Психологические механизмы возникновения и формирования профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности

Психологические механизмы возникновения и формирования профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности

Кандидат педагогических наук, доцент Г.Д.Бабушкин, Сибирская государственная академия физической культуры

Возникновение трудностей и всевозможных последствий в профориентационной работе со школьниками-спортсменами и студентами физкультурных вузов обусловлено незнанием и игнорированием психических механизмов, лежащих в основе возникновения и формирования у субъекта профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности. Представляя профессиональный интерес как сложное личностное образование, формирующееся под воздействием внешней среды на субъекта и проявляющееся в его отношении к выбранной профессии, оно дает возможность выявить психологические механизмы возникновения этого образования и дальнейшего его формирования. Знание этих механизмов позволит с большей эффективностью проводить профориента-ционную работу со школьниками-спортсменами и студентами физкультурных учебных заведений. Рассмотрим механизм возникновения профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности.

Согласно гипотезе Л.С.Выготского [4] и С.Л.Рубинштейна [6], внутренние действия субъекта происходят из внешних путем их интериоризации. Это положение имеет принципиально важное значение в понимании механизма возникновения профессионального интереса. В соответствии с принятой нами структурой профессионального интереса [3] его составными компонентами являются эмоциональный, мотивационный, интеллектуальный и волевой. Возникновение профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности начинается с проявления положительных эмоций у субъекта в отношении к профессии. Школьники-спортсмены являются непроизвольными наблюдателями деятельности, выполняемой их тренером. Постоянное наблюдение, на первых порах непроизвольное, а затем произвольное, приводит к тому, что школьникам начинает нравиться эта профессия. Однако далеко не всем. Проведенный нами анализ сочинений на тему "Моя любимая профессия" показывает, что некоторые школьники не могли ответить на вопросы "Чем Вам нравится профессия тренера?", "Что послужило первоначальным источником возникновения интереса к профессии тренера?". В школьные годы этому способствует выполнение этой деятельности их наставником - тренером. Для этих лет характерны переживания и представления себя в роли тренера. На данном этапе возникновения профессионального интереса (эмоциональном) не все школьники готовы обосновать выбор рассматриваемой профессии, а это может привести к ошибкам.

Положительные эмоции в отношении к профессии служат источником возникновения мотивов выбора профессии (мотивационный компонент), происходит обоснование своего профессионального выбора. В структуре мотивационного компонента проявляется широкий спектр мотивов. Далеко не все школьники руководствуются профессионально значимыми мотивами, что указывает на необходимость управления процессом формирования профессиональной мотивации у • школьников, так как на следующем этапе формирования личности специалиста (вузовском) перестроить сформировавшуюся мотивацию не всегда удается. Следует сказать, что именно характер мотивов определяет сущность профессионального интереса и устойчивость (длительность) его сохранения у субъекта.

С момента актуализации мотивов выбора профессии формируется интеллектуальный компонент профессионального интереса. В свою очередь познание профессии, внутреннее ее принятие и нахождение своего места в будущей деятельности укрепляет мотивы, эмоции. Проявление самостоятельной интеллектуальной активности школьником затруднительно. В этом ему необходима помощь со стороны педагогов, старших товарищей. Параллельно с проявлением интеллектуальной активности начинает формироваться волевой компонент, в функции которого входит преодоление отрицательных эмоций и неблагоприятных состояний.

Таким образом, механизм возникновения профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности представляет собой проявление у субъекта ряда психических процессов в отношении к этой профессии. С целью получения стабильно функционирующего профессионального интереса у школьников необходимо и возможно управлять процессом его возникновения [2].

Изучение процесса формирования профессионального интереса к деятельности тренера [3], проведенное в естественных условиях и в условиях педагогического эксперимента, позволило нам вскрыть механизмы формирования этого личностного образования.

Процесс формирования профессионального интереса у школьников представляет собой "накопление" структурных компонентов с помощью составляющих элементов. В эмоциональном компоненте это положительное отношение к профессии, уверенность в правильном ее выборе,удовлетворенность выбором. Мотивационный компонент включает обоснование выбора профессии, выделение факторов, обусловливающих этот выбор. Интеллектуальный компонент наполняется представлением о выбранной профессии, знанием ее особенностей. Волевой компонент включает активность субъекта при познании и выборе профессии. Характерно, что содержание образовавшихся структур составных компонентов в старшем школьном возрасте подвергается минимальной перестройке. Механизм "накопления" проявляется и при формировании, профессионального интереса у студентов.

В формировании профессионального интереса у школьников, студентов и молодых специалистов вскрыт механизм "подкрепления", пусковым импульсом которого являются положительные результаты выполняемой ими деятельности. Благодаря им осуществляется перестройка в структуре интеллектуального и волевого компонентов интереса. В основе механизма подкрепления лежат положительные эмоции, возникающие у субъекта при положительной оценке его деятельности. Отрицательная оценка также может давать результаты. Однако необходимым условием для этого является то, чтобы выполняемая им деятельность была для него значимой и имела личностный смысл.

Формирование профессионального интереса у студентов, вовлеченных в практическую деятельность по профилю своей профессии, и у молодых специалистов - тренеров осуществля-ется через механизм "разрешения противоречий" [5]. К таким противоречиям относятся: 1) противоречие между профессиональными планами и притязаниями субъекта на конкретный результат и фактическим результатом, достигнутым в работе; 2) между стремлением субъекта выразить себя, самоутвердиться и общественно важной деятельностью работающих с ним коллег; 3) между возможностями субъекта и требованиями, предъявляемыми к выполняемой деятельности; 4) между сформировавшимся у субъекта профессиональным интересом и низко выраженной склонностью к педагогической деятельности. Следует отметить, что не всегда эти противоречия и способы их разрешения ведут к развитию профессионального интереса, возможно и его ослабление, вплоть до смены профессии. Это уже зависит от конкретной личности, ее устремлений, идеалов, способностей, воли, социального окружения.

На вузовском этапе формирования профессионального интереса происходит накопление мотивационного компонента: на мотивы выбора профессии наслаиваются мотивы овладения ею. В результате уже на первом году обучения происходит интенсивное развитие интеллектуального компонента. Мотивы выбора профессии определяют состав мотивов овладения ею. Направленность мотивов выбора профессии на ее содержательно-результативном аспекте обусловлена наличием у субъекта склонности к педагогической деятельности. В результате внешних воздействий (обучение в вузе) на субъекта структура эмоционального и мотивационного компонентов, в случае их соответствия устойчивому профессиональному интересу, сохраняется и приобретает стабильный характер. В случае отсутствия такого соответствия происходит перестройка отношений и мотивов.

Смена неопределенного отношения к профессии на положительное, а также возникновение устойчивого стремления к качественной подготовке себя как профессионала вызывает перестройку в интеллектуальном и волевом компонентах. Ситуативное обращение к специальной литературе сменяется постоянным, происходит повышение волевой активности субъекта в овладении профессией. Процесс перестройки эмоционального и мотивационного компонентов имеет индивидуальный характер: у одних студентов этот процесс завершается на втором курсе, у других на третьем, у остальных на четвертом. Это зависит от степени выраженности у субъекта склонности к педагогической деятельности.

У специалистов-тренеров формирование профессионального интереса происходит в первые четыре года работы. Эмоциональный компонент характеризуется недостаточно полной удовлетворенностью профессией. На вопрос: "Если бы Вам пришлось заново выбрать профессию, выбрали бы Вы ее вновь?", 38% опрошенных тренеров ответили неопределенно. Если на первом году работы положительное отношение к ней выявлено у 38%, то на втором году - у 62%. Параллельно с эмоциональным компонентом происходит перестройка и в мотивационном. Наряду с мотивами выбора профессии формируются мотивы совершенствования своего профессионального мастерства и достижения высоких показателей в работе. Уже на первом году работы у специалистов происходит перестройка мотивации выбора и переоценка привлекательности профессии. Большинство (62%) специалистов к концу первого года работы определяют свой профессиональный выбор любовью к спортивной работе с детьми. Развитие мотивационного компонента связано с развитием эмоционального, о чем свидетельствует довольно существенная связь между ними (г = 0,478). Главную роль в развитии интереса играют личностные факторы (способности, внутренняя мотивация, склонность к педагогической деятельности, результативность в работе).

В процессе управления формированием профессионального интереса проявляются два механизма. Первый заключается в том, что специально организованные условия и мероприятия, а также используемые средства способствуют актуализации профессионально значимых мотивов, формированию положительного отношения к профессии, росту интеллектуальной и волевой активности личности. Субъект, находясь в определенных условиях, самостоятельно принимает решения, например более качественно овладеть профессией. Такой механизм в психологии принято называть "снизу вверх" [1]. В данном случае усиливаются те структурные компоненты интереса и их составляющие, которые служат исходным пунктом для формирования интереса. К ним можно отнести у школьников - чувство восхищения выбираемой профессией; у студентов - состояние удовлетворенности выбранной профессией и осознание способностей; у специалистов - убежденность в правильном выборе профессии. Механизм "снизу вверх" стимулируется в основном изменением внешних условий. Так, например, вовлечение школьников и студентов в практическую деятельность по профилю выбранной профессии заставляет их взглянуть на себя с точки зрения профессионала и по-новому относиться к профессии провести переоценку профессионального мотивационного комплекса.

Второй механизм заключается в усвоении субъектом предъявляемых ему в "готовом виде" целей, задач, идеалов, ценностей, отношений, мотивов, необходимых волевых усилий, которые должны быть сформированы, превратившись из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально функционирующие. Объяснение субъекту смысла предъявляемых побуждений в его профессиональной деятельности .облегчает и ускоряет принятие их за собственные. Этот механизм называется "сверху вниз" [1]. Проявление его особенно четко наблюдается при использовании приема "прогнозирования профессиональной перспективы". Данный механизм опирается на искусственную перестройку действующего у субъекта профессионального интереса, если его структура не соответствует заданным параметрам. Например, чтобы студент как можно лучше подготовился к будущей профессиональной деятельности, он должен убедиться в этом сам и в результате внешних воздействий переосмыслить свое отношение к профессиональной подготовке. Это становится возможным при возникновении у него состояния неудовлетворенности в процессе осуществления значимой для него деятельности (учебной, профессиональной), оцененной преподавателем как неудовлетворительная. Если же выполняемая деятельность значима для субъекта, то он будет стремиться к положительной оценке ее в будущем, что может быть достигнуто при более ответственной подготовке себя к ее последующему выполнению.

Если к началу профессиональной деятельности молодой специалист руководствовался одними мотивами в своей работе (например, любовью к детям, интересом к спорту), то в процессе приобщения к коллективу и принятия установившихся в нем традиций, требований у него формируется дополнительная мотивация (общественного плана), наполняющая исходную мотивацию новым содержанием. Таким дополнением могут быть следующие мотивы: "подготовка выдающегося спортсмена", "стремление быть не хуже других", "чувство долга и ответственности" и т.д. Происходит расширение содержания профессионального интереса. Такая перестройка в структуре профессионального интереса стала возможной посредством воздействия коллектива на молодого специалиста при условии его полной адаптации к коллективу и профессиональной деятельности.

Исследование влияния профессионального интереса на выполняемую специалистом деятельность показывает, что отдельные субъекты осуществляют ее, не имея при этом устойчивого профессионального интереса. Причем у них и не появляется желания сменить профессию. Можно полагать, что возникшее у них однажды противоречие между желаемым и возможным не стало для них движущей силой в развитии. профессионального интереса и ослабило свое влияние. Профессиональный интерес в силу недостаточного развития не оказывает стимулирующего влияния на выполняемую деятельность, результаты которой недостаточно высоки. Произошла "консервация" профессионального интереса, и управление его развитием стало невозможным.

Заключение. Возникновение профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности связано, с протеканием у субъекта ряда психических процессов (эмоциональных, мотивационных, интеллектуальных, волевых), проявляющихся в определенной последовательности и обусловливающих интегральное отношение к интересующей его профессии.

Профессиональный интерес на школьном и студенческом этапах формируется согласно механизму "накопления". Каждый структурный компонент интереса наполняется составными элементами, отражающими характер отношения субъекта к выбранной профессии. Существенное значение в формировании профессионального интереса имеют механизмы "разрешения противоречий" и "подкрепления".

При управлении формированием профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности следует иметь в виду действие двух механизмов: "сверху вниз" и "снизу вверх". Организация профориентационной работы со школьниками-спортсменами, студентами физкультурных учебных заведений и молодыми специалистами (тренерами, педагогами) позволит обеспечить правильный выбор профессии школьниками и сформировать устойчивый профессиональный интерес у студентов и специалистов.

Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.

2. Бабушкин Г.Д., Захарова О.В., Герасименко Е.М. Управление процессом профессионального самоопределения школьников-спортсменов. В сб.: Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях перестройки и реформы народного образования. - Омск: ОГПИ, 1987, с. 157-159.

3. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. - Омск: ОГИФК, 1990.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. - М.: АПК РСФСР, 1956.

5. Лакатош Д. Автореф. дис. Л., 1978.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебн. пос. 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1946.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа