Антропогенное загрязнение окружающей среды города Севастополя

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет технологии и автоматизации машиноприборостроения

Кафедра прикладной экологии и охраны труда

РЕФЕРАТ

по экологии

на тему: «АНТРОПОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ»

Выполнила: студентка группы МО-24д

Якимчук О. В

«__» _______ 2008 г.

Проверил: доцент

Корчмит Ю.В.

«__» _______ 2008 г.

Севастополь

2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Антропогенное загрязнение окружающей среды города Севастополя

1.1 Загрязнение атмосферы

1.2 Загрязнение водных ресурсов

1.3 Загрязнение литосферы

2 Проблемы, стоящие перед городом в области охраны окружающей природной среды

3 Экологическая жизнь Украины среди стран мира

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

ВВЕДЕНИЕ

Актуализация экологии города Севастополя определяется тем, что городская среда становится основной средой обитания современных людей и будущих поколений. Городская среда – это новая социально-природная реальность, с которой человечество столкнулось в конце XX – начале XXI в. Процесс урбанизации стремительно нарастает, увеличивается количество городов и численность городских жителей, растет площадь урбанизированных территорий. Города обеспечивают научно-техническое развитие общества и прогресс цивилизации. В результате высокой взаимосвязанности людей многократно повышаются экономическая эффективность их деятельности, возможность самореализации.

Город Севастополь - это отдельная административно-территориальная единица Украины, расположен в юго-западной части Крымского полуострова.

Административная граница региона Севастополя начинается на севере в районе мыса Лукулл и заканчивается на юге в районе мыса. Сарыч - самой южной точки государства.

Общая площадь территории г. Севастополя составляет 107,9 тыс. га (0,143% площади Украины). Из них: площадь суши - 86,4 тыс. га. и акватория многочисленных бухт - 21,5 тыс. га. Сельскохозяйственные угодья составляют 30% земельного фонда.

Протяженность территории с запада на восток- 43 км, с севера на юг 50 км.

Протяженность морской береговой линии - 158 км. По территории города проходит 140,5 км государственной границы Украины.

Ландшафт Севастополя очень разнообразный: живописные холмы, многочисленные бухты, которые продолжаются глубокими балками, долины рек, переходящие в живописные каньоны на предгорных высотах. На востоке территории региона Севастополя начинаются отроги Крымских гор.

Через территорию г. Севастополя проходит граница двух климатических поясов - умеренного и субтропического.

Учитывая макросейсмические показатели, по данным карты ОСР - 97 регион Севастополя пополам разделен границей 7-ми и 8-ми бальной сейсмической зоны.

К опасным экзогенным геологическим процессам, характерным для территории Севастополя, относятся карст, абразия берегов, оползни и обвалы.

Особенностью региона является высокая степень сохранения многих элементов ландшафтного и биологического разнообразия, что способствовало предоставлению статуса заповедных объектов одной трети территории Севастополя. Природно-заповедный фонд (далее - ПЗФ) в данное время представлен одиннадцатью объектами различного ранга с общей площадью 26129,9 га (30,26% территории региона).

Государственная экологическая инспекция в Севастополе осуществляет государственный контроль за соблюдением требований законодательства об охране окружающей природной среды, выполнением правил, нормативов и стандартов природопользования.

Одним из приоритетных направлений в деятельности госэкоинспекции является экологическое просвещение севастопольцев. Ведь человек – самое ценное, что есть у государства. Гармоничное единство общества и природы неразрывно связано с решением проблем по преодолению экологического кризиса и постепенным переходом к постиндустриальной экологически ориентированной здоровой цивилизации.

1 АНТРОПОГЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

1.1 ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Постоянный рост транспортных потоков в городе вызывает ухудшение состояния атмосферного воздуха, а также увеличения шумового влияния на окружающую среду.

Процент автомобилей, которые работают с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах, превышает средние показатели по Украине. Выбросы от автотранспорта содержат такие вредные вещества, как серный ангидрид, окись азота, окись углерода, пыль, свинец и другие тяжелые металлы (См. Приложение А).

Наблюдения за состоянием воздуха проводится сетью стационарных постов гидрометеорологической службы г. Севастополя. Результаты свидетельствуют о том, что содержащиеся в атмосфере вредные вещества, связанные с выбросами автотранспорта, составляют значительную часть в общем загрязнении воздуха.

При выполнении требований природоохранного законодательства по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта в мае и сентябре 2007 г. на территории г. Севастополя проводилась операция «Чистый воздух», в ходе которой осуществлялся контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух автомобильным транспортом, выполнением предприятиями и организациями мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу, организацией природоохранных работ.

По результатам операции «Чистый воздух» в 2008 г. общее количество проверенных автотранспортных средств, не соответствующих допустимым нормам выброса в атмосферу загрязняющих веществ, снизилось по сравнению с маем 2007 года на 3,6% процентов. По мнению экологов, это произошло за счет усиленного регулирования на предприятиях и индивидуальных авто топливной системы. А также потому, что, в основном, на дорогах эксплуатируется автотранспорт 2001-2005 годов выпуска, топливная система которого еще не изношена и оснащена катализаторами.

Улучшение ситуации наблюдается за счет проведенной работы на автотранспортных предприятиях в части усиления контроля с их стороны за соблюдением требований природоохранного законодательства, а также проведенной плановой и внеплановой ремонтной работы автотранспорта, что могут влиять на работу топливной или выхлопной системы автотранспорта.

Для улучшения состояния атмосферного воздуха необходимо разработать программу и внедрить систему регуляции транспортных потоков на магистралях и узловых пунктах движения. Кроме этого необходимо привести транспортные средства в соответствие с экологическими требованиями нормативных документов (стандартов). Перечисленные мероприятия позволят оптимизировать влияние передвижных источников выбросов на человека и окружающую среду [3].

1.2 ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Водные ресурсы города Севастополя ограничены. Источниками водоснабжения г. Севастополя остаются поверхностные воды реки Черная, зарегулированные Чернореченским водохранилищем, подземные воды, которые эксплуатируется буровыми скважинами и каптажами, а также вода, которая закупается у Бахчисарайского водоканала из Вилино-Песчанского водозабора и у Симферопольского водоканала из Межгорного водохранилища (днепровская).

По данным Севастопольской городской СЭС в 2002 году отобрано и исследовано 3032 пробы питьевой воды и воды природных источников. Показатели качества воды источников ГКП „Севгорводоканал” и ведомственных водопроводов, кроме Чернореченского водохранилища и р. Черная, по бактериологическим показателям улучшились по сравнению с 2001 годом.

Общий объем сброса сточных вод в водоемы снизился на 1,47 млн.м3 по сравнению с 2001 годом, что способствовало значительному снижению объема сбрасываемых в море загрязняющих веществ. Основным загрязнителем моря продолжает оставаться коммунальное предприятие “Севгорводоканал”: 65 % , принятых от города на обработку стоков, проходят через сооружения механической очистки Южной стороны города, а канализационные сточные воды г. Балаклавы поступают в море без очистки.

Продолжает оставаться напряженной ситуация с системой канализации города. Амортизация магистральных канализационных сетей составляет 27 % (133,6 км). В 2002 г. в результате аварий на канализационных сетях сброшено без очистки в море более 183 тыс. куб. метров канализационных загрязненных вод.

По сведениям Севастопольского отдела Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института и Крымского отдела Государственной инспекции охраны Черного самой чистой на протяжении последних лет остается бухта Камышовая, а наиболее загрязненными являются воды Севастопольской бухты. Такое положение вызвано прежде всего базированием кораблей, судов Черноморского флота Российской Федерации и Военно-морских сил Украины, которые являются объектами потенциальной экологической опасности. Влияние оказывают предприятия судоремонтной промышленности размещенные в прибрежной полосе.

Содержание в морской воде основных биогенных веществ находится на постоянном уровне, что значительно ниже ПДК, кроме районов, где происходит выпуск канализационных стоков (бухты Инженерная, Южная, Балаклавская).

Значительно повышается содержание загрязняющих веществ в морской воде после выпадения атмосферных осадков, поскольку ливневая канализация города выведена в акваторию севастопольских бухт без очистки.

Лабораторный контроль акваторий прилегающих к пляжам проводился Севастопольской СЭС при подготовке к сезону и еженедельно в период купального сезона. Отклонения по бактериологическим показателям в водах пляжей в 2002 году составляли 14,5 % от общего числа исследований, что значительно выше чем в 2001 году (4,8 %). Увеличение отклонений связанно с отклонениями качества воды на пляже «Хрустальный», на который пришлось 50 % всех отклонений от нормативов. Купание на этом пляже периодически запрещалось.

    Загрязнение рек Севастопольского региона

По территории Севастопольского региона протекает значительное количество «малых рек». Наибольшее значение имеют три: Кача, Бельбек и Черная. Долины отмеченных рек имеют достаточно высокую плотность населения и земли в этих долинах интенсивно используются в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, расположенные в непосредственной близости от среза воды промышленные предприятия создают дополнительную угрозу экологическому состоянию рек, как реальную, так и потенциальную. Весь этот комплекс проблем, который, по-видимому, характерен для всех рек крымского региона, определяет и подходы к решению экологических проблем.

В условиях благоприятного климата при хроническом дефиците пресной воды в Крыму слоилось потребительское отношение к рекам. Они рассматриваются в основном как источники воды для бытовых, сельскохозяйственных и индустриальных нужд, а нередко и как дешевые канализационные системы. При этом практически полностью игнорируется присутствие водных организмов, являющихся неотъемлемой частью уникальной природы полуострова. В какой-то мере эта традиция объясняется характером гидрологического режима большинства крымских рек - сравнительно малым годовым расходом, имеющим значительные колебания. Летом многие реки пересыхают, во время таяния снегов и ливней наблюдаются паводки, вызывающие наводнения. Случаются и разрушительные сели. Эти особенности во многом определили направленность исследований физических параметров крымских рек.

Гидробиологические исследования, как правило, неполны и носят фрагментарный характер. Известно, что флора и фауна крымских рек не отличаются значительным видовым разнообразием, но включают значительное число эндемичных видов, которые могут быть безвозвратно утеряны в результате хозяйственной деятельности. Одновременно снижение видового разнообразия приводит к дестабилизации экосистем и повышает их уязвимость.

Анализ данных побиоразнообразию подчеркивает действительную уникальность флоры и фауны крымских рек. Однако, обеднение видового разнообразия гидробионтов связано не только с жесткими условиями среды обитания, но и с мощным негативным антропогенным влиянием. Оно выражается в неконтролируемом заборе воды, который нередко приводит к осушению отдельных участков рек, изъятии песка и гравия, сбросе поллютантов различного происхождения, гидротехнических работах (строительство плотин, водозаборов, спрямление русла), выполненных без соответствующей экологической экспертизы либо с нарушениями ее требований и т.д. [2].

    Загрязнение акватории Черного моря

Побережье Чёрного моря и бассейн рек, впадающих в него, являются районами с высоким антропогенным воздействием, плотно заселёнными человеком ещё с античных времён. Экологическое состояние Чёрного моря в целом неблагоприятное.

Среди основных факторов, нарушающих равновесие в экологической системе моря следует выделить:

    Сильное загрязнение впадающих в море рек, особенно стоками с полей, содержащими минеральные удобрения, в особенности нитраты и фосфаты. Это влечёт за собой переудобрение вод моря, а, как следствие, — бурный рост фитопланктона («цветение» моря — интенсивное развитие сине-зелёных водорослей), уменьшение прозрачности вод, гибель многоклеточных водорослей.

    Размещение на морском дне отходов. На дне расположено 16 официальных дампингов (мест сброса мусора), при этом 10% общего загрязнения моря обусловлено этими свалками. Кроме того, морская вода и донные грунты насыщены пестицидами, полихлорированными бифенилами и детергентами, которые в значительной степени ухудшают состояние экосистемы.

    Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами. Как следствие, это приводит к гибели морских животных, попавших в нефтяные пятна, а также загрязнению атмосферы за счет испарения нефти и нефтепродуктов с поверхности воды.

    Загрязнение вод моря отходами человеческой жизнедеятельности — сброска неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод и т. п. Следствием этого является загрязнение различными болезнетворными бактериями и вирусами, а также паразитами. Все это создает угрозу здоровью как морским животными, так и непосредственно человеку.

    Массовый вылов рыбы.

    Запрещенное, но повсеместно используемое донное траление, уничтожающее донные биоценозы.

    Изменение состава, уменьшение количества особей и мутация водного мира под воздействием антропогенных факторов (в том числе замена коренных видов природного мира экзотическими, появляющимися в результате воздействия человека).

По мнению ряда специалистов экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось несмотря на снижение экономической активности в ряде причерноморских стран.

Сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты можно рассмотреть на примере Приложения Б.

1.3 ЗАГРЯЗНЕНИЕ ЛИТОСФЕРЫ

Размещение отходов

Обезвреживание отходов в г. Севастополе осуществляется на полигоне для хранения твердых бытовых отходов, расположенного в Первомайской балке г. Севастополя.

В результате проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации полигона в Первомайской балке, который входит в перечень экологически-опасных объектов, установленный, что при складировании твердых бытовых отходов на полигоне в Первомайской балке нарушалась технология складирования ТБО на рабочей карте. Уплотнение отходов толщиной до 0,5 м не обеспечивалось, отходы не пересыпались изолирующим слоем грунта.

Однако в результате того, что не были приняты срочные действенные мероприятия и имелись нарушения порядка удержания и эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в апреле и июле 2007 года, произошло возгорание отходов, что привело к чрезвычайной ситуации.

С июля 2007 года невзирая на незаконченное строительство, в связи с чрезвычайной ситуацией на первой очереди полигона, начался завоз и размещение отходов на вторую очередь, которая не принята государственной комиссией в эксплуатацию законченного строительством объекта.

2-я очередь полигона также эксплуатируется с нарушением технологии складирования ТБО, отходы не сжимаются и не пересыпаются изолирующим слоем грунта, комплекс отвода биогазов не функционирует, орошение тела свалки фильтратом не работает, что также может посодействовать возгоранию отходов [5].

2 ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ГОРОДОМ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в Севастополе существенно снизился по сравнению с 1990 годом и без учёта выбросов ЧФРФ в 2001-2003 годах наблюдается стабилизация объёмов выбросов в атмосферу при общем росте производства, что является показателем выполнения предприятиями природоохранных мероприятий.

Тем не менее, при исследовании качества воздуха СЭС в 6,2% анализов выявлены превышения ПДК по разным веществам, в том числе по пыли и сернистому ангидриду.

По состоянию на 2004 год 87% от общего объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферу даёт транспорт. На автомагистралях Севастополя превышение ПДК по СО было обнаружено в 34% исследованных проб. 40% проверенного транспорта имеет превышение нормативов загрязняющих веществ в выхлопных газах, тогда как средний по Украине показатель 12,5%. Загрязнённость воздуха на автомагистралях растёт.

Качество воды основного источника водоснабжения города – Чернореченского водохранилища и других источников не отвечает нормативным требованиям.

По данным СЭС при контроле качества воды рек Чёрная, Кача, Бельбек отклонение от нормативов по бактериологическим показателям выявляются в 69% исследованиях. Наблюдается превышения ПДК по нефтепродуктам и СПАВ.

Качество морских вод Севастопольских бухт определяется как загрязнённое. В 2004 году средняя концентрация нефтепродуктов составляла 1,8 ПДК. Содержание СПАВ доходило до 2 ПДК. В купальный сезон СЭС выявлены отклонения по бактериологическим показателям в 14,5% случаев. 64% объёма общего сбрасываемых сточных вод не отвечает современным требованиям правил охраны водоёма. В 2004 году было 5 аварийных сбросов канализационных вод без очистки общим объёмом 183 тыс. кубометров.

Экологическое состояние таково, что нельзя исключать возможности возникновения чрезвычайной ситуации.

Основные проблемы, стоящие перед городом:

    водоснабжение;

    водоотведение;

    очистка канализационных стоков;

    размещение и уничтожение отходов;

    низкий уровень экологической и техногенной безопасности военных объектов.

Стихийные свалки мусора в Севастополе угрожают городу экологической катастрофой.

По утверждению заведующего кафедрой промышленной экологии Севастопольского госуниверситета, среди мусора на свалках находятся экологически опасные ртутные газоразрядные лампы, общее количество которых может достигать 50 тысяч штук. На мусорниках находятся также свыше двух тонн гальваношламов и токсичные отходы других видов.

Для оценки состояния, обеспечения охраны и улучшения качества окружающей среды необходимо осуществлять контроль состава и объёма выбросов и сбросов, а так же измерять содержание вредных веществ в атмосферном воздухе и почве.

Согласно данным СМИ 8-го апреля 2004 года был построен зерновой терминал "Порт «Авлита» на Северной стороне Севастопольской бухты. Терминал представляет собой складской комплекс из десяти бункеров, элеваторов, конвейерных линий загрузки вагонов и подачи зерна на борт морского транспорта производительностью 600 тонн в час. Сооружение оснащено современными системами связи, сигнализации и т.п. [4].

3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ УКРАИНЫ СРЕДИ СТРАН МИРА

Украина заняла 68-ю позицию в рейтинге по темпам экономического развития и качеству жизни среди 104 стран мира.

Американское независимое консалтинговое агентство Legatum Institute обнародовало новый список процветающих стран, который создавался с учетом темпов экономического развития и качества жизни в 104 странах мира. Индекс процветания высчитывали по 44 показателям, главные из которых: конкурентоспособность, здравоохранение и окружающая среда, семейные и религиозные ценности. По экономическим показателям Украина попала в высшую часть рейтинга. Однако ее общие позиции значительно ухудшили показатели качества жизни, в частности проблемы со здравоохранением, защитой окружающей среды и низкая эффективность госуправления, передает УНИАН. Очень негативно на результаты Украины повлияла неспособность системы здравоохранения справиться со стремительным распространением ВИЧ — инфекции. Этот фактор, в частности, связывают со слабофинансируемой медицинской инфраструктурой. Поэтому среди европейских стран Украина занимает одно из последних мест в рейтинге наравне с Македонией. Лучшие позиции имеют Казахстан и Россия—56 — е и 57 — е места. На десяток ступеней хуже Украины были оценены позиции Белоруссии и Молдовы. На первом месте рейтинга—Австралия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень сильное негативное воздействие человеческой деятельности на природу в 50-80-е годы наблюдалось и в Севастополе. Однако, в течение 90-х годов в силу ряда объективных и субъективных причин экологическая ситуация в Севастопольском регионе стала непрерывно улучшаться, и сейчас уже можно говорить о переломе экологической ситуации в Севастополе в лучшую сторону.

Это объяснялось остановкой или снижением темпов производства на большинстве промышленных предприятий Севастополя, разделом и сокращением военно-морского флота, уменьшением применения в сельском хозяйстве региона минеральных удобрений и пестицидов вследствие их дороговизны.

Кроме того, в течение этого периода значительно ужесточилось экологическое законодательство, международные обязательства Украины в области экологии.

Власти города Севастополя, его санитарные службы и службы экологического контроля сумели решить ряд экологических проблем, очень остро стоявших в регионе:

    Был остановлен (и окончательно выведен из эксплуатации) находящийся в зоне жилой застройки мусоросжигательный завод. Давно переполненная городская свалка закрыта, а в Первомайской балке построен новый современный полигон твердых бытовых отходов, отвечающий строгим экологическим требованиям.

    Предприятиями Севастополя в 2001-2003 годах была организована утилизация и переработка экологически вредных промышленных отходов: макулатуры, битого стекла, автопокрышек, люминесцентных ламп, аккумуляторов, пластиковых бутылок.

    Одной из серьезных экологических проблем Севастополя были СВЧ излучения от многочисленных береговых и корабельных РЛС. Для предотвращения облучения людей, в настоящее время по требованию городских властей закрыта РЛС в бухте «Омега», запрещено боевое включение корабельных РЛС в севастопольских бухтах, уменьшена мощность РЛС в пригородах Севастополя, определены сектора, в которых запрещено включение РЛС на излучение.

    Одной из острейших экологических проблем Севастополя долгое время оставались порывы главного канализационного коллектора, срок эксплуатации которого давно истек. По решению городской администрации была произведена полная перекладка коллектора.

Однако остался большой круг нерешенных проблем, таких как:

1. Качество воды основного источника водоснабжения - Чорнореченского водохранилища и других источников водоснабжения города, требует значительных усилий и затрат по доведению качества до нормативов “вода питьевая” перед подачей в систему городского водопровода и постоянного контроля за ее качеством. Водопроводные очистительные сооружения города (ГУ №3) морально и физически устарели, не отвечают современным требованиям по подготовке воды, требуют реконструкции.

2. Из общего объема сброса сточных вод по региону г.Севастополя 64% приходится на стоки, которые по содержанию загрязняющих веществ не отвечают современным требованиям правил охраны водоемов.

3. Остаются острыми проблемы сбора, сохранение, утилизации промышленных и твердых бытовых отходов в регионе .

4. Загрязнителями атмосферного воздуха продолжают оставаться предприятия теплоэнергетики - 22,6 % валовых выбросов, аграрный комплекс-10,2%, Балаклавское рудоуправление - 6,2%, судоремонтные предприятия - 2,9%.

5. Актуальными являются низкие темпы рекультивации земель нарушенных в результате деятельности горно-добывающих предприятий, засорение земель несанкционированными свалками отходов и загрязнение территорий разливами нефтепродуктов и промышленными отходами.

Радиационный фон в регионе г. Севастополя нормальный и составляет 12 микрорентген в час.

Природа региона, отдохнувшая за время экономического кризиса, выздоравливает. Главное – помочь ей в этом, а не усугубить ситуацию в дальнейшем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Данилов-Данилян В.И. Экология охрана природы и экологическая безопасность / В.И. Данилов-Данилян, М.: Мысль, 2001. – 264с.

    Кораблева А.И. Оценка загрязнения водных экосистем тяжелыми металлами / А.И.Кораблева. – М.: Просвещение, 1998. – 115с.

    Газета «Слава Севастополя»: http://www.slava.sebastopol.ua/

    Информационное агентство «Новый регион»: http://nr2.com.ua/crimea/

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Название загрязняющего вещества

2005 год

2006 год

2007 год

1. Выбросы загрязняющих веществ, всего, тыс. т

25,8

23,8

18,0

в том числе от:

1.1. стационарных источников:

4,2

4,3

4,1

металлы и их соединения

-

-

-

стойкие органические загрязнители

-

-

-

оксиды углерода

0,4

0,3

0,3

диоксид и другие соединения серы

0,7

0,7

0,7

оксиды азота

0,5

0,5

0,5

вещества в виде суспензивных твердых частиц

1,6

1,9

2,2

летучие органические соединения

0,6

0,4

0,4

1.2. передвижных источников:

21,6

19,5

13,9

серистый ангидрид

-

-

-

оксиды азота

1,5

1,4

0,0

оксиды углерода

17,1

15,5

12,0

углеводороды

2,6

2,4

-

летучие органические соединения

-

-

1,9

вещества в виде суспензивных твердых частиц

-

-

-

в том числе от:

1.2.1. автомобильного транспорта:

21,0

18,9

-

серистый ангидрид

-

-

-

оксиды азота

1,2

1,1

-

оксиды углерода

17,0

15,4

-

углеводороды

2,6

2,4

-

летучие органические соединения

-

-

-

вещества в виде суспензивных твердых частиц

-

-

-

2. Парниковые газы,

всего, млн. т СО2 – екв.

-

0,3

-

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Сброс загрязняющих веществ

по региону

2005 год

2006 год

2007 год

объем загрязняющих

веществ,

тыс. т

% к общему объему

объем загрязняющих

веществ,

тыс. т

% к общему объему

объем загрязняющих

веществ,

тыс. т

% к общему объему

Сброшено загрязняющих веществ, всего

27,528

Х

28,546

Х

22,048

Х

Сброшено загрязняющих веществ с превышением нормативов предельно допустимого сброса

0,125

0,454

0,088

0,31

1,829

8,3