частиц образуется также в ходе производственной деятельности людей. Сведения о некоторых источниках техногенной пыли приведены ниже:

Производственный выброс пыли

Млн. т/ год

Сжигание каменного угля

Выплавка чугуна

Выплавка меди (без очистки)

Выплавка цинка

Выплавка олова (без очистки)

Выплавка свинца

Производство цемента

93,60

20,21

6,23

0,18

0,004

0,13

53,37

Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнений воздуха являются ТЭС, которые потребляют уголь высокой зольности, обогатительные фабрики, металлургические, цементные, магнезитовые и сажевые заводы. Аэрозольные частицы от этих источников отличаются большим разнообразием химического состава. Чаще всего в их составе обнаруживаются соединения кремния, кальция и углерода, реже - оксиды металлов: железа, магния, марганца, цинка, меди, никеля, свинца, сурьмы, висмута, селена, мышьяка, бериллия, кадмия, хрома, кобальта, молибдена, а также асбест. Еще большее разнообразие свойственно органической пыли, включающей алифатические и ароматические углеводороды, соли кислот. Она образуется при сжигании остаточных нефтепродуктов, в процессе пиролиза на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и других подобных предприятиях. Постоянными источниками аэрозольного загрязнения являются промышленные отвалы - искусственные насыпи из переотложенного материала, преимущественно вскрышных пород, образуемых при добыче полезных ископаемых или же из отходов предприятий перерабатывающей промышленности, ТЭС. Источником пыли и ядовитых газов служат массовые взрывные работы. Так, в результате одного среднего по массе взрыва ( 1250-300 тонн взрывчатых веществ) в атмосферу выбрасывается около 12 тыс.куб.м. условного оксида углерода и более 1150 т. пыли. Производство цемента и других строительных материалов также является источником загрязнения атмосферы пылью. К атмосферным загрязнителям относятся углеводороды - насыщенные и ненасыщенные. Они подвергаются различным превращениям, окислению, полимеризации, взаимодействуя с другими атмосферными загрязнителями после возбуждения солнечной радиацией. В результате этих реакций образуются перекисные соединения, свободные радикалы, соединения углеводородов с оксидами азота и серы часто в виде аэрозольных частиц. При некоторых погодных условиях могут образовываться особо большие скопления вредных газообразных и аэрозольных примесей в приземном слое воздуха.

Обычно это происходит в тех случаях, когда в слое воздуха непосредственно над источниками газопылевой эмиссии существует инверсия - расположения слоя более холодного воздуха под теплым, что препятствует воздушных масс и задерживает перенос примесей вверх. В результате вредные выбросы сосредотачиваются под слоем инверсии, содержание их у земли резко возрастает, что становится одной из причин образования ранее неизвестного в природе фотохимического тумана.

    1. Фотохимический туман (смог)

Фотохимический туман представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами. Фотохимический смог возникает в результате фотохимических реакций при определенных условиях: наличии в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей, интенсивной солнечной радиации и безветрия или очень слабого обмена воздуха в приземном слое при мощной и в течение не менее суток повышенной инверсии. Устойчивая безветренная погода необходима для создания высокой концентрации реагирующих веществ. Такие условия создаются чаще в июне-сентябре и реже зимой. При продолжительной ясной погоде солнечная радиация вызывает расщепление молекул диоксида азота с образованием оксида азота и атомарного кислорода. Атомарный кислород с молекулярным кислородом дают озон. Казалось бы, последний, окисляя оксид азота, должен снова превращаться в молекулярный кислород, а оксид азота - в диоксид. Но этого не происходит. Оксид азота вступает в реакции с олефинами выхлопных газов, которые при этом расщепляются по двойной связи и образуют осколки молекул и избыток озона. В результате продолжающейся диссоциации новые массы диоксида азота расщепляются и дают дополнительные количества озона. Возникает циклическая реакция, в итоге которой в атмосфере постепенно накапливается озон. Этот процесс в ночное время прекращается. В свою очередь озон вступает в реакцию с олефинами. В атмосфере концентрируются различные перекиси, которые в сумме и образуют характерные для фотохимического тумана оксиданты. Последние являются источником так называемых свободных радикалов, отличающихся особой реакционной способностью. Такие смоги - нередкое явление над Лондоном, Парижем, Лос-Анджелесом, Нью-Йорком и другими городами Европы и Америки. По своему физиологическому воздействию на организм человека они крайне опасны для дыхательной и кровеносной системы и часто бывают причиной преждевременной смерти городских жителей с ослабленным здоровьем.

2.4 Проблема контролирования выброса в атмосферу загрязняющих веществ промышленными предприятиями (ПДК)

Приоритет в области разработки предельно допустимых концентраций в воздухе принадлежит СССР. ПДК - такие концентрации, которые на человека и его потомство прямого или косвенного воздействия, не ухудшают их работоспособности, самочувствия, а также санитарно-бытовых условий жизни людей. Обобщение всей информации по ПДК , получаемой всеми ведомствами, осуществляется в ГГО - Главной Геофизической Обсерватории . Чтобы по результатам наблюдений определить значения воздуха, измеренные значения концентраций сравнивают с максимальной разовой предельно допустимой концентрацией и определяют число случаев, когда были превышены ПДК , а также во сколько раз наибольшее значение было выше ПДК . Среднее значение концентрации за месяц или за год сравнивается с ПДК длительного действия - среднеустойчивой ПДК. Состояние загрязнение воздуха несколькими веществами, наблюдаемые в атмосфере города, оценивается с помощью комплексного показателя - индекса загрязнения атмосферы (ИЗА). Для этого нормированные на соответствующее значения ПДК и средние концентрации различных веществ с помощью несложных расчетов приводят к величине концентраций сернистого ангидрида, а затем суммируют. Максимальные разовые концентрации основных загрязняющих веществ были наибольшими в Норильске (оксилы азота и серы), Фрунзе (пыль), Омске (угарный газ). Степень загрязнения воздуха основными загрязняющими веществами находится в прямой зависимости от промышленного развития города. Наибольшие максимальные концентрации характерны для городов с численностью населения 1 более 500 тыс. жителей. Загрязнение воздуха специфическими веществами зависит от вида промышленности, развитой в городе. Если в крупном городе размещены предприятия нескольких отраслей промышленности, то создается очень высокий уровень загрязнения воздуха, однако проблема снижения выбросов многих специфических веществ до сих пор остается нерешенной.

3. Загрязнение атмосферы от подвижных источников

В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автотранспорта и авиации существенно увеличилась доля выбросов, поступающих в атмосферу от подвижных источников: грузовых и легковых автомобилей, тракторов, тепловозов и самолетов. Согласно оценкам, в городах на долю автотранспорта приходится (в зависимости т развития в данном городе промышленности и числа автомобилей) от 30 до 70 % общей массы выбросов. В США в целом по стране по крайней мере 40 % общей массы пяти основных загрязняющих веществ составляют выбросы подвижных источников.

3.1 Автотранспорт

Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автомобили, работающие на бензине (в США на их долю приходится около 75 %), затем самолеты (примерно 5 % ), автомобили с дизельными двигателями (около 4 %), тракторы и другие сельскохозяйственные машины (около 4 % ), железнодорожный и водный транспорт (примерно 2 %). К основным загрязняющим атмосферу веществам, которые выбрасывают подвижные источники (общее число таких веществ превышает 40), относятся оксид углерода (в США его доля в общей массе составляет около 70 %), углеводороды (примерно 19 % ) и оксиды азота (около 9 % ). Оксид углерода (CO) и оксиды азота (N0x) поступают в атмосферу только с выхлопными газами, тогда как не полностью сгоревшие углеводороды (HnСm ) поступают как вместе с выхлопными газами (что составляет примерно 60 % от общей массы выбрасываемых углеводородов), так и из картера (около 20 %), топливного бака (около 10 %) и карбюратора (примерно 10 %); твердые примеси поступают в основном с выхлопными газами (90 %) и из картера (10 %).

Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при разгоне автомобиля, особенно при быстром, а также при движении с малой скоростью (из диапазона наиболее экономичных). Относительная доля (от общей массы выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью3.

Создаваемые в городах системы движения в режиме "зеленой волны", существенно сокращающие число остановок транспорта на перекрестках, призваны сократить загрязнение атмосферного воздуха в городах. Большое влияние на качество и количество выбросов примесей оказывает режим работы двигателя, в частности соотношение между массами топлива и воздуха, момент зажигания, качество топлива, отношение поверхности камеры сгорания к ее объему и др. При увеличении отношения массы воздуха и топлива, поступающих в камеру сгорания, сокращаются выбросы оксида углерода и углеводородов, но возрастает выброс оксидов азота

Несмотря на то что дизельные двигатели более экономичны, таких веществ, как СО, HnCm, NОx, выбрасывают не более, чем бензиновые, они существенно больше выбрасывают дыма (преимущественно несгоревшего углерода), который к тому же обладает неприятным запахом создаваемым некоторыми несгоревшими углеводородами). В сочетании же с создаваемым шумом дизельные двигатели не только сильнее загрязняют среду, но и воздействуют на здоровье человека гораздо в большей степени, чем бензиновые

3.2 Самолеты

Хотя суммарный выброс загрязняющих веществ двигателями самолетов сравнительно невелик (для города, страны), в районе аэропорта эти выбросы вносят определяющий вклад в загрязнение среды. К тому же турбореактивные двигатели (так же как дизельные) при посадке и взлете выбрасывают хорошо заметный на глаз шлейф дыма. Значительное количество примесей в аэропорту выбрасывают и наземные передвижные средства, подъезжающие и отъезжающие автомобили.

В аэропорту Лос-Анджелеса в 1970 г эмиссия от самолетов и наземных средств составила:

Эмиссия

Вещество


СО Hn Cm

Noх Аэрозоль

Самолеты

10250 18000

2500 3820

Наземные средства

8980 1235

750 80

Согласно полученным оценкам, в среднем около 42 % общего расхода топлива тратится на выруливание самолета к взлетно-посадочной полосе (ВПП) перед взлетом и на заруливание с ВПП после посадки (по времени в среднем около 22 мин). При этом доля несгоревшего и выброшенного в атмосферу топлива при рулении намного больше, чем в полете. Помимо улучшения работы двигателей (распыление топлива, обогащение смеси в зоне горения, использование присадок к топливу, впрыск воды и др.), существенного уменьшения выбросов можно добиться путем сокращения времени работы двигателей на земле и числа работающих двигателей при рулении (только за счет последнего достигается снижение выбросов в 3 - 8 раз).

В последние 10 - 15 лет большое внимание уделяется исследованию тех эффектов, которые могут возникнуть в связи с полетами сверхзвуковых самолетов и космических кораблей. Эти полеты сопровождаются загрязнением стратосферы оксидами азота и серной кислотой (сверхзвуковые самолеты), а также частицами оксида алюминия (транспортные космические корабли). Поскольку эти загрязняющие вещества разрушают озон, то первоначально создалось мнение (подкрепленное соответствующими модельными расчетами), что планируемый рост числа полетов сверхзвуковых самолетов и транспортных космических кораблей приведет к существенному уменьшению содержания озона со всеми последующими губительными воздействиями ультрафиолетовой радиации на биосферу Земли. Однако более глубокий подход к этой проблеме позволил сделать заключение о слабом влиянии выбросы сверхзвуковых самолетов на состояние стратосферы. Так, при современном числе сверхзвуковых самолетов и выбросе загрязняющих веществ на высоте около 16 км относительное уменьшение содержания О3 может составить примерно 0.60 ; если их число возрастет до 200 и высота полета будет близка к 20 км, то относительное уменьшение содержания О3 может подняться до 17%. Глобальная приземная температура воздуха за счет парникового эффекта, создаваемого выбросами сверхзвуковыми самолетами может повысится не более чем на 0,1 C.

Более сильное воздействие на озонный слой и глобальную температуру воздуха могут оказать хлорфторметаны (ХФМ0 фреон-11 и фреон-12  газы, образующиеся в частности, при испарении аэрозольных препаратов, которые используются (преимущественно женщинами) для крашения волос. Поскольку ХФМ очень инертны, то они распространяются и долго живут не только в тропосфере, но и в стратосфере. Обладая довольно сильными полосами поглощения в окне прозрачности атмосферы (8-12 мкм), фреоны усиливают парниковый эффект. Наметившееся в последние десятилетия темпы роста производства фреонов могут привести к увеличению содержания фреона-11 и фреона-12 в 2030 г. до 0,8 и 2,3 млрд (при современных значениях 0,1 и 0,2 млрд). Под влиянием такого количества фреонов общее содержание озона в атмосфере уменьшится на 18%, а в нижней стратосфере даже на 40; глобальная приземная температура возрастет на 0,12-0,21С.

В заключение можно отметить, что все эти антропогенные эффекты перекрываются в глобальном масштабе естественными факторами, например, загрязнением атмосферы вулканическими извержениями.

3.3 Шумы

Шумы относятся к числу вредных для человека загрязнений атмомсферы. Раздражающее воздействие звука (шума) на человека зависит от его интенсивности, спектрального состава и продолжительности воздействия. Шумы со сплощными спектарми менее раздражительны, чем шумы узкого интервала частот. Наибельшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000-5000 Гц.

Работа в условиях повышенного шума на первых порях вызывает быструю утомляемость, обостряет слух на высоких частотах. Затем человек как бы привыкает к шуму, чувствительность к высоким частотам резко падает, начинается ухудшение слуха, которое постепенно развивается в тугоухость и глухоту. При интенсивности шума 145-140 дБ возникают вибрации в мягких тканях носа и горла, а также в костях черепа и зубах; если интенсивность превышает 140 дБ, то начинает вибрировать грудная клетка, мышцы рук и ног, появляются боль в ушах и голове, крайняя усталость и раздражительность; при уровне шума свыше 160 дБ модет произойти разрыв барабанных перепонок.

Однако шум губительно действует не только на слуховой аппарат, но и на центральную нервную систему человека, работу сердца, служит причиной многих других заболеваний. Одним из наиболее мощных источников шума являются вертолеты и самолеты особенно сверхзвуковые.

При тех высоких требованиях к точности и надежности управления современным самолетом, которые предъявляются к экипажу летательного аппарата, повышенные уровни шумов оказывают отрицательное воздействие на работоспособность и быстроту принятия информации экипажем. Шумы, создаваемые самолетами, вызывают ухудшение слуха и другие болезненные явления у работников наземных служб аэропортоа, а также у жителей населенных пунктов, над которыми пролетают самолеты. Отрицательное воздействие на людей зависит не только от уровня максимального шума, создаваемого самолетом при полете, но и от продолжительности действия, общего числа пролетов за сутки и фонового уровня шумов. На интенсивность шума и площадь распространения существенное влияние оказывают метеорологические условия: скорость ветра, распределение ее и температуры воздуха по высоте, облака и осадки.

Особенно острый характер проблема шума приобрела в связи с эксплуатацией сверхзвуковых самолетов. С ними связаны шумы,звуковой удар и вибрация жилищ вблизи аэропортов. Современные сверхзвуковые самолеты порождают шумы, интенсивность которых значительно превышает предельно допустимые нормы.

4. Охрана атмосферного воздуха

4.1. Правовые меры охраны атмосферного воздуха

Задачи по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в соответствующих планах.

Проекты планов, разрабатываемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с органами, осуществляемыми государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, установленном законодательством. В плановых заданиях предусматриваются снижение загрязнения атмосферы за счет строительства и ремонта очистных сооружений и совершенствования технологических процессов.

В целях оценки состояния атмосферного воздуха Минздравом РФ установлены нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе [подробнее о ПДК упоминалось в п. 2.4.] и уровни вредных физических воздействий на него. Эти нормативы отвечают интересам охраны здоровья людей и окружающей среды, являются едиными для всей территории Российской Федерации; в необходи­мых случаях устанавливаются более строгие нормативы для отдель­ных районов.

В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются норма­тивы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий в РФ, утверждаемые органами Комитета по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды РФ и Минздрава РФ по каждому стационарному источнику и по каждой модели транспорт­ных и иных передвижных средств и установок. При этом должно вы­полняться условие, что выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом пер­спективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентра­цию, превышающую их предельно допустимую концентрацию (ПДК) для населения, растительного и животного мира. При уста­новлении ПДВ учитывают перспективу развития предприятия, фи­зико-географические и климатические условия местности, располо­жение промышленных площадок и установок существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха и т.д. Важное значение в решении проблемы охраны атмосферного воздуха имеют ГОСТ 17.2.3.02-78 «Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», введенный в действие с 1 января 1980 г., и постановление Совета Министров СССР от 16 декабря 1981 г. «О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физичес­ких воздействий на нее».

В том случае, когда по объективным причинам установление ПДВ для данного населенного пункта невозможно, предусматрива­ются временно согласованные нормативы выбросов (ВСВ).

В данном случае используется принцип поэтапного снижения объемов выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ. На период реализации мероприятий, обеспечивающих соблюдение норма­тивов ПДВ, предприятия имеющие стационарные источники загряз­нения, должны разработать, согласовать с местной администрацией и представить на утверждение в соответствующие органы проекты нормативов ВСВ и планы поэтапного снижения этих выбросов по установленным нормативам.

Выброс загрязняющих веществ стационарными источниками за­грязнения допускается лишь на основании разрешения, выдаваемо­го на основе утвержденных нормативов ПДВ и ВСВ.

Выброс загрязняющих веществ стационарным источником за­грязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого на основе утвержденных нормативов ПДВ и ВСВ и за­ключения указанных органов. В разрешении предусматриваются нормативы ПДВ, а также условия и требования по охране атмосфер­ного воздуха, которые должны выполняться предприятиями, учреж­дениями и организациями, деятельность которых связана с выброса­ми загрязняющих веществ в атмосферу. В случае их нарушения при возникновении угрозы населению выброс загрязняющих веществ должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органов Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружаю­щей среды РФ или санитарного надзора Минздрава РФ. Особый по­рядок выбросов установлен при аварийных ситуациях и в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями.

При проектировании и эксплуатации транспортных и иных пере­движных средств и установок (ст. 11 Закона) должны разрабаты­ваться и осуществляться мероприятия по предотвращению и сокра­щению выбросов загрязняющих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ. Производство и эксплуатация таких средств и установок не допускаются, если в их выбросах содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

Руководят работами по нормированию ПДВ по городу, району, промышленной зоне местная администрация, ее исполнительные комитеты совместно с органами Госгидромета РФ и с участием соот­ветствующих министерств и ведомств.

Охрана атмосферного, воздуха от вредных воздействий должна осуществляться при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, влияющих на состояние атмосферно­го воздуха, при размещении и развитии городов и других населен­ных пунктов, внедрении открытий, изобретений, новых технических систем.

Для планирования и осуществления мероприятий по охране ат­мосферного воздуха, разработки предельно допустимых воздейст­вий, контроля и прогноза состояния и изменениям атмосферы про­изводится государственный учет объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, видов и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также видов и размеров вредных физических воздействий на нее (ст. 22 Закона).

Государственный учет осуществляется за счет государства по единой для Российской Федерации системе соответствующими ор­ганами: министерствами, ведомствами, предприятиями и организа­циями (Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух от 12 августа 1982 г.).

Для охраны атмосферного воздуха необходим целый комплекс мер по охране воздуха в целом. Наиболее эффективными мерами следует признать установку газопылеулавливающих, газоочистных сооружений, внедрение в производство безотходной технологии, пе­ревод железнодорожного транспорта на электронику и т.д4.

Очистные установки, задерживающие примеси промышленных выбросов, различны: это пылеуловители, электрические и механиче­ские фильтры, конденсирующие и ультразвуковые установки. Должны широко применяться химические нейтрализаторы, газоот­сосы, влажные и электрические фильтры и т.д. Эти методы и средст­ва должны постоянно совершенствоваться. Хотя стоят они весьма дорого, однако затраты в данном случае оправдывают цель. Необхо­дим также самый тщательный и постоянный контроль за работаю­щими атомными станциями.

В 1982 г. в РФ был принят Закон об охране атмосферного возду­ха. Задачей Закона является регулирование общественных отноше­ний в этой области, улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, био­логических и иных воздействий, вызывающих неблагоприятные по­следствия для населения, растительного и животного мира.

В законе установлены основания для ответственности за наруше­ния законодательства об охране атмосферного воздуха. За эти нару­шения предусмотрена административная, и уголовная ответствен­ность. Предусмотрена и материальная ответственность для должностных лиц и других работников в случае возмещения причи­ненного вреда.

При проектировании и эксплуатации транспортных и иных пере­движных установок должны разрабатываться и осуществляться ме­роприятия по предотвращению и сокращению выбросов загрязняю­щих веществ, а их количество не должно превышать нормативы ПДВ.

Охрана атмосферного воздуха от вредных воздействий долж­на осуществляться при размещении, проектировании, строительст­ве и вводе в эксплуатацию новых предприятий, внедрении но­вых технологий и др. Потребление атмосферного воздуха для производственных нужд должно осуществляться в минимальных количествах.

Для осуществления и планирования мероприятий по охране ат­мосферного воздуха, разработки предельно допустимых воздейст­вий и других целей производится государственный учет объектов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, видов и количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и др.

Государственный учет осуществляется за счет государства, по единой для Российской Федерации системе, соответствующими ор­ганами: министерствами, ведомствами, предприятиями и организа­циями (Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух от 12 августа 1982 г.).

4.2. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха

Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха по химичес­ким, физическим, биологическим показателям, которое предшеству­ет и неотделимо от контроля за атмосферой, осуществляется общего­сударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды (ОГОНК). Основными задачами этой службы являются: изучение распространения загрязняющих ве­ществ во времени и пространстве, определение эффективности средств защиты атмосферного воздуха, сбор систематической и экс­тренной информации об охране загрязнения воздушного бассейна, прогнозы о возможном изменении этого уровня под воздействием естественных и антропогенных причин, снабжение компетентных и заинтересованных органов и организаций материалами для состав­ления годовых и перспективных планов охраны атмосферного воз­духа и разработка рекомендаций по надлежащей охране и защите воздушного бассейна от загрязнения в интересах сохранения здоро­вья людей и обеспечения решений, народнохозяйственных задач. В случае возникновения угрозы здоровью людей органы ОГОНК обязаны немедленно сообщить об этом Правительству РФ, а также правительствам республик, входящих в состав РФ, исполнительным органам других субъектов РФ, местной администрации, заинтересо­ванным предприятиям, учреждениям и организациям для принятия неотложных мер.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреж­дениями и организациями, а также гражданами мероприятий по ох- ране атмосферного воздуха, соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу, а также иных правил, установленных законодательством об охране ат­мосферного воздуха.

Осуществляется он соответствующими органами исполнитель­ной власти - в части соблюдения правил и норм по охране атмосфер­ного воздуха регулирования использования воздушного бассейна го­родов и промышленных центров;

санитарно-эпидемиологической службой РФ - в части соблюде­ны санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха, включая охрану его от вредных физических воздействий, отрицательно влияющих на здоровье людей;

Государственной инспекцией по контролю за работой газоочист­ных, пылеулавливающих установок Министерства химической и нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федера­ции - в части оснащенности предприятий, учреждений и организа­ций сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки вы­бросов загрязняющих веществ в атмосферу и соблюдения правил эксплуатации этих сооружений, оборудования и аппаратуры;

Государственной автомобильной инспекцией МВД Российской Федерации - в части соблюдения нормативов предельно допусти­мых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также уровней шума, установленных для автомототранспортных средств. Функции по охране атмосферного воздуха в системе МВД России осуществляется: участковыми инспекторами, патрульно-постовой службой, инспекторами ГИБДД МВД РФ, экологической милицией и подразделениями вневедомственной охраны5.

Законом РСФСР об охране окружающей природной среды (ст. 53) предусмотрена охрана окружающей природной среды от шу­ма, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздей­ствий, и органы местного самоуправления, предприятия, учрежде­ния, организации, граждане обязаны принимать необходимые меры по предупреждению вредного воздействия и устранению интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия маг­нитных полей и других вредных физических воздействий на окру­жающую природную среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, в местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц.

Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия на здоровье человека и окружающую природ­ную среду производственного и транспортного шума, вибрации, маг­нитных нолей и иных вредных физических воздействий.

Нарушение указанных нормативов влечет за собой приостанов­ление или прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов, ино­го оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источ­ников вредного воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий до устранения обнаружен­ных недостатков.

Координация работ по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха, проводимых указанными органами, осуще­ствляется Комитетом по гидрометеорологии и мониторингу окружа­ющей среды Российской Федерации.

4.3. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Большое число статей, связанных с охраной атмосферного воздуха, имеется в КоАП РСФСР.

Основанием для ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха являются правонарушения, предус­мотренные в Законе. В соответствии с действующим законодатель­ством должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагае­мому в административном порядке, или предупреждению за совершение следующих правонарушений:

нарушение нормативов предельно допустимых выбросов или вре­менно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физичес­ких воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих ве­ществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; вредное физическое воздействие на ат­мосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов в случаях, когда получение такого разре­шения необходимо в соответствии с законодательством (ст. 77 КоАП РСФСР); нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу (ст. 79 КоАП РСФСР); ввод в экс­плуатацию новых и реконструированных предприятий и других объ­ектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха (ст. 78 КоАП РСФСР); выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у кото­рых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума производимого ими при работе, превышают установленные нормативы (ст. 80 КоАП РСФСР);

нарушение правил складирования промышленных и бытовых от­ходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов (ст. 82 КоАП РСФСР); нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосфер­ного воздуха (ст. 83 КоАП РСФСР);

эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств, установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, также уровень шума, производимого ими при работе, пре­вышают установленные нормативы (ст. 81 КоАП РСФСР);

невыполнение предписаний органов, осуществляющих государ­ственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха (ст. 84 КоАП РСФСР).

Административная ответственность наступает в случае, когда со­вершенные правонарушения не влекут уголовной ответственности. Административные взыскания налагаются административными ко­миссиями при органах местного самоуправления, а также, в опреде­ленных случаях, по решению главных врачей санитарно-эпидемио-логической службы Минздрава Российской Федерации.

Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха предусмотрена ст. 251 УК РФ («Загрязнение атмосферы») и соответствующими статьями уго­ловных кодексов республик. Данные статьи предусматривают ответ­ственность за загрязнение воздуха вредными для здоровья людей от­ходами промышленного производства в виде штрафа от 100 до 200 МРОТ или исправительными работами на срок до года; те же действия, причинившие существенный вред здоровью людей, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, а в случае гибели человека – до 5 лет. К указанному составу преступления относятся разъяснения Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 7 июля 1983 г. «О практике применения судами законодательства об охране природы». В п. 4 этого постановления отмечается, что загрязнение воздуха рабочей зоны производствен­ных помещений вредными для здоровья людей веществами (выше предельно допустимых концентраций) надлежит рассматривать при наличии к тому оснований как нарушение правил охраны труда.

По ст. 336 УК РФ «Экоцид»: «… отравление атмосферы…, вызвавшее экологическую катастрофу, наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет».

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны воз­местить вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в размерах и порядке, устанавливаемых зако­нодательством.

5. Заключение

В заключение хотелось бы еще раз напомнить о том, что от воздуха зависит все, что живет на поверхности Земли. В ненарушенной природной среде удерживается четкое равновесие между количеством углекислого газа, выдыхаемого живыми существами и выделяемого при разложении растений, и количеством углекислого газа, потребляемого в процессе фотосинтеза. Первоочередная задача каждого человека, не нарушать это равновесие, первоочередная задача государства - предпринять меры по охране источника жизни (каким по праву может считаться воздух).

Использованная литература:

  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Право окружающей среды: Учебное пособие. – М., 1999.

  2. Бринчук М.М., Каверин А.М., Колбасов О.С. Законодательство об охране атмосферного воздуха. М., 1981г.

  3. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. – М., 2000г.

  4. Болбас М.М. Основы промышленной экологии. Москва : Высшая школа , 1993.

  5. Владимиров А.М. и др. Охрана окружающей среды. Санкт-Петербург : Гидрометеоиздат 1991.

  6. Основы экологического права. Учебное пособие (Под. Ред. Кандидата юридических наук, доцента И.А. Еремичева. – М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001. – 118с.

  7. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. – М.: Новый Юрист, 1998. – 668с.

  8. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Схемы, комментарии/ Учебное пособие. – М.: Новый Юрист, 1998. – 144с.

  9. Кузьмин С.В., Аршаница Н.М. Расследование преступных загрязнений атмосферного воздуха и водных объектов: Учебное пособие. – СПБ: ВШ МВД России, 1994.

  10. Наша планета: Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. – 248с. Т.3.

Список использованных нормативно-правовых актов:

  1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96г. №63-ФЗ. Собрание законодательства РФ№ 25, ст. 2954.

  2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.- М., 1998.

  3. Об охране атмосферного воздуха. – Закон РФ// «РГ», 1999. 4 мая.

  4. Об охране окружающей природной среды. – Закон РСФСР от 19.12.91. №2060-1. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ №10, 1992.

  5. Постановление Правительства РФ от 24.05.95 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой».

1 Наша планета: Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. – 248с. Т.3.

2 Основы экологического права. Учебное пособие (Под. Ред. Кандидата юридических наук, доцента И.А. Еремичева. – М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001. – С.52.

3 Некоторые сведения: на протяжении пути в 20 тыс. км. автомобиль выбрасывает свинец (0,775 кг), окислы азота (40,75 кг), углеводороды (234 кг), угарный газ (765 кг). //Наша планета: Пер. с англ. – М.: Мир, 1985. – 248с. Т.3.

4 Постановление Правительства РФ от 24.05.95 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой»// Российская газета. 1995. 6 июня.

5 Основы экологического права. Учебное пособие (Под. Ред. Кандидата юридических наук, доцента И.А. Еремичева. – М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001. – С.52.