Порядок учета эксплуатации и выбытия собственных основных средств

Порядок учета эксплуатации и выбытия собственных основных средств

Введение

Стремительные темпы развития рыночной экономики в России приводят к постоянному изменению законодательства, регулирующему рыночные отношения. Приняты такие основные документы, как Налоговый кодекс РФ в двух частях, постоянно вводятся в действие новые стандарты по бухгалтерскому учету, с 1 января 2001 года Россия перешла на новый план счетов бухгалтерского учета.

Принятие новых стандартов учета и законодательных актов, регулирующих вопросы налогообложения, влекут за собой значительные изменения в вопросах бухгалтерского учета и налогообложения хозяйственных операций с объектами основных средств.

Так произошли существенные изменения, связанные с постепенным переходом отечественного бухгалтерского учета на международные стандарты.

Применительно к бухгалтерскому учету эти изменения связанны с введением в действие с 01.01.2004 г.:

- новых Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств;

- с появлением новых нормативных документов, регламентирующих правила бухгалтерского учета основных средств, в частности, Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03 и др.;

- новых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств.

Применительно к налоговому учету эти изменения связаны с вступлением в силу с 01.01.2004 г. многочисленных изменений и дополнений в главы 21 «Налог на добавленную стоимость» и главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового Кодекса РФ.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.

Также хочется отметить, что наибольшие трудности в деятельности работников бухгалтерских служб вызывают вопросы налогообложения операций с основными средствами, в частности вопросы учета налога на добавленную стоимость и налога на прибыль на различных стадиях движения основных средств (от стадии поступления до стадии их выбытия из организации).

Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает региональные процессы производства, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние предприятия, служит основой для планирования его деятельности.

На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения. Одним из показателей эффективного применения основных фондов является увеличение: времени их работы (путем сокращения простоев); коэффициента сменности; производительности (на базе внедрения новой техники и технологии); фондоотдачи (т. е. увеличения выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждый рубль основных фондов).

Актуальность темы: «Порядок учета эксплуатации и выбытия собственных основных средств» заключается в том, что основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно–техническую базу и определяют производственную мощь предприятия. Стоимость основных средств, сумма износа занимают большой удельный вес в имуществе и себестоимости продукции, а также оказывают влияние на размер прибыли и налогов предприятия.

Целью курсовой работы является решение задач, поставленных перед ней:

- раскрыть экономическое содержание понятия «собственных основных средств»;

- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования;

- показать:

- финансовый учет эксплуатации и выбытия основных средств;

- налоговый учет эксплуатации и выбытия основных средств;

- управленческий учет движения основных средств;

- провести анализ учетных процедур по движению основных средств предприятия.

Курсовая работа имеет важное значение, т. к. в ней рассмотрены актуальные вопросы по учёту выбытия собственных основных средств с использованием данных годовой отчётности за 2003 и 2004 г.г. Управления специальной связи (УСС) по Орловской области.

1 Экономическое содержание понятия «собственные основные средства»

Собственные основные средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют ее технический уровень, ассортимент, количество и качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Эффективность использования собственных основных средств в значительной степени зависит от организации бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации, необходимой для принятия управленческих решений. К такой информации, в частности, относятся сведения о наличии и техническом состоянии объектов собственных основных средств, получаемые в процессе инвентаризации. На основе указанной информации принимаются решения о списании с баланса неиспользуемых объектов собственных основных средств путем продажи или ликвидации [23, с.7].

Для идентификации активов организации в качестве собственных основных средств необходимо учитывать их определения, содержащиеся в нормативных актах по бухгалтерскому учету, принимая во внимание, что указанные определения имеют отдельные различия.

Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н, основные средства – это совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Для целей бухгалтерского учета понятие «основные средства» раскрывается через конкретный перечень единовременно выполняемых условий, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

Согласно п. 4 ПБУ 6/01 в качестве основных средств к бухгалтерскому учету может быть принято имущество, которое единовременно отвечает следующим условиям:

- используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

- используется в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- не предполагается последующая перепродажа данных активов;

- способно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно ПБУ 6/01 активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств исходя только из срока их полезного использования.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

Предметы со сроком полезного использования, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев, независимо от их стоимости, должны относиться к основным средствам, а предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев должны учитываться применительно к порядку, установленному для учета материалов.

Согласно разъяснениям департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ термин обычный операционный цикл является характеристикой производственного процесса как средняя продолжительность изготовления продукции (работы, услуги) от начала до окончания в конкретной организации. В случае если обычный операционный цикл в организации составляет 15 месяцев, то средства труда со сроком полезного использования до 15 месяцев могут учитываться как материалы, а со сроком свыше 15 месяцев должны учитываться как основные средства.

Для целей бухгалтерского учета организациям разрешено списывать на затраты на производство или на расходы на продажу объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике, исходя из технологических особенностей. При этом в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением [23, с.10].

ПБУ 6/01 относит к основным средствам: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительную технику, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 к основным средствам отнесены также квартиры, которые ранее учитывались в составе нематериальных активов.

Нормы ПБУ 6/01 не применяются в отношении:

- машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность;

- предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути;

- капитальных и финансовых вложений.

ПБУ 6/01 подразделяет объекты основных средств на амортизируемое и не амортизируемое имущество.

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, следующая информация:

- о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

- о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);

- о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов) и др.

Принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета основных средств должна быть отражена в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 257 главы 25 НК РФ для целей налогового учета под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.

Глава 25 НК РФ также подразделяет объекты основных средств на амортизируемое и не амортизируемое имущество.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.

Основные средства стоимостью до 10000 руб. включительно, учтенные в качестве таковых для целей бухгалтерского учета, для целей налогообложения прибыли не признаются основными средствами.

Главой 25 НК РФ установлено, что к амортизируемому имуществу не относятся земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Для целей налогового учета в состав амортизируемого имущества не включаются:

- имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;

- имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

- имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного организацией-налогоплательщиком при приватизации;

- объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с при влечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;

- продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);

- приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства;

Применительно к основным средствам налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, связанных с движением основных средств в течение отчетного (налогового) периода.

Система налогового учета формируется организацией самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Порядок ведения налогового учета основных средств устанавливается организацией в учетной политике, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Основной целью налогового учета является формирование порядка признания доходов и расходов и порядок определения даты реализации (выбытия) амортизируемого имущества в целях исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций.

В целях налогообложения прибыли при налоговом учете основных средств должно предусматриваться формирование информации: о первоначальной стоимости амортизируемого имущества, выбывшего в отчетном (налоговом) периоде; об изменениях первоначальной стоимости таких основных средств при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации; о принятых организацией сроках полезного использования основных средств; о способах начисления и сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество выбыло; о цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи; о дате приобретения и дате выбытия имущества; о дате передачи имущества в эксплуатацию, о дате исключения из состава амортизируемого имущества по основаниям, предусмотренным в НК РФ, о дате консервации имущества, о дате окончания договора безвозмездного пользования, о дате завершения работ по реконструкции, о дате модернизации; о понесенных организацией расходах, связанных с выбытием амортизируемого имущества, а также расходах по хранению, обслуживанию и транспортировке выбывшего имущества.

Таким образом, бухгалтерский и налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации учёта хозяйственных операций, связанных с движением основных средств в течение отчетного (налогового) периода.

2 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования

Управление специальной связи (УСС) по Орловской области является филиалом Государственного унитарного предприятия Главный центр специальной связи (ГЦСС) Госкомсвязи РФ и не является юридическим лицом. В своей деятельности УСС руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, приказами, распоряжениями, инструкциями начальника ГЦСС и положением «О филиале Государственного унитарного предприятия Главный центр специальной связи Госкомсвязи РФ». Филиал имеет отдельный баланс, счета в банковских учреждениях и гербовую печать со своим наименованием.

В соответствии с положением и Уставом ГЦСС предметом деятельности УСС является предоставление услуг специальной связи по приему, хранению, перевозке и доставке отправлений, содержащих сведения, изделия и иные материалы, составляющие государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну; иных ценных отправлений органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам Российской Федерации, а также драгоценных металлов и камней от мест их добычи к местам переработки и до потребителей, изделий из драгоценных металлов и камней, банкнот и ценных бумаг.

Основными целями деятельности УСС являются организация и обеспечение выполнения функций подразделениями специальной связи по Орловской области. Для достижения своих целей УСС вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Имущество филиала составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, находящиеся в хозяйственном ведении УСС, стоимость которых отражается на балансе УСС. Материальные ценности, относящиеся к основным средствам, находящиеся в пользовании филиала, могут быть реализованы (списаны с баланса) с разрешения начальника ГЦСС в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

УСС возглавляет начальник, назначенный на должность приказом начальника ГЦСС. Начальник руководит всей деятельностью филиала и действует от имени ГЦСС на основании доверенности. Непосредственно начальнику подчиняются заместитель начальника, помощник начальника и главный бухгалтер. Все работники управления руководствуются должностными инструкциями.

Для более полного исследования Управления специальной связи (УСС) по Орловской области необходимо провести анализ его финансово-хозяйственной деятельности. Составим таблицу 2.1 Показатели финансово-хозяйственной деятельности Управления специальной связи (УСС) по Орловской области используя данные годовой отчётности за 2002 г. (Приложение А), за 2003 г. (Приложение Б), за 2004 г. (Приложение В)

Таблица 2.1 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности Управления специальной связи (УСС) по Орловской области

№№п/п

Показатели

2003

2004

2004 к 2003

В действующих ценах

В соп. ценах

Темп роста

%

отклонение

в тыс.

руб.

1

2

3

4

5

6

7

1.

Выручка от продажи товаров, работ, услуг без НДС

6465

7459

6678

115,5

+994

2.

Себестоимость

проданных товаров, работ, услуг - сумма, тыс. руб.

- уровень, %

5506

85,16

6233

83,56

5580

83,56

113,2

98,12

+727

-1,6

3.

Прибыль от продаж

- сумма,

тыс.руб.

- уровень, %

959

14,83

430

5,76

385

5,76

44,8

38,8

-529

-9,07

1

2

3

4

5

6

7

4.

Прочие операционные доходы

-сумма, тыс. руб.

- уровень, %

10

0,15

-

-

-

-10

-0,15

5.

Прочие операционные расходы

-сумма, тыс. руб.

- уровень, %

36

0,56

41

0,55

37

0,55

113,9

98,2

+5

-0,01

6.

Внереализационные доходы

-сумма, тыс. руб.

- уровень, %

-

7

0,09

6

0,09

-

+7

+0,09

7.

Внереализационные расходы

-сумма, тыс. руб.

- уровень, %

249

3,85

49

0,66

44

0,66

19,7

17,1

-200

-3,19

8.

Прибыль до

налогообложения

-сумма, тыс. руб.

- уровень, %

686

10,61

351

4,71

314

4,71

51,2

44,4

-335

-5,9

9.

Уровень рентабельности, %

17,42

6,9

6,9

39,6

-10,52

10.

Чистая прибыль (убыток отчётного года)

-сумма, тыс. руб.

- уровень, %

451

6,98

254

3,41

227

3,41

56,3

48,9

-197

-3,57

11.

Фонд оплаты труда

-сумма, тыс. руб.

- уровень, %

2885

44,7

3456

46,3

3094

46,3

119,8

103,6

+571

+1,6

12

.

Среднесписочная

численность работников, чел.

58

58

58

-

-

13.

