Микроэкономика (работа 10)

Микроэкономика

ВВЕДЕНИЕ

Микроэкономика для студентов, интерисующихся тем, как работает хозяиственный механизм, - самый подходящий и наиболее интересный предмет. Ясное понимание того, что такое микроэкономика, необходимо для управленческих решений, разработки социальной политики, а в более общем плане - для понимания механизма функционирования современной экономики. Я написала этот реферат потому, что надеялась заинтересовать студентов теми разделами микроэкономики, которые за последнее время заняли в ней ведущее место, - стратегией конкуренции, ролью неопределенности и информации, а также анализам формирования цен фирмами в условиях рынка. Вы узнаете как использовать микроэкономику в качестве инструмента для принятия решений, как применять выводы микроэкономики в жизни. В этом реферате есть новейшая теория микроэкономики, а также связь этой теории с управленческой практикой и выработкой социальной политики. Этот практический подход подкрепляется конкретными примерами из области анализа спроса, затрат, эффективности рынка, разработки ценовой стратегии, капиталовложений и стратегии производства, а также социальной политики.

Предмет "Микроэкономика" вобрал в себя все существенные изменения, происшедшие в хозяйственном механизме за последнее время.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Экономика подразделяется на две основные области: микроэкономику (Приставка "микро" происходит от греческого слова "маленький". Многие из отдельных субъектов невелики, однако лишь по отношению к экономике США в целом. Например, ежегодный товаро-оборот фирмы "Дженерал моторс", ИБМ или "Экксон" больше , чем валовой национальный продукт многих стран . ) и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов . К ним относятся потребители, рабочие, вкладчики капитала , землевладельцы , фирмы - фактически любой индивидуум или хозяйственный субъект , который играет существенную роль в функционировании экономики. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне . Например , она объясняет , как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов ; каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Другим важным аспектом микроэкономики является взаимодействие субъектов экономики в процессе образования более крупных структур - рынков в отраслях промышленности . Микроэкономика помогает понять, например, логику исторического развития американской автомобильной промышленности , как взаимодействуют между собой производители и потребители на автомобильном рынке. Она объясняет, как устанавливаются цены на автомобили, какие средства автомобильные компании инвестируют на строительство новых заводов и сколько автомобилей производится ежегодно. Изучая деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика вскрывает , как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия других стран.

В отличие от этого макроэкономика связана с совокупностью общих экономических показателей - таких, как темпы роста производительности в стране , учетные ставки процента , безработица и инфляция . Но границы между макро- и микроэкономикой в последние годы все больше размываются. Причина заключается в том, что макроэкономика также связана с анализом совокупных рынков, например товаров, услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Чтобы понять, как действуют совокупные рынки, надо сначала изучить поведение фирм, потребителей, рабочих , вкладчиков капитала, которые участвуют в функционировании этих рынков. Таким образом, специалисты по макроэкономики все чаще занимаются микроэкономическими обоснованиями , а сама макроэкономика на самом деле является продолжением микроэкономического анализа.

ПРИМЕНЕНИЕ И ГРАНИЦЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Как и любая наука, экономика связана с объяснением и прогнозированием наблюдаемых явлений. Почему, например, фирмы стремятся нанимать или увольнять трудящихся, когда меняются цены на сырье, потребляемое в процессе производства? Примерно сколько их должно быть принято на работу или уволено фирмой (отраслью промышленности),если цена на сырье возрастет на 10%?

В экономике, как и в других науках, обоснование и прогноз основываются на теоретических положениях, которые используются для объяснения наблюдаемых явлений с точки зрения совокупности основных правил и предложений . Теоретический анализ экономической деятельности фирмы, например, начинается с простого предложения, что она будет стремиться максимизировать свою прибыль . Теория использует данное предложение , чтобы обосновать планы фирм по набору рабочей силы, объему капитальных вложений и сырья для производства определенного количества продукции. Она объясняет, как фирмы планируют свое производство в зависимости от величины цен на основные факторы производства - рабочую силу, капитал и сырье, а также и от цен на будущую продукцию.

Экономическая теория служит также фундаментом прогнозирования. Она объясняет причину изменения объема выпуска продукции в зависимости от увеличения заработной платы или уменьшения цен на материалы. При применении статистических и эконометрических методов исследования возможно построение моделей, используемых для количественных прогнозов. Модель является математическим выражением, основанным на экономической теории, фирмы, рынка или какого-нибудь другого экономического субъекта. Так, мы можем разработать модель отдельной фирмы и использовать ее для прогнозирования изменения уровня выпуска продукции фирмы в результате, скажем, падения цен на сырье на 10 %.

Ни одна научная теория, в том числе и экономическая, не обладает абсолютной точностью. Полезность и значимость теории зависят от того, насколько успешно она объясняет и прогнозирует изучаемые явления. С этой целью теории постоянно проверяются практикой. В результате подобранной проверки теории нередко модифицируются, усовершенствуются, а иногда от них приходится даже отказываться. Процесс проверки и совершенствования теорий является принципиальным для развития экономики и науки.

При оценке теории важно понимать, что она не может быть справедливой абсолютно для всех случаев. Это относится к любой отрасли науки. Например, закон Бойля (В отечественной литературе - закон Бойля - Мариотта: произведение объема данной массы идеального газа и его давления постоянно при постоянной температуре; установлен независимо Р. Бойлем (1662) и Э. Мариоттом (1676) . ) . в физике устанавливает взаимосвязь между объемом, температурой и давлением газа . Закон основан на предположении, что отдельные молекулы газа ведут себя подобно крохотным эластичным биллиардным шарам. В настоящее время физики знают, что в действительности молекулы газа не всегда ведут себя таким образом, и отчасти из-за этого закон Бойля не срабатывает при крайних значениях давления и температуры. Тем не менее в большинстве случаев он прекрасно определяет динамику температуры газа при изменении давления и объема, а следовательно, является важным инструментом при проведении научных исследований и инженерных расчетов.

И в экономике дела обстоят подобным же образом. Например, фирмы не всегда максимизируют свою прибыль. Поэтому, может быть, теория фирмы имела лишь частичный успех в объяснении таких аспектов ее деятельности, как учет фактора времени в оценке эффективности инвестиционных мероприятий. Тем не менее теория объяснила обширный спектр явлений, касающихся хозяйственной деятельности и эволюции как фирм , так и целых отраслей промышленности . Она является важным инструментом в руках менеджеров и специалистов, ответственных за разработку политики фирм.

ПОЗИТИВНЫЙ АНАЛИЗ В СРАВНЕНИИ С НОРМАТИВНЫМ

Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике, а нормативный отвечает на вопрос, как должно быть. Предположим, правительство США устанавливает квоту на импорт автомобилей. Возникает вопрос: что произойдет с ценами на отечественные, объемом их производства и сбытом? Какое влияние это окажет на американских потребителей и на работающих в автомобильной промышленности? Все эти вопросы - область позитивного анализа. Позитивный анализ занимает центральное место в микроэкономике . Как уже указывалось , теория разрабатывается для объяснения экономических явлений , проверяется практикой и применяется для того, чтобы построить прогнозные модели.

Использование экономической теории при прогнозировании важно как для менеджеров фирм , так и для государственных деятелей. Предположим, рассматривается новый федеральный налог на бензин. С введением нового налога изменится цена на бензин, что должно изменить спрос на малолитражные автомобили, а также их использование в повседневной жизни и т. д. Для разумного планирования своей деятельности нефтяным и автомобилестроительным компаниям, производителям запасных частей к автомобилям и фирмам, занимающимся туризмом, потребуется определить, какими будут различные последствия изменения налоговой политики государства. Правительственным ведомствам и политическим деятелям также потребуются количественные оценки последствий введения нового федерального налога. Они должны будут определить дополнительные расходы потребителей (сгруппированных по категориям доходов), связь нового налога с получаемой дополнительной прибылью в нефтяной, автомобильной промышленности и сфере туризма, а также размер ежегодных поступлений в государственный бюджет.

Иногда мы хотим пойти далее объяснения и прогноза, чтобы ответить на вопрос: что же лучше? Ответ на него можно получить в результате нормативного анализа, который имеет важное значение и для менеджеров фирм, и для "архитекторов" новой государственной политики. Вернемся к примеру с новым налогом на бензин . Автомобильные компании захотят определить оптимальную (максимальную) прибыль, объемы выпуска больших и малолитражных автомобилей после принятия налога, размеры капиталовложений , необходимых для перехода к выпуску экономичных автомобилей . Политических лидеров будет интересовать вопрос о том, каким образом новый налог отвечает государственным интересам. Одни и те же политические цели (например, увеличение поступлений в государственный бюджет и уменьшение зависимости от импорта нефти) могут быть достигнуты с меньшими издержками при другом виде налога - пошлине на импортируемую нефть.

Нормативный анализ касается не только качественного выбора экономической политики . Он включает также разработку ее конкретных вариантов. Например, как только решено, что налог на бензин желателен, возникает вопрос о его размерах. Учитывая баланс расходов и доходов, мы задаемся вопросом о том, каков оптимальный размер налога на бензин.

Нормативный анализ зачастую дополняется оценочными суждениями. Например, сравнивая налог на бензин и пошлину на импортируемую нефть, можно прийти к заключению, что хотя налогом на бензин легче управлять , но он имеет гораздо большее воздействие на потребителей с низким доходом. В этот момент общество должно сопоставить социальную справедливость с экономической эффективностью . Когда привлекаются оценочные суждения, микроэкономика бессильна ответить на вопрос, в чем заключается наилучший вариант политики . Однако она может показать взаимовлияние факторов и тем самым поможет прояснить спорную проблему.

РЫНКИ И ЦЕНЫ

Мы можем подразделить отдельные экономические субъекты на две группы согласно их функциям - покупателей и продавцов. К покупателям относятся потребители, которые приобретают товары и услуги, а также фирмы, покупающие труд, капитал и сырье, при помощи которых они производят эти товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, продающие свои товары и услуги, трудящиеся, продающие свою рабочую силу, и владельцы ресурсов, которые сдают в аренду или продают их. Очевидно, что большинство людей и фирм действуют одновременно как покупатели и продавцы, но для нас удобнее считать их покупателями, когда они приобретают что-то, и продавцами, когда они чем-нибудь торгуют.

Взаимодействуя, покупатели и продавцы образуют рынок. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов , взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена. Следует отметить, что рынок не исчерпывается одной отраслью промышленности. Отрасль промышленности совокупность фирм , торгующих одним и тем же или родственными видами товаров.

Рынки являются центром экономической деятельности, и многие наиболее важные экономические проблемы связаны с функционированием рынка. Например, почему на некоторых рынках только несколько фирм конкурируют друг с другом, в то время как на других рынках представлено куда больше количество компаний? Обязательно ли обилие фирм - конкурентов означает выгоду для потребителей ? Следует ли правительству вмешиваться, когда на рынке действует всего несколько фирм? Почему на одних рынках цены быстро поднимаются и быстро снижаются, а на других они практически остаются на том же уровне? Какие рынки сулят лучшие возможности предпринимателю, собирающемуся начать свое дело?

КОНКУРЕНТНЫЕ И НЕКОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ

На рынке совершенной конкуренции имеется много покупателей и продавцов, а поэтому ни один отдельно взятый покупатель или продавец не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции . Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Многие другие рынки достаточно конкурентны , чтобы рассматривать их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди, например, имеет несколько десятков основных поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае , если один из поставщиков выходит из дела , влияние на цену было бы незначительным. Такая же картина наблюдается на многих рынках минерального и природного сырья - таких, как уголь, железо, олово или пиломатериалы.

Ряд рынков с небольшим числом поставщиков рассматриваются все-таки как конкурентные в целях анализа. Например, авиационные перевозки в США обслуживаются несколькими десятками компаний, но большая часть авиаперевозок приходится лишь на нескольких из них, тем не менее конкуренция между ними ( но не всегда!) достаточно жесткая, а поэтому в некоторых случаях (но не во всех) рынок рассматривается как конкурентный. Наконец, на ряде рынков много поставщиков и производителей, но эти рынки являются неконкурентными. Дело в том, что здесь отдельные фирмы могут повлиять на цену продукции. Мировой рынок нефти - один из таких примеров. С начала 70-х годов на рынке доминирует картель ОПЕК (картель группа коллективно действующих поставщиков или производителей).

На рынках совершаются сделки между покупателями и продавцами по определенным ценам. На конкурентном рынке обычно преобладает одна цена, которую называют рыночной ценой товара. Конечно, рыночная цена товара может меняться со временем, и даже быстро. Фондовая биржа, к примеру, высококонкурентна там, как правило, много покупателей и продавцов любых акций. Каждый, кто занимался операциями на фондовой бирже, знает , что цена отдельных акций колеблется ежеминутно и может резко меняться в течении одного дня. Аналогичным образом цены на такие товары широкого потребления, как пшеница, бобы сои, кофе, нефть , золото, серебро или пиломатериалы, могут резко снижаться или повышаться в течении дня или недели.

Мы часто сравниваем цену товара в настоящее время с той ценой, по которой этот товар продавался в прошлом, интересуемся, будет ли повышаться или понижаться цена в будущем. Чтобы такое сравнение было осмысленным, необходимо соизмерять цены на отдельные товары с общим их уровнем. В абсолютном выражении цена дюжины яиц сегодня во много раз выше, чем 50 лет назад , но относительно общего уровня цен дюжина яиц стоит дешевле . Следовательно, мы должны тщательно делать поправки на инфляцию, когда сравниваем цены в различные временные периоды . Это означает изменение цен в сопоставимых единицах.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Экономический анализ предложения и спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать : прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства ; оценка влияний правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот на потребителей и производителей.

Начнем с анализа графиков предложения и спроса, используемых для описания рыночного механизма. Известно, что без вмешательства правительства (т.е. без введения контроля за ценами или других законодательных мер) предложение и спрос придут в равновесие, на базе которого будут установлены рыночная цена и его общий объем производства.

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Рассмотрим кратко основную диаграмму"предложение - спрос".

На оси ординат обозначена цена единицы товара Р в долларах. Это цена, которую продавец получает за определенное предлагаемое количество товара и которую покупатель заплатит за определенное требуемое количество этого товара. Ось абцис показывает общее требуемое и предлагаемое количество товара Q в данный период времени.

Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производителя могут продать на рынке . Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени - за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Кривая спроса D показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Кривая идет вниз, потому что потребитель обычно предпочитает приобретать больше , если цена ниже . Например , более низкая цена позволит покупателям , приобретающим товар , покупать еще большее количество и даст возможность потребителям , которые ранее не могли позволить себе покупку , начать приобретать товар .

Две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения ( Равновесие означает такое состояние рыночной системы , которое характеризуется равенством спроса и предложения.), т.е. при равновесных цене и количестве товара. при цене Ро его предлагаемое и требуемое количество одинаково (Qо). В этой точке нет ни дефицита, ни избыточного предложения , а значит , нет давления на изменение цены в дальнейшем . Предложение и спрос не всегда уравновешены на рынке, например тогда, когда неожиданно меняются условия, но у рынков имеется тенденция к равновесию.

Чтобы понять, почему это происходит , предположим , что первоначально цена была выше равновесного уровня, например была равна Р1. Тогда производители будут пытаться изготовлять и приготовлять больше товара, чем потребители будут готовы его купить . Будет скапливаться излишек, и чтобы распродать этот излишек или по меньшей мере не допустить его роста , производителям следует снижать цену. Тогда цена будет снижаться спрашиваемое количество товара увеличиваться, а предлагаемое количество товара уменьшаться до тех пор, пока не будет достигнута цена равновесия Ро.

Противоположная ситуация возникнет, если цена первоначально была ниже Ро, положим Р2. Будет развиваться дефицит, потому что при этой цене потребители не смогут купить столько товаров , сколько они хотели бы. Это создает давление на повышение цены , когда потребители будут стараться обойти друг друга, чтобы купить имеющийся товар, а производители отреагируют на это повышением цен и расширением производства. В конечном итоге цена опять достигнет уровня Ро.

Строя и используя кривые предложения и спроса , предполагаем, что при определенной цене будет произведено и реалезовано определенное количество продукции. Это имеет смысл в том случае, если рынок хотя бы в первом приближении, является рынком свободной конкуренции, на котором обе стороны

продавцы и покупатели - мало влияют на изменение рыночной цены. Если же предложение контролируется единственным производителем (монополистом), то простого однозначного соотношения между ценой и предлагаемым количеством товара не будет. Причина заключается в том, что поведение монополиста зависит от формы и предложения кривой спроса. Если кривая сместится каким-нибудь образом, монополисту может оказаться выгодным фиксировать объем предложения . Поэтому когда мы строим кривые спроса и предложения, мы невнятно предполагаем, что имеем дело с конкурентными рынками.

ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующие производители и потребители готовы продавать и покупать в зависимости от цены, которую они получают или платят. Но, помимо цены, предложение и спрос определяются другими условиями . Например, количество товара , которое производители готовы продать, зависит не только от цены, но и от издержек производства. Спрос на товар зависит как от бюджета потребителей. так и от других факторов. Ниже мы определим, как изменение экономических условий или налоговой политики влияют на рыночные цены и предложения товаров. Чтобы сделать это , мы должны понять, как сдвигаются кривые предложения и спроса в ответ на изменения таких величин, как ставки заработной платы, капитальные затраты и доход.

Начнем с кривой предложения S. Она показывает, какой объем товара производители готовы продать в зависимости от цены на рынке . Например, при цене Р1 производимое и реализуемое количества продукции на рынке будет равно Q1. Теперь предположим, что стоимость сырья снизилась.

Снижение стоимости сырья, также как и любое снижение затрат , делает производство более прибыльным , стимулируя развитие производства и предоставляя новым фирмам возможность выйти на рынок со своим товаром. Поэтому если цена остается на уровне Р1, можно ожидать большего выпуска продукции, чем прежде. На рисунке это показано как рост Q1 до Q2. Выпуск растет независимо от цены , а поэтому вся кривая предложения сдвигается в право, что показано на рисунке как смещение S к S`.

Другой способ проследить воздействие снижения стоимости сырья - это представить себе, что производимое количество остается фиксированным Q1, и прикинуть, какую цену потребуют фирмы, чтобы производить это количество. Из-за того что затраты ниже, требуемая цена тоже будет ниже - Р2 на рисунке. Так будет обстоять дело независимо то количества произведенной продукции . Мы опять видим, что кривая предложения должна сдвинуться вправо.

Конечно же, и цена, и количество не обязательно останутся постоянными, когда снижаются издержки. Обычно и то, и другое меняется, в то время как новая кривая предложения приходит в равновесие с кривой спроса.

Это показано на следующем рисунке (3), Где кривая предложения сместилась с S к S` , как и на предыдущем рисунке (2). В итоге рыночная цена падает (с Р1 до Р3), а общее произведенное количество возрастает (с Q1 до Q3) . Как и следовало ожидать более низкие издержки, приводят к более низким ценам увеличению сбыта (несомненно, постепенное снижение издержек в результате технического прогресса и совершенствования управления представляет собой важную движущую силу экономического роста).

Обратимся теперь к рисунку (4), где функция спроса помечена буквой D. Как рост дохода потребителей влияет на спрос?

При большем доходе после уплаты налогов потребители могут расходовать больше денег на покупку любого товара, и некоторые потребители так и поступят в отношении большинства товаров. Если бы рыночная цена оставалась бы постоянной - Р1, можно было бы ожидать роста потребляемого количества, скажем с Q1 до Q2. Это произойдет независимо от того, какова рыночная цена, а поэтому итогом будет сдвиг кривой спроса вправо. На рисунке это отражено как сдвиг от D к D'. В качестве альтернативы мы можем задать такой вопрос: какую цену потребители заплатят, чтобы приобрести определенное количество товара Q1? При большем реальном доходе они будут готовы уплатить более высокую цену, скажем Р2 вместо Р1 на рисунке (4). Снова кривая спроса сместится вправо.

В целом ни цена , ни количество товара не останутся постоянными при увеличении реального дохода. Новые цена и количество в итоге приведут к равновесию спроса и предложения. Как видно на рисунке (5) , можно ожидать , что потребители заплатят более высокую цену Р3 , а фирмы будут производить большее количество Q3 в результате увеличения дохода.

Изменение цен на взаимосвязанные товары также влияют на спрос. Например, медь и алюминий являются товарами-заменителями, так как один может заменить другой в производственном потреблении; спрос на медь возрастает, если увеличится цена на алюминий . С другой стороны, бензин является дополнительным товаром по отношению к автомобилю , т. е. они используются совместно. Следовательно, снижение цен на бензин увеличивает спрос на автомашины . Поэтому сдвиг вправо кривой спроса на рисунке (5) может также быть результатом увеличения цены товара-заменителя или снижения цены дополнительного товара.

На большинстве рынков кривые и спроса , и предложения претерпевают время от времени определенные изменения . Доход потребителей меняется по мере экономического роста ( или сокращается по мере спада). Спрос на некоторые товары изменяется в зависимости от сезона ( топливо , купальные принадлежности, зонтики), в связи с изменением цен взаимозаменяемых товаров (рост цен на нефть увеличивает спрос на природный газ) или просто из-за меняющихся моды и вкусов. Аналогичным образом время от времени меняются размер заработной платы , капитальные вложения, цены сырья, что в значительной мере влияет на предложение товаров.

Кривые предложения и спроса могут использоваться для того, чтобы проследить последствия этих изменений. На рисунке (6) например, сдвиг вправо кривых предложения и спроса приводят к чуть более высокой цене (от Р1 до Р2) и значительно большему числу товара ( от Q1 до Q2). В целом оба показателя будут изменяться в зависимости как от сдвигов кривых спроса и предложения, так и от их формы. Чтобы предсказать размер и направление подобных перемен , необходимо количественно охарактеризовать зависимость предложения спроса от цены и других переменных.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СПРОСА

Как уже указывалось ранее , спрос на товар зависит от его цены , дохода потребителя и цен на другие товары. Аналогичным образом предложение зависит от цены на этот товар и издержек на его производство. Например, если цена на кофе возрастет, то снизится спрос на него и изменяется объем предложения . Однако зачастую мы хотим знать величину роста или снижения предложения и спроса. Насколько чувствителен спрос на кофе к изменению цен? Если цена поднимется на 10 % , как изменится спрос ? как изменится спрос , если доход возрастет на 5 % ? Чтобы ответить на подобные вопросы , воспользуемся понятием эластичности. Эластичность - мера реагирования одной переменной величины на изменение другой ; точнее это число , которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Важнейшим примером служит эластичность спроса от цены , которая отражает изменение требуемого количества товара по отношению к изменению цены. Эластичность указывает нам , какое процентное изменение спроса последует после однопроцентного увеличения цены товара.

Эластичность спроса от цены обычно представляет собой отрицательную величину . Когда цена товара повышается , его требуемое количество, как правило, снижается.

Эластичность спроса от цены должна изменяться в отдельной точке кривой спроса и будет в целом меняться по мере нашего движения по кривой.

СРАВНЕНИЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО И ДОЛГОВРЕМЕННОГО КОЭФФИЦИЕНТОВ ЭЛАСТИЧНОСТИ

При анализе спроса и предложения важно выделять продолжительность периода времени . Другими словами , если мы спрашиваем , на сколько меняется спрос или предложение в результате изменения цен , мы должны конкретно установить, через какой промежуток времени мы будем определять изменения требуемого или предлагаемого количества . Если мы рассматриваем короткий промежуток времени ( один год или менее ) , то речь идет о кратковременных спросе и предложении. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

СПРОС

Для многих товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не короткого промежутка времени. Одна из причин заключается в том , что людям требуется время, чтобы изменить свои потребительские привычки. Например, если даже цена на кофе резко возрастет, требуемое количество его будет снижаться только постепенно , так как потребители будут меньше кофе не сразу. Другая причина заключается в том, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленее . Например , спрос на бензин значительно эластичнее для длительного промежутка времени. Резкое повышение цены на бензин сокращает спрашываемое количество в короткий промежуток времени за счет меньшего числа поездок , но оно оказывает огромное влияние на спрос автомобили , вынуждая потребителей приобретать малолитражные и экономичные автомобили . Но замена старых автомобилей новыми требует длительного времени , количество требуемого бензина снижается тоже медленно.

С другой стороны, для определенных товаров характерна прямо противоположная картина - спрос более эластичен для кратковременного, а не долговременного периода. Эти товары ( автомобили, холодильники, телевизоры или оборудование в промышленности) являются товарами длительного пользования, и поэтому суммарный запас каждого товара , принадлежащий потребителям , велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок . Предположим, например, что цена на товар поднялась на 10 % и в результате суммарный запас, который хотят иметь потребители, снижается на 5 %. Первоначально это вызовет снижение покупок значительно больше, чем на 5 %. Но постепенно , по мере расходования запаса ( и замены изношенных деталей ), спрос снова вырастет. Поэтому на долговременном отрезке суммарный запас товара, принадлежащий потребителям, будет на 5 % меньше, чем до повышения цены. Эластичность спроса от дохода также различна для кратковременного и долговременного периодов. Для большинства товаров и услуг ( продуктов питания, напитков, топлива, индустрии развлечений и т. д. ) эластичность спроса от дохода больше на долговременном отрезке. Из-за того что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на кратковременные изменения дохода , отрасли, производящие товары длительного пользования , весьма чувствительны к изменению макроэкономических условий . В частности, это касается цикла деловой активности - спадов и бумов. Недаром эти отрасли нередко называют "цикличными" - их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в валовом национальном продукте и национальном доходе.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Эластичность предложения также различается в долгосрочном и краткосрочном периодах. Для большинства изделий в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее от цены , чем в краткосрочном , потому что фирмы сталкиваются с ограничениями производственных возможностей на коротком временном отрезке и нуждаются во времени , чтобы расширить свои производственные возможности путем строительства новых мощностей и найма рабочих для работ на новом производстве. Этим мы не хотим сказать, что предложение быстро не возрастет, если цена быстро подскочит. Даже за короткий промежуток времени фирмы могут увеличить выпуск товаров , используя существенные производственные мощности , увеличивая продолжительность рабочей недели , выплачивая сверхурочные и привлекая в экстренных случаях дополнительную временную рабочую силу. Но фирмы смогут расширить выпуск в значительно больших размерах, если у них есть время на развитие производственных мощностей и наем большого числа постоянных рабочих. По ряду товаров и услуг предложение на коротком отрезке на коротком отрезке времени совершенно неэластично. Сдача домов в аренду в большинстве городов тому пример . В пределах очень короткого периода из-за фиксированного числа арендуемых домов рост спроса лишь подтолкнет к повышению цены. На более длительном отрезке при отсутствии контроля за арендной платой высокие цены обеспечат стимул для модернизации существующих зданий и строительства новых, и поэтому размер предложения увеличится. Однако для большинства товаров и услуг фирмы могут найти способы, чтобы увеличить выпуск даже за короткий промежуток времени, если ценовой стимул достаточно силен . Проблема заключается в том, что из - за ограничений, с которыми сталкиваются фирмы, быстрое увеличение выпуска связано со значительными расходами, и поэтому для небольшого увеличения предложения в короткие сроки может потребоваться большее увеличение цен.По ряду товаров предложение более эластично в короткие,а не в длительные промежутки времени. Такие товары являются товарами вторичного пользования, т.е. могут быть вторично переработаны и вновь выступить как часть предложения при повышении цен. Примером служит вторичное использование многих металлов (т.е. предложение металлолома , который который регулярно переплавляется). Когда цена меди растет, это стимулирует вторичное использование лома меди, и поэтому вначале объем вторичного предложения быстро увеличивается. Но в конце концов запас высококачественного лома снизится, делая новое производство меди более дорогим, так что вторичное предложение сократится. В результате долговременная эластичность вторичного предложения будет меньше , чем эластичность кратковременная.

КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА НАД ЦЕНАМИ

В США и большинстве других промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства. Помимо введения налогов и предоставления субсидий, правительство часто регулирует рынки (даже рынки свободной конкуренции) различными способами. Здесь мы рассмотрим, как использовать зависимости между предложением и спросом для анализа воздействия одной общераспространенной формы государственного регулирования: контроля над ценами.

На рисунке (7) показано воздействие контроля над ценами: Ро и Qо представляют собой равновесные цену и количество (т.е. цену и объем продаж, которые установились бы без правительственного вмешательства). Правительство, однако, находит цену Ро слишком высокой и устанавливает , что цена не должна быть выше максимальной цены, которую мы обозначаем как Рmax. Каков будет результат? Из-за того, что цена ниже равновесной производители (особенно те, у кого высокие издержки) будут производить меньше и предложение будет равно Q1. С другой стороны, потребители увеличат спрос при этой низкой цене - они захотят приобретать количество Q2. Поэтому спрос превышает предложение, и в скоре возникнет дефицит, или избыточный спрос. Объем этого избыточного спроса составит Q2

Q1.

Этот избыточный спрос принимает форму очередей, как это происходило зимой 1974 г. и летом 1975 г., когда водители выстраивались в колонну, чтобы купить бензин ( в обоих случаях очереди за бензином были результатом контроля над ценами. Правительство не допустило, чтобы на внутреннем рынке цены на масло и бензин поднялись вместе с мировыми ценами на нефть). Иногда избыточный спрос принимает форму ограничений и нормирования поставок, как это было с контролем цен на природный газ, что привело в середине 70-х годов к нехватке газа, когда промышленные потребители газа сократили потребление и некоторые заводы были вынуждены закрыться. Иногда, когда искусственно завышается спрос, он переключается на другие рынки. Например, в 60-е годы контроль над ценами на природный газ еще не вызвал ограничений , но потенциально новые покупатели не могли подключаться к системе трубопроводов и были вынуждены вместо газа использовать нефть.

От контроля над ценами кто-то выигрывает, а кто-то и проигрывает . Рисунок ( 7 ) предполагает, что производители проигрывают - они получают низкую цену и некоторые прекращают деятельность в рамках отрасли промышленности . Некоторые потребители, но далеко н е все, выигрывают. Потребители, которые могут приобрести товар по более низкой цене, явно в выигрыше, но те, кто был посажен на "норму" и не смог вообще купить товар , оказываются в трудном положении.

ВЫВОДЫ

1. Микроэкономика изучает механизм принятия решений отдельными экономическими субъектами: потребителями, трудящимися, вкладчиками капитала, владельцами ресурсов и отдельными фирмами. Она также исследует взаимодействия потребителей и фирм, формирующих рынки и отрасли промышленности.

2. Микроэкономика основывается на применении теории, которая может (упрощенным способом) помочь объяснить действия отдельных экономических субъеков и сделать соответствующий прогноз на будущее. Модели, представляющие собой математическое выражение теории, применяются для иллюстрации данного объяснения и в процессе прогнозирования.

3. Микроэкономика занимается объяснением и прогнозированием экономических явлений. Но микроэкономика важна также и для нормативного анализа, при котором мы отвечаем на вопрос, какая альтернатива лучше - для фирмы или для общества в целом. Нормативный анализ во многих случаях должен сочетаться с отдельными оценочными суждениями, так как здесь могут рассматриваться проблемы равенства и справедливости, так же как и экономической эффективности.

4. К понятию рынка относится совокупность покупателей и продавцов, в результате взаимодействия которых возможность сбыта и приобретения товаров и услуг. Микроэкономика занимается изучением как конкурентных рынков, где один отдельно взятый покупатель или продавец не имеет влияния на цену, так и неконкурентных рынков, где отдельные агенты могут воздействовать на цены.

5. Чтобы элиминировать влияние инфляции, мы используем сопоставимые, а не действующие цены. Сопоставимые цены рассчитывают по агрегированному индексу цен - такому как ИПЦ.

6. Анализ кривых спроса и предложения является одним из основных инструментов микроэкономики. На конкурентном рынке кривые предложения и спроса указывают, сколько продукции произведено фирмами и каким будет спрос потребителей при определенной цене.

7. Рыночный механизм имеет тенденцию к равновесию (т.е. цена движется к уровню рыночной распродажи), с тем чтобы не было ни избыточного спроса, ни избыточного предложения.

8. Эластичность характеризует реакцию предложения спроса на изменение цены, дохода и других переменных. Например, эластичность спроса от цены показывает изменение требуемого количества в процентах в результате увеличения цены на 1 .

9. Эластичность относится к тем или иным временным рамкам, и для большинства товаров важно различать кратковременный и долговременный коэффициенты эластичности.

10. Если мы может рассчитать, хотя бы приблизительно, кривые предложения и спроса на определенный товар, мы можем вычислить цену, приравнивая предложение и спрос. Если мы также знаем, насколько предложение и спрос зависят от других экономических переменных величин (таких, как доход или цены на другие товары), мы можем вычислить, как будут меняться равновесные цена и объем продаж при изменении других переменных. Это одно из средств, объясняющих или прогнозирующих поведение на рынке.

11. Простой численный анализ можно выполнить, сопоставляя данные о ценах и количествах кривыми предложения и спроса и оценивая эластичность. По многим рынкам такие данные существуют, и простейшие расчеты могут помочь нам лучше понять характеристики и поведение рынка.