Первые коммунистические секты

Первые коммунистические секты

И.Вороницын

До сих пор еще пользуется кредитом тот взгляд, что своеобразный коммунизм, «коммунизм равенства», как называл его Энгельс, характеризующий анти-церковные движения и учения конца средних веков, является чистым и прямым выводом из евангелия. На самом деле евангелие и другие литературные памятники первоначального христианства служили лишь для подтверждения, но не для основания общественной оппозиции против католико-феодализма. Это доказывает тот факт, что первые ереси этого рода возникают в южной Франции и в северной Италии, где развитие торговли и городской промышленности создало сплоченное и деятельное городское население — купечество и ремесленный пролетариат. Это население было жизненно заинтересовано в освобождении от тяжелой опеки римского престола и в возврате к древнему христианству искало свой путь к спасению.

Первой заслуживающей внимания с нашей точки зрения ересью было учение Петра де-Брюи, относящееся к первой половине XII века. Как он, так и его последователи, среди которых называют имя пьемонтца Генриха, проповедывавшего в Лозанне, Бургони и других местах, восставали против таинства крещения, высмеивали учение о пресуществлении, отвергали всякий культ божества в храмах, священство и т. д. В своем иконоборстве они доходили до требования уничтожения распятий. У петробрусианцев или просто брусианцев, как их называли, имелись уже начатки библейской критики. Они были сторонниками рациональной религии, т.-е. религии, покоящейся не на слепой вере, но на знании. Эта поразительно далеко идущая для своего времени секта не могла не подвергнуться жестоким преследованиям: она, как характеризовали ее современники, выедала самые внутренности Рима, разрушала всю его торгашескую деятельность. Петр был сожжен живым в 1125 г., а Генрих был в 1148 году заключен в тюрьму, где и умер.

Их последователи нашли себе прибежаще в долинах Пьемонта, где еще с IX века существовали группы свободных христиан, отрицавших языческие стороны католицизма, вроде поклонения иконам, и усилились там. Они, надо думать, и положили основание движению вальденсов, т.-е. «долинных людей».

Около 1175 г. богатый лионский купец Петр Вальдо (Вальдус), заимствовавший, вероятно, у вальденсов свои идеи и свое имя {Название вальденсов ошибочно выводили из его имени. Известно, что за 40 лет до его проповеди существовало полемическое сочинение против учения «долинных людей» (contra valdenses).}, роздал свое имущество бедным и стал проповедывать добровольную бедность и жизнь по заветам христа. Он перевел на провансальское наречие некоторые части евангелия и уже одним этим должен был вызвать гнев римской церкви, которая имела все основания видеть покушение на свою власть в распространении евангелия среди простых людей и оттого запрещала чтение его мирянам. «Тайны религии, писал один из пап, не должны быть доступны всякому, но тем только, которые могут их понимать так, чтобы вера их не потерпела от этого. Умам простым нужно, как детям, одно лишь, молоко, а более твердую пищу следует оставить только людям, которые могут ею пользоваться». А Вальдо именно твердую пищу и предподносил народу и достиг такого успеха, что посещаемость католических церквей скоро заметно упала и доходы их понизились. «Униженные» или «лионские бедняки», как называли себя его последователи, вербовались, преимущественно, среди ремесленников — ткачей и сапожников, составлявших значительную часть лионского населения. Отлученные от церкви и проклятые на Латеранском соборе (1179), изгнанные из Лиона (1184), они переселяются во Фландрию и Пикардию, где имеют огромный успех; затем под именем пикардов мы встречаем их в Германии и в Чехии. Это движение обладало большой устойчивостью, оно обросло даже церковной организацией и было в своем роде реформой церкви до Реформации. В течение ряда последующих столетий вальденсы подвергаются самым свирепым преследованиям. Инквизиция сотнями сжигала их на кострах, против них мобилизовались разбойничьи рыцарские банды, огнем и мечем истреблявшие целые селения, не щадя ни пола, ни возраста. В конце XV века их целыми отрядами загоняли в горные пещеры, где удушали дымом. И даже в XVII веке при Людовике XIV и по его повелению ирландские наемники поголовно истребляли население целых долин.

Учение вальденсов не было результатом творческой мысли отдельного человека. Хотя оно и составилось из элементов учений Петра де-Брюи, Генриха, Петра Вальдо и других ересиархов, основное в нем носит характер продукта массового религиозно-общественного творчества. Первоначально их коммунизм имеет монашеский, аскетический характер. Но наряду с этим, как положительный момент, следует отметить их отрицание богослужения, постов, обрядности, равенство полов, хотя оно сопровождалось проповедью безбрачия (может быть, в большинстве случаев, отрицанием церковного брака), заботы о народном образовании, антимилитаризм, выражавшийся в осуждении военной службы, отрицательное отношение к присяге и т. д. Демократизм вальденсов, выступавший с большей или меньшей силой в зависимости от того, среди каких слоев народа черпали они свои кадры в той или другой местности, составляет их главную заслугу в истории.

С точки зрения развития антирелигиозных идей это религиозное движение одним из первых открыло пути для критического отношения к католическим догмам среди самых широких народных масс и, подрывая «ложную» религию католицизма, тем самым расшатывало фундамент всякого религиозного здания.

Тот же реформаторски-религиозный характер носит и движение апостольских братьев или патаренов. Основателем его был Джеральдо Сегарелли, раздавший свое имущество бедным и основавший секту в 60-х годах XIII столетия. В основе учения Сегарелли, весьма родственного учению вальденсов, лежит христианский коммунизм с уклоном в сторону монашеского аскетизма. Его критика католицизма также исходила из толкования евангелия. Зародившись в северной Италии, секта распространилась вскоре в Испании, Франции и Германии, вызвав против себя в 80-х годах ряд гонений. Сегарелли был сожжен на костре в конце столетия.

Во главе апостольских братьев в первых годах XIV столетия стоит Дольчино, смелый и решительный вождь народных масс, руководитель героической народной войны против папского престола и светских эксплоататоров. Восстание было жестоко подавлено, а Дольчино, живым попавший в руки усмирителей, мужественно перенес страшные пытки и был сожжен на костре {Подробности о социальных стремлениях апостольских братьев и других коммунистическо-христианских сект конца средних веков читатель найдет у К. Каутского «Предшественники социализма».}.

Как движение вальденсов, так и движение апостольских братьев, слившееся с крестьянским освободительным движением, были направлены против католицизма, как религии господствующих, но элементов антирелигиозности в них по существу не было. Их сторонники были одушевлены религиозным фанатизмом, и в случае победы, несомненно, превратили бы свое учение в догму, как это впоследствии случилось с другими реформаторами католицизма. В истории атеизма все значение этих сект в том, что они, как мы сказали выше, расчищали путь для более рационалистических взглядов. Такой дальнейшей ступенью в развитии религиозного свободомыслия были амальрикане и братья свободного духа.

Амальрих (Амори) из Бены был профессором богословия в Париже. Он учил около 1200 г., что всякий человек есть частица божества. В 1204 г. он был вызван папой в Рим и там отрекся от этой ереси. Но отречение учителя не помешало ученикам развивать дальше его положение. Чтобы избежать преследований, они образовали тайное общество, в которое привлекали не только богословски образованных людей, но и простолюдинов и женщин. Учение их было просто и радикально, хотя и страдало некоторым символизмом. Сущность его сводилась к отрицанию церковных догм, к утверждению, что святость разлита по всей природе, что тело христово обретается не только в церковном хлебе причастия, но и во всяком другом хлебе, во всякой вообще пище. Бог говорил не только устами основателей христианства, отцов церкви, как святой Августин, но и устами языческих жрецов и поэтов, как Овидий.

Члены этой рационалистической секты были выловлены, многие из них брошены в тюрьмы, некоторые сожжены, а прах Амальриха был извлечен из могилы и рассеян.

Другая однородная секта, существовавшая в то же время, ортлибарии, проповедывала вечность христа и несотворенность мира, но не отрицала церковных установлений, как крещение и причастие, а толковала их символически.

Возможно, что секта братьев и сестер свободного духа берет свое начало от амальрикан или ортлибариев, но не исключена возможность и их самостоятельного возникновения. Они неожиданно появляются в различных местностях северной и восточной Франции, распространяются затем в Германии. Живут они вольными группами в полном равенстве между собой, отрицая всякую светскую и духовную власть над собой, не признавая формального брака и личной собственности. Их обвиняли не только в бродяжничестве и нищенстве, но и в грабежах и насилиях. Эти обвинения, исходившие от католического духовенства и явно недобросовестные, находят кредит у буржуазных историков и в настоящее время. Так, Ф. Маутнер в своей истории атеизма называет их «распущенными шайками» и пишет о них с явной враждебностью: «Они отреклись от родины и профессии и жили не столько милостыней, сколько грабежами, которые считали своим правом, ибо они были коммунистами и поэтому в краже не видели ничего дурного».

Их учение пантеистично: бог это — все и во всем находится, следовательно, все проявления человеческой личности божественны. Поэтому всякие внешние обязанности, налагаемые людьми на людей, беззаконны и всякий в праве повиноваться своим желаниям. Конечно, эти положения должны были толковаться враждебно настроенными попами и монахами в самом отвратительном смысле. Но, исходя из общего облика братьев свободного духа, мы должны допустить, что у них существовала все-таки некоторая «мораль» и что, в частности, не всякое желание человека признавалось ими законным и подлежащим удовлетворению, но лишь такое, которое не нарушало прав на свободное проявление личности в других людях, или хотя бы только в людях принадлежащих к их классу. К. Каутский называет это учение «чем-то вроде коммунистического анархизма, учением, которое должно было очень сильно привлекать измученных и угнетенных пролетариев».

Признание пантеистического бога исключает бога личного, карающего и награждающего. В соответствии с этим библия, как авторитет, уже не признается, она содержит в себе лишь поэтические вымыслы. Если бы священные книги были уничтожены, то можно было бы написать лучшие и обладающие большей достоверностью. Разум человеческий есть проявление духа святого.

Исходя из этого учения, братья свободного духа должны были обрушиваться на католическую церковь и ее догматы с самой пламенной ненавистью. Пост и молитва не нужны. Догма о пресуществлении, причастии — выдумка корыстолюбивых попов. Попы и епископы — обманщики. Кровь доброго человека равноценна крови христовой. Страшный суд, адские мучения, воскресение мертвых — явная нелепость. Учение о наградах и наказаниях в загробной жизни безнравственно. Всякий человек, будь он магометанин, иудей или христианин, может достигнуть спасения, если захочет. Вечное блаженство и царство божие должны быть достигнуты здесь, на земле.

Такова, в общих чертах, религия братьев свободного духа, или, как их позже называли, беггардов (собирателей милостыни). Секта эта распространилась в ряде стран, особенно в XIV веке. Она не довольствовалась устной проповедью, но выпускала также на народных языках летучие письма, сильно содействуя этим просвещению народа и подготовке реформации.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа