Валаамский монастырь (работа 2)

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь, Валаамский Спасо-Преображенский (мужской) монастырь, известнейшая (наряду с Соловецким монастырем) обитель Северной России, снискавшая славу «Северного Афона».

Расположен на Валааме, самом большом острове одноименного архипелага, в северо-западной части Ладожского озера, с рядом скитов на малых островах. Летописно-житийная традиция относит начало местной иноческой жизни к 9–10 вв.; в 14–15 вв. тут уже существовало многолюдное иноческое братство, почитающее память основателей монастыря свв. Сергия и Германа. Обитель не раз приходила в упадок в результате вторжений шведов. Новая ее история начинается с первой четверти 18 в., когда Петр I закрепил за Россией западную Карелию. Наиболее интенсивное строительство развернулось в 19 в., тогда в основном и сложился нынешний архитектурный облик монастыря. В его быту киновия (монашеское общежительство) издавна сочеталась со скитской и отшельнической жизнью. Крупный религиозный и хозяйственный центр, Валаам притягивал наряду с паломниками и многих художников (И.И.Шишкина и др.).

Вместе со всем архипелагом монастырь в 1917–1940 входил в состав Финляндии; с окончанием советско-финляндской войны (1939–1940) монахи, опасаясь репрессий, ушли отсюда, учредив Нововалаамскую обитель в Хейнявеси, по ту сторону отодвинутой границы. На «старом» же Валааме была устроена школа юнг, затем (с 1945) – интернат для инвалидов войны, а с 1979 – историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Возвращенный Русской православной церкви (передача зданий началась уже в 1988), монастырь восстанавливает свое историко-церковное, равно как и историко-художественное достоинство.

В живописном скалисто-лесном пейзаже Валаама всецело доминирует первозданная природа. Архитектура сосредоточена в северной части главного острова, над которой возвышается громада Спасо-Преображенского собора (1851–1856, архитектор А.М.Горностаев). Некоторым, наиболее ранним зданиям присущи барочно-классицистические черты (Благовещенская часовня, Святые ворота; конец 18 – начало 19 вв.), но в целом в церковных постройках преобладает типичный для второй половины 19 – начала 20 вв. историзм с элементами русского стиля; таковы главный собор, а также постройки скитов (Гефсиманского, Воскресенского, Предтеченского, Никольского, Всех Святых и др.).

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа