Имя - средство закрепления и систематизации фактов культуры

Свойство языка служить посредником между всеми семиотическими систе-

мами объясняется тем, что язык, частью которого являются имена, позволяет

самым экономичным способом передавать мысли и чувства. Экономичность этого

вида знаков объясняется членораздельностью речи, ее поуровневым строением,

позволяющим путем комбинаторики единиц каждого уровня символизировать пред-

меты мысли.

Факты физической, духовной, материальной культуры, культуры лично-

сти, общества или коллектива (организации) сами по себе не являются словом,

но обязательно отражаются в слове в виде имен - номенклатурных названий

фактов культуры.

Эта роль имен - служить средством фиксации и систематизации фактов

культуры - видна, например, в деятельности музея. Музей хранит, как прави-

ло, вещный маетриал, но всякая вещь, поступившая в музей, отражается в до-

кументах музея. Центральным документом является каталог. В каталоге все

предметы, взятые на хранение, поименованы.

Когда архив принимает на хранеине дела, то всякое дело, поступившее

в архив, входит в состав дел и получает в описи имя. Номенклатура дел по-

зволяет находить дела историку, работающему в архиве, а если архив принад-

лежит организации, то сотруднику организации.

Организация бибилиотечных фондов осуществляется посредством катало-

га. Когда библиографы проводят работу над фондами библиотеки, выбрасывая

книги, не имеющие культурного значения, и отбирают книги, обладающие куль-

турной ценностью, они работают имея в качестве главног документа каталог

библиотеки. Каталоги перестраиваются в зависимости от того, как выглядит

система духовной культуры, содержащяася в книгах.

В культурно-консультативной работе, когда консультант оценивает про-

екты и деятельность по ним, его решения зависят от уровня его подготовки.

Поэтому образование востоковедов, краеведов, работников, создающих системы

информационного поиска, зависит от содержания профессионального культуро-

ведного образования.

Дидактика - то есть содержание учебного предмета - в этом случае

представляет собой систему основных факторов культуры. Каждый такой факт

культуры или их историческая и типологическая группировка имеет название.

Например, "Ахмениды", Среднеазиатский эллинизм", "Парфянское царство" и др.

подобные, или собственные имена: "Кир", "Александр Македонский", и т. п.

Система таких имен, называющих классы культурных объектов, составля-

ет полученную консультантом информацию, которой он оперирует.

Таким образом, имена играют двойную роль: как факты языка они явля-

ются носителями информации о всех других фактах культуры неязыкового харак-

тера.

_ 2

Создание информационных систем во второй половине XX в. особенно

усилило функцию имен как носителей информации о фактах культуры.

Информационная техника позволяет работать в областях всех семиотиче-

ских систем. (см. фиг. 28).

Объем этих данных и знаний может быть неограниченно большим, он за-

висит от исходных данных, вводимых в информационно-поисковую систему. При-

мером такой системы может служить известная "Интернет", позволяющая общать-

ся десяткам миллионов персональных компьютеров, представляющая каталоги и

реферативную информацию основных библиотек и учебные курсы. Информационная

техника позволяет формально разделить культурно значимую информацию, кон-

центрирующуюся в ИПС(информационно-поисковых системах) и текущую, функци-

ональную информацию, из которой еще предстоит выделить факты культуры, что-

бы затем ввести их в ИПС. Функуиональная или текущая информация действует в

первых 9 классах систем (фиг.28). Но информация в десятом классе систем -

ИПС - является не текущей, а культурно значимой.

Фигура 28.

╔════════════════════════════════════════════════════════════════════════╗

║1. Язык - системы записи, редактирования, автоматического реферирования,║

║ макетирования для издания, система автоматизированного перевода и др.║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

║2. Средства счисления - расчеты в технике, бугалтерии, экномике, научных║

║ исследованиях всех видов. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

║3. Игры - компьютерные игры разных видов. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

║4. Обучение (частичный аналог обрядов) - обучающие системы, сообщающие ║

║ знания, тренирующие память, навыки, сообразительность. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

║5. Прогностика - моделирующие информационные системы. Пример: система, ║

║ моделирующая прогноз погоды. Моделирующих систем множество. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

║6. Музыка - системы электронно-акустические, служащие для записи, сочи- ║

║ нения и воспроизведения музыки. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

║7. Изобразительное искусство - системы создания изображений и компьютер-║

║ ная анимация. Компьютерная анимация в принципе позволяет хореавтору ║

║ сочинять танцы. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

║8. Прикладные искусства - системы автоматизированного проектирования ║

║ (САПР). ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

║9. Управление - системы автоматизированного и автоматического управления║

║ (АСУ) разных назначений. ║

╟────────────────────────────────────────────────────────────────────────╢

║10.Системы информационного поиска - специалированные системы культурного║

║ назначения, развившие из каталогов архив, музеев и библиотек. Они ║

║ позволяют представлять пользователю данные и знания в кратчайший срок║

╚════════════════════════════════════════════════════════════════════════╝

_ 3

Минимальной единицей, передающей культурно значимую информацию, яв-

ляется слово - самая малая лексическая единица, и словосочетание, представ-

ляющее два или более слова, связанных в одну лексическую единицу - лексему.

Слова и словосочетания - лексические единицы, отбираемые как носители куль-

турно значимой информации, представляют собой имена.

Именем называют лексическую единицу, значение которой представляют

собой прямое (т.е. непереносное) именование предмета или предмета мысли. В

соответствии с данными ?ыкознания именование может быть трех родов: первич-

ное, вторичное и терминирующее.

Именование - способ обозначить предмет мысли в речи. Под первичным

именованием понимают процесс называния словом какого-либо предмета мысли,

который создан в мысли или действительности впервые. К первичным именовани-

ям могут относиться остенсивные определения.

Вторичные имена образуются в контексте речи как переназывания уже

известных предметов мысли. Главной формой вторичного именования являются

контекстные определения. Контекстные определения разнообразны. Благодаря

контекстным определениям образуются синонимы первичных, вторичных и терми-

нированных имен.

Терминирование представляет собой использование результатов первич-

ного и вторичного именования для установления фиксированного значения лек-

сических единиц. Фиксированное значение предполагает устранение синонимии с

помощью социальной фиксации значения лексических единиц для называния опре-

деленного предмета мысли. В терминировании применяются, главным образом,

родо-видовые и функциональные определения.

Соотношение между тремя родами именований может быть представлено

так.

Фигура 29.

╔═════════════╦════════════════════════════════════════════════════╗

║ ║ Признаки ║

║ ╠═══════════════╦══════════════════╦═════════════════╣

║ Роды ║Название нового║Создание синонимов║Использование уже║

║ именований ║предмета мысли ║ ║существующих ║

╠═════════════╬═══════════════╬══════════════════╬═════════════════╣

║Первичное ║ + ║ + ║ - ║

║Вторичное ║ - ║ + ║ + ║

║Терминирующее║ + ║ - ║ + ║

╚═════════════╩═══════════════╩══════════════════╩═════════════════╝

В ИПС (информационно-поисковых системах) (и их аналогах - каталожных

именованиях) и терминах, используемых в дидактических текстах, применяются

только первичные имена и термины. Вторичные имена, напротив, устраняются.

Создание первичных имен предполагает действие трех функционально

различенных деятелей: ономатотета, диалектика и пользователя. Процедура со-

здания первичных имен описана Платоном в диалоге "Катил". Ономатотет изо-

бретает имя. Диалектик рассматривает, удачно ли изобретено имя, утверждает

или отклоняет изобретение. Пользователь применяет имя.

Например: родители называют новорожденного - это действие ономатоте-

та, община - в наше время это органы ЗАГС - рассматривают и утверждают (но

могут и отклонить) предлагаемое родителями имя (и выдают метрическое свиде-

тельство), все кадровые дела в дальнейшем ведутся на основании утвержденно-

го имени. Ласковые и бранные названия, клички первичными именами не являют-

ся, так как они - вторичные именования.

Троичная система создания первичных имен: ономатотет - диалектик -

пользователь - применяется к любому первичному имени. Например, мореплава-

тель открывает остров и дает ему имя. Государство по отчету мореплавателя

утверждает (или изменяет) имя. Картограф наносит название на карту. Госу-

дарство - диалектик, картограф - пользователь.

Существуют следующие основные виды имен:

1. Названия единичных природных явлений ("Луна", "Ураган Лилия").

2. Антропонимы (имена людей).

3. Зоонимы (официальные клички животных, "Холстомер", например, в родос-

ловных).

4. Топонимы (названия мест, "Москва").

5. Гидронимы (названия вод, "Нева").

6. Прагманимы (собственные имена вещей, созданных человеком (корабль

"Адмирал Владимирский", организация "Союзконтракт").

7. Имена действий ("сварка", "ковка" и др.).

8. Хрононимы (названия дат и мер времени, "Октябрьская революция",

1917г. от Рождества Христова).

_ 4

Восемь разрядов имен охватывают все принцыпы знакомства человека с

окружающим миром. В отличие от первичных имен, термины образуются выделени-

ем из речи слов и выраженийдля названия видов деятельностис целью ее орга-

низации. По способам терминирования выделяют восемь разрядов терминов.

1. Филосовские - даются и утверждаются создателем филосфской систе-

мы, используются критиками.

2. Научные - даются авторами изобретений и открытий, обсуждаются

ученым сообществом, используются в научных текстах.

3. Технические - даются изобретателем, утверджаются стандартом, ис-

пользуются производителем.

4. Измерительные - даются организацией, утверждаются соглашением ор-

ганизаций, используются в рассчетах.

5. Номенклатуры - даются фирмами, утверждаются авторским правом, ис-

пользуются в технике и коммерческих операциях.

6. Искусств, в том числе практических, - даются анонимно, утвержда-

ются традицией обучения, используются в дидактике и методике.

7. Командные - даются изобретателем действий, утверждаются в текстах

насставлений, пользуются исполнителями команд и командующими лицами.

8. Прогностика - назначаются традицией, обсуждаются сообществом, да-

ющим прогноз, например, гадателями, используются в процессах прогностики.

Филосовские термины опредешляются и утверждаются автором филосовской

системы и присущи только данной системе. Одна философскаясистема отличается

от другой своим составом терминов.

Научные термины присущи текстам одной науки и отграничвают одну на-

уку от другой. Они В составе словника определяются научной традицией. Слов-

ник терминов обрисовывает модель мира, присущюю данной науке. Но значение

отдельного термина переопределяется в контексте данного научного сочинения,

отдельным автором этого сочинения. Поэтому значение отдельного термина в

составе мнозества научных терминов образует особую образную область. Родо-

видовое дефинирование для нужд информационных систем возможно лишь по кон-

трасту с другими терминами этой науки.

Технические термины по хаактеру дефинирования двойные: основные ба-

зовые термины, которые определяются списком терминостандарта, и небазовые,

но развивающие смысл базовых в технических документах. В документах эти

термины обычно представлены сочетаниями слов, смысл которых понятен из со-

четания их элементов 6 но нередк он дополнительно определяет родовидовой

дефиницией или дефиницией функциональной ("что для чего служит").

В противоположность техническим терминам номенклатурные названия да-

ются одному объекту материальной культуры много раз: название объекта в

разработке (учловное имя), официальное название изделия, торговое название,

название, принятое в потреблении изделия. Всякий раз название регистрирует-

ся, и регистрация названия есть его официально и юридически защищаемое имя.

Измерительная терминология включает названия мер и способов измере-

ния. Эти термины жестко стандартизированны фирменными, внутригосударствен-

ными и международными стандартами, так как это способ разрешения споров о

параметрах и качестве изделия и адресах его существования.

Командные термины содержатся в руководствах по эксплуатации изделия

и представляют собой включение изделия в общественное пользование. Они на-

зывают стандартные правильные операции по эксплуатации изделия и могут быть

предметом экспертизы при неправильной эксплуатации изделия.

Термины трудовых искусств ("резание", "строгание", "прокаливание",

"дистилляция" и т. п.)дефинируются традицией трудовой деятельности. Они

фиксируют правильное ведение трудовой деятельности. Они фиксируют правиль-

ное ведение трудовых процессов. В своейц смысловой сути они не отличаются

от терминов прикладных и неприкладных искусств.

Термины прогностиик характеризуются приминением данного термина для

обозначения перспективыиспользования изделия и носят характер слогана, фик-

сируемого юридически как интеллектуальная собственность фирмы.

Восемь разрядов терминов охватываюторганизацию людей в процессах со-

вместной деятельности и ередают ее структуру замысла до реализации деятель-

ности, ее оценки и прогноза на будущее.

При собирании информации о фактах культуры используются первичные

имена и термины. Первичные имена и термины собираются по данным словарей,

каталогов, учебных руководств. Поскольку между первичными именами и терми-

нами находятся вторичные имена и поскольку динамика общества изменяет соци-

альные структуры первичного именования и терминирования, постоянно изменя-

ются и возникают синонимы в первичных именах и терминах. Нередко из-за вре-

менной удаленности от акта именования вторичные имена в практике текстов

могут замещать первичные имена, и термины и первичные имена должны прове-

ряться на синонимию и синонимы устраняться из рассмотрения.

Способом проверки на синонимы и устранения синонимизации является

сбор энциклопедической, реферативной и другой информации о терминах и пер-

вичных именах. Культуровед, описывая формы и виды культуры в целом или не-

которые части форм или видов культуры, устраняя синонимы, строит список

имен для сбора информации о фактах культуры. Имена дают ориентирующую ин-

формацию о фактах культуры и указывают направление обследования самих фак-

тов культуры и подробной информации о них.

Списки имен (первичных и терминов), будучи составленными корректно,

дают полноту охвата первоначальной информации в избранной области обследо-

вания и изучения факторов культуры. Полнота первоначальной информации по-

зволяет приенять далее методы системного исследования. Конкретизация метода

исследования зависит от предмета и задач исследования.

В общем и сравнительном культуроведении основным источником сбора

превоначальной информации являются толковые, отраслевые словари иэнциклопе-

дии. Сбор первоначальной информации пердполагает ее первоначальную система-

тизацию, позволяющую затем перейти к детальному обследованию фактов культу-

ры и их исследованию.

_ 5

Средством первоначальной систематизации является тезаурус. Тезаурус

- словарь имен (первичных и терминов), упорядоченный по значениям слов.

Главным средством упорядочивания являются родо-видовые определения. Отноше-

ния рода и вида в тезаурусе строятся так, что название рода предполагает

далее перечисление всех видов, входящих в род. Так производится деление до

тех пор пока список имен не будет исчерпанным и пока каждое имя не найдет

своего места в родо-видовых иерархиях.

Тезаурус является основным способом упорядочения информации в инфор-

мационно-поисковых системах(ИПС). На основании тезаурусов ведется диалог

пользователя с данной ИПС, так как в зависимости от конкретного назначения

ИПС тезаурус может быть построен по-разному.

Однако, поскольку любая ИПС опирается в своем содержании на библиог-

рафические и архивные предметные и тематические классификации, а эти клас-

сификации структурируют общественно необходимые знания о культуре в их от-

носительно новой классификации, тезаурусы разных ИПС охраняют достаточное

смысловое единство.

Библиографические и архивные предметные и тематические классификации

верифицируются через запросы читателей библиотек и архивов. Эти запросы за-

ставляют совершенствовать библиотечные и архивные классификации примените-

льно к интересам общества в данный момент времени, достраивать и перестра-

ивать систематизацию информации о фактах культуры на принцыпах, отраженных

на фиг.4 и фиг. 5.

Дальнейшие действия в культуроведческом обседовании, исследовании и

консультировнии направляются сбором информации не об именах, а о самих фак-

тах культуры. Так, каталог художественного музея позволяет далее знакомить-

ся с картинами, скульптурами и другими предметами искусства, а словарные и

энциклопедическиесведения позволяют обратиться к каталогам ряда музеев и

получить полную информацию, которую затем лицо, исследующее художественную

культуру или выступающее как эксперт-консультант при приобретении предметов

искусства, должен использовать, обращаясь к информации о них и к непосред-

ственному освидетельсвованию этих предметов.

Более сложна работа культуроведа-краеведа. Он не располагает катало-

гами как первоначальной информацией, если ему приходится консультировать в

области материальной культуры. Помимо обращения к ИПС, что не всегда воз-

можно, он для сбора первоначальной информации должен обратиться к областным

толковым словарям, энциклопедиям, отраслевым словарям, архивам, картам и

картографическим материалам и сам составить тезаурус для создания системы

первоначальной информации. На основании этого тезауруса приступить далее к

обследованию реальных объектов материальной культуры и составить их систе-

матическое описание. В ходе работы над этим описанием будет выясняться со-

держание консультативных рекомендаций.

В целом порядок работы культуроведа выглядит следующим образом:

Фигура 30. _

Сбор первоначальной информации. │Определение списка имен (первичных и

│ / терминов)

│ \ _

_ │Составление тезауруса

Сбор основной информации -- │

│ _

_ Обращение к самим фактам культуры

Представление системы сведений _

о фактах культуры в пределах Составление отчета

задачи. │

│ _

_ Оказание консультации в письменной

Решение задачи или устной форме