Культурологическая и психосексуальная теория Фрейда

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ..........................................1

1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................2

1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3

1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4

1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................6

1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7

1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................8

2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............11

2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11

2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................14

3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............16

3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................16

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................23

МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю­ционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных изысканий послужила теория пси­хосексуального развития общества и индивида. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Делая свои первые шаги в об­ласти психиатрии, он руководствовался постулатами естественнонаучного материализма ХХ века, но как тво­рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа­листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо­пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось представление об основополагающем значении для челове­ческого поведения "психической энергии", присущей инстинктивно-физиологическим влечениям индивидов. В психике человека Фрейд сначала выделял две относитель­но автономные, но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного "Я", а затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго" (см. сноски на последней странице), которое внедряется в "Я", но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда, причиной невроза является особого рода конфликт между "оно", "Я" и "сверх Я".

В чем же заключается основной конфликт этих трех субстанций? Рассмотрим каждую из них в отдельности.

1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"

Если считать, что человек - такое же детище при­роды, как и остальные известные нам живые существа, то он в определенной мере наделен теми же качествами, что и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, как человек, то единственной точкой сопри­косновения у них являются инстинкты. Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са­мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения, которые, в свою очередь, складываются из множества инстинктивных факторов. Причем эти два инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха­ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ­ции, которые делают любой организм живым. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи­мые утратили свое былое значение. Это произошло пото­му, что у человека появились приспособления для добы­вания пищи, он стал использовать пищу не только для того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения свойственной только человеку алчности. Со временем пи­ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь. Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже­ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело­веческие стремления, как агрессивность, желание выдви­нуться, которые до этого относились к инстинкту са­мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе­решли в другое качество, то есть они перешли к "либи­до". Итак, в результате эволюции, основной движущей силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

1.2.КОНТРОЛЬ "Я"

Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна­чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я". Человек отличается от своих меньших собратьев разумом. В нашем случае разумом является "эго". Так как инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на­полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид­костью, то есть в строго концентрированном состоянии "оно" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из го­мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп­росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля­ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк­ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре­чия. Так как все находится в развитии и покой относи­телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в ходе культурного развития продолжает расти. Если пред­положить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то, следовательно, и челове­ческой психике присуще свое место и время в общей при­роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав­нить с клеткой, где происходят соответствующие явле­ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз­нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи­ровалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо­лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав­ление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но главная проблема в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании "я" своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд ви­дел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при помощи психоанализа обна­руживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об­наружив это место и устранив в нем возникшее противо­речие, человеку возвращается здоровая психика.

1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"

Теперь рассмотрим "супер-эго", или "сверх-Я". "Сверх-Я" является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живет в обществе, то оно оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы­ше рассуждениям. Если человек представляет из себя систему (отдельную), то есть клетку, то клетка одна существовать не может, она погибает (вычлените из ор­ганизма отдельную клетку). Эти клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний - систему органов, образующих большой, единый организм. Так вот оболочки этих клеток соединены между собой. Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я". Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой сово­купность всех общественных отношений (контролирующих поведение человека).

1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА

Теперь рассмотрим взаимодействие "Я", "оно" и "сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге­нотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был запрещен (религией, законодательством). Эту запретную установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз­нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об­щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения. Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей степени, на мать, так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать, что вольно или невольно бессознательное "оно" создает инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест­венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие, которое или со временем (с возрастом) разрешается, или выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда можно сказать, или, вернее, предположить, что в древ­ности в определенной полигамной общине дети взбунтова­лись против неограниченной власти отца и, сговорив­шись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл убийства, они испугались, что то же может произойти и с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния, и каждый в своей новообразовавшейся семье установил (обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то есть сделал его символом тоталитаризма. Их дети обви­няли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда. Позже символ отца в племенах заменили различные живот­ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ

Естественно, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мир движется за счет противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи­тельно так), но тогда мы имеем все основания утверж­дать, что нет ни одного здорового человека, так как у каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо­лочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке постоянно происходит разрядка внутрипсихического фак­тора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них состоит в нормальном половом общении, которое дает вы­ход инстинктам (но необходимо заметить, что общество предопределило норму сексуального общения, и через эту узкую щель выходит лишь небольшое количество пси­хосексуальной энергии). Второй фактор, который допол­няет первый, является следующим: по второму закону ди­алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в другое качество, в частности в энергию социальную, то есть человек делается социально активным. Если оба ка­нала для выхода открыты, то индивид находится в нор­мальном состоянии. Если не работает первый канал, то вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в бессознательное, могут привести к так называемому пси­хическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых различных формах: от фонтомных болей до психических расстройств, как то: мания преследования, паранойя и др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит к необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре­дотвратить их.

Естественно, мы описали упрощенную схему действия психики. Организм человека, в частности его психика, являются автономной, саморегулирующейся системой и, пожалуй, главным фактором искажения психики является не конфликт между бессознательным и сознательным, а воздействия "сверх-Я".

2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА

2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори­ентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ­яснения общественного сознания в его настоящем и прош­лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож­дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци­альными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны­ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы­яснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности челове­ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су­дить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному ... на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характе­ристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове­чество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут­верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль­шей или меньшей степени являются невротиками. Во-вто­рых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля­ется характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти­ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения чело­века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен­тарное наслаждение нашему "Я".

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин "культура" в большинстве случаев оказывается равноз­начным понятию "общество". В наиболее развернутом оп­ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что "она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и до­бывать блага для удовлетворения человеческих потреб­ностей", и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан­тикультурные традиции и что эти стремления у значи­тельного количества лиц настолько сильны, что опреде­ляют их поведение среди других.

Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове­ка, лишает его наслаждений (за это он и стремится из­бавится от нее); с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от куль­туры в пользу своих наслаждений, то он лишается защи­ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказы­вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об этом так: "В силу этого всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с ма­териальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг­радить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб­людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич­ности в культуре.

2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства мень­шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные представители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к напряженной внутренней работе самоотречения, от чего зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя­ми становятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому нам представляется необходимым, чтобы они были неза­висимы от власти как распорядители средств власти.

Короче говоря, люди обладают двумя распространен­ными свойствами, ответственными за то, что институт культуры может поддерживаться лишь в известной мере насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан­ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль­ны против их страстей.

3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА

3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ Культурологические размышления Фрейда неизбежно

подвели его к проблеме религии и оказались тесно пе­реплетенными с решением этой проблемы. При рассмотре­нии культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни­мание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру­ющим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура стро­ится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод, что при падении падении религии деградирует и культу­ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результа­те своего развития налагает запреты на его желания. Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье. Он обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре­бенок ревнует отца к своей матери и пытается занять его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, ко­торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю­ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз­ложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Люди надеются получить от бога воз­награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав­торитет бога помогает им избавиться от внутрисоциаль­ных противоречий. Мы видим, что религия является одной из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд установил, что религия является массовым неврозом. На основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминает навязчи­вое невротическое состояние. Так, например, если нев­ротик боится не производить какие-то определенные дви­жения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объ­яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от своего познания те­ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с некоторыми оговорками, можно назвать религию общест­венным неврозом. Тем не менее религия имеет положи­тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный об­щественный невроз является совершенно безобидным. Так­же религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци­альные противоречия. И разрушение разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблю­далось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для развития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются новые. Так, например, религиозную основу в России сменила комму­нистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко возросло астеническое состояние общества, возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков и т.д.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспор­на), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также продвинулся впе­ред в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенство­валась. Она нашла много продолжателей. Многие совре­менные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы психоанализа и культуроло­гической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъек­тивное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму.

ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ

1.Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятель­ность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова­ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/ стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек­тики, является антагонистом сознанию и является вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессозна­тельное носит врожденный характер и определяет все по­ведение человека.

2.Я - философское понятие, обозначающее субъект преднамеренных действий, в которых личность отдает се­бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв­ляется цензором спонтанно возникающих животных влече­ний. По мере развития цивилизации и общественных отно­шений Я формируется культурой, то есть культурные и моральные отношения в обществе влияют на каждого чело­века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.

3.Супер-эго - это интериорезированные культур­но-социальные нормы.

4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав­новешиваются, то есть находятся в более стабильном состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со временем проявляют себя.

5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой ркассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдип­та) и долго странствующий, возвращается на родину и, убив своего отца, женится на своей матери и становится царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он с горя ослепляет себя и уходит странствовать.

6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифоло­гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал его.

7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также инцест, который позже был запрещен религией.

8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци­ально-культурную основу) подверглась бурной крити­ке,особенно со стороны марксистов. Но если опираться на теорию Дарвина, то "филогинез есть повторение ото­гинеза", то есть индивидуальное развитие организма повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблю­дая, как развивается человек, можно сказать, как раз­вивается общество, ибо развитие человека в точности повторяет развитие общества.

9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз­виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че­ловека сексуальное влечение, поэтому полноценные представления об искомом предмете можно получить, лишь сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре­чия.

10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма. Если взять за основу то, что дети в результате действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро­ений убили своего отца, а позже испугались, что такое может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему они стали поклоняться своему мертвому предку и все бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере­шел в образ животного. Чтобы снять стресс, это живот­ное раз в год убивается племенем.

11.Под упражнениями подразумеваются любые навяз­чивые мысли и движения и действия.

12.Не следует путать общественный невроз с рево­люционными взрывами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп­ринтное воспроизведение издания 1913 г.

3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической ли­тературы, 1992.

4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф. Современная буржуазная философия и религия.- М.: Изд-во полит. литературы, 1977 г.

5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В. и др. Хрестоматия: Основы филосовских знаний.- М.: Изд-во полит. литера­туры, 1982 г.