Микроклимат в коллективе – это очень важно

Микроклимат в коллективе – это очень важно

Н. Пивоварова, педагог-психолог СШ № 2 им. В.Терешковой Енбекшиказахского района.

Позитивные изменения в обществе и в целом в Республике Казахстан играют важную роль в совершенствовании системы управления коллективов школ. Немаловажное значение здесь имеет психологическая служба, призванная сопровождать педагогический менеджмент.

На сегодняшний день в педагогический словарь прочно вошло слово английского происхождения «менеджмент», которое означает руководство, управление.

Основная цель менеджмента в школе - создание условий для нормального протекания в ней учебно-воспитательного процесса.

Что необходимо для успеха управления школой?

Планирование работы школы, правильная постановка целей учебно-воспитательного процесса. Расстановка кадров. Система внутришкольной оперативной информации. Глубина и всесторонность педагогического анализа, своевременная помощь учителям с целью предупреждения и ликвидации недостатков. Создание НОТ. Наличие необходимого психологического микроклимата в школе. Квалификация и опыт руководителей школы, система повышения педагогического мастерства учителей.

Остановлюсь подробнее на одном из элементов системного подхода -наличии в коллективе необходимого психологического микроклимата, научной организации труда.

Существует простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в педагогических коллективах хороший психологический климат крайне необходим.

Основными слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения педагогов в коллективе, их настроение, удовлетворенность работой.

Первое слагаемое определяет сплоченность педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива» - писал еще А. С. Макаренко - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером - руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет в разрез с педагогическим коллективом».

Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, ничего отвратительнее и ничего вреднее.

Сплочение учителей является одной из функций руководителя школы. Оно способствует оптимизации всех сторон деятельности коллектива, существенному повышению его воспитательных возможностей, сокращению текучести кадров.

В основе объединения коллектива лежат самые разнообразные факторы: наличие общей цели, симпатии, организационное единство.

« .... Личность, которая ценит свой коллектив и стремится в нем работать, легче поддается его влиянию, охотнее принимает его требования и нормы», - писал А. С. Макаренко.

Сплоченность педагогического коллектива во многом зависит от стиля руководства школой и от психологических особенностей учительского коллектива.

Из результатов обработки анкет, в которых ставился вопрос о стилях работы руководства, можно сделать вывод: для создания творческого микроклимата в коллективе необходимо, чтобы органы управления вовремя замечали и поддерживали успехи в работе учителя. Обращали внимание на то, как из года в год растет его педагогическое мастерство.

При хорошем психологическом микроклимате у учителя всегда хорошее настроение, а это в свою очередь отражается на стиле его общения с коллегами и детьми. Вот почему руководящим органам очень важно научиться управлять настроением педагогического коллектива, поддерживать в нем состояние оптимизма и бодрости.

Из социологического опроса преподавательского состава было выявлено, что у 80% учителей преобладает бодрое жизнерадостное настроение, у 20% - подавленное.

Что же влияет на настроение педагогов?

50% учителей уверены, что в первую очередь – это взаимоотношения с учащимися, их интерес к учению, хорошо проведенный урок. У 40% учителей на втором месте стоит хорошая организация управления школой. На третьем месте - доброта во взаимоотношениях с коллегами, деловая взаимосвязь. На четвертом месте - учебно-материальная база школы.

Педагогический коллектив неоднороден, в нем есть особая группа работников - заместители директора, которым отведена важная роль в организации педагогического процесса. Единство и взаимопонимание директора со своими заместителями - главный фактор организации внутришкольного управления. Психологическая совместимость директора и его заместителей выступает как важнейшее условие их эффективной деятельности.

Во время социологического опроса было выявлено, что директор ценит в своих заместителях следующие качества личности: ДОБРОСОВЕСНОСТЬ, - ДЕЛОВИТОСТЬ (КОМПЕТЕНТНОСТЬ), ИНИЦИАТИВУ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТЕРПИМОСТЬ.

Заместители директора ценят в своем управленце следующие качества: ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, КОРРЕКТНОСТЬ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ, ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ, ОПЫТ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ, ШАГАЮЩИМ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ.

Особое значение в системе педагогического менеджмента занимает научная организация труда. Это комплекс рассчитанных действий, способствующих совершенствованию трудового процесса и обеспечивающих высокие результаты труда при наименьших затратах средств, времени и сил. НОТ предполагает высокий уровень педагогической культуры, четкой регламентации труда всех работников, применения рациональных методов управленческого труда.

Таким образом, одной из задач психолого-педагогической науки является поиск оптимального варианта управления школой, определение места директора в системе руководства. При этом главные его качества: умелая организация труда, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа