Проблемы применения новых образовательных технологий в обучении истории

Проблемы применения новых образовательных технологий в обучении истории.

Больщикова Н.Ф., Учитель истории и обществознания, МОУ «Лицей №43»

Любой учитель использует в своей практике множество образовательных технологий. Все они призваны решать разнообразные педагогические задачи. Одними из самых важных педагогических задач можно считать – воспитание творческой личности и развитие познавательной активности ребенка.

Если расположить педагогические технологии по значимости для меня, как учителя истории, то начать следует с модульно-блочного обучения.

Модульно-блочная технология.

Практически с самого начала педагогической деятельности мною применяется блочно –модульное обучение. Несмотря на систематическое применение информационных технологии в преподавании истории, я не отказалась от применения опорных схем на начальном уровне каждого модуля и базовых листов контроля на последнем контрольно-обобщающем уроке. Зачастую, дети воспринимают историю как сказку, череду никак не связанных между собой событий, постичь которые можно только зубрежкой. Не видят системности и причинно-следственных связей. Это можно конечно объяснить тем, что история – это наука, которая насыщена множеством событий, живая и постоянно меняющаяся среда. Сразу требовать от ребенка адекватного освоения этого огромного пространства информации бессмысленно. Тем не менее, требования к оценке качества знаний выпускника 9 класса уже подразумевают понимание истории на глубоком уровне.

Донесение до ребенка сути явлений стало для меня самой важной задачей, особенно в естественно-техническом лицее, где дети более склонны к изучению предметов физико-математического цикла. На сегодняшний момент мною разработаны и используются опорные схемы с 7 по 9 класс (7 – 8 классы – по истории России и всеобщей истории, 9 класс – по истории России).

Польза очевидна и многопланова:

- на первом уроке модуля ребенок узнает канву событий, а на последующих уроках темы расширяет знания по элементам схемы, что предполагает разноуровневое обучение;

- опорная схема представлена в виде символов, которых не много, и они, выполняя функцию наглядности, позволяют легко запомнить материал;

- опорные схемы позволяют максимально систематизировать материал в легко доступной форме, что серьезно облегчает усвоение детьми учебного материала;

- процент успеваемости по истории возрастает, т. к. основные события излагаются учителем, затем, на том же уроке, дети воспроизводят и проговаривают опорную схему у доски, а на следующем уроке – еще раз все воспроизводится и проговаривается. При применении опорных схем в таком виде даже самые слабые ученики запоминают основной учебный материал;

- опорные схемы развивают у детей образность и системность мышления, особенно эти результаты проявляются ко второму году обучения по опорным схемам, когда ученики уже сами составляют схемы по новой теме;

- опорные схемы приучают детей с младшей школы к концентрации внимания и дают навыки написания лекций;

- и, наконец, используя блочно-модульное обучение с опорными схемами и базовыми листами контроля в 10 – 11 классах можно действительно углублять знания на новом уровне, организовывать дискуссии, а не тратить огромное количество времени на освоение материала, т. к. ученики еще помнят опорные схемы, пройденные ими в младших классах.

Трудности применения этой технологии состоят в том, что практически невозможно использовать готовые, т. е. разработанные кем-то, опорные схемы, поскольку каждый человек воспринимает и кодирует информацию по-своему. Мне потребовалось 5 лет чтобы создать полный комплект авторских опорных схем, которые я до сих пор продолжаю корректировать.

Следующими по значимости можно назвать игровые технологи. Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, опосредовано тем, что ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата учебы, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Для того чтобы заинтересовать ребенка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование не сложно. Даже в проверку такого сложного задания как опорные схемы можно внести элемент конкурса.

В процессе педагогической деятельности мной были опробованы некоторые игры, собранные Анатолием Гином в «Приемах педагогической техники». М. Вита-Пресс. 1999.

Использование игровых методик на уроках истории дало следующие результаты:

- игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

- игра «Да - нетка» - дети с большим успехом стали выстраивать вопросы;

- игра «Компетентность» - успешно ее применение в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и построения логической аргументации;

- игра «Чистая доска» - особенно результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения учебного материала в слабых классах, поскольку позволяет в полном объеме, на доступном уровне повторить весь пройденный материал. Частое использование нежелательно, поскольку расслабляет детей, позволяя надеется на сильных учеников при повторении.

- игра «Лови ошибку» - обучает детей концентрировать внимание, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

Трудности применения игровых технологий только в том, что необходимо досконально знать особенности детей и класса в целом, четко ставить цели игры, контролировать ситуацию, чтобы не «заиграться». Ну и конечно важен настрой педагога – готовность его к творчеству на уроке.

Очень трудно от игровых технологий отделить проблемный подход к изучаемому материалу и проектную методику. Разве что их использование наиболее опосредовано в старших классах.

Ставя определенные задачи проблемного характера, интересные детям данного возраста, направляя процесс игры можно достичь желаемого результата, совместив, таким образом учебу, творчество и игру. Можно привести такой пример. Урок по всемирной истории в 11 классе, тема «Международные отношения накануне первой мировой войны». Исходя из того, что дети в 10 классе уже начинают задумываться о своей профессии, определяться в социальном и культурном пространстве этот урок можно построить следующим образом: «Объявляется конкурс на занятие вакантной должности в министерстве иностранных дел (любое государство). Каждый из вас может принять в нем участие. Необходимо доказать свою компетентность как дипломата представив в жюри (учитель, либо сильные ученики) проект вашей деятельности по факту предотвращения первой мировой войны». Дети делятся на группы по желанию, а затем каждая группа представляет свой проект деятельности дипломата. Проблема в том, что предотвратить первую мировую войну дипломатическими действиями было нельзя, так у нее имелись объективные причины, не зависящие от отдельных людей. Выигрывает та группа, которая представила такой проект. Чтобы детям прийти к этому результату, необходимо понять почему началась война, т.е. определить ее причины и их характер, вспомнить тенденции развития мира в предыдущий период, обладать долей дерзости (без чего творческий поиск не возможен), чтобы заявить о невозможности предотвращения войны учителю, говорящему обратное. Результативность этого урока не только в том, что дети учатся творчески мыслить, самостоятельно решают сложную задачу, они очень прочно запоминают те самые причины первой мировой войны, вокруг которых и была завязана вся игра.

В процессе использования такого способа развития творческой активности я пришла к некоторым выводам. Как ясно из примера урока, по типу его можно назвать и проблемным, и проектным, разделить эти две формы здесь нельзя, поскольку вынуждает детей создавать свой проект действий дипломата, именно проблема – нужно доказать свою компетентность во взрослой жизни, в международной политике.

Естественно, такого рода уроки могут быть проведены только в старших классах, когда дети уже обладают необходимыми навыками оперирования исторической информацией.

Следующими по значимости являются информационные технологии, применение которых возможно в нескольких вариантах.

* Использование авторских презентаций и учебных дисков на уроке объяснения нового материала.

Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Появление различных образовательных ресурсов посвященных истории существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка. Особенно это актуально для школ с углубленным изучением естественно-технического цикла предметов.

Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей перед просмотром мультимедийного ролика удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Учитель корректирует фразы и подстраивается под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на наш взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто преступно. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего, наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям.

Был опробован такой вариант использования интерактивного ресурса, подразумевающего звуковые ролики [“От Кремля до рейхстага”, “История российской монархии”, “История России. XX век”, “История России и ее ближайших соседей” и т. д.] Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы на которые дети должны ответить в результате просмотра ролика. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, следует приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, как видно из опыта, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика необходимо дать детям время подвести итоги, вновь обратиться к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы, позволить им задать вопросы уточняющего характера и затем приступать к обсуждению. Естественно, следует варьировать качественные характеристики вопросов для старших и младших классов, добавляя по мере взросления детей аспекты проблемности.

Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.

* Использование информационных технологий в процессе обобщения и контроля знаний.

На уроках, посвященных культурным аспектам мною применяются авторские презентации с элементами контроля усвояемости знаний – это такие задания, где необходимо, например, из предложенных архитектурных сооружений выделить те, которые созданы в стиле классицизма; или найти общие черты в архитектуре Запада и Востока и т. д.

Однако, сегодня российские школы поставлены перед необходимостью подготовить ученика к проверке знаний в форме ЕГЭ. И здесь информационные технологии могут оказать серьезную помощь. Необходимо признать, что лицензированные программные продукты наиболее продуктивно можно использовать только при индивидуальной домашней подготовке ученика, поскольку они зачастую не разбиты на темы и могут затрагивать несколько не те вопросы, которые хотелось бы учителю включить в контрольную работу. Практически то же самое касается и Он-лайн тестов.

Я, как учитель истории, поставленный перед такими задачами, нашла для себя выход в самостоятельном создании тестирующих программ адаптированных к требованиям уровня знаний выпускников и к применению в урочном процессе. Эти тестирующие программы не исключают индивидуальную подготовку и дают возможности контроля. Сейчас у меня накоплен банк интерактивных тестов, программа к которым авторская, задания частично взяты из сборников по подготовке к ЕГЭ разных лет, частично авторские.

Тесты вида А с выбором одного правильного варианта ответа – по всем темам школьного курса с 10 по 11 класс. Тест включает 50 вопросов разного уровня сложности. Прохождение теста рассчитано на 45 минут урока, некоторые дети справляются гораздо быстрее. Ученику необходимо открыть тест, и в полях для ответа поставить номер правильного на его взгляд варианта ответа. После выполнения всех заданий нужно нажать кнопку «Проверить». Программа выдаст количество верных ответов и поставит оценку. Также в полях с верно указанным ответом будет стоять знак «+», а с неверным – «-», что сильно облегчает учителю и ученику работу над ошибками по теме. Затем ученик сохраняет пройденный им тест под своей фамилией, что дает возможность вам посмотреть успешность прохождения теста в любое время и ему – поработать над ошибками.

Тесты вида В составлены по подобному принципу – они включают задания на соответствия деятеля и его характеристики, события и даты. В них уже 25 вопросов – тоже рассчитаны на прохождение в течение 45 минут. Сценарий работы такой же, как и в первом случае. 1 балл дается при условии правильного нахождения всех четырех соответствий.

Более сложными заданиями считаются задания на анализ документа, т. к. ученик тратит больше времени на одно задание - их в одном тесте всего 10. Поскольку дети должны написать в окне для ответа уже не просто цифру – а слово или словосочетание, здесь часто возникают ошибки ввиду односложности ответа предлагаемого лицензированными программами – такими как 1С-репетитор. В моей программе заложены несколько схожих вариантов ответа, например, можно написать «Соборное Уложение Алексея Михайловича», а можно «Соборное Уложение 1649 г.» - в обоих случаях ответ зачтется и он останется в поле для ответа, будучи верным или не верным.

Возможности использования этих тестов различны – в конце темы – на обобщающем уроке или уроке контроля, при индивидуальных занятиях с учениками после уроков, при домашней работе учеников по подготовке к ЕГЭ. Если вы проводите урок на весь класс возникают проблемы с индивидуальным компьютером для каждого ученика, т. к. классы информатики оборудованы на подгруппу. Из этой ситуации можно выйти следующим образом – половину класса посадить за интерактивные тесты – другим дать задание более сложного уровня, которое требует письменный ответ или принять устный зачет.

Эти тесты можно скачать на моем Личном сайте на страничке «Тесты» по адресу http://pari1977.narod.ru.

* Работа с сетью Internet.

Возможно применение информационно-коммуникативных технологий и в виде работы с сетью Internet. Опробованы два варианта такой технологии:

- в работе с детьми ориентирующимися на базовое знание истории,

- и в работе с одаренными детьми для подготовки к предметной олимпиаде по истории. Технология использования в этих случаях сети Internet различна.

В первом случае, обращается внимание детей на личный сайт педагога – http//:pari1977.narod.ru, где на странице «тесты» опубликованы тестовые интерактивные задания по всем темам изучаемым в курсе истории. Дети могут зайти на эту страничку и свободно воспользоваться этими материалами для того чтобы лучше подготовиться к контрольной работе, так как итоговая работа по теме в значительной степени включает в себя задания из опубликованного в сети Internet блока заданий. Сложности конечно в том, что не у всех детей есть дома доступ к сети, но уже многие пользуются этим вариантом.

Интереснее строить работу с одаренными детьми в плане их подготовки к олимпиадам. Здесь сеть Internet выступает уже как необходимая техническая поддержка подготовки.

Например, разработан такой вид тренировочных заданий для подготовки к олимпиадам, как «Персоналии». Дети получают лист с несколькими портретами людей, про которых может быть написана какая-то информация в неполном виде – либо только фамилия, либо отрывочные данные из биографии. Задание предполагает распределить этих людей по группам по какому-то принципу, который они должны найти сами, причем, например, один человек не войдет ни в одну из групп. Поскольку, принцип разделения на группы невозможно определить без того чтобы максимально полно не узнать об этих людях, то дети вынуждены пользоваться дополнительными источниками информации. Можно конечно пойти в библиотеку и листать там все имеющиеся энциклопедии, но гораздо проще и быстрее воспользоваться тем огромным массивом информации, который предоставляет нам сеть Internet. Детям очень нравятся такие задания – их можно делать и дома, и в школе – была бы Internet сеть. Им очень нравиться процесс поиска информации, особенно тем, что он не занимает много времени, а родители не ругают за бесцельное времяпровождение у монитора. Такая технология позволяет постепенно воспитывать в детях правильное отношение к сети Internet, а мы просто ставим детям интересную цель и вооружаем средствами и навыками ее достижения.

Как показывает практика, использование ИКТ не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс, повышает уровень мотивации и качество знания предмета.

Одним из самых важных показателей успешности деятельности педагога в плане развития творческой активности ребенка является желание детей заниматься научно-исследовательской работой. Немногие из детей завершают порученное им исследование, единицы выходят на уровень конференций, но желающих безусловно много. Необходимо признать наличие пока неразрешимой проблемы – это невозможность доступа школьников в исторические архивы, что заставляет отказывать многим детям в теме работы. Мы занимаемся исследовательской работой только с теми детьми, чья тема не требует обращения к государственным историческим архивам. Например, это темы связанные с различными социологическими опросами. Последнее достижение в этой области - победа (1 место) ученицы 11 класса Хрупало Анны с работой «Субкультура готов. Особенности мировоззрения» на городской научно-практической конференции.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа