Баня

Баня

Орден Бани (справа) - один из высших орденов Англии. Был учрежден Генрихом в 1399 г. в честь рыцарей, сумевших во времена крестовых походов и в пору опустошающей эпидемии наладить баню.

Все древние народы уделяли большое внимание бане. Гален и Гиппократ считали, что стареющий организм нужно согревать и увлажнять. Римские императоры, стремясь завоевать расположение народа, строили великолепные бани-термы. Баня в то время была единственным местом, где не существовало сословных различий. Римские термы отличались необыкновенной роскошью. Достаточно сказать, что рукомойники делали из серебра, а иногда - из золота. В термах Диоклетиана одних мраморных кресел было две с половиной тысячи! В сооружении этих терм участвовали сорок тысяч строителей. Умопомрачительной роскошью отличалась баня Клавдия Этруска. Ее залы были выложены толстыми плитами причудливых цветов. Искусственные водопады, журчание воды, скатывающейся по ступеням, успокаивали и навевали приятные мысли. В термах делали оригинальные приспособления. Например, ванны подвешивали на массивных цепях к потолку, и тот, кто находился в ней, раскачивался, как на качелях.

Термы Антония Каракаллы, поражавшие своей красотой, занимали площадь более 12 га и могли одновременно вместить 2500 человек. В садах и на террасах терм можно было послушать певцов, музыкантов, ораторов, посетить библиотеку. На площадях проводились спортивные состязания и различные игры, продавались произведения искусства и предметы роскоши.

Известно, что Михаил Булгаков хотел написать о термах Каракаллы. Может быть, этот небольшой эпизод в его произведении "Мастер и Маргарита" был своего рода "подходом" к будущей теме: "...Маргарита оказалась в чудовищном по размерам бассейне, окаймленном колоннадой. Гигантский черный Нептун выбрасывал из пасти широкую розовую струю: Дамы, смеясь, сбрасывали туфли, отдавали сумочки своим кавалерам или неграм, бегающим с простынями в руках, и с криком ласточкой бросались в бассейн. Пенные столбы выбрасывались вверх. Хрустальное дно бассейна горело нежным светом, и в нем видны были серебристые плавающие тела. Хохот звенел над колоннами и гремел, как в бане..."

Сабина, жена императора Нерона, купалась в молоке породистых ослиц. Для этого служители термы держали 500 этих своенравных животных; когда Сабина отправлялась в путешествие, вслед за ней перегоняли с места на место и стадо ослиц.

Куда бы ни приходили римские легионеры - в Галлию (нынешняя Франция), Британию, Германию, Малую Азию, на берега Дуная и к африканским пескам - везде они строили термы. Знаменитые водолечебные курорты Карловы Вары и Виши были известны еще в древние времена. Они, собственно, и возникли на месте терм.

Важным моментом при строительстве турецкой бани было определение всех неровностей площадки с тем, чтобы должным образом направить поток горячей воды под ее верхним мраморным полом. Для этого на подготовленной площадке запускали из разных точек массивные каменные шары, траектории движения которых и определяли те пути, по которым станет течь вода. Подобный "технологический" водяной этаж между двумя полами был довольно высоким (около 80 см), причем плиты верхнего пола удерживались на колоннах, собранных из колец особого теплоемкого камня. Сама баня состояла из нескольких отделений, среди которых была специальная комнатка для сплетен, в которой акустическая обстановка создавала многократное эхо, и при этом два рядом сидящих человека могли разговаривать не особо опасаясь быть подслушанными. Процедура мытья включала в себя распаривание, после чего рабы натирали тела смесью оливкового масла и песка, который впоследствии вместе с грязью снимали с тела при помощи специальных скребков-ножей.

На миниатюре (справа) изображен Сад удовольствий, в котором мужчины и женщины купаются в фонтане любви. Эта миниатюра воспроизведена в книге Д. С. Лихачева "Поэзия садов". Вот что пишет автор по этому поводу: В позднее Средневековье появились «сады любви»: сады, предназначенные для любовных уединений, свиданий любящих, а также простодля отдыха от шумной придворной жизни. Здесь занимались музицированием, рассказывали различные истории, читали книги, танцевали, игралив различные игры [...] Такие замковые сады имели посередине небольшие бассейны для купаний. Хорошее изображение такого «сада любви» сохранилось в итальянской рукописи в Библиотеке Estense, Modena. Молодые люди купаются в Фонтане Юности, пьют вино и наслаждаются музыкой. Совместное купание в небольших бассейнах мужчин и женщин довольно часто изображается на средневековых миниатюрах: по-видимому, в этом не было ничего удивительного... 1.

Первоначально четырехстенный сруб с определенным внешним и внутренним устройством служил у многих народов одновременно и жилищем, и баней. Это подтверждается и лингвистическими данными: слово изба (уменьш. истопка) восходит к древнерусск. истьба (истобка), чтоозначает «дом, баня»2. Отпочковавшись в процессе длительной эволюции от собственно жилища в качестве самостоятельной постройки3, банясохранила за собой признаки былого почитания жилища. По этому поводуН.Н. Харузин пишет: «Священным характером наделяются обыкновенноте хозяйственные постройки народа, которые некогда служили ему жилищем, так как с последним связан культ домашних духов, причем при переходе народа к новой форме жилья культ нередко продолжает совершатьсяв жилище прежнего типа, вследствие чего оно и сохраняет свой священный характер»4.

История славянской бани уходит в седую древность. Геродот, странствуя по белу свету, побывал на территории нашей страны - в Северном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лимана. Греческий историк описывает как выглядела "первая" русская баня. Устанавливали три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и затем обтягивали их войлоком. Раскаленные докрасна камни бросали в чан, поставленный посреди этой хижины. От этого поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не могла сравниться с той, какую он видел в степи. Наслаждаясь ею, скифы вопили от удовольствия. От Геродота мы узнали, что скифы после погребения покойника очищали себя парной баней.

Список литературы

1 Лихачев Д.С. Поэзия садов. СПб., 1991, с.61.

2 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. 2-е изд. М., 1986. Т. 2.С.120.

3 Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. С. 314.

4Харузин Н.Н. Очерк развития жилища у финнов. М., 1895. С. 26.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа