Модели бизнес-образования в западных странах

Модели бизнес-образования в западных странах

Леонид Иванович Евенко, доктор экономических наук, профессор, ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

В сфере бизнес-образования, которое интенсивно развивается в современном мире и становится все более интернациональным, можно выделить две основные модели: германскую и американскую. Обе они демонстрируют свою успешность в рыночной экономике и, как показали недавние исследования, с некоторыми допущениями являются прототипами построения систем бизнес-образования в других странах. Их суть состоит в следующем.

"Традиционная" (континентальная европейская, или германская) модель, которую можно назвать "квалифицированный руководитель", основана на четком разделении высшего профессионального образования по инженерным, экономическим, гуманитарным наукам в университетах, политехнических и других институтах, с одной стороны, и подготовки кадров по бизнесу и менеджменту в системе дополнительного (послевузовского) образования — с другой.

Для этой модели наиболее конструктивным является широко распространенное деление управленческого образования на "до-опытное" (pre-experience management education) и "послеопытное" (post-experience management education) в зависимости от того, имел ли обучающийся уже опыт практической работы в области менеджмента: в первом случае — совсем нет; во втором — он уже находится на управленческой должности. К "доопытному" управленческому образованию относятся разнообразные европейские программы первичной профессиональной подготовки и среднего профессионального образования (vocational education), сравнимого с нашими профессионально-техническими училищами или техникумами по обслуживающим, конторским, бухгалтерским и другим вопросам, которые дают специальность, но не дают диплома о высшем образовании. Но основная деятельность в области "доопытного" бизнес-образования, реализуемого в европейских странах, — это, прежде всего, очное высшее профессиональное образование, в процессе которого студенты серьезно изучают право, экономику, технические и точные науки параллельно с изучением экаунтинга, маркетинга, организационного поведения или применения компьютеров в бизнесе, что делается, однако, в основном на научном, а не на прикладном уровне. "Послеопытное" управленческое образование в рамках модели "подготовленный руководитель" фактически складывается из регулярного участия руководителей и других практиков с высшим или средним специальным образованием в специальных краткосрочных и среднесрочных программах повышения квалификации, которые посвящены отдельным проблемам управления Такие программы широко распространены не только в Германии, но и в других странах.

"Новая" (американская) модель, называемая "профессиональный менеджер", базируется на создании школ бизнеса как главных центров образования и исследований по бизнесу и менеджменту В них на разных программах обучаются и студенты после средней школы, и люди с высшим образованием по любым специальностям, уже имеющие опыт практической работы.

В рамках этой модели соответствующими учебными центрами также осуществляются разнообразные программы повышения квалификации менеджеров вне зависимости от того, окончили они школу бизнеса или нет.

"Традиционную" модель, характерную для Германии, используют Австрия, Бельгия, Финляндия и некоторые другие страны. К ней тяготеет, правда, со своей "внутрифирменной" спецификой, Япония.

"Новая" модель, кроме Соединенных Штатов Америки, оказалась наиболее близка бизнес-образованию в современной Великобритании, а также в некоторых малых странах — Дании, Норвегии, на Кипре и др.

Однако большинство стран Европы, таких, как Испания, Италия, Нидерланды, Франция и др., используют "смешанную" модель, в которой имеются "традиционные" (европеизированные) и "новые" (американизированные) сектора бизнес-образования, и соответственно образовательные учреждения разных типов (университеты, школы бизнеса, институты повышения квалификации и т.д.), в различных формах обучающие людей бизнесу и менеджменту, действуют параллельно и довольно взаимосвязано.

Советская Россия после длительного периода применения модели чисто экономического образования "марксистского" типа с середины 1960-х гг. начала развивать собственно управленческое образование на основе программ высшего профессионального образования по специальности "Управление" в государственных вузах, а также создавать институты повышения квалификации (ИПК) (преимущественно отраслевые) для планомерной реализации краткосрочных программ обновления знаний и навыков уже работающих руководителей и специалистов. Фактически дело свелось к применению германской модели управленческого образования.

В постперестроечный период наша страна столкнулась с феноменом бурного роста новых специализированных, в том числе негосударственных, образовательных учреждений в области бизнеса и менеджмента. Некоторые из них уже обладают чертами школ бизнеса. Государственное признание программ МВА (американская модель) как высшей формы подготовки профессиональных менеджеров (эксперимент Министерства образования Российской Федерации 1999—2003 гг.) ознаменовал собой начало нового этапа в развитии и укреплении российских школ бизнеса. В российском законодательстве последних лет фактически уже произошла институционализация "смешанной" модели и, в этой связи, названные выше базовые модели, и прежде всего опыт их сочетания в таких странах, как Италия, Испания, Франция и др., приобретают для нас большой интерес. В последующих разделах дается более подробная характеристика принципиальных моделей бизнес-образования и их страновых особенностей.

"Традиционная" (европейская) модель

В становлении "традиционной" системы высшего образования, существующей в настоящее время во всех европейских странах, включая Россию, главную роль сыграла Германия и отчасти Франция.

К концу XVIII в. средневековые университеты явно не справлялись с функциями подготовки интеллектуальных кадров, особенно для развивающейся промышленности и сферы услуг. По большей части эти замкнутые самоуправляющиеся образовательные институты готовили ученых и преподавателей схоластического толка и воспроизводили сами себя. Под влиянием идей французских просветителей практическое значение знаний все более выступало на передний план, и при университетах и наряду с ними стали все чаще возникать различные академии и школы, преимущественно практической направленности, — артиллерийские, строительные, ветеринарные и т.д. На заре французской революции появились так называемые политехнические школы — прообраз современных специализированных вузов, которые в Германии стали называться "профессиональные высшие школы".

Основной чертой новой системы являлось то, что студент обязательно должен участвовать в исследованиях. Только при условии самостоятельного исследования, выполненного под руководством преподавателя, он может получить диплом и ученую степень. Студенты совместно с преподавателями (за счет государства или по крайней мере со значительной его помощью) стремятся к истине, на время обучения оставляя интересы практики в стороне. Другими характерными чертами новой системы явились свобода преподавания и свобода обучения. Таков был, по выражению американского исследователя Даниеля Фаллона, "героический идеал немецкого университета". Преподавательский состав делился на три категории: ординарные профессора (примерно соответствуют "full professor" в англо-американской модели), экстраординарные профессора (примерный эквивалент "associated professor") и приват-доценты (assistant professor). В России с 1808 г. были только ординарные профессора (заведовали кафедрами) и экстраординарные (все остальные преподаватели. Звание доцента было введено в 1863 г., с 1884 г. их стали называть приват-доцентами.

Ординарные профессора в Германских университетах пользовались огромным авторитетом и практически монопольным положением в управлении фундаментальными исследованиями и в образовании. Их влияние было сравнимо с ролью членов Академии наук СССР в советское время.

Образование в области экономики, а затем и ведения коммерческой и отчасти управленческой деятельности также зародилось в Европе, несмотря на претензии на приоритет американцев. Европейцы еще в XIX в. начали осмысливать проблемы управления отдельными предприятиями, цехами и т.п., хотя применительно к государственному управлению многие фундаментальные идеи выдвигались не только в средние века, но и в античный период.

Однако первыми учебными заведениями, которые ставили своей целью подготовку кадров для хозяйственной деятельности, были коммерческие школы (ecoles de commerce), появившиеся в середине XIX в. во Франции времен Третьей республики. Известный американский историк управления Роберт Локк посвятил этому событию книгу "Конец практического человека", обозначив его как веху, с которой фактически началось профессиональное бизнес-образование в характерных для того времени формах.

Даже в наше время центр тяжести в традиционной (германской) модели пока приходится на базовое высшее профессиональное образование (как, впрочем, и в России), хотя при этом интенсивно развивается регулярное обучение руководителей после полного завершения ими университетского образования (до 6 лет) уже во время их практической работы. "Традиционная" (европейская) модель позволяла готовить достаточно полноценные управленческие кадры для современного предприятия, но и она на пороге XXI в. трансформировалась в "смешанную" модель, когда начали широко применяться программы МВА (в Германии с 1997 г., в России с 1999 г. и т.п.).

Германия

Система высшего и среднего образования Германии регулируется законодательством земель (16 законов), содержащим определенные различия в формах и программах обучения. Однако действуют определенные общегосударственные федеральные требования, а также устоявшиеся принципы германского образования, отличающие его от образовательных систем других стран Европейского союза.

Обучение в средней школе длится, как правило, 13 лет (в некоторых землях 12 лет) и заканчивается получением документа, называемого "абитур" (Abitur), обладатель которого имеет гарантированное право поступления в университет. Но образование в течение 11—13 года можно закончить и в специальном техническом среднем учебном заведении, что также дает право на поступление в вуз.

Важной особенностью германского образования является обязательная трудовая практика перед поступлением в высшее учебное заведение длительностью не менее 6 месяцев, иногда она проходит в форме обычной работы и параллельного посещения семинаров со сдачей экзаменов на получение квалификации "мастер" (Meister).

В рамках традиционной германской системы образования, сильно ориентированной на изучение науки (что, правда, компенсируется регулярной производственной практикой), управленческие специальности выделять не принято; обучение ведется по специальностям "Наука бизнеса" или "Экономика", где в умеренном объеме представлены и управленческие курсы. Обучение в профессиональных высших школах, где на сегодня около 50% общей численности студентов изучают бизнес, длится меньше, чем в университетах (4 или даже 3 года) и заканчивается выдачей диплома "коммерсанта" (Diplom Kaufmann/frau) или "специалиста" (Betriebswirt).

Идея программ специализированной подготовки профессиональных менеджеров в Германии распространяется довольно медленно. Лед тронулся в 1994 г., когда наконец была создана Ассоциация образовательных учреждений (FIBAA), взявшая на себя задачу аккредитации программ этого типа в немецкоговорящих странах. Одним из лидеров в их осуществлении здесь является сравнительно недавно созданная, но уже имеющая европейскую аккредитацию EQUIS Школа менеджмента в Кобленце (Koblenz Management School), которую относят к категории "школы бизнеса". После интенсивного 4-летнего (а не 6-летнего) образования она дает возможность получить диплом "Кауфман", активно используя в образовательном процессе обучение за рубежом. Обучение по программам МВА в германских вузах (до конца 1990-х гг.) практически не проводилось.

Немецкие программы формирования "подготовленного руководителя" на послеопытной стадии варьируются в зависимости от базового высшего образования по следующим основным специальностям:

юридическое образование плюс программы повышения квалификации;

инженерное образование плюс программы повышения квалификации;

образование в области управления бизнесом плюс программы повышения квалификации;

макроэкономика плюс программы повышения квалификации;

инженерно-экономическое образование плюс повышение квалификации.

Выпускники высших технических школ по закону поступают на государственную службу на более низкую зарплату, чем выпускники университетов, и не имеют права сразу поступать в докторат, для этого они должны пройти дополнительное обучение на подготовительных курсах еще в течение года. Считается, что выпускники этих школ наибольшие перспективы для занятия хороших управленческих должностей имеют при получении диплома "Кауфман" и инженерно-экономического образования.

В целом оценки германской системы бизнес-образования противоречивы. С одной стороны, Германия добилась впечатляющих успехов в экономическом, индустриальном и социальном развитии, и роль технических и управленческих кадров, получивших образование, а затем повысивших квалификацию в германских учебных заведениях, в этом очевидна. С другой стороны, принципы, заложенные в основу данной системы, вообще говоря, являются консервативными, особенно с точки зрения современных требований к повышению адаптивности и гибкости бизнеса и менеджмента к меняющимся условиям. Германские образовательные учреждения этого профиля до недавнего времени стояли в стороне от процессов перестройки систем бизнес-образования, в частности, под влиянием более современных американских идей. Лишь в последние несколько лет, когда общеевропейская интеграция стала набирать силу, в Германии появились инициаторы значительных преобразований и в этой области. Распространение программ МВА в ФРГ по масштабам сегодня сопоставимо с российским.

"Новая" (американская) модель

"Новая" (американская) модель бизнес-образования, зародившаяся и развивающаяся в США, основана на англосаксонских традициях высшего профессионального образования. Однако ее значение и успех в образовательной системе оказались настолько впечатляющими, что именно американской модели мир обязан необычайно высокому интересу к профессии менеджера, который наблюдается в последние десятилетия во многих странах. Как в свое время германский подход к созданию университетов, американский подход к созданию школ бизнеса и вообще к развитию науки и практики менеджмента вышел за национальные рамки и стал достоянием мирового сообщества.

Соединенные Штаты Америки

Обязательное среднее образование в Америке дети получают в муниципальных и частных школах в возрасте от 6 до 16 лет (grade school, а затем junior high school), а после этого желающие поступают в среднюю школу высшей ступени (high school) — ее окончание дает право на поступление в университет либо в колледж типа техникума, дающий специальность для практической работы. Диплом (по-нашему, аттестат) об окончании полного курса средней школы дается после сдачи выпускного экзамена (scholastic high school test), но при поступлении в высшее учебное заведение большое значение имеет средний балл успеваемости (GPA — grade point average), подсчитываемый по всем дисциплинам, изученным в течение последних пяти лет учебы в средней школе, с учетом их "взвешивания" по длительности и важности.

Высшее профессиональное образование является двухступенчатым, первая ступень завершается получением степени бакалавра (bachelor degree) через 4 года после окончания соответствующего факультета (школы) в рамках государственного или частного университета или независимого частного колледжа. Вступительных экзаменов в вузах не проводится, студент обычно направляет свои документы во многие университеты (колледжи) и может получить положительный ответ сразу из нескольких. Иногда этому предшествует собеседование. Много значит престиж конкретной средней школы, а также возможность внесения платы за обучение в вузе.

На третьем-четвертом году бакалавриата в условиях гибкой системы выбора курсов студент выбирает себе специальность: первую (major), а желающие еще и вторую (minor). Однако полное высшее профессиональное образование с углубленной специализацией предполагает также получение степени магистра (master degree), это еще 1—2 года учебы, как правило, после приобретения некоторого опыта практической работы. Обычно такой перерыв длится в среднем 2 года, но в элитных школах бизнеса средний трудовой стаж поступающих студентов доходит до 4-х лет.

Школы бизнеса стали появляться в США в конце XIX — начале XX вв. Самая первая — это Школа бизнеса Пенсильванского университета (1886 г.), основанная Д. Уортоном, а их ассоциация — AACSB, была учреждена в 1919 г. Новаторство американского подхода основано на предпосылке о том, что в результате обучения формируется "профессиональный менеджер". Считается при этом, что менеджмент — это не только вид деятельности, но и самостоятельная наука. Социальный слой менеджеров, выполняющих управленческую функцию, занимает высокое положение в обществе и олицетворяет собой "управленческую революцию" в современном постиндустриальном обществе.

В рамках американской модели, где школы бизнеса и другие образовательные учреждения готовят профессиональных менеджеров при значительном разнообразии программ, существует тем не менее весьма четкая граница между программами с присвоением степени и без присвоения степени.

Программы с присвоением степени (degree programs) в основном соответствуют российским степеням "бакалавр" и "магистр", а также квалификации "специалист", а с недавних пор (с 2000 г.) еще и квалификации "дополнительное (к высшему) образование". Среди них: программы бакалавров (bachelor degree) — 4-летнее обучение после окончания средней школы, относящиеся к категории до-дипломного (undergraduate) образования. Наиболее распространенные программы "Бакалавр искусств" (Bachelor of Art, BA), охватывающие все специальности гуманитарного образования, включая специализации экономического образования, где бизнес и менеджмент изучаются на "описательном" (soft science) уровне; "Бакалавр наук" (Bachelor of Science, BS) — это в основном естественнонаучные и технические специальности, а также близкие к точным наукам (hard science) специализации в области менеджмента. Непосредственно к бизнес-образованию относится степень "Бакалавр делового администрирования" (Bachelor of Business Administration, ВВА), внутри которой возможна некая главная специализация (major) в таких областях, как общий менеджмент, экаунтинг, маркетинг, финансы и т.п., и вторая (дополнительная) специализация (minor) в аналогичных областях. Однако специализация в рамках американских программ бакалавриата начинается лишь на 3—4-м годах обучения (первые два года — это общее высшее образование), и в этот же период студенты, думающие о продолжении образования, часто берут курсы, засчитываемые в дальнейшем при получении мастерской степени (pre-requisite).

Программы MBA, которые относятся к "послеопытному" образованию, подразделяются на две большие подкатегории.

Очные программы (Full-time MBA) предусматривают обучение с отрывом от производства в течение 2 лет и более.

Мастерские программы без отрыва от производства (Part-time MBA) или программы МВА для действующих руководителей (Executive MBA), как правило, продолжаются больше 2 лет на основе вечернего или очно-заочного обучения. Программы последней из названных категорий называют еще модульными (modular), когда обучающиеся приезжают регулярно на очные (1—2-недельные) сессии и интенсивно занимаются самообразованием между ними.

Именно степень МВА в наибольшей мере связана с формированием профессионального менеджера как второй профессии. По нашим понятиям, это некая высшая академизированная ступень профессиональной переподготовки. Поэтому на МВА, как правило, идут люди с практическим опытом работы (по США в среднем он составляет 2 года, но в ведущих школах бизнеса — 4 года), на специализированные (более короткие) программы магистров поступают и выпускники вузов, иногда сразу после получения степени бакалавра. Но все же степень МВА (даже в отличие от магистерской степени по техническим наукам, экономике, истории, лингвистике и т.п.) — это не ученая степень, указывающая на более высокий уровень образованности, а профессиональная степень, знаменующая собой подготовленность человека к работе в должности менеджера в практических организациях. Американцы выработали, таким образом, весьма специфическую концепцию обучения бизнесу и менеджменту на основе сочетания серьезного базового образования с целью приобретения совершенно новой профессии (реже — развития уже имеющейся вузовской) с соответствующей подготовкой для занятия управленческой должности.

Ученая степень доктора философии (Ph.D. degree) в области бизнеса, предусматривает обучение по специальным курсам, сдачу экзаменов, проведение оригинального научного исследования и последующую работу в качестве исследователя или преподавателя; эквивалентом этой степени является также степень доктора науки управления (Doctor of Management Science, D.M.S), в большей степени ориентированная на разработку оригинального научно-методического инструментария для решения проблемы бизнеса и менеджмента. Степень Ph.D. примерно соответствует российской ученой степени кандидата наук по гуманитарным наукам, аналога российской ученой степени доктора наук в США (в отличие от Европы) не существует. На программу Ph.D. (обычно 3—5-летнюю) можно поступить, имея степень либо бакалавра, либо магистра, практический опыт в этом случае не обязателен.

Сердцевиной "новой" (американской) модели бизнес-образования, как уже указывалось, является подготовка профессиональных управляющих в школах бизнеса, каждая из которых, как правило, представляет из себя достаточно автономное подразделение какого-либо университета (наряду, скажем, со школой права, школой медицины, школой архитектуры, школой экономики и т.п.). Школа подчиняется уставу университета, отчисляет средства в его централизованные фонды, но имеет значительную самостоятельность. В ее собственности (или в оперативном управлении) находятся здания и сооружения, а также имущество и денежные средства, она полностью отвечает по своим финансовым обязательствам, самостоятельно осуществляет кадровую политику и управление персоналом, не говоря уже об определении того, чему, кого и как учить.

Ведущее значение в США имеют Высшие школы бизнеса (Graduate Business Schools), которые, как правило, осуществляют все виды программ делового образования, а именно: четырехгодичные программы бакалавра; двухгодичные программы МВА (в обязательном порядке); одногодичные специализированные магистерские программы; трехгодичные (и более) программы Ph.D., а также программы развития руководителей. Важно то, что все эти программы рассматриваются в неразрывном организационно-методическом единстве и, образно говоря, представляют собой как бы четыре ножки стола, а чтобы устоять, стол должен иметь, как минимум, три ножки. Иногда в этой схеме применительно к школам, больше нацеленным на практику, программы Ph.D. заменяются на функцию консультирования. Единство программ состоит в том, что на старших курсах программ бакалавриата некоторые курсы могут быть учтены как вводные обязательные курсы первого года программ МВА (но они не должны составлять свыше 30% в программе МВА), а аспиранты, поступающие на программу Ph.D., обязаны прослушать значительную часть базовых курсов программы МВА, в число же спецсеминаров МВА по выбору могут включаться предметы, которые разработаны специально для подготовки руководителей.

Именно объединение всех типов образовательных программ по бизнесу и менеджменту в одном учебном заведении — "школе бизнеса" при центральном месте программ типа МВА и составляет изюминку "нового" американского подхода, где бы он ни реализовался.

"Смешанная" модель бизнес-образования

Особенностью модели бизнес-образования, которую в современных условиях применяют в той или иной степени практически все европейские страны, является сосуществование "традиционной" (германской), или континентальной европейской модели, с одной стороны, и "новой" (американской) модели — с другой. По сути дела, речь идет о том, в какой степени система бизнес-образования той или иной страны является американизированным, а именно — предлагает ли она программы МВА в школах бизнеса.

Осознание важности подготовки профессиональных менеджеров произошло в Европе в послевоенный период, когда в рамках Плана Маршалла в 1940-е—1950-е гг. европейские специалисты и профессура получили возможность поехать в Америку для изучения методов повышения производительности (т.е. эффективности производства), а также американских подходов к менеджменту. Одновременно они знакомились с тем, как поставлено в США образование в области бизнеса и менеджмента.

Великобритания

Британская образовательная система является одной из старейших и в своей основе уникальной. Но в бизнес-образовании, зародившемся сравнительно недавно, она в наибольшей степени приближена к американской модели, хотя ее также можно считать "смешанной" в силу сочетания британских образовательных традиций и современных американизированных новшеств.

Общий аттестат о среднем образовании (обязательном) молодые люди получают в возрасте 16 лет после 11 лет обязательной учебы в школе. Но за этим следует двухгодичная учеба (для желающих), представляющая собой третью ступень среднего образования. Она проходит в колледже (всего в стране их около 550) и может закончиться выдачей "повышенного аттестата" так называемого уровня A (Advanced Certificate), означающего среднее образование академического характера, дающее право на поступление в вуз. В колледже третьей ступени можно получить и аттестат о среднем специальном образовании, если учащийся уже выбрал себе специализацию и намерен получить начальную трудовую квалификацию по номенклатуре профессий, установленной государством. Существует достаточно сложная система коэффициентов для приравнивания уровня обучения по разным программам друг к другу, но в целом молодые люди поступают в высшее учебное заведение в 18 лет с достаточно определенным представлением об их будущей профессии. Подготовкой к работе в области бизнеса сейчас охвачено 17% учащихся (второе место после гуманитарных дисциплин).

Система высшего профессионального образования Великобритании в 1992 г. была реформирована, когда все высшие учебные заведения (включая политехнические и другие специализированные вузы) получили одинаковый статус университетов. Степень бакалавра по окончании университета можно получить, обучаясь от 3 до 5 лет, затем можно продолжить обучение по магистерской программе (от 1 до 3 лет в зависимости от формы обучения). Школы бизнеса являются частью университетов. Обучение бизнесу в настоящее время охватывает около 25% численности студентов и слушателей Великобритании, а учебные программы по подготовке кадров ориентируются на не так давно утвержденные Национальные квалификационные стандарты по широкому кругу профессий, включая управленческие. На мастерские программы поступают, как правило, люди, имеющие не только высшее образование (по любой специальности), но и опыт практической работы в среднем 6 лет.

Великобритания нашла свой путь в развитии бизнес-образования, когда главная ставка была сделана на вечерние и особенно заочные программы типа МВА. 80% всех выпускников МВА (а их на сегодня в Британии около 30 тыс. человек) обучались без отрыва от производства, а среди магистров-очников в настоящее время очень велика (свыше 2/3) доля иностранцев, предпочитающих получать бизнес-образование в британских школах бизнеса. Весьма популярна в Великобритании концепция вечернего обучения менеджеров-практиков, "находящихся не более, чем в одном часе езды от школы бизнеса". Большую привлекательность для британских слушателей имеют "модульные" программы, с которыми, собственно говоря, и идентифицируется понятие "Executive MBA" (МВА для уже занимающих управленческие должности "ответственных руководителей"), в рамках которых обучение в значительной мере основывается на сочетании изучения теории с выполнением прикладных проектов на рабочем месте.

Английский стандарт МВА предусматривает наименьшую длительность программ этого типа (всего 400 академических часов) в сравнении с другими странами (почти вдвое меньше, чем в США и в три раза меньше, чем в Италии), однако здесь учитывается специфика британского образования, основанного на углубленной работе с литературой, навык которой обычный английский студент приобретает еще в средней школе, а также прикрепление к каждому слушателю научного руководителя (тьютора). Именно под влиянием британской практики в европейскую концепцию МВА, одобренную координационным советом EQUAL, было включено требование не менее 1200 часов самостоятельной структурализованной работы в дополнение к аудиторным часам. Как правило, практически реализуемые программы МВА в Западной Европе (а также в США) предусматривают не менее 700 академических часов работы в классах. Наиболее ярким достижением британской системы бизнес-образования является распространение "дистанционного" (заочного) обучения, предлагаемого шестью известными школами бизнеса, где лидерство удерживает Открытый университет. В 1990—1995 гг. прирост студентов на очных и вечерних программах МВА был примерно 2-кратным, в то время как по дистанционному обучению — 17-кратным.

Франция

Полное среднее образование в этой стране учащиеся получают к 18 годам, при этом обучение от 6 до 16 лет в так называемом колледже общего профиля является обязательным. В течение последних двух лет происходит специализация, когда обучение продолжается в лицее, либо в производственно-техническом училище (vocational school). После окончания училища выпускник поступает на работу, а образование в лицее, программа которого насыщена математикой и другими научными предметами, завершается присвоением квалификации бакалавра (это может быть общая или техническая "bас"), дающей право на поступление в университет без экзаменов.

Обучение в университете складывается из трех циклов. Первый (двухгодичный) цикл оканчивается получением диплома об общем университетском образовании (хотя уже на этой стадии возможны техническая специализация и получение специального вида диплома DRUST, помогающего при поступлении на работу). Второй цикл (также двухгодичный) дает право на получение диплома магистра (maitrise), а в промежутке после первого года — лицензиата (licence). Полным высшим образованием считается подготовка по третьему циклу: по программе дипломированного специалиста (1 год) или доктора (3 года с получением промежуточного диплома о гуманитарном образовании после 1 года).

Параллельно с университетами во Франции существуют специализированные образовательные институты — высшие школы (ecoles superieures), поступление в которые, в отличие от университетов, требует сдачи весьма серьезных конкурсных экзаменов. Этому предшествует весьма интенсивная подготовка в течение двух лет студентов, уже имеющих отмеченную выше квалификацию бакалавра. По содержанию программа подготовки к конкурсному экзамену (concource) напоминает первые два года общего вузовского образования. Тем, кто прошел по конкурсу, а затем окончил одну из высокопрестижных высших технических школ, гарантирована карьера в государственных ведомствах или на крупных фирмах. Высоким престижем пользуются также высшие коммерческие школы (ecoles superieures de commerce), первые из которых были образованы еще в прошлом веке. Лучшие из них придерживаются системы строгого конкурсного отбора и контроля знаний, аналогичной высшим техническим школам. Программы обучения в высших коммерческих школах претерпели эволюцию, пройдя путь от образования, имеющего целью освоение чисто прагматических "технических" аспектов коммерческой деятельности (commerce), до полноценного образования в области бизнеса и менеджмента на современной основе (gestion). Обучение в высшей коммерческой школе длится четыре года с выдачей после первого цикла (3 года) диплома специалиста (diplome deuxieme cycle), а после второго цикла (4-й год) диплома магистра (master). При этом обязательной является длительная практика на одном из предприятий.

Франция имеет наиболее старую в Европе систему высшего профессионального образования специалистов в области бизнеса, которая сосуществует параллельно с более академическим университетским образованием. Формирование этой системы в современном ее виде осуществлялось на основе синтеза традиционной французской системы высших коммерческих школ с элементами американской модели, которая интенсивно изучалась в 1960-е гг. Американские программы получали распространение в образовании под сильным влиянием французского правительства, которое в 1968 г. создало совместно с частным сектором Французский фонд управления (FNEGE) с главной задачей — улучшить качество образования по менеджменту во Франции, включая создание программ МВА.

Особняком во Франции стоит не зависящая от национальной образовательной системы знаменитая программа Европейского института делового администрирования (INSEAD, Фонтенбло), осуществляющего подготовку по 10-месячной программе МВА и, кроме того, реализующего 75 краткосрочных и среднесрочных программ переподготовки и повышения квалификации менеджеров-практиков (больше всех в западном мире).

Италия

Начать осваивать одну из профессий, связанную с бизнесом и менеджментом, в Италии можно на третьей, последней ступени среднего (школьного) образования, на которую учащийся может добровольно поступить после окончания обязательной восьмилетки. Для поступления в вуз необходимо сдать выпускной экзамен на получение аттестата зрелости (maturita certificate) в возрасте от 16 лет.

Средние школы Италии делятся на 9 типов, являясь к тому же либо лицеями (гуманитарная специализация в образовании), либо техническими или профессиональными школами (уже с отраслевой или коммерческой специализацией), закон позволяет менять школу в рамках третьей ступени образования.

Квалификацию лауреата (Laurea) и диплом о законченном высшем профессиональном образовании "Дотторе" (Dottore), контролируемые, как и среднее образование, Министерством образования и Национальным университетским советом, студенты получают после четырех или более лет учебы в одном из 49 университетов, 20 из которых присваивают степень дотторе в области экономики и коммерции. Можно, кроме того, получить диплом университета (university diploma) лишь об общем высшем образовании после 2— 3 лет учебы, не закончив полного университетского курса обучения. По желанию после прохождении полного 4-летнего курса можно продолжить специализированное университетское образование уже на последипломном уровне (от 2 до 4 лет) и получить магистерскую или докторскую степень (Dottorate).

Однако настоящее профессиональное образование в области бизнеса и менеджмента молодые люди, имеющие университетский диплом, предпочитают получать в школах бизнеса, входящих в независимую от государства ассоциацию бизнес-образования ASFOR, которая аккредитует мастерские программы последипломного обучения (типа МВА), и эта весьма строгая аккредитация, имеющая высокую репутацию у работодателей, должна подтверждаться каждые три года. Согласно стандартам ASFOR в школы бизнеса разрешается принимать до 20% лиц без высшего образования, которые достигли возраста 27 лет и имеют значительный стаж практической работы на управленческих должностях.

В Италии реализация "смешанной" модели бизнес-образования оформлена наиболее четко, поскольку государство полностью устранилось от какого-либо участия в организации школ бизнеса. Школы бизнеса начали образовываться в Италии также под влиянием интенсивного изучения американского опыта в 1960-е—1970-е гг. Постепенно итальянские программы МВА сократили срок обучения до 12—16 месяцев, одновременно расширив число аудиторных занятий до 1200—1500 часов, что вдвое превышает требования американского стандарта, а также введя обязательное требование не менее, чем 12-недельной практики на предприятиях при обучении по мастерским программам. Здесь также сказывается национальная специфика итальянцев, которые, в отличие от британцев или, скажем, японцев, менее склонны к самостоятельной работе, чем к работе в аудитории.

Испания

После обязательного среднего образования (от 6 до 16 лет) испанские учащиеся могут учиться в школе еще два года по программе полного среднего образования с получением аттестата бакалавра (bachillerato), дающего право на сдачу конкурсных экзаменов для поступления в университет, или же по программе специального среднего образования (tecnico proffessional), позволяющего устроиться на профессиональную работу. Высшее профессиональное образование может быть получено в одном из 32 государственных или 7 частных университетов после обучения в течение 5 лет. Оно заканчивается присвоением степени лиценсиата (licenciado). Считается, что в бизнес-образовании она примерно соответствует незаконченному образованию по программе МВА. Студент может, по желанию, прервать учебу после первого цикла обучения в университете (2—3 года) и получить диплом об общем высшем образовании.

Однако высокой европейской репутацией пользуется лишь профессиональное образование в школах бизнеса, являющимися членами ассоциации AEEDE. Их всего 10, и они наряду с традиционными программами лиценсиата предлагают последипломные очные или очно-заочные 1—2-годичные программы МВА, построенные в соответствии с международными (точнее, американскими) стандартами. Получение ученой степени Ph.D. происходит в Испании в достаточно традиционной для университетов европейских стран форме, подобной нашей аспирантуре.

Начало распространения "смешанной" модели бизнес-образования в Испании приходится на 1963 г., когда вышло правительственное постановление о добавлении к названию факультетов экономики слов "и делового администрирования". Государство в соответствии со Вторым планом экономического развития на 1967— 1971 гг. выделило 30 ведущих учебных заведений в качестве базовых для развития управленческого образования. Их выпускник может получить диплом в области бизнеса и менеджмента после 5 лет обучения. Однако наряду с этим в Испании образовано около двух десятков настоящих школ бизнеса, которые предлагают программы МВА как форму последипломного образования: очную — в течение одного года, без отрыва от производства — в течение двух лет.

Европейская и глобальная интеграция

Современные исследователи "послеопытного" образования в европейских странах отмечают значительную неравномерность его развития от страны к стране и от компании к компании, но в то же время и достаточно высокую эффективность. Западные компании в своем большинстве тратят от 1 до 6% фонда заработной платы на подготовку кадров внутри компании и во внешних образовательных учреждениях, хотя в большинстве отраслей серьезное внимание подготовке кадров уделяет лишь 5—10% самых крупных предприятий и организаций. В течение долгого времени управленческое образование на фирмах было сосредоточено на подготовке менеджеров с высоким потенциалом (по-нашему, "резерв управленческих кадров"). Лишь в последние годы это образование становится более массовым, хотя, как отмечается, менеджеры более старших возрастных групп (старше 40—50 лет), а также малоперспективные "середняки" редко участвуют в дорогостоящих высокоэффективных программах обучения, так же, как и менеджеры самого высшего уровня, не желающие тратить свое время на формальное образование.

Примечательно, что в европейском "послеопытном" образовании существенно сократилась длительность программ повышения квалификации: с 12 или более недель в 1960-е гг. до максимум 5 недель в 1990-е гг. Роль университетов в этой сфере бизнес-образования существенно меньше, чем школ бизнеса в США. В целом же европейские программы большинства школ бизнеса более компактны и приближены к практике, они менее академичны с точки зрения участвующих в них преподавателей, во многих случаях основаны на применении активных методов обучения и обучении в малых группах.

В то же время практически все европейские страны, включая даже Германию, находятся под очень сильным влиянием американских идей в области бизнес-образования. Это касается научных разработок, форм и методов обучения людей бизнесу и менеджменту даже независимо от того, какая модель используется — приближающаяся к "традиционной" германской, "новой" американской или "смешанной", основанной на примерно одинаковом сочетании этих двух базовых моделей.

Европейское сообщество под давлением интеграции рынка труда в странах — его членах принимает весьма серьезные меры по интеграции образовательной сферы. Толчок для приведения в соответствие разнообразных систем высшего образования если не в единообразную, то по крайней мере в сопоставимую форму, дала принятая в Болонье (Италия) известная Декларация Министров образования 34 европейских стран от 19 июня 1999 г. (Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 г.), положившая начало так называемому болонскому процессу.

На практике это означает прежде всего повсеместный переход в европейских странах к двуступенчатой образовательной системе: первая ступень высшего (вузовского) образования (first cycle: undergraduate) — трехгодичная; вторая ступень завершения высшего образования (second cycle: master, graduate) — двухгодичная. Кроме того, должна быть внедрена система "кредитных единиц" (ECTS system) — стандартизированных "тематических блоков" (как бы "кирпичиков" знаний), одинаковое наличие которых в образовательных системах разных стран позволит говорить о сопоставимости учебных программ и о возможности перехода из одного учебного заведения в другое (независимо от страны базирования) с гарантией идентичности конечного результата образования.

Болонские принципы, однако, не распространяются на постдипломное бизнес-образование мастерского уровня (программы МВА и т.п.), которое как "образование ради карьеры" должно быть весьма гибким, ориентированным на разнообразие миссий учебных заведений и программ и карьерных предпочтений бизнесменов и менеджеров. Однако процесс европейской интеграции серьезно влияет на перестройку бизнес-образования и, в частности, на приближение форм бизнес-образования к подготовке профессиональных менеджеров на основе "новой" модели.

Положительную роль играют также с недавних пор мировые рейтинги школ бизнеса ("Тор 50" и "Тор 100"), которые начали проводить авторитетные европейские издания — газета "Financial Times" и журнал "The Economist". Однако в этих рейтингах доминируют американские школы бизнеса и также нет ни одной школы из Восточной Европы, включая Россию.

В целом реальный процесс глобализации и европейской интеграции бизнес-образования (и образования вообще) — это феномен последнего пятилетия. Он находится в самом начале, но является необратимым и, безусловно, распространится на Россию, хотя в нашем регионе вполне возможны и целесообразны локальные интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа