Как можно с помощью Интернета изучать на уроке басни?

Как можно с помощью Интернета изучать на уроке басни?

Процесс преподавания литературы в средней школе ставит перед учителем слишком много разнообразных задач: и познакомить учащихся с отдельными произведениями русской классики, и дать понимание эпох, в которые создавались эти произведения, и научить постигать особенности стиля писателя, и познакомить с историко-литературным процессом и некоторыми литературоведческими понятиями, и научить навыкам литературного анализа, связной устной и письменной речи.

Все это нужно сделать так, чтобы не отбить у учащихся охоту просто читать. При существующей в школе перенасыщенности информацией и при постоянном сокращении часов литературы учитель находится в очень невыгодном положении, и поэтому он просто вынужден искать новые конструктивные способы передачи знаний и воспитания навыков. Один из таких новых способов - это Интернет-урок, (точнее сказать, урок с использованием Интернет-ресурсов). Мы предлагаем вам познакомиться с разработкой уроков литературы, посвященных знакомству с различными литературными жанрами. Они могут быть включены в темы, связанные с изучением творчества конкретного писателя, если вы знакомите учащихся с произведением, написанным в этом жанре (например, перед изучением творчества И,А.Крылова можно посвятить несколько уроков изучению жанра басни), или могут предварять разговор о конкретных произведениях этого жанра (например, в 5-ом классе перед изучением русских народных сказок можно поговорить о жанре сказки), а можно наоборот построить цикл уроков таким образом, что разговор о жанрах будет центральным, а творчество различных авторов будет иллюстрировать его (например, в разговор о сонете можно включить анализ стихотворений и Данте, и Петрарк, и Пушкина и т.д.) Предлагаемая методика Интернет-урока может использоваться в процессе изучения литературы в школе, при проведении занятий в литературных студиях и кружках, а также позволяет учащимся самостоятельно работать дома.

Нами разработаны уроки литературы, посвященные следующим жанрам: баллада, басня, былина, лирическое стихотворение, сказка, сонет , хокку, но эта работа может быть продолжена и по разработанному принципу можно знакомить учащихся с другими литературными жанрами. По данной методике создан сайт "Сам себе писатель" http://ssp.ioso.ru/, который постоянно пополняется творческими работами детей и подростков.

Мы разработали уроки для изучения семи литературных жанров: баллада, басня, былина, сказка, сонет, лирическое стихотворение, хокку. По предлагаемой вам методике вы можете разрабатывать уроки, посвященные другим литературным жанрам.

Первый цикл уроков с использованием Интернет-ресурсов, посвящен басне. Это работа в проекте, в котором участвуют различные школы самых разных регионов. Задача этого проекта: Познакомить учащихся с особенностями некоторых литературных жанров.

Цель: Развитие литературных творческих способностей детей и подростков.

1-й этап. На этом этапе вы помогаете школьнику увидеть свою личную заинтересованность, создать мотивацию для его дальнейшей работы. Поэтому мы предлагаем руководителям прежде серьезных академических сведений в шутливой игровой форме показать, что басни это не реликт, который относится к истории литературы, в них есть необходимость и в нашей современной жизни. Как вариант мы предлагаем такую мотивацию: Вы никогда не задумывались над фразой "Соловья баснями не кормят"? А кого-нибудь можно "накормить" баснями? Пожалуй, да. Правда, если мы возьмем это слово не в переносном его значении - "нелепые россказни, враки", а в прямом - "короткий аллегорический (то есть, иносказательный) рассказ с нравоучением (в простонародье - нервоучением!)". Взрослые часто читают нам морали (длинные, нравоучительные речи). Достигают ли они нужной цели? Многие ли из нас после этого тут же берутся за ум и начинают работать над собой, исправляя свои пороки и недостатки? Редко найдете вы такой пример!

Но давайте попробуем предложить родителям бороться с нашими недостатками другим способом, который впервые предложил легендарный Эзоп. Вовсе не нужно, оказывается, в скучной тираде описывать страшные последствия человеческих пороков: злобы, жадности, хитрости, вероломства, предательства, праздности и пр. Достаточно изобразить их в коротком, живом, забавном рассказе - прозаическом или стихотворном - басне. А вот действие его оказывается решительным и мгновенным по крайней мере так рассказывается о древнегреческом баснописце Эзопе. Как раз его-то творчество и свидетельствует, что баснями человечество "накормить" можно. Его сюжеты "Лисица и виноград", "Лев и мышь", "Солнце и ветер" и многие другие послужили основой для создания прекрасных литературных произведений различных эпох и национальностей. Хотя, будем осторожны: по одному из преданий, Эзопа сбросили с горы разозлившиеся за злой язык его басен знатные жители города.

Да, нелегок путь "обличителя толпы, ее страстей и заблуждений!" Если Вы попытаетесь написать свою собcтвенную басню, то сможете в качестве подарка на восьмое марта преподнести маме (как вариант - на двадцать третье февраля - папе) комплект басен на все случаи Вашей жизни. Как приятно им будет воспользоваться Вашим "подарком" к соответствующему случаю (имеются в виду несделанные уроки, невымытая посуда, невынесенное помойное ведро и прочее).

Для подготовки к такой трудной задаче вы можете предложить учащимся задания (по выбору) и принести их в класс: биографический словарик, где будут указаны краткие биографические сведения о различных баснописцах (Эзоп, Лафонтен, Крылов, Дмитриев, Хемницер, Михалков и т.д.), литературоведческий словарик, где будут даны толкования литературных терминов, необходимых для работы над басней (аллегория, мораль, олицетворение и т.д.) Создания этих словариков будет коллективным творчеством не только вашего класса, но и других участников проекта. Результатами можно обменяться через электронную почту, после чего дополнить созданные словарики. А также заданием может быть иллюстрации к сюжетам из истории и из современной жизни. Так, как это сделали создатели сайта "Сам себе писатель" http://ssp.ioso.ru/ 2-й этап.

На этом этапе вы можете дать учащимся представления о басне как о литературном жанре и показать отличие этого жанра от других. Мы назвали этот этап Мастерской писателя. Без освоения этой важной части Вы не сможете перейти к практической реализации Вашего литературного замысла - написанию басни. Комплект басен на все случаи жизни Вы сможете в качестве подарка на восьмое марта преподнести маме (как вариант - на двадцать третье февраля - папе). Как приятно им будет воспользоваться Вашим "подарком" к соответствующему случаю (имеются в виду несделанные уроки, невымытая посуда, невынесенное помойное ведро и прочее).

Сравните стихотворные опусы, посвященные различным представителям фауны и попытайтесь определить, который из них есть БАСНЯ. Все они - о зверях и, в общем-то, чем-то похожи. Но...

Пример первый :

Эй, не стойте слишком близко,

Я - тигренок, а не киска.

Пример второй

Улыбались три смелых девицы

На спине у бенгальской тигрицы.

Теперь же все три -

У тигрицы внутри,

А улыбка - на морде тигрицы.

Пример третий

Тигр, о, тигр, светло горящий

В глубине полночной чащи!

Кем задуман огневой

Соразмерный образ твой?

В небесах или глубинах

Тлел огонь очей звериных?

Где таился он века?

Чья нашла его рука?

Что за мастер, полный силы,

Свил твои тугие жилы?

И почувствовал меж рук

Сердца первый тяжкий стук?

Что за горн пред ним пылал?

Что за мл тебя ковал?

Кто впервые сжал клещами

Главный мозг, метавший пламя?

А когда весь купол звездный

Оросился влагой слезной,-

Улыбнулся ль, наконец,

Делу рук своих творец.

Неужели та же сила,

Та же мощная ладонь

И ягненка сотворила,

И тебя, ночной огонь?!

Тигр, о тигр, светло горящий

В глубине полночной чащи!

Чьей бессмертною рукой

Создан грозный образ твой?

Пример четвертый:

Холодною зимой сквозь чащу пробираясь,

Волк увидал овраг.

На дне его речушка протекала.

- Что ж,- думает голодный мой чудак,-

Вода еще ни разу мне не помешала.

Попью ее. Авось и сыт я буду.

Спустился, выпил сколько мог,

А есть все больше хочется.

И он не только сыт не стал,

Но с голоду такого,

Ему же в той реке хотелось

Утопиться. ...

Так часто и невежда поступает.

Коль нет хороших книг,

Дурные он читает.

Каким образом Вы определили басню? Выберите правильный ответ. Я думаю, что я прав (а), потому что выбранная мной басня: рассказывает о животных через рассказ о животных раскрываются пороки людей это шутливое стихотворное произведение имеет яркий и живой образ зверя все приведенные произведения - басни, так как они написаны в стихах.

Какая из цитат принадлежит басне?

"Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок".

"Друзья! Прекрасен наш союз!"

"Сказка ложь, да в ней намек - Добрым молодцам урок".

"Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок".

"В породе и в чинах высокость хороша;

Но что в ней прибыли, когда низка душа?"

"Исполнились мои желанья.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец."

"Нет, он не лжет, его глаза не лгут.

Они правдиво говорят, что их владелец - плут".

Главные вопросы:

1. Какова основная цель басни? лирические размышления посмеяться над забавными героями рассказать о своих переживаниях исправить пороки людей

2. Какие способы использует автор басни для достижения своей цели? рассказать о повадках животных торжественное восхваление сатирическое обличие дружеское подшучивание

3. Что обязательно должно присутствовать в басне? постоянные эпитеты аллегория и мораль зачин и повторы поэтический образ После этого этапа задание ребятам может быть подобрать басни различных писателей и совместно в классе составить словарик литературных текстов.

Можно будет обменяться составленными словариками по электронной почте. После проделанной работы можно провести конкурс инсценированной басни. Если позволяют технические средства заснять его на видеокамеру и видеосюжеты можно приложить в дальнейшем к сайту,, посвященному басням, если вы захотите сделать свою веб-страничку.

Практические рекомендации:

1. Опирайся при написании собственной басни на список пороков, предложенных авторами профессионально написанных басен (Эзопом, Лафонтеном, Крыловым, Хемницером, Дмитриевым, Михалковым и другими):

· жадность

· праздность

· трусость

· неблагодарность

· неряшливость

· невежество

· тщеславие (в простонародье - зазнайство)

· навязчивость

2. Используй традиционные персонажи басен тех же авторов:

· обитателей фауны: лев, муха, лиса, осел, мартышка, козел и другие

· силы природы: ветер, солнце, дождь, землетрясение и другие

· представителей флоры: дуб, береза, лютик, колючка и другие

Эти списки Вы можете продолжить в зависимости от собственных недостатков и пожеланий родителей.

3. Реши для себя, как тебе больше нравится писать свои басни: в прозе или в стихах. Великие писали басни по-разному! После работы по заключительному этапу вы предлагаете ребятам создать свои басни. Потом вы компонуете небольшой сборник из наиболее удачных работ и создаете свою веб-страничку. Если вы не хотите создавать свой сайт, присылайте ваши работы к нам на раздел Конференция нашего сайта "Сам себе писатель" http://ssp.ioso.ru/.

Работа в таком проекте поможет учителю уделить так часто недостающее время для работы над литературоведческим материалом, даст возможность детям попробовать свои творческие возможности, а главное, создаст среду общения единомышленников, заинтересованных в оценке своих успехов. Ведь любой начинающий автор нуждается в благожелательной аудитории. Самая же благожелательная критика обычно дается теми, кто тоже начинает пробовать себя как писатель. И всего этого можно достичь, используя в своей преподавательской деятельности те возможности, котрые открывает перед нами Интернет.

Яковлева Е.А.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа