Анализ государственных финансов Удмуртской республики 2006-2009 гг.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ

Курсовая работа

по дисциплине: Финансы

2010 г.

Содержание

Введение

1. Основные макроэкономические тенденции развития региона

1.1 Валовый региональный продукт и его структура

1.2 Промышленность

1.3 Сельское хозяйство

1.4 Строительство

2. Анализ основных макроэкономических тенденций развития

2.1 Социальные показатели

2.2 Бюджетная система Удмуртской республики

2.3 Приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2010 г.

Заключение

Список литературы

Введение

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.

Объектом исследования в данной работе выступают финансы, как экономические отношения, связанные с формированием и распределением фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач государства. Предметом исследования выступают, в частности, государственные финансы как центральное звено финансовой системы государства, а также бюджет как один из основных финансовых документов.

Целью настоящей работы является рассмотрение основополагающих вопросов, связанных с финансами, а также рассмотрение на примере отдельно взятого региона функционирования одной из основных составляющих финансов – бюджета.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:

1. Дать определение финансов, рассмотреть их функции и признаки

2. Рассмотреть категорию государственных финансов

3. Подготовить анализ финансового состояния отдельно выбранного региона (таким регионом была выбрана Удмуртская республика):

3.1 рассмотреть основные макроэкономические тенденции развития региона;

3.2 рассмотреть бюджетную систему региона;

3.3 представить приоритетные направления развития региона.

Настоящая работа состоит из введения, основной части (состоящей, в свою очередь, из 2 глав – теоретической и практической), заключения и списка использованной литературы. Во введении определяются предмет и объект исследования, актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи.

В теоретической части данной работы рассматриваются основополагающие вопросы, касающиеся финансов – понятие, признаки и функции финансов. Актуальность данных вопросов состоит в том, что только при четком понимании фундаментальных основ предмета становится возможным рассматривать и изучать частные вопросы финансов. Кроме того, в данной работе рассматриваются некоторые общие теоретические вопросы, касающиеся государственных финансов, их структуры и функций.

В практической части работы делается анализ финансового состояния выбранного региона (в настоящей работе таким регионом является Удмуртская республика).

1. Основные макроэкономические тенденции развития региона

1.1 Валовый региональный продукт и его структура

Основной макроэкономической тенденцией развития республики в последние годы (с 2006 по 2008 гг.) является стабильный прирост валового регионального продукта. Анализ индекса физического объема ВРП показывает, что в 2006-2008 гг. валовый региональный продукт постоянно рос и достиг к 2008г. 240,4 млрд. руб. В 2009г. динамика прироста ВРП стала отрицательной (рис. 1).

2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Динамика индекса физического объема валового регионального продукта, %

В сравнении с 2006 годом структура произведенного валового регионального продукта к 2009 году существенно не изменилась. Основной объем формировался в отраслях промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи, торговле.

В структуре ВРП (табл. 1) преобладающую роль играют отрасли, производящие товары, на которые приходится 56% ВРП. При этом на промышленные и обрабатывающие производства приходится порядка 30% ВРП. На втором месте стоит добыча полезных ископаемых (18%), на третьем – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8%).

Таблица 1. Структура валового регионального продукта на 2008 г. (%)

Отрасли, производящие товары:

56

Промышленные и обрабатывающие производства

30

добыча полезных ископаемых

18

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

8

Отрасли, производящие услуги:

19

оптовая и розничная торговля

8

транспорт и связь

8

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

3

1.2 Промышленность

Промышленные и обрабатывающие производства, на долю которых приходится порядка 30% всего ВРП республики, представлены следующими отраслями (Рис. 2):

1. машиностроение и металлообработка (43%);

2. черная металлургия (21%);

3. деревообрабатывающая промышленность (15%);

4. энергетика (9%);

5. другие отрасли (12%).

Р
ис. 2 Структура промышленных и обрабатывающих производств на 2008г. (удельный вес, %)

Закономерно, что кризисное ухудшение общеэкономической ситуации в конце 2008 – 2009 гг. сразу привело к спаду производства: как сообщает Удмуртстат, по итогам 2009 года зафиксировано снижение объема промышленного производства в реальном выражении на 3,8%. Следует отметить, что промышленность играет огромную роль в экономике Удмуртии: по итогам 2008 года она обеспечила 43% всего оборота экономики региона.

С наступлением 2009 года ситуация в промышленном секторе Удмуртии ухудшилась: индекс физического объема производства к аналогичному периоду прошлого года составил 92,6%. Сложившийся региональный индекс промышленного производства оказался значительно ниже среднего как по Приволжскому федеральному округу, так и по России в целом: они составили 88,9% и 89,1% соответственно. Кроме Удмуртии в ПФО оказался лишь еще один регион, продемонстрировавший по итогам года отрицательную динамику – Нижегородская область (93,1%).

В частности, объем производства добывающей промышленности снизился на четверть: –25,2%. Спад на 62,6% к январю 2009 года зафиксирован в транспортном машиностроении, на 50% – в металлургии, на 35% – в машиностроении. Вообще единственной отраслью, продемонстрировавшей положительную динамику, стала полиграфия, ее индекс составил 113,1%. Однако невысокий удельный вес этой отрасли в структуре промышленного сектора Удмуртии вряд ли оказался в состоянии сгладить провал. При этом цены производителей промышленных товаров в обрабатывающих производствах в 2009г. возросли (к 2008 году) на 6,2%.

1.3 Сельское хозяйство

Ситуация в сельском хозяйстве выглядит неоднозначной. Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г., составили 1632 тыс.га, или 39% всех земель республики, пашня – 1262 тыс. га, или 30%. Сельское хозяйство республики специализируется на молочно-мясном животноводстве, свиноводстве и птицеводстве. Выращивают кормовые культуры, пшеницу, рожь, овес, ячмень, а также картофель. На долю Удмуртии приходится 1,3% от общероссийского объема валовой продукции сельского хозяйства и 5 % - от объема Приволжского федерального округа.

В 2009 году по данным Удмуртстата наблюдалось снижение производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с 2008г. в части технических и кормовых культур, а также овощей. В части зерновых, а также масличных культур и картофеля количество площадей под посев увеличилось по сравнению с 2008г. в среднем на 5%. В таблице 2 приведены данные по размерам посевных площадей под урожай 2009 г.

Таблица 2 Размеры посевных площадей под урожай 2009 года в хозяйствах всех категорий, га

2009

2008

2009 в % к 2008

Сохранилось озимых к концу сева яровых на зерно

77186

71858

107.4

Технические культуры

9200

11448

80.4

Масличные культуры

527

508

103.7

Картофель

37733

35766

105.5

Овощи - всего

6212

6495

95.6

Кормовые культуры

535772

583062

91.9

О производительности сельского хозяйства можно судить по данным таблицы 3, в которой указаны данные по снятому урожаю в 2008 и 2009 годах:

Таблица 3 Уборка основных сельскохозяйственных культур в 2008-2009гг.

Январь-сентябрь

В % к 2008г.

2008

2009

Скошено зерновых и зернобобовых культур (без кукурузы), тысяч гектаров

373,3

354,5

94,9

Намолочено зерна - всего, тысяч центнеров

6413,5

6714,3

104,7

Накопано картофеля, тысяч центнеров

647,0

707,6

109,3

Собрано овощей, тысяч центнеров

23,5

14,0

59,5

1.4 Строительство

С 2006 по 2008 год в республике наблюдался положительный прирост строительства жилья. Особенно динамичным он был в 2007-2008гг. Однако в 2009 году в республике наметился спад в строительстве. В частности было введено в эксплуатацию на 4,4% меньше жилья, чем в 2008г. При этом на 6,1% выросла доля жилья, построенного за счет средств индивидуальных застройщиков. В таблице 4 приведены данные по итогам строительства по Удмуртской республике за 2009г. в сравнении с 2008г.

Таблица 4. Основные итоги строительства по Удмуртской Республике за 2009 год

Наименование показателей

Единица измерения

2009г.

в % к 2008 году

Ввод в действие:

Жилья, всего, в том числе:

кв. м

464775

95,6

за счет средств индивидуальных застройщиков

-"-

346558

106,1

Введено квадратных метров на 1000 человек

303,7

Х

в т.ч. индивидуальное строительство

226,4

Х

Общеобразовательных учреждений

уч. мест

536

86,7

Динамика ввода жилья в республике за 2006-2009гг. по данным Удмуртстата приведена на рис. 3:

2006 2007 2008 2009

Рис. 3 Динамика ввода жилья в республике за 2006-2009гг. (тыс. кв. м.)

В 2009 году значительно сократились объемы ипотечного кредитования. Если на начало года ипотечные кредиты выдавал 31 банк, то на сегодняшний день только 13 банков выдают ипотечные кредиты, при этом на стадии строительства – лишь 3 банка.

Инвестиционная привлекательность. Инвестиционный рейтинг региона — 3В1, что означает пониженный потенциал – умеренный риск. Среди регионов России по инвестиционному риску республика занимает 58-е место, по инвестиционному потенциалу – 42-е место. Наименьший инвестиционный риск – экологический, наибольший – социальный. Наибольший потенциал – трудовой.

Антикризисная устойчивость. По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе значительного спада, по рейтингу экономической устойчивости – к группе умеренного спада, по рейтингу социальной устойчивости – к группе глубокого спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости – к группе глубокого спада.

Напряженность на рынке труда региона повышается и в первом квартале 2009 г. составила 4176 зарегистрированных безработных на 1000 вакантных рабочих мест, против 816 в первом квартале 2008 г.

Основные показатели, характеризующие развитие народно-хозяйственного комплекса республики в 2006-2009 гг., показаны в таблице 5.

Таблица 5 Основные показатели экономического положения республики в 2006 – 2009 гг.

2006

2007

2008

2009

Валовый региональный продукт, млрд. руб.

164,8

205,8

240,4

226,9

Объем промышленного производства, млрд. руб.

87,8

90,6

92,9

85,4

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

21,8

24,3

33,3

34,5

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

40,1

44,5

48,8

45,4

Ввод в действие жилья, тыс. кв. м

294,3

332,7

486,2

464,7

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

49,7

56,2

89,3

81,8

2. Анализ основных макроэкономических тенденций развития

2.1 Социальные показатели

Социальная ситуация в Удмуртской республике характеризуется преимущественно негативно. В 2006-2008 гг. наблюдались определенные улучшения в социальной ситуации, однако в конце 2008 – 2009 году ситуация в некоторых аспектах (например относительно уровня безработицы) резко ухудшилась, в других – осталась на прежнем уровне.

Среднемесячная начисленная заработная плата в целом по республике за 2008 год составила 12121,8 рубля, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 27,5%. В 2009 году также бал заметен рост среднемесячной заработной платы. По сравнению с 2008 годом данный показатель увеличился на 12,5% и составил 13631,3 рубля.

Денежные доходы на душу населения в среднем за месяц в 2009 году составили 10437,2 рубля, и увеличились по сравнению с 2008 годом на 4%. Динамика увеличения доходов населения с 2006 по 2009 год представлена в таблице 6.

Таблица 6 Доходы населения в 2006-2009гг (рублей\мес)

2006

2007

2008

2009

Доходы, в среднем на члена домохозяйства, в месяц, рублей

6283,8

7562,7

10013,5

10437,2

из них:

валовой доход

5626,7

6688,7

8854,9

9209,0

в том числе:

денежный доход

5204,7

6184,7

8222,6

8551,5

стоимость натуральных поступлений

422,0

503,9

632,3

657,5

сумма привлеченных средств и израсходованных сбережений

657,1

874,1

1158,6

1204,9

Сравнительный анализ среднемесячных доходов на душу населения в Удмуртской республике и в среднем по Российской федерации представлен на рисунке 4.

2006 2007 2008 2009

Российская федерация Удмуртская республика

Рис. 4 Доходы в среднем на душу населения (руб.)

Одновременно следует отметить, что с 2006 по 2009 год инфляция в основном соответствовала уровню, среднему по РФ.

Сводный индекс потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги в декабре 2008 года по отношению к декабрю 2007 года по Российской Федерации составил 113,3%, в Удмуртской республике – 113,1%. ИЦП на товары и услуги в декабре 2009 года по отношению к декабрю 2008 года в Удмуртской республике составил 9,5%. Сводные данные показаны на рис. 5.

2007 2008 2009

Российская федерация Удмуртская республика

Рис. 5 Индекс потребительских цен, %

С 2006 по 2009 гг. средняя величина прожиточного минимума в Удмуртской республике выросла на 46% и во IV квартале 2009 года составила в среднем 4392 рубля. Динамика роста минимального прожиточного минимума представлена на рисунке 6:

2006 2007 2008 2009

Величина прожиточного минимума, руб.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

Рисунок 6 Прожиточный минимум и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

В 2007 году снизился показатель численности населения с доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения с 17,4% до 16% по сравнению с 2006г. Однако, начиная с 2008 года удельная доля населения, живущего за чертой бедности, начала расти, и составила 18, и 18,9 в 2008 и 2009 гг. соответственно.

Уровень регистрируемой безработицы в республике достаточно высок и держится на уровне 6,5 – 7% от общего количества трудоспособного населения. В 2008 г. данный показатель вырос до 8,4% в связи с кризисом и массовыми увольнениями работников. Концу 2009 года данный показатель вернулся на докризисный уровень и составил 6,9% (динамика уровня безработицы показана на рис. 7)

2006 2007 2008 2009

Рисунок 7. Уровень безработицы

Удмуртская республика отличается более благоприятной демографической ситуацией, коэффициент естественного прироста населения заметно ниже среднего по стране (-0,6‰ при среднем по РФ -2,5‰ в 2008 г.). Среди регионов Урало-Поволжья республика уступает только Башкортостану (-0,3‰). Сокращение естественной убыли населения за счет повышения рождаемости и снижения смертности отмечается в последние три года во всей стране, но через 5-10 лет, с приходом в детородный возраст малочисленного поколения, рожденного в кризисный период 1990-х годов, эта тенденция должна смениться обратной.

Основные социально-экономические показатели Удмуртской республики приведены в таблице 7

Таблица 7 Основные социально-экономические показатели Удмуртской республики 2006-2009 гг.

2006

2007

2008

2009

Средняя заработная плата, руб.

11567,9

11978,4

12121,8

13631,3

Денежные доходы на душу населения, руб.

5204,7

6184,7

8222,6

8551,5

Индекс потребительских цен, %

112,8

113,1

113

109,5

Прожиточный минимум, руб.

3002

3650

4093

4392

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

17,4

16

18,1

18,9

Уровень безработицы, %

7

6,6

8,4

6,9

Коэффициент рождаемости

10,4

11,3

11,9

13,8

Коэффициент смертности

16,1

15,2

15,6

15,4

2.2 Бюджетная система Удмуртской республики

За январь – сентябрь 2009 года в Удмуртской Республике налоговые органы мобилизовали в консолидированный бюджет РФ налоговых и неналоговых платежей на сумму 43 млрд. 810 млн. рублей (без учета единого социального налога). По сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем поступления налогов и иных платежей снизился на 21 млрд. 288 млн. рублей (на 32,7 %).

В структуре налоговых поступлений налоговые платежи распределены следующим образом: в федеральный бюджет – 24 млрд. 677 млн. рублей (56,3%), в территориальный – 19 млрд. 133 млн. рублей (43,7%), в том числе в республиканский бюджет УР – 14 млрд. 854 млн. рублей, в местные бюджеты территориальных образований УР – 4 млрд. 278 млн. рублей.

Кроме того, было мобилизовано единого социального налога 12 млрд. 853 млн. рублей, в том числе в Пенсионный фонд РФ – 11 млрд. 141 млн. рублей.

Поступления в федеральный бюджет в отчетном периоде снизились на 17 млрд. 436 млн. рублей (на 41,4 %), поступления в консолидированный бюджет Удмуртской Республики – на 3 млрд. 852 млн. рублей (на 16,8 %). Поступления единого социального налога в январе – сентябре 2009 года в сопоставлении с аналогичным периодом 2008 года снизились на 280 млн. рублей (на 2,1 %).

За 9 месяцев 2009 в консолидированный бюджет РФ мобилизовано платежей за пользование природными ресурсами 13 млрд. 982 млн. рублей (31,9 %), в том числе налога на добычу полезных ископаемых – 13 млрд. 944 млн. рублей (31,8 %), НДС – 10 млрд. 580 млн. рублей (24,1 % от общего объема поступлений), налога на прибыль организаций – 5 млрд. 948 млн. рублей (13,6 %), налога на доходы физических лиц – 8 млрд. 156 млн. рублей (18,6 %), акцизов – 1 млрд. 361 млн. рублей (3,1 %), налогов на имущество – 2 млрд. 679 млн. рублей (6,1 %), налогов на совокупный доход – 861 млн. рублей (2,0 %).

Доходная часть консолидированного бюджета УР, контролируемая ФНС, была сформирована следующими налоговыми доходами: поступления налога на прибыль организаций составили 5 млрд. 435 млн. рублей (28,4 % в общем объеме доходов), налога на доходы физических лиц – 8 млрд. 156 млн. рублей (42,6 %), налогов на имущество – 2 млрд. 679 млн. рублей (14,0 %), акцизов – 1 млрд. 194 млн. рублей (6,2 %), платежей за пользование природными ресурсами поступило 704 млн. рублей (3,7 %), налогов на совокупный доход – 861 млн. рублей (4,5 %).

По сравнению с аналогичным периодом 2008 года в январе – сентябре 2009 года снизилась доля платежей за пользование природными ресурсами в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет республики на 2,7 процентных пункта, а также налога на прибыль – на 7,4 %.

Наиболее напряженной остается ситуация в промышленности, которую определяют три ее основные отрасли: добыча нефти, машиностроение и металлообработка, металлургия. По сравнению с восемью месяцами 2008 года объем отгруженной продукции — товаров собственного производства — сократился на 16 %, объем добычи нефти — на 1 %, прокат черных металлов — на 20 %, сортовой прокат — на 49 %. Сальдированная прибыль уменьшилась на 60 %, доля прибыльных предприятий — на 10 %. Индекс промышленного производства по основным видам экономической деятельности составил 92,3 % по сравнению с данными за восемь месяцев 2008 года.

Резкое снижение промышленного производства привело к тому, что за девять месяцев 2009 года республиканский бюджет по доходам был исполнен на 34,9 млрд. руб. Поступление налоговых и неналоговых доходов составило 30,3 млрд. рублей или 79 % к соответствующему периоду прошлого года. В основном рост доходов произошел благодаря увеличению налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на добычу полезных ископаемых. Вместе с тем достигнут рост по доходам от уплаты акцизов на нефтепродукты на 76 %, или на 456,4 млн. руб., за счет увеличения ставок и изменения нормативов отчислений.

Расходная часть республиканского бюджета исполнена в сумме 36,1 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года расходы возросли на 3,8 млрд. руб.

В части исполнения доходов местных бюджетов ситуация несколько лучше республиканской, но некоторая напряженность в поступлении есть. В местные бюджеты с учетом безвозмездных поступлений (9,6 млрд. руб.) поступило 14,9 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступление налоговых и неналоговых доходов в текущем году ниже на 16 %. С учетом безвозмездных перечислений из бюджета республики расходы местных бюджетов по оперативным данным составили 15,7 млрд. руб.

Структура доходов и расходов консолидированного бюджета Удмуртской республики 2006-2009 гг., млн. руб.

2007

2008

2009

сумма

%

сумма

%

сумма

%

Доходная часть

Доходы, всего

25 339,7

100

29956,82

100

34913,55

100

В том числе

Налоговые доходы, всего

18604,52

73,2

22241,83

76,8

26778,69

76,7

Из них

Налог на прибыль

6915,35

27,3

8017,32

26,7

9935,56

28,5

Налог на доходы физических лиц

5955,79

23,5

7283,4

24,3

8656,7

24,8

Акцизы

1028,34

4

1084,2

3,6

1194,36

3,4

Платежи за пользование природными ресурсами

729,44

2,8

720,63

2,4

704,85

2

Налог с продаж

1661,23

6,5

1983,32

6,6

2177,28

6,2

Налог на имущество

1234,19

4,8

1887,24

6,3

2679,35

7,7

Налог на совокупный доход

525,21

2

693,1

2,3

861,7

2,5

Местные налоги и сборы

87,08

0,4

92,7

03

97,3

0,3

Прочие налоговые доходы и сборы

467,89

1,8

479,92

1,6

471,59

1,3

Неналоговые доходы, всего

3178,01

12,5

3372,08

11,2

3633,61

10,3

В том числе

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций

1026,9

4

1102,54

3,7

1241,67

3,5

Доходы от продажи земли и нематериальных активов

724

2,8

792,39

2,6

863,11

2,5

Административные платежи и сборы

983,02

3,9

1002,43

3,3

1025,84

2,9

Штрафные санкции, возмещение ущерба

265,92

1,1

302,57

1

316,17

0,9

Прочие неналоговые доходы

178,17

0,7

172,15

0,6

186,82

0,5

Безвозмездное перечисление из бюджетов других уровней

3335,59

13,1

4011,57

13,4

4168,95

11,9

Доходы целевых бюджетных фондов

106,78

0,45

155,1

0,5

173,19

0,5

Доходы от предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности

114,8

0,55

176,24

0,6

201,8

0,6

Расходная часть

Расходы, всего

26 442,6

100

32282,09

100

36154,7

100

В том числе

Управление

2274,64

8,6

2482,17

7,6

2583,4

7,7

Судебная власть

26,26

0,1

144,8

0,4

160,4

0,5

Правоохранительная деятельности

713,95

2,7

789,11

2,4

806,88

2,4

Промышленность, энергетика и строительство

1322,13

5

1427,14

4,4

1549,35

4,6

Сельское хозяйство и рыболовство

1084,14

4,1

1174,79

3,6

1248,43

3,7

Транспорт дорожное хозяйство, связь и информатика

237,98

0,9

245,67

0,7

265,32

0,8

Охрана окружающей среды

1057,70

4

1194,2

3,7

1259,22

3,8

ЖКХ

4891,88

18,5

4892,1

15,2

4935,21

14,8

Социально-культурная сфера

14305,45

54,1

19932,11

61,7

20461,36

61,5

В том числе

Здравоохранение

4230,81

16

4908,32

15,2

5380,83

16,2

Образование

5738,04

21,7

5728,34

17,7

5983,68

18

Культура

793,27

3

839,23

2,6

841,51

2,5

СМИ

105,77

0,4

106,2

0,3

107,36

0,3

Социальная политика

3437,5

13

4092,32

12,6

5262,85

15,8

Обслуживание государственного долга

105,77

0,4

205,3

0,6

405,07

1,2

Дорожное хозяйство

2406,27

9,1

2503,2

7,7

2304,2

6,9

Прочие

264,42

1

349,2

1

175,86

0,5

Как видно из приведенных данных, основными источниками доходов являются налоги. На них приходится 73-76% всех доходов. В другой стороны, основной статьей расходов бюджета республики является социально-культурная сфера (на нее в 2008-2009 году пришелся 61% всех расходов бюджета), при этом наибольший вклад сделан в здравоохранение (16,2%) и социальную политику (15,8%)

2.3 Приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2010г.

Приоритеты бюджетной политики республики на 2010 финансовый год остаются неизменными: выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, реализация мер социальной поддержки населения, финансирование программ занятости и поддержки малого бизнеса, предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов, реализация приоритетных национальных проектов. Главный их смысл заключается в том, что бюджетные деньги должны в приоритетном порядке работать на выполнение социальных обязательств перед гражданами и обеспечивать условия для поддержания работоспособности хозяйствующих субъектов республиканской экономики.

При планировании основных параметров республиканского бюджета на 2010 год соблюдалось два основных условия: обязательное исполнение публичных обязательств перед гражданами независимо от экономической ситуации и переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств с целью достижения социального и экономического эффекта от использования каждого бюджетного рубля. Прежде всего речь шла о выборе сбалансированного варианта расходования бюджетных средств за счет эффективного исполнения действующих расходных обязательств и обеспечения их взаимодействия с реальными возможностями бюджета и конечными целями социально-экономического развития республики.

Ситуация в экономике оказывает непосредственное влияние на изменение бюджетообразующих показателей и объем доходов бюджета республики. По данным экономических ведомств России и Удмуртской Республики, в 2010 году рост валового продукта практически не прогнозируется. Ожидается дальнейшее сокращение доходов от прибыли, зачисляемой в республиканский бюджет, что существенным образом отразится на показателях доходной части бюджета 2010 года. Для сравнения: в 2008 году доходы республиканского бюджета Удмуртской Республики составили 29,9 млрд руб., по оценке 2009 года — 34,9 млрд руб., по прогнозам 2010 года — 26,9 млрд руб. Налоговые и неналоговые доходы в структуре доходов республиканского бюджета на 2010 год предусматриваются в сумме 20,6 млрд руб., безвозмездные поступления из федерального бюджета — 6,3 млрд руб., которые будут уточнены после принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год».

Надо сказать, что одна из причин сокращения доходов республиканского бюджета Удмуртской Республики в 2010 году связана с изменением налогового и бюджетного законодательства. За счет стопроцентного зачисления с 1 января 2010 года НДПИ в федеральный бюджет (ранее — 95 %) сумма выпадающих доходов республиканского бюджета в очередном финансовом году возрастет более чем на 1 млрд руб. Частично компенсировать выпадающие доходы планируется путем предоставления из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности в 2010 году в объеме 60 % от прогнозных поступлений НДПИ, индексации ставок по акцизам на пиво, вино и нефтепродукты, а также увеличения ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, все вышеназванные условия потребовали значительного ужесточения подходов к формированию расходной части проекта республиканского бюджета. Почти 67 % бюджетных расходов в 2010 году имеет ярко выраженный социальный характер. Что касается структуры социальных расходов бюджета, то наибольший процент составят расходы на социальную политику — 19,6 %. На образование предусмотрено 8,3 %, здравоохранение, физическую культуру и спорт — 9,6 %, культуру — 2,6 %. Весомый удельный вес в структуре соцрасходов занимают межбюджетные трансферты местным бюджетам — 56 %. Средства будут использованы на поддержание доходов граждан, предоставление качественных услуг в области медицины, лекарственное обеспечение, поддержку современных образовательных центров и жилищных программ.

В связи с усилением адресного характера социальных выплат уточнены исходные данные по количеству льготных категорий граждан. При этом финансирование социальных выплат, таких как ежемесячное пособие на ребенка, на содержание детей, находящихся под опекой и переданных на патронатное воспитание или в приемные семьи, ветеранам труда и труженикам тыла запланировано в полном объеме. Независимо от экономической ситуации в том же объеме будут сохранены обязательства по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, закупке медикаментов и расходных материалов медицинского назначения, социальному обеспечению населения.

В то же время расходы бюджетных учреждений на оплату услуг связи, транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, расходы по увеличению материальных запасов и другие текущие расходы на содержание учреждений определены исходя из сокращения расходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом в среднем на 15%.

Заключение

В процессе рассмотрения поставленных во введении к данной работе задач было выяснено, что финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием и распределением фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач государства. Они имеют отличительные черты и выполняют определенные функции.

Также было установлено, что государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы страны и являются ее центральным звеном. Сущность государственных финансов состоит в том, что они служат инструментом мобилизации финансовых ресурсов всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

В практической части работы был проведен анализ финансового состояния Удмуртской республики в 2006-2009 годах. Выли рассмотрены основные макроэкономические показатели, характеризующие финансовое состояние региона, в также были выявлены определенные закономерности в его развитии. Кроме того, был проведен сравнительный анализ бюджетов региона за последние 3 года и сделан краткий отчет по доходам и расходам бюджета. Были указаны приоритетные направления развития Удмуртской республики в 2010 году.

Список литературы

    Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы – СПб: Питер, 2009. – 400 стр.

    Голодова Ж.Г. Финансы и кредит – М.: Инфра-М, 2008. – 448 стр.

    Ковалева А.М Финансы – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 стр.

    Финансы /под ред. Архипова А.И., Погосова И.А. / - М.: Проспект, 2007. – 632 стр.

    http://bujet.ru

    http://www.gks.ru

    http://www.raexpert.ru

    http://susanin.udm.ru

    http://udm.business-class.su

    http://udmstat.gks.ru

    http://udmurtstat.htc-cs.com