Среднемесячная заработная плата, руб.

4145

4966

4445

119,8

+821

Анализируя показатели финансово-хозяйственной деятельности Управления специальной связи (УСС) по Орловской области за 2003-2004 г.г. следует отметить:

- выручка от продажи выросла в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 994 тыс. руб. или на 15,5 процентных пункта; выручка от реализации возросла на 31 процентный пункт; увеличилась прибыль от реализации на 23 процентных пункта, внереализационные доходы - на 43 процентных пункта (с учетом коэффициента инфляции, равного 1,117)

- рост себестоимости объясняется инфляцией

- снизилась прибыль от продаж в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 529 тыс. руб. или на 55,2 процентных пункта.

Снижение прибыли произошло за счёт увеличения себестоимости.

- Прибыль до налогообложения в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 335 тыс. руб.

- произошло снижение прочих операционных доходов в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 10 тыс. руб., увеличились и операционные расходы, прочие операционные расходы превышают прочие операционные доходы.

- чистая прибыль отчётного года в 2004 г. снизилась в 2004 по сравнению с 2003 г. на 197 тыс. руб.

Среднемесячная заработная плата в 2004 году по сравнению с 2003 г. увеличилась на 821 тыс. руб., среднесписочная численность не изменилась, увеличился фонд оплаты труда на 571 тыс. руб.

Рассмотренные в таблице 2.1 показатели позволяют сделать выводы о том, что наблюдается снижение прибыли и рентабельности.

Показатели финансово-хозяйственной деятельности дополняют показатели платежеспособности предприятия, которые характеризуют его финансовое состояние.

При анализе необходимо учитывать нормы данных коэффициентов, которые применяются в мировой практике, а также отраслевые особенности

Коэффициент текущей ликвидности

, (1)

где

ТА (текущие активы) – итог II раздела баланса,

КО (краткосрочные обязательства) – итог V раздела пассива баланса

В Управлении специальной связи (УСС) по Орловской области данный

показатель равен:

Предприятие обладает достаточным оборотным капиталом для ведения финансово-хозяйственной деятельности и погашения обязательств, так как нормальным считается коэффициент равный 2 и выше, а на предприятии он равен в 2003, 2004 г.г. – 6,63 и 8,88 соответственно.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

В соответствии с той определяющей ролью, какую играют для анализа финансовой устойчивости абсолютные показатели обеспеченности предприятия средствами источников формирования запасов и затрат, одним из главных относительных показателей устойчивости финансового состояния является коэффициент обеспеченности собственными средствами.

Его нормальное ограничение, получаемое на основе статистических усреднений данных хозяйственной практики, имеет следующий вид:

Кос ³ 0,6¸0,8.

(2)

где

СК (собственный капитал) – итог III раздела пассива баланса

ВА (внеоборотные активы) – итог I раздела актива баланса

ТА (текущие активы) – итог II раздела баланса,

В Управлении специальной связи (УСС) по Орловской области данный показатель равен:

Из рассчитанных коэффициентов видно, что в 2003 г. и в 2004 г. предприятие было обеспечено собственными средствами, так как показатель больше 0,6-0,8. Если сравнить дебиторскую и кредиторскую задолженности, можно сделать вывод, что предприятие использует нерациональную политику привлечения средств. Дебиторская задолженность выше кредиторской, а это значит, что предприятие привлекает в свой оборот меньше средств, чем извлечено из его оборота.

Положение Управления специальной связи (УСС) по Орловской области достаточно устойчиво, предприятие может отвечать по своим обязательствам, финансово независимо от внешних источников, но следует пересмотреть дебиторскую задолженность и своевременно погашать её.

С помощью коэффициента текущей ликвидности можно рассчитать коэффициент утраты платежеспособности за период, равный 3 месяцам по следующей формуле:

КВП = N > 1, (3)

где

Ккон, Кнач – коэффициенты текущей ликвидности на конец и на начало года,

П – период утраты платежеспособности (3 месяца),

Т – анализируемый период,

N – норма для данного коэффициента

КВП = = 0,45

Так как на предприятии КВП = 0,45 < 1, значит, оно может утратить свою платежеспособность в ближайшие 3 месяца.

Таким образом, Управление специальной связи (УСС) по Орловской области финансово не зависимо от внешних источников, прибыльно, но прибыль в 2004 по сравнению с 2003 снижается, платежеспособно, но существует риск финансовых затруднений в ближайшие 3 месяца предприятие может утратить платежеспособность.

3 Финансовый учет эксплуатации и выбытия основных средств

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п.29ПБУ6/01) [7, С.15].

Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания вследствие морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций [23, С.140].

Бухгалтерский учет доходов и расходов, связанных с выбытием основных средств, ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в разрезе субсчетов: 91субсчет 1 «Прочие доходы» и 91 субсчет 2 «Прочие расходы». По кредиту субсчета 91 субсчет 1 «Прочие доходы» отражаются поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств. По дебету субсчета 91 субсчет 2 «Прочие расходы» списывается остаточная стоимость основных средств, производится начисление НДС в установленных главой 21 НК РФ случаях и других расходов, связанных с их выбытием. Финансовый результат от выбытия основных средств можно определить только по данным аналитического учета путем сопоставления дебетового оборота по субсчету 91 субсчет 2«Прочие расходы» и кредитового оборота субсчета 91 субсчет 1 «Прочие доходы» [2, С.255].

Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01). В бухгалтерском учете при этом составляются следующие записи:

Основное средство ксерокс списан по причине морального и физического износа. (приложение В).

Для определения остаточной стоимости выбывающего объекта основных средств к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств», на котором остаточная стоимость формируется следующими записями:

Дебет 01 «Основные средства»

Субсчет 2 «Выбытие основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - 18479, 17 руб. - списана первоначальная стоимость выбывающего ксерокса (приложение В)

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства»

Субсчет «Выбытие основных средств» -18479, 17 руб. - списана

сумма амортизации, начисленной по ксероксу за время эксплуатации (за период с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в

эксплуатацию, до конца месяца, в котором объект выбыл) - (приложение В)

Остаточная стоимость подлежащего списанию с бухгалтерского учета объекта основных средств отражается в качестве операционного расхода записью:

Дебет 91

Субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 01 «Основные средства»

Субсчет «Выбытие основных средств» - нет остаточной стоимости, ксерокс полностью амортизирован (приложение В).

Если выбывший объект основных средств подвергался переоценке, сумма его дооценки переносится с добавочного капитала в нераспределенную прибыль организации (п. 15 ПБУ 6/01) и в определении финансового результата от выбытия не участвует:

Выручка от продажи основных средств принимается к бухгалтерскому учёту на дату перехода права собственности на объект к покупателю (п. 16 ПБУ 9/99).

В бухгалтерском учете организации сделаны такие записи:

Дебет 01«Основные средства»

Субсчет «Выбытие основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - списана первоначальная стоимость проданного компьютера 10521, 67 руб. (приложение Г);

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01

Субсчет «Выбытие основных средств» - списана сумма амортизационных отчислений по переданному покупателю компьютеру -

- 5500 руб.;

Дебет 91

Субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 01 «Основные средства»

Субсчет «Выбытие основных средств» - отражена в составе операционных расходов остаточная стоимость компьютера –

5021,67 руб.;

Дебет 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Кредит 91

Субсчет 1 - отражена стоимость компьютера по договору купли-продажи 17700 руб.;

Дебет 91

Субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 68

Субсчет «Расчеты по НДС» - начислен НДС по проданному компьютеру - 2700 руб.

Счет-фактура регистрируется в книге продаж, поскольку учетной политикой предусмотрено возникновение обязательств перед бюджетом по уплате НДС по мере отгрузки товаров (работ, услуг);

Дебет 91

Субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Кредит 99 «Прибыли и убытки - отражена прибыль от продажи компьютера – 9978,33 руб.;

Дебет 68

Субсчет 2 «Расчеты по НДС»

Кредит 51 «Расчётные счета» - уплачен в бюджет НДС 2700 руб.

Организации могут передавать объекты основных средств в обмен на другое имущество.

Такая передача оформляется договором мены. К договору мены применяются правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), если это не противоречит существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п. 2 ст. 567 ГК РФ). Статьей 570 ГК РФ установлено, что право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно, после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами. В связи с этим в бухгалтерском учете не может быть отражена выручка от продажи основных средств по договору мены, пока второй стороной договора не будет произведена встречная поставка.

Для целей бухгалтерского учета поступления (выручка) от продажи основных средств по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость таких товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (п. 6.3 ПБУ 9/99). При невозможности установить стоимость ценностей, полученных организацией, величина поступления определяется стоимостью товаров, переданных или подлежащих передаче, которая определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет выручку в отношении аналогичных товаров.

Поскольку право собственности на обмениваемое имущество переходит к покупателям после выполнения встречных поставок обеими сторонами договора мены, то и момент определения налоговой базы по НДС по выбывшему имуществу возникает при выполнении этого условия. Согласно пункту 41.1 Методических рекомендаций по НДС у налогоплательщика фактической оплатой реализованных на условиях мены товаров (работ, услуг) является день принятия на учет встречных товаров (работ, услуг). Сумма налога исчисляется исходя из продажной стоимости основных средств с учетом акцизов и без включения НДС (по основным средствам, учтенным без НДС) или с суммы разницы между продажной ценой реализуемого объекта и его остаточной стоимостью (по основным средствам, учтенным по стоимости, включающей сумму «входного» НДС).

Управление специальной связи (УСС) передает объект, бывший в эксплуатации: первоначальная стоимость - 80 000 руб., амортизационные отчисления за время эксплуатации - 32 000 руб. (приложение Д). Согласно экспертному заключению оценщика рыночная стоимость объекта основных средств - 56 000 руб. В бухгалтерском учёте отразили следующим образом:

Дебет 01«Основные средства»

Субсчет 2 «Выбытие основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» - 80 000 руб. - списана первоначальная стоимость проданного автомашину;

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01

Субсчет «Выбытие основных средств» - списана сумма амортизационных отчислений по переданной автомашине - 32 000 руб.;

Дебет 91

Субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 01 «Основные средства»

Субсчет «Выбытие основных средств» - 48000 руб. - отражена в

составе операционных расходов остаточная стоимость автомашины;

Дебет 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»

Кредит 91

Субсчет 1 – 56000 руб. отражена стоимость автомашины по договору купли-продажи;

Дебет 91

Субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 68

Субсчет «Расчеты по НДС» - 8542,37 руб. - начислен НДС по про

данной автомашине.

Счет-фактура регистрируется в книге продаж, поскольку учетной политикой предусмотрено возникновение обязательств перед бюджетом по уплате НДС по мере отгрузки товаров (работ, услуг);

Дебет 99 «Прибыли и убытки

Кредит 91

Субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - 542,37 руб. –

отражен убыток от передачи автомашины;

Дебет 68

Субсчет 2 «Расчеты по НДС»

Кредит 51 «Расчётные счета» - 8542,37 руб. - уплачен в бюджет НДС.

Дебет 91

Субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

Порядок списания основных средств по причине морального или физического износа прописан в пунктах 77-80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.

Списание объекта основных средств осуществляет комиссия, назначенная руководителем организации, в состав которой входят соответствующие должностные лица (главный инженер или заместитель руководителя - председатель комиссии; начальники соответствующих структурных подразделений главный бухгалтер и лица, на которые возложена ответственность сохранность основных средств). Если организация обладает большим количеством основных средств, то может быть создана постоянно действующая комиссия. Комиссия производит осмотр объекта, подлежащего списанию; устанавливает его непригодность к дальнейшему использованию, причины списания (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации аварии, стихийные бедствия, длительное неиспользование объекта для производства продукции и др.); выявляет конкретных лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производит их оценку. В компетенцию комиссии также входит контроль за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса.

Выбытие основных средств оформляется Актом о списании основных средств (форма № ОС-4); Актом о списании автотранспортных средств форма № ОС-4а) или Актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-46), которые составляются в двух экземплярах.

В акте указываются данные, характеризующие объект; дата принятия объекта к бухгалтерскому учету; инвентарный номер; год изготовления или постройки; дата ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; первоначальная (восстановительная) стоимость и сумма начисленной амортизации; количество и стоимость произведенных ремонтов; причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления; состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов и возможность их использования. Акт утверждает руководитель организации.

При списании автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля, дается техническая характеристика агрегатов и деталей и возможность использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены в результате разборки. Если автотранспортное средство списывается вследствие аварии, то к акту на списание прилагается копия акта об аварии, а также поясняется причины, вызвавшие аварию, и указываются меры, принятые в отношении виновных лиц.

Детали, узлы и агрегаты разобранных и демонтированных основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания. Непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье. В случае если объект основных средств списывается «результате ликвидации и не подлежит полезному использованию, в бухгалтерии Должны иметься документы об утилизации лома или утиля (вывоз на полигон, сдача в металлолом и пр.).

В бухгалтерии на оборотной стороне акта указываются сведения о затратах, связанных со списанием объекта, и материальных ценностях, полученных от его списания, а также определяется финансовый результат. На основании оформленного акта в инвентарной карточке или инвентарной книге делается отметка о выбытии объекта основных средств с указанием даты и причины выбытия. Соответствующая отметка производится и в инвентарном списке по месту нахождения списанного объекта. После этого акт передается на подпись главному бухгалтеру, который производит запись о том, что инвентарная карточка на списанный объект закрьгга. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, при принятии к учету объекта основных средств, имеющего составные части с разным сроком полезного использования каждая такая часть подлежит учету как отдельный инвентарный объект.

Поэтому при ликвидации такого объекта списание каждой части оформляется отдельным актом.

Списание основных средств вследствие физического и морального износа не признается объектом обложения НДС (ст. 146 НК РФ). При списании не полностью амортизированного объекта основных средств необходимо восстановить, ранее предъявленный к налоговому вычету «входной» НДС (в соответствующей доле), поскольку использование этого объекта в производственных целях прекращено до истечения срока его полезного использования.

В бухгалтерском учете организации списание грузового автомобиля отражено следующими записями:

Дебет 01 «Основные средства»

Субсчет 2 «Выбытие основных средств»

Кредит 01 - 110 000 руб. - списана первоначальная (восстановительная) стоимость автомобиля (приложение З)

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - 75 000 руб. - списана сумма начисленных амортизационных отчислений;

Дебет 91

Субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 01 «Основные средства»

Субсчет «Выбытие основных средств» -35 000 руб. (110 00075000) - отражена остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 83 «Добавочный капитал»

Кредит 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток»- 30 000 руб. - присоединена к нераспределенной прибыли сумма дооценки по списанному автомобилю;

Дебет 91

Субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 68

Субсчет 2 «Расчеты по НДС» -5090руб.(16000х35000:110 000) восстановлена сумма «входного» НДС в доле, относящейся к остаточной стоимости списанного автомобиля;

Дебет 91

Субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 23 «Вспомогательные производства» - 8000 руб. - списаны расходы ремонтных мастерских по разборке грузового автомобиля;

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 91

Субсчет 1 «Прочие доходы» - 15 000 руб. (10 000 + 5000 – оприходованы по рыночной стоимости запасные части, полученные при разборке автомобиля;

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 91

Субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» - 33 090 руб. (35 000

+ 5090 + 8000 - 15 000) - списан убыток от ликвидации объекта основных средств.

Разборка (демонтаж) списываемых объектов основных средств может осуществляться силами сторонних организаций. Уплаченные таким организациям в составе стоимости работ суммы НДС налоговому вычету не подлежат, так как списание основных средств не признается объектом налогообложения (ст. 171 НК РФ). Стоимость работ сторонних организаций, связанных со списанием основных средств, отражается по дебету счета 91-2 в сумме, включающей предъявленный НДС.

Учтенные на балансе организации объекты основных средств могут быть утрачены вследствие недостач и хищений, краж, порчи, чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. Для определения размера понесенного Ущерба организации проводят инвентаризацию. Обязанность проводить инвентаризацию в случае выявления фактов хищения, злоупотребления и порчи имущества установлена в пункте 4 статьи 12 Закона о бухгалтерском учете [1, с.4].

Инвентаризация основных средств проводится комиссией, назначенной руководителем организации. Обязательным является включение в состав комиссии Материально-ответственного лица. Порядок проведения инвентаризации основных средств установлен в пунктах 3.1-3.7 Методических указаний по инвентари-имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом

Минфина от 13 июня 1995 г. №49.

До начала инвентаризации осуществляется проверка наличия и состояния инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличия и состояния технических паспортов или другой технической документации; наличия документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление). При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации, вносятся соответствующие исправления и уточнения.

Сведения о фактическом наличии имущества отражаются в Инвентаризационной описи основных средств (форма № ИНВ-1), которая составляется в двух экземплярах.

По окончании инвентаризации оформленные в установленном порядке инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сверка данных описей с данными бухгалтерского учета. В случае установления расхождений составляется Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (форма № ИНВ-18). В указанную ведомость включаются только те объекты основных средств, по которым выявлены отклонения от данных учета. В сличительных ведомостях определяется окончательный результат инвентаризации. Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, а второй передается материально-ответственному лицу.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация.

Потери от списания имущества, возникшие в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности, отражаются в учете организаций на счете 99 в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей. При этом списание основных средств, как и в случае применения счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», осуществляется по остаточной стоимости.

Убытки от списания испорченных в результате таких обстоятельств основных средств уменьшаются на стоимость материальных ценностей, остающихся от их списания, а также на величину страхового возмещения, если уничтоженное имущество было застраховано, Указанные поступления включаются в состав чрезвычайных доходов и принимаются к бухгалтерскому учету по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом, в УСС по Орловской области объекты основных средств в 2004 году выбывали в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания вследствие морального и физического износа. Недостачи и излишков основных средств в 2004 году не было. Выбытие основных средств своевременно оформлено первичными документами.

4 Налоговый учет эксплуатации и выбытия основных средств

До вступления в силу главы 25 НК РФ финансовый результат от реализации основных средств для целей налогообложения прибыли определялся как разница между продажной стоимостью объекта (без НДС) и его остаточной стоимостью, увеличенной на индекс инфляции. Расходы организации, связанные с реализацией основных средств, а также отрицательный результат от реализации не признавались при определении суммы налога на прибыль.

Доходом от реализации амортизируемого имущества признается выручка от его реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ) за вычетом сумм налогов, предъявляемых покупателю - НДС (п. 1 ст. 248 НК РФ). Выручка от реализации уменьшается на остаточную стоимость имущества, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с реализацией (расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке) (п. 1 ст. 268 НК РФ)[23, с. 23].

Остаточная стоимость основных средств исчисляется в порядке, определенном в пункте 1 статьи 257 НК РФ:

- по основным средствам, введенным в эксплуатацию до вступления в действие главы 25 НК РФ, как разница между восстановительной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (с учетом переоценки этой суммы);

- по основным средствам, введенным в эксплуатацию после вступления в

действие главы 25 НК РФ, как разница между первоначальной стоимостью и суммы начисленной за период эксплуатации амортизации.

Если остаточная стоимость объекта основных средств с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым для целей налогообложения, Сумма убытка от реализации основных средств включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования и фактическим

сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст., 268 НК РФ).

Для целей налогообложения с 1 января 2002 года организацией применяется линейный метод начислений амортизации.

Для определения финансового результата от реализации объекта необходимо рассчитать остаточную стоимость объекта.

При линейном методе начисления сумма амортизации за месяц определяется как произведение остаточной стоимости, исчисленной по состоянию на 1 января 2002 года, и нормы амортизации. Норма амортизации рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 4 статьи 259 НК РФ, исходя из оставшегося срока полезного использования.

Оставшийся срок полезного использования объекта равен 108 мес. (132 - 24). Норма амортизации составит 0,926% (1/108 х 100%).

Остаточная стоимость объекта по состоянию на 1 января 2002 года -280 000 руб. (350 000 - 70 000). Сумма амортизации за два года (2002-2003) и два месяца (январь и февраль 2005 года) равна 67413 руб. (280 000 руб. х 0,926% х 26 мес.).

Таблица 4.1 Расчет амортизации

Объект основных средств

Остаточная стоимость на 01.01.02 г.

Норма амортизации

Сумма амортизации

за 2002-2003 и январь-февраль 2005 г. стр.2×стр.3 ×26 мес. (руб.)

1

2

3

4

Автомобиль ГАЗ -31105

280000

0,926

67413

В результате, остаточная стоимость объекта, признаваемая для целей налогообложения на дату реализации, составляет 212 587руб. (350 000 - 70000 - 67413).

Убыток от реализации равен 64 587руб. (177 000 - 27 000 - 212 587- (2360 - 360)). Сумма убытка согласно пункту 3 статьи 268 НК РФ включается в прочие расходы в течение 82 месяцев (132 - (24 + 26)), 15 февраля 2005 года продало объект основных средств.

Продажная стоимость объекта - 177 000 руб., в том числе НДС -27000руб.

Дата ввода в эксплуатацию - 05.12 1999г. начиная с марта 2005 года, а сумме 787,65руб. (64 587:82 мес.). Таким образом, до конца 2005 года в расходы будет включено 7876,50 руб. (787,65 х 10 мес.), а в следующих шести налоговых периодах ((82 - 10): 12 мес.) по 9451,8 руб. ежегодно (с 2006 г по 2010 г.).

Порядок ведения налогового учета операций с объектами основных

средств регламентируются статьей 323 НК РФ. Согласно положениям указанной статьи прибыль (убыток) от реализации амортизируемого имущества определяется на основании данных аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). Для целей налогообложения доходы и расходы признаются в зависимости от метода их определения: кассового метода или метода начисления.

УСС применяет кассовый метод определения доходов и расходов.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета банка и (или) в кассу или иного имущества (п. 2 ст. 273 НК РФ). На дату реализации амортизируемого имущества сумма полученного дохода или расхода должна фиксироваться в аналитическом учете. При этом налоговый учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется пообъектно. При организации налогового учета реализации (выбытия) основных средств следует учитывать требования к содержанию регистров аналитического учета, установленные в статье 323 НК РФ. В аналитическом учете должна отражаться следующая информация:

- о наименовании и первоначальной стоимости реализованного (выбывшего объекта основных средств;

- об изменениях его первоначальной стоимости в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации;

- о принятых организацией сроках полезного использования;

- о способе начисления и сумме начисленной амортизации за период от начала начисления амортизации до конца месяца, в котором данный объект выбыл;

- о дате приобретения и дате выбытия объекта;

- о дате передачи объекта в эксплуатацию, о дате его исключения из состава амортизируемого имущества, о дате расконсервации объекта, о дате окончания договора безвозмездного пользования, о дате завершения работ по реконструкции и модернизации;

- о понесенных расходах, связанных с реализацией (выбытием) объекта основных средств.

- о сумме прибыли (убытка) от реализации (выбытия). При этом сумма прибыли включается в налоговую базу в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация объекта. Убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы в порядке, установленном пунктом 3 статьи 268 НК РФ;

- о количестве месяцев, в течение которых убыток от реализации (выбытия объекта основных средств может быть включен в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (по реализованным основным средствам), внереализационных расходов (по прочему выбытию), учитываемых при формировании налоговой базы;

- о сумме расходов, подлежащих ежемесячному включению в состав прочих и внереализационных расходов.

В УСС по Орловской области применяется кассовый метод.

Для учета доходов и расходов по операциям реализации (выбытия) основных, средств в целях налогообложения, целесообразно использовать аналитический регистр Ведомость налогового учета доходов и расходов по реализованным (выбывшим) объектам основных средств.

5 Управленческий учет движения основных средств

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица [21, с. 98].

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1) (приложение Г) передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи, приказ о приобретении основных средств (приложение Д).

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический отдел предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организа ции, сдающей и принимающей основные средства).

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составленным по наружному осмотру.

Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования обнаруженные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку закопченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ (по договору и фактическую)). Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, и сдают и бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют и двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передача из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств. Акт-накладную выписывает и двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика перелают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта и инвентарном списке основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств.

В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации, результат от списания.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки (приложение И). На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную ха рактеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются и бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа, и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах, и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют в разрезе лиц, ответственных за сохранность этих средств,

В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную в разрезе классификационных групп по вилам основных средств.

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах: 01 «Основные средства» (активный); 02 «Амортизация основных средств» (пассивный); 91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).

Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся и эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

Оприходование основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов, оформляется следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Кредит 75 «Расчёты с учредителями»

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Основные средства, приобретенные за плату у других предприятий и лиц, а также созданные на самом предприятии, отражают по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Учет операций по выбытию основных средств осуществляют на операционном активно-пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражают первоначальную стоимость основных средств, а также расходы, связанные с выбытием основных средств, налог на добавленную стоимость основных средств, а по кредиту - сумму амортизации по выбывшим основным средствам и выручку от ликвидации основных средств.

Материальные ценности, остающиеся от списания основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и зачисляются на финансовые результаты организации.

При реализации основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счетов 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91«Прочие доходы и расходы».. Одновременно первоначальную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства»» в дебет счета 91«Прочие доходы и расходы»., а сумму амортизации по реализованным основным средствам - в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 91«Прочие доходы и расходы».. В дебет счета 91«Прочие доходы и расходы» списывают также налог на добавленную стоимость основных средств (с кредита счета 68 «Расчеты с бюджетом») и расходы по реализации основных средств с кредита счетов 44 «Расходы на продажу», 23 «Вспомогательные производства» и др.

Списание основных средств оформляют следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 01 «Основные средства» субсчёт «Выбытие основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» на первоначальную стоимость основных средств 18479. 17 руб. (приложение В)

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 91 на сумму амортизации основных средств 10000 руб. (приложение В)

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» на стоимость поступивших в результате ликвидации основных средств материалов 300 руб.

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» 1000 руб., 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»- 200 руб.,69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению»- 356 руб.- на расходы по ликвидации (выбытие) основных средств

При безвозмездной передаче основных средств их первоначальную стоимость списывают с кредита счета 01 в дебет 91, а сумму амортизации — с кредита счета 91 в дебет счета 02. Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают на счет 99 «Прибыли и убытки».

Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал других организаций, отражают по стоимости, определяемой по соглашению сторон, но дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Первоначальную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации по переданным основным средствам - с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», с кредита соответствующих счетов.

По окончании отчетного периода (месяца, квартала) определяют разность между дебетовым и кредитовым оборотами по каждому субсчету счета 91 списывают ее на счет 99 «Прибыли и убытки». Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 91«Прочие доходы и расходы», а превышение кредитового оборота над дебетовым - по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки».

Выявленные при инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы», с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

В УСС по учёту основных средств ведётся журнал-ордер 13. Данные из журнала-ордера в конце месяца переносятся в главную книгу.

6 Анализ учетных процедур по движению основных средств предприятия

Состав и структура основных средств Управления специальной связи (УСС) по Орловской области представлены в таблице 6.1

Таблица 6.1 Состав и структура основных средств за 2003, 2004 г.г.

Виды ОФ

2003

2004

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1.Здания

282

16,8

282

11,4

2.Сооружения

53

3,2

53

2,1

3.Машины и оборудование

303

18,0

374

15,1

4.Транспортные средства

1026

61,1

1745

70,7

5.Производственный и хозяйственный инвентарь

15

0,9

15

0,7

Итого

1679

100

2469

100

В составе основных средств выделяются активные и пассивные. К активным фондам здесь относятся машины и оборудование, транспортные средства, к пассивным – здания, сооружения.

Рассмотрим теперь структуру основных средств предприятия. Как показывает таблица 6.1, наибольший удельный вес в общей стоимости основных фондов занимает группа «Транспортные средства» – на неё приходилось в 2003 г. 61,1 %, в 2004 г. 71,4 %. Это говорит о том, что первоначальная стоимость в этой группе самая большая. На втором месте стоит группа «Машины и оборудование»– её удельный вес составлял в 2003 г. 18,9 %, в 2004 г. 15,1 %. Самая маленькая доля приходится на сооружения – в 2003 г. 3,2 %, в 2004 г. 2,1 %.. За 2 года произошли изменения: в группе «Машины и оборудование» произошло увеличение в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 71 тыс. руб., группа «Транспортные средства» увеличилась на 719 тыс. руб.

Проанализируем движение отдельных групп основных средств в Управлении специальной связи за 2004год.

Таблица 6.2 Движение отдельных групп основных средств в Управления специальной связи за 2004 год.

Группы ОФ

Наличие ОФ на начало года

Наличие ОФ на конец года

Движение ОФ

за год

Коэффициенты изменения % за год

Прибыло

Выбыло

Обновления

Выбытия

Прироста

1.Здания

282

282

-

-

-

2.Сооружения

53

53

-

-

-

3.Машины и оборудование

303

374

83

12

0,22

0,04

0,23

4.Транспортные средства

1026

1745

741

25

0,42

0,02

0,7

5. Производственный и хозяйственный инвентарь

15

15

154

154

10,3

10,3

-

Итого

1679

2469

978

188

0,4

0,11

0,47

По данным таблицы можно сделать вывод, что обновление основных фондов в 2004 году происходило за счёт приобретения новых основных фондов за счёт активной части, что является положительным моментом, а, следовательно, влияет на величину фондоотдачи. Коэффициент выбытия характеризует степень интенсивности выбытия основных фондов из производства. По активной части он составил 0,47 %, что отрицательно повлияло на фондоотдачу, но незначительно.

Для сравнения рассчитаем коэффициенты обновления, выбытия, прироста за 2003, 2004 г. Проанализируем движение основных средств за период 2003-2004 г.

Таблица 6.3 Движение основных средств в Управления специальной связи за период 2003 по 2004г.

Показатели (тыс. руб.)

2003

2004

Среднегодовая стоимость всех основных средств

1501

2074

Наличие основных средств на начало года

1323

1679

Наличие основных средств на конец года

1679

2469

Прибыло основных средств

530

978

Выбыло основных средств

174

188

Коэффициент обновления

0,32

0,4

Коэффициент выбытия

0,13

0,11

Коэффициент прироста

0,27

0,47

По данным таблицы можно сделать вывод, что самые высокие коэффициенты за 2004 г. Это значит, что в 2004 году поступление основных средств было самым большим, но и выбывших основных средств тоже больше, коэффициент прироста основных фондов (Крост.) отражает относительное увеличение основных фондов за счёт их обновления, в 2004 году по сравнению с 2003 г.г. он вырос на 0,2, т.е. предприятие имеет достаточно финансовых средств для приобретения новых основных средств.

Проанализируем показатели состояния основных средств в Управлении специальной связи за 2003-2004 г.г.

Показатели

2003

2004

2004 в % к

2003

Сумма износа, тыс. руб.

593

906

152,8

Стоимость ОФ на конец года

1679

2469

147,1

Коэффициент износа

35,3

36.7

104

Коэффициент годности

64,7

63,3

97,8

Таблица 6.4 Показатели состояния основных средств

в Управления специальной связи за 2003-2004 г.г.

Коэффициент годности характеризует удельный вес неизношенной части основных фондов в общей стоимости основных фондов.

Коэффициент износа невысокий, следовательно, качественное состояние основных фондов хорошее.

Проанализируем эффективность использования основных средств в Управлении специальной связи за 2003-2004 г.

Таблица 6.5 Эффективность использования основных средств в Управления специальной связи

Показатели

2003

2004

2004 в % к

2003

Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб.

1501

2074

138,2

Стоимость валовой продукции, тыс. руб.

6465

7459

97,2

Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб.

959

1226

58

Фондоотдача, руб./руб.

4,3

3,6

83,7

Фондоёмкость, руб./руб.

0,23

0,28

121,7

Рентабельность, %

63,8

59,1

92,6

По данным таблицы можно сделать вывод, что фондоотдача на 1 рубль продукции высокая, но в 2004 фондоотдача составила 3,6 руб. на 1 руб. стоимости валовой продукции, что меньше по сравнению с 2003 годом на 16,3 процентных пункта. Т.к. на рентабельность влияют такие факторы, как прибыль и среднегодовая стоимость ОФ, а сумма прибыли в 2004 году больше, чем в 2003 году, несмотря на то, что среднегодовая стоимость ОФ тоже больше, в 2003 году рентабельность выше, чем в 2004.

Заключение

В условиях перехода предприятия к рынку значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательствах и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учета различных объектов: основных средств, процессов производства и реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.

В ходе выполнения курсовой работы была проверена организация бухгалтерского учета основных средств в Управления специальной связи по Орловской области.

По итогам проверки можно сделать следующие выводы:

1. финансовое состояние предприятия является недостаточно устойчивым, и поэтому необходимо уделять больше внимания имеющимся краткосрочным обязательствам;

2. аналитический учет следует вести с применением вычислительной техники, что позволит сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечит быстрый доступ к информации;

- основным счетом, по которому отражается движение основных средств, является счет 01 «Основные средства».

- особенность учета основных средств, в частности выбытия, является определение финансового результата по данной операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки;

- при составлении годовой отчетности на предприятии данные об основных средствах отражаются в балансе предприятия ф. № 1, «Приложение к балансу предприятия» ф. №5;

3. при исчислении амортизации рекомендуется завести специальные ведомости. В ведомостях сумма начисленных амортизационных отчислений должна показываться по каждому объекту, как за отчетный месяц, так и нарастающим итогом за период эксплуатации. Такая методика отражения их амортизации позволяет контролировать сумму погашения амортизируемой стоимости объекта.

4. при списании основных средств необходимо вести «Справку о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания».

Вопросы приобретения, износа и выбытия основных средств рассмотрены в тесной увязке с действующим законодательством.

В курсовой работе приведены примеры по конкретному предприятию, а также бухгалтерские проводки, отражающие основной набор хозяйственных операций. В приложении представлены формы первичных документов, необходимых для ведения учета и отчетности основных средств. Проведён анализ движения и эффективности использования основных средств.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